На страже Заполярья. 1947 год. Август.
Я А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я * 29 августа 1947 г.. К : 202 (2893) Н а у ч е н и я х Щ и т — ц е л ь Наступила обыкновенное летнее утро, | готовлены перлинь и бросательный конец, какие бывают у нас на Севере. Несмотря | При изменении хода натяжение буксира па то, что август месяц — самый разгар лета — на верхней палубе не ощущалось Жары. Не предвиделось ее и дпем. Было не жарко и не холодно — без работы не озябнешь и в работе не вспотеешь. Дул легкий норд-ост. Море было спокойно. Оно будто отдыхало, но чувствовалось, что спокойствие эго временное: с осте яебо заволакивалоеь тучами, впереди которых как разведчики, двигались светлые куче вые облака. Корабль стоял в а якоре. У его кормовых обводов находился щит-цель, по которому должны были стрелять. Поданный в а него с корабля швартав свободе» удерживал стоящую ц е п . Но время вышло. Зазвенели т а корабле колокола громкого б м , дудка рассыльного залилась трелью. Началась подготовка к походу. 1 юдн разбежались по своих местам, часть их иаходняась на юте н ждала при казаний с мостика. Поступила первая ко роткая команда: — Отдать ш в а р т , завести буксир. Общее руководство осуществлял офицер Дадан, на юте руководил беимзп старшина 2 статьи Бабии. Под его руководством при няли со щита огромный огон четырехдюн- мового стального троса, пропустили его че рез кормовой волуклюз, в ш и на киехт н заложили глаголь-гак. Эта сравнительно небольшая работа п о т р е б и т иного уси лий: тяжелый, плохо гнущийся трос тянул и труда» поддавался усилили ив- тросов. Умение и своровк буксир был закреплен иа • Но это той работы. Каждую новую работу нредварвют и д и ш с мостика. Спустили к лю в к у . С т а р и к а 2 статьи Червев дю ел ее во щита. Гребиы, гысадившнеся на ищ т, взяли стальной пассивный трос на рук в . Большая тяжесть тянула кинзу. Хержать было нелегко. Борабль хал н а л ы ! ход. По копанде отравить буксир», горсточка людей, не вы пуская каната из рук, стала медленно его стравливать. Мускулы на руках и ногах напрягались. Расстояние вежду кораблем н щитом увеличивалось. Росло и напряже ние. Сильво тянуло в воду. Люди упирались нотами сколько могли. Наконец, последний метр буксира был спущен. Можно возвра титься. Корабль увеличил ход и пошел к назна ченному месту. При буксировке щита в при стрельбе по нему могли произойти различные неожиданности, мог оборваться буксин. На этот случай на юте были при- ослабевает, он провисает и может по пасть под винт. Чтобы предостеречь по добный случай, на готе выставили вахтен ных, в обязанности которых входило до кладывать о положении буксира и отво дить его отпорным крюком к одному из кормовых обводов в случае провисания. Первым вступил на вахту матрос Хавра- лев. Он зорко вел наблюдение за буксиром. Его вахта прошла хорошо. Вторым за ступил матрос Ганин. Он был сменен по окончании вахты матросом Паскониным. Все трое выполняли свои обязанности без замечаний. Борабль, буксируя щит, ложился с од ного галса на другой. Еорабли стреляли. Огромные конусообразные столбы воды поднимались то впереди щита, :тв сзади него. Нередко снаряды падали у савого щи та , и всплески обрушивали в а щ и т тонны воды. Так продолжалось порядачное время, пока не упал последний снаряд, выбросив водяную громаду. Теперь работа корабля закончена, шит больше не нужен. Главный боцман Бабин н с ним двадцать два матроса переправи лись на щит. 1 м предстояла самая труд ная работа — выбрать буксир и уложить его на щите. Дружно нагнулись, взялись за конец, потянули на себя — не под дается. Поднатужились, дружнее взялись — приподняли. От уменьшении хода ко рабля образовалась слабина. Жспользуя этот иоаент, матросы тачали выбирать стальной конец. Сначала он ш д т а а л с я туго: слишком большая тяжесть егооказы - в а а сопротивление. Но вот первые ветры н о в выбраны и уложены вдоль щита. Когда слабина была подобрана, корабль стал осторожно прибавлять ход. Буксир натягивался натянул за собой щит. Едва щит приобретал движение вперед, корабль сразу же сбавлнл ход. Образовывалась слабина. Опять матросы выбирали ее, ук ладывай буксир рядами одни возле друго го. Так продолжалось до тех нор, пока не осталось всего' метров 15 . С мостика до л и л а команда: «Буксир отдать!» Отда ли глаголь-гак, сняли трос с кнехтов и н е - ! редали на щит. Матросы выполнили свою задачу. Хо рошо работали Орлов, Щукин, Талатов, Дементьев, Шадрин и другие. Заслужили также похвалы командир отделения Шуст- ров и рулевой макрос Горшков. Они все время буксировки точно держали корабль на курсе, не допуская отклонения больше полградуса. Лейтенант И. КОЗЛОВ. У С П Е Х З А В О Е В А Н Т Р У Д О М Дисциплина заёисит от номандира Отделение старшего матроса Волосского, занятое в настоящее время на работах, ежедневно перевыполняет план на 50— 7 0 процентов. Отделение работает дружно. Корень н а в я х уснехов заключается в твер дой дисциплине в отделении. О дисципли нированности каждого подчиненного Волос ского и всего отделения в целом говорит тот факт, что на протяжении почти двух ме сяцев отделение не имеет дисциплинарных проступков. Бойцы за успешную службу и отличные показатели в боевой и полити ческой подготовке имеют немало поощре ний. Например, матрос Хазов получил семь поощрений. Среди них — благодарности, денежные прении и др. Таких успехов старший матрос Волос - ский добивается своей требовательностью к подчиненным и личным примером. Смот ря па командира отделения, матросы всегда видят в нем только образец воинской дис циплины и честное выполнение своих обя занностей. Волосского в отделении уважают и зна ют, что он всегда с охотой поможет, пока жет, а если заметит какой-нибудь незначи тельный недостаток, то обязательно потре бует немедленного устранения его. Хоро ш ая черта командира отделения Волосского га, что оп.-работая с подчиненными, все время одинаково требователен. Младший яейтннант ЛЯХ. Хорошего выполнения стрельбы мы доби лись не случайно, а большой работой, ко торую начали еще до вступления в лет нюю кампанию. За время ремонта корабля больше половины старослужащих артилле ристов боевой части, в том числе и стар шин, ушло в долгосрочный отпуск. На смену им прибыли из Учебного отряда мо лодые, полные энергии, желания изучить свое дело, но не обладающие практически ми навыками матросы. Стояла большая з а дача — отремонтировать материальную часть, привести ее в образцовый порядок, обучить и подготовить к выполнению стрельб молодых комендоров. Изучение материальной части производи лось непосредственно у разобранных для ремонта орудий, что позволяло иметь до ступ ко всем частям и механизмам. Соче тание теоретических занятий по устройст ву материальной части с практической разборкой, ремонтом и сборкой орудий да ло хорошие результаты . Материальная часть была усвоена хорошо и ремонт з а кончен успешно. Одновременно мы большое внимание уделяли изучению -боевых инструкций и наставлений. От каждого номера расчета требуется четкое и твердое знание своих обязанностей, умелые и быстрые действия на боевом посту в любых условиях. Этого мы и добивались при изучении боевых ин струкций и наставлений. Командир орудия старшина 2 статьи Блохин, выросший на корабле от рядового матроса до командира отделения, приложил много труда и стара ния как при отработке расчета, так и при изучении своих обязанностей, как коман дира орудия. С вступлением корабля в кам панию мы проводили по планам частные орудианые учения, начальным и необходи мым этапом которых были парные учения, особенно по отработке новичков и установ щика прицела и целика. В процессе трени ровок , выделялось время для разрешения г аш х важных Вопросов, как обучение пра вильной эксплоатацнп орудия во время ‘трельбы и уходу за ним после стрельбы. Условия работы орудийного расчета сис тематически усложнялись. Давались ввод ные на выход из строя номеров расчета, па неисправность механизмов, наведения при цельного устройства, работе противооткат ного устройства. Каждый номер расчета четко научился действовать при осечке и по команде «дробь», когда орудие заряжено. Учения расчета производились и при на личии пожаров па боевом посту. Отработка четкости и правильности действий при стрельбе сочеталась с борьбой за живучесть орудия и боевого поста в целом. С каждым днем молодые комендоры получали все но вые и новые практические навыки, повы шали свои знания. Очень большую роль в этот период обучения сыграл командир ору дия старшина 2 статьи Блохнп. правильно п грамотно проводивший тренировки и уче ния по планам-часовикам. Наряду с обучением и тренировкой ору дийного расчета, он повышал и свои зна ния: изучал правила стрельбы, методику обучения личного состава, правила эксплоа- тации и сбережения материальной части и боезапаса. В результате проделанной работы ору дийный расчет через месяц был подготов лен, проверен п допущен к практическим стрельбам с оценкой «хорошо». С отличны ми показателями в выполнении нормативов к стрельбам подошли заряжающий старший матрос Хмелев, подносчик старший матрос Шапошников, установщик прицела и це лика матрос Денисов — отличники боевой подготовки. Непосредственно перед стрель бами большую помощь мне, как управляю щему огнем, оказывал опытный артилле рист капитан-лейтенант Чижиков. Он про водил тренировки но применению правил стрельбы, добиваясь правильности коррек тировки огня, соблюдения темпа управля ющего огнем и четкости подачи команд. Большое внимание было обращено пра вильности : и быстроте выбора исходных данных для открытия огня. Перед стрельбой до личного состава бы ли доведены условия выполнения задачи и даны дополнительные указания по тщ а тельной подготовке материальной части и боезапаса. Было проведено учение артилле рийской боевой части, на котором провери ли организацию боевых постов и готовность открытия огня в сложной обстановке. На этом учении выявили недостатки в точно сти и четкости передачи отдельных команд и докладов, а также ь умении правильно вести записи группами наблюдателей при артиллерийских стрельбах. Недостатки сра зу же устранялись путем показа и повтор ных тренировок. В результате серьезного и добросовестного отношения к своим обязан ностям каждого номера расчета все матро сы во время калибровой стрельбы работа ли отлично. Стрельба оценена, как отлич ная. / Па деле была проверена подготовка мо лодых' комендоров. Оценивая эту стрельб* и всю подготовку, проделанную офицерским составом и командирами отделений в тече ние длительного времени, надо твердо ска зать, что правильная и систематическая ра бота с молодыми матросами дает хорошие результаты. Личный состав, не имеющий еше твердых знаний и практики, с большим желанием овладевает своим делом, готовит ся стать не только полноценным специали стом на своем боевом посту, но и неплохим моряком. Нет плохих матросов, если с ними регулярно и правильно работать. Дело не только в сроке, прослуженном тем или иным матросом, а в том. как его готовили и подготовили к выполнению обязанностей, как комендора, как военнослужащего. Лич ный состав не должен п не будет останав ливаться на достигнутом. Впереди стрель бы, требующие еще более тщательной под готовки. Мы приложим все силы, учтем все наши ошибки, чтобы их больше не пов торять, и выполним оставшиеся задачи на «хорошо» и «отлично». • Лейтенант П. ЧИГИРИК. „Потомки Макара* Там, где жил В. Г. Короленко «...Е го гоняли всю жизнь! Гоняли ст а росты и (янрпганы, оаоедатели и всправ- яики , требу * п одии ; говели попы, пробуя ругу ; г о аы н ну ада , голод, морозы а ж а ры, дожди в з а г у т а ; гояяла промерзшая земля и злая т ай г а !... Скотина пдет впе ред и омотрюг в землю, не злая , куда ео гонят... И он т акж е ...» Т ак зш г славами описал беспросветную жизнь амгинского крестьянина отбывав ший в Якутии ссылку в е я н и й русский писатель Владимир Галактионович Коро- леако. 1 декабря 1881 года писателя этапным порядком доставили в Якутскую область и посе.тага в захолустной тогда лслободе Амге. Прожив в «ей три года. Королеяхо был невольным свидетелем жесточайшей, ничем не прикрытой эксплоатацин бедня ка, терпящето голод п унижения. Впос ледствии эта тома с исключителт-.ной си лой п художественным мастерством была раскрыта в вгесстпом рассказе «Сон Пак к ар а» . Макар, прообразом которого был в зя т амгиигкпй кадиях Пыкувяв. не составлял исключения. Не лучше жилось и его со седям — Тип- Борисову, Кузьме Арггвмь- сву, Евсею Гермогенову н мнопим другим крестьянам. * •* * Пе р п а т ь сейчас глоботу Awry, в к л т м ^ рой жил "ботпый Макар». Здесь в ь т р ^ р один пз лучших в республике колхоз пм. Чапаева. Советская м а с т ь , прогнав тало нов и ца<рштх чиновников, навсегда изба вила «потомков Мл 1 к яр з» от кабалы . Ояа дала им землю, прислала машины, вывела н а светлую порогу. Колхоз п>р*нес кресть янину счастье. Несмотря на суровы* климатические условия, ко.тхояитгеи сни мают со cmoRX полей стопудовые урожая, хорошо сг&раяляготся со всеми сельскохо зяйственными работами, досрочно рассчи тываются с (государством. Председатель сельхозартели Мигхаил Тимофеевич Несте ров пользуется в селе большим п заслу * женным авторитетом. Сейчас колхоз имеет свьппе 7 0 0 гек таров Лосева, 3 5 0 лошадей, 560 *олч:« крупного рогатого окота. Кроме того, у каждого колхозника во двпгре стоят Коро вы. есть свиньи, овцы. куры. J b Юрта — «оконное жилпще якутов уже но могла удовлетворить колхозников. Чое* юрты птп.ти на слом, кроме одной, "оторую ос гатили, как музеПнуто ред кость. На их месте выросло 59 рубленных домов. В селе построены начал *ная пггх- ла, медицинский -пункт, просторное здание правления колхоза, паровая мелъшша, элчктросташшя, две мо.точно-гаварньгх Фермы. В домах колхозников появились доброт ная мебель, ратиоппиемникп, ш вейн ь » машины, стеганые чаты , патефоны. Мо лодежь обзавелась велосипедами. Почти в каааюм доме рядом с -книгами якутских писателей мо§но увидеть сочинения Пуоткпгоя. Толстого, Горького, Чехова, Маяковского п, конечно, Короленко. Составлен пятилетний план развития хозяйства артели. Он предусматривает большой рост посевных площадей, повы шение урожайности всех культур, даль нейшую механизацию сельскохозяйствен ных работ, разведение породистого, вы сокопродуктивного скота. «Потомки Макара» — трудолюбивые амгиискпе колхозники уверенно смоцрят в бумушее. А. ТИМИШНН. ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКОГО МОРЯКЯ-ПОДВОДНИКН В связи с выступлениями в газете стаошин тт. Штепа, Борисова, Колуканова ■ Стребыкнна по вопросам воспитания и обучения матросов, поделившихся своим богатым опытом многолетней работы с подчиненными, п редакцию поступили статьи офицеров тт. Макаренко и Жукова, которые затрагивают те же вопросы и дают старшинам ряд практических советов. Публикуем ниже пеовую из этих статей, при сланную т. Макареяхо. Статья т. Жукова будет опубликована в одном из ближайших номеров газеты. * ■ * * ' Нашей Советской Родине нужны сме лые, мужественные ' моряки, с высоким социалистическим сознанием, культурные и высококвалифицированные. Воспита ние таких моряков — трудная, ответст венная и почетная задача, в * успешном решении кот^ой немаловажная роль при надлежит старшинам и командирам отде лений. Чтобы обучать и воспитывать мо ряков в духе советского патриотизма, сам старшипа должен обладать высокими мо рально-политическими качествами, личной примерностью как в специальном отноше нии, так г и вопросах нравственности. Иногда можно наблюдать, как младший командир с видимым удовольствием поти рает руки, глядя на матроса, который четко работает у механизма, и иосле этого матрос предоставляется самому себе. Та кой младший командир, очевидно, решил, что.его дело сделано: обученный нм матрос может с закрытыми глазами найти нуж- пую рукоятку и повернуть ее в требуемом приказании даже одного члена направлении. А, между прочим, нет ничего Смогут привести к тяжелым последствиям. ошибочнее такого решения, если старши на или командир отделения не убежден в том, что матрос выполняет каждое свое действие сознательно, предвидя результа ты этих действий, что он готов в любой момент пожертвовать собственной жизнью ради выполнения боевого задания и сохра- нгпия боеспособности корабля. Воспитывая подчиненных, надо доби ваться. чтобы каждый матрос не за страх, а за совесть выполнял свой воинский долг перед Родиной, чтобы оп чувствовал от ветственность гражданина за свободу п независимость первого в мире социалисти ческого государства, созданного иод руко водством великих , гениев человечества Ленина и Сталина. Когда матрос поймет это и осознает, ой будет выполнять при казания бодро, самоотверженно, будет инициативен и, не задумываясь, смело встанет навстречу опасности в решитель ный момент поя. Следовательпо, моральпый облик матро н а — главпое и решающее звепо воспи тательной работы, которое нельзя ослаб лять пи па минуту. Это должен помнить —.ждый старшина и командир отделепия, модводпикн — в особенности, ибо условия лужбы и техпика на подводных лодках сличаются сложностью и многими свое образиями. Па 1101 Н 0 ДН 0 Й лодке ошибка или нерешительность при выполнении экипажа Матрос-подводник, как и всякий военно -1 служащий, это, во-первых, сознатель ный советский гражданин, готовый стойко вынести любые испытания в бою. Он сознает не только то. что и как делает; по н для чего он это делает. Во-вторых, это мастер-специалист, ТеЙствпя которого рассчетлпвы. отработаны до автоматизма. На такого матроса можно положиться в бею и смело нтти на превосходящие силы противника. Старшина п командир отделе ния в мирное время должны прививать эти качества подчиненным, чтобы спло тить экипаж в единую семью, где каждый отвечает не только з а себя, по и за това рища, за весь корабль, где уверены в кеждом человеке. Был в моей практике такой случай. Выполняя боевое задание, мы несколько дней находились иа позиции, не встречая противника. Однажды под вечер лодка шла в надводном положении. Я стоял на мо стике. Рядом со мной — сигналыпик. Мо ре было сиокойпо, но горизонт затянуло дымкой. Я напрягал зрение, по пичего не обнаруживал, как вдруг сигнальщик вы тянул руку вперед п, обращаясь ко мне, доложил: — Вижу два темных пятна. м Посмотрев в бипокль в указанном на-, правлении, я вповь пичего пе заметил, хотя на свое зрение обижаться пс мог. — Вы ошибаетесь, — ответил я сиг нальщику. — Взгляните внимательно, товарищ командир, падо бы уйти под воду, теперь я хорошо вижу два затемнения в дымке па горизонте. Пришлось скомандовать срочное погру жение, так как не верить сигнальщику я не имел основапий. Пдя под перископом, через несколько времени я отчетливо уви дал два немецких корабля. Яспо, что толь ко бдительность сигнальщика обеспечила нам срочное погружение. А как могло быть? Сигнальщик, видя, что на мостике стоит командир, мог доложить свои сом нения и успокоиться, потеряв несколько минут, пока командир увидит еле замет ные пятна на юризонте. Попятпо, что успех данной операции был предрешен не на позиции, а заведомо рапьше при тренировках, где старшина „•умел воспитать сигнальщика бдительным. ишпшагпвным, сознательным специали стом. Большое значение для дела воспитания личного состава имеют беседы о боевых традициях корабля, об учаетшт иодводпиков в разгроме врага на Севере, о роли и наз начении подведных лодок .в морском сра жении. В беседах следует особеипо подчер кивать, что подводная лодка — нападаю щая, наступательная сила, что нодводппк в связи с этим должен быть мужествен ным. смелым и решительиым человеком. О пользе таких бесед ярко говорит при мер старшины 1 статьи Борисова. Его* группа пополнилась многими молодыми матросами. По Борисов правильно посту пил с первых дней пребывания новичков па корабле. Старшина пе ограничился требовательностью и занятиями ио специ альности. Его часто можно было видеть в кругу молодых подводников беседующим на темы о героике моряков-подводнпков в моменты опасности, о стойкости и мастер стве моряков. Борисов давал краткие ха рактеристики героям, отмечая ирп этом их патриотизм, высокую сознательность, какая может быть только у нас, совет ских людей, воспитанных партией Ленина — Сталина. Труды старшины 1 статьи Борисова не замедлили дать свои результаты : моторная группа вышла в число передовых па корабле, добилась вы соких показателей в боевой и политиче ской подготовке, а матрос Красильников подготовлен иа командира отделения. Старшина до.тжеп быть выдержанным начальником, умело использующим дисци плинарные права, предоставленные ему уставом. Иногда младший командир грубит, кичится своим начальственным положени ем перед рядовыми. Такое поведение млад шего командира оскорбляет подчиненного, приводит к падению авторитета младшего командира, к снижению дисциплины, говоря уже об успехах в не воспитательной I работе в этой группе. Если такого стар шину своевременно не поправить, то потом труднее будет работать даже офицеру, командиру боевой части. Следовательно, офицер обязан присматриваться к млад шим командирам, изучать их, направлять их деятельность. Одной in основных форм воспитатель ной работы являются политзанятия, а также политинформации, партийные и комсомольские собрания. Коммунисты и комсомольцы — авангард борцов за же лезную воинскую дисциплину, за высокую боеспособность корабля. Плох тот старшина, который ограничи вается лишь разговорами о необходимости | выполнения уставов. Старшине следует до биваться примерной службы от каждого матроса, опираться в своей работе на ком мунистов и комсомольцев. Для этого необхо димо использовать здоровую, большевист скую критику и самокритику недостатков на партийных и комсомольских собраниях. Интересно прошло комсомольское собра ние на нашем корабле. Комсомольцы под робно разобрали причины быстрого роста матроса Купоросова — отличника боевой н политической подготовки. Выяснилось, что в основе воех успехов Купоросова ле жит его трудолюбие, стремление к знани ям, к непрерывному движению вперед. Никто нз комсомольцев не привел пи од ного случая, когда бы Купоросов сделал нарушение — стоя ли на вахте, или нахо дясь на берегу, в свободное время. А ру ководитель политзанятий отметил Купоро- сова, как одного из наиболее активных и грамотных слушателей группы. Одновременно на собрании резко осуди ли- поступки матроса Уткина и старшины Климак<ва. Матрос Уткин систематически нарушал инструкцию вахтенного: па по сту, например, он читал книги, отвлекал ся и считал вполне нормальным явлением ои уч а ться в кубрик. Старшина Климаков несколько раз замечал это за Уткиным, но ни разу не предупредил матроса, проходя мимо самых грубейших нарушений дисци плины. Нсвеселыми вышли с собрания Климаков и Уткин, но критика помогла им осознать ошибки. Сейчас матрос Уткин несет службу строго по инструкций, а старшина 1 статьи Климаков — один из требовательных, принципиальных в борь бе з а укреиление дисциплины старшин ко рабля. При обучении и воспитании советских подводников старшинам и командирам от делений надо глубоко прочувствовать свою роль, изыскивать новые формы работы,- чутко прислушиваться к голосу матросов. Иногда сама жизнь подсказывает старши не правильный метод обучепия, п будет заслугой старшины, если он уловит это, использует жизпеппо-необходимую форму, пезависимо от того, соответствует ли опа характеру л привычкам старшины плн требует изменения ранее принятого прин ципа воспитательной работы. В воспита тельной работе, как п во всяком другом деле, шаблонность приводит к застою, а затем к отсталости прежде всего самого воспитателя. Но, к сожалению, среди на ших старшин есть еще и такие, кто имеет склонность «...упорно смотреть в прошлое, застрять на прошлом, застрять на старом н не замечать нового в жизни. Это назы вается потерей чувства нового. Это очень серьезный н опасный недостаток» (Сталии). Интересы укрепления мощи Военно- морских Сил Союза ССР требуют чуткого, заботливого выращивания кадров совет ских моряков — и ^подводников в частно сти. Большая доля труда ложится при этом па наших младших командиров. Капитан 3 ранга Г. МАКАРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz