На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

IIА С Т Р А Ж Е t ' & M l ' f f F b l f 23 июля 1947 г., № 170 (2861) л* Ко Дню Военно-Морского Флота • ■ " СВЯТО И ПРИУМНОЖАТЬ — Флоту быть! ----- сказали большевики Годы ишерналистичесм4 1 гражданской войны силы» разрушили морской флот. На Каспии корабли попали в руки Англичан, на Дальнем Востоке — белым и японцам, на Черном мбре большинство кораблей? было затоплено под Новороссойь ском по приказу Советсше правительства ва время окку­ пации юга немцами. Остальные корабли были частью уведены англо-французскими интервен­ тами, а частью подорваны в Се­ вастопольской бухте. т Запасы морского хозяйства, необходи­ мого для жизни кораблей, за годы войны окавались исчер­ панными, промышленность на­ шей страны, от которой зави­ сит жизнеспособность флота, была разрушена. Партия большевиков под ру­ ководством товарищей Ленина и Сталина на своем X с’езде приняла решение: «Необходимо в соответствии с общим поло­ жением и материальными ре­ сурсами Советской России - принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота». В славноЯ истории создании а строительства нашего совет­ ского Военно-Морского Флота есть мзого замечательных дат. Одной из таких дат является 16 октября 1922 года — день, когда V с’езд Российского Ком­ мунистического Союза Молоде­ жи по инициативе товарищей. Ленина и Сталина принял шефство над флотом. В своем обращении к морякам и ко всей трудящейся молодежи с’езд заявил: «Российский коммунистический союз молодежи S страдные дни гражданских боев Дослал 10 тысяч с doих лучших товарищей в ряды непобедимой Красной Армии. Кровью комсомольцев орошены воды Вислы и горы су­ рового Урала, сибирская тайга и беспредельные равнины юга. Трехлинейка красногвардейцев, Инки буденновцев и клинки червоюых казаков побывали в наших руках. Ими в огне и буре революции ковалн мы мощь и творили величие первой в мире пролетарской республики. И недавно, уже в годы мира, когда рабоче- крестьянская Россия вновь по­ лу^тала возможность, нрнльвуть к станку и кмиге, мы всё же сумели вывести более двух тысяч комсомольцев из завод­ ских кузниц, н отдать их в ря­ ды бойцов за социалистическую республику — в Красный воен­ ный флот. Через этих комсо­ мольцев, находящихся на бор­ тах военных кораблей, мы кровно связаны с краснофлот­ цами. iHe ограничиваясь этой связью, учитывая ту колос­ сальную роль, которую играет Красный военный флот в деле обороны подступов к Советской республике, и считая необходи­ мым взять на себя основную рабиту в деле возрождения боевой мощи морских сил Со­ ветской России, V Всероссий­ ский с’езд РКСМ постановляет принять шЦхгтво над Красным военным флотом республики. Всероссийский с’езд призыва­ ет всех комсомольцев и всю г^Г vrr>~ трудящуюся молодежь каждо­ дневно помогать Красному фло­ ту и его моржам: переписы­ ваться с моряками; помогать их семьям, устраивать сборы, от­ числения, пролагавднровать идею создания мощного Крае­ вого военного фмота. Лучшей комсомольской организацией будет та, которая сможет боль­ ше всего ш е с т в дело помощи красным орлам ваших морей. Коооомыльцы и юрасмофдетцы •од о д и н т м и н в д е т 1 ВО-] рать амию н то же дёло —строить Советскую республи­ ку я защищать ее берега». Решение У с’еада комсомола о принятии шефства над фло­ том подало новую волну эн­ тузиазма среди советской моло­ дежи. Комсомол провел ряд мо­ билизаций н нослал лучших своих сынов в ряды Красного флота. Одновременно комсомол де­ лал все необходимое, чтобы улучшать материально-быто­ вые условия краснофлотцев. На первом этапе своего шефства особенно болиную помощь ока­ зал комсомол укреплению во­ енно-морской мощи Советского Союза в «Неделю Красного флота». Эта «неделя» была на­ чата но все! стране 15 января 1923 года и тянулась в некото­ рых областях около двух — трех месяцев. ЦК комсомола Украины ут­ вердил ежемесячную наметку денежной помощи губкомов подшефным морским частям. Цифры, переведенные на золо­ тые рубли, составляли: Харьков — 300 руб., Киев — 300 руб., Одесса — 300 руб., Чернигов — 1 0 0 руб. и т. д. Нод руководством больше­ вистской партии молодыми мо­ ряками были восстановлены и введены в строй корабли «Ком­ сомолец», «Марат», «Аврора» — на Балтийском море; «Ко­ минтерн», «Незаможник» и ряд других — на Черном море. Экипажи кораблей приступили в планомерной боевой учебе. Миноносцы Краснознаменного Балтийского флота открывают *первую летнюю кампанию. Впервые показывается у Гог- ланда под советским военно- морским флагом Учебный отряд кораблей во главе с «Храбрым». Летом 1922 года Балтийский флот проводит маневры. Учеб- чньга корабль «Океан» совер­ шает длительный шкод до Кильекой бухты. Уже в первые летим кампа­ нии 1922— 1923 годов комсо­ мольцы-моряки показали, что они могут справиться с воз­ ложенными на пйх задачами. Крепла воинская дисциплина. Экзамены первых выпускников, окончивших Учебные отряды и школы в 1923 году, а также учебные плавания показали, что флот получил прекрасные кадры молодежи, — преданные интересам советского народа, делу партии Ленина— Сталина. Плакат периода призыва молодежи в Красный Флот. т е д н и 1922 год. Мерно отстукивают колеса вагонов. Путь далекий по тем временам, обстановка при­ вычная. За «буржуйкам», кото­ рую при помощи коменданта до­ стали на одной станции, сидели мы и обсуждали наше будущее. Каждый строил свои предположе­ ния, догадки, фантазировал, а фантазировать было от чего: каждый из нас читал и Мариэтта и Станюковича и каждому из нас представлялось дело таким по­ рядком, что как мы приедем во флот, так сейчас и станем капи­ танами. Молодость! Одно твердо мы знали, что нас послали стро­ ить флот и это во что бы то ни стало надо выполнить так, как мы делали другие дела в годы гражданской войны. Вот и Севастополь. На вокзале нас встретили представители эки­ пажа и через нопаса мы уже были в казармах. Когда мы шли к экипажу, то увидели в бухте корабли. Здесь были «Евста­ фий», «Синоп», «Три святите­ ля», Поповка екатерининская, на которой императрица хотела совершать свое путешествие по Черному морю, га конструктору так и не удалось сделать корабль, который бы не испытывал качку па море. Корабли паи придали еще больше бодрости и уверенно­ сти. Но, к сожалению, нам вскоре пришлось в этом разоча­ роваться. Мы узнали, что эти ко­ рабли представляли собой лишь коробки. Интервенты разрушили их до основания. Наши мечты и фанта­ зии столкнулись с сурово# дейст­ вительностью. Политрук вам убе­ дительно и ясно растолковал, что капитанов из нас сразу не вый­ дет, что надо сейчас заняться более реальными вещами. Сегод­ ня ночью после строевой подго­ товки разгрузить баржу е углем для того, чтобы камбузы экипажа могли готовить пищу, а завтра опять после ваиятий надо будет помочь команде, которая восста- Рассназ участника комсомольского призыва во флот • нашивала «Ьвмиитерв»,, в трю­ мах поработать. Дав нас стала понятным, что только через большую учебу, трудною работу мы сможем осуществить т-о, а чем мечтали. Комсомольских организаццй в ту пору не было в той понятии, вал­ кими их мы имеем сейчас на» Флоте. В 1923 году были создаю* БГСП (комсомольские грунны со­ действия партии). Дело заключа­ лось в топ, что комсомольские организации не выносили своих окончательных решения без ут­ верждения партийной организа­ ции. Бил политчас, ва который собирали всю роту, и нам полит­ рук раз’яенял, что такое красная пятиконечная звезда, что озна­ чает на нашей государственном флаге серп и молот, какие собы­ тия происходят sa границей. После прохождения курса стро­ евой подготовки состоялеял арад и принятие присяги. Пятая ком­ сомольская рота получила от командующего флотом благодар­ ность за строевое обучение. И мы в этот день впервые за 6 месяцев вышли в город. После экипажа многие из нас попали прямо на корабли, а не­ которые пошли в школы Учебного отряда. Школ, собственно гово­ ря, еаце не было. Они создавались собственными руками. Достава­ лись приборы, оборудование и в то же время шла учеба. Жизнь в школах била ключом. Комеомоп- ские организации раэвериулк ши­ рокую работу по художественной самодеятельности. Создавались литературные кружки, спортив­ ные команды. А в это вреия в бухте шла тя>- желая, напряженная работа п» •восстановлению кораблей — крей­ сера «Коминтерн», мппопогпов- угольщиков «Лейтенант Шмитд», «Марти». Интервенты, не имея возможности увести крейсер, взорвали на нем цилиндры машин. Многим специалистам казалось, ire восстановить крейсер невоз- иожнп. Но не таковы большевики. Цилиндры на крейсер были приве­ зены с Балтики, и механик Вдо- вичгнко вместе с небольшой группой старых моряков, с по­ мощью прибывших на флот ком­ сомольцев сумел оживить сердце корабля. Памятен пролетарский празд­ ник 1 Мая 1923 года. В этот день крейсер «Коминтерн» вышел в море. Это было большим собы­ тием для флота, которое свиде­ тельствовало о том, что флот на Черном море у молодой Советской республики будет. Выход «Коминтерна» в море сопровождался злобными вы- думками наших врагов. По Сева* стоподю был пущен слух, что крейсер вышел в море не своим ходом, а что его тянули... подвод­ ные лодки. В этот день в одной из слабодок было об’явлено о найденной какой-то’ «чудодей­ ственной» иконе, н что при этом событии было какое-то знамение на небе. Моряки день за днем напряга­ ли свои силы, и в море за «Ко­ минтерном» вьппли миноносцы «Лейтенант Шмидт» и «Марти», а в скором времени трудящиеся портов Черноморского побережья с восторгом и радостью встречали эскадру советского Военно-Мор- envoro Флота. На кораблях у машин, пушек стояли молодые ребята-1 комсомольцы, которые были гор­ ды сознанием того, что поручен­ ное км дело партией большевиков они выполнили е честью. Н звон­ ко гремела на улицах городов, на палубах кораблей любимая песня моряков: «Лейся, песнь моя, комсомоль­ ская, Берегись, фашисты, ны едем на иоря». А. АЛЕКСАНДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz