На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

J П А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 мюля 1947 г., J* 156 (2949». СООБЩЕНИЕ ГОСП об итрцц .выполним госуда восстановления н развития-наро ла 1347 год за второ (Окончание). -•Валовая um iy ^ w 10 про* мышленнооти СССР во втором квартале 194? года вырос» по «равнению со вторым кварталом 1946 годя ва 15 процентов, в том числе продукция текстильной я легко! промышленности — на 29 процентов. * ^ ТП. В сельском хозяйстве с воль­ там под’емом проведен весенний сов. Выполнен ялась. ярового сева зерновых культур. Прирост по- ссвпой площади под урожай 1947 года по всем сельскохозяйствен­ ным культурам по сравнению с 1946 годом составляет, по пред­ варительным данным, около 8 миллионов гектаров. Уход за по­ севами и подготовка к уборке урожая в текущем году. Нротека- ,ют лучше, чем в прошлом году. IV. Среднесуточная погрузка на железных дорогах' в втором квар­ тале 1947 года составила 109 процентов ко второму кварталу 1946 года. Среднесуточная по­ грузка угля выросла на 9 про­ центов, нефти — на 18 процен­ тов, руды — на 14 процентов, черных металлов — .на 15 про­ центов, лесных грузов — на 2 0 процентов, цемента— на 64 про­ цента. Шан среднесуточной по- 1грузки во втором квартале вы­ полнен на 1 ^р процентов. Увеличили погрузку по срав­ нению со вторым кварталом 1946 года и перевыполнили установ­ ленные для них планы в целом и по важнейшим грузам Октябрь­ ская, Печорская, Юго-Западная, Московско-Курская, Московско- Донбасская, Юго-Восточная, Одес­ ская, Орджоникидзевская, Закав­ казская, Туркестано-Спбирская, Ашхабадская, Карагандинская, Забайкальская, Приморская я Дальневосточная железные доро­ ги. Грузооборот речного; транспорта увеличился во> втором квартале 1947 года по сравнению со вто­ рым кварталом 1346 года на 35 процентов, при выполнении квар­ тального плана на 99 процентов. Грузооборот морского транс­ порта вырос во втором квартале 1947 года по сравнению со вто­ рым кварталом 1946 года на 11 процентов. Квартальный план грузооборота морским транспортом перевыполнен. V. Об’ем капитальных работ - в первом полугодии 1947 года со­ ставил 106 процентов к первому полугодию 1946 года, в том числе об’ем капитальных работ по угольной промышленности— 106 процентов, по электростанциям — 103 процента, по легкой и пище­ вой промышленности — 125 про­ центов, по жилищному строитель­ ству — 114 процентов. В первом полугодии введены в действие угольные шахты с го­ довой производственной мощно­ стью 4 миллиона тонн угля, 3 коксовых батареи мощностью 875 тысяч тони, 3 доменных нечи мощностью 920 тысяч тонн чу­ гуна, 4 мартеновских нечи мощ­ ностью 415 тысяч тонн стали, 21 яйствг СССР Г квартал мектрееташщях мощ­ ностью "240 тысяч квт. Мощность цементных заводов увеличилась на 406 тысяЧ' тонн. На текстиль­ ных предприятиях введено в дей­ ствие 154 тысячи прядильных веретен. Государственными пред­ приятиями и учреждениями и местными советами в первом по­ лугодии 1947 года построено, восстановлено и введено в дей­ ствие 1,8 миллиона квадратных метров жилой площади, VI. Розничный товарооборот во втором квартале 1947 года вырос (в сопоставимых ценах) па 21 процент по сравнению со вторым кварталом 1946 года. На протя­ жении второго квартала государ­ ственная и кооперативная торгов­ ля продолжала расширяться. Об’ем кооперативной торговли в городах во втором квартале 1947 года составил 5 миллиардов руб­ лей или увеличился более чем в полтора раза по сравнению с пер­ вым кварталом 1947 года. За первое полугодие 1947 года в го­ родах и рабочих поселках коопе­ ративными организациями откры­ то 19 тысяч магазинов, палаток и ларьков и 3 тысячи предприя­ тий общественного питания. VII. Во втором квартале 1947 года общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве увеличилась по сравнению со вторым кварталом 1946 года на 3 процента, при этом численность рабочих в промышленности уве­ личилась на 7 процентов. Боль­ шинство отраслей промышленно­ сти выполнило установленные го­ сударственным планом задания на второй квартал по повышению производительности труда, при этом производительность труда рабочих в машиностроении воз­ росла во втором квартале 1947 года против второго квартала 1946 года на 16 процентов. Фонд заработной платы рабочих и служащих в народном хозяй­ стве увеличился во втором квар­ тале 1947 года по сравнению со вторым кварталом 1946 года на 26 процентов. VHI. В районах СССР, подвергав­ шихся оккупации, во втором квартале 1947 года проведены капитальные работы в размере 4 миллиардов рублей. Валовая про­ дукция промышленности в этих районах увеличилась во втором квартале 1947 года по сравнению со вторым кварталом 1946 года на 27 процентов, при этом вы­ плавка чугуна возросла на 32 процента, выплавка стали — на 12 процентов, производство про­ ката — на 25 процентов, добыла угля в Донбассе— на 18 процен­ тов, выработка электроэнергии — па 34 процента, производство це­ мента — на 66 процентов. В райопах, освобожденных от немецкой оккупации, за первое полугодие 1947 года построено и восстановлено 639 тысяч квад­ ратных метров жилой площади в городах и 44 тысячи жилых до­ мов в сельских местностях. * ★ ✓ Гвардия лейте­ нант Э. Сыромят­ ников — штурман. На зачетной сес­ сии он гюказал от­ личные знания своего дела. Не- Д|авцю т. Сырохся/г- ников назначен на должность штур­ мана звеш оамо- яеггои. Фото М. Буга­ кова. ИЕРЕДОЙ В03ДУ111НЫ1 СТРЕЛОК * На протяжении всей csadi службы коммунист сержант 2м< нов является отличником в по­ вседневной службе и учебе. Прв- шедшие надавив ж яш е й яшш воздушные стрельбы показал^ что сержант Ленив н и ш овла* дел сами оружием. Заданные jm* ражнемил он выполнил на tor^ лично». Передовик на службе, он ведет большую общественную работу. Как член бюро комсомольской ор­ ганизации, Леонов деятельно по­ могает молодым бойцам быстрее овладевать оружием. Только в текущем году воздуш­ ный стрелок Леонов получил от командования 10 благодарностей. I не зря бойцы говорят о нем: Служить так, как слузкмт Леонов, — долг каждого из нас. Сержант М. ВАССЕР. -------О ------ Умел® водить корабли Государственная Плановая Комиссия Совета Министров СССР. При проверке знания Правил предупреждения столкновения судов в море (ППСС) лейтенант Петров получил три балла и был допущен к несению ходовой вах­ ты. Невольно напрашиваются два вопроса: чем руководствовался начальник, оценивший знания лейтенанта Петрова, и можно ли оценивать вообще знашгя ППСС по пятибальной системе? Может быть, лейггенант Петров получил такую оценку потому, что не­ твердо зпал ППСС и «туманно» об’яснял применение тех пли иных статей. Но тогда где же га­ рантия, что он будет правильно действовать на ходовом мостике и не допустит аварий при рас­ хождении с другим кораблем? Может быть, из тридцати одпой статьи ППСС лейтенант не зпал одной или двух статей, и началь­ ник за это поставил ему три бал­ ла. Но и в этом случае где гаран­ тия, что на его вахте не произой­ дет случай, описанный именпо в той статье, которую лейтенант не знает? Зрать ППсб удовлетворитель­ но, на три балла, — это все рав­ но, что не знать их совсем, а поэтому пятибальная система опенок здесь применяться не должна. Однако производится такая же опенка знаний по ППСС и на дру­ гих кораблях. Еще хуже обстоит дело с оцепкой знании) старшии раз’ездных катеров. Можно привести примеры, когда старшины, получившие удовлетворительные или хорошие опенки по знанию ППСС, не мо­ гут найти правильное решение в том или ином случае, могущем встретиться па практике. Это об’ясняется тем, что они изучали только содержание статей Правил и мало уделяли внимания приме­ нению их на практике. Вот не­ сколько примеров. На вопрос, всегда ли паровое судно уступает дорогу парусному, обычно отве­ чают, что всегда и при втом ссылаются на статью 20-ю, гла­ сящую: «Если паровое и парус­ ное суда сблияаются такими кур­ сами, что возникает возможность столкновения, то паровое судно должно уступить дорогу парусно- | му судпу». По вот случай, яв- ОБ ИЗУЧЕНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ ПРАВИЛ п р е д у п р е ж д е н и я СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ • ляющийся исключением из этого правила. Если парусное судно обгоняет паровое (а такие случаи могут быть), то, согласно статьи 24-й, оно, как обгоняющее судно, должно сторониться с пути обго­ няемого, то-есть с пути парового судна. Второй пример. На вопрос, какое из двух встретившихся па­ русных судов должно уступить дорогу другому, обычно отвечают, что парусное судно, идущее пол­ ным ветром, уступает дорогу иду­ щему в бейдевинд. Да, пункт статьи 17-й подтверждает это. Но если парусное судно, идущее бей­ девинд, обгоняет парусное суднэ, идущее полным ветром, то оно теряет право обгоняющего судна и должно руководствоваться статьей 24, то-есть уступить дорогу суд­ ну, идущему полным ветром. Третий пример. На вопрос, какие огни должно нести паровое суд­ но на ходу, отвечают: топовый, отличительные и гакобортный. По установившейся среди мореплава­ телей практике, именно эти огни несет паровое судно на ходу. По ППСС же суда не обязаны по­ стоянно нести гакобортный огонь, а, согласно статьи 10-й, должны включать его, если судно наго­ няется другим. Это положение правил особенно четко должны знать все мореплаватели. Можно привести такие приме­ ры, когда некоторые офицеры и старшины вообще не могут дать ответа по ППСС. Например: «Ка­ кое судно идет, если видйЬ четы­ ре вертикально расположенных огня и оба отличительных?». Обычно отвечают: «Таких огней пет». В практике же может быть случай, когда буксир с буксиром более 180 метров несет одновре­ менно дополнительный топовый огонь. При небольшом растворе его мачт будут видны четыре вер­ тикально расположенных белых огня. По установившейся у море­ плавателей практике обычпо при буксировке выключаются тоно­ вые огпи и зажигаются только буксирные, по это пе оговорено в Правилах, и поэтому одновременно ) од- ^ П р г ф с буксирными огнями судно м*- жет нести и топовые огни. Приведенные примеры говорят о том, что при изучении ППСС нельзя ограничиваться только ­ ним усвоением содержания вил. Большое впимание должно уделяться умению правильно применять ту или иную стать»* каждом конкретном случае. Из-за незнания Правил неред­ ко бывают случаи неправильного их применения. Например, два встречных судна в тумане слы­ шат один долгий звук (свистком) с направления по носу. В этом случае, меняя св(й курс вправо пли влево, для предупреждения встречпого судна о своем манев­ ре почему-то дают один или два коротких звука свистком. Эта может привести к очень серьез­ ным последствиям. Звуковые сигналы (один, два, три коротких свистка) в тумане, согласи статьи 28, даются только тогда, когда суда находятся на виду ДРУГ У друга. Во время войны с целью обеспечения скрытном* движения судов (кораблей) допу­ скались отступления от ППСС в применении ходовых опей и зву­ ковых сигналов в тумане. К это­ му настолько привыкли некото­ рые судоводители, что' еще и те­ перь нередко можно встретить та­ кие нарушения, причем не только при движении в тумане, но я при расхождении с встречным судном на виду друг у друга. Для успешного -усвоения ППСС можно рекомендовать такой метод изучения. Во-первых, вся офицеры и старшины, которым положено знать ППСС, должны самостоятельно изучать содержа­ ние всех статей Правил. Поеяе этого нужно перейти к изучемм» применения Правил в различной обстановке. Эту работу рекомен­ дуется проводить методом грум^ новых упражнений. Надо добиться такого положе­ ния, чтобы все офицеры и стар­ шины, которые обязаны знать ППСС, знали их только юропго, ибо никакие удовлетворительные знания не дают нрава на дояус* к ходовой вахте или вождеива корабля. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz