На страже Заполярья. 1947 год. Декабрь.

НА СТ РАЖЕ З АПОЛЯР ЬЯ В пгайря 1947 г . № 284 (2975). На Лондонской сессии Совета Министров Иностранных ЛОНДОН,, 2 декабря. (Опец. корр. . дательством Маршалла продолжал обсуж- ТАСХ.) На сегодняшнем заседании Совет дать вопрос о процедуре подготовки мяр- Млиистров Иностранных Дел под предсе- \ ного договора с Германией. О составе и работ,е постоянных комитетов Созэта Министров Широкому обсуждению был подвергнут голро; о составе постоянных комитетов Со­ вета Министров, которые должны явисься р бочими органами для подготовки проекта мирного договора с Германией. На Москов­ ской сессш Совет Министров решил создать четыре таких комитета: комитет по полити­ ческой и конституционной структуре Гер­ мании. комитет по территориальным -изме­ нениям и связанным с этим вопросам, коми­ тет по экономической организации Герма- язи и репарациям, комитет по р.ооружению и деми » аризации. Что же касается со­ става этих комитетов, то по этому вопросу соглашения достигнуто не было, причем каждая делегация выступи «а со своим осо- Сым пр дложенигм. Советская делегация, исходя из потсдам­ ских реше:-ий. предусматривающих, что подготовка мирного урегулирования для Герма*гни возлагается на страны, подписав­ шие условия капитуляции, т. е. на США. Великобританию и Францию, внесла i!a Московской сессии Совета Министров предложение, чтобы постоянные комитеты состояли иг? представителей четырех дер­ жав — членов Совета. К советскому пред­ ложению приближалось предлож-ение фран­ цузской делегации, которое гласило: «По­ стоянные комитеты будут состоять из продетавителей четырех держав — членов Совета. Они будут приглашать союзные го­ сударства, заинтересованные в рассматри­ ваемых проблемах, к участию в рассмотре­ нии и обсуждении этих проблем». Совершенно иную позицию заняли еще ца Московской сессии Совета Министров делегации США и Великобритании Деле- г«л*ия L o IA рекомендовала, чтобы комите. ты состояли из представителей четырех держав — членов Совета я «из удобного числа представителей, выделенных из чис­ ла союзных государств», соседних с Герма­ нией, и других, которые участвовали своими сооруженными силами в общей б.рьбе про­ тив Германии. Делегация Великобритая ^ предлагала пойти еще дальше по пути расширения состава участников подго.овли проекта тарного договора. Она предлагала, чтобы, кроме представителей четыр-х дер­ жав, в состав комитетов входили предста­ вители тех союзных государств, «которые могут пожелать быть представленными в них». ' Принятие предложеягий американской и бр!гганской делегаций, находящихся в про- -иво.х’чй р с по си мшим, решением, повело бы к тому, что комитеты превратились бы в какое-то подобие предварительных мир­ ных конференций, которые вследствие сво­ ей м:х)гочислевности были бы совершенно не пригодны для деловой работы по со-пяв- лстяпо проекта мирного договора с Германи­ ей. З ги предложения явно прссл'дуюг цель — органи овать подготовку мирного до­ говора с Германией таким образом, чтобы определенные державы имели возможность путем подбора того или иного состава ко­ митет в оказывать воздеГхткие на Совет Минис ров Иностранных Дел. отвечающий за выработку мирного договора. На сегодняшнем заседании советская делегация заявила о своем согласии при­ нять французскую формулировку относи­ тельно состава постоянных комитетов Со- сета Министров. Однако Бевин и Маршалл настаивали на своих прежних предложениях. Молотов заявил, что советская делегация ’ считает французское предложение правиль­ ным уже в силу того, что в Совете Мини­ стров установилась определенная, оправ­ давшая себя практика, которая состоит в том, что подготовку основных вопросов ведут комитеты, создаваемые из представи­ телей четырех держав. Из этого основного положения и исходит французское предло­ жение. С другой стороны, это предложе- . ние учитывает весь механизм подготовки | мирного договора. — Здесь уже говорилось, — заметил Молотов, — что механизм подготовки мир­ ного договора состоит из двух основных частей — комитетов и подкомитетов. Кро­ ме того, в этот механизм мы включили информационно-консультативное совеща­ ние, в котором будут участвовать все го­ сударства!, заинтересованные в подготовке мирного договора, на одинаковых условиях. Таким образом, этот механизм обеспечивает всем заинтересованным государствам воз­ можность быть выслушанными на всех ста­ диях подготовки мирного договора. В то же вр-мя этот механизм подготовка мир­ ного договора будет обладать достаточной гибкостью. Д ля того, чтобы подготовка мирного договора не тормозилась, чтобы не было задержек и затягивания работы, , мне кажется, мы могли бы согласиться с предложением французской делегации о составе комитетов. Молотов отметил, что состав подкомите­ тов следует обсудить особо, поскольку по этому вопросу имеются разли»шые предло­ жения. Так как Маршалл я Бевда продолжали настаивать на своих предложениях, проти­ воречащих потсдамским решениям в несов­ местимых с быстрой и успешной подготов­ кой проекта мирного договора с Германией, министры не смогли разрешить вопрос о составе постоянных комитетов. Министры перешли к вопросу о работе постоянных комитетов Совета Министров. По этому разделу процедуры подготовки мирного договора оставалось одно расхож­ дение: британская, американская и ^фран­ цузская делегации еше на Московской сес­ сии Совета Министров внесли предложение о том, что доклады комитетов должны включить предложения, представленные союзными государствами, которые, будут участвовать в обсуждении. Советская де­ легация тогда яе высказала своего отноше­ ния к этому предложению. На сегодняш­ нем заседании советская делегация, стре­ мясь достигнуть соглашения, присоедини­ лась к этому предложению. Благодаря этому данный пункт был пол- * ностью согласован. О составе подкомитетов Совета Министров . Далее министры обсудили вопрос о со­ ставе подкомитетов Совета Министров. Ра­ нее было решено, что каждый из четырех постоянных комитетов Совета будет, по ме­ ре необходимости, создавать подкомитеты для изучения специальных вопросов. Совет­ ская делегация предлагала, чтобы их со­ став был аналогичен составу постоянных комитетов. Делегаты США, Великобрита­ нии и Франции настаивали на том, чтобы членство подкомитетов определялось в каждом случае постоянными комитетами, к /торью приглашали бы в качестве их чле­ нов удобное число союзных государств соседних с Германией и других союзных государств, участвовавших своими воору­ женными силами в общей борьбе протда Гермаиии, включая госу царства, наиболее з аинтересованные в рассматриваемых вопро­ сах. ‘ Ия сегодняшнем заседании Молотов, на­ помнив о том, что механизм подготовки ...I .мо о дог/вора включает комитеты, под- - >\иат ты и инфзрмациогдю- консультативно Увещание, в котором участвуют рее 'уд у . in* в участники мирной конференции госта. ifл вопрос, насколько необходимо ряеши- оагь состав комитетов и подкомитетов. При н .нчии широкого состава информационна. онсультаттиалого сов щания сов-г-кое предложение имеет смысл с д л вон точ. ,• о ш я — сказ1 л Молотов, — оно д е т го«можность провести подпгговигел« ную п боту по любому вопросу в по- Комитетах, 'о поящих из представителей четырех держав. Вместе с тем, о*:о дает bv*m >ж:тзсгь г.рпгласить представителей других госу. дарств представить свое мнение по оос*.к- г х мьгм ;опросам На информационно,кон- с.улыотианом совещании, где все они уча­ ствуют. Ввиду возражений со стороны Бевина я Кув де' Мюр пелля (Франция), по предло­ жению Молотова было решено передать этот вопрос на дополнительное рассмот­ рение совещанию заместителей министров. Оживленную дискуссию вызвал вопрос о составе ииформециои.ло -консультатн ного совещания союзных государсгв. Задачи этого созе.цгигия должны заключаться в том чтобы регулярно информировать со­ юзные государства о работе Совета Минист- р в г’о подготовке мирного договора и про­ водить консультацию с представителями союзных государств. Советская делегация, в соответствии с р?"те нем единогласно принятым в декабре 1916 года на сессии Совета Министров в Нью-Йорке, предлагала на Московской сессии Сов-'та включить в состав инфор. мсц:г~н---:о.консультативногооовешання гтрлд. сгасителей четырех держав — членов Со. Ее^я и союзных соседних с Германией го­ сударств или государств, которые своими вооруженными силам участвовали в сов­ местной ^оп!збе против Германии. С .друге" стороны, .американская д еле га ­ ция которая на Нью-Порской сессии со гда'ИЛ 'сь с таким предложением, в ходе Московский' сессии неожиданно стала на. ет и ’ать ча включения в состаз янформа- ци нйЮ-консультативного совещания всех государст об*явивших войну Германии. 'Г М 2403&4. Это означало бы такое расширение состава >гого совещания, которое дало бы возмож. гость участия в подготовке мирного дого­ вора не только странам, внесшим свой вклад в дело борьбы против общего врага, но и странам, которые во время войны стояли в стороне или даже помогали гитле­ ровской Германии и только в самый послед­ ний момент перешли на сторону союзников. Делегации Великобритании и Франции? предлагали в Москве включить в состав этого совещания, кроме стран, указанных в советском предложении, только некоторые другие страны и, по крайней мере, Иран, что является также частачиым отступлением от Нью-Йоркского решения. Что касается со­ юзных держав, то британская и французская дз.» гозди предлагали инфордшровать их о работе Совета, передавая им документацию 1 Совета относительно подготовки договора с тем, что эти государства будут иметь право ста 'тит', в письменной форме вопросы по -'я .:о ” проблема, рассматриваемой в пере­ данных км документах. If" сс.ч>д..я.:;нем заседании Маршалл уп< ч.') гчгга г’.лл на принятии американ- с.:с ' п?^дло'::пН 1 Я, внесенного на Москов­ ской сессии Совета Министров. ^ виз. что делегации Франции н Вели, кобрнтлнил г. Москве, якобы, «оставили с-ною повлияю открытой*. он предложил им высказатт-ся по этому вопросу. Однако Кув те Мюргилль и Бевш 1 заявили, что они г:’у>должают тритарживаться своего собст- в иного предлужения. Молотов обратил внимание министров на го. ' то рассматриваемый вопрос, в сущности говоря, уже был решен на Нью-йорской сассии. В Нью-Йорке было решено пору­ чись заместителям министров по Германии заслушать точки зрения ряда определенных стр н, а именно соседних государств и других союзных государств, участвовавших j своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии и желающих изло­ жить свои взгляды в отношении герман­ ского вопроса. Таким обоазом, было уста­ новлено. какие государства привлекаются для консультаций по вопросу о мирном до­ говоре с Германией. Оставался несогласо. j ванным только сопрос об участии в кон- j с\льтачии Албании Молоков напомнил, что министры согла­ совали вопрос о привлечении к консульта­ ции Австралии, Бельгии, Белоруссии, Бра. ж 'и и Греция, Дании, Индии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зелан. 1 дни, Ноовегни. Пакистана, Польши, У к ­ раины Чехословакии, Югославии, Южно- Африканского Союза. Кроме того, разу, меется, в консультации доляоны были ухар­ ствовать пять великих держав — СССР, США, Великобоитания, Франция и Китай. — Я спрашиваю, — сказал Молотов, — остается ли в силе это решение или мы хотим его изменить? Если оно остается в силе, его надо придерживаться, если мы хотим его изменить, то было бы жела­ тельно знать мотивы, по которым решение Московской сессии на настоящей должно Сыт- измен-но. Молотов напомнил далее, что еще на предыдущей сессии Совет принял пункты 1, 2 и 3 процедуры, в которых указывает, каше именно государства должны быть привлечены к консультации по мирному договору с Германией. Эти пункты пол­ ностью согласованы, кроме пункта об Ал­ бании. Тем не менее, нам предлагается ре­ шить вопрос о составе информационно- консультативного совещания совершенно иначе, нежели мы договорились на Нью- Йоркской сессии, и совершенно по-иному, нежели это предусматривается 1, 2иЗ пунк­ тами процедуры, которые нами согласованы. В чем же дело? Почему мы должны отойти от прежних решений? Правда, на Нью- йоркской сессии государственным секрета­ рем США было одно лицо, а теперь госу­ дарственным секретарем США является другое лицо. В этом есть разница Но нам желательно было бы знать в таком случае, какие имеются мотивы по существу для изменения принятых нами решений. Молотов указал, что нынешнее амери­ канское предложение в корне изменяет ранее принятые решения. Раньше речь шла о том, что в консуль­ тации будут участвовать пять держав н другие союзные государства, в общей сложности — 24 государства, если вклю­ чить Албанию, сражавшихся против Гер­ мании. Теперь же к этим 24 государствам (если считать Албанию) предлагается до. банить еще 34 государства: Гватемалу, До­ миниканскую республику, Коста-Рику, Кубу, Никарагуа, Гаити, Панаму. Канаду, Сальвадор, Мексику, Филиппины, Абисси­ нию, Ирак, Боливию, Иран, Италию, Ко­ лумбию, Либерию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Венецуэлу, Турцию, Египет, Сирию, Лизан, Саудовскую Аравию, Финляндию, Аргенти­ ну, Эквадор. Таким образом, предлагается. чтобы Совет Министров, подготавливая мирный договор с Германией, консультировался не только с теми странами, которые сражались против общего врага, но и с такими государствами, которые об’явили Германии войну за не­ сколько недель до ее капитуляции и кото­ рые не боролись против нее, а, наоборот, в течение войны нередко помогали ей, как, например, Турция. При таком положения голос сражавшихся союзных стран потонет в голосах невоевавших государств — Ясно, — сказал Молотов, — что нель­ зя игнорировать изложенные здесь француз­ ской делегацией мотивы, говорящие о том, что не следует все эти государства валить в одну кучу, ставить на одну доску, когда подготавливается мирный договор с Герма­ нией. Мы должны признать разницу между гоеудаотв"мн. которые воевали против Германии, которые ликвидировали герман­ скую атрессмю и ( п т « л и жертвы, и тсутн государствами, которые в этой борьбе не участвовали, были, в лучшем случае, пассив­ ными наблюдателями, а иногда и прямо по­ могали Германии в борьбе против наших народов. В заключение Молотов подчеркнул, что следует дорожить уже принятыми решения­ ми и придерживаться их. В соответствии с этим советская делегация предлагает сле­ довать решению, уже принятому ва Нью- Йорке кой сессии Совета Министров, а также решению, принятому на текущей сессии и записанному в первом, втором и третьем пунктах процедуры, относящихся к кон­ сультации с союзными государствами. Не будучи в состоянии отрицать, -что американское предложение противоречит решению, принятому иа Нью-йоркской сес­ сии Совета Министров, Маршалл попытался представить дело таким образом, будто бы в этом решении речь шла лишь о том, что­ бы заместители министров иностранных дел заслушали в Лондоне точку зрения опре­ деленных союзных государств, котооые будут участвовать в обсуждении мирного договора. За неимением сколько-нибудь су . щественных аргументов, которые могли бы быть противопоставлены аргументам совет­ ской делегации, Маршалл прибег к го­ лословному выпаду против нее, намекнув, будто бы советская делегация пренебрегает правами малых государств. В то же время Маршалл попытался представить дело та­ ким образом, что США якобы защищают права малых народов, а в особеннос ги тех малых стран, которые предоставляли им во время войны аэродромы, порты, базы. Представители Франции и Великобрита­ нии на этот раз не поддержали Маршалла, и он остался в одиночестве со своими пред­ ложениями, направленными на искусствен­ ное превращение информационно-консуль­ тативного совещания в такой орган, в кото­ ром страны, не принимавшие активного участия в войне, располагали бы большин­ ством голосов по сравнению с государства­ ми, сражавшимися против Германии. Куп де Мюрвилль и Бевин заявили, что они продолжают придерживаться своего прежнего предложения. Кув де Мюрвилль отметил при этом, что принятые Советом Министров решения предусматривают ус­ тановление различных категорий госу­ дарств. В перзую категорию, согласно пер­ вого и второго пунктов данного раздела документа о процедуре, входят союзные соседние с Германней государства и другие ооюзнью государства, участвовавшие своими вооруженными силами в борьбе против Германии. Кув де Мюрвилль предложил руководствоваться при создании информа­ ционно-консультативного совещания эти­ ми предложениями. Молотов, касаясь заявления Маршалла, сказал: — Нам говорилось, что нужно уважать суверенитет других государств, что нужно относиться с уважением не только к тем, кто воевал против Германии, но и к тем государствам, которые в той или иной мере оказывали помощь в борьбе против общего врага. Что касается советского правитель­ ства, то оно считает одним из важнейших принципов уважение к суверенитету не только больших, но и малых государств. Оно прекрасно понимает, что сейчас ува. женне к национальному суверенитету госу­ дарства со стор ны великих держав осо­ бенно необходимо, так как этот принцип не всегда и не всеми великими державами соблюдается. Молотов заявил, что советское предложе­ ние не только не отталкивает государства, которые не воевали с Германией, но хоть чем-нибудь помогали союзникам в этой войне, а прямо обеспечивает их участие в подготовке мирного договэра с Германией по вопросам, в которых они непосредственно заинтересованы, так как, согласно принято­ го утке •министрами пункта третьего про­ цедуры, и эти государства будут участво­ вать в консультациях, не входя в инфор­ мационно-консультативное совещание. В заключение Молотов сказал: — Французская и британская делега­ ции предложили опекать компромиссное ре. шенне по обсуждаемому вопросу. Советская делегация готова пойти по этому пути. В свою очередь она предлагает принять ее предложение, добавив к нему следующие пункты фраяко .британского предложения: «Другие союзные государства, -находив­ шиеся в состоянии войны, и бывшие враже. ч^*ие госу;;ор-~пза. участвовавшие впослед­ ствии в войне против Германии на стороне союзников, будут информированы о работе Совета в порядке, предусмотренном в под­ пунктах 2 и 3 настоящего пункта Эти государства смогут представлять в письменной форме совещанию свои замеча­ ния относительно документов, которые бу­ дут -им сообщаться. Они могут равным об- ^дзо * р-. ви -к в ф » с ~ лрон юй вопросы по всякой проблеме, рассматриваемой в dx документах». 1 гуим о'разг>м, советская деле-'яцня, пой. ! -та навстречу делегациям Великобритании и Франции, сделала возможным принятие согласованного решения по важному волро­ су, имеющему большое значение для уско­ рения подготовки мирного договора с Гер- мачией и для привлечения союзных госу­ дарств к э то м у делу. Однако согл,козли­ ное решение принять все же не удалось, так как американская делегация упорно не желает пои.и на это соглашение. Маршалл заявил, что делегаты США желают обсу­ дить рассматриваемый вопрос внутри деле­ гации и что он ничего не может добавить к сказанному. Т^ -тим образом, вопрос о состав» инфор. мационно - консультативного совещания повис в воздухе. войне против Германии, принять участие в деятельности конференций, представить свои взгляды и участвовать в работе лю­ бых комиссий, которые может создать конференция. В. М. Молотов напомнил о том, что в со­ ответствии! с уже принятым третьим параг­ рафом пооцед|\|ры, правительствам других союзных государств, участвовавших в зой- не. и бывших врагжеокнк государств, уча­ ствовавших впоследствии в воине против Германии на стороне союзников, долгжпта быть предоставлена возможность на соот­ ветствующей сталии подготовки мирного догозора положить свои точки зрения по германскому вопросу в устной или пись­ менной форме заместителям! или Совету Министров Иностранных Дел, как это последний сочтет целесообразным. — Сейчас, — оказал Молотов, — бри­ танская и французская делегации выска­ зались за то, чтобы этим странам была дана возможность высказаться не только перед заместителями и Советом Минист­ ров, но и на мирной конференции. Совет­ ская делегация считает в (принципе прием­ лемым французское предложение, согласно которому конферентия долг-юна состоять из двух inpfynn государств: первая грглипа — государства — члены конференции, вто­ рая грунта — государства, котооые ^ vtvt иметь возможность сказать свое мнение на конференция, не являясь члечепщ этой конференции. Советская делегация согласна также с тем, что состав этой группы го- суп^рств необосолимо лточиить. Молотов заявил, что советская делега­ ция считает в принципе приемлемым и ппедложенне Бевина. поскольку оно исхо­ дит из того, что •госула'рства. ора'жя'вгттие- ся с Германией, до.лжны стать членами м и р н о й конференции, а гостдзрстеа, об’ - явиэшие Гегмсгяп* войнгу, но не «ч-настто- вавештг в вгей или wee участвовавшие в ней на последней стадии, должны полечить возможность вчстепаться не только п Советом М и н и с тр о в , но татхтже на мирной конференции и п р и н я т ь участие в тех или behwx комиссиях конференции. Отметив, что точки зрения советской, британской и Фрапщуэской делегации мож­ но было бы согласовать, Молотов предло­ жил поручить эту работу зэместэтелв»! и выразил пожелание. чтоДы американская делегация присоединюсь . хотя бы в при.аципе к .указанным предложен» в * Такая постаноача во соса поставила Маршалла в затр^чинигел!иое положение. Теперь ой был лиг ген возможное ги вновь пустить в ход старое демагоги :еское у т­ верждение, будто бы советская делегация возражает пробив участия государств, об’явиаших войну Германии, но не ооажгв- 1 шихся пробив нее в лодгото ке мирного ! договора. Он признал. Ч'О госудлоства, ко , торые своими воооуокени^лми силами уча­ ствовали в вочпе против г ер онни и вы ­ несли иа себе главное б’оемп богм/Зы. имеют Прево на особое положение т>и подго|^ке и обсуждении мирного договопа с ГеЩРь нией. но в полном противореч^ои с тгим продолжал на там>ать на том, •г’о^ы во- оЯше г*‘сг/ го^дарствам о'Тавишмм ээй- hv Германии, была дана злмэжнэегь не толико к «показаться на мирной кофеоеч’- цгпи, но и с»ре~истг,г>'нпгь епое Ю 1 ение потней голосов». Саелав такое заявление, Мелшалл косвент о тп зиа л . чго амепич.’чн- екая делегация в п^пмо очередь заинте­ ресована в том, ч <Уу:л -агеяе госуд.'рствз, как, скажем, Тчтрчип Сальва!*^ или Ло- мнникл асг<*я респмТлича, и-псстттые своей покопиасть-то Сое•’«н е т'г тм Штатам А«*^гн- ки, получпли иг^во гешзточтего голова на ^ттной «кочФл’ъе-тции. O v ^ o Маогпалл сог.трюилс» передать этот вопрос замести­ телям. М|ггиетпы опчгпя ти п'>оъгож<*няе совет­ ской делегации о пспл*»лче волооса отно- стглелчно состава мирной конференции на рвеоуопренне сотешя»н*я заместителей. Рсп?е«го тагч^е пеоелать *na oaccvo-ane- ние замес^ителрй «~е дру*~ие в^ппосы про- Ue TTTJ ПО71ГОТОЛЮЧ VIHOHOrO ло-ояог,я с retpvrrineft, отавптиеся ж’согллсованн'л^^ Молотов отт-ос-ил гтои э^огм что C o f lB M h tf’toob щатось '•оглвгова^ь ряд пунк­ тов 'ХОЧОТ'ТПЫ и 4^*0 о» "ОС'И- И^КО^ОР'-ТХ сдвигов. Молоков потчегисн л , ч*-о главная цель советской делегации з^ктючается в том ч^-(У>ы УГ^ог^ПЪ noTo ro ’vcv мирного лог^но^а с Гетмлчц»лй, которого ожидает не -го^ь^о Гепл»я«ия, но т *гч.*е 1 рутие страны Европы, и не только Европы. Делегации западных стран не соглашаются начать подготовку мирного договооа с Германией О составлении окончательного текста мчоного договора На сегодняшнем заседании м;даистрами было принято согласованное решение отно­ сительно составления окончательного текста мирного договора. Как сообщалось ранее, американская де­ легация настаивала на том, чтобы этот текст составлялся «а основипш рекомен­ даций мирной кенф^енц-ри, принятых 2 /, голосов, иными словами, речь шла о том, что рекомендации мирной конференции, принятые большинством в две трети голо­ сов, должны быть чем-то вроде обязатель­ ных директив для Совета Министров И:ххгг. раннтгх Дел. о п& ххт. и Ф ',эг- цузская делегации возражали против этого предложения. ЛОНДОН, 3 декабря. (Спец. корю. TA j CC). Совет Министров Иностранных Дел на сегодняшнем заседании продолжал Вчера американская делегация изменила своо предложение, заявив, что она согласна принять тот порядок, который существовал в отнот»те* 1 ии веком0ндапий Парижской мир­ ной конференции по мирным договорам с бывшими союзниками Германии. В соответ­ ствии с этим порядком. Совет Министров принимает во внимание рекомендации, под­ держанные двумя третями голосов, и дру- ги 1 рл-елтн •'’'•••ил поддерживаемые боль­ шинством голосов. • На сегодняшнем заседании британская, | советская и фрат-цуоская. делегваии зая- вили о своем согласии с новым амеоикан- 1ск нм предложением, и вопрос был разрешен. рассмотрение вопроса о процедуре подго­ товки мирного договора с Германией. О составе мирной конференции Министры обсудили вопрос о состапе мирной конференции, которая долтжна быть созвана, когда подготовка проекта ма!рного договора будет в основном закончена'. Советская де.тегация, в соответствии с ранее принятыми решениями Совета Мини­ стров, еще на Московской сессш, предло­ жила, чтобы членами конференции были СССР, США, Великобритания, Франция, | Китай и другие союэныа*5ос1удатства, со- i седшке с Германией или участвовавшие ; своими вооро'женными силами в общей j борьбе против Германии. В противовес этому, делегация США 1 настаивала иа тем, чтобы конференция со- j стояла из всех государств, находившихся I в состоянии войны с Германией, причем, ; по мнению американской делегации, всем этим государствам) должны быть предо­ ставлены» равные нрава с государствами, ! которые вели войну против Германии. Не трудно видеть, что данное американское ■ предложение преследует ту же цель, ка- ; кой делегация США добивалась, требуя , знач^ггельного расширения состава рабочих ! органов Совета Министров и включения в ! СОСТав И1!фОРМЗЦ510ЛНО-КОР1СуЛ,‘'р',т Т^ВИОГО j совещанип всех госугдарств, об’-яаившагх j войзяу Гермагетк. Принять американское 1 предложение означало бы создать такой механизм для подготовки мирного договора, в котором- большинство голосов принадле­ жало бы государствам, не принимосшим !>настия в войне с Германией. Д . Маршалл, выкгттпивший первым на сегодняшнем заседании, настаивал на при­ прятки этого американ ского преоложенп 1 Я. Однако это предложение не встретило; поддержки ни у одной из делегации. Бидо j и Бевин высказались за то, чтобы было | проведете разграничение межя 1 у странами, вынесшими ч«а себе основную т'тиоесть борь­ бы с врагом, и странами, которые ограни­ чились формальным объявлением войны Гео мании. Бицо предложил, исходя го этого принципа, составить список стран, наибо­ лее заинтересованных в договоре и прини­ мавших у’частне в войне с Германией. Бевин со своей стороны предложил, чтобы членами конференции были госу­ дарство', принимавшие участие в воине с Германией, но предложил добавить пункт о том, что конференция б\пет иметь пгаво большинством гс-лосоз пригласить пред­ ставителей дг>\тнг< союзньпх государств, а также прелстазителей бьгшаих впас^ес/'их го чщаоств, которые впостетстш'н участ­ вовали своюяа вооротжешяьвми силами в Когда министры закончили рассмотрение вопроса о продолжении подготовки мирного договора с Германией, Молотов напомнил, что в повестке дня стоял вопрос не только о процедуре, но я о самой подготовке мир­ ного договора. Он подчеркнул при этом, что пятый пункт советских предложений, относящихся к этому вопросу, до сих пор Hf* обсуждался. Этот пункт гласит. «В ос­ нову должны быть положены решения Ял­ тинской и Потсдамской конференций». Советская делегация полагает, — сказал Молотов, — что было бы весьма важно, чтобы Совет Министров высказался по вопросу о том, как провести подготовку самого мирного договора. Со своей сторо­ ны советская делегация предлагает поло­ жить в основу подготовки договора реше­ ния Ялтинской я Потсдамской конференций по германскому вопросу. Это предложение, видимо, пришлось не по вкусу остальным членам Совета Мини­ стров, особенно американской делегации. У всех в памяти сделанное членом амери­ канской делегации Даллесом на Генераль­ ной Ассамблее широковещательное заявле­ ние: «Не будет возврата к политике Тегера­ на. Ялты и ‘Потсдама». Известно также, что Даллес, выступая с этим заявлением, пря­ мо ссылался на М-арспалла. Есгеспвекио, что Маршалл попытался отказаться от из’явлений своего отношения к советскому предложению. — У меня замечаний нет, — сказал он. Бевин промолчал. Бидо заявил, что он, конечно, будет по­ следним из тех, кто станет говорить о Ялте и Потсдаме. Тогда Молотов вновь попросил слово и сказал: — Советская делегация немного удивле­ на тем, что представители двух лрави- j тельств, участвовавших в выработке и при- \ нятин решенни Ялтинской и Потсппмской | конференций, не проявляют интереса к то- от, что было решено на этих конферен- ; цнях по германскому вопросу. Что касает­ ся советского правительства, то оно от­ носится к этим решениям с полным уваже­ нном и в настоящее время. Молотов напомнил. *гго год назад на Нь’о-Йо кской сессш Совета Минисгроз по ииицюлтгве амеражанской делегации был поставлен вопрос о необходимости заняться подготовкой мирного договора! с Глрмани й. Растре епчгл теперь интерес к этому вопро­ су у Соединенных Штатов Америки? — спросил он. Если не отпал, мы должны подумать о том как это дело двинуть вперед, чтобы не откладывать решения этого вопроса. Надо репппъ, наконец, на какой основе должна начаться подготовка мирного договора. Советская делегация считает, что на данной сессии Сопота должно быть принято реше. кие о необходимости приступить к подго­ товке мирного договора. — Мне трудно судить о других странах и об их точках зрения по этому вопросу,— j сказал Молотов. — Но мне кажется, что европейские государства заинтересованы в том, чтобы вопрос о мирном договоре с Германией не откладывался в долгий ятцик, чтобы подготовка договора, наконец, бы­ ла закончена. Советское правительство в настоящее время, как и год тому назад, счи­ тает, что было бы неправильно откладывать заключение мира с Германией и восстаноз. ление полного мира во всей Европе. Вот почему советская делегация предлагает рассмотреть вопрос о подготовке мирного договора. В свою очередь, она предлагает положить в основу подготовки договора решения Ялтинской и Потсдамской кон­ ференций по германскому вопросу. После этого выступления Молотова Маршалл уже не мог больше отмалчи­ ваться. Он не рискнул открыто заявить об отказе от решений Тегерана, Ялты и Потс­ дама и сказал, что США «очень заинте­ ресованы» в ялтинских и потсдамских ре­ шениях. Тут же, однако. Маршалл взял эти решения под сомнение, добавив: «Для нас редакция решений Ялты и Потсдама значит одно, а для Советского Союза — другое, и мне кажется, что нет причины снова начать дискуссию об этих различ­ ных толкованиях». Со своей стороны Бе­ вин тут же предложил новую «основу» для подготозки мирного договора, которая, по его мнению, является более подходящей. Он рекомендовал руководствоваться... внесенными на Московской сессии Совета Министров Иностранных Дел предложе­ ниями британской делегации, именуемыми «дополнительные принципы, которыми сле­ дует руководствоваться». Необоснован­ ность этого предложения Бевина видна уже из того, что упомгацутьий им документ совсем не касается вопросов мирного до­ говора, а относится только к текущим проблемам. Тут же Бевин предложил не­ медленно пеоейти к рассмотрению вопро­ са об австрийском договоре, явно проявляя стремление побыстрее уйти от неугод­ ного американской, английской и француз­ ской делегациям вопроса о мирном дого­ воре с Гермопяией и от советского пред­ ложения о том. чтобы в основу этого мир­ ного догозора были положены решении- Ял­ ты и Потсдама*. Тогда Молотов внес конкретное првду ложение ускорить подготовку мирного договооа с Германией. Советское прави­ тельство предлагает, -тобы приятель­ ства США, Англии, Франции и СССР в двухмесячный срок представили в Совет Министров Иностранных Дел проекты ос­ нов мирного договора с Германией; при этом каждое правительство делает это, разумеется так, кг к оно находит нужным. Если это предложение бчает принято, со­ ветское правительство берет на себя обя­ зательство преаставить в лвутхмесячный срок Совету Министров Иностранных Дел пгосгст Основ мирного догозора с Герма­ нией. Однако остальные члены Совета Ми­ нистров •уклонитесь от обо'тжгетчпг и -*гого предло ’ ения советской делегации. Пред­ седательствующий Бидо и I xjjhh попы­ тались представить дело таким- образом, будто бы это предложение не относятся к да-гэтому плижту повестка lcjhh . Маршалл промолчал. Такгям от-ориением к этому предложе­ нию делегации С11ГА, Англии и Ф р а н ц и и дали новое свиоететьс'во своего нежела­ ние .нача'ь вглр бочюу мирного договора с Германией, без «отавого *;пел зя пок нчить с со'тояг’исм войны и восстансвить мир во -всей Европе. В-нпу О'каза этнх тре- д е л е н и й ттро- дот+сить обе гж} еглие вопроса о пат от в- кс мирного договогг, сов^т^«пая "е-егацит не стала н^с-таврвать тп своем ппетложе нии,. и мгттистг^ч перешли к вопросу об авс-трнйском) договоре. Очередной нретсета'-ель'сгов’ тпттгй со­ вещание эаместтгелгй по Л т -о ип бон- танокий поедставн-ель М^пибвик ' поед- стгрггл Совету «-тптг'и-т пегу -тпп о т>^ап* 1 ^ь- ттатапс :раселтотре* 1 »я вопроса о гепмпнскЯх агсшвагх (^гят#1®! геомпнеком irri гп-°с*в'*) в Австрг!И. Бенин адяппд. ч^о бр^тла'лекяя1 де­ легация почвет-ьчн-талт rmeт аож^ння фран­ цузской делегаттин о которых уже сооб­ ща rocs в enrv'rev' оч ттечахя. 3"втпа Совет Мичптг'троп тгг»оло,то«нг об- суя^дечие вопроса о германских активах в Австрии. н гз Заход е га т о п е Солнце не восходит. луны в 14 часов 54 мнтг'т,*т. ПОГОДА Вчера наблюдалась малооблачная мо­ розная погода с сильными юго-восточными ветрами. Местами в течение ауток были сильные поземка!. Волнение моря 1—3 бал­ ла. Видимость в море 5—10 миль. Темпе­ ратура 8— 12 по побережью и до 15 гра­ дусов холода по К ольскому заливу. Сегодня ожидается облачная со снегом и метелями пагода. Ветры юго-восточной четверти сильные по Кольскому заливу и штормовые—по побережью. Волнение моря 3 — i балла по по/>ережмю и 1—2 б-ита —по Кольскому залпау. Температура б— 10 по побережью и 8— 10 градусов холода по Кольскому ВГПНВУ. ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ (К нулю глубин) Полная вода: в 12 ча«гов 12 минут __3 3 метла. Малая воаа: в Об ч^гов 51 минуту — 0,8 метра, в 18 часов 15 минут — 12 метра. Зам, ответственного редактора Е. САБЛИН. 3»г*з Na 10U L - 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz