На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
IIА С Т Р А Ж Е t ' & M l ' f f F b l f 23 июля 1947 г., № 170 (2861) л* Ко Дню Военно-Морского Флота • ■ " СВЯТО И ПРИУМНОЖАТЬ — Флоту быть! ----- сказали большевики Годы ишерналистичесм4 1 гражданской войны силы» разрушили морской флот. На Каспии корабли попали в руки Англичан, на Дальнем Востоке — белым и японцам, на Черном мбре большинство кораблей? было затоплено под Новороссойь ском по приказу Советсше правительства ва время окку пации юга немцами. Остальные корабли были частью уведены англо-французскими интервен тами, а частью подорваны в Се вастопольской бухте. т Запасы морского хозяйства, необходи мого для жизни кораблей, за годы войны окавались исчер панными, промышленность на шей страны, от которой зави сит жизнеспособность флота, была разрушена. Партия большевиков под ру ководством товарищей Ленина и Сталина на своем X с’езде приняла решение: «Необходимо в соответствии с общим поло жением и материальными ре сурсами Советской России - принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота». В славноЯ истории создании а строительства нашего совет ского Военно-Морского Флота есть мзого замечательных дат. Одной из таких дат является 16 октября 1922 года — день, когда V с’езд Российского Ком мунистического Союза Молоде жи по инициативе товарищей. Ленина и Сталина принял шефство над флотом. В своем обращении к морякам и ко всей трудящейся молодежи с’езд заявил: «Российский коммунистический союз молодежи S страдные дни гражданских боев Дослал 10 тысяч с doих лучших товарищей в ряды непобедимой Красной Армии. Кровью комсомольцев орошены воды Вислы и горы су рового Урала, сибирская тайга и беспредельные равнины юга. Трехлинейка красногвардейцев, Инки буденновцев и клинки червоюых казаков побывали в наших руках. Ими в огне и буре революции ковалн мы мощь и творили величие первой в мире пролетарской республики. И недавно, уже в годы мира, когда рабоче- крестьянская Россия вновь по лу^тала возможность, нрнльвуть к станку и кмиге, мы всё же сумели вывести более двух тысяч комсомольцев из завод ских кузниц, н отдать их в ря ды бойцов за социалистическую республику — в Красный воен ный флот. Через этих комсо мольцев, находящихся на бор тах военных кораблей, мы кровно связаны с краснофлот цами. iHe ограничиваясь этой связью, учитывая ту колос сальную роль, которую играет Красный военный флот в деле обороны подступов к Советской республике, и считая необходи мым взять на себя основную рабиту в деле возрождения боевой мощи морских сил Со ветской России, V Всероссий ский с’езд РКСМ постановляет принять шЦхгтво над Красным военным флотом республики. Всероссийский с’езд призыва ет всех комсомольцев и всю г^Г vrr>~ трудящуюся молодежь каждо дневно помогать Красному фло ту и его моржам: переписы ваться с моряками; помогать их семьям, устраивать сборы, от числения, пролагавднровать идею создания мощного Крае вого военного фмота. Лучшей комсомольской организацией будет та, которая сможет боль ше всего ш е с т в дело помощи красным орлам ваших морей. Коооомыльцы и юрасмофдетцы •од о д и н т м и н в д е т 1 ВО-] рать амию н то же дёло —строить Советскую республи ку я защищать ее берега». Решение У с’еада комсомола о принятии шефства над фло том подало новую волну эн тузиазма среди советской моло дежи. Комсомол провел ряд мо билизаций н нослал лучших своих сынов в ряды Красного флота. Одновременно комсомол де лал все необходимое, чтобы улучшать материально-быто вые условия краснофлотцев. На первом этапе своего шефства особенно болиную помощь ока зал комсомол укреплению во енно-морской мощи Советского Союза в «Неделю Красного флота». Эта «неделя» была на чата но все! стране 15 января 1923 года и тянулась в некото рых областях около двух — трех месяцев. ЦК комсомола Украины ут вердил ежемесячную наметку денежной помощи губкомов подшефным морским частям. Цифры, переведенные на золо тые рубли, составляли: Харьков — 300 руб., Киев — 300 руб., Одесса — 300 руб., Чернигов — 1 0 0 руб. и т. д. Нод руководством больше вистской партии молодыми мо ряками были восстановлены и введены в строй корабли «Ком сомолец», «Марат», «Аврора» — на Балтийском море; «Ко минтерн», «Незаможник» и ряд других — на Черном море. Экипажи кораблей приступили в планомерной боевой учебе. Миноносцы Краснознаменного Балтийского флота открывают *первую летнюю кампанию. Впервые показывается у Гог- ланда под советским военно- морским флагом Учебный отряд кораблей во главе с «Храбрым». Летом 1922 года Балтийский флот проводит маневры. Учеб- чньга корабль «Океан» совер шает длительный шкод до Кильекой бухты. Уже в первые летим кампа нии 1922— 1923 годов комсо мольцы-моряки показали, что они могут справиться с воз ложенными на пйх задачами. Крепла воинская дисциплина. Экзамены первых выпускников, окончивших Учебные отряды и школы в 1923 году, а также учебные плавания показали, что флот получил прекрасные кадры молодежи, — преданные интересам советского народа, делу партии Ленина— Сталина. Плакат периода призыва молодежи в Красный Флот. т е д н и 1922 год. Мерно отстукивают колеса вагонов. Путь далекий по тем временам, обстановка при вычная. За «буржуйкам», кото рую при помощи коменданта до стали на одной станции, сидели мы и обсуждали наше будущее. Каждый строил свои предположе ния, догадки, фантазировал, а фантазировать было от чего: каждый из нас читал и Мариэтта и Станюковича и каждому из нас представлялось дело таким по рядком, что как мы приедем во флот, так сейчас и станем капи танами. Молодость! Одно твердо мы знали, что нас послали стро ить флот и это во что бы то ни стало надо выполнить так, как мы делали другие дела в годы гражданской войны. Вот и Севастополь. На вокзале нас встретили представители эки пажа и через нопаса мы уже были в казармах. Когда мы шли к экипажу, то увидели в бухте корабли. Здесь были «Евста фий», «Синоп», «Три святите ля», Поповка екатерининская, на которой императрица хотела совершать свое путешествие по Черному морю, га конструктору так и не удалось сделать корабль, который бы не испытывал качку па море. Корабли паи придали еще больше бодрости и уверенно сти. Но, к сожалению, нам вскоре пришлось в этом разоча роваться. Мы узнали, что эти ко рабли представляли собой лишь коробки. Интервенты разрушили их до основания. Наши мечты и фанта зии столкнулись с сурово# дейст вительностью. Политрук вам убе дительно и ясно растолковал, что капитанов из нас сразу не вый дет, что надо сейчас заняться более реальными вещами. Сегод ня ночью после строевой подго товки разгрузить баржу е углем для того, чтобы камбузы экипажа могли готовить пищу, а завтра опять после ваиятий надо будет помочь команде, которая восста- Рассназ участника комсомольского призыва во флот • нашивала «Ьвмиитерв»,, в трю мах поработать. Дав нас стала понятным, что только через большую учебу, трудною работу мы сможем осуществить т-о, а чем мечтали. Комсомольских организаццй в ту пору не было в той понятии, вал кими их мы имеем сейчас на» Флоте. В 1923 году были создаю* БГСП (комсомольские грунны со действия партии). Дело заключа лось в топ, что комсомольские организации не выносили своих окончательных решения без ут верждения партийной организа ции. Бил политчас, ва который собирали всю роту, и нам полит рук раз’яенял, что такое красная пятиконечная звезда, что озна чает на нашей государственном флаге серп и молот, какие собы тия происходят sa границей. После прохождения курса стро евой подготовки состоялеял арад и принятие присяги. Пятая ком сомольская рота получила от командующего флотом благодар ность за строевое обучение. И мы в этот день впервые за 6 месяцев вышли в город. После экипажа многие из нас попали прямо на корабли, а не которые пошли в школы Учебного отряда. Школ, собственно гово ря, еаце не было. Они создавались собственными руками. Достава лись приборы, оборудование и в то же время шла учеба. Жизнь в школах била ключом. Комеомоп- ские организации раэвериулк ши рокую работу по художественной самодеятельности. Создавались литературные кружки, спортив ные команды. А в это вреия в бухте шла тя>- желая, напряженная работа п» •восстановлению кораблей — крей сера «Коминтерн», мппопогпов- угольщиков «Лейтенант Шмитд», «Марти». Интервенты, не имея возможности увести крейсер, взорвали на нем цилиндры машин. Многим специалистам казалось, ire восстановить крейсер невоз- иожнп. Но не таковы большевики. Цилиндры на крейсер были приве зены с Балтики, и механик Вдо- вичгнко вместе с небольшой группой старых моряков, с по мощью прибывших на флот ком сомольцев сумел оживить сердце корабля. Памятен пролетарский празд ник 1 Мая 1923 года. В этот день крейсер «Коминтерн» вышел в море. Это было большим собы тием для флота, которое свиде тельствовало о том, что флот на Черном море у молодой Советской республики будет. Выход «Коминтерна» в море сопровождался злобными вы- думками наших врагов. По Сева* стоподю был пущен слух, что крейсер вышел в море не своим ходом, а что его тянули... подвод ные лодки. В этот день в одной из слабодок было об’явлено о найденной какой-то’ «чудодей ственной» иконе, н что при этом событии было какое-то знамение на небе. Моряки день за днем напряга ли свои силы, и в море за «Ко минтерном» вьппли миноносцы «Лейтенант Шмидт» и «Марти», а в скором времени трудящиеся портов Черноморского побережья с восторгом и радостью встречали эскадру советского Военно-Мор- envoro Флота. На кораблях у машин, пушек стояли молодые ребята-1 комсомольцы, которые были гор ды сознанием того, что поручен ное км дело партией большевиков они выполнили е честью. Н звон ко гремела на улицах городов, на палубах кораблей любимая песня моряков: «Лейся, песнь моя, комсомоль ская, Берегись, фашисты, ны едем на иоря». А. АЛЕКСАНДРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz