На страже Заполярья. 1947 год. Август.
2 Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 30 августа 1947 г.. К : 203 (2894) Торпеда возвращекг на корабль Я со своими гребцами расписан во bpcmj торпедных стрельб на шлюпке для ловлг торпеды и буксировки ее к кораблю. Мы знаем, что для нас поймать выстреленнук торпеду так же важно, как для торпей - стов правильно ее подготовить. Для этого мы долго тренировались и использовали каждое учение. Тренировка нужна в этом деле обязательно. Ведь все будет происхо дить на учениях, времени будет мало, а сделать каждому свое дело надо быстро. Как только торпеда вышла из аппарата, * мы были на-чеку. А когда она прошла свою 'дистанцию , то по команде с мостика: «Вто рой смене на шлюпку, шлюпку к спуску !» матросы и старшины второй боевой встали на тали. Моя команда грсбпов яла уже около шлюпки в спасательных жи летах. Только шлюпка поравнялась <*фальш бортом, мы по команде главного боцма на заняли свон места, с нами сел торпедист старший матрос Щигорец. Шлюпку быстро стравили до воды. Наступил ответственный момент. Корабль еще продолжал двигаться по инерции, было небольшое волнение. Здесь уж медлить было нельзя. Уловили . момент, когда нашу шлюпку подняло на волну, и выложили тали. Баковая команда потянула з а ходовой конец, и мы отвалили. Направление на торпеду нам хорошо пока- ш вали сигнальщики. Гребцы налегли на зесла. Вскоре по струйке дыма мы увидели горпеду. Так как в море было свежо, подходить к торпеде надо было осторожно, чтобы не помять и не повредить ее шлюпкой. Я для осторожности и удобства стал подходить с подветренной стороны. Этим мы шлюпкой прикрыли торпеду и облегчили работу ми нера. Торпедист старший матрос Щигореп • быстро закрыл запирающий клапан, тем самым прекратил расход воздуха, от кото рого зависит пловучесть торпеды. Затем закрепил оттяжку за бугель зарядного от деления, чтобы торпеду можно было букси ровать. Старший матрос Щигорец много раз принимал участие в буксировке торпеды, поэтому он ловко и толково справляется со своими обязанностями. Буксировку торпеды мы проводили все время и на этот раз на веслах. Буксировка торпеды требует осторожности. Чтобы торпе да не ударилась о шлюпку, оттяжку нуж но держать на руках и отводить ее за борт, но никогда нельзя держать оттяжку против транцевой доски. Старший матрос Шпгорец— опытный минер. Все эти требо вания он не нарушал. При буксировке торпеды шлюпка должна иттн плавно, без рывков, иначе минеру трудно удерживать торпеду, ' а прп сильном рывке конец может вырваться из рук, или может оборваться оттяжка. При свежем, погоде нам трудно было буксировать. #и- первкх, на волне шлюпка рыскает и, во- лторых, от торпеды нос шлюпки тянуло вправо. Пришлось итти с переложенным рулем влево, отчего ход значительно тор мозился. Сегодня буксировать торпеду бы ло трудно, но мы приложили усилия и до ставили ее благополучно к борту корабля. Теперь нам пришлось оберегать торпеду, чтобы она не билась не только о шлюпку, но и о борт корабля. Я и минер завели кор мовую ‘оттяжку, надели бандаж, и торпе ду начали поднимать на корабль. Мы выполнили свою задачу и подвел* шлюпку под тали. * Старшина 2 статьи А. ПОПОВ. Воздушная стрельба по конусу После учебной стрельбы. Торпеда поднимается на борт корабля. Фото Н. Новикова. Навстречу 3 0 -й годовщине Великого Октября Трудовой под'ем судоремонтников Рабочие, инженеры и техники Н-ского судоремонтного предприятия готовят до стойную встречу 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, добиваясь новых успехов в социалистиче ском соревновании за выполнение годовой производственной программы ко дню все?- народного праздника Октября. Обсуждая итоги выполнения коллектив ного договора, общее собрание судоремонт ников отметило значительные успехи пред приятия в выпуске доброкачественной про дукции и повышения производительности труда. Одновременно стахановцы вскрыли ряд существенных недостатков, тормозя щих работу. Начальник цеха т . Лысенко указал, например, на нерациональное ис пользование времени слесарями, которые после обработки каждой детали очищают напильники от металлических опилок ве тошью. Замена ветоши щеткой дала бы несколько часов экономии рабочего време ни. «Это мелочь, — сказал т. Лысенко, — по таких мелочей у нас много». . Па собрании стахановцы Ьпесли предло жение создать цеховые комиссии по рас смотрению рационализаторских предложе ний рабочих. Руководство комиссиями было возложено на технический отдел завода. С большой активностью включился кол лектив судоремонтников в дело усовершен ствования процесса производства. Мастер т. Кобяков предложил перевести станки на безремепную передачу, что сокращает до минимума простои станков и повышает их производительные возможности. Мастер Кобяков учел все условия перехода па но вую систему передачи и сделал необходи мые расчеты. ~ 'чческий отдел одобрил это предложепм тг сейчас многие станки уже работают но системе т. Кобякова. Принято и проводится в жизнь другое рационализаторское предложение мастера Кобякова — использование строгального станка для шлифовки станин, что также значительно облегчает труд рабочих и по вышает производительность. Заслуживают внимания предложения стахановцев тт. Ромапова, Маркелова и Селезнева. Всего в технический отдел поступило около семидесяти предложений. Большинство ил них принято. Выявив ноцые возможности повышения производительности труда, судоремонтники с честью сдерживают свое слово: выпол нить годовой производственный план к все народному празднику — 30-й годовщине Великого Октября. А. САЛАМАТИН. 1 . Стрельба по конусу — главный вид боевой подготовки летного состава. На ее успешности сильно сказывается качество техники пилотирования летчика — стре ляет ли сам он, или штурман и воздушные стрелки. Поэтому выполнению стрелковых упражнений в воздухе вообще п выполне нию каждого отдельного упражнения дол жна обязательно предшествовать отработ ка индивидуальной техники пилотирова ния в зоне. . Па качество стрельбы летчика, штурма на н воздушного стрелка влияет также подготовка их па земле. На предварительной подготовке к поле там командир эскадрильи, звена должен изучить • с летным составом мето дические указания по упражнению, пока зать па доске схему построения маневра, занятие исходного положепия. Летчики вычерчивают себе эту схему и производят полный расчет на стрельбу с учетом как собственной скорости, так и скорости цели, ракурса, высоты полета, данных оружия. Выполненные расчеты зачерчиваются на схему: вычерчивается прицел с дейст вительной сеткой, наносится проекция ко нуса при заданном ракурсе на заданную дистанцию с нужным упреждением. По усвоении расчетных данных н схемы атаки летчики на тренировочной аппара туре прямо на стоянке самолетов отраба тывают практические навыки в занятии исходного положения и производства вы бора нужного упреждения и дистанции стрельбы. Этот вид подготовки должен, как прави ло, проходить под руководством замести теля командира эскадрильи, который от рабатывает практические навыки путеу розыгрыша полета, посадки летчика в к а бину и перестановкой перед ним конуса натуральной величины под нужными ракур сами и дистанциями. Летчик зрительно запоминает проекцию конуса в прицеле, вид его с самолета. Можно производить прицеливание при проигрыше и путем использования трено ги с прицелом с подвешенным конусом натуральной величины. При этом летчик тоже определяет практически все элемен ты стрельбы. Но этот способ менее Эффек тивен, чем приведенный выше. Т акая предварительная подготовка пе ред каждой стрельбой обязательна не толь ко для молодых, но и для опытных летчи ков, которые уже выполняли подобные упражнения." Например, в подразделении т. Моисеева после такого метода подготовки Майор П. СЕВРЮКОВ • выполнению подготовки по такому методу, добились того, что на инспекторской про верке летчики отлично выполнили стрель бы по конусу. Даже при обычных трени ровочных стрельбах посредственное выпол нение упражнений является здесь редким случаем. Высокое качество стрельбы в подразде лении т. Корнеева об’ясняется еще и тем, что буксировку конуса производят только командиры звеньев, имеющие большой опыт воздушных стрельб. При буксировке они следят, как летчик строит маневр, ка кие допускает ошибки, и, имея хорошую связь по радио, указывают летчику в воз духе на его ошибки, сразу же советуя, как пх исправить. Кром^ го. тов. Корнеев практикует метод показа маневра по кону су и определения дистанции на двухмест ном самолете для тех летчиков, в выпол нении упражнения которыми оп сомне вается. Но отработка индивидуальной техники пилотирования и предварительная подго товка — это ещз пе все. Есть еще один важны.*: зрм ^ пт подготовки к выполнению стрелковых у:1?ааш?7Г'"1 в возтухп. забвение которого м ож т свести пасмарку все труды. Это — иристрелка оружия. В одном из подразделений произошел такой случай. Ограэотав технику пилотирования и прой дя предварительную подготовку, личный состав поднялся » в воздух. Отстреляли упражнение. Когда стали подводить итоги, оказалось, что часть летчиков упражнение не выполнила. Сомнений в опытности и подготовке этих летчиков не было. Стали доискиваться до причины их неуспеха и установили, что все дело было в непрп- стрелянности оружия. Пренебрежение серьезной подготовкой к воздушной стрельбе всегда приводит к плохим последствиям. В этом можно убе диться, если присмотреться к стрельбе воздушных стрелков офицеров Воробьева, Глуховцева и Хамкова. Здесь ограничивают ся тем, что об’являют стрелкам плановую таблицу и сообщают, какое упражнение будут они выполнять. Командиры звепьев не занимаются тренировкой подчиненных Пора кому-то серьезно заняться фотоки- нопудеметами, ибо совершенствование стрелкового мастерства летно-под емиото состава в мирных условиях тормозится их отсутствием. Пора разрешить эту «нераз решимую» проблему. 3 . Когда стрельбы проведены, к о п а под- итожены их результаты и определены все данные, когда полностью дешифрированы кадры фотокннопулемета, если он работал без перебоев, необходимо провести разбор стрельбы. И провести его так , чтобы он стал хорошей школой для всего личного состава, помог летчикам и стрелкам уяснить их ошибки и найти методы их устранения. Разбор надо построить так , чтобы лет чик вначале сам рассказал, как он захо дил в атаку , в какой момент открывал огонь, когда его прекращал, как выходил из атаки, сопровождая доклад показом на схеме, силуэтом самолета и иными спосо бами. Это даст возможность убедиться, н а сколько летчик замечает свои недостатки. После этого командир должен сделать окончательные выводы, указав на ошибки и методы их устранения. Во время разбора желательно показать на снимках фотокинопулемета ошибки летчика — это будет убедительным д о к ^ Ь зательством \ ★ ★ * Я остановился лишь па некоторых воп росах, связанных с воздушной стрельбой по конусу и методикой воздушно-стрелко вой подготовки летно-под’емного состава. Мне хочется в заключение остановиться на тех вопросах, которые также имеют немалое значение в отличной стрелковой подготовке летно-под’емного состава. Я буду очень рад, если хотя бы некоторые из этих практических советов будут ис пользованы в учебе летно-под’емным и командным составом. Вот эти советы. Практически при плохой наблюдатель ности летчика или стрелка во время под готовки на земле будет трудно определит па земле в наводке по конусам не только тгетанцию 100— 200 метров до кону все летчики выполнили упражнения, а до этого не все выполняли. После окончания подготовки к полету командир подразделения обязан в хлде проигрыша уяснить себе подготовку леть чиков, штурманов и стрелков, чтобы на этой основе принять решепие о допуске к стрельбе либо отстранении от нее того или иного товарища. Летчику штурман, стрелок, показавшие слабые знания или недостаточную подготовку, не могут до>- нускаться к выполнению упражнения. Если недостаток в их подготовке незначи телен, надо дать задание на его устранение н сроки, чтобы до начала стрельбы успеть проверить такого товарища вторично. Так готовятся к стрельб** тт. Корнеев и Калекин. Они, благодаря кропотливой ра боте с летчиками своего подразделения и ПОВСЕДНЕВНО РАБОТАТЬ С ОТЛИЧНИКАМИ Один из наиболее важных вопросов дея тельности старшины и командира отделе ния — это выращивание отличников бо'е- г.ои и политической подготовки, повседнев ная работа с ниму, оказание помощи пере довикам учебы в их дальнейшем росте. Отличник боевой и политической подго товки должен быть прежде всего всесторон не развитым человеком, сознательным и дисциплинированным моряком. Не обладая этими качествами, невозможно добиться .хоть сколько-нибудь значительных успехов в овладении специальностью. На примерах из опыта воспитательной работы я убедил ся в том, что молодому матросу надо крог потливо и настойчиво прививать любовь к морской службе, стараться, чтобы он с пер вого дня пребывания на корабле уважал товарищеский коллектив, форму и порядок, установленные уставами. Основное же — высокий сознательность человека, которая достигается политическим образованием матроса, ра з’яснением ему существа совет ского патриотизма и воинского долга каж дого гражданина Союза ССР перед своей Родиной. Ясно, что идейно-политическое воспитание матроса должно итти парал лельно с обучением по специальности, но, повторяю, главное — политико-моральный облик моряка. Можно привести много примеров, когда матрос, имеющий сравнительно небольшое оэразование, но стремящийся к знаниям, чувствующий ответственность за доверен ный ему пост, быстро овладевает техникой и становится отличником боевой и полити ческой подготовки. Есть немало примеров обратных. Значит, уровень общего образо вания не всегда решает успех, и будет оши бочным, если старшина целиком доверится грамотному матросу, предоставит его само- s'у себе. Такой старшина может вскоре ра- з «чароваться в своей практике работы с людьми. Необходимо изучать наклон ности каждого своего подчиненного в зависиЛостл от уровня его подготовки, изыскивая наиболее верные методы воспи тания и обучения. В отделении старшины Большакова служит матрос Макаренко. Старшина сна чала целиком* положился на сознательность опытного старослужащего матроса и отно сился к пему даже по службе, как к равно му. Во время тренировок, например, Боль шаков называл ОДакаренко по имени, не проверял выполнение отданных Макаренко приказаний. Словом, между ними в полной мере процветало панибратство. Одпажды во время тренировок я увидел Большакова и Макаренко, громко о чем-то разговаривающих. Макаренко размахивал руками, горячился. Оказалось, Большаков обнаружил на заведывании Макаренко не порядок и приказывал (вернее, предлагал) матросу устранить недостатки. Макаренко стал грубить, и только мое вмешательство, как старшины, поставило матроса на свое место. К счастью, Большаков ту т же понял свою ошибку и резко изменил отношение к Макаренко. Теперь старшина стал букваль но надоедать руководителю политзанятий вопросами о том, как учится и ведет себя Макаренко па политзанятиях, сам стал ин тересоваться знанием матросом уставов, инструкций, а накануне политзанятий бе седовал с ним наедине по изучаемой теме. Старшииа понял, как ошибся в матросе Ма каренко, который во многих простых и ясных вещах был вылитым фопвизинским « Митрофануш кой ». Только своевременно принятые реши тельные меры со стороны старшины, а так же вмешательство комсомольской организа ции вынрзвилн положение. Макаренко, по чувствовав па себе придирчивый глаз стар шины, начал усидчиво заниматься, больше оделять внимания технике своего заведы- вання п вскоре получил благодарность за высококачественный и своевременный ре монт сложного механизма. Другой пример. В мою группу пришел молодой матрос комсомолец Колин. После первого зпакомства с ним мне стало ясно, что Колин малограмотен в политическом отношении. Прп опросе по карте он с тру дом показал границы Советского Союза я не мог совершенно показать границ неко торых союзных республик. С техникой он был знаком мало и 'относился к ней с не которой боязнью. Однажды в свободное время я предложил матросу позаниматься ио карте. Колин охотно согласился. Я заставлял его пока зывать моря, омывающие берега нашей Ро дины, а также низменности и горы Совет ского Союза. Много, копечно, Колин после первого занятия запомнить не мог, но я до бился основного: заинтересовал матроса. Так мы занимались с ним регулярно, и приятно было наблюдать, как человек день ото дня развивается, отвечает все уверен нее, глубже и правильнее. В процессе ра боты с Колиным я обнаружил и другое: стало легче работать ио специальности. Матрос легче усваивал задания, выполнял нх энергично, старательно. Я понял, что матрос Колин вскоре добьется звапия от личника боевой и политической подготовки. И не ошибся в этом. Колин нашел случай показать результаты своих трудов. При сдаче задачи по борьбе за живучесть в агрегатной находились матросы Колин и Ландышев. Принимающий задачу дал ввод ную: — Пробит правый борт, Mai рос Ланды шев, действуйте! Ландышев растерялся, бросился задраи вать люки, а затем почему-то выбежал из агрегатной. — Продолжайте вы , — обратился прове ряющий к Колину. Матрос быстро, но споконпо заложил нг «пробоину» ветошь, установил шит. поста вил распорки. Не прошло и минггы, как *оступ воды прекратился. Проверяющий по ставил Колину отличпую оценку. С тех лор в журнале босвоЛ и политической под готовки у Колина не появляется оценки ;шже, чем хорошо, а в* карточку взы ска ний и поощрений записываются новые и повые благодарности. Было бы, однако, неправильно думать, что старшина может спокойно сложить ру ки, сделав матроса отл и чн и к ом боевой и по литической подготовки. Поступить так, значит дать возможность матросу успо коиться на достигнутом, ослабить напряже ние в учебе, что, в конечном счете, неми нуемо приведет к зазнайству, кичливости, а затем — к отсталости. Старшине надо так строить свою работу’, чтобы его опора— отличники учебы — завтра зиалн боль ше, чем сегодня. Для * этого необходимо планировать время, находить повые инте ресные методы проведения занятий. Был такой случай. Матрос Гальгун, счи тавшийся отличником, однажды не смог ответить на простой вопрос по инструкции по приготовлению торпеды. Я, конечно, уди вился сначала, так как в свое время, ког да Гальгуп был еше молодым специалистом, он отвечал без запиики по этой инструк ции. Но, к сожалению, удивляться было нечему: Гальгун, сдав однажды зачеты, за был об инструкции, и не обращался к ней продолжительное время. Когда же коснулось дело приготовления торпеды к выстрелу, знание инструкции стало необ ходимостью, и Гальгун спохватился, но... он получил неудовлетворительную оценку и потерял звапие отличника. Пришлось вновь много работать с матросом. Отличники боевой и политической подго товки являются тем золотым фопдом кадров военных моряков, из которых выходят ма стера своего дела, грамотные, стойкие п умелые воины, с высоким уровнем созна тельности, подлинные патриоты своей ве ликой Советской Родины. Пополнять этот фонд — благородная задача старшин. Надо **?ячески поощрять усердие передовиков учебы с тем. чтобы на их опыте, на нх примерной службе воспитывать весь лич ный состав и тем укреплять боеспособность всего корабля. Старшина 1 статьи И СОЛСМИН. с самолета, но даже п с помощью пере косного тренажа. П не случайно стрелок Шестериев пе умеет производить расчеты па стрельбу, а сержант Раднонов не знает, по какой цели он стреляет. Вот почему здесь не выполняют стрельбы. Вот почему здесь отрабатывают систематически упро щенные упражнения: только стрельбы на параллельных и йопутных курсах. Стрелки плохо знают расчеты и до спх пор стреляют прямой наводкой. Известно, что воздушным стрелкам нуж но регулярно тренироваться в паводке и стр льбе пз фотокинопулемета с земли по самолетам и но конусу. Это предусмотрено курсами боевой подготовки. Однако тт. Глуховцев, Воробьев и Хамков не выполня ют этих требований. Стрельба по конусу до июля была у них вообще редким явлени ем, а тренировка в наводке из фотокино'- пулемета по летающим самолетам была проведена в июне всего один раз и то ока залась безрезультатной, ибо проводилась без предварительной подготовки. Ясно, что такая практика нетерпима, и опа должна быть изжита. 2 . Вопрос о контроле за стрельбой летчика и стрелка в воздухе имеет серьезное зна чение в борьбе за меткий и экономный огонь. Очень важно, чтобы стреляющие при выкали вынолпять упражнения правиль но, на основе многократно проверенных на практике теоретических положений о воз душной стрельбе. Нельзя допускать само стийности в этом деле: в ответственный момент обязательно подведет. Но как организовать контроль за стрел- бой летчика-истребителя, наирнмер, если он может вылетать на выполнение упраж нения на боевой машине только один? Здесь должен вступить в действие фото- кинонулемет — верное средство контроля, помогающее и летчику, и командиру точно определить, с какой дистанции велась стрельба, какое, было взято упреждение и какой ракурс. Эти элементы определя ются при дешифрировании снимков с по мощью аллоскопа и других приборов. К сожалению, у нас командир не всегда может использовать этот метод контроля только потому, что фотокинопулемету не уделяют должного внимания. Наши неко торые специалисты к нему относятся поче му-то свысока н поэтому пнкак пе могут его освоить. То халатно заряжают касету пленкой, то засветят пленку, то зарядят пленку недоброкачественную. При поста новке касеты перед полетом в фотокино- пулемет также засвечивают пленку или так пебрежно произведут зарядку, что при стрельбе кадры заскакивают и ничего не получается. Иногда снимки не получаются еще н потому, что фотокинопуломет стоит под крылом очень близко к земле и при рулеиин песок забивает об’ектив. У нас есть фотокипопулеметы отече ственные и иностранные. Последние чрез вычайно капризны и мало практичны. Отечественные же во всех отношениях на дежнее н лучше. Однако их не ставят даже на те машины, где постановка не связана ни с какими трудностями, как, например, у торпедоносцев. •• момент сближения, а также в момент дзворота на цель или перевода на пикиро вание, горку. Чтобы лучше, увереннее действовать в такие моменты в воздухе, надо при тренировке на земле, сидя в са молете и зная расстояние до конуса или самолета, обратить внимание на то, как они проектируются зрительно, какие из характерных деталей самолета или кону са видны на нужной дистанции под задан ным ракурсом. При таких тренировках у стреляющих вырабатывается зрительный павык, чувство дистанции, которое летчи ку необходимо контролировать по расчет ным данным. Однако эт^й ответственной части подготовки некоторые летчики не придают должного значения, почему и до пускают при стрельбе ошибки: малые и большие дистанции, нарушение расчетов упреждения, отстрел конусов, что доволь но часто случается с тт. Тангсловым, Глушенко и Кравчук. Дальше, стрельба с дистанции, не пре дусмотренной курсом боевой подготовки, — вредна. Летчик обманывает сам себя и сбивается с правильного пути, вернуться на который ему потом бывает очень труд но. , Некоторые стреляют сознательно с ма лой дистанции. Это приводит к отстрелу конуса и может кончиться плохо: конус надает, н летчику ие всегда удается от него уйти. В лучшем случае дело копчпт- ся вьшуждепной посадкой, как получалось у т. Кравчу к. Другая категория летчиков стреляет со слишком больших рЬсстояпий из-за того, что не может определять дистанцию, а ближе подходить побаивается. В таком случде летчик «м аж ет», п ему лучше сра зу признаться в ошибке своему командиру, который быстро поможет выправиться, ибо имеет большой опыт. Это необходимо сде лать сразу же еще и потому, что огонь с большой дистанции в бою безрезультатен и дает возможность противнику нанести удар. Например, т. Козельский часто по этому ие выполняет упражнений. Ракурс цели следует • определять по самолету-буксировщику. Этот метод легко усваивается каждым и дает хо рошие результаты. При таком опре делении ракурса надо учитывать, что ракурс конуса будет больше, чем у буксировщика, но разница — малозначи тельная и ею практически пренебрегают. В момент ведения огня нельзя допу скать о'ииоку — делать .доворот па цель. А мн ' че летчики нмеют желание сделать дои т, потому что хотят задер жать цель 1 прицеле. Доворот во время ведения огне может привести к попадани ям в сам^л т-буксировщик. Такие слу чаи в летной практике бывали. Наконец, в процессе' воздушно-стрелко вой подготовки надо переводить летчика от простых упражнений к более сложным. Летчикам, только хорошо и отлично вы полняющим стрельбу, можно разрешать стрельбу с одп?й атаки. Но при этом надо давать боезапаса на пулемет пе больше 5 — G патронов и засчитывать оценку согласно указаниям курса боевой подго товки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz