На страже Заполярья. 1947 год. Август.

? Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 21 августа .1 9 4 7 г., № 195 (2 8 8 6 ) яяшшвшшат явтштяявшттшвтвшт^яштшятяшя^^ Н а у ч е н и я х Еще один шаг по 1. Корабль к походу изготовлен пути к мастерству 4. Артиллерийский бой Личный состав еще спал, бодрствовала только дежурная п вахтенная служба. Но у командира отделения штурманских электриков старшины 2 статьи Шевчука рабочий день уже начался: гирокомпас надо запустить раньше, чтобы к моменту с’емки корабля с якоря он вошел в ме­ ридиан. Шевчук дает питание на ротор. Через 20 минут он набирает обороты, и тогда командир отделения запускает мотор для подачи тока па следящую систему. Гиро­ компас постепенно приходит в меридиан. Чтобы показания прибора точно передава­ лись на главный командный пункт, необ­ ходимо все репитеры согласовать с пока­ заниями гирокомпаса. Эту работу выпол­ няет магрос Никольский. Свое дело он знает, обязанности выполняет старатель­ но. ГТосле штурманских электриков начал готовить свои заведыванпя весь личный состав. Старшины и матросы рассыпались по всему кораблю, каждый выполнял свою работу'. ТЙпогпм впервые в этом году до­ велось готовить корабль к походу и вы ­ ходить в море, но молодые матросы встре­ чают помощь и совет старослужащих и старшин и успешно справляются с обя­ занностями. Большое хозяйство боцманской команды готовится с особой тщательностью, хотя погода и не предвещает ничего недоброго: солнце сияет в чистом небе, дует легкий ветерок. Главного боцмана на корабле сей­ час нет, его замешает старший матрос Ювляев. Он успевает проверить все: и как матрос Савицкий закрепил па баке якорь, и как старший матрос Спнютин и матрос Купцов положили найтовы и грун- товы на шлюпку и стопора на катер. На случай экстренной с ’емки корабля с якоря Спнютин и Савицкий приготовили буек, расклепали у сак-клюзов якорцепь, подго­ товили стальной и пеньковый проводники. Наконец, все работы закончены, все пред­ меты закреплены. Юкляев осматривает придирчиво боцманское хозяйство и ре­ шает, что теперь можно доложить о го­ товности помощнику командира корабля. Также тщательно готовятся рулевые под руководством старшины 2 статьи Гла­ зунова. Старшина сам подобрал по ук*ма- ниям командира боевой части карты, штур­ манские пособия, прокладочный инстру­ мент, проверил гидравлическое управление рулем. Заняты делом и подчиненные Глазу­ нова. Матрос Гудков произвел метеороло­ гические наблюдения, занес их в журнал, осмотрел и тщательно проверил тросико- вое управление, чтобы в случае выхода из строя гидравлического корабль не остался неуправляемым. Гудков сличил показания корабельных часов, чтобы они показывали одно время. Рулевой Бодасов по маркам снял осадку штевней. Докладывая коман­ диру боевой части о готовности, Глазунов был полностью уверен, что в походе его отделение будет вести корабль точно lio заданным курсам. В пятой боевой части также идет дея­ тельная подготовка. Матросы и старшины проверяют работу механизмов, убеждаются в полной их исправности. Главное — кот­ лы: турбинам нужен пар, строго опреде­ ленное его давление. Обеспечению паром в котельных и машинных отделениях под­ чинено все. Поэтому так тщательно про­ веряются питательные насосы, вентиляция, подача топлива. Старшина группы котель­ ных машинистов, проверив работу подчи­ ненных, приказал развести пары во вто­ ром котле. Котел подпитали. Матрос Юрин поджег факел, через открытые регистры рванулся в котел поток воздуха, увлекая за собой искры факела. Вылетевший из распылителей Фонтан мельчайших капелек мазута воспламенился, и пламя, подхва­ ченное потоком воздуха, метнулось в утро­ бу*' котла. Юрин привычно оглядел прибо­ ры, повернул клапан вентиляции, прибав­ ляя воздуха, и стрелка манометра медлен­ но поползла вверх. Машинисты старшины группы Зайцева провернули турбину, прогрели ее и дали пробные обороты: турбина работала ' хо­ рошо. Командиры боевых частей и служб доложили о готовности своих подчиненных и пх заведываний к походу. Корабль стоял на якоре последние мину­ ты. Сигпал, — и личный состав вступит в тактические учения. В море, вдали от берегов, видимость бы­ ла хорошей, горизонт просматривался сво­ бодно. Комапдпр отделения сигнальщиков обнаружил п быстро опознал корабль «противника». Командир корабля принял решение атаковать его артиллерией. Боевая тревога. Расчет быстро готовит орудие. Корабль, маневрируя, ложится па выгод­ ный курсовой угол. Командир артиллерийской боевой части лейтенант Чигпрпк с таблицами в руках высчитывает исходные данные для перво­ го залпа. Слышна его команда: — По щиту, курсовой..., прицел..., це­ лик..., снаряд фугасный, орудие зарядить! Матрос Бурасов и старший матрос Яку­ шев наводят орудие па цель, матрос Дсни- ряжающие Литвинов и Хмелев дослали первый снаряд в капал ствола. Командир расчета Блохин ждет только команды. — Залп! — командуют с мостика. Звучит ревун. Блохин дернул за ы е - вант. Прогрохотал выстрел, и снаряд со свистом понесся к пели. Управляющий огнем всматривается вдаль. В бинокль он видит, как за щптом поднялся водяной столб. Поправка па прицел, и снова залп. Наводчики точно держат цель па перекрестии нитей. Снаря­ ды летят к щиту. Между залпами вводятся поправки. Скорострельность выдерживает­ ся. Материальная часть работает безотказ­ но. Без пропусков и заеданий проходит вся стрельба. В щите пять попаданий. Флагман поздравил личный состав с от- сов устанавливает прицел и целик, за- личной стрельбой. 5. Подводный „противник" терпит поражение 2. Я к о р ь ч и с т ! Внезапно 4 начала хмуриться погода. Появились облака. Усиливался ветер. В это время флагман дал сигнал о с’ емке с якоря. По всему кораблю зазвучали преры­ вистые звонки. Личный состав бросился на свои места: по левому борту .стремглав бежали матросы и старшины на корму, а по правому— па нос. Прошли считанные минуты, и па корабле снова воцарилась тишина. — Пошел шпиль! Матрос Сабельников дал пар, и Шпиль медленно завращался, выбирая якорную цепь. Вот пепь стала вертикально, натяну­ лась еще туже, шпиль пошел медленнее, почти остановился на мгновенье, затем последовал короткий рывок. — Встал якорь! — доложил боцман. Больше ничто не удерживало корабль на месте. Сигнальщики перенесли флаг на гафель, опустили гюйс, подняли до места шар. Все устремили взгляды за борт. Показал­ ся черный шток якоря, вышли серозеле­ ные от налипшего ила коробка и лапы. — Чист якорь! — доложил Юкляев. Матрос Спринчак, стоявший с приго­ товленным шлапгом. направил струю во­ ды на приставите к якорю комья грунта. Корабль увеличил ход. Берег стал удаляться, покрылся дымкой п вскоре исчез из глаз. Корабль вышел в открытое море. Пебо затянуло многоярусными темными облаками. Подул норд-ост. Скоро он достиг шести баллов. На море, таком же темпом, как небо, гуляли волны с белыми гребня­ ми. На корабле усилили бдительность сиг­ нальщики и наблюдатели: в такую погоду «противник» пе замедлит бросить в атаку подводные лодки. Старшина 2 статьи Свсшппков доло­ жил: — Флагман приказывает атаковать подводную лодку «противника» на осге, дистанция... кабельтовов! Опять боевая тревога. На отдаленные боевые посты еще бегут матросы, а с ближних уже поступают до­ клады о готовности. Прошли секунды, а корабль готов уже к бою. Здесь дорого каждое мгновенье. Во что бы то ни стало надо сковать действия подводной лодки «противника», лишить ее возможности атаковать наши корабли. На кормовом посту сбрасывания бомб телефонист Юшманов принимает приказа­ ние с мостика: — Атака подводной лодки. Бомбы, товсь! В это время из носового пулемета лево­ го борта старший матрос Маликов дает очередь трассирующими пулями для ука за ­ ния местонахождения подводного «врага » . Командир отделения минеров старшина 2 статьи Попов репетует переданную команду и поднимает вверх руку. Наступило время и для минеров показать свое знание оружия и умение с ним обращаться. На посту сбрасывания все делается быстро и хорошо. Старшие матросы Фарутпн, Селят- ков и матрос Мерцалов привычными дви­ жениями готовят бомбы. Старшина 2 статьи Попов спокойно передает па главный командный пункт, что все готово. — Бомбы! — командуют с мостика. Попов взмахивает рукой. — Первая. И тут же пускает секупдомер, чтобы знать, через какой промежуток времени на данном ходу сбрасывать следующие бомбы. Старший матрос Маслов нажимает на рычаг. Первая бомба летпт за корму и скрывается в бурлящей воде. Корабль ото­ шел на несколько кабельтовов, когда взры­ вом огромной силы выбросило столб воды. Раздался глухой грохот, потрясший корабль... За первой идет вторая бомба, пока пе сброшена вся серия. Подводной лодке «противника» не до атаки. Она поспешно скрывается на глу­ бине. А корабль все дальше уходит в море, гдг, по данным разведки, предстоит боевое столкновение с «противником». На открытом рейде. Фото Г. Петрот. Гва[дейцы отлично выполнили задачу УЧИТЬ комсомольский АКТИВИУЧИТЬСЯ САМИМ СекреТврь первичной комсомольской организациж Николай Николаев за день успел побывать во всех подразделениях, даже на самых отдаленных точках. Б ве*- черу, разложив на столе бумаги, Николаев отмечал выполнение плана. В это время вошел секретарь бюро ВЛКСМ подразделения т. Кондратьев. Ни­ колаев, оторвавшись от бумаг, сурово пос­ мотрел на Кондратьева и сказал : — Вы опять не выполнили моего указа­ ния, все за вас приходится самому рабо­ тать ... Кондратьев молчал, терпеливо выслуши­ вая очередную «н ак ачку ». Может быть она продолжалась бы еще долго, по поя­ вился лейтенант т. Дикач. Кондратьев, в душе ругавший себя за то, что зашел, обрадовался случаю и скрылся за дверью. — Товарищ лейтгнант, — жаловалс! Николаев, — пу как с такими активиста- , ми работать! Лейтепант Дикач, изучавший работу j комсомольской организации, хорошо знал I ошибки Николаева. — Разве можно так отложиться к людям? j — прервал его Дикач. — В°дь вам хорошо j известно, что Кондратьев всего несколько I месяцев руководит комсомольской оргаяж- | запией. Всего один раз присутствовал на | семинаре. А много ли вы лично его у ч п л п ^ ^ Ругали только. — Каждый депь даю указапия, прихо- Пакаиуне выхода в морс кпмапдир крас- j дится самому плап для пего писать, а оп позиаменного гвардейского корабля обра- j ие способен даже его выиолппть, оп- тнлея к экииажу с речью: ! равдывался Николаев. — «Противник» намеревается в э т у , — Даете указания, самп составляете ночь высадить десапт на наше побережье | план, а конкретной, деловой помощи в вы- и захватить важные стратегические пунк- j полпенни его не оказываете. Выводы, что 6. Неудавшаяся атака ты . Командование поставило перед нами задачу: произвести разведку и определить силы «противника». Моряки сидели, сосредоточенно i внима­ тельно слушая своего командира: Многим из них, ветеранам Отечественной войны, вспомнились дни боевые. Здесь же при­ сутствовали молодые матросы, которым только впервые приходится участвовать в учениях. И те и другие на призыв командира — выполнить задание огличзо — ответили по-деловому: дружной работой на боевых постах. шенио не учил работать актив, почта П вот корабль, разрезая волну, вышел в удрляд сворму ^ 0 ТКп Ь 1 1 ° 0 М°й1 ft т. ! Да н времени у него на это нехватало. Все Особенно большая ответственность при ^ дм тм ьн ости организации. вмполнепии задачи ложилась на мотори- j D * __ \ „ „ „ „ „ „ , лтмгп л„ п Во многих подразделениях резко понизп- стов подразделения гвардии главного стар- лу г тт йп тт ^ лась дисциплина, осооепно среди молоде- птииы Г. Лебедева. U мотористы с н о си в - " Кондратьев будет плохим комсомольским вожаком, неправильны. Вам полезно з а ­ помнить слова Максима Горького, который говорил, что никогда ие надо подходить к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего. Думай, что хорошего боль­ ше в нем — так оно и будет! Действительно, пе умея цепить положи­ тельные качества людей, видя только их отрицательные стороны, Николаев допу; скал серьезные ошибки в работе. Прежде всего он стремился все делать сам, сов 3. Торпедная атака Сигнальщики и наблюдатели зорко сле­ дили за морем и воздухом. Послышались первые доклады о появившихся самолетах, судах и катерах. Когда был обнаружен миноносец «про­ тивника», флагман приказал атаковать «противника» торпедами. Сигнальщик старший матрос Смирнов поднял сигнал до половины. Телеграф пере­ веден на «полный ход». Корабль пошел на сближение и лег на боевой курс. По приказанию с главного командного пункта минеры выпустили торпеду. Для успешного выхода из атаки приказано по­ ставить дымовую завесу. Послышался условный звонок в котельное отделение и на кормовой пост. Па старшина 2 статьи Чирушкин разбил капсюли дымо­ вых шашек, густой желтовато-белый дым заклубился за кормой. Старший матрос Деев передал приказание котельному ма­ шинисту Юрину открыть клапан дымзаве­ сы . Обильный приток мазута в топку вы ­ звал дымообразование. Пз трубы повалил густой черный дым. Смешавшись с белыми клубами за кормой, он влился в плотную стену дымовой завесы , под прикрытием которой корабль развернулся и вышел из- под обстрела «протпвиика». «Противник» на форсированных ходах ушел дальше в морс п скрылся из види­ мости. По кораблю об’явлена готовность номер два. Корабль сблизился с «противником» ' и открыл интенсивный огонь.. Посту­ пает приказ флагмапа атаковать ко­ рабль «вр ага » торпедами. Дали пол­ ный ход, но «противник» уходит, пользуясь своим преимуществом в скоро­ сти. Командир корабля приказывает вве ­ сти в действие третий котел. Он был еще теплым, оставалось лпшь разжечь его и поднять пар. Котельные машинисты Левпн и Четырпн быстро подняли . пар. Стрелка манометра стала на марке. Сообщили котел на главную магистраль. Корабль набрал ход и начал нагонять «противника». Рас­ стояние быстро сокращалось. Уже все бы­ ло готово, чтобы выйти в торпедную атаку. Но, не выдержав давления, лопнули сразу два водомерных стекла. Корабль резко сба­ вил ход. Пришлось вывести котел. В ко­ тельное отделение поступило новое прика­ зание — ввести в действие котел номер четыре. Левин и Четырпн бросились его выполнять. Вода в котле была холодная. Требовалось большое время, чтобы под­ нять давление. В даппой обстановке эта мера увеличеппя хода была непрактичной, тем более, что «противник» отказался от попытки прорыва к нашим берегам. Оп взял курс на с^вер и стал уходить. Вскоре на горизонте маячил только дымок. Но м он вскоре исчез. «Противник» был вытеснеп из наших вод. Флагман дал сигнал отбоя учению. * -й- * Перевалило за полночь, когда корабль вошел на рейд и стал на якорь. Личный состав, напряженно работавший в походе, устал, по был доволен тем, что свою задачу выполнил успешно. Па уче­ нии офицеры, старшины и матросы дер­ жали экзамен на морскую, зрелость. И каждый член экипажа воочию убедился, насколько легче и успешнее идет работа в походе, когда к нему хорошо все подго­ товлены. В учении принимали участие все бое­ вые части и службы. И те из них, кото­ рые больше и упорнее работали до выхода в летнее плавание, лучше выдержали В морег йа учениях. Корабль-ставит дымовую-завесу, Фото Н . .Надеждина. серьезное испытание, меньше сделали оши­ бок. Из боевых частей особо выделилась артиллерийская, а в ней расчет старшины >2 статьи Блохина. Артиллеристы действо­ вали быстро и умело, точно выполняли все команды управляющего огнем и своей отличной работой обеспечили победу пад «противником» в артиллерийском «бою». Работа комендоров Блохина была отмечена по заслугам. Ученпе показало, что молодые» моряки научились с успехом выполнять своп обя­ занности как на стоянке, так и па. ходу, обеспечивая безаварийное плавание. По за ­ слугам были поощрены лейтенант Чигирнк, старшина 2 статьи Блохин, матрос Дени­ сов, старшие матросы Бурасов и Якушев, матросы Хмелев, Литвинов и Гудков, стар- ппгпа 2 статьи Грязев, старшие матросы Романенко и Левин и матрос Тимофеев. Весь личный состав корабля от души поздравлял героев дпя — своих отличив­ шихся товарищей и желал им дальнейших успехов в учебе. Былп па учении и ошибки. В частности, бопмапская команда в последние моменты под’ема якоря действовала не по командам, которые в таких случаях положены, а по распоряжениям, кому какие вздумается отдать, вроде: «Давай подтяни!», «Держи крепче!» и т. д. По эти недостатки были подмечены и меры к их устранению приня­ ты . Главное не в этом. Главное в том, что ученпе наглядно показало всему лпчному составу корабля: падо усиленпее про­ должать осваивать свое дело, укреплять приобретенные знания п павыки и обога­ титься новыми, вырабатывать в себе дис­ циплинированность п сноровку в исполне­ нии обязанностей. Успешно выполнив задачи во время уче­ ния, личный состав корабля сделал еще один ш аг по пути л достижению боевого мастерства. Однако было бы ошибкой на этом успокоиться. Летняя кампания долж­ на быть использована для того, чтобы сде­ лать большой ш аг вперед в повышении боевого мастерства. Капитан-лейтенант В. ТРУНЕВ. ленной перед ними задачей справились. Высокое знание своего дела и умрнпе ориентироваться в любой обстановке пока­ зал молодой гвардеец комсомолец Ю. Лебе­ дев. Во время его вахты на охлаждение головкп поршпя прекратилось поступление масла. Чуть-чуть зазевайся вахтенный мо­ торист, и получился бы задир поршня, я это значит, что дизель на несколько дней вышел бы из строя. Но этого не произо­ шло. Б л яш а р я высокой бдительности вахтенньп! моторист гвартпп матрос Ле­ бедев обнаружил неисправность, немедлен­ но доложил о ней вахтенному офицеру и мгновенно остановил дизель. Спустя несколько минут был запущен второй двигатель, и корабль, не останавли­ ваясь, продолжал выполнение задачи. Гвардии матрос Макаров по приказанию гвардии главного старшины Лебедева бы­ стро заменил дефектный палец шарнирных труб запасным. Дизель был введен в строй., Па ходовой сигнальной вахте в это вре­ мя стоял отличник боевой и политической подготовки гвардии старший матрос Торя- ник, который слывет на корабле одннм из лучших молодых сигнальщиков. Хорошо изучив свою специальность, Торянпк на­ прягая зрение, всматривается далеко по горизонту, своевременно докладывает о каждом замеченном предмете. От его зор­ ких глаз ничто пе ускользает. Он хорошо запомнил советы бывалых моряков, что лучше ошибиться в докладе, чем просмот­ реть, пе обнаружи в противника. Вы­ сокая бдительность стала пеот*емлемым ка­ чеством молодого моряка. — Левый борт... Градусов... Силуэты кораблей «противпнка >, — четко доло­ жил Торянпк. — Срочное погружение! Гвардии старшина 1 статьи Николаев­ ский, ветеран Отечественной войны, занял место у горизонтальных рулей. Оп ма­ стерски выполпяет каждую команду, обес- печпвая мапеврированне корабля. Лодка быстро погружается па заданную глубину. Еле заметный па поверхности появляется перископ. Наступил ответственный 'момент. Лодка в подводном положепни все ближе j ' подходпт к обнаруженным «вражеским» кораблям. Вот уже ясно в перископ видны силы «противника». Комапдир корабля оп­ ределяет количество кораблей и транспор­ тов ц передает данные в радиорубку. Спустя несколько минут вахтенный радист гвардии матрос Фоминых сообщает, что донесение в штаб передано. По возвращении к месту базирования, был произведен разбор учений. Командова­ ние дало высокую оценку экипажу красно­ знаменного гвардейского корабля. Корабли, представляющие сторону «противника*, несмотря на все усилия, подводную лодку ле обнаружили. Курсовая задача была вы ­ полнена на «отлично». Капитан-лейтенант Г. ТОПОР. жи, собрапия ироходили зачастую па низ­ ком идейном уровне, актив таял, нз его ря­ дов выбыли тт. Агафоиов, Жуков и другие. После длительной беседы с т. Ди­ кач, Николаев долго сидел за сто­ лом, обдумывал план, а потом взял­ ся за устранение недостатков в своей работе. С помощью партийной орга­ низации дело улучшилось. Начали ре­ гулярно проходить собрания актива, семи­ нары, совещания. Особое внимание было уделено идейно-политическому росту акти­ вистов. Был создай кружок по изучению Устава ВЛКСМ, часть комсомольцев опре­ делена в кружок но изучению истории партии. Твердо установилась практика — по истечении месяца подводить итоги про­ деланной работы, во время которых отме­ чаются хорошая инициатива и работа от­ дельных активистов и в целом организаций, а также подвергаются критике недостатки. Ми"гие товарищи, выступая, делятся опы­ том своей работы. Заметно вырос актив. В его ряды влились такие товарищи, как Григорьев, Щепарев, Шепелев, Авраменко, Матвеев п другие. Сержапт Николаев учится сам и начал учить работать актив, на который опи­ рается теперь в своей деятельности. В летний период обучения перед частью встали новые задачи. Тов. Пиколаев сумел мобилизовать членов ВЛКСМ в помощь командиру па пх выполнение. Большинство комсомольцев во главе с активистами до­ билось отличных показателей в боевой п по­ литической подготовке. За ними следует молодежь, по ним равняются, пм подража­ ют. Актив — костяк организации. С помо­ щью его секретарь тов. Николаев мобили­ зовал молодежь па успешное решение з а ­ дач, стоящих перед лпчпым составом. Лейтенант И. ЖЕМЧУЖИН. Опора командира Большим сзторптегоч еродп .тзтчого состава пользуется секретарь ксмоомоль- ской организации пашего подразделения старший матрас Копылов. Требуя от ком­ сомольце© твердых знаний и неуклонного выполнения ук-гавов. т. Копылов сам по­ казы вает в этсм личный -пример. Особенностью в работе Коггылова являет­ ся то, что к каждому комсомольцу он име­ ет свой индивидуальный iio .txo j. Его бо- ссды с комсомольцами — простые, с яр- ■киюнз убоги тельным и примерами пз жпэте подразделения — доходят до глубипы соз- напия матроса.. Тов. Копылов отмечает п всегда стагтгг в пример комсомольцев, которые хорошо несут службу, в то же зремя непримири­ мо относится i; нарушителян воинской дисциплины, создавая вокруг них обще- птвеишое мнение.. Я, как комавдтр. дово­ лен раиотой старшего матроса Копылова. Вижу в нем своего помощника в обучении и воспитании комсомольцев п молодежи. Старший лейтенант А. ФИЛИППОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz