На страже Заполярья. 1947 год. Август.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 3 августа 1 9 4 7 г Ns 197 (2 8 8 8 ) Б е з дисциплины усп еха пе добьешься Выступления в газете главного старшины И. Штепа по вопросам воспитания и обу- делу только вред. Д 0 взыскания накла- чения матросов вызвали в среде старшин обсуждения и отклики. Первым откликом была статья старшины 2 статьи Л. Борисова, опубликованная 20 августа. Публикуем ниже статью старшины 1 статьи Е. Колуканова, затрагивающего те же вопросы и деля­ щегося своим опытом работы с подчиненными. дьгвать нано <г:>язятельно в тех случаях, когал -все другие меры воздействия испро­ бованы и не дали результата. Я ст а ­ рался «начале беседовать с матросами, о гр ан и чи вай ся ' заменациями, ирстуш- I специальности,' я е научусь зоспиты -1 реждать совершение ироступтшв, вну ­ шать и у’чить подчиненных, — дело у 1 шаггь подчиненным, *ка»ково должно быть леня пе пойдет. , Я я начал у ч и л с я , решив, однако, что главное — в специальных знанвяк. Для повышения теоретических знаний проштудировал учебник радиотехники, теорию приложил к своей •п р а к т и ч н о й работе и добился успеха: в 1 9 4 0 году снова занял но тзвяли первое (место на флоте, по теперь уже кал старшина группы. Мне казалось, что цель, наконец, до­ стигнута, л моя ра/бота с подчиненными сразу «ойдет успешнее. Но несмотря « а то, что я со всем старанием передавал их повеление, чего требует от всипа со­ ветская мораль. В болыттпствс случаев это давало положительный результат, и >нагсабность в наложении взыскания от­ падала. Вместе с тем, я старался не про­ пустить ип одного положительного по­ ступка ттотчш ешшх п отмочат отлжнив- шяпся матросов, поощрял их, ибо пенял, что к воспитанию днетштижчы нельзя подходить однобоко. нельзя все времл только ругать, надо и поощрять разумную инициативу, примерную работу, так , что­ бы это знали и видели все. С тех люр прошло .много вром^пт. Сей- свой опыт и знания по специальности; час уже 1 9 4 7 гол* Но я никогда не злбу- матросам, дело в группе вперед ие дгаига- i ду этого урока, который дала мне жизнь лось. Занятия не давали той пользы, которой от них следовало ожидать: спе­ циальность мои подчиненные попревшему з в а л плохо. • в начале моей службы в качестве старлю- ны группы. Где бы я ни был, с каким бы личным составов ни ! работал — вопроса дисциплины у меня теперь всегда на пер-^ Был у 'меня в подчинении матрос Би- плано. Много матросов прошло «та во- Моп товарищи П. Штепа и Л. Бор.тсот подняли в своих статьях важные для всех старшин вопросы и правильно эти вопросы поставили. Но они очень мало остановились на важнейшем моменте всей работы стар-, ппгп — на борьбе за укрепление дисципли­ ны, на воспитании в матросах привычки к дисциплине, без чего успеха пе добьешься. Роль старшины группы в воспитании личного состава, действительно, очень ве­ лика. На нас лежит большая ответствен­ ность не только за специальную подготов­ ку матросов, (но л з а формирование их характера, з а воспитание в них высокой политической сознательности, честности, ревностного отношения к службе, за воспитание таяих воинов, которые я в ­ ляются примером беззаветного служения пароду'. Главное условие успешного решения этой ответственной и многогранной зада­ чи — высокая воинская дисциплина во •всем , начиная, прежде всего, с памого старшины. С кого, как не с нас, берет ма­ трос пример? И не ясно ли, что если стар­ шина дает сам себе поблажки, позволяет себе отступать от законов службы, по его стопам пойцут и подчиненные, сами того не замечая, может быгь. Я это го­ ворю к тому, чтобы еще раз. в полном согласии с т т . Штепа. и Борисовым, ска­ за ть : кто-кто, а стагрсшна должен быгь примером в политической подготовке, в службе, в освоении специальнос-тп, а особенно — :в выполнении уставов, если он хочет добиться успехов в Еоспшгаппп и обучеггш подчиненных. Не выполняя этих требований, старшина группы ока­ жется неспособным поставить работу в группе и свой авторитет па должную высоту. Как правило, у старшины груп­ пы, не выполняющего пред’явленных к нему требований, личный состав б у т нарушать дисциплину и не будет стре­ миться глубже и всесторонне позяаггь с«вое дзло. • Все, что я сказал выше, — это вывод из личного опыта, который накопился у меня з а долгий срок службы как в мир­ ных, так и в боевых условиях. Поэтому я еозволю себе i сослаться на несколько примеров из личной практики. В 1939 году, будучи радовым мапро­ сом, я усиленно изучал свою специаль­ н о с т ь— .радиста и занял первое место по флоту, и а котором служил, — по связи. Меня, матроса, з а успехи в боевой а по- ;ю т ч е с к о й подготовке, назначили тогда же старшиной группы радистов. Должен стюровешго ск азать , чгго xorrf я и был шешшшм радистом л специальность знал твердо, но на новом поприще сразу ! на все стороны жизни и работы личного j Титоренко п Самсонов, сдавал экзамены о.строгил целый ряд трудностей. Я тогда состава. За полгода матросы не совер- j jjq спеттиат ьносги, «получи ли хорошие еще не прелсташял себе, что для с т а р - , тпилн ни огоого проступка!, но зато в ! фце^^н а по некоторым задачам ■■ отлич- шины группы мало быть знаток-ом сне- группе было 25- поощрений. Матрос Би- j дые Титорепко перевыполняет нормативы ц вахш о сти ; он еще д о а ш быть хорошим ; Р р в , в частности, поощрялся 11 раз и ! а Сдм ву педа!Ш0 благодарное п з а успехи в боевой подготовке. рев. Как ни спросишь его, бывало, он вро­ де бы все знает, на вопросы ответит. Но эго в области практики. Стоило же глуб­ же задеть теоретические положения, как Бирев ответить ничего не мог, хотя я не р а з уж е давал об’яснения. Сначала Би­ рев к азался мне неразрешимой загадкой, по как-то у меня мелькнула мысль: ие в недисциплинированности ли у пего де­ ло? Ведь, как правило, — если матрос примерен в дисциплине, то он и спе­ циалист отличный, а если разболтан, на­ рушает уставы , пререкается — сколько не вбивай в него знания, ничего пе усвоит. П коша я дошел до этого выво­ да, то сразу задался целью: укрепить в группе дисциплину и порядок, приучить матросов к выполнению всех требований уставов, привить им привычку жить по воинским закюшам. На этот раз был найден путь к успе­ ху, — тот единственно верный путь, по которому следовало мне пойти с первого же дня моего назначения л а должность старшины группы. С этого дня я стал чаще беседовать с матросами своей группы, а особенно с Биревым, об их поведении и отношении к службе. Изучили мы Устав внутренней службы и Корабельный устав . Я удвоил требовательность во всех вопросам, не пропускал теперь никаких «мелочей» п довольно часто разбирал с группой н а ­ болевшие вопросы, особенно подробно останавливаясь на отличившихся матро­ сах и резко осуждая тех, которые наруша­ ли дисциплину. семь с П олосиной лет через мои руки , с ни разу золотое правило — с первых же ш агов приучать к дгадапляче — но оыло поколеблено. Наоборот, чем больше я р а ­ ботал, тем тверже тбостал ся , что отсту­ п ать от него нельзя нпюоща и ни при к а ­ ких обстоятельствах. Ведь тот же- Биров стал отличным старшиной группы. А по­ чему? Дп потому, что удалось воспитать его дисциплинированным воином, созпаю- щим свой долг. Несмотря па то, что за долгий срок мне удалось накопить большой опыт, у мнгл и сейчас встречается мрого трудностей в работе. Техника развивается очень быстро. Мы получаем все более и более совершен­ ную аппарату ру. Прихода гея постоянно учиться и учиться, чтобы пе отстать. Ач совсем недавно, к а к когда-то в 1 9 3 9 году, я был назначен на новую для меня под­ водную лодку старшиной группы папи­ стов. Эго было 2 6 ноября 1 9 4 6 года. Когда прибыл на корабль, принял дела н и ознакомился с личным составом, уви­ дел, что и здесь надо начинать с укреп­ ления дисциплины: матрос Титоренко на­ рушал дисциплину и слабо был подготов­ лен по специальности. Нетвердо управлял техникой и командир отделения Сизов. Низко было качество приема и передачи: .во время щрпема допускались пропуски ® искажения. Нормативы выполняла лишь половина группы и то с трудом... Одним словом, предстояла тяжелая и кропотли­ в а я работа и начинать наао было, конеч­ но, с укрепления дисциплины. Как и в 1 9 3 9 году, прошло около года, Учить старшин управлять артиллерийским огнем На вахте. Фото Г. Петрова. и сейчас можно говорить уже о том, что Скоро. я увидел, какое благотворное j радистам корабля, удалось сделать влиш п е оказала борьба за дисциплину j МНогое, хотя еще и далеко не все. Сизов, учителем и умелым воспитателем матро- • стал одним пз передовиков. Н самое сов, а качеств этих у меня еще не бы л о .; главное .было в том, что резко повъгсп- Поэтому-то и было мне так трудно на пер- i х ве ь знания личного состава, а часть пых порах. Сам я был дисциплинирован, а мои подчиненные • нарушали дисциплину сплопгь и рядом. Да и со специаяшостьто у них было неблагополучно: нехватало теоретических знаний. Было над чем ло­ мать голову, и я ее такп поломал, пока пе пришел к выводу, что если я е при­ обрету значительно больших знаний матросов добилась твердых отличных оце­ нок по специальности. Работая лад укреплением дисциплины в группе, я на собственном опыте убе­ дился в том, как важно правильно по­ ставить дисциплинарную практику. Нельзя, понял я, разбрасываться взыска­ ниями, осо5енно строгими. Это принесет Так борьба за укрепление дисциплины дает результаты во всех областях нашей жизни и работы. Зная об этом, мы стре­ мимся и впредь всемерно укреплять е группе воппскую дисциплину, организо­ ванность я порядок. И в этом доле з теперь встречаю поддержку всего ллчлоп состава группы. • Старшина 1 статьи Е. КОЛУКАНОВ. Зачетная стрельба получила хорошую оценку Зенитчики корабля Н. стреляли по кону­ су в а средних и малых высотах. Б выпол­ нению задачи они хорошо подготовились сами и тщательно подготовили материаль­ ную частъ. Были проанализированы уро­ ки минувших стрельб и на основе сделан- пых выводов обучены более тщатель­ но расчеты и отдельные матросы, в действиях которых имели место недостатки ранее. Серьезное ^пиманпе обратили на работу сокращенными расчетами с заменой убылых и па устранение неисправностей. На переходе морем были проведены з а ­ четные зенитные стрельбы, которые пока­ зали, что зенйтчики умело справляются со своими задачами. Стрельбы выполнены хорошо: * Если на прежних стрельбах были недо­ четы в работе материальной части и от­ дельных матросов, то проведенная, зачет­ ная стрельба показала, что личный состав мпого и очень упорно поработал, со всей серьезностью подготовился к стрельбе н полностью справился со своими обязанно­ стями. Выполпение комбинированной зачетной зенитной стрельбы показало, что корабль сумел бы полностью защитить себя от на­ падения самолетов противника и пол­ ностью отразить их атаки в любое время. Следует отметить отличную подготов­ ленность расчета автомата старшины 2 статьи коммуниста Лазарева. Коммунисты Лазарев и Гречко, комсомольцы Андрю- шечкин, Евдокимов, Маленький, Горкуша. Фарулев, Останьчик действовали дружно и слаженно. Меткими очередями, выпу­ щенными с большой, скорострельностью заряжающими Андрюшсчкиным н Гречко при совместной работе с подносчиками Горкушей н Фарулевым, управлявший ог- пем старшина 2 статьи Лазарев добился нескольких попаданий в конус. Хорошо выполнили задачу и автоматы старшин .Ларина и Токмакова. Хорошую оценку получило подразделе­ ние лейтенанта Мустафаева: Его личный состав мпого поработал для достижения высокой: оценки. Однако отмечен п серьезный недоста­ ток — слабое наблюдение номеров з а воз­ духом п горизонтом, в результате чего бы- ш пропущены галсы при стрельбе. Па пот недостаток зенитчикам указали на тзборе, и сейчас расчеты отрабатывают наблюдение, тренируясь па боевых постах. Лейтенант А. АЛЕКСЕЕВ. Велика в бою роль старшины — коман­ дира орудия, автомата. Являясь непосред­ ственным начальником, он готовит к бою личный состав и материальную часть. В процессе боевой учебы он подготавливает личный состав к действиям в боевой обста­ новке. Он является душой боевого поста. Но не только в этом роль командира поста. Очень часто морской бой склады­ вается так, что от инициативных, реши­ тельных действий старшины по своевре­ менному открытию и управлению артил­ лерийским огнем зависит судьба корабля. В этом случае старшина становится уже управляющим артиллерийским огнем. И ' качество стрельбы при этом целиком за- , висит от того, как подготовлен был стар­ шина в мирное время, насколько он руко­ водствовался правилом каждого воина — | больше пота на учебе, меньше крови в бою. Опыт Великой Отечественной войны дает множество примеров, которые застав ­ ляют сделать выше мриведенный вывод. Сошлюсь на такие примеры. Крейсер Черноморского флота в августе* 1 9 4 1 года огнем своих пушек поддержи-! вал героических защитников Одессы, j Воздушная обстановка была очень слож -! ной. Над кораблем пролетали десятки раз­ личных самолетов противника. Ввиду по­ стоянного наличия целей и чтобы быть готовыми ежеминутно отразить атаку фа­ шистов на корабль, зенитная артиллерия находилась в постоянной готовности. Вот вблизи корабля идет звено фашистских бомбардировщиков «Ю -87 ». Один из са­ молетов резко отвертывает от остальных и начинает пикировать на корабль. Не ожи­ дая команды, командир зенитной установки | старшипа Харченко самостоятельно от- j крывает огонь. Снаряды рвутся перед са- ! молетом. Фашист не выдерживает, сбрасы­ вает бомбы, не прицеливаясь, выходит из пикирования и на полном газу уходит от корабля. ! Вспоминается и второй случай. Темной октябрьской ночью крейсер шел в Севасто­ поль. Неожиданно из тьмы на расстоянии 100 метров вынырнул фашистский торпе­ доносец, идущий на корабль. В ту же се­ кунду открыл огонь автомат. Огневая трасса irponnua винтомоторную группу фашиста, п сброшенная им в этих усло­ виях торпеда, прошла впереди носа крей­ сера, не причинив вреда кораблю. В обоих случаях огнем управляли стар­ шины, причем совершенно самостоятельно. Можно было бы привести п многие дру­ гие боевые эпизоды, показывающие, как велика в бою роль грамотного, умеющего управлять огнем старшины, но достаточно для этого и приведенных выше примеров. Мастерство управления огнем у старши­ ны падо вырабатывать еще в мирное вре­ мя. Это правильно поняли на кораблях, где артиллеристом офицер т. Клименко. Еще до летней кампании командиры орудий здесь изучили правила стрельбы и достаточно натренировались в пх примене­ нии. Старшины настойчиво готовились са­ ми и готовили орудийные расчеты, па учебных приборах и непосредственно на материальной части. Вырабатывались пра­ вильные, автоматические действия личного состава по боевой инструкции, правильпая и быстрая подготовка боевого поста к бою, исправление 'повреждении н действия при убыли личного состава. Н а у ч е н и я х Катерники в море Торпедные катера под командованием опытного боевого офицера т . Чернявского вышли в море для проведения учений. За­ дачей катеров было — остановить движе­ ние кораблей «противника» и разгромить их па подступах к базе. Погода не благоприятствовала выполне­ нию задачи: тучп нависли над горизонтом, сопки, окружающие базу, покрылись ту­ маном. Но катера вышли в море к месту предполагаемой встречи с «противником». Вышел в море и торпедный катер офи­ цера Дружерукова. От командира звена оп получил указание определить элемен­ ты движения кораблей «противника» и выГпгп самостоятельно в атаку через ды­ мовую завесу. Зорко следят сигнальщики и наблюда­ тели за морем. Ежеминутно поступают от ннх доклады На пути катеров то п дело встречаются справа и слева боты, букси­ ры, рыбацкие шлюпки, возвращающиеся к берегу с богатым уловом. При выходе в море катера разделяются: часть из них идет вдоль береговой черты, часть — мористее, чтобы предупредить прорыв «вр ага » с моря. Катер лейтенанта Дружерукова все дальше и дальше уходит в море. Холодные волны набегают на корабль, иодазасмые брызгами соленой воды, сигнальщики и наблюдатели всматриваются вдаль, ста­ раясь первыми обнаружить «противника». Вскоре радист старшина 1 статьи Ка­ лашников доложил командиру катера при- к-панис ведущего — изменить курс. Лей­ тенант Дружеруков слегка сбавил ход и круто разверпул катер вправо. Четко работают моторы. Отлично несут вахту мотористы матрос Осенков и старший матрос Мартынов. Покрасневший от встречного холодного ветра стоит па боевом посту у своего ап ­ парата опытный торпедист старшина 2 статьи Бабинцев. Старательно готовился он к выходу в морс, кропотливо проверял в механизмах каждую деталь, осматривая каждый паз, зазор, чистил, смазывал ме­ ханизмы. — Ну, как у вас аппарат, товарищ Б а ­ бинцев? — неожиданно спросил торпеди­ ста подошедший командир подразделения, шедший па катере Дружерукова. — Исправен п в полной готовности, то­ варищ старший лейтенант, — быстро отозвался Бабинцев. — Пе подведем? А винты все плотно подогнаны? — Проверьте, товарищ командир, сами, вы зпаете аппараты лучше моего. А я уж мпого раз осматривал пх — все на своем месте, — ответил Бабппцев. В туманном море промелькнуло неясное пятпо. Может быть ото дым из трубы ко­ рабля «противника»?.. Так и есть, ко­ рабль! Его обнаружили десятки глаз. На­ блюдатели доложили иа мостик: — Прямо по носу... корабль «противни­ к а » . На катере оживление. Командир отдает предварительны»* приказания. Каждый матрос и старшина готовит к бою заведы- вапия. — Слева, курсовой... Катер ставит заве­ су, — докладывает старший матрос Чер­ вяков. Было очевидно, что катера второй груп­ пы, обнаружив «противника», пошли в атаку . Лейтенант Дружеруков также повел свой корабль на предельной скорости, сближаясь с «противником». — Держись, Бабинцев, скоро слово за тобой! — крикнул торпедисту сквозь сильный ветер и шум моторов старшина группы моторпстов Шемякин. Катера приняли боевой порядок и шли, пе сбиваясь с курса, навстречу « вр а гу » . Справа идущий катер выскочил пемпого вперед, и за его кормой выросла непрони­ цаемая дымовая завеса. Сначала опа ви­ лась тоненькой лентой, затем расползлась по воде и, поднявшись высоко вверх, скры­ ла катер от глаз «противппка». Наступил решающий момент — момент атаки. Тор­ педисты замерли у аппаратов, сосредото­ чив все свое внимание на командах. Прикрываясь дымовой завесой, катер лейтенанта Дружерукова идет в атаку . «Противник» мечется, не зная, откуда по­ следует нападение. Сейчас он заж ат с двух сторон нашими катерами. — Аппараты, товсь! — командует тор­ педистам лейтенант Дружеруков. То н дело дает курсовой угол и дистан­ цию командиру катера старший матрос Червяков. Катер сближается с кораблем «противника». Вот он уже прорезал дымо­ вую завесу ... — Дистанция... Кабельтовов! — с вол­ нением докладывает Червяков своему командиру. Лейтенант Дружеруков подал команду: — Залп! Катер дрогнул всем корпусом. Торпеда стремительно пошла на «противника». Ба5ннц(‘в с облегчением вздохнул и, по­ смотрев на аппарат, любовно провел по не­ му рукой, стирая водяные брызги с глад­ кой темносерой поверхности. «Противник» пытался увернуться, но тщетно: торпеда прошла под самым цент­ ром корабля. Цель поражепа. Это видели псе. По всплывет ли торпеда? — Пошла, пошла! — крикнул кто-то, увидев зеленую цепочку впереди себя, и катер направился на след. Вдалеке над морем показался дымок— сигйал, что тор­ педа всплыла. Вскоре к ней подошел малый вспомогательный катер. Проворными рука­ ми матросы закрепили трос и осторожно извлекли торпеду из воды, подняв ее на борт... Успех, достигнутый экипажем катера, не случайность. Большая заслуга в нем принадлежит лейтенанту Дружерукову. За время летпей учебы он сумел подгото­ вить из подчиненных отличных специали­ стов, хорошо знающих свое дело. Требова­ тельный, трудолюбивый, исполнительный офицер Дружеруков старался привить эти же качества и личному составу. Результат получился отличный: матросы и старши­ ны сейчас действуют расторопно, снорови­ сто, быстро. Катерники лейтенанта Дружерукова уже заканчивают годовую программу. Они вы ­ полнили все задачи, за исключением тех, которые предусмотрены планом на темное время суток. На разборе учения командир подразделе­ ния отметил, что при выполнении задачи хорошо и слажепно действовал весь эки­ паж катера лейтенанта Дружерукова. Матросы и старшины доказали делом, что иапряженная боевая учеба пе прошла для иих даром. Оии умело использовали при­ обретенный опыт и навыки в этом походе. Гвардии капитан Т. ЗАХАРСЗ. С первых же дней летней практики на­ чались старшинские стрельбы. И сразу выяснилось, что те и з старшин, которые не жалели времени л сил и в зимний пе­ риод добросовестно готовились сами и го­ товили свой личный состав, стреляли хо­ рошо. Старшина 2 статьи Лазарев — требо­ вательный и знающий свое дело командир. Он много поработал зимой со своим ору­ дийным расчетом. Первой задачей, решен­ ной им, было сколачивание расчета. Высо* кая организованность и дисциплина стали непреложным законом этого расчета. Сам старшина — высоко требовательный к под­ чиненным, является для матросов примером воинской дисциплинированности. Одновременно Лазарев с первых же шагов начал добиваться отличного знания подчи­ ненными специальности и боевых инструк­ ций. Тренировки старшина начал проведать в нростых условиях. На первых тренировках отрабатывалась не быстрота, а правиль­ ные, четкие действия личного состава при замедленном темпе. Затем, когда навыки личного состава были достаточны, Лазарев начал увели­ чивать темп тренировок, постепенно доводя его до выполнения нормативов. Такая м ^ ^ тодика, несомненно, правильна. Надо заметить, что у Лазарева были ж значительные трудности. В расчете не­ легко давалось знание техники матросам. Пущину и Евдокимову. На их тренировки старшипа обратил особое внимание. Чаете Лазарев поручал проведение занятий свое­ му заместителю, а сам занимался с от­ стающими бойцами. Так ему удалось при­ вести свой расчет к одному уровню подго­ товки к началу стрельб. Успех работы старшины Лазарева был обеспечен точпым выполнением наставле­ ний, уставов и методики подготовки. Перед каждым занятием старшина совершенно четко знал, что должны получить его матросы от данпого занятия. Каждое уче­ ние он проводил по плану, причем к бо­ лее сложному виду подготовки переходил после тщательной отработки действ] личного состава на учениях в прост условиях. Вполне закономерно, что результаты такой большой работы не замедлили ска­ заться во время практических стрельб, когда огнем управлял старшина Лазарев. Из трех стрельб, проведенных его расчетом, две получили отличную оценку, одна — хорошую. Во время этих стрельб наводчики Папылев и Маленский ловили цель з а ­ долго до ее прихода на дальность огня и пи разу не теряли ее до конца стрельбы. Заряжаюшие Гречко и Андрюшечкнн всегда успевали израсходовать положенный бое­ запас задолго до прихода цели на курсовой параметр. На этом примере мы видим, что хоро­ шие результаты на стрельбах не приходят сами, а Достигаются упорной, кропотливой работой старшины со своим орудийным расчетом. Во многом эти результаты зави­ сят п от подготовки самого старшины к самостоятельному управлению огнем. Где это понимают и где уделяют достаточ­ ное внимание учебе старшин, там п ре­ зультаты стрельб хорошие. Капитан 2 ранга В. ФЕДЮШКО. в ^ :тЩ Мичман Лазарев нарушает устав Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР гласит: «Каждый пачальппк обязан решительно н твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, постоянно воспитывать своих подчинеппых в духе неуклонного выпол- пепия всех ее требований, развивать п поддерживать у пих сознание воинской чести и воинского долга». Казалось бы, что глубокий смысл этих слов должен дойти до сознания каждого военнослужащего, а тем более— до началь­ ника, имеющего в своем подчппенпп матро­ сов и старшнп п воспитывающего пх. К сожалению, пекоторые .недопоняли значе­ ния этих слов и нарушают устав, никак не реагируют на проступки, совершаемые военнослужащими, а порою и способствуют совершению проступков своей терпимостью к нарушителям и покровительством им. Для примера можно в зять дисциплинар­ ную «практику» мичмана Лазарева.. Под­ чиненный ему старшина 2 статьи Верхов­ цев по своей халатности допустил порчу постельной принадлежности. Комиссия установила вину Верховцева и ходатайств вовала перед Лазаревым о наложении на Верховцева строгого дисциплинарного взыс­ кания. Лазарев, прочитав акт комиссии, да­ же не вызвал к себе старшину, не погово­ рил с ним, а снисходительно указал : — Ну что ж , записать ему в карточку пять суток ареста. Но па гауптвахту ие отправлять... Спрашивается, понял ли старшина 2 статьи Верховцев после этого свою вину, прочувствовал ли ои меру дисциплинарно­ го воздействия? Конечно, нлт. Дисципли­ нарное взыскание осталось на бумаге, ви­ новник остался ненаказанным. Оп не извлек должного урока. Пе оказало взы­ скание воспитательного воздействия и на остальной лпчный состав. Безответственное отношение к наруши­ телям воинской дисциплины повлекло за собой целый ряд других проступков. Под­ чиненный мичману Лазареву лпчньш со­ став стал халатно относиться к сбереже­ нию государственного имущества. По вине старшипы 2 статьи Макарова, старшего матроса Жориила п других были утеряны такие предметы, как миски, чумички, ло­ жки. За короткий период пе стало поло­ вины столовой посуды. Казалось бы, мич­ ману* Лазареву надо было принять к ви­ новным самые строгие меры, по они оста­ лись ненаказанными. На вопрос: почему это так, мичман отвечает: — А зачем их содержать па гауптвахте? Ведь этим посуды пе вернешь? Лучше на­ пишем интендантам, что виновники взы ­ скание получили. А мы получим новую посуду. Хорошо и для нас, п для ннх мало волокиты. Так под покровительством «благодетеля» мичмана Лазарева отлично чувствуют се­ бя люди, безответственно относящиеся к государственной собственности. Мичман Лазарев грубо нарушает устав. А параграф седьмой его гласит: «Начальник, ле принявший мер воздей­ ствия для восстановления порядка и дис­ циплины, несет за это ответственность». Надо, чтобы Лазарев понес ответствен­ ность, согласно этому параграфу устава, причем — в полную меру. Нельзя давать повадки людям, своим недостойным отно­ шением к о^язаипостям пачальника подры­ вающим основы дисциплины. D. ПАВЯИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz