На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1 июля 1947 г., ff; 151 (2842) Трюмные машинисты в походе Корабли флота вступили в 'наиболее важный период боевой ПОДГОТОВКИ. Большие я ответственные за- ’двчи стоят перед трюмными иа* шннистами. Многосбрязие об’ек- *ов эаведынаяия требует от mss. о многом подумать и многое пр#* } дусмотреть, готовя технику к b лаванию в коре. Успеш- , ная работа ийецжажясто» боевых ’постов во_-многом бгдет ш я с е т ъ Ют таг», мае трюмные машинисты обеспечат их p iw im n t i f m j p r t внергмг и т. д. I Нагфимер, выход т стрвя компрессора может сорвать в р а г лериййвне и торпедные стрель- бы. Превращение подачя вбды и» пожарную магистраль * a f e * обычных условия! приведет в тяжелой аварии плавных генераг торов. Отсюда ясно, «авое ад­ ронное «значение имеет всесторон­ няя я тщательная подготовив ваведываний трюмными мазпишг стами. Но еще большие ^ребовавди пред’я!вля 1 ются к ниМ в борьбе за живучесть. Известно, что основ* нов ядро аварийных гр уш сот ставляют трюмные машинисты. Трюмные имеют й своем заведы* !ванш аварийные материалы и приеяюгеоблення, с помощью яиг торых личный состав будет бо­ роться за живучесть корабля. Наконец, .плавание на нашем театре в любое время года сопря* ясено с большими трудностями.. Быстро меняющаяюя мотеосроло- . тическая обстановка уже на пе­ реходе может поставить корабль в такие условия, когда от ■бы* строты и правильности действий трюмных машинистов будет вас висеть многое. Что же надо сделать, готовясь к выходам в море, трюмным машинистам? [В период подготовки к походу •необходимо провести очередное осаидегелыо 1 вование корпуса кот рабля с тем, чтобы вс-время выявить и устранить все н еи г правности. Особое внимание при этом должно быть обращено на Состояние забортной арматуры и броневых крышек шмюмшшагщюв 6 их задрайками. Ото же отно­ сится и й водонепроницаемым Люкам. дверям я горловинам, герметичность которых должна быть абсолютной. Опыт показывает, что непо" »(>пляемость (корабля полностью бавиюит от прочности наружной Ъбшивш и переборок л от водо непроницаемости люко1в, даерей, горловин и иллюминаторов. Во время выполнения боевого ‘Валяния один из кораблей еще на переходе попал в сильный шторм. Огромные волны обруши­ вались на корабль, временами •накрывая палубу. Вследствие того, что некоторые люкв на верхней палубе не были исправ­ ны и не обеспечивали водонепткг нипаемость, вода стала прони­ кать в нижние помещения, заи­ ливая механизмы п мешая лич* яому составу обслуживать их. Через неплотно закрытые илИв­ лина торы, у (которых не были капраВны задрайки, вода аронив» ла (в ж п аш аавед ц д м . 1ичэо‘ му составу в очень тяжелых условиях пришлось В0СПИ борьбу с водой. А, ве*ь этого макао fenro избежать, если бы «ри подготовке к походу были проде­ ланы необходимые работы по •пгогру ж ремонту люков и имвиннаторм*. V \ Следует практиковать испыта* й м т а мцонещроМицаемость й о г иуса ■ особенно ликов, дверей, гед аЬ яи я иииминагер® и л * eft воКй иод большем давление. Кик показывает опыт, это яв“ л яп си надежным средством и р г ифиетнчвойти . Во, как бы ии была обеспечо ив водонепроницаемость корпуса, И» время плавания могут быть такие условия, когда ет » p r i - ныт груш (потребуется макси­ мальное напряжение сил, вынос­ ливость и мастерство в борьбе еа живучесть корабля. Чтобы аварийные грунты могли успеш­ но справиться с задачами. им 1а*но> 'иметь под рухами все не- обхозщмо© и, ш)вжд1е войго, .лрг- рпйный инструмент Я матерка- .ты. 'Поэтому оставшееся время до выхода в море должно быть использовано мл пополнения за­ пасов аварийного имущества, для проверки его. При эта* не может быть делении на «более важное» и «мен*е ваянии1». Б Вопросах обеспечения аварийных групп нет «мелочей», все имеет первостепенное значение. Подчас отсутствие куска резины, пакли, кувалд ига п«перечных пил мо­ жет сильно замедлить действия1 яичного состава и поставить Ко­ рабль в тяжелое положение. На одном из кораблей пвини- малась аванп&отая задача. Пгоита в машинное отделение, принимг- юший дал вводную: «Пообоина в борту, площадью нол.квадрат- iiero мртоа». В машине все ока­ залось на месте: и брусья, и клинья, и даже готовый щит нужного размера. Но, кегда матросы стали заделывать *тт- бонну*, оказалось, что имеющие­ ся брусья длинны, а обрезать их было нечем. Задачу проверяющей не принял. Необходимо позаботиться, чте- бы инструмент не только быв в наличии, но и находился в ис­ правном состоянии. Необходим» также, чтобы весь личный ео* став знал расположение всея аварийных средств и ушел най­ ти нужный предмет в любых, условиях. Однажды на походе в отом ия помещений погас свет. Матрос Матюшин получил приказание вакрыть клапан на паровой ма­ гистрали. Растерявшись и поте­ рям в темноте ориентировку, Мот матрос нашел наощупь дру­ гой клапан н закрыл его. В ре­ зультате был перекрыт нар на турбоге®ер 1 тор, и корабль на ни­ сколько минут лишился пол­ ностью электроэнергии. На другом корабле на походе лшнула магистрасть свежего п а ­ ра. Необходимо было срочно прс- тввеетя переключение, чтобы отключить повреждешый уча ­ сток. Досланный для этого моло­ дой ивтрос Боролев перепутал клапана и вместо того, чтобы отключить повреждённый уча ­ сток, сообщил его с другими ча­ стями паропровода, чем агипшя еще (ряд механизмов (питания и затруднил быструю ликвидацию аварии. Карательный устав требует от трюмных машинистов в слу чаях, не га^лящих отааютелыст ва, нривимвть самостоятельно роиеяве га» иуеку орошения илот з т ц иаи аршотребов. Поэтому невбходапо добиться, чтобы каЖ jp.it матрос я стафпшна трмм- бой груязЫ безупречно §яад эту сталью устава н строго ipyt&o- вадетвававс* ею, памятуя, что во время плавания, отработки и сда­ чи Зйпач, особенно огневых, не ис- К.яитаянж ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКЛО вания шжа(ра в погр:бе иди в соседнем с ним помещении. В этом случае жизнь многих людей в безопасность корабля будут зависеть от быстроты нф ави л ь - ности действий трюмного маши­ ниста. Примерам серьезного отстоше ния яс (изучению требований ус­ тава может служить старшина 2 стаГгыи EoipHKioB. Ои1 в основу всей блсвой подготовки подчинеп- ных ему тройных машинистов положил основные требования Корабельного устава. Во время тренировок он 'добивается авто­ матизма в действиях личного сос • тава, тренирует лвдей в переклю­ чения магистралей н систем в полней темноте; на занятиях го стрсальгаоСТи он доживается эна" идя обязанностей точно по уста­ ву и в сфогом соответствии с боевыми иаетрувцвяшд. Результат не замедлил ска­ заться. Матросы Даможиров, Ер­ шов, (гта^инкгш 2 статьи Осипов и Бычков нч «отлично» выполня­ ют любые вводные в самых слюжиых уславших. Такой стар­ шина может быть уверен, что в рать молодым, да пе только мо- самых трвдных условиях пред- д0дЬП() а п послужившим матро- стеящего плавания его матросы сам — смотрите в оба за своим и ггаргнязы оправятся с любыми заведЫванием. Только тогда мож- зааачаоья. но уверенным в том, что Больших успехи» добился офи- курс корабля будет обеспечен, цер ХоМепко, тренируя личный Бак-то в один из дней войны состав своей аварийной группы, мы торпедировали транспорт про- Хорошо' владеет своей специаль­ ностью сигналь* щик краснозна- метаого эсминца «В. Куйбышев» кандидат , в члены ВКП(б) старший матрос П. 1 Горба- тенко. Qh всегда передает '1 и прини­ мает быстро, без малейших искаже­ ний. На снимке: П. Горбатенко за передачей сема­ фора. Ведет за­ пись матрос & СенюкоВ. Фото А. Межуева, В море—гляди в оба! Неснольно советов мэлодым подводникам Морская служба требует стро­ жайшего выполнения уставов, инструкций и приказов. Она требует от каждого инициативы, матросской смекалки, требует, чтобы Л ряк не стоял на одном уровне знаний, а все время их пополнял. Особенно это важно для под­ водников. На подводном корабле более, чем на любом другом, с\дьба всего экипажа зависит от действий личного состава одного отсека, от одного матроса. Плавание в Баренцевом море— нелегкое. Постоянная волна, зыбь, штормы — все это требует заботливого глаза за механизма­ ми. Помню, в одном из боевых походов у берегов противника пз-за недосмотра личного состава произошел неприятный случай. Были мы в надводном положе­ нии. Штормило сильно, и волной поломало шпильки ^у валопровода вертикального руля. Когда погру­ жались, этого не заметили, а при начале подводной циркуляции лодка руля слушалась плохо, пришлось снова всплывать. Вот почему я ючу посовето- В короп срок он сумел при- тнвника и укрывались от бомбеж- «Знание своего дела яичным составом трюмной группы должно быть дозедено до такой степени, чтобы каждый человек груп­ пы, даже в темноте мог найти место управления любым кла­ паном, относящимся н его заведыванию». (Корабельный устав, часть Г.). учить матросов к быстрой и ела- ки. Поступило приказание — женной работе в любых условиям, встать на подводный якорь. Одно Большинство маттюсов и ста(р* дело встать на якорь в надводном шин этой аварийной группы от- положении, другое— в подводном, лично эваей свой отсек, свободно Матрос, ведавший отдачей передвигается в действует в нем якорцепи, не учел, что мы в темноте. близко у грунта, п стравил цепи Образцова еодецнюится аварий- б°л ьте> чем надо. Когда стали нов имущееm в поцрайДелепияя сниматься с якоря, выборка за- сгаршнн 2 статьи Осипова и гяла вреМ(<пи больше, чем поло- Морозова. Здесь каждая вещь ле- * (Н0- Этот случай подсказывает, жит па своем месте, все иму 'гг0 знания свои надо прилагать, щество аккуратно (разложено по СТР°Г0 сообразуясь с обстановкой, полкам. В соответствии с требо- Матрос должен не формально ваниями, весь инструмент выкра- подходить к выполнению ин- шш, (режущие поверхности о<щю I струкцнй и формулировок уста- Помню, в одном из бое­ вых походов ночью сигналь­ щик заметил короткий проблеск света. Он немедленно доложил об этом командиру, который по­ вел лодку по указанному напра- . ясно вырнсо* I отгочеаы и с л е т а омазаиы. I ва, а строго учитывать обста- _ новку в данный момент. Высококачественная подохло®- лочется еще сказать о сиг- ка заведываний трюмгаыми мапт®1 нальной вахте в походе. hetct S mh — залог успешного ре- Первое, что требуется от еиг- шеиил задан о период летних I нальщика,— это постояппая бди- плаваний. тельность. Замечать пужпо в сек­ торе своего наблюдения все до Инжинер-калитан-леитенант | МГ,Л 0 ,1И и немедленно, строго по А. ГЕЛЬФАНД. уставу докладывать старшему. влению. Вскоре ьался с и л у t тран- спорта. Свет, очевидно, вырвал­ ся на какую-то секуйду из по­ луоткрытой двери. Благодаря бдительному наблюдению сиг- пальщика вражеский транспорт был обнаружен и потоплен. Учебные походы также требу­ ют от сигнальщиков зоркого и напряженного наблюдения. Во-первых, никогда не нужно отвлекаться от наблюдения, что бы вокруг тебя ни происходило. Стоит отвернуться на полмину-, ты, даже на несколько секунд—* и уже прозеваешь что-либо 4 секторе своего наблюдения. Многие молодые сигнальщики увлекаются часто тем, что смот­ рят в одну точку или чрезмерно долго наблюдают в бинокль. И то и другое нехорошо. Будешь смот­ реть долго в одну точку — глаз потеряет остроту, из поля зрения выпадает остальной сектор. Би- н о р ь же, хотя и дает возмож­ ность много лучше осматривать море и воздух, охватывает все е не очень большой сектор об­ зора. Стало быть, надо чередо­ вать глазомер с оптикой и свое­ временно просматривать подозри­ тельные для глаза предметы в бинокль. Эти, хотя н ясные для многих сигнальщиков истины, все же иногда не выполняются. Однажды сигнальщик засмотрелся не туда, куда нужно, а когда поднял го­ лову вверх для наблюдения, за­ метил самолет противника, на­ ходившийся уже недалеко от лод­ ки. Не отвлекись енгпалыцик, самолет был бы замечен много раньше. Все, что я рассказал, взято из опыта боевых походов корабля. Я, как и каждый член пашей корабельной семьи, стараюсь сде­ лать выводы из полученного опы­ та. Думаю, что мои советы при­ годятся молодым матросам-под- содпикам. Старшина 1 статьи И. ФОМАГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz