На страже Заполярья. 1947 год. Декабрь.

НД С Т Р А Ж Е З АПОЛ Я Р Ь Я 2 декабря TS47 г , № 281 (2972). Наши, кандидаты в депутаты местных Советов ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СИНИЦЫИ ^ ★ ★ Офицер-воспитатель Единодушие избирателей Бывает у человека много счастетвых кгнвут в жизни, когда он испытывает ра­ дость удачи или его озаряет вдохновен­ ная творческая мысль, когда сбываются его личные мечты или когда он самоот­ верженно идет на подвиг. Неизмерима ра­ дость человека, когда его слова, его жела­ ния, его мысли сливаются с желаниями, словами п мыслями своих товарищей по *>аюоте, борьба. ^го чувство единодушия было особенно ощутимыл па собрании избирателей, когда назвали кандидатом в депутаты верного сына социалистической Родины Героя Со­ ветского Союза Синицына. О простом рус­ ском человеке люди говорили на собрании взволнованно и гордо. Избиратели с трибуны рассказывали о тон, « к щюсгой русский работой Туль­ ского патровного завода за гады советском власти вырос в талантливого офицера мор- ской авиации. Все выступления наших избирателей сводились к тому, что Алек­ сандр Николаевич Синицын является вер­ ным патриотом вашей социалистической Родшы п с честью, как ■ подобает члену большевистской парши, оправдает доверие народа. Капитан Д. ПЕТРОВ. Активный общественник Большую обпгеспвенную работу провопит Герой Советского Союза майор Синицын. Он является вв только хорошим летчиком, но и отличным командиром, апивным об- щеогкявдшоом. В период выборов в Верховный Совет СССР в 1946 году Герой Советского Сою­ за Гдницын был первым агитатором и д&- тнвнсто! . Он настоняиво раз’яснял матро­ сам избирательный закон нашего государ­ ства. Большую агитационную работу про­ водил оое; и во время выборов в Верховный Совет РСФСР. Его доюдчивые беседы о Сталинской Бжстмтуции, о преимущества! нашей ;;емократической системы, высту­ пления на собраниях избирателей - всегда пользовались успехом. Служебная загруженность не мешает майору Г—un i Iпу повседневно обогащать­ ся новыми политическими и военными знаниями. Он является активным читате­ лем полпических журналов, газет. Особой любовью у хайора Сзшзщыша пользу(ггя художественная литература. Достаточно д а а т , w он at короткое время но нв- лалдьку рае перечитал десятки книг рус­ с к и классиков н советских писателей. Многие is них он помнит «лапамять. Мне вешшпажя, когда однажды вечером мы разговаривали о достижениях советской литературы. Командир части спросил тог­ да у майора Синицына, читал ли он «Мо­ лодою ггадогю». Александр Николаеви- сказал, что он не только ее чнгал, т до л м т ь может рассказать некогфыа ста­ ницы. Нет ни одной лутературной новин­ ки, которую бы он первым не прочел. Хнчный состав всегда видит в майоре Сипйцыне пропагандиста решений иартнь и правительства. За это люди его любяг н уаааккют. Капитан П. ЕКИМОВ. Первая боевая характеристика «Лейтенант Синицын соче­ тает в себе отличные каче­ ства петчина, номандмра и большевика - общественни­ ка. Дену партии Ленина — Сталина предан. Поль­ зуется авторитетом. Летает грамотке и уверение. Летную программу закончил без еди­ ного происшествии. Дисцип­ линирован, силой воли обла­ дает достаточной. Имеет на­ лет с 1932 года 1.723 ча­ са 29 минут. Командир подразделения напитан НАЛИЧЕВ* 2 инвари 1943 года». Даты побед 2 июня 1943 гоца по­ тешет тральпитк противни». ’ 19 июня 1943 года полосе- жен транспорт протгаяиса. 16 июля 1943 года по- шреаден танкер врага в сбит «Х-115». 16 августа 1943 года * я п - чожено в результате штур­ мовки вражеского аэродрома 2 самолета та эеаыго. 22 августа 1943 геда при валете на авродром протеями» уиичмяьен один сш ле г. 13 еитибри 1943 г м по ­ нош ен сторожевой корабль н и воздушно® бою обюг «Ме- 109». 13 марта 1944 гида зго- ЗРеждси тральщик. 2 апреля 1944 года по­ крошен тровеяюрт. 9 мая 1944 года потоплен frpaacmwr. ' 17 августа 1944 года по­ врежден транспорт. СРАЖАЛСЯ Боевые эпизоды участия А. Н. Синицына в Великой Отечественной войне Группа штурмовиков, ведомая стар­ шим лейтенантом Синицыным, нанесла комбинированный удар пе крупному конвою противника. На пути и цели. «Ильюшиных» встретила группа «Мес- сершмиттов». Отважный командир группы вступил с истребителями про­ тивника в неравную «ватку. Старший лейтенант Синицын в этом бою лично сбил один «Ме-109». Метко сброшен­ ные им бомбы потопили сторожевой ко­ рабль врага. * * * С аэродрома поднялась группа штур­ мовиков и взяла курс в море. Летчиков вол в бой мастер бомбо-штурмовых уда­ ров капитан Синицын. Маскируясь ред­ кой облачностью, «Илы» скрытно под­ ходили к цели. Караван был обнаружен левее курса. Впереди конвоя шли, рас­ чищен путь, три тральщика, в центре, окруженные сторожевыми натерами, находились транспорты. Конвой тянулся | питаном Синицыным. вдоль берега под прикрытием Ьреговых | С рассветом, чтобы застать против- батарей. В воздухе кружились ника врасплох, штурмовики ушли на «Фокне-Вульфы»1 Синицын принял решение: пройти незамеченным в кромке облачности справа, со стороны моря, и, развернув­ шись, атаковать караван. Не ожидая нападении с запада, иораб- ли охранения открыли беспорядочный огонь по советским самолетам. Но было поздно. Одна бомба угодила в борт не- рабля и повредила его. Дым черным клубом поднялся вверх. Сбив 5 cater летов противника, штурмовики и истре­ бители без потерь вернулись на свой аэродром. * * и Наша разведка донесла о том, что в одном из вражеских портов под разгруз­ ной стоят нрупные транспорты. На­ нести бомбо-штурмовой удар было при­ казано группе летчиков во главе с ка» боевое задание. При подходе к порту ведущий заметил два транспорта. Не­ мецкие зенитчини открыли огонь. Си­ ницын но свернул с боевого курса. За ним, не отставая, следовали ведомые. В результате удара потоплен транспорт. * * * После выполнения задания звено штурмовиков под командованием капи­ тана Синицына возвращалось на аэро­ дром. На маршруте наши еамолЛы были атакованы ^«Месеершмиттами». Си­ ницын но предела «прижался» к воде и, взаимодействуя с истребителями прикрытия, вел активный воздушный бой на протяжении 10 километров. Нем­ цы так и не достигли цели, а наши летчики щ воздушных боях сбили не­ сколько вражеских машин. в е р н ы й с ы н р о д и н ы Исключительное трудолюбие н стремле­ ние к познаниям помогло Алексаяадру Ни­ колаевичу Смяиыну быстро осуществить «ого заветную мечту — стать летчиком. По призыву ленинского комсомола Алек­ сандр Сннидын в 1932 году поступил в летную Тульскую школу пилотов. Затем он эовершенствуется в школе летчивов-ин- структоров. Окончив учебу, Александр Синидын стал летчиком гражданской авиации. ^ иосле окончания школы Александр Си­ ницын прилагает вое сахы для воспитания молодых летчиков. За короткое время «н подготовил десятки первоклассных пило­ тов, которые в боях за нашу Советскую Родину показали высокое мастерство, доблесть и отвагу. Боща враг напал еа нашу Родину, Александр Николаевич Синицын в числе первых пилотов гражданской авиации из’явил желание уйти на фронт. Суровея фронтовая жизнь еще больше закалила сталинского сокола, обогатила его новыми тштическими приемами. В боях за Совет­ скую Родину Алексашэд» Синицын цроавил доблесть и мужество, на деле доказал свою беспредельную преданность партии Ленина — Сталина. После окончания Отечественной войны Герой Советского Союза Синицын с неосла­ бевающим напряжением растит молодой летный состав. Как опытный летчик, он все свои знании передает летному составу. Забота командира благотворно сказывается вд росте мастерства летчиков. Достаточно сказать, что с его помощью только за по­ следнее время выросли десятки отличников учебы, которые досрочно закончили годо­ вую программу. Доверенное лицо А. МАКСИМОВ. Имя Героя Советского Союза Алексавд- ра Николаевича Синицына пшяуегса среди летчиков большой любовью и ува­ жением. Своего командира летчики-нггур- мовики любят за его отеческую заботу о каждом воине. В тяжелые дни войны тов. Синицын не только учился сам летать на новом само­ лете, но и настойчиво занимался воспита­ нном «питых летчиков. Он вв ш е л ни сил, ни времени для того, чтобы быстрее ввести в строб летный состав. Когда я пришел в его подразделение, то сразу увидел в нем простого и душевного человека. Его всегда отличало уме­ ние найти подход к сердцу каж­ дого человека. Бак правило, вновь прибывших летчиков тов. Оииицыв обучал лично сан. Начиная с учебы на земле и кончая провозом на учебном самолете, он все время учил штурмовиков тону, что требювалосв в бою... Помню как сейчас день, когда я впер» вые представился своему командиру о своем назначении в его Подразделе­ ние. Комавдир сначала спросе» у меня, сколько часов я налетал на боевЬн самоле­ те'. После этого он обрисовал ту сломкую обстановку, которая была к тому вре­ мени на участке фронта, рассказал о тактике противника в воздухе и на норе. Только после таких бесед и поучений на­ чинались практических) занятии но водпг в строй молодежи. Александр Николаевич Синицын предъ­ являл к молодым летчикам суровые тре­ бования, много учил их. Он неред­ ко говорил: «Держитесь ведущего в поле­ те «зубами и руками». Помните, что сила наших боевых машин в группе Командир доходчиво передавал нам свой богатый опыт. Он учил нас, как соблюдать в эоодухе осмотрительность и как манев­ рировать. Его слова: «Осмотрительность— твоя жизнь», «Перед боевым курсом п после выхода из аташ не иди по прямой» предостерегали летчиков от ошибок, от тяжелых потерь. Когда иолодьге летчики заканчивали программу наземной подготовки, он в пер­ вых боевых полетах каждого поочередно ставил своим ведомым. Так проходило че­ тыре, пять полетов. За это время Сини­ цын глубоко изучал молодого летчика и учил его на собственном опыте, непосред­ ственно в бою. * Когда кто-либо из летчиков в полете допускал промах, капитан Синицын после полета в дружеской беседе убеждал такого товарища, в чем он не прав, анализировал подробно его ошибку и говорил, к чему она может привести, если повторится в даль­ нейшем. В моей памятп на всю жизнь осталась одна такая беседа. Однажды в боевом по­ лете я после выхода из атаки по своей ма- лоопытностп потерял из вида группу. Как только я прилетел на аэродром, комаадпр подозвал меня к себе п сказал: — Потерять группу в бою— все гравно, что не выполнить боевой приказ. Этим вы ослабили огневую мощь всей группы и к « н у ж» вас одного могли легко сбить игдрббятсаи противника. Помзпите — один «й*з> — жало сил. Группа — это сила. После этой беседы я дал слово комал- Яфу больше никота, ни irpr,i .каких об­ стоятельствах не терять группу и сейчас с глубокой благодарностью вспоминаю его советы. Летчики любили своего командира не! только за то, что он учил их, иронвлял о них отеческую заботу, по п 'за его храб­ рость я бесстрашие в бою. Я, например, не помню случая, чтобы группа, ведомая нашим командиром, когда-либо в боевом полете не нанесла удара врагу. Как-то груша Синицына получила за­ дачу нанести удар по «ора-Здлм, стоящий в порту «В». Вадущий группы, невзирая на ураганный огонь, точно вывел самоле­ ты на цель. В результате удара было по­ топлено 8 мотоботов. Во втором полете, когда его группа штурмовала причал про­ тивника в неблагоприятную погоду, аанш летчики потопили два траиспорта, повре­ дили один крупный транспорт и подавили огонь нескольких вражеских батарей. Особс^з мастерство тов. Ссшицын про­ я ви в полете при шпеосшад удара по кон­ вою. Ведомая им группа штурмовиков должна была обеспечить успех атаки остальным самолетам. Огонь был настоль­ ко сильным, что, .казалось, нашим летчи­ кам ов прорваться к цели. По Синицын умелым аюйюнром вьшел самолеты на кон­ вой противника и пулеметно-пушечным огнем подавил ПВО противника. Успех атаки для остальных групп был обеспе­ чен. Штурмовики в этом полете потопили транспорт в 5 тысяч тонн и 3 сторожевых корабля. Подобных примеров можно привести много. Вое ош говорит о высоком магсер- стве нашаго командира, о его беззаветной любви к Родине, о героизме и храбрости. В те дни у нас среди летчиков нередко можно было слышать такие слова: «Раз в бой ведет Синицын, то победа обеспечена наверняка». Когда кончилась войнз, Герой Советско­ го Союза стал еще больше учиться сам и обучать нолодежь. Леило-тактичеекие кон­ ференции, проведенные тов. Синицыным по обмену боевым опытом, многое дяли мо­ лодым летчикан. Его консультации по теории полетов перед экзаменом помогали нам сдавать зачеты только на «отлично». Много сил и старания майор Сипипьга приложил, чтобы навести уставной иоря- док, укрепить днепн|глину и организо­ ванность. За достигнутые успехи п деле боевой подготовки он неоднократно полу­ чал благодарности/ Мы горды тем, что Александр Николае­ вич выдвинут кандидатом в депутаты об­ ластного Совета. Я от всей души поздрав­ ляю своего командира с тем высоким до­ верием, которое ему оказали избиратели. Старший лейтенант Н. МЕЛЬЧЕНКО. Служение Отчизне Александру Николаевичу Синицыну 34 года. И то, что пн за это вр"мя достиг столь многого, говорит о нашей замеча­ тельной действительности, открывающей пэогроничшяые возможности для роста 'оветекято человека. Жизнь Александра Николаевича, про­ славленного летчпка-штуэмовика, боевые подвига которого увенчаны медалью Золо­ тая Зэезда, шестью орденами и медалями Советского Союза, — типичная биография представителя советской молодежи с ее замечательными и благородными чертами. Путь, по которому шел Александр Ни- •^аевпч, был нелегким. Упорство и на­ пряжение помогли молодому человеку до­ биться высоких успехов. Он добросовестно п настойчиво трудился и слесарем на пат- ««■•пом ззвоте, * ‘-а клагопой партой, и в летном училище и в полетах па малень- •ч «ПО-2», и » Тульском училище пило­ тов, и на боевом самолете. Всюду Алек- •лндра Синицына выделяло его трудолю­ бие, давая ему преимущество перед това­ рищами, которых ост неизменно вел за со- Ы своим примером. Это трудолюбие у Александра Николае­ вича особенно проявилось в летной школе инструкторов в Тушино, когда он учился вместе с прославленным севоромораким >«ом Борком Феоктистовичем Сафоновым. Сафонов тогда уже своей исключительной сидчевостью , пытливостью к познанию •атташренаон тешпкп оказал па пего боль­ шое влияние. У Сафопова он перенял -оннципиальность, скромность и неукро­ тимое желание добиваться намеченной цели. Александр Николаевич родился в семье • /гометвешого рабочего Тульского патроп- '-0 завода. Его характер сформв- рш д о * комсомольском коллекти­ ве, среди рабочей молодежи, где он рабо­ тал после окончания ФЗУ слесарем. Во­ спитанный в духе неугасимой любви и преданности к Родине, открывшей) перед пиМ широкую дорогу к счастливой и ра­ достной жшзш, си в- смертельный час для СЬчизны вступил в ряды верных защит­ ников социалистической Родины, в семью морских летчиков. Короткое время, за которое ему надле­ жало овладеть новой материальной частью в боевом подразделении, томило Александ­ ра Синицына. Он жаждал боя, рвался на фронт. Окончились я»г учебы, к Александр Николаевич лейтенантом встал в строи за­ каленных фронгоныоов и с первого полета прочно занял место в боевом -коллективе грозных пггурмонихюв. Первое боевое крещение Александр Нико­ лаевич получил в пюта 1943 года в боях с немецкими захватчиками. Группу штур­ мовиков вел тогда в бой прославленный летчик, ныне дважды Герои Советского Союза Мазурег»ко. Александр Синицын шел его ведомым. Производили палет на крупный коавой противника. Летчик Спип- цын старался выполнять все, вак говорил командир на земле. Его не страшили потя­ нувшиеся к самолету трассы пулеметных очередей. Выбрав цель, оп ввел стмолег в пикирование. Когда до вражеского ттшь- щика осталась небольшая высота, Сини­ цын опросил бомбы и начал отходить от цели. На развороте стрелок увидел клубы черного дыма, заволокшие коодб^гь. В злом полете молодой в те дни штурмовик одер­ жал свою первую победу. После полета командир группы сделал критический рапоор кействнй молодого летчика. Оп сказал: 1— То, чм вы. Mfc no tfsffVR. хотя» в строю — это замечательно. И го, т а вы иотог-или корабль, тоже хорошо, но запом­ ните, товарищ лейтенант, что боевой полет ото вам не полигон. Над зениткам по прямой долю не налетаешь. Маневрировать надо больше и смелее. Из этого Синицын сделал вывод, что боевые полеты требуют особой подготовки. Он старался учиться как можно больше, чтобы пи в чем не «подкачать» перед опытными летчиками. Его пытливый ум спешил впитать в себя все: и систему построения конвоя противника, и их обо­ рону, маневры, способы атаки, и особен­ ности подхода к цели. Командир увидел в летчике с первого по- лета нсза^трядньгй талант штурмовика. И когда через тиру дней потребовалось под­ нять в воздух зэено самолетов, Сини­ цыну было оказано большое доверие — он был назначен ведущим группы. Штурмовики внезапно и стремительно атаковали цель, одержали победу н без по­ терь вернулись на аэродром. Командир оУянии молодому летчику благодарность. Для него она была высокой наградой. Оп пе успокоился на этом, не зазнался. Напротив, похвала командира вселила в пего уверенность в свои силы, реши­ мость быть таким, как его старшие това­ рищи Гуляев, Осыка п многие другие. С этих пор Алексащр Синицын летал только ведущим больших и малых групп самолетов. За время войны он более пяти­ десяти раз водил штурмовиков в бой. Творческий подход к делу, умение при­ нять в сложной обстановке правильное решение, опособность оценить п проана­ лизировать каждый утропг боя выгодно ска­ зывались на росте молодого летчика. Каж­ дый вылет, каждая атака поднимали его боевое мастерство, помогали ему глубже попять секреты боя. Синицын был в то время еще разовым летчиком, а командир поручал ему самые сложные заяашя. Он почти каждый день летал в норе штурмовать'корабли против­ ника, сильно защищенные базы, передний ярой. Его самолет, сак сэкрч, появлялся среда вражеских самолетов, сея в станс врага смерть и панику. Алексаячф Николаевич быстро рос. Очень старо он стал старшим лейтенантом, «оман- яиром эвена. Четвертый орден Красного Знамени украсил его грудь. Синицыну ча­ сто приходилось водить большие группы штурмовиков. В роли ведущего наиболее полно проявлялся его замечательяый та­ лант, раскрылись его боевые качества.. Ведомые им самолеты топили корабли противника, уничтожали живую силу. «Ью было в те дни, когда венцы изо всех сил рвались на восток. В этих боях Синицын и его летчики над целью делали по не- оюалысу заходов, помогая Красной Армии бить врага, л уходили от цели только тог­ да, когда иссякал боезапас. Далеко от берегов, на щюеггор&х моря, нм баоамв врага часто модно было видеть строштошный, лак ищи», самолет Снзни- цьвп. Офпвдкдогак, цросаавшпмАся на весь флот своей неутомимостью и дерзо­ стью, по нескольку раз на день вылетал на штурманку вражеских тараблей н баз. Од­ нажды, когда наши войска перешли в на­ ступление, он получил приказ нанести удар по кораблям и транспортам в одном из портов. Штурмовики внезапно появились над кораблями. Благодаря замыслу веду­ щего, корабли врага были застигнуты врасплох. Синицын первым спикировал я потопил вражеский корабль. После атаки ведущий- маневрировал скоростью чтобы собрать группу. Пеагцы к этому времени вызвали на помощь дополнительный ва/ряд потребителей. «Мессертвмипы» набросились на пггупао&иков. Ода пытались связать боем истребителей прпкрытпя. Командир умело маневрировал группой. Of безупречно вла­ дел своим самолетом. Ведущий эа.чаниъал езыга ш ашт таияговмн). В атом бою штурмовики не понесли никаких потгфь. а враг потерял пять самолетов. Умелое применение наивыгоднейших боевых порядков позволило Синицыну с наибольшей эффективностью использовать •каждый KVvwofl полет. За умение грамотно использовать в бою свое оружие Синицып вскоре был назначен командиром подразде­ ления, и ему присвоили звание тпитана. В полном об’еме тактические приемы Александра Синицына были применены в период боевых действий за освобожде­ ние Печенпи и Кирюеиеоа. Сколько рво морские пехотинцы видели снующие над передпим краем самолеты его подразделе­ ния и слышали в эфире его звонкий и во­ левой голог! Он всегда звал летчиков впе­ ред и только наступать. Группа штурмовиков возвращалась с за­ дания. Ее вел капптан Синицын. Низкая сплошгая облачность заставила летчиков отта над самыми сопками. Подлетая к на­ шей территории, летчики заметили два «Ме-109». «Атакуем!» — подал кооовду ведуший. Бой был жаркий, немцы ре­ тировались. На другой день командир спросил у капитана Синицына: «Почему вы первыми навязали бой?». «А как же, — ответил Синицын, — штурмовики силь­ ны, и мы можем вполне вести активным бой. Нельзя же немцам подставлять хвост». Этим стремлением наступать про­ вязаны все вылэты Оиницына. На боевом счету этого отважного летчика 12 пото­ пленных кораблей общим водоизмещением около 50 тысяч тоцч, семь поврежденных; 2 воорвашых оклада с боезапасом, 3 сож­ женных причала, сбитых и уничтоженных на земле 5 самолетов противника. Велик боевой счет подразделения. Лет­ чики под его командованием потопили п повредили несколько десятков кораблей, уничтожили много другой техники. Родила 1 ычххкооцепила заслуги и мастер­ ство Смвввшвв: Советское удостоило его 22 июля 1944 года высокого звания Героя Оонетакого Союза ☆ * * Отгремели великие бои. Умудренный опытом войны Герой СоветскогоСоюзамай­ ор Синицын учит сейчас молодых летчи­ ков, передает им своп знаготя. Оп критиче­ ски оценивает каждое воздушное сражение. Как известно, авпацпопная техника не стоит на одном месте, и Александр Пико^ лаевич, помня это, целиком погрузилсяNв учебу. Он настойчиво овлад-взпт пскусст- вом техники пилотирования, летает с та­ кой же страстью, как летал и во вр мя войны, постигает сталинскую во сную пауку. Тов. Синицын после полета садится за парту и упорно овладевает теорпей полета, математикой и русским языком, как в не­ давнем прошлом изучал маневр иад целью и способы ее атаки. Что бы ни поручили Але^хпнтру Нико­ лаевичу Синицыну, он сд лает с прису­ щий ему огн^ьком п всегда пачатое дело доведет до концз. Служебные дела никогда не заслоняли перед Синицыным общественно-политиче­ скую работу. Его, как авторитетного то­ варища, коммунисты неоднократно избира­ ли членам партийного бюро. Оп умело на­ правляет партийно-политическую работу на повышение качества боевой подготовки. Пе случайно, что благодаря лтоттам коман­ дир* и правильному обучению летпого состава с каждым дпем растут ряды ма­ стеров воздушной стрельбы. За летчиками тт. Медведевым, Кирилловым, Митре'ргио- вым, Кондратовьгм прочно закрепилась слава снайперов воздушной стрельбы. Нет никакого сомнения в том, что до­ стойный сын русского народа, пламенный патриот своей соцналнгтпчfv.коГi Рогптты коммунист Алексаяцтд) Вияолаеиич Оигтпьга с честью и достоинством оправдает дове­ рие избирателей и будет вепп'тч г-мтой Капитан В. ЛАГОШНЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz