На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
2 ;f > НА С Т Р АЖЕ З а М М Я Р Ь ) Г г июля 1947 г., Яг 1 5 2 J2 8 4 3 ) Бсщвгав корабля Н. старшим i статья t f . ШЯВЯса *■“ irrfCI1)^4 щкй хоэнт своего эавадываоия и уыельЛ Шсщ> порученного дела. Все боцманское *хозяйство он содержит в образцовом со- стоявши. НА СНИМКЕ: боциав Н. Шабаев. г ' Фото М. Бугакова. урно Йасле неделя боевой учейй матросы, сержанты ■ старшины нашего подразделения культурно проводят -дня отщыха. В агенуг шве воскресенье, например, по инициативе комсомольцев Мч> хайлова и Грнбаиева в кубрике были организованы игры, кол лективные песни под гармошку, потом был показан кинофильм. Вечером б д а проведен культ* поход ,в «естный клуб. Матросы я сержанты оборуд<> вали спортивную площадку, где проводят часы досуга любителя спорта. Старшим матрос В. МАРКОВ. ------ о — С первого залпа Готовясь к стрельбе, команди ры орудий и старшины команд много поработали над тем, чтобы углубить свои знзппя и повы сить выучку подчиненных. Поми мо старшинской учебы по специ альности, были проведены тща тельные разборы состоявшихся рапсе стрельб. Они имели большое значение для подготовки личного состава. На разборах были про анализированы случаи, когда при отстреле материальной части орудий однажды по вине цент рального поста управления не был придан угол возвышения, и выстрел произошел в нулевом по ложении; или когда на одном из орудий в период подготовки ■ отстрелу слабо был закреплен шланг, по которому поступает воздух для продувания орудия, и в результате прп втором выстре ле шланг был падорван. На конк ретных ошибках артиллеристы учились, как надо действовать. Главный старшина Кудрявцев *— опытный артиллерист. Он хорошо зпает, как много значит тщательная подготовка связи п приборов. Переходя от орудия к орудию, он лично убеждался в надежной работе связи. Особенно хороших результатов в подготовке своих подчиненных добился командир орудия старыш- па 2 статьи Кузьмин. В его ору дийном расчете большинство матросов стреляли впервые, но им старшина сумел привить практическое навыки, все они отлично изучили боевые инструк- на боевом г>:ип и организацию посту. Под руководством старшины 2 статьи Кузьмина матросы с боль шим старанием готовились к стрельбе. Матрос Мартынкевич расиисан на орудии замочным. Свою специальность он знает от лично. На прошлой стрельбе он успешно справился со своими обязанностями, хотя стрелял впервые; подготовленная им ма териальная часть работала без замечаний. Ко второй стрельбе замочный Мартыпкевич готовился с еще большим напряжением. Подготовляя замок, он осмогрел каждую деталь, все креплеппя. С такой же внимательностью готовились к стрельбе и наводчи ки орудия старший матрос Чай ковский, матрос Мартвнчешсо, установщик прицела и целика кандидат в члены ВКП(б) Студе- шкин. Старшина 2 статьи Кузьмин— член ВКП(б). Успешно обучая своих подчиненных воинскому мастерству, оп ведет с ними большую политико-воспитатель ную работу. Когда орудие было приготовлено к стрельбе, старши на Кузьмин собрал своих подчи ненных и провел с ними беседу, рассказал, как надо действовать во время стрельбы, поделился своим опытом. Он прочитал матросам передовую статыо газе ты «Красный флот»: «Стрелять так, как учит опыт войны». С коммунистами и комсомоль цами старшина побеседовал от дельно. — Ваш долг, — сказал стар шина, — показать личный при мер организованности и дисцип лины, работать с огоньком. Большую помощь командиру оказали партийные и комсомоль ские организации. Были написа ны лозунги, коммунисты — вете раны Отечественной войны прове ли групповые и индивидуальные беседы с матросами, впервые уча ствующими в стрельбах, подели лись своим боевым опытом, рас сказали о работе отличпиков- комендоров. Редактор «Боевого ли стка» (кандидат в члены ВКП(б) Буньков выпустил «Боевой ли сток > с призывом: «Отлично под готовимся и проведем стрельбы!» В походе одно за другим сле довали учения. Каждая минута была заполнена боевой учебой, тренировками. Офицер Зажиреев и главный старшина Кудрявцев использовали этот период для тренировки орудийных расчетов, отработки боевой организации, провели ряд немых стрельб. На приборы орудий поступили исходпые данные, а вскоре и команда: «Орудия зарядить! >. Над морем прогремел первый ору дийный залп. Возле цели поднял ся огромный столб воды. С пер- вого залпа цель была накрыта. Батарея перешла на поражение. Орудия стреляли с полной скоро стрельностью. Стрельба была выполнена с высокой оценкой. Младший лейтенант Г. МОЗЕРОВ. БОЕВОЙ УЧЕБ МЕШАЮЩИЕ 1. Где тягач? Раи» утром на морском аэрод роме техники и механики еще раз проверяли перед полетом ма териальную часть, дозаряжали бензобаки горючим. Вскоре.все боевые самолеты были подготовлены" к "спуску па воду. Теперь надо было ожидать тягач. По заявке, данной в га раж офицера Мякушко, шофер с тягачом солдат Роговой) должен прибыть на аэродром в 7.00. По его не было ни в 7,00, ни в 8.00. Инженеры забеспокоились. После долгих хождений инже неру Сидорову удалось вызвать на аэродром тягач. Роговой го своей машиной прибыл уже в девятом часу, когда до вылета оставалось нр больше часа. Несвоевременное прибытие на аэродром тягача вызвало тороп ливость при выруливании само летов на спуск. Каждый коман дир, инженер стремился первым отбуксировать свои самолеты, чтобы точно выдержать время начала полетов. И хотя первый самолет удалось спустить на во ду к моменту начала полетов, остальные задержались и были спущены с опозданием на 20 — 25 минут. В срыве полетов в первую очередь повинны комендант аэ- ролрома старший лейтенант Сентадрии, офицер Мякушко и шофер Роговой. Они к заявке летной части отнеслись безот ветственно, а офицер Севтюрин в этот день даже не был на аэродроме. 2. Ещз раз о крестовинах О том, что на морском аэродро ме нехватает крестовин, комен данту старшему лейтенанту Сен- тюрину известно дажно. На сей счет инженеры с ним говорили мпого, исписали па заявки нема ло бумаги. Комендант каждый раз обещал все сделать, все уст роить, как положено по инструк циям и наставлениям. Но эти благие обещания остались пусты ми словами. Инженеры справед ливо его упрекают: «Сентюрин только обещает, а воз, как гово рится, и ныне там». Характерно, что вечером, на кануне летного дня, инженер Си доров обратился к коменданту еще раз по поводу крестовпн. Ка* н следовало ожидать, комендант ему пообещал, но обещания и на этот раз не выполнил. Поэтому на крестовины без концов нел&< ая было швартовать самолеты. Уместно спросить у комендан та: когда же па аэродроме будут доброкачественные крестовины? 3. О спасательных средствах Не организована на морсим аэродроме и спасательная служ ба. Об этом характерно говорит случай, который произошел у спуска с матросом Бабкиным. Катер прибуксировал к спуску самолет. Водолазы начали ста вить шасси. Сильный ветер ус ложнял их работу. Матроса Баб кина, который работал в это время в воде, дрейфовавшим га- молетом толкнуло на глубину. Матрос начал вплавь добираться до спуска. Но ветром относи ло его в залив. Через воротник ьодолазного костюма проникла вода. С каждой минутой ему все тяжелее становилось держаться на воде. Бабкин начал просить помощи. Но как оказать помещь? Катер держал дрейфующий вет- J ром самолет, который мог в лю бую минуту разбиться о скалы. Спасательной шлюпки на аэро дроме не оказалось. Положение матроса было тяжелым. Тогда инженер Кравченко н матрос Воробьев вскочили в пон тон и хотели на нем подплЬть к утопающему. Но и здесь возник ло затруднение: весел нигде не было. Гребцы прихватили с со бой доски и начали медленно приближаться к Бабкину. Толь ко благодаря находчивости пн- жепера т. Кравченко я матроса Воробьева, жизнь водолаза Баб кина была спасена. \ Офицеру Сентюрину не раз указывали, чтобы на аэродроме была в полной готовности спаса тельная шлюпка. Этого требуют инструкции и наставления. Но Сентюрин остается верен себе; он все обещает. (Наш корр.). Один из необходимыхэлементов морской культуры Знать гидрометеообстановку на театре Опыт Отечественной войны показал, как важно для боевого успеха точпо знать и учитывать явления погоды. Вот почему теперь, в период мирной учебы, отработка задач по боевой подго товке невозможна без своевре менного и правильного учета ги дрометеорологических- условий. Использование гидрометеоро логических данных, передавае мых морскими обсерваториями и базовыми станциями, в корабель ных условиях должно быть пол ным. Прогнозы погоды и штор мовые предупреждения, получен ные кораблем, должны своевре менно докладываться комапдиру корабля для принятия им соот ветствующего решения. При этом, безусловно, большое значение имеет уверенность командира в правильность гидро метеоданных. Эта вера всегда бу дет у того командира корабля или офицера, выполняющего задание, который сам хорошо знает ги- дрометеоособенности театра, у которого хорошо поставлена ги дрометеослужба на корабле. К сожалению, некоторые офи церы мало обращают внимания, а подчас и совсем не учитывают фадгоичесвои гидрометеообетапов- ки при выполнении кораблем то го или иного задания. В ноябре 1946 года в свежую погоду корабль вышел в море. По прогнозу погоды ожидалось усиление ветра до 8 баллов. Ко рабль шел, держась береговой черты, и, когда, соответственно прогнозу, ветер резко изменил свое направление и усилился в самом опасном месте трассы пе рехода до 9— 11 баллов, кораблю грозила оиасность. Только самоотверженные дей ствия личного состава корабля спасли людей и технику. В данном случае был це при нят во внимание переход ветра к опасному направлению и его усиление. Характерен также случай, ког да командир одного из кораблей, маневрируя при ошвартовке, не учел большой скорости течения в узкости бухты Кольского заг лива и не рассчитал подход к стенке. Приведенные примеры показы вают, что гидрометеоособенностям на театре надо не только прида вать значение, но их падо знать и уметь с ними бороться. Своевременные и правильные гидрометеорологические наблю дения с плавающих кораблей имеют большую ценность для использования в корабельной практике и службах погоды. По этому на каждом корабле должна вестись гидрометеослужба. Основной частью гидрометео рологических наблюдешй, обя зательных для всех кораблей флота, является непрерывное на блюдение за общим состоянием погоды и моря. Кроме того, на больших кораблях должны вес тись полныо наблюдения через каждые четыре часа и специаль ные наблюдения по аэрологии и гидрологии, но этим наблюдениям еще не везде придают должное внимание. Например, на одном из кораб лей гидрометеослужба содержится на низком уровне. Командир БЧ-1 офицер Денисов не борет ся за повышение качества ги- дрометеонаблгодений, не контроли рует повседневную гидрометео рологическую службу на корабле. Нет введенпых в действие на фло те правил гидрометеослужбы. Наблюдатели отделения рулевых неверно вводят поправки к от счетам по гидрометеоприборам и не ориентируются в формах об лачности. Запись наблюдений небрежна. Офицер Гардаш с ги дрометеоприборами обращается неумело. Указанные нарушения проис ходят из-за отсутствия четко! постановки гидрометеослужбы в корабельных условиях, и можно с уверенностью сказать, что на корабле, где не поставлена эта служба на должный уровень, мо гут быть и срывы в отработке задач по боевой подготовке, а за счет фальсифицированных дан ных — и аварии. Залогом правильной постанов ки корабельной гидрометеослуж бы является систематическая учеба личпого состава боевых частей корабля по гидрометеоро логии, а также выполнение на ставлений и руководств. Падо помнить, ч го это — один из не обходимых элементов морской культуры. Н. БЕЛЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz