На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 июля 1947 г., № 159 (2850) Точно по инструкции я На тренировке торпедистов' • На корабле была об’явлена боевая тревог». ЛчпньЛ состав занял свои места. Начались тре­ нировки. На боевой пост тораедн- стов правого борта пост уняла ' вводная: «На БП возник «ио- '■жар». Наличие взрывчатых ве­ ществ требует от личного соста­ ва решительных, немедленных действий по ликвидации очага огня. В боевой обстановке малей- тая растерянность или промед­ ление грозят взрывом. Командир боевого поста стар­ ший матрос Зеленин л паре с матросок Жестошниковым быстро привели в действие шланг. Мат­ рос Еричев вооружился огнету­ шителем. Буквально через не­ сколько секунд все средства ту­ шения шжара были изготовлены. Матрос на связи громко и четко докладывает: «Приняты меры к тушению «пожара». Поступает новое распоряжение: «Пожар» усиливается, несмотря на при­ нятые меры». Обстановка осложнилась. «Огонь» угрожает зарядным от- делениш Торпед. Старший мат- рое Зеленин принимает правиль­ ное решение. Действуя так, как шипи с ало в инструкции, т приказывает выстрелить торпеду за борт с закрытым запирающим. Во время этого учения на бое­ вой пост торпедпгтов левого борта была передан» такая же вводная. Матрос Ананьеев обязан, цействуя по инструкции, в пер­ вую очередь отвести торпедный аппарат в сторону от «огня». Этого он, однако, не сделал, что в бота привело бы к тяжелым поеледс'пмшм. Почему же не было вьпйолнеро от» требование инст­ рукции? На связи с КП находился мат­ рос Сахаров. На корабле он не­ давно, однако свои обязанности но инструкции знает. Во время аанятяй, при опросах знаний по боевой инструкций, он четко и уверенно обычно докладывал: «Громко дублирую все команды, ггое гутающие с КП». И каждый думал, что он свои обязанности знает. В действительности же, при получении вводной с КП, он вместо того, чтобы громко и чет­ ко продублировать команду, про­ говорил что-то невнятное, чего не поняли ни командир боевого поста, ни матросы расчета. В ре­ зультате вводная была принята с опозданием, расчелг действовал неуверенно и суетливо. Некоторые т 1 >ебованшг инструкции вообще не были выполнены. В 01 - яркий пример того, что в инструкция* н уставах нет ни­ чего мало значительного, что ма­ лейшее пренебрежение их требо­ ваниями ведет к нежелательным последствиям. Твердое знание и выполнение инструкции является одной из основ боевого мастер­ ства. Каждое слово инструкции к устава должно быть глубоко осоз­ нано и неуклонно выполняться. Старинна 2 статьи Ф. Гречин — егшмчнкк боевой и йолктиче- ской подготовки, опытный радист корабля. Фото М. Бугаков*. [ ПЕРЕДНИЕ ОТДЕЛИТЕ Отделяет KjR^nnTB оержанта Никажаева я ш м на строитель­ стве. Во агат уеаешпв еправлягат- ifL с носавлеанныи перед ними задачами. Анн ежедревио перевы­ полняют производственный план, добавляв* васоевгв качества в работе^ ^ ^ ^ . - г д личное качество работы- отделе­ нию Николаева недавне вручен переходящий красны# вымпел. Лучше с т р ш и я отделения по- лучнлм денежные премии. Готовясь в» Дню Военно-Мор­ ского Флоп, строители обязались добился еще белее высоких показателей. За лепим период они построят н сдадут в эвепло- Vблагоустроенны® атащв» хо дона. САНУТИН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОГОДЫ 0 ПОЛЕТЕ Младший лейтенант К. ЯЦУК. В марте 1944 года воздушной ш г^пт^й был обнаружен конвой противника. Для разгрома конвоя йч» , сьлеяена ударная груши. Перед вылетом командир ударной группы Герой Советского Союза каш тан Осыка проконсультире- вался у метеоролога, который обстоятельно изложил метеороло­ гическую обстановку я дал «он сюобраавения о полете. Рупсовод- стауясь прогиовом погоды, командир труппы в целях скрыт­ ного подхода к цели решил итти за облаками. В 12.00 самолеты выиетели к цвета. В море группа вышла за облака. Толстый слой слоисто'нучевых облаков с про* света*к как нельзя лучине еянг собствовал с крышам у подходу к цедя. В 12.53 пг-^а облаков с пикирования (в просветы облач­ ности) произвели удар по бон* вою. В результата удара веду­ щий Герой Советского Союза т. Осыка потопил один тран* спорт, старший лейтенант Кату- нин потопил тральщик, один тр'анепмрт повредил старший лей­ тенант Максименко. Удар был для врага настолько неожидан* иым, что, лишь когда самолеты уходили вновь а» облака, немцы открыли « го » . Вот другой пример удачного использования походы. В июне 1944 года, после мно­ гих дней ненастья наступила более или менее благоприятная длЯ авиация погода. Метеореоиг гн доложили командованию, что в районе цели будут силытые, до штормовых, ветры и небольшая облачность. Было решено вo r пользоваться подобной метеооб- стаиожой и нанести удар по воекно'мо^соьой базе противника. Около 22 часов над базой про* тивника появились наши само* яегы, которые еброеиш большое количество зажигательных бомб. Очаги пожара быстро разноси­ лись штормовым ветром, и через некоторое время весь об'екг был окутан дымом н огнем. Против' ниву был нанесен огромный ущерб. Но отмечены случаи, аогда даже летчики, имеющие опыт Летой работы, не зная особен­ ностей района и пренебрегая погодой, попадали в тяжелые метеорологические условия и выполняли задание с меньшей эффективностью. v 4 Недавно группа самолетов встретила в полете низкую об­ лачность. Стараясь обойти ее, самолеты свернули к береговой черте, где встретили еще более плохую погоду. Почему так про­ изошло? Разбор этого случая по­ казал, что ведущий имел метео­ сводку и перед полетом знако­ мился с картой погоды. Ошибку ведущий допустил потому, что в метеообстановку глубоко не вник, климатических особенностей рай* она не знал. Вместо того, чтобы отклониться влево от м?>шрута, где облачность зарядки» (над вот» тинентом) рассеивается, — от­ клонился вправо, где заряды бо­ лее мощные и частые. Все* известные на Севере лег ■яки капитан Евдокимов и отар* ший ^ейтенант Т и тов каждый раз перед вылетам тщательно знакомятся с метеообстаноакой и особенно с ветрами на высотах. В соответствии со скоростью и направлением ветра выбирают высоту полета так, чтобы полет проводил при пдагутном или по­ нятно-боковой ветре. В результа­ те грамотного использования ме­ теоусловий за каяцый рейс они экономят 200— 400 литров го­ рючего. Многие склонны думать, что чем больше совершенствуется техника, тем меньше она зависит от погоды. Однако в действи* тельноети это не 'гак. С увели­ чением мощности боевых на* глин, с расширением крута их применения зависимость боевой техники от погоды в целом воз­ растает. Если, шигцтнер, для старых типов самолетов в и д и ­ м о сть в 2 километра считалась вполне нормальной, то для само­ летов, скорость которых при­ ближается к скорости звука, го­ ризонтальная ввдимость в 2 ки­ лометра уже явно недостаточна, та/к кат препятствие!, видимое за 2 километра, появится перед са­ молетом через несколько секуад. Этого времени недостаточно для пришятия Обдуманного решения я выполнения эволюции самою* том. Наряду с усовершенствованием аэронавигационных приборов, позволяющих продаВодить полет и поеадку в тумане, в последнее время появилась возможность ак­ тивного воздействия па процессы большого масштаба. Наши ученые работают над этими проблемами. Вместе с тем, вам* метеорологи­ ческая служба делает все воз­ можное, чтобы повседневно, прак­ тически обеспечить полеты прав­ дивыми прогивзхия, но она ока­ жется бессильной, если ей не по­ могут командиры летных частей и подразделений. Все еще отмечают­ ся случаи вылета экипажей без знания метеорологической обета* нонки я но имеющих на борту информационных бюллетеней. Мне цршилоеь быть неоднократ­ ным участником больших аркти­ ческих перелетев, и каждый раз я наблщал, жав высокое летное мастерство в сочетании с знани­ ем метеообстанавси позволяло летчикам выходить яз самых те* желых метевролюЧпесвнх уоло' вий. Нет сомнения, что яввпие климатических особенностей рай­ она и яодаобная консультация летного состава о погоде м ее изменениях назваляг исключить нз летной практики случаи не* выполнения задания гоЪа метео- усломй. Следует напомнить, что для Севера характерны туманы, ко­ торые образуются над морей, а затем внезапно выходят на сушу. При южных потоках теплый, про­ гретый над вонявеятои воздух, падая на сравнительно холодную поверхность моря, охлаждается. Вследствие охлаждения происхо­ дит конденсация водяных паров, над водной поверхностью обра­ зуется туман. При переходе ветра с южных румбов ва северные е моря на берег устремляются мас­ сы тумана. Туман закрывает все побережье, переваливается через сопки, «заливает» весь район. Хотя этот вид туиана и закрывает надолго аэродром, тем не менее для летчика, знающего обета’ иовку н получившего консуиьтг» цию о всех возможных вариан­ тах нищ ими погоды, он не страшен. Граявшая оценка обстановки, непрерывная радиосвязь с зем* лей н точное выполнение «рн казайнй — - гарантия успешного вшмянеяия любого задания ае - чпкюм. Капитан П. БАДАЛИН. ПЕРЕД ОБЩЕФЛОТСКИМ СМОТРОМ МАТРОССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тщательно отбирать репертуар Недавно в Н-ской части иро- 1 сднл смотр хйовегпенив9 самодеятельности. На смотре «н - ■иовь немала впосвбных ис­ полнителей, а также организа­ торов матросской художествен­ ной самодеятельности из числа матросов и етаршин. Взять, к примеру, старшину 2 статьи Смерницкого. Сан он прекрасно владеет аккордеоном и баяном и организовал небольшой хор, ко­ торый исполнил на смотре ряд песен. Нашлись и способные пев­ цы. Таковы старшины Кузнецов н Возов, матросы Уколов и Ер­ шов. Недостатком данного коллек­ тив» следует считать то Обстоя­ тельстве, что в концертной про- гранне было мало танцевальных номеров и номеров художествен­ ного чтения. Интересную, веселую и разно­ образную иатросскую художеств венную еанедеятельность пока­ зал другой коллектив. Особенно следует отиетить квартет в со­ ставе тт. Волкова, Леонова, Смнрпова и Юданова, которые исполнили «Мйрскую песню». Матрос Леонов н старший мат­ рос Рыжов прочитали стихи, на­ писанные ими. С рядом танцо- вальных номеров выступили мат­ рос Волков, старший матрос Юданов и старшина 2 статьи Смирнов. Значительно хуже других ока­ залась на систре самодеятель­ ность Н-ского подразделения. Трно в составе тт. Иванова. Смирнова я Селиверстова исяож- няло но£ гитару песни, в кото­ рых так и пробивалась цыганщи­ на. Неиногим лучше оказались н другие номера программы само­ деятельности. Так готовиться к смотру само­ деятельности, конечно, нельзя. В этом коллективе найдется немало способных матросов и старшин. Надо лишь помочь им в выборе репертуара, в отшлифовке тех*» ники исполнения. Лейтенант Б. КОРОЛЕВ. Лекция ддв молодых коммунистов Для молодых коммунистов Н-ской авиачасти, изучающих историю ВКЩб), была прочита­ на лекция на тену: «Организаци­ онные принципы большевизма, разработанные Лениным и Сталиным в работах «Шаг впе­ ред, два шага назад»-, «Класе пролетариев и партия пролета­ риев». Лектор офицер Емин подробно раз’яснил основные положения, развитые в этих трудах осново­ положниками и организаторами большевистской партии Лениным и Сталиным. Лекция вызвала живой иптерее у молодых коммунистов. Она по­ могла им глубже усвоить одну из глав «Краткого курса истории ВКП(б)». (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz