На страже Заполярья. 1947 год. Июль.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1 июля 1947 г., ff; 151 (2842) Трюмные машинисты в походе Корабли флота вступили в 'наиболее важный период боевой ПОДГОТОВКИ. Большие я ответственные за- ’двчи стоят перед трюмными иа* шннистами. Многосбрязие об’ек- *ов эаведынаяия требует от mss. о многом подумать и многое пр#* } дусмотреть, готовя технику к b лаванию в коре. Успеш- , ная работа ийецжажясто» боевых ’постов во_-многом бгдет ш я с е т ъ Ют таг», мае трюмные машинисты обеспечат их p iw im n t i f m j p r t внергмг и т. д. I Нагфимер, выход т стрвя компрессора может сорвать в р а г лериййвне и торпедные стрель- бы. Превращение подачя вбды и» пожарную магистраль * a f e * обычных условия! приведет в тяжелой аварии плавных генераг торов. Отсюда ясно, «авое ад ронное «значение имеет всесторон няя я тщательная подготовив ваведываний трюмными мазпишг стами. Но еще большие ^ребовавди пред’я!вля 1 ются к ниМ в борьбе за живучесть. Известно, что основ* нов ядро аварийных гр уш сот ставляют трюмные машинисты. Трюмные имеют й своем заведы* !ванш аварийные материалы и приеяюгеоблення, с помощью яиг торых личный состав будет бо роться за живучесть корабля. Наконец, .плавание на нашем театре в любое время года сопря* ясено с большими трудностями.. Быстро меняющаяюя мотеосроло- . тическая обстановка уже на пе реходе может поставить корабль в такие условия, когда от ■бы* строты и правильности действий трюмных машинистов будет вас висеть многое. Что же надо сделать, готовясь к выходам в море, трюмным машинистам? [В период подготовки к походу •необходимо провести очередное осаидегелыо 1 вование корпуса кот рабля с тем, чтобы вс-время выявить и устранить все н еи г правности. Особое внимание при этом должно быть обращено на Состояние забортной арматуры и броневых крышек шмюмшшагщюв 6 их задрайками. Ото же отно сится и й водонепроницаемым Люкам. дверям я горловинам, герметичность которых должна быть абсолютной. Опыт показывает, что непо" »(>пляемость (корабля полностью бавиюит от прочности наружной Ъбшивш и переборок л от водо непроницаемости люко1в, даерей, горловин и иллюминаторов. Во время выполнения боевого ‘Валяния один из кораблей еще на переходе попал в сильный шторм. Огромные волны обруши вались на корабль, временами •накрывая палубу. Вследствие того, что некоторые люкв на верхней палубе не были исправ ны и не обеспечивали водонепткг нипаемость, вода стала прони кать в нижние помещения, заи ливая механизмы п мешая лич* яому составу обслуживать их. Через неплотно закрытые илИв лина торы, у (которых не были капраВны задрайки, вода аронив» ла (в ж п аш аавед ц д м . 1ичэо‘ му составу в очень тяжелых условиях пришлось В0СПИ борьбу с водой. А, ве*ь этого макао fenro избежать, если бы «ри подготовке к походу были проде ланы необходимые работы по •пгогру ж ремонту люков и имвиннаторм*. V \ Следует практиковать испыта* й м т а мцонещроМицаемость й о г иуса ■ особенно ликов, дверей, гед аЬ яи я иииминагер® и л * eft воКй иод большем давление. Кик показывает опыт, это яв“ л яп си надежным средством и р г ифиетнчвойти . Во, как бы ии была обеспечо ив водонепроницаемость корпуса, И» время плавания могут быть такие условия, когда ет » p r i - ныт груш (потребуется макси мальное напряжение сил, вынос ливость и мастерство в борьбе еа живучесть корабля. Чтобы аварийные грунты могли успеш но справиться с задачами. им 1а*но> 'иметь под рухами все не- обхозщмо© и, ш)вжд1е войго, .лрг- рпйный инструмент Я матерка- .ты. 'Поэтому оставшееся время до выхода в море должно быть использовано мл пополнения за пасов аварийного имущества, для проверки его. При эта* не может быть делении на «более важное» и «мен*е ваянии1». Б Вопросах обеспечения аварийных групп нет «мелочей», все имеет первостепенное значение. Подчас отсутствие куска резины, пакли, кувалд ига п«перечных пил мо жет сильно замедлить действия1 яичного состава и поставить Ко рабль в тяжелое положение. На одном из кораблей пвини- малась аванп&отая задача. Пгоита в машинное отделение, принимг- юший дал вводную: «Пообоина в борту, площадью нол.квадрат- iiero мртоа». В машине все ока залось на месте: и брусья, и клинья, и даже готовый щит нужного размера. Но, кегда матросы стали заделывать *тт- бонну*, оказалось, что имеющие ся брусья длинны, а обрезать их было нечем. Задачу проверяющей не принял. Необходимо позаботиться, чте- бы инструмент не только быв в наличии, но и находился в ис правном состоянии. Необходим» также, чтобы весь личный ео* став знал расположение всея аварийных средств и ушел най ти нужный предмет в любых, условиях. Однажды на походе в отом ия помещений погас свет. Матрос Матюшин получил приказание вакрыть клапан на паровой ма гистрали. Растерявшись и поте рям в темноте ориентировку, Мот матрос нашел наощупь дру гой клапан н закрыл его. В ре зультате был перекрыт нар на турбоге®ер 1 тор, и корабль на ни сколько минут лишился пол ностью электроэнергии. На другом корабле на походе лшнула магистрасть свежего п а ра. Необходимо было срочно прс- тввеетя переключение, чтобы отключить повреждешый уча сток. Досланный для этого моло дой ивтрос Боролев перепутал клапана и вместо того, чтобы отключить повреждённый уча сток, сообщил его с другими ча стями паропровода, чем агипшя еще (ряд механизмов (питания и затруднил быструю ликвидацию аварии. Карательный устав требует от трюмных машинистов в слу чаях, не га^лящих отааютелыст ва, нривимвть самостоятельно роиеяве га» иуеку орошения илот з т ц иаи аршотребов. Поэтому невбходапо добиться, чтобы каЖ jp.it матрос я стафпшна трмм- бой груязЫ безупречно §яад эту сталью устава н строго ipyt&o- вадетвававс* ею, памятуя, что во время плавания, отработки и сда чи Зйпач, особенно огневых, не ис- К.яитаянж ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКЛО вания шжа(ра в погр:бе иди в соседнем с ним помещении. В этом случае жизнь многих людей в безопасность корабля будут зависеть от быстроты нф ави л ь - ности действий трюмного маши ниста. Примерам серьезного отстоше ния яс (изучению требований ус тава может служить старшина 2 стаГгыи EoipHKioB. Ои1 в основу всей блсвой подготовки подчинеп- ных ему тройных машинистов положил основные требования Корабельного устава. Во время тренировок он 'добивается авто матизма в действиях личного сос • тава, тренирует лвдей в переклю чения магистралей н систем в полней темноте; на занятиях го стрсальгаоСТи он доживается эна" идя обязанностей точно по уста ву и в сфогом соответствии с боевыми иаетрувцвяшд. Результат не замедлил ска заться. Матросы Даможиров, Ер шов, (гта^инкгш 2 статьи Осипов и Бычков нч «отлично» выполня ют любые вводные в самых слюжиых уславших. Такой стар шина может быть уверен, что в рать молодым, да пе только мо- самых трвдных условиях пред- д0дЬП() а п послужившим матро- стеящего плавания его матросы сам — смотрите в оба за своим и ггаргнязы оправятся с любыми заведЫванием. Только тогда мож- зааачаоья. но уверенным в том, что Больших успехи» добился офи- курс корабля будет обеспечен, цер ХоМепко, тренируя личный Бак-то в один из дней войны состав своей аварийной группы, мы торпедировали транспорт про- Хорошо' владеет своей специаль ностью сигналь* щик краснозна- метаого эсминца «В. Куйбышев» кандидат , в члены ВКП(б) старший матрос П. 1 Горба- тенко. Qh всегда передает '1 и прини мает быстро, без малейших искаже ний. На снимке: П. Горбатенко за передачей сема фора. Ведет за пись матрос & СенюкоВ. Фото А. Межуева, В море—гляди в оба! Неснольно советов мэлодым подводникам Морская служба требует стро жайшего выполнения уставов, инструкций и приказов. Она требует от каждого инициативы, матросской смекалки, требует, чтобы Л ряк не стоял на одном уровне знаний, а все время их пополнял. Особенно это важно для под водников. На подводном корабле более, чем на любом другом, с\дьба всего экипажа зависит от действий личного состава одного отсека, от одного матроса. Плавание в Баренцевом море— нелегкое. Постоянная волна, зыбь, штормы — все это требует заботливого глаза за механизма ми. Помню, в одном из боевых походов у берегов противника пз-за недосмотра личного состава произошел неприятный случай. Были мы в надводном положе нии. Штормило сильно, и волной поломало шпильки ^у валопровода вертикального руля. Когда погру жались, этого не заметили, а при начале подводной циркуляции лодка руля слушалась плохо, пришлось снова всплывать. Вот почему я ючу посовето- В короп срок он сумел при- тнвника и укрывались от бомбеж- «Знание своего дела яичным составом трюмной группы должно быть дозедено до такой степени, чтобы каждый человек груп пы, даже в темноте мог найти место управления любым кла паном, относящимся н его заведыванию». (Корабельный устав, часть Г.). учить матросов к быстрой и ела- ки. Поступило приказание — женной работе в любых условиям, встать на подводный якорь. Одно Большинство маттюсов и ста(р* дело встать на якорь в надводном шин этой аварийной группы от- положении, другое— в подводном, лично эваей свой отсек, свободно Матрос, ведавший отдачей передвигается в действует в нем якорцепи, не учел, что мы в темноте. близко у грунта, п стравил цепи Образцова еодецнюится аварий- б°л ьте> чем надо. Когда стали нов имущееm в поцрайДелепияя сниматься с якоря, выборка за- сгаршнн 2 статьи Осипова и гяла вреМ(<пи больше, чем поло- Морозова. Здесь каждая вещь ле- * (Н0- Этот случай подсказывает, жит па своем месте, все иму 'гг0 знания свои надо прилагать, щество аккуратно (разложено по СТР°Г0 сообразуясь с обстановкой, полкам. В соответствии с требо- Матрос должен не формально ваниями, весь инструмент выкра- подходить к выполнению ин- шш, (режущие поверхности о<щю I струкцнй и формулировок уста- Помню, в одном из бое вых походов ночью сигналь щик заметил короткий проблеск света. Он немедленно доложил об этом командиру, который по вел лодку по указанному напра- . ясно вырнсо* I отгочеаы и с л е т а омазаиы. I ва, а строго учитывать обста- _ новку в данный момент. Высококачественная подохло®- лочется еще сказать о сиг- ка заведываний трюмгаыми мапт®1 нальной вахте в походе. hetct S mh — залог успешного ре- Первое, что требуется от еиг- шеиил задан о период летних I нальщика,— это постояппая бди- плаваний. тельность. Замечать пужпо в сек торе своего наблюдения все до Инжинер-калитан-леитенант | МГ,Л 0 ,1И и немедленно, строго по А. ГЕЛЬФАНД. уставу докладывать старшему. влению. Вскоре ьался с и л у t тран- спорта. Свет, очевидно, вырвал ся на какую-то секуйду из по луоткрытой двери. Благодаря бдительному наблюдению сиг- пальщика вражеский транспорт был обнаружен и потоплен. Учебные походы также требу ют от сигнальщиков зоркого и напряженного наблюдения. Во-первых, никогда не нужно отвлекаться от наблюдения, что бы вокруг тебя ни происходило. Стоит отвернуться на полмину-, ты, даже на несколько секунд—* и уже прозеваешь что-либо 4 секторе своего наблюдения. Многие молодые сигнальщики увлекаются часто тем, что смот рят в одну точку или чрезмерно долго наблюдают в бинокль. И то и другое нехорошо. Будешь смот реть долго в одну точку — глаз потеряет остроту, из поля зрения выпадает остальной сектор. Би- н о р ь же, хотя и дает возмож ность много лучше осматривать море и воздух, охватывает все е не очень большой сектор об зора. Стало быть, надо чередо вать глазомер с оптикой и свое временно просматривать подозри тельные для глаза предметы в бинокль. Эти, хотя н ясные для многих сигнальщиков истины, все же иногда не выполняются. Однажды сигнальщик засмотрелся не туда, куда нужно, а когда поднял го лову вверх для наблюдения, за метил самолет противника, на ходившийся уже недалеко от лод ки. Не отвлекись енгпалыцик, самолет был бы замечен много раньше. Все, что я рассказал, взято из опыта боевых походов корабля. Я, как и каждый член пашей корабельной семьи, стараюсь сде лать выводы из полученного опы та. Думаю, что мои советы при годятся молодым матросам-под- содпикам. Старшина 1 статьи И. ФОМАГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz