На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

2 ;f > НА С Т Р АЖЕ З а М М Я Р Ь ) Г г июля 1947 г., Яг 1 5 2 J2 8 4 3 ) Бсщвгав корабля Н. старшим i статья t f . ШЯВЯса *■“ irrfCI1)^4 щкй хоэнт своего эавадываоия и уыельЛ Шсщ> порученного дела. Все боцманское *хозяйство он содержит в образцовом со- стоявши. НА СНИМКЕ: боциав Н. Шабаев. г ' Фото М. Бугакова. урно Йасле неделя боевой учейй матросы, сержанты ■ старшины нашего подразделения культурно проводят -дня отщыха. В агенуг шве воскресенье, например, по инициативе комсомольцев Мч> хайлова и Грнбаиева в кубрике были организованы игры, кол­ лективные песни под гармошку, потом был показан кинофильм. Вечером б д а проведен культ* поход ,в «естный клуб. Матросы я сержанты оборуд<> вали спортивную площадку, где проводят часы досуга любителя спорта. Старшим матрос В. МАРКОВ. ------ о — С первого залпа Готовясь к стрельбе, команди­ ры орудий и старшины команд много поработали над тем, чтобы углубить свои знзппя и повы­ сить выучку подчиненных. Поми­ мо старшинской учебы по специ­ альности, были проведены тща­ тельные разборы состоявшихся рапсе стрельб. Они имели большое значение для подготовки личного состава. На разборах были про­ анализированы случаи, когда при отстреле материальной части орудий однажды по вине цент­ рального поста управления не был придан угол возвышения, и выстрел произошел в нулевом по­ ложении; или когда на одном из орудий в период подготовки ■ отстрелу слабо был закреплен шланг, по которому поступает воздух для продувания орудия, и в результате прп втором выстре­ ле шланг был падорван. На конк­ ретных ошибках артиллеристы учились, как надо действовать. Главный старшина Кудрявцев *— опытный артиллерист. Он хорошо зпает, как много значит тщательная подготовка связи п приборов. Переходя от орудия к орудию, он лично убеждался в надежной работе связи. Особенно хороших результатов в подготовке своих подчиненных добился командир орудия старыш- па 2 статьи Кузьмин. В его ору­ дийном расчете большинство матросов стреляли впервые, но им старшина сумел привить практическое навыки, все они отлично изучили боевые инструк- на боевом г>:ип и организацию посту. Под руководством старшины 2 статьи Кузьмина матросы с боль­ шим старанием готовились к стрельбе. Матрос Мартынкевич расиисан на орудии замочным. Свою специальность он знает от­ лично. На прошлой стрельбе он успешно справился со своими обязанностями, хотя стрелял впервые; подготовленная им ма­ териальная часть работала без замечаний. Ко второй стрельбе замочный Мартыпкевич готовился с еще большим напряжением. Подготовляя замок, он осмогрел каждую деталь, все креплеппя. С такой же внимательностью готовились к стрельбе и наводчи­ ки орудия старший матрос Чай­ ковский, матрос Мартвнчешсо, установщик прицела и целика кандидат в члены ВКП(б) Студе- шкин. Старшина 2 статьи Кузьмин— член ВКП(б). Успешно обучая своих подчиненных воинскому мастерству, оп ведет с ними большую политико-воспитатель­ ную работу. Когда орудие было приготовлено к стрельбе, старши­ на Кузьмин собрал своих подчи­ ненных и провел с ними беседу, рассказал, как надо действовать во время стрельбы, поделился своим опытом. Он прочитал матросам передовую статыо газе­ ты «Красный флот»: «Стрелять так, как учит опыт войны». С коммунистами и комсомоль­ цами старшина побеседовал от­ дельно. — Ваш долг, — сказал стар­ шина, — показать личный при­ мер организованности и дисцип­ лины, работать с огоньком. Большую помощь командиру оказали партийные и комсомоль­ ские организации. Были написа­ ны лозунги, коммунисты — вете­ раны Отечественной войны прове­ ли групповые и индивидуальные беседы с матросами, впервые уча­ ствующими в стрельбах, подели­ лись своим боевым опытом, рас­ сказали о работе отличпиков- комендоров. Редактор «Боевого ли­ стка» (кандидат в члены ВКП(б) Буньков выпустил «Боевой ли­ сток > с призывом: «Отлично под­ готовимся и проведем стрельбы!» В походе одно за другим сле­ довали учения. Каждая минута была заполнена боевой учебой, тренировками. Офицер Зажиреев и главный старшина Кудрявцев использовали этот период для тренировки орудийных расчетов, отработки боевой организации, провели ряд немых стрельб. На приборы орудий поступили исходпые данные, а вскоре и команда: «Орудия зарядить! >. Над морем прогремел первый ору­ дийный залп. Возле цели поднял­ ся огромный столб воды. С пер- вого залпа цель была накрыта. Батарея перешла на поражение. Орудия стреляли с полной скоро­ стрельностью. Стрельба была выполнена с высокой оценкой. Младший лейтенант Г. МОЗЕРОВ. БОЕВОЙ УЧЕБ МЕШАЮЩИЕ 1. Где тягач? Раи» утром на морском аэрод­ роме техники и механики еще раз проверяли перед полетом ма­ териальную часть, дозаряжали бензобаки горючим. Вскоре.все боевые самолеты были подготовлены" к "спуску па воду. Теперь надо было ожидать тягач. По заявке, данной в га­ раж офицера Мякушко, шофер с тягачом солдат Роговой) должен прибыть на аэродром в 7.00. По его не было ни в 7,00, ни в 8.00. Инженеры забеспокоились. После долгих хождений инже­ неру Сидорову удалось вызвать на аэродром тягач. Роговой го своей машиной прибыл уже в девятом часу, когда до вылета оставалось нр больше часа. Несвоевременное прибытие на аэродром тягача вызвало тороп­ ливость при выруливании само­ летов на спуск. Каждый коман­ дир, инженер стремился первым отбуксировать свои самолеты, чтобы точно выдержать время начала полетов. И хотя первый самолет удалось спустить на во­ ду к моменту начала полетов, остальные задержались и были спущены с опозданием на 20 — 25 минут. В срыве полетов в первую очередь повинны комендант аэ- ролрома старший лейтенант Сентадрии, офицер Мякушко и шофер Роговой. Они к заявке летной части отнеслись безот­ ветственно, а офицер Севтюрин в этот день даже не был на аэродроме. 2. Ещз раз о крестовинах О том, что на морском аэродро­ ме нехватает крестовин, комен­ данту старшему лейтенанту Сен- тюрину известно дажно. На сей счет инженеры с ним говорили мпого, исписали па заявки нема­ ло бумаги. Комендант каждый раз обещал все сделать, все уст­ роить, как положено по инструк­ циям и наставлениям. Но эти благие обещания остались пусты­ ми словами. Инженеры справед­ ливо его упрекают: «Сентюрин только обещает, а воз, как гово­ рится, и ныне там». Характерно, что вечером, на­ кануне летного дня, инженер Си­ доров обратился к коменданту еще раз по поводу крестовпн. Ка* н следовало ожидать, комендант ему пообещал, но обещания и на этот раз не выполнил. Поэтому на крестовины без концов нел&< ая было швартовать самолеты. Уместно спросить у комендан­ та: когда же па аэродроме будут доброкачественные крестовины? 3. О спасательных средствах Не организована на морсим аэродроме и спасательная служ­ ба. Об этом характерно говорит случай, который произошел у спуска с матросом Бабкиным. Катер прибуксировал к спуску самолет. Водолазы начали ста­ вить шасси. Сильный ветер ус­ ложнял их работу. Матроса Баб­ кина, который работал в это время в воде, дрейфовавшим га- молетом толкнуло на глубину. Матрос начал вплавь добираться до спуска. Но ветром относи­ ло его в залив. Через воротник ьодолазного костюма проникла вода. С каждой минутой ему все тяжелее становилось держаться на воде. Бабкин начал просить помощи. Но как оказать помещь? Катер держал дрейфующий вет- J ром самолет, который мог в лю­ бую минуту разбиться о скалы. Спасательной шлюпки на аэро­ дроме не оказалось. Положение матроса было тяжелым. Тогда инженер Кравченко н матрос Воробьев вскочили в пон­ тон и хотели на нем подплЬть к утопающему. Но и здесь возник­ ло затруднение: весел нигде не было. Гребцы прихватили с со­ бой доски и начали медленно приближаться к Бабкину. Толь­ ко благодаря находчивости пн- жепера т. Кравченко я матроса Воробьева, жизнь водолаза Баб­ кина была спасена. \ Офицеру Сентюрину не раз указывали, чтобы на аэродроме была в полной готовности спаса­ тельная шлюпка. Этого требуют инструкции и наставления. Но Сентюрин остается верен себе; он все обещает. (Наш корр.). Один из необходимыхэлементов морской культуры Знать гидрометеообстановку на театре Опыт Отечественной войны показал, как важно для боевого успеха точпо знать и учитывать явления погоды. Вот почему теперь, в период мирной учебы, отработка задач по боевой подго­ товке невозможна без своевре­ менного и правильного учета ги­ дрометеорологических- условий. Использование гидрометеоро­ логических данных, передавае­ мых морскими обсерваториями и базовыми станциями, в корабель­ ных условиях должно быть пол­ ным. Прогнозы погоды и штор­ мовые предупреждения, получен­ ные кораблем, должны своевре­ менно докладываться комапдиру корабля для принятия им соот­ ветствующего решения. При этом, безусловно, большое значение имеет уверенность командира в правильность гидро­ метеоданных. Эта вера всегда бу­ дет у того командира корабля или офицера, выполняющего задание, который сам хорошо знает ги- дрометеоособенности театра, у которого хорошо поставлена ги­ дрометеослужба на корабле. К сожалению, некоторые офи­ церы мало обращают внимания, а подчас и совсем не учитывают фадгоичесвои гидрометеообетапов- ки при выполнении кораблем то­ го или иного задания. В ноябре 1946 года в свежую погоду корабль вышел в море. По прогнозу погоды ожидалось усиление ветра до 8 баллов. Ко­ рабль шел, держась береговой черты, и, когда, соответственно прогнозу, ветер резко изменил свое направление и усилился в самом опасном месте трассы пе­ рехода до 9— 11 баллов, кораблю грозила оиасность. Только самоотверженные дей­ ствия личного состава корабля спасли людей и технику. В данном случае был це при­ нят во внимание переход ветра к опасному направлению и его усиление. Характерен также случай, ког­ да командир одного из кораблей, маневрируя при ошвартовке, не учел большой скорости течения в узкости бухты Кольского заг лива и не рассчитал подход к стенке. Приведенные примеры показы­ вают, что гидрометеоособенностям на театре надо не только прида­ вать значение, но их падо знать и уметь с ними бороться. Своевременные и правильные гидрометеорологические наблю­ дения с плавающих кораблей имеют большую ценность для использования в корабельной практике и службах погоды. По­ этому на каждом корабле должна вестись гидрометеослужба. Основной частью гидрометео­ рологических наблюдешй, обя­ зательных для всех кораблей флота, является непрерывное на­ блюдение за общим состоянием погоды и моря. Кроме того, на больших кораблях должны вес­ тись полныо наблюдения через каждые четыре часа и специаль­ ные наблюдения по аэрологии и гидрологии, но этим наблюдениям еще не везде придают должное внимание. Например, на одном из кораб­ лей гидрометеослужба содержится на низком уровне. Командир БЧ-1 офицер Денисов не борет­ ся за повышение качества ги- дрометеонаблгодений, не контроли­ рует повседневную гидрометео­ рологическую службу на корабле. Нет введенпых в действие на фло­ те правил гидрометеослужбы. Наблюдатели отделения рулевых неверно вводят поправки к от­ счетам по гидрометеоприборам и не ориентируются в формах об­ лачности. Запись наблюдений небрежна. Офицер Гардаш с ги­ дрометеоприборами обращается неумело. Указанные нарушения проис­ ходят из-за отсутствия четко! постановки гидрометеослужбы в корабельных условиях, и можно с уверенностью сказать, что на корабле, где не поставлена эта служба на должный уровень, мо­ гут быть и срывы в отработке задач по боевой подготовке, а за счет фальсифицированных дан­ ных — и аварии. Залогом правильной постанов­ ки корабельной гидрометеослуж­ бы является систематическая учеба личпого состава боевых частей корабля по гидрометеоро­ логии, а также выполнение на­ ставлений и руководств. Падо помнить, ч го это — один из не­ обходимых элементов морской культуры. Н. БЕЛЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz