На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 июля 1947 г., № 159 (2850) Точно по инструкции я На тренировке торпедистов' • На корабле была об’явлена боевая тревог». ЛчпньЛ состав занял свои места. Начались тре нировки. На боевой пост тораедн- стов правого борта пост уняла ' вводная: «На БП возник «ио- '■жар». Наличие взрывчатых ве ществ требует от личного соста ва решительных, немедленных действий по ликвидации очага огня. В боевой обстановке малей- тая растерянность или промед ление грозят взрывом. Командир боевого поста стар ший матрос Зеленин л паре с матросок Жестошниковым быстро привели в действие шланг. Мат рос Еричев вооружился огнету шителем. Буквально через не сколько секунд все средства ту шения шжара были изготовлены. Матрос на связи громко и четко докладывает: «Приняты меры к тушению «пожара». Поступает новое распоряжение: «Пожар» усиливается, несмотря на при нятые меры». Обстановка осложнилась. «Огонь» угрожает зарядным от- делениш Торпед. Старший мат- рое Зеленин принимает правиль ное решение. Действуя так, как шипи с ало в инструкции, т приказывает выстрелить торпеду за борт с закрытым запирающим. Во время этого учения на бое вой пост торпедпгтов левого борта была передан» такая же вводная. Матрос Ананьеев обязан, цействуя по инструкции, в пер вую очередь отвести торпедный аппарат в сторону от «огня». Этого он, однако, не сделал, что в бота привело бы к тяжелым поеледс'пмшм. Почему же не было вьпйолнеро от» требование инст рукции? На связи с КП находился мат рос Сахаров. На корабле он не давно, однако свои обязанности но инструкции знает. Во время аанятяй, при опросах знаний по боевой инструкций, он четко и уверенно обычно докладывал: «Громко дублирую все команды, ггое гутающие с КП». И каждый думал, что он свои обязанности знает. В действительности же, при получении вводной с КП, он вместо того, чтобы громко и чет ко продублировать команду, про говорил что-то невнятное, чего не поняли ни командир боевого поста, ни матросы расчета. В ре зультате вводная была принята с опозданием, расчелг действовал неуверенно и суетливо. Некоторые т 1 >ебованшг инструкции вообще не были выполнены. В 01 - яркий пример того, что в инструкция* н уставах нет ни чего мало значительного, что ма лейшее пренебрежение их требо ваниями ведет к нежелательным последствиям. Твердое знание и выполнение инструкции является одной из основ боевого мастер ства. Каждое слово инструкции к устава должно быть глубоко осоз нано и неуклонно выполняться. Старинна 2 статьи Ф. Гречин — егшмчнкк боевой и йолктиче- ской подготовки, опытный радист корабля. Фото М. Бугаков*. [ ПЕРЕДНИЕ ОТДЕЛИТЕ Отделяет KjR^nnTB оержанта Никажаева я ш м на строитель стве. Во агат уеаешпв еправлягат- ifL с носавлеанныи перед ними задачами. Анн ежедревио перевы полняют производственный план, добавляв* васоевгв качества в работе^ ^ ^ ^ . - г д личное качество работы- отделе нию Николаева недавне вручен переходящий красны# вымпел. Лучше с т р ш и я отделения по- лучнлм денежные премии. Готовясь в» Дню Военно-Мор ского Флоп, строители обязались добился еще белее высоких показателей. За лепим период они построят н сдадут в эвепло- Vблагоустроенны® атащв» хо дона. САНУТИН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОГОДЫ 0 ПОЛЕТЕ Младший лейтенант К. ЯЦУК. В марте 1944 года воздушной ш г^пт^й был обнаружен конвой противника. Для разгрома конвоя йч» , сьлеяена ударная груши. Перед вылетом командир ударной группы Герой Советского Союза каш тан Осыка проконсультире- вался у метеоролога, который обстоятельно изложил метеороло гическую обстановку я дал «он сюобраавения о полете. Рупсовод- стауясь прогиовом погоды, командир труппы в целях скрыт ного подхода к цели решил итти за облаками. В 12.00 самолеты выиетели к цвета. В море группа вышла за облака. Толстый слой слоисто'нучевых облаков с про* света*к как нельзя лучине еянг собствовал с крышам у подходу к цедя. В 12.53 пг-^а облаков с пикирования (в просветы облач ности) произвели удар по бон* вою. В результата удара веду щий Герой Советского Союза т. Осыка потопил один тран* спорт, старший лейтенант Кату- нин потопил тральщик, один тр'анепмрт повредил старший лей тенант Максименко. Удар был для врага настолько неожидан* иым, что, лишь когда самолеты уходили вновь а» облака, немцы открыли « го » . Вот другой пример удачного использования походы. В июне 1944 года, после мно гих дней ненастья наступила более или менее благоприятная длЯ авиация погода. Метеореоиг гн доложили командованию, что в районе цели будут силытые, до штормовых, ветры и небольшая облачность. Было решено вo r пользоваться подобной метеооб- стаиожой и нанести удар по воекно'мо^соьой базе противника. Около 22 часов над базой про* тивника появились наши само* яегы, которые еброеиш большое количество зажигательных бомб. Очаги пожара быстро разноси лись штормовым ветром, и через некоторое время весь об'екг был окутан дымом н огнем. Против' ниву был нанесен огромный ущерб. Но отмечены случаи, аогда даже летчики, имеющие опыт Летой работы, не зная особен ностей района и пренебрегая погодой, попадали в тяжелые метеорологические условия и выполняли задание с меньшей эффективностью. v 4 Недавно группа самолетов встретила в полете низкую об лачность. Стараясь обойти ее, самолеты свернули к береговой черте, где встретили еще более плохую погоду. Почему так про изошло? Разбор этого случая по казал, что ведущий имел метео сводку и перед полетом знако мился с картой погоды. Ошибку ведущий допустил потому, что в метеообстановку глубоко не вник, климатических особенностей рай* она не знал. Вместо того, чтобы отклониться влево от м?>шрута, где облачность зарядки» (над вот» тинентом) рассеивается, — от клонился вправо, где заряды бо лее мощные и частые. Все* известные на Севере лег ■яки капитан Евдокимов и отар* ший ^ейтенант Т и тов каждый раз перед вылетам тщательно знакомятся с метеообстаноакой и особенно с ветрами на высотах. В соответствии со скоростью и направлением ветра выбирают высоту полета так, чтобы полет проводил при пдагутном или по нятно-боковой ветре. В результа те грамотного использования ме теоусловий за каяцый рейс они экономят 200— 400 литров го рючего. Многие склонны думать, что чем больше совершенствуется техника, тем меньше она зависит от погоды. Однако в действи* тельноети это не 'гак. С увели чением мощности боевых на* глин, с расширением крута их применения зависимость боевой техники от погоды в целом воз растает. Если, шигцтнер, для старых типов самолетов в и д и м о сть в 2 километра считалась вполне нормальной, то для само летов, скорость которых при ближается к скорости звука, го ризонтальная ввдимость в 2 ки лометра уже явно недостаточна, та/к кат препятствие!, видимое за 2 километра, появится перед са молетом через несколько секуад. Этого времени недостаточно для пришятия Обдуманного решения я выполнения эволюции самою* том. Наряду с усовершенствованием аэронавигационных приборов, позволяющих продаВодить полет и поеадку в тумане, в последнее время появилась возможность ак тивного воздействия па процессы большого масштаба. Наши ученые работают над этими проблемами. Вместе с тем, вам* метеорологи ческая служба делает все воз можное, чтобы повседневно, прак тически обеспечить полеты прав дивыми прогивзхия, но она ока жется бессильной, если ей не по могут командиры летных частей и подразделений. Все еще отмечают ся случаи вылета экипажей без знания метеорологической обета* нонки я но имеющих на борту информационных бюллетеней. Мне цршилоеь быть неоднократ ным участником больших аркти ческих перелетев, и каждый раз я наблщал, жав высокое летное мастерство в сочетании с знани ем метеообстанавси позволяло летчикам выходить яз самых те* желых метевролюЧпесвнх уоло' вий. Нет сомнения, что яввпие климатических особенностей рай она и яодаобная консультация летного состава о погоде м ее изменениях назваляг исключить нз летной практики случаи не* выполнения задания гоЪа метео- усломй. Следует напомнить, что для Севера характерны туманы, ко торые образуются над морей, а затем внезапно выходят на сушу. При южных потоках теплый, про гретый над вонявеятои воздух, падая на сравнительно холодную поверхность моря, охлаждается. Вследствие охлаждения происхо дит конденсация водяных паров, над водной поверхностью обра зуется туман. При переходе ветра с южных румбов ва северные е моря на берег устремляются мас сы тумана. Туман закрывает все побережье, переваливается через сопки, «заливает» весь район. Хотя этот вид туиана и закрывает надолго аэродром, тем не менее для летчика, знающего обета’ иовку н получившего консуиьтг» цию о всех возможных вариан тах нищ ими погоды, он не страшен. Граявшая оценка обстановки, непрерывная радиосвязь с зем* лей н точное выполнение «рн казайнй — - гарантия успешного вшмянеяия любого задания ае - чпкюм. Капитан П. БАДАЛИН. ПЕРЕД ОБЩЕФЛОТСКИМ СМОТРОМ МАТРОССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тщательно отбирать репертуар Недавно в Н-ской части иро- 1 сднл смотр хйовегпенив9 самодеятельности. На смотре «н - ■иовь немала впосвбных ис полнителей, а также организа торов матросской художествен ной самодеятельности из числа матросов и етаршин. Взять, к примеру, старшину 2 статьи Смерницкого. Сан он прекрасно владеет аккордеоном и баяном и организовал небольшой хор, ко торый исполнил на смотре ряд песен. Нашлись и способные пев цы. Таковы старшины Кузнецов н Возов, матросы Уколов и Ер шов. Недостатком данного коллек тив» следует считать то Обстоя тельстве, что в концертной про- гранне было мало танцевальных номеров и номеров художествен ного чтения. Интересную, веселую и разно образную иатросскую художеств венную еанедеятельность пока зал другой коллектив. Особенно следует отиетить квартет в со ставе тт. Волкова, Леонова, Смнрпова и Юданова, которые исполнили «Мйрскую песню». Матрос Леонов н старший мат рос Рыжов прочитали стихи, на писанные ими. С рядом танцо- вальных номеров выступили мат рос Волков, старший матрос Юданов и старшина 2 статьи Смирнов. Значительно хуже других ока залась на систре самодеятель ность Н-ского подразделения. Трно в составе тт. Иванова. Смирнова я Селиверстова исяож- няло но£ гитару песни, в кото рых так и пробивалась цыганщи на. Неиногим лучше оказались н другие номера программы само деятельности. Так готовиться к смотру само деятельности, конечно, нельзя. В этом коллективе найдется немало способных матросов и старшин. Надо лишь помочь им в выборе репертуара, в отшлифовке тех*» ники исполнения. Лейтенант Б. КОРОЛЕВ. Лекция ддв молодых коммунистов Для молодых коммунистов Н-ской авиачасти, изучающих историю ВКЩб), была прочита на лекция на тену: «Организаци онные принципы большевизма, разработанные Лениным и Сталиным в работах «Шаг впе ред, два шага назад»-, «Класе пролетариев и партия пролета риев». Лектор офицер Емин подробно раз’яснил основные положения, развитые в этих трудах осново положниками и организаторами большевистской партии Лениным и Сталиным. Лекция вызвала живой иптерее у молодых коммунистов. Она по могла им глубже усвоить одну из глав «Краткого курса истории ВКП(б)». (Наш корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz