На страже Заполярья. 1947 год. Август.
I 19 августа 1 9 4 7 г .. Кг Т93 (2В 8 4 ). Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ШКОЛЫ ПАРТИЙНОГО АКТИВА ПЕРЕД НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ Для того, чтобы успешно побилпзовы- пать личный состав на выполнение оче редных задач боевой п политич/ской под готовки, чтобы умело воспитывать у ма тросов и старшин высокие боевые и мо ральные качества советского воина, пар тийный и комсомольский актив должеп вооружаться знанием теории и истории большевистской партии, изучать ценный опыт партийно-организационной и пар- тнйно-политпческой работы. Поэтому з а бота об идейно-теоретическом . росте пар тийного и комсомольского актива — кроз- ное, родное дело политотделов соединений и партийных организаций кораблей и ч а стей флота. Итоги прошедшего учебного года в пар тийных школах показывают, что большин ство политотделов соединений успешно справилось с задачей идейно-теоретической подготовки партийного и комсомольского актива. Заслуживает быть отмеченной успешная работа партийных школ, где начальниками старший лейтепапт Эйдлшг, капитан Богданов, лейтенант Кузьмин. В этих школах успешно закончили учебу тт. Марков, Абакумов, Павлов, Копырин, Лопухин. Жеребцов, Плоткпн, Духонин и многие другие, которые в разгар летнего периода учебы успешно ведут нартийно- 1 шгитическую работу в частях и на ко* ^ В я х . Приобретенные знания помогают руководить партийными и комсомоль скими организациями, направлять их деятельность . на выполнение боевых задач.. Хорошей успеваемости слушателей пар тийные школы добились благодаря пра вильному решению организационных во просов. В своем большинстве они были укомплектованы лучшими партийными и комсомольскими активистами, имеющими достаточную общеобразовательную подго товку. Слушатели отбирались только по заявлениям, в которых они из’явилп же лание учиться. Это, несомненно, повысило чувство ответственности у обучаемых, по ложительно сказалось па процессе всего учебного года, обеспечило хорошую посе щаемость занятий, настойчивую самостоя- « ьпую работу слушателей и их актив* р> на семинарских и классно-группо- вых занятиях. Особое внимание было уделено подбору преподавательского состава. Преподаватели подбирались пз числа наиболее подготов ленных работников политотделов кораблей и отдельных частей, имеющих хорошую общеобразовательную и политическую под готовку, опыт партийно-политической ра боты. Большинство преподавателей этих школ, как правило, лекции читали на вы соком идейно-теоретическом уровне. На пример, хорошо читали лекции по «Крат кому курсу истории ВКП(б)» подполков ник Крылов, майор Япкевич, капигаг 3 ранга Иванов, старший лейтенант Эйд- лпн, леитепапт Кузьмин, по курrv Вели кой Отечественной войны Советского Союза — полковник Суслов, капитан 3 ранга Некрасов, по курсу партполигра- боты в Военно-Морских силах — подпол ковник Пильвицкий и другие. Их лекции всегда были насыщены богатым материа лом, отличались последовательностью п доходчивостью изложения. Эти преподава тели умело распределяли материал лекцли по времени с таким расчетом, чтобы слу шатели успевали конспективно ' записы вать. Эти преподаватели хорошо ор ганизовывали и проводили классно групповые занятия, консультации. К каждому такому занятию они готовились, подбирали рекомендуемую литературу, со ветовали, как лучше использовать эту литературу. Занятия проходили жива и интересно. Слушатели принимали активное участие в обсуждении вопросов темы. Приказами командиров были определены специальные вечера для самостоятельной работы слушателей. Начальники, препода ватели щкол организовывали консульта ции, собеседования и контроль за всей самостоятельной работой обучающихся. Несравненно хуже работала партийная школа тыла флота. Качество преподавания истории ВКП(б), партполитработы, геогра фии в этой школе было поставлено плохо. Отбор слушателей происходил огульно, без учета общеобразовательного уровня п же лания учиться. В результате в первые месяцы учебы часть слушателей заявила о нежелании учиться, стала не посещать занятия или слабо готовиться к ним. На чальник партийно# школы капитан Дени сов по этим мотивам исключил из школы 13 слушателей. Самостоятельная работа в партийной школе тыла и партийных школах, где начальниками тт. Шурабура, Соколов, по- настоящему не была организована на про тяжении почти всего учебного года. По литработники, партийные организации мало интересовались учебой своего актива, условий для самостоятельной подготовки не создавали, работу слушателей не кон тролировали и помощи не оказывали. Не случайно, занимавшиеся в этих школах тт. Бирюков, Смирнов, Попов, Воронин, Костеров, Крылов не сумели подготовиться п сдать экзамены. Большой вред учебе партийного актива наносило и то, что в прошедшем тчебнш году имелась текучесть преподаватель ского состава, особенно в партийной шко ле, где начальником старший лейтенант Ханов. . С целью лирцшещш качества учебы партийного актйва в новом учббноМ году политорганам, заместителям командиров но политчасти, партийным и комсомольским организациям надо учесть все недостатки и ошибки, имевшие место в работе пар тийных школ в прошлом, и не повторять их в новом 1 9 4 7— 1 9 4 8 учебном году. Капитан-лейтенант П. СОСИМ. Сбор слушателей школы партийного актива Недавно при политотделе нашего соеди -, телям в организации самостоятельной ра нения был проведен ф р слушателей в е - ' боты па* к^шгой. черней группы школы партийного актива. с^ °^ е п*Р т*®ИЬ1е п комсомольские Целью сбора было дальнейшее прохождение Секретарь комсомольской организации старшина 1 статьи А. Тролов (справа) чи тает матросам и старшинам- биографию И. В. Сталина. Фото Н. Новикова. программного материала п помощь слуша* активисты прослушали интересные, содер жательные лекции тт. Добовпч, Кулагина и Панова. Лейтенант А. МАРЧИК. Чтец-агитатор комсомолец Широков На корабль принесли почту. Чтец-аги татор комсомолец Широков взял свежий номер газеты , просмотрел его и подо шел к сидящим невдалеке матросам Алек сееву н Русакову. Развернув газету, оп сказал : — Сегодня в газете интересный матери ал напечатан. В это время к нему подошло несколько товарищей. Они попросили Широкова по читать, и комсомолец охотно читает о том, как трудящиеся Ленинграда выполняют обязательства, взятые ими в социалисти ческом соревновании в честь 30 -й годов щины Октябрьской социалистической ре волюции, о новом газопроводе Дашава — Киев. Когда' Широков приостановился, матрос Алексеев попросил подробнее рас сказать об этом грандиозном сооружении. Комсомолец Широков на географической карте показал трассу будущего газопро вода, рассказал, какое огромное значение будет иметь он для народного хозяйства Украины. Нелегко чтецу-агитатору удовлетворить запросы своих • слушателей, вы звать иа откровенный разговор и задушевную бесе ду. Не сразу научился комсомолец т. Ши роков этому сложному делу. Когда год на зад ему предложили стать чтецом-агитато ром, он не был уверен, что справится с ра ботой, и ве сразу согласился. — Недостаточно подготовлен я, чтобы учить других, самому учиться нужно,— говорил ои. — Это и будет для тебя учеба. Берись смелее, и дело пойдет, — одобрил его се кретарь комсомольской организации. Комсомолец Широков взялся за выпол нение этого нового для него поручения. В перерывы между занятиями, в свободное вечернее время он читал матросам газеты . Первое время работать ему было действи тельно трудно. Недостаток знаний давал себя знать. Матросы пе только слушали, что он читает, нб и задавали вопросы, про сили показать на карте города, которые упоминаются в газете, границы государств. Во время одной читки матрос Куприя нов попросил рассказать о положении в Греции. Широков не смог ответить на этот вопрос. Он сказал матросу, что о Греции он расскажет в следующий раз. Закончив читку, Широков обратился за консульта цией к офицеру Башмакову н на следую щий день провел с матросами обстоятель ную беседу. Этот случай подсказал Широкову, что ои, работая чтецом-агитатором, должен мпого и упорно учиться, к каждой беседе обстоятельно готовиться, быть в состоянии ответить на вопросы по материалам газеты . Поэтому прежде, чем итти к матросам, оп вначале сам прочитывает статьи, изучает материал пе географической карте, • непо нятном спрашивает у секретаря партийной организации или. у заместителя командира корабля по политической части и только потом идет к матросам и проводит читку. Недавно Широков прочитал сообщение об уборке урожая в колхозах. Вернувший ся из отпуска старший матрос Кириллов попросил слова. Во время отпуска он по бывал в родном колхозе «Ударник», Воро нежской области, и решил рассказать матросам, что видел там. — В этом году, — начал он, — кол хозники трудились над тем, чтобы полу чить богатый урожай. Труд их оправдался. Хлеб вышел тучный, колос от тяжести зерна гнется к земле. Когда я был в отпу ске, началась уборка нового урожая. Мне самому пришлось поработать на комбайне. Пгрвое зерно колхозники сдают государ ству. Закончив поставки, правление кол хоза решило выдать колхозникам аванс по 3 килограмма зерна на трудодень. Мой отец, мать и брат на выработанные трудод ни получат больше 100 пудов хлеба. Остальное зерно будет выдано колхозни кам позже. Находясь четвертый год па морской службе, Широков постоянно следит за жизнью своего родного города. — В прошлом году я свой отпуск про вел в Ленинграде п видел, как неузнавае мо он изменился, — сказал в заключение т. Широков. — Почти все здания, ^разру- тенпы е во время войны, восстановлены. Партия и правительство делают все, чтобы Ленинград стал еще более красивым п бла гоустроенным. Комсомолец т. Широков па корабле поль зуется всеобщим уважением. Матросы ви дят в нем своего отзывчивого товарища и воспитателя. Своей умелой работой, прав дивым словом он воодушевляет воинов на упорную, напряженную учебу, па овладение техникой военного дела. Старший лейтенант В. КОЛОКОЛОВ. Й и т ^ в ic t t f p iiK ? Человек, победивший смерть В тяжелые годы гитлеровской о к у - пации Европы коммунисты оказались надежными, смелыми, самоотверженны ми борцами против фашистского режи ма за свободу народов. Они шли в# гла ве народных масс, оказывавших сопро тивление оккупантам. Книга Юлиуса Фу чика «Слово перед казнью» рассказывает о том. как боролись и умирали коммуни сты Чехословакии. Гестаповцам удалось арестовать в феврале 1 9 4 1 года почти весь Цент ральный Комитет компартии Чехослова кии. Видный журналист член ЦК ком партии Шлпус Фучик принялся за вос становление центрального партийного руководства. Он сколачивает силы, ру ководит движением сопротивления. В апреле 1 9 4 2 года Фучик попал в лапы гестапо. Палачи сделали все, что бы сломить его волю, выведать пар тийную тайну. Его подвергали страш ным пыткам. Полтора года перед ним неотступно маячила виселица, за пле чами стояла неумолимая смерть, напо миная о себе каждодневно, ежеминут но. Но гестаповцы, принесшие Фучику непомерные физические страдания, были бессильны сломить его духовные силы, его моральное сопротивление. Даже в «грешные минуты пыток, когда Фучик был близок к потере сознания, его не покидала одна мысль: я коммунист — и здесь и сейчас я должен помнить об •том . И здесь, в казематах гестапо, про должаете* борьба за свободу. Дерзостью и хитростью он боролся за свою жизнь и за жизнь товарищей по подполью. В гестаповской тюрьме служил над зирателем чех А. Колииский. Он созна тельно пошел на этот опасный участок работы, чтобы помогать патриотам. Фу чик через Колинског# получал бумагу я карандаши и, ежеминутно рискуя быть застигнутым гестаповцами, вел свои записи. Коммунист, верный своим идеям, он считал своим партий ным долгом рассказать миру о престу плениях фашизма, о неизбежном тор жестве идей коммунизма. Колинский выносил исписанные листки и прятал их у падежных людей. Т ак создавалась полная бодрости, гордой силы и несгибае мой веры в . торжество правого дела книга, названная в одних изданиях «Слово перед казнью », а в других — «Репортаж с петлей на ш ее ». В высоком сознании своего долга пе ред народом, ‘ перед партией, поставив шей его на боевой пост, в сознании партийного долга, который велит никог да не опускать руки, ибо «нет такого места, Т*е коммунист мог бы перестать быть коммунистом», черпал Фучик силы в дни . тяжких испытаний и нечелове ческих Физических страданий. Он ни на секунду не забывал о том, что з в а ние коммуниста обязывает бороться до последнего дыхания, быть примером, призывать своим поведением всех чест ных людей к борьбе. Фучик чувствовал себя членом единого боевого коллектива, и это укрепляло его стойкость, вы держку, мужество. Тюремную камеру он рассматривал, как выдвинутый впе ред окоп, блокированный врагом, гар низон. которого, однако, ни на секунду не помышлял о сдаче п гордо защищал свое красное знамя. •• «Ты идешь на казнь и ты знаешь, что должен шагать прямо и твердо, ибо твои братья видят тебя, и ты пс смеешь заронить алабость в их сердца. Это братство, истекающее кровью, но неодолимое. Если бы в * его помощь, не снести бы тебе и десятой доли свой судьбы», — писал Фучик. Его вдохновляла мысль о Советской стране и ее Красной Армпи. Героиче ская борьба советского народа звала ге роев сопротивления на самоотвержен ность я подвиг во имя победы над тем ными силами гитлеризма. Он видел неизбежность победы, и это помогало ему не бояться смерти ради жизни, которую любил. 8 сентябри 1 9 4 3 года Фучика казнили. Не ои продолжает бороться своей кни гой, поступившей на вооружение пере дового человечества. Передовые люди будут черпать из нее оптимизм, сталь ную несгибаемость и упорство в борьбе, высокую идейность, во имя которой бо ролся и героически погиб Фучик.' Героическое поведение Юлиуса Фу чика отнюдь не есть какое-то исключе ние. «Слово перед казнью» показывает, что героизм — черта, присущая всем коммунистам. Об этом красноречиво го ворят образы руководителей коммуни стической партии Чехословакии Гонзы Зика и Гонзы Черного и рядовых ком мунистов Карела н «дядюшки Скоре- п а » , служанки Марии Елинек, которая, уходя на смерть, сказала: «Если смо жете, передайте на волю, чтобы меня не жалели п пе дали себя запугать. Я делала, что велел мне мой) рабочий долг, и умру, по изменив ему», и вы росшей от романтика до сознательного • борца против фашизма Лиды Плаховой. Любовь к людям — одна из харак терных черт коммуниста Фучика. Вот с какой трогательной заботой он пишет о Лиде Плаховой, надеясь, что она смо жет остаться в живых: «ЕЙ нужно мно гому учиться. Учите ее, берегите от з а стоя. Направляйте ее. Не давайте ей) зазнаться или успокоиться на достиг нутом». Фучик заканчивает свою книгу обращенном: «Люди, я любил в а с ! „ Будьте бдительны!». 9ти слова зву - 3 чат с особенной силой в наши дни, J когда уже слышатся за рубежом крик- jj ливые призывы — поскорее забыть все пережитое, забыть об угрозе миру со стороны империалистической реакции. Образ страстного, непоборимого ком муниста, который смотрит на нас со страниц «Слово перед казнью», — по учительный пример того, как нужно служить народным интересам, идя во имя этого на любые жертвы, на подвиг, на смерть, пример мужества и предан ности идее. Книгу Фучика полюбит в по достоинству оценит наш флотский чи татель. Капитан Г. КАРЕВ. радио было присвоено итальянцем Марко- ни; аналогична судьба Яблочкова, создав шего электролампу, Ладыгина и многих других русских ученых. Нужны*были величайшая сила духа рус ских ученых и писателей, их безграничная вера в творческие возможности своего паро да для того, чтобы в этой удушающгй атмосфере самодержавного мракобесия рус ская культура крепла и развивалась. Леннп указывал , что в каждой современной нации «есть две национальные культуры ...» (Соч., том XVII, стр. 1 4 3 ). И в России были две культуры. «Культура» Пуряшкевичей, Гучковых и Струве вовсе не отражала с у щества духа и национальных традиций русского народа. В недрах русского народа зрела и пробивала себе дорогу другая куль тура, ярко окрашенная революционно-демо кратическими традициями, нодлинпым гу манизмом и глубокой прогрессивностью. Русская культура дала человечеству Ломо носова и Лобачевского. Яблочкова и Попова, Суворова и Кутузова. Менделеева и Павло ва, Белинского и Чериьппевского, Пушки на и Гоголя, Толстого и Горького, Глинку v. Чайковского, Сеченова, Репина и Сурико ва и много других имен, составляющих славу и гордость русской и мировой куль туры. Россия дала миру Ленина и Сталина, она стала родиной ленинизма — высшего д< етнжения русской и мировой культуры. Русская наука, литература, искусство вынуждены были пробивать себе дорогу в беспощадной борьбе со всеми попытками обезличить их и загнать на задворки за падноевропейской культуры. И, несмотря на тяжкие путы царизма, наука и культура народов России внесли неоценимый вклад в мировую цивилизацию. Без этих пут ду ховные сокровища человечества были бы в огромной мере приумножены. II. Великая Октябрьская социалистическая революция ем!ма до основания строй номе- щнчье-каппталистического рабства. Уже в августовские предгрозовые дни семнадца того года с трибуны шестого с’ езда партии большевиков раздались вещие слова вели кого Сталина, полные безграничной веры в неиссякаемые творческие силы нашего парода, полные убежденности, что именно Россия станет зачинателем социального обновления мира: «Не исключена возмож ность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму... Надо откипуть отжившее представление о Том, что только Европа может указать нам п уть». Тридцатилетнлй путь развития советско го государства целиком подтвердил великую правоту сталинского прогноза. Россия дей ствительно первой проложила путь к социа лизму. Октябрьская революция разбила це пи экономического и духовного порабощения России иностранным капиталом. Воплощая в жизнь коммунистическую программу строительства повой жизни, возвещенную Лениным и Сталиным, наш парод, движи мый священным чувством советского патриотизма, в ожесточенной борьбе с вра гами, преодолевая глубочайшие противоре чия и трудности, осуществил педллюциэп- пое преобразование своей земли. Из отста лой и немощной наша страна превра тилась в самую передовую, экономически независимую и могучую индустриально-кол хозную державу. Здесь источник законной гордости советских людей за свою Родину и беспредельной любви к ней. Победой со циализма до конца развенчана вековая фальшивая версия отечественных и зару бежных эксплоататоров, что Россия может быть лишь на задворках буржуазного Запа да. Осуществляя экономическое преобразова ние страны, советский народ творил и свою новую, социалистическую культуру. Люди, указывал Маркс, «обновляют самих себя в такой же мере, в какой они обновляют тот мир богатства, который они со зд аю т » .’ Ленин и Сталин разбили до основания под лую, разоружающую рабочий класс мень- шевистско-троцкистско-бухаринскую тео рийку о культурной неполноценности рабо чего класса России, о якобы безнадежности его стремления встать в авангарде со циального обновления мира. Эта теорийка была на-руку империалистической бур жуазии, ибо она обрекала рабочий класс России на смирение, на пассивное выжида- пие, пока-де трудящиеся массы достигнут определенного уровня цивилизации, а Запад придет на помощь России. Ленин и Сталин поставили перед партией н рабочим классом задачу — насильственно свергнуть экс плоататоров, установить пролетарскую дик татуру и на базе советской власти, крити чески овладев всеми богатствами -культуры, доставшимися в наследие от прошлого, дви нуться на всех парах вперед по пути строи тельства коммунистического общества. Советский народ выполнил титаниче скую работу' в области культурного преоб разования страны. Построив свое советское государство, осуществив глубочайшую культурную революцию, оп разбил до конца цепи ие только материальной, но и духов ной зависимости от буржуазного Запада, б которых находилась царская Россия. Те перь, в свете тридцатилетнего развития со ветского строя, совсем не трудно подвести известные исторические итоги и решить, какая из двух систем — капиталистиче ская или социалистическая — может быть отнесена в разряд передовых и какая — в разряд отсталых, кто «учителя» н кто <'ученики». Свыше трех десятилетий углубляется и обостряется всеобщий кризис капиталисти ческой системы. Она раз’едается глубочай шими классовыми противоречиями, револю ционными восстаниями, национально-осво бодительными войнами. Она поражена таки ми неизлечимыми язвами, как опустоши тельные кризисы, безработица, разорение и обнищание масс. Советский строй свободен о г всех язв буржуазного мира. В стране со циализма навсегда уничтожены возмож ность кризисов, эксплоатация, безработица. По росту промышленного производства, сельского хозяйства, производительности труда плановая советская экономика д в и / жется вперед темпами, во много раз превы шающими темпы движения буржуазной эко номики в годы под’ема. Во всем этом— нео долимая сила и величайшие преимущества социалистической экономики. Теперь стра нам буржуазного Запада, далеко отставшим от СССР по господствующему в них и исто рически исчерпавшему себя способу произ водства, придется догонять страпу Советов, свершившую гигантский скачок от капита лизма к социализму. Этот всем ирно-исто ри- ческнй итог не может пе вызывать чувства законной советской национальной гордости в сердцах всех патриотов пашей социали стической отчизны. Апологеты эксплоататорского мира вос куряют фимиам буржуазной демократии. Но какова цена такой демократии, при которой в любом буржуазном обществе паразитиче ские классы сосредотачивают у себя все богатства, а эксплоатируемые лишены все го, кроме своих рабочих рук: при которой небольшая островная Англия- может экс- плоатировать и подавлять сотни мил лионов колониальных рабов: при которой трнпадпатимиллионное пегритянское населе ние США подвергается свирепому режиму i расовой дискриминации: при которой бол ь -! шинство населения имущественными' и : ш ы м цензами отстранено не только фак тически, по даже формально от всякого ! участия в политической жизнп страны? Советский Союз является страной раз- j вериутой социалистической демократии.j До конца уничтожена эксплоатация чело- j века человеком. Реальное обеспечение та- ких прав, как право на труд, право на 1 образование, право иа отдых, на матери- * альное обеспечение в старости, недоступны ии одрой стране буржуазного мира. Совет ский народ является подлинным хозяином своей земли, творцом социалистической жизни. На основе ленинско-сталинской на циональной политики обеспечены полное равноправие и суверенность всех народов нашей Родины, экономика и социалистиче ская культура которых развиваются уско ренными темпами. Не ясно ли, что теперь странам буржуазных демократий, по своему полическому строю отставшим от СССР на целую историческую эпоху, придется до гонять первую страну подлинного народо властия — Советский Союз. Духовные оруженосцы эксплоататорско го мира кичатся якобы передовой культу рой буржуазного Запада. Но разве кровавый германский фашизм не является детищем и последним продуктом буржуазной цивили зации? Разве не в XX веке американские мракобесы организовали «обезьяний про цесс» — поход против научной материали стической эволюционной теории? Разве пе в подвластной британскому империализму Индии 92 процента населения неграмотны? Капитализм в его последней империалисти ческой фазе являет пример явного маразма буржуазной культуры, п все попытки апо логетов реакции выдать ее за цветущую культуру равносильны попыткам «сифили тические пятна на повисших щеках вы дать за румянец юноши» (Герцен). Буржу азия, указывал Ленин, превратила «обра зование и пауку, высший оплот и высший цвет капиталистической ' цивилизации, и орудия эксплуатации, в монополию, для того, чтобы громадное большинство людей держать в рабстве» (Соч., том XXIII, стр. 4 8 6 ). В советской стране все богатства культу ры поставлены на службу народу. Много миллионные массы трудящихся всех на циональностей приобщены к живительным источникам науки и знаний. Сложилась и доказала свою беспредельную преданность народу новая советская интеллигенция — золотой Фонд страны. Освобожденные от частнособственнических оков, во всю мощь забили родники всенародного созидания, творчества и новаторства. «В будущем, — мечтал Белинский, — мы, кроме победо носного русского меча, положим на весы европейской жизнп еще п русскую мысль». Эта мечта осуществлена. Советский народ, как законный наследник, восприняв всс лучшее и прогрессивное, что было накоп лено тысячелетиями человеческой истории, неустанно приумножает культурные богат ства страны. Пышным цветом расцветают наука и культура пародов советского Во стока, которые чванливой буржуазной нау кой выведепы были навечпо за скобки ми ровой цивилизации. Советский Союз стал оплотом мировой цивилизации и прогресса, поборником и но сителем подлинной культуры. Теперь пе может итти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без пауки и культуры народов советской страпы. За нами приори тет. От страны социализма на Запад и Вос ток идут теперь лучи обиовлепия и возрож дения. Диалектика истории изменила роли «учителей» и «учеников». Ш. Вдохновляющим источником великих свершений нашего парода является горя чий и животворящий советский патрио тизм. Обеспечтч» ‘?об"ду социализма в нашей стране, партия Ленина — Сталина не оставила кампя на камне от вражеской клеветы на русский парод и другие наро ды советской землч. как народы второраз- рящые, «неполноценные». Она укрепила несокрушимую веру трудящихся масс в свои силы, выгоко подняла их самосозна- пне и национальное достоинство. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz