На страже Заполярья. 1947 год. Август.
atrycra 1947 г., № 179 (2870). СТР - АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я Образцово провести политические занятия по изучению биографии И. В. Сталина т На кораблях и в частях Флота идет боль шак подготовка к изучению биографии товарища Сталина на очередных полити ческих занятиях с солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Личный состав кораблей и частей с огромным игтерегем и •вниманием готовил ся 'К этим 3 ?,H’nTn"t\[. Поводу iraiiKTORKa v явм проходит с высокой активностью. Матросы я ста*!яш. 1 ы ла проводимых бесг- дах задают (множество /вопросов, стремясь глубже вямонуть в тему, радсотно волную щую «одного человека. Изучение жизни и деятельности И. В. Сталина — исключительной важно сти средство в идейном воспитании моря ков. Политические занятия, посвященные биографии вождя, должны быть образцо выми как по организации, так и по содер жанию. Политотделы соединений прово дят специальные инструктивные занятия с руководителями семинаров и полит- Пупноводами. Па кораблях и в ча стях проходят краткосрочные сборы руководителей групп. В библиоте ках и каютах политико-просветитель ной работы подобрана литература и вывенгеньг рекомендательные списки. Куб рики оформлены наглядной агитацией, вптринамп, лозунгами. В часы массовой работы с личным составом проводятся рскции и беседы, посвященные жизни и еятельности В. 0 . Ленина и П, В. Сталина. Первая педеля августа — пачало поли тических занятий по изучению биографии И. В. Сталина— явится всесторонней про веркой политработников, партийных и комсомольских организаций, их умения организовывать идейное воспитание лич ного состава. В Н-ском соединении кораблей раньше срока проведена итоговая беседа в груп пах политзанятий по разделу учебного плана, и здесь стало возможным уже при ступить к изучению биографии И. В. Сталина. • Офицер тов. Вельский рассказывает: — В политотделе нам зачитали директиву j Главного Политуправления Вооруженных Сил и дали указания о проведении заня- ; тип. Вернувшись на корабль, я собрал ру- j кеводителей политзанятий и соответствен но передал им эти указания. ■— А как вы намерены организовать изучение биографии И. В. Сталина с сами ми руководителями групп? -— спросили у т. Вельского. — Они самостоятельно готовились, со ставили конспекты. — Знают ли партийные организации, актив коммунистов и комсомольцев о на чале политзанятий но изучению биогра фии товарища Сталина? — Специальных мероприятий мы не ! проводили, — говорит тов. Вельский, —- актив не собирали, но секретари партийных ; и комсомольских организаций об этом зиа- ; ют. , — Что у пас подготовлено из наглядной агитации? I — Биографии В. И. Лсщша и П. В. Сталина у нас давпо вывешены в ' каюте иолитико-просветительцой работы. Видно по всему, что на этом корабле к. ! политзанятиям, посвященным изучению жизни и деятельности вождя, подошли безответственно. Обойдены здесь и помощ ники руководителей групп, не организова ны дополнительные занятия, осталась не использованной и корабельная библиотека. ...Занятия с матросами проводит лейте нант тов. Постылев. Он опытный руково дитель. Его группа на инспекторской про верке показала хорошие результаты. К слушателям т. Костылев пришел с кон спектом, который старательно подготовил, Но методика занятий была им избрана неправильная. Офицер Костылев поручил читать текст биографии самим слушате лям поочередно. Между тем, руководитель обязан был сам читать текст и читать грамотно, продуманно, умело. В ходе чтения ему следовало убеж даться, как попимают материал слушатели, и раз'яспять отдельпые вопросы. Такой Ввыходнойдень | |М спортплощадке В воскресенье выдался хороший солнечный день. Матросы, сержанты и офицеры собрались на спортплощадке, где предстояли сегодня со ревнования. Играл баян. Нестроение у собравших ся — праздничное, весе- ‘ лое. По сигналу офицера -Толстопятом начались соревнования по бегу па личное первенство части. Первым пробежал сто метровую дистанцию за 11,2 секунды старшин сержант Шорохов. В бе ге на 3000 метров лич ное первенство занят старший матрос Ивг»чов (10 "мин. 10 тек.). Луч- ших показателей по пвыжкам в длину и вы соту добились старший сержант Шорохов и сер д и т Степанов. После соревновании состоялись - игры в го- родки и волейбол и тан цы. Младший лейтенант Д. БОРОДКИН. В выходной день на залнве. Шлюпочные гонки под парусом. Фото М. Бугакова. f l i p i M I СВ1ДШНИИ На кораблях, где ин спектором строевой и фимческой подготовки офицер Меньшенин, пол* вадены итоги иерееяства команд по футболу, Овс- кетболу и волейболу в 1947 году. Первое место по фут болу присуждено коман де, где капитаном стар ший матрос Чачельниц- к т * г - v По баскетболу первое место , заняла команда лейтечгзяга Любимом. По волейболу первое место присуждено коман де, где капитаном стар- стен* I статьи Кулешов Приказом по соедине нию команды, занявшие nepatoe место, награжде ны грамотами. Иа числа лучших иг- ронов-футболистом соз дана сборная команда для участия в розыгры ше на первенство Север ного флота. Младший лейтенант А. МОЗЕРОВ. метод привел бы к живой беседе, п ш ? бы глубоко усвоить прочитанное. Ошибка лей тенанта Костылева и в том, что, когда внимание слушателей было приковано к чтецам, ои их прерывал и, отвлекая груп пу, пересказывал прочитанное, диктовал текст для записи в конспекты. Не случай но поэтому, что и время занятий было ис- пользоваио неправильно. Например, с по ловины второго часа лейтенант Костылев пытался завязать беседу с группой. Вы ступило три человека: матрос - Носельмаи, старшие матросы Визер и Петрущак. По их выступления не были результатом за нятия. Носельмаи и Визер*—наиболее актив ные слушатели, они раньше ознакоиились с первыми главами биографии товарища Сталина и смогли повтому выступить по*- деловому. Другие же молчали. Настоящей беседы, такой, в которой участвовала бы значительная часть присутствующих, ие получилось. Несмотря иа эти существенные недо статки в проведении политических заня тий, политработник т. Вельский не соб рал руководителей, не заслушал их ш не сделал подробного разбора с тем, чтобы не повторить допущенных недочетов в буду щем. Правильно поступят те политработни ки. которые сами побывают н а ’, первых политзанятиях по изучению биографии вождя к сделают потом обстоятельный раз бор — опыт лучших перенесут во все группы, а допущенные промахи и недо статки помогут устранить. В эти дни надо еще и еще раз повсюду тщательно продумать весь процесс полити ческих занятий, устранить недостатки в подготовке к ним, сделать все необходимое для успешного осуществления это! важной и ътветствевной задачи. Высокая акгав- ность моряков доджига встретить образис- вую п ^готовку * занятиям, которые яесб- ходимо провести на высоком идейном уровне. Старший мйпмаит А. СТЕПАНОВ. Артиллеристы Н -сюй подводной лодки ,иа учении. Фото М. Бугакова. I_ --------- ---- ---— --— " Пропаганда славных традиций комсомола Встреча младшего и старшего поколений Пропаганда славной боевой истории Ленинского комсомола — могучее средство воспитания иолодежи в духе беспредельной преданности большевистской партии и Со ветскому правительству. Комсомольские организации нашей ча сти повседневно используют эту форму воспитания воинов. Недавно, например, мы провели вечер» встречи представителей старшег# и младшего поколений комсомо ла. На вечер пришли матросы, солдаты, сержанты, старшины и офицеры. Вот нн трибуну поднимается участник граждан ской войны офицер Богданов, вступивший в члены ВЛКСМ в 1918 году. Он расска зал собравшийся, как комсомольцы в пер вые годы существования Советской вла сти, не шадя своей жизии, дрались с вра гом, отстаивали завоевания Октября, как они, не покладая рук, трудились над вос становлением народного хозяйства. Следующим выступает знатный произ водственник судореионтного предприятия т. Тюшин. Тов. Тюшин говорит о том, что, когда он в числе других товарищей при был на Север, здесь не было ни одного по мещения. Началась обширная стройка предприятия, жилых домов и других строе ний* Работать было тяжело. Но никТо не жаловал& на трудност*. Комсомольцы по казывали во всем при<£р. Онн с особым упорством преодолевали невзгоды и досроч но заканчивали строительные работы. С большим интересом слушали собрав шиеся выступление офицера Вишнепского. Ои говорил об огромном энтузиазме, кото рый проявляет молодежь в борьбе за вы полнение сталинского нятилетнего плана, о задачах, стоящих перед военными моря ками. • В заключение вечера состоялся концерт художественной самодеятельности. Встреча старшего и иладшего поколе ний Ленинско-Сталинского комсомола оста вила глубокий след в сознании молодежи. Лейтенант В. ДИКАЧ. ГАЗОПРОВОД ДАШАВА-КИЕВ Газопровод Дашава— Киев, сооружаемый по пятилстнему плану восстановления и развития народного хозяйства страны, яв ляется одной из самых крупных строек Украины. Наряду с первенцеи дальней га- зоиередачи газоироводои Саратов —~ Мо сква он будет наиболее мощным сооруже нием этого типа в СССР. Из крупнейших газовых месторождений Ляшавы и Опары, простирающихся иа 230 километров вдоль северо-восточной окраи ны Карпат, природный газ пойдет в Киеи но огромному трубопроводу длиной в 513 километров. Трасса газопровода пересечет территорию шести областей Украины — Дрогобычскол, Станиславской. Тарнопольской, Каменец- Иодольской, Житомирской и Киевской. На своем пути она встретит множество серьез ных препятствий — реки Днестр, Збруч, Стрый и другие более мелкие водоемы. Газопровод будет проложен по дну этих рек в подводных траншеях, прорытых гидромо ниторами. Эти работы уже осуществляются при участии зпроновцев. На первоочеред ных об’сктах — Днестр, Луг. Свиж и Золо тая Лица развертываются сварочные рабо ты, монтируется оборудование для земля ных работ. Об’ем строительства огроиен. Но основной только трассе он превысит 3 миллиот ку бометров земли. Предстоит сварить, заизо- лнровать и уложить в подготовленные тран шеи свыше 580 километров труб высокого давления, ввести в строй иножество слож нейших сооружений, компрессорную стан цию. главную распределительную станцию в Киеве, жнли с поселки для эксплоатаци- оииого персонала, дома для обходчиков и линейных мастеров. Строительство газопровода в разгаве. Ра боты ведутся одновременно на иескольких участках трассы — в Дрогобычскон, Станиславской. Тариопольской и Каменец- Подольской областях. Газопровод становится иодлннно народ ной стройкой. Жители многих населенных пунктов, которые будут подключены к га зовой магистрали, участвуют в рытье траншей, развозке труб и в других рабо тах. В нескольких районах Дрогобычской области работают более 1.200 человек, обязавших и выкопать 30 километров траншей. Арестьнне Ходоровского района этой области уже выполнили свое обяза тельство — они на девять дней * раньше срока сдали 7 километров траншей. Среди многотысячной армии строителей все шире развертывается соревнование под лозунгом — подвести газовую магистраль к столице к 30-й годовщине Октября. Ра стут ряды энтузиастов скоростной электро сварки. Впереди соревнующихся — участ ник строительства газопровода Саратов — Москва Александр Бабич, который свари вает в эти дни по 1 G стыков труб, выпол няя свое задание на 400 и больше про центов. В ближайшее время начпутся изоляцион ные работы, а затем укладка законченных участков газопровода.- В августе газ будет подведен к Тарнополю. Целый городок строится в районе Даша- вы. Жители этого городка будут обслужи вать мощные очистительные устройства и компрессорные установки, которые пого нят газ с огромной скоростью. По всей трассе газопровода сооружается около 35 газонаполнительных станций. Они будут снабжать автомобили баллонами со сжатым газом. Более 10 таких станций уже уком плектованы, и вскоре в Киеве начнется их монтаж. В столице Украины с пуском первой очереди газопровода **мо 1 ут отка заться от бензина свыше тысячи грузовых автомобилей. Большие подготовительные раблш г. приему газа ведутся в Киеве. Форсируется строительство распределительной станции и уклздка газовых сетей. Газовые трубы уже уложены но бульвару Шевченко, ули цам Чудновского, Пушкинской, Тарасов- ской. Леонтовича, Пироговской. Франко и Чапаева. В этом году в Киеве будет уложе но 60 километров городских сетей, пз них 49 * километров магистральных линий высо кого давления. Кроме того, должна быть за кончена подводка газа к 15 тысячам квар тир. В июне начнется укладка полукольца нысокого давления вокруг города. Наряду с работами по газификации сто лицы Украины налаживается выпуск га зовой аппаратуры. В Киеве создан трест «.Укргазапиаратура», об'единяющий ряд предприятий, целиком переключенных на изготовление газовых приборов. Уже в те кущем году заводы должны дать более 10 тысяч комфортабельных кухонных плит, 1.000 ванных колонок и др. В 1948 гогу потребность Киева и других газифициро ванных городов Украины будет полностью удовлетворена продукцией этих предприя тий. Огромные изменения внесет газ в быт киевлян и в работу промышленных пред приятий. С пуском первой очереди город ежедневно будет получать 2.5 миллиона кубометров дашавского газа. Как известно, в каждом кубометре его содержится 8.500 калорий тепла. Природный газ заменит уголь в топках электростанции и промыш ленных печах, жидкое топливо в паровых котлах, дрова, идущие для отопления. Уже с пуском первой очереди газопровод вы теснит из топливного баланса Киева 1.100 тысяч тонн донецкого угля, более 500 ты сяч кубометров дров, 200 тысяч тоии торфа, около 200 тысяч тонн жидкою топлива. Вторая очередь, для которой по трассе газопровода придется соорудить еще три коипрессорные станции, обеспечит подачу Киеву до 5,5 миллиона кубометров газа в день. В городе будут пользоваться газом до 600 тысяч киевлян. Используемый в столь крупных масшта бах природный газ Прикарпатья явится крупным фактором и одним из важнейших стимулов в деле быстрейшего восстановле ния и дальнейшего развития народного хозяйства Украины. П. ЛЮБИМОВ. современной реактивной техники. Эта теория предопределила возможность разви тия авиации на несколько десятков лет снеред. Ближайшим сподвижником Жуковского являлся Сергей Алексеевич Чаплыгип, обогативший науку рядом замечательных трудов. Разработанная в 1910 году Чаплы гиным теория крыльев является основой современной аэродинамики. Теория Чаплы гина, изложенная в работе «О газовых струях», еще болсс трех десятков лет тому назад завоевала мировое первенство н по ложила начало теории скоростного полета. Опираясь на эту работу, Чаплыгин и ого ^е н н ки создали в 1940 году законченную теорию крыла, фюзеляжа и внита скорост ного самолета. Основанный Жуковским в период граж данской войны Центральный Адрогндро- дииамический Институт (ЦАГП) вырастил большое количество ученых из народа. При участии академика Чаплыгина Ц\ГИ — этот центр советской авиационной мы сли •— стал лучшим и круппейиигм в мире паучно-исследовательским институтом авиации. За выдающиеся достижения в об ласти аэродинамики, открывшей широкие возножностн для серьезного повышения скоростей боевых самолетов, академику Чаплыгину было присвоено звапне Героя Социалистического Труда. До самой смерти (октябрь 1942 года) работал академик Чаплыгин над укреплением боевой мощи советской авнацпи. Большой вклад в дело развития авиации внесли русские изобретатели — Соковнин, Можайский, Неждановский, Гаккаль, Гри горович, Гризодубов, Пороховшиков, Си- корский, Юрьев и многие другие. 90 лет тому назад в 1856 г. Соковнин г^брел воздухоплавательный двигатель, действующий реакцией струи воздуха, сжатого под болыппм давлепием. Большой аэроплан монопланного типа, имеющий современную систему управле ния, сконструировал, построил и испытал в 1&83 году изобретатель Можайский, но взлететь в воздух ему ие удалось, т. к. мощность двух паровых машин оказалась ш достаточной, чтобы поднять в воздух г.ппарат весом около тонпы. Немного позже Можайский спроектировал более легкие двигатели, но построить самолет парское правительство отказалось, а сам конструк тор таких средств ие имел. Русский изо бретатель Можайский но праву считается творцом первого аэроплана. Оп же первым в Европе совершал полеты на планере, буксируемом тройкой лошадей. Конструктор Неждановский научно обо сновал основные условия продольной и по перечной устойчивости планера и предло жил применить стабилизатор. Нежданов ский достиг прекрасных результатов в по лете моделей планера. Его модели парили па расстоянии в несколько километров. Недостаток средств не позволил Пежданов- скому построить сконструированный) им самолет, но o ii правильно и успешно шел к осуществлению передовых идей авиаци онной техники того периода. Н в этом его огрзмная заслуга. Летчик и конструктор Гризодубов в 1910 году построил четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения в 40 ло шадиных сил. Такой двигатель был уста новлен на самолете, пилотируемом самим Гризодубовым, и показал хорошие резуль таты. Впервые в мире копструктор Спкорекий построил многомоторный самолет в начале первой мировой войиы. Это был тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», кото рый явился первенцем мировой бомбарди ровочной авиации. Русский ученый Юрьев построил в 1911 году совершенный геликоптер, по лучивший золотую медаль на Международ ной воздухоплавательной выставке 1912 года. Творческая мысль русских ученых шла не только по нути создания самолетов, подымающихся в воздух, но н над изобре тением такого самолета, «который по воз духу бы летал и на воде плавал». Так по явилась идея создания гидросамолета, соз дания морской авиации. Над проблемами развития морской авиа ции работало много конструкторов, лет чиков, моряков:' Одним из первых конст рукторов гидросамолета является служив ший на Черноморском флоте моторист Ян- шиков, задавшийся целью создать «летаю щий и плавающий аппарат». Он предста вил модель такого аппарата в правитель ственную комиеси», но ова так и не была рассмотрена. Купленные царским прави тельством за границей самолеты стоили дорого и в конструктивном отношении страдали весьма серьезными недостатками. Первая мировая война заставила прави тельство вспомнить о конетрукторах я лет чиках. Наряду с некоторым развитием су хопутной авиации разрабатывались также конструкции морских авиационных само летов. Известный пионер авнадела в России В. А. Лебедев создал поплавковый вариант сухопутного самолета «Лебедь». Конструк тор Сикорекий создал 100-еильный двух поплавковый гидросамолет, стоящий зна чительно выше многих заграничных по плавковых гндросаиолетов. • Через десять месяцев после начала вой ны Петроградский авиационный завод вы пустил гидросамолет «М-5» конструкции Д. П. Григоровича — одного из талант ливейших русских конструкторов гидроса молетов. Для того времени это был перво классный самолет. Его скорость составля ла 105 км. в час. На его вооружении на ходился пулемет. Он мог поднииать в воз дух 64 килограмма бомб или 37-милли метровую пушку. Гидросамолет успешно применялся для разведывательных целей. Несколько позже этот же конструктор соз дал трехмесгныл самолет «М-9». Машина держалась в воздухе более 4 часов, разви вала скорость до 150 км., имела потолок свыше 1000 метров и поднимала до 4 пу дов бомб. Эта машина являлась гордостью отечественного самолетостроения. Но технико-экономическая отсталость царской России, сковывание творческой инициативы русского народа, пренебреже ние чиновничества и всей руководящей верхушки царизма к ученым, копструкто- рам и авиаторам не позволили России освоить отечественное производство само летов И создать свою авиапромышлен ность, Лишь Советская власть обеспечила Необходимые материальные условия для развития русской авиации. Под руководст вом партии Ленина— Сталина в Советском Союзе создана своя крупнейшая авиацион ная промышленность. Только Советская власть сделала возможным наиболее пло дотворную работу ученых, конструкторов, летчиков. Именно в условиях страны со циализма наиболее полно осуществлены гениальные идеи творцов русской авиа ционной науки Ломоносова, Менделеева, Жуковского, Циолковского, Чаплыгина. Под руководством велпкого Сталина в нашей стране воспитаны такие талантли вые авиационные конструкторы, как Поли карпов, Петляков, Яковлев, Ильюшин. Ла вочкин. Туполев, Микоян, Гуревич, Мику- лин, Швецов и многие другие. Это они сконструировали самолеты, которые обеспе чили нашей стране победу в Великой Оте чественной войне, где побеждала страна с высокоразвитой техникой. * ★ * М олодой род войск — авиация пе имеет многовековых боевых традиций, как многие другие рода войск. По и за корот кий период своего существования русские летчики вписали в историю мировой авиа ции славную страницу. Летчикам нашей страны принадлежит по праву почетное, выдающееся место в современной авиации. В бессмертных подвигах советских лет чиков в Отечественной войне как бы ожи вают славные дела их предшественников — русских авиаторов периода колыбели русской авиации. Советских летчиков род нит с первенцами русской авиации общие черты народного характера, моральный оолик русского летчика, сложившийся на протяжении трех с лишним десятилетий существования авиации в России. Па примитивных машинах устаревшей для Европы конструкции, в условиях неи моверных трудностей, связанных с неусо вершенствованной организацией полетов н нежеланием царского правительства соз дать необходимую материально-техниче скую базу для обеспечения авиации, рус ские летчики — подлинные энтузиасты своего дела — добивались серьезнейших успехов. Смелые поиски нового, изобрета тельность. новаторство, природная сметка делали возможным преодолевать трудно сти. Где подводила техника, — выручали смелость, дерзость, искание новых приемов пилотирования. Так родилась «мертвая петля», проде ланная одним из самых выдающихся рус ских военных летчиков штабс-капитаном Петром Николаевичем Нестеровым. Именно Нестеров по нраву считается основопо ложником высшего пилотажа, первым ас- сом первой мировой войны. «Мертвая пет ля» и фигуры высшего пилотажа не были для Нестерова спортивным трюком, а от вечали. насущным интересам молодой во енной авиации, которые состояли в том, чтобы расширить маневренные качества самолета, сделать его более пригодным для боевого применения. То. чему так упорно учился летчик в мирное время, очень при годилось в воине. Возглавляя в начале войны 11 корпу сной авиационный отряд армии Брусилова, Нестеров первый из русских летчиков от крыл боевой счет сбитых вражеских само- .'итов. С его именем связаи также первый воздушный таран. Это было 26 августа 1914 года. Нестеров только что вернулся с успешно проведенной разведки. Над его отрядом на высоте около 1000 метров появились 3 вражеских самолета-бомбар дировщика. Один из них— «Альбатрос» был хорошо известен фронту. Его пилоти ровал лучший австрийский асс барон Розенталь. Приказав вывести машину', По стеров быстро подготовился к вылету и один пошел навстречу трем самолетам врага. Остальные машины отряда Несте рова, только что вернувшись с задания, но были подготовлены к вылету. Самолет «Моран», пилотируемый Несте ровым, обладал лучшими летными качест вами. чем австрийские самолеты. Поль зуясь преимуществом в высоте, Нестеров набрал 2000 метров и оттуда камнем бро сился на вражеский самолет. Попытки «Альбатроса» увернуться и завлечь Не стерова на вражескую территорию под об стрел сухопутных войск не привел ни к чему. Преследуя врага. Нестеров смело по вел свой маленький моноплан прямо па врага. Ударом колес Нестеров разрубил немецкий самолет с экипажем из 3-х че ловек и полной бомбовой нагрузкой, похо ронив вместе с собой и врагов. Новатор в пилотаже и в приемах воздушного боя, участник выдающихся дальних перелетов, первый русский летчнк-богатырь Петр Нестеров покрыл свое имя пеувядаемой славой. Никогда не забудут русские летчики за мечательных авиаторов — Руднева, Кру т а я . Козакова. Одаренный летчик, высо кокультурный офицер поручик Евгении Руднев был первым военным летчиком, пионером русской военной авиации, дока завшей жизненную необходимость Военно- Воздушного флота для России. Ярый по борник высшего пилотажа и больших (Окончание см. на 4 стр.). 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz