На страже Заполярья. 1947 год. Декабрь.
НД С Т Р А Ж Е З АПОЛ Я Р Ь Я 2 декабря TS47 г , № 281 (2972). Наши, кандидаты в депутаты местных Советов ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СИНИЦЫИ ^ ★ ★ Офицер-воспитатель Единодушие избирателей Бывает у человека много счастетвых кгнвут в жизни, когда он испытывает ра дость удачи или его озаряет вдохновен ная творческая мысль, когда сбываются его личные мечты или когда он самоот верженно идет на подвиг. Неизмерима ра дость человека, когда его слова, его жела ния, его мысли сливаются с желаниями, словами п мыслями своих товарищей по *>аюоте, борьба. ^го чувство единодушия было особенно ощутимыл па собрании избирателей, когда назвали кандидатом в депутаты верного сына социалистической Родины Героя Со ветского Союза Синицына. О простом рус ском человеке люди говорили на собрании взволнованно и гордо. Избиратели с трибуны рассказывали о тон, « к щюсгой русский работой Туль ского патровного завода за гады советском власти вырос в талантливого офицера мор- ской авиации. Все выступления наших избирателей сводились к тому, что Алек сандр Николаевич Синицын является вер ным патриотом вашей социалистической Родшы п с честью, как ■ подобает члену большевистской парши, оправдает доверие народа. Капитан Д. ПЕТРОВ. Активный общественник Большую обпгеспвенную работу провопит Герой Советского Союза майор Синицын. Он является вв только хорошим летчиком, но и отличным командиром, апивным об- щеогкявдшоом. В период выборов в Верховный Совет СССР в 1946 году Герой Советского Сою за Гдницын был первым агитатором и д&- тнвнсто! . Он настоняиво раз’яснял матро сам избирательный закон нашего государ ства. Большую агитационную работу про водил оое; и во время выборов в Верховный Совет РСФСР. Его доюдчивые беседы о Сталинской Бжстмтуции, о преимущества! нашей ;;емократической системы, высту пления на собраниях избирателей - всегда пользовались успехом. Служебная загруженность не мешает майору Г—un i Iпу повседневно обогащать ся новыми политическими и военными знаниями. Он является активным читате лем полпических журналов, газет. Особой любовью у хайора Сзшзщыша пользу(ггя художественная литература. Достаточно д а а т , w он at короткое время но нв- лалдьку рае перечитал десятки книг рус с к и классиков н советских писателей. Многие is них он помнит «лапамять. Мне вешшпажя, когда однажды вечером мы разговаривали о достижениях советской литературы. Командир части спросил тог да у майора Синицына, читал ли он «Мо лодою ггадогю». Александр Николаеви- сказал, что он не только ее чнгал, т до л м т ь может рассказать некогфыа ста ницы. Нет ни одной лутературной новин ки, которую бы он первым не прочел. Хнчный состав всегда видит в майоре Сипйцыне пропагандиста решений иартнь и правительства. За это люди его любяг н уаааккют. Капитан П. ЕКИМОВ. Первая боевая характеристика «Лейтенант Синицын соче тает в себе отличные каче ства петчина, номандмра и большевика - общественни ка. Дену партии Ленина — Сталина предан. Поль зуется авторитетом. Летает грамотке и уверение. Летную программу закончил без еди ного происшествии. Дисцип линирован, силой воли обла дает достаточной. Имеет на лет с 1932 года 1.723 ча са 29 минут. Командир подразделения напитан НАЛИЧЕВ* 2 инвари 1943 года». Даты побед 2 июня 1943 гоца по тешет тральпитк противни». ’ 19 июня 1943 года полосе- жен транспорт протгаяиса. 16 июля 1943 года по- шреаден танкер врага в сбит «Х-115». 16 августа 1943 года * я п - чожено в результате штур мовки вражеского аэродрома 2 самолета та эеаыго. 22 августа 1943 геда при валете на авродром протеями» уиичмяьен один сш ле г. 13 еитибри 1943 г м по нош ен сторожевой корабль н и воздушно® бою обюг «Ме- 109». 13 марта 1944 гида зго- ЗРеждси тральщик. 2 апреля 1944 года по крошен тровеяюрт. 9 мая 1944 года потоплен frpaacmwr. ' 17 августа 1944 года по врежден транспорт. СРАЖАЛСЯ Боевые эпизоды участия А. Н. Синицына в Великой Отечественной войне Группа штурмовиков, ведомая стар шим лейтенантом Синицыным, нанесла комбинированный удар пе крупному конвою противника. На пути и цели. «Ильюшиных» встретила группа «Мес- сершмиттов». Отважный командир группы вступил с истребителями про тивника в неравную «ватку. Старший лейтенант Синицын в этом бою лично сбил один «Ме-109». Метко сброшен ные им бомбы потопили сторожевой ко рабль врага. * * * С аэродрома поднялась группа штур мовиков и взяла курс в море. Летчиков вол в бой мастер бомбо-штурмовых уда ров капитан Синицын. Маскируясь ред кой облачностью, «Илы» скрытно под ходили к цели. Караван был обнаружен левее курса. Впереди конвоя шли, рас чищен путь, три тральщика, в центре, окруженные сторожевыми натерами, находились транспорты. Конвой тянулся | питаном Синицыным. вдоль берега под прикрытием Ьреговых | С рассветом, чтобы застать против- батарей. В воздухе кружились ника врасплох, штурмовики ушли на «Фокне-Вульфы»1 Синицын принял решение: пройти незамеченным в кромке облачности справа, со стороны моря, и, развернув шись, атаковать караван. Не ожидая нападении с запада, иораб- ли охранения открыли беспорядочный огонь по советским самолетам. Но было поздно. Одна бомба угодила в борт не- рабля и повредила его. Дым черным клубом поднялся вверх. Сбив 5 cater летов противника, штурмовики и истре бители без потерь вернулись на свой аэродром. * * и Наша разведка донесла о том, что в одном из вражеских портов под разгруз ной стоят нрупные транспорты. На нести бомбо-штурмовой удар было при казано группе летчиков во главе с ка» боевое задание. При подходе к порту ведущий заметил два транспорта. Не мецкие зенитчини открыли огонь. Си ницын но свернул с боевого курса. За ним, не отставая, следовали ведомые. В результате удара потоплен транспорт. * * * После выполнения задания звено штурмовиков под командованием капи тана Синицына возвращалось на аэро дром. На маршруте наши еамолЛы были атакованы ^«Месеершмиттами». Си ницын но предела «прижался» к воде и, взаимодействуя с истребителями прикрытия, вел активный воздушный бой на протяжении 10 километров. Нем цы так и не достигли цели, а наши летчики щ воздушных боях сбили не сколько вражеских машин. в е р н ы й с ы н р о д и н ы Исключительное трудолюбие н стремле ние к познаниям помогло Алексаяадру Ни колаевичу Смяиыну быстро осуществить «ого заветную мечту — стать летчиком. По призыву ленинского комсомола Алек сандр Сннидын в 1932 году поступил в летную Тульскую школу пилотов. Затем он эовершенствуется в школе летчивов-ин- структоров. Окончив учебу, Александр Синидын стал летчиком гражданской авиации. ^ иосле окончания школы Александр Си ницын прилагает вое сахы для воспитания молодых летчиков. За короткое время «н подготовил десятки первоклассных пило тов, которые в боях за нашу Советскую Родину показали высокое мастерство, доблесть и отвагу. Боща враг напал еа нашу Родину, Александр Николаевич Синицын в числе первых пилотов гражданской авиации из’явил желание уйти на фронт. Суровея фронтовая жизнь еще больше закалила сталинского сокола, обогатила его новыми тштическими приемами. В боях за Совет скую Родину Алексашэд» Синицын цроавил доблесть и мужество, на деле доказал свою беспредельную преданность партии Ленина — Сталина. После окончания Отечественной войны Герой Советского Союза Синицын с неосла бевающим напряжением растит молодой летный состав. Как опытный летчик, он все свои знании передает летному составу. Забота командира благотворно сказывается вд росте мастерства летчиков. Достаточно сказать, что с его помощью только за по следнее время выросли десятки отличников учебы, которые досрочно закончили годо вую программу. Доверенное лицо А. МАКСИМОВ. Имя Героя Советского Союза Алексавд- ра Николаевича Синицына пшяуегса среди летчиков большой любовью и ува жением. Своего командира летчики-нггур- мовики любят за его отеческую заботу о каждом воине. В тяжелые дни войны тов. Синицын не только учился сам летать на новом само лете, но и настойчиво занимался воспита нном «питых летчиков. Он вв ш е л ни сил, ни времени для того, чтобы быстрее ввести в строб летный состав. Когда я пришел в его подразделение, то сразу увидел в нем простого и душевного человека. Его всегда отличало уме ние найти подход к сердцу каж дого человека. Бак правило, вновь прибывших летчиков тов. Оииицыв обучал лично сан. Начиная с учебы на земле и кончая провозом на учебном самолете, он все время учил штурмовиков тону, что требювалосв в бою... Помню как сейчас день, когда я впер» вые представился своему командиру о своем назначении в его Подразделе ние. Комавдир сначала спросе» у меня, сколько часов я налетал на боевЬн самоле те'. После этого он обрисовал ту сломкую обстановку, которая была к тому вре мени на участке фронта, рассказал о тактике противника в воздухе и на норе. Только после таких бесед и поучений на чинались практических) занятии но водпг в строй молодежи. Александр Николаевич Синицын предъ являл к молодым летчикам суровые тре бования, много учил их. Он неред ко говорил: «Держитесь ведущего в поле те «зубами и руками». Помните, что сила наших боевых машин в группе Командир доходчиво передавал нам свой богатый опыт. Он учил нас, как соблюдать в эоодухе осмотрительность и как манев рировать. Его слова: «Осмотрительность— твоя жизнь», «Перед боевым курсом п после выхода из аташ не иди по прямой» предостерегали летчиков от ошибок, от тяжелых потерь. Когда иолодьге летчики заканчивали программу наземной подготовки, он в пер вых боевых полетах каждого поочередно ставил своим ведомым. Так проходило че тыре, пять полетов. За это время Сини цын глубоко изучал молодого летчика и учил его на собственном опыте, непосред ственно в бою. * Когда кто-либо из летчиков в полете допускал промах, капитан Синицын после полета в дружеской беседе убеждал такого товарища, в чем он не прав, анализировал подробно его ошибку и говорил, к чему она может привести, если повторится в даль нейшем. В моей памятп на всю жизнь осталась одна такая беседа. Однажды в боевом по лете я после выхода из атаки по своей ма- лоопытностп потерял из вида группу. Как только я прилетел на аэродром, комаадпр подозвал меня к себе п сказал: — Потерять группу в бою— все гравно, что не выполнить боевой приказ. Этим вы ослабили огневую мощь всей группы и к « н у ж» вас одного могли легко сбить игдрббятсаи противника. Помзпите — один «й*з> — жало сил. Группа — это сила. После этой беседы я дал слово комал- Яфу больше никота, ни irpr,i .каких об стоятельствах не терять группу и сейчас с глубокой благодарностью вспоминаю его советы. Летчики любили своего командира не! только за то, что он учил их, иронвлял о них отеческую заботу, по п 'за его храб рость я бесстрашие в бою. Я, например, не помню случая, чтобы группа, ведомая нашим командиром, когда-либо в боевом полете не нанесла удара врагу. Как-то груша Синицына получила за дачу нанести удар по «ора-Здлм, стоящий в порту «В». Вадущий группы, невзирая на ураганный огонь, точно вывел самоле ты на цель. В результате удара было по топлено 8 мотоботов. Во втором полете, когда его группа штурмовала причал про тивника в неблагоприятную погоду, аанш летчики потопили два траиспорта, повре дили один крупный транспорт и подавили огонь нескольких вражеских батарей. Особс^з мастерство тов. Ссшицын про я ви в полете при шпеосшад удара по кон вою. Ведомая им группа штурмовиков должна была обеспечить успех атаки остальным самолетам. Огонь был настоль ко сильным, что, .казалось, нашим летчи кам ов прорваться к цели. По Синицын умелым аюйюнром вьшел самолеты на кон вой противника и пулеметно-пушечным огнем подавил ПВО противника. Успех атаки для остальных групп был обеспе чен. Штурмовики в этом полете потопили транспорт в 5 тысяч тонн и 3 сторожевых корабля. Подобных примеров можно привести много. Вое ош говорит о высоком магсер- стве нашаго командира, о его беззаветной любви к Родине, о героизме и храбрости. В те дни у нас среди летчиков нередко можно было слышать такие слова: «Раз в бой ведет Синицын, то победа обеспечена наверняка». Когда кончилась войнз, Герой Советско го Союза стал еще больше учиться сам и обучать нолодежь. Леило-тактичеекие кон ференции, проведенные тов. Синицыным по обмену боевым опытом, многое дяли мо лодым летчикан. Его консультации по теории полетов перед экзаменом помогали нам сдавать зачеты только на «отлично». Много сил и старания майор Сипипьга приложил, чтобы навести уставной иоря- док, укрепить днепн|глину и организо ванность. За достигнутые успехи п деле боевой подготовки он неоднократно полу чал благодарности/ Мы горды тем, что Александр Николае вич выдвинут кандидатом в депутаты об ластного Совета. Я от всей души поздрав ляю своего командира с тем высоким до верием, которое ему оказали избиратели. Старший лейтенант Н. МЕЛЬЧЕНКО. Служение Отчизне Александру Николаевичу Синицыну 34 года. И то, что пн за это вр"мя достиг столь многого, говорит о нашей замеча тельной действительности, открывающей пэогроничшяые возможности для роста 'оветекято человека. Жизнь Александра Николаевича, про славленного летчпка-штуэмовика, боевые подвига которого увенчаны медалью Золо тая Зэезда, шестью орденами и медалями Советского Союза, — типичная биография представителя советской молодежи с ее замечательными и благородными чертами. Путь, по которому шел Александр Ни- •^аевпч, был нелегким. Упорство и на пряжение помогли молодому человеку до биться высоких успехов. Он добросовестно п настойчиво трудился и слесарем на пат- ««■•пом ззвоте, * ‘-а клагопой партой, и в летном училище и в полетах па малень- •ч «ПО-2», и » Тульском училище пило тов, и на боевом самолете. Всюду Алек- •лндра Синицына выделяло его трудолю бие, давая ему преимущество перед това рищами, которых ост неизменно вел за со- Ы своим примером. Это трудолюбие у Александра Николае вича особенно проявилось в летной школе инструкторов в Тушино, когда он учился вместе с прославленным севоромораким >«ом Борком Феоктистовичем Сафоновым. Сафонов тогда уже своей исключительной сидчевостью , пытливостью к познанию •атташренаон тешпкп оказал па пего боль шое влияние. У Сафопова он перенял -оннципиальность, скромность и неукро тимое желание добиваться намеченной цели. Александр Николаевич родился в семье • /гометвешого рабочего Тульского патроп- '-0 завода. Его характер сформв- рш д о * комсомольском коллекти ве, среди рабочей молодежи, где он рабо тал после окончания ФЗУ слесарем. Во спитанный в духе неугасимой любви и преданности к Родине, открывшей) перед пиМ широкую дорогу к счастливой и ра достной жшзш, си в- смертельный час для СЬчизны вступил в ряды верных защит ников социалистической Родины, в семью морских летчиков. Короткое время, за которое ему надле жало овладеть новой материальной частью в боевом подразделении, томило Александ ра Синицына. Он жаждал боя, рвался на фронт. Окончились я»г учебы, к Александр Николаевич лейтенантом встал в строи за каленных фронгоныоов и с первого полета прочно занял место в боевом -коллективе грозных пггурмонихюв. Первое боевое крещение Александр Нико лаевич получил в пюта 1943 года в боях с немецкими захватчиками. Группу штур мовиков вел тогда в бой прославленный летчик, ныне дважды Герои Советского Союза Мазурег»ко. Александр Синицын шел его ведомым. Производили палет на крупный коавой противника. Летчик Спип- цын старался выполнять все, вак говорил командир на земле. Его не страшили потя нувшиеся к самолету трассы пулеметных очередей. Выбрав цель, оп ввел стмолег в пикирование. Когда до вражеского ттшь- щика осталась небольшая высота, Сини цын опросил бомбы и начал отходить от цели. На развороте стрелок увидел клубы черного дыма, заволокшие коодб^гь. В злом полете молодой в те дни штурмовик одер жал свою первую победу. После полета командир группы сделал критический рапоор кействнй молодого летчика. Оп сказал: 1— То, чм вы. Mfc no tfsffVR. хотя» в строю — это замечательно. И го, т а вы иотог-или корабль, тоже хорошо, но запом ните, товарищ лейтенант, что боевой полет ото вам не полигон. Над зениткам по прямой долю не налетаешь. Маневрировать надо больше и смелее. Из этого Синицын сделал вывод, что боевые полеты требуют особой подготовки. Он старался учиться как можно больше, чтобы пи в чем не «подкачать» перед опытными летчиками. Его пытливый ум спешил впитать в себя все: и систему построения конвоя противника, и их обо рону, маневры, способы атаки, и особен ности подхода к цели. Командир увидел в летчике с первого по- лета нсза^трядньгй талант штурмовика. И когда через тиру дней потребовалось под нять в воздух зэено самолетов, Сини цыну было оказано большое доверие — он был назначен ведущим группы. Штурмовики внезапно и стремительно атаковали цель, одержали победу н без по терь вернулись на аэродром. Командир оУянии молодому летчику благодарность. Для него она была высокой наградой. Оп пе успокоился на этом, не зазнался. Напротив, похвала командира вселила в пего уверенность в свои силы, реши мость быть таким, как его старшие това рищи Гуляев, Осыка п многие другие. С этих пор Алексащр Синицын летал только ведущим больших и малых групп самолетов. За время войны он более пяти десяти раз водил штурмовиков в бой. Творческий подход к делу, умение при нять в сложной обстановке правильное решение, опособность оценить п проана лизировать каждый утропг боя выгодно ска зывались на росте молодого летчика. Каж дый вылет, каждая атака поднимали его боевое мастерство, помогали ему глубже попять секреты боя. Синицын был в то время еще разовым летчиком, а командир поручал ему самые сложные заяашя. Он почти каждый день летал в норе штурмовать'корабли против ника, сильно защищенные базы, передний ярой. Его самолет, сак сэкрч, появлялся среда вражеских самолетов, сея в станс врага смерть и панику. Алексаячф Николаевич быстро рос. Очень старо он стал старшим лейтенантом, «оман- яиром эвена. Четвертый орден Красного Знамени украсил его грудь. Синицыну ча сто приходилось водить большие группы штурмовиков. В роли ведущего наиболее полно проявлялся его замечательяый та лант, раскрылись его боевые качества.. Ведомые им самолеты топили корабли противника, уничтожали живую силу. «Ью было в те дни, когда венцы изо всех сил рвались на восток. В этих боях Синицын и его летчики над целью делали по не- оюалысу заходов, помогая Красной Армии бить врага, л уходили от цели только тог да, когда иссякал боезапас. Далеко от берегов, на щюеггор&х моря, нм баоамв врага часто модно было видеть строштошный, лак ищи», самолет Снзни- цьвп. Офпвдкдогак, цросаавшпмАся на весь флот своей неутомимостью и дерзо стью, по нескольку раз на день вылетал на штурманку вражеских тараблей н баз. Од нажды, когда наши войска перешли в на ступление, он получил приказ нанести удар по кораблям и транспортам в одном из портов. Штурмовики внезапно появились над кораблями. Благодаря замыслу веду щего, корабли врага были застигнуты врасплох. Синицын первым спикировал я потопил вражеский корабль. После атаки ведущий- маневрировал скоростью чтобы собрать группу. Пеагцы к этому времени вызвали на помощь дополнительный ва/ряд потребителей. «Мессертвмипы» набросились на пггупао&иков. Ода пытались связать боем истребителей прпкрытпя. Командир умело маневрировал группой. Of безупречно вла дел своим самолетом. Ведущий эа.чаниъал езыга ш ашт таияговмн). В атом бою штурмовики не понесли никаких потгфь. а враг потерял пять самолетов. Умелое применение наивыгоднейших боевых порядков позволило Синицыну с наибольшей эффективностью использовать •каждый KVvwofl полет. За умение грамотно использовать в бою свое оружие Синицып вскоре был назначен командиром подразде ления, и ему присвоили звание тпитана. В полном об’еме тактические приемы Александра Синицына были применены в период боевых действий за освобожде ние Печенпи и Кирюеиеоа. Сколько рво морские пехотинцы видели снующие над передпим краем самолеты его подразделе ния и слышали в эфире его звонкий и во левой голог! Он всегда звал летчиков впе ред и только наступать. Группа штурмовиков возвращалась с за дания. Ее вел капптан Синицын. Низкая сплошгая облачность заставила летчиков отта над самыми сопками. Подлетая к на шей территории, летчики заметили два «Ме-109». «Атакуем!» — подал кооовду ведуший. Бой был жаркий, немцы ре тировались. На другой день командир спросил у капитана Синицына: «Почему вы первыми навязали бой?». «А как же, — ответил Синицын, — штурмовики силь ны, и мы можем вполне вести активным бой. Нельзя же немцам подставлять хвост». Этим стремлением наступать про вязаны все вылэты Оиницына. На боевом счету этого отважного летчика 12 пото пленных кораблей общим водоизмещением около 50 тысяч тоцч, семь поврежденных; 2 воорвашых оклада с боезапасом, 3 сож женных причала, сбитых и уничтоженных на земле 5 самолетов противника. Велик боевой счет подразделения. Лет чики под его командованием потопили п повредили несколько десятков кораблей, уничтожили много другой техники. Родила 1 ычххкооцепила заслуги и мастер ство Смвввшвв: Советское удостоило его 22 июля 1944 года высокого звания Героя Оонетакого Союза ☆ * * Отгремели великие бои. Умудренный опытом войны Герой СоветскогоСоюзамай ор Синицын учит сейчас молодых летчи ков, передает им своп знаготя. Оп критиче ски оценивает каждое воздушное сражение. Как известно, авпацпопная техника не стоит на одном месте, и Александр Пико^ лаевич, помня это, целиком погрузилсяNв учебу. Он настойчиво овлад-взпт пскусст- вом техники пилотирования, летает с та кой же страстью, как летал и во вр мя войны, постигает сталинскую во сную пауку. Тов. Синицын после полета садится за парту и упорно овладевает теорпей полета, математикой и русским языком, как в не давнем прошлом изучал маневр иад целью и способы ее атаки. Что бы ни поручили Але^хпнтру Нико лаевичу Синицыну, он сд лает с прису щий ему огн^ьком п всегда пачатое дело доведет до концз. Служебные дела никогда не заслоняли перед Синицыным общественно-политиче скую работу. Его, как авторитетного то варища, коммунисты неоднократно избира ли членам партийного бюро. Оп умело на правляет партийно-политическую работу на повышение качества боевой подготовки. Пе случайно, что благодаря лтоттам коман дир* и правильному обучению летпого состава с каждым дпем растут ряды ма стеров воздушной стрельбы. За летчиками тт. Медведевым, Кирилловым, Митре'ргио- вым, Кондратовьгм прочно закрепилась слава снайперов воздушной стрельбы. Нет никакого сомнения в том, что до стойный сын русского народа, пламенный патриот своей соцналнгтпчfv.коГi Рогптты коммунист Алексаяцтд) Вияолаеиич Оигтпьга с честью и достоинством оправдает дове рие избирателей и будет вепп'тч г-мтой Капитан В. ЛАГОШНЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz