На страже Заполярья. 1947 год. Август.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 августа 1947 г., № 179 (2870). Н а у ч е н и я х ТРЕНИРОВКА ДАЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ Одам яз боевьи постов нашего. 'корабля командует старшина 2 статья Гришаев. Это опытный артиллерист, который любит свое дело и хорошо понимает' существо службы на кораблг. Гришаев постояшо стирается внушать матросам, что не надо жалеть сил на т о ­ нировки. Кто хорошо попотеет у пушки в мирное время, тот легче выполнит боевую задачу. Матросы боевого поста Гришаева провс- дят у орудия много времени. Командир внимательно следит за ходом тренировок, отмечает успехи матросов и помогает им, если это надо. В то же время он старается не стеснять инициативу подчиненных. Постепенно матросы привыкли действо­ вать точно m -инструкции, вое внимание направляя на то, чтобы были достигнуты лучшие нокдзаФ&ли, Гришаев Д о та е т с каждым матросом отдельно, те упускал «з виду «сего поста в целом. Каждому он тут же у оруд/ия покажет, ка к работать «а придете и не*' лике, как яшодшггь подаваемые команды Вот ка к тренировался расчет Гришаева. Наводчшя Попов я Кадашевский, еж» дя за оптическими прицелами, проверяли кх согласованность. Стараггельио работал над точшм7гью ялводли к удеряиинем т . Д-хя этого пользовались каждом случа* ем появления (&акого-нибудь корабля на горизонте, а если пе было корабле^-наво- дили но бореговым предание. Старший матрос Королев тренировался быстро (и точно у с т т в и т м т ь щшпеа «с нелик по подаваемое команде, приучал себя быстро находить нужные данные в таблице п т . д. Во время непосредственной подготовки к стрельбе он усилэд трени­ ровку. Заряжающий Данилов, рослый, крепкий к плотный матрос, отрабатывал быстроту заряжания, добиваясь «фегаьпгсшшия нормативов. 4 В тренировках постеягенню стаяавдагись все более четкими движения. И то, что в самом начале тренировок Гришаев забо­ тился о правильности, точности важного движения, выбирая те, на которые затра­ чивалось наименьшее время, теперь даза- ю все лучшие я лучшие результаты. Матросы работали с приподнятым ■ на­ строением, росла уверенность в успехе. Комендоры теперь все чаще поговаривали между собой: — Попотеть, понятней, пришлось. Зато работа даром не пропадает. — Комендоры у нас опытные, —- гово­ рили остальные матросы. —- На них мож­ но положиться, как на каменную гору. • Когда наступил день стрельбы ц про­ звучал сигнал тревоги, расчет Гришаева был на местах быстрее всех. Четко испол­ няли матросы вямаэды. Залпы следовали охин за другим. Материалмииг часть рабо­ тала безотказно. Снаряды пенили воду вокруг щита. Стрельба была выполнена с высокой оценкой, что сыграло немалую роль в об­ щей оценке боевой подготовки всего ко­ рабля, сдававшего во время этого выхода курсовую задачу. Командир корабля за отличные действия время стрельбы об’ялил благодарность матросам расчета Гришаева — Попову и Кардашевскому. Старшина 2 статьи С. ЗУБАРЕВ. „Малые охотники" в походе В ясный погожий день катера «малые охотники»!вышли в море, в длительный большой поход, которого давно ждал и к которому давно готовился личный состав гвардейского подразделения. В море нас встретили ветер и волпа. По­ лосой надвинулся было туман, по оп скоро рассеялся, и над катерами снова засияло солнце. Командир подразделения решил воспользоваться благоприятными условия­ ми и дал приказ начать учение по отработ­ ке правпл совместпого плаваппя. Катера шли то одним, то другим строем, быстро и четко исполпяя команды Флагмапа. Гвардии старший матрос рулевой Зай­ цев точно исполнял приказания с мостика. У Зайцева — солидный опыт, и за его ра- ботой внимательно следил молодой матрис Гараппн. Он наблюдал, как комапдпр от­ деления держит катер при волнении, ив сбиваясь с курса. Зайцев тут же рассказы­ вал Гаранину, как надо поступить в том или другом случае, когда волпа сбивает корабль. Связист лейтенант Обухов приступил к сигналопроизводству. Он так нагружал сигнальщиков работой, что они пе замеча­ ли ни качки, пи холодного ветра. Им было жарко. Молодой матрос Цветков поддался было влиянию «морской болезни», по рабо­ ту продолжал я вскоре, занятый делом, пе­ рестал укачиваться, быстро и аккуратпо исполняя все приказания командира. Неко­ торые матросы начали было смеяться над минутной слабостью Цветкова, но их оста­ новили старослужащие. — Цветков молодец, — говорили они. — Почувствовал себя плохо, но поста не оставил. А разве пе так поступали матросы в войну? И смех прекратился. Поход был особенпо болыппм испытанием для мотористов. Они тщательно к нему го­ товились. Теперь затраченный ими труд окупился сторицей. Моторы работали ров­ но и бесперебойно. Молодой трудолюбивы" матров Вологин в период подготовки ч г собственной инициативе отремонтировал г ввел в строй помну. Он возился с нею це­ лые сутки и добился, что давпо не работав­ шая помпа стала действовать нормально, па полную мощность. За добросовестно выпол­ ненную трудную работу командир отделе­ ния мотористов об’явил тогда Вологину бла­ годарность. А сейчас, в походе, эта помпа очень нас выручила. На волне взбило сальник гребного вала, и в трюм начала по­ ступать вода. Надо было откачивать воду, пока устраняли неисправность. • Гвардии матрос Заварзип и молодой ученик матрос Васильев, прибывший на катер всего не­ сколько дней назад, пустили помпу, отре­ монтированную Во.тогиным, п обеспечили откачку воды, а гвардии старшина 2 статьи Пошатагв и гвардии старший матрос Гостю­ хин набили тем временем сальник, устрани­ ли течь и ввели в строй валолийшо. ...За кормою — уже не один десяток миль. Катера продолжают свой путь к на­ меченной командованием цели. Начали попадаться «топляки» — полу- затонувшие бревпа. Для наших кораблей столкновение с пими представляет-большую опасность: может пробить корпус, поломать винты. Командир отдал приказание выста­ вить впередсмотрящего. На эту ответствен­ ную вахту стал гвардии матрос Слюсарь. Он бдительно наблюдал за морем и своевро- менпо докладывал на мостик о всех замм- чеппых на воде предметах. Катер по его сигналам уклонился от многих опасных встреч. Внимание сигнальщиков привлекло чер­ ное пятно па волнах. — Справа 30 — мина! — доложили сигнальщики, опознав плавающий предмет. Командир в бинокль проверил, действи­ тельно ли это мина, и поднял сигнал. С флагмапа прпказалп: — Подойти к мине н расстрелять. ; — Право руля! Катер ринулся навстречу мине. Сыграпа тревога. Личный состав занял боевые места. — Первому автомату по готовности от­ крыть по мине огоньГ Гвардии матрос Сторожей павел автомат и дал очередь. Мина пошла ко дпу. Поход катеров, прошедший организован­ но и безаварийно, был для всех нас хоро- чшм испытанием. Он показал всему лично- \у составу, что не зря было вложепо •только труда в учебу п тренировки па 5оевых постах. Молодые матросы проявили себя в этом походе с самой лучшей сторо­ ны. Гвардии старшина 2 статьи 4Ф. СЕМАШКИН. МОЛОДЫЕ ВХОДЯТ В СТРОЙ К наш на корабль не TaiK давно приби­ ло пополнение — матросы, окончивший Учебный отряд и получившие звание не- мендоров-зеиитчиков 3 масса, Боль­ шинство молодежи впервые ступило и* борт боевого корабля и имело слабое дректавлевте о применении оружия в бою. Научить молодых специалистов всему этому выпало на долю личного со­ става корабля. . Матросы, старшины и офицеры с лю­ бовью приняли молодое наполнение **тю> мзтельио .отнеслись к дальнейшему обуче­ нию вновь прибывших. Лейтенанты Мустафяев и Корсаков еж г гневно занимались с матросами, учили их тому, что необходимо в боевых условиях, па войне,— твердому знанию материальной части, работе на ней, устранению задер­ жек и неисправностей, правилам артилле­ рийской стрельбы. Они отмечали недостат­ ки молодо спецналютав и современно поощрю* лучших. Камашдары орудий, СТМЖЛЛЫ батарей учили матросов личным примером. Много заботы и груда в обучение л • воспитание молодых моряков вложили старипгаы н о г разделений коммунисты старшина 1 ста­ тьи Слнмаковекнй, главные старши­ ны Алексеев .и Егоров. Особенно любят и уважают матросы старшин 2 статьи Гиль­ мутдинова и Пояснив, которые все свое время отдают воспитанию матросов и младших комачииров. Старшины батарей и ьомэдинры поараг- доений еразу же обращают внимание ва оввдолл» в «работе молодых зенитчиков и кежтлгшю устраняют их. Однажды MWOJOfl матрос Волошин, ® отсутствие старшины батареи, командира отделения и замкового, решил самостоятельно разо­ брать клик. Л результате неглубокого ана­ ши* устройства механизм и неумных действий во время заюрывагия клина он вогнул ось сцвой из деталей. Клвн и ору­ дие «вышли из строя. М*трое Волошин в 1 ют*чвч случае нарушил «инструкцию по использованию материальной части. Боман- дязпм батарея был производи строгий разбор случившегося. Было обращено вне Отличник боевой и политической под­ готовки, старшин радиотехник Н-ской авиачасти старший сержант Б. Орлов п ром ояет рацию перед вылетом самоле­ те. Фото М. Бугакова. На одном моторе Отрабатывая методы торпедных атас с разных высот, легчшп-т^рпедоносны уде­ ляют большое ^ииманнс технике пилотиро­ вания, в том числе — пил&тсгризапию на одном моторе. К таким *илетам допускают я только те летчики, которые мастерски влаоеют пилотажем. Гвардии! капитан т. Вггробьев — опыт­ ный воздушный воин. Как-то в боевом вы­ лете на его самолете зенитным спар ом повредило один мотор. Хорошо владея техни­ кой пилотирования, Воробьев привел само­ лет на свой аэродром на одном моторе и бла­ гополучно произвел посадку. Сейчас он свой опыт передает подчиненным. Перед учебным полетом на одном моторе эти бывалые летчики собрали пилотов и рассказали нм об особенности предстоя­ щего вылета. Летный день открыл гвардеец Баби- ченко. Контролирующим с ш м летел Гре­ бенников. Самолет быстро взлетел с аэро­ мание на недопустимость подобных фаютов. |дрома. Пройдя по «большой коробочке», Матрос Волошин осознал свою ошибку и !летчик вывел машину прямо па аэродром, впредь ее не повтор®». Броне тего, он ткг действиями летчика наблюдал командир старался лучше изучить технику. В ^тразделения. Вот машппа над летным стоящее время матрос Волошин является одним из лучших бойцов батареи. Работа офицеров, старшин и всего кол» лвктрва гае пропала даром. Многие из но* eiwvoB их*,тот Уже в число перадввиклв учебы и дисциплины. Молодые матросы с ншяшгием и настойчивостью ~ иедегш» ют знания, поученные в Утебре* отряде, и набираются опыта у старпгот и офице­ ров, участников Отечественной войны. М»грос' Бурьян выполняет смюстоительио обязанности штатного номера установщика цо!Ьрм. Все устремили на нее взоры. С земли было вщно, как винт правого мото­ ра останови.тся. Дальше летчик пилотиро­ вал машину на одном моторе. Поверяющий технику иплстироваиия дал высокую оценку полету Бабиченко. •#е*едующий полет уходил лей­ тенант Черданцев. Для него командир решил несколько усложнять задачу. При ! 1 ажшравлнии под колпаком контролиру­ ющий неожидалво дал комащу: «Подбит левый мотор, идите на одном». После та- трубки, мвтро^ Воробьев дублера-наво - ^ .■рводиой пилит попросил разрешения чика, м^трсс Волошин — наводчика, элег- ‘ Комендор корабля Н. комсомолец старший матрос Ю. Пустошкин являете* от­ личником боевой и политической подготовки, примерным в службе и дисциплине. Фото М. Бугакова. трнк Лебедев—обязанности влектрнка 2 класса. Молт-дыс мотросы хотят лучше звать теилгтгу и достойно отстрелять те практи­ ческие стрельбы, которые предстоят. Пожелаем нм осуществить это стремле­ ние с честью. Пожелаем им успеха в труд­ ном я благородном деле корабельных з> ниггчяков. Лейтенант А. АЛЕКСЕЕВ. открыть колпак, но командир не разрешил и приказал ставить винт во флюгер под юолгааком. Четшьпцев не растерялся— бы­ стро выпатимл треб^заше и дальнейший полет продолжал на одам моторе. Пидоти­ руя машину под колпаком, Черданцев хо­ рошо выполнил развороты, пабор высоты. Так летчпкк-гвардейпы учатся мастер­ ству полета на одном моторе. Напитай В. ЛАГОШНЫЙ. Маленький фельетон В О МРАКЕ... Па флоте часто можно слышать, как старший товарищ говорит молодому: — Ты должен знать свою технику так, чтобы работать с закрытыми глазами. Удается это пе каждому. По лпчный состав пашего корабля, воль­ но или невольно, оставил далеко пойди слишком скромное требование — уметь работать с закрытыми глазами. В нижних кубриках, где пет иллюмина­ торов, матросы приобрели привычку не только работать, по и пнть чай, обедать, ужинать и вообще выполнять весь распоря­ док дпя паощупь. Работать с закрытыми глазамп куда проще и безопаснее, чем у пас: приоткрыл чуть-чуть глаз, к никому пальцем не ткнешь, или еще от чего-нибудь убережешься. А тут нет-нет да и заедут тебе непароком куда-нибудь и чем-нибудь. П все потому, что па корабле, который снабжается электроэнергией с берега, очень часто не бывает света. Однако все у пас в темноте довольна гладко получается. Не выходит только оя- по: без электроэнергии никак но прнспо- собимся смотреть кино. Два дня подряд ллчпыи состав, в минуты обчанчивого и мимолетною свечепия ламп, начинал смет* реть кинофильм «Во имя жизни», но свет, коварно подмигнув, исчезал, и снова мы начинали «отработку^ всевозможных дей­ ствий в темноте. В первый день нам все же удалось k i - ким-то образом просмотреть чуть ли не ловппу фильма. На другой депь м . г г р ^ ^ предложили начать его с коппа: больше шансов посмотреть картину целиком. . Но киномеханик не послушался доброго совета и начал, как обычно, с первой части. На экране мелькнуло название. Потом, свет ехидно мигнул, буквы подпрыгнули и по­ гасли. Дежурный по кораблю звонил, звонил па электростанцию, взмок весь у телефона, и — отступился.... И снова все погрузилось во мрак... Старший матрос В. ПАПИЕВ. Призвать к порядку Солдат Парамонов дневалил по кубрнку. Когда дежурный пришел проверить, как он несет вахту, Парамонова на месте не оказалось. Явился он только после в ы м ^ Одет был Парамонов неряшливо. вопросы дежурного по инструкция отве­ тить не мог. Солдат Парамонов пе впервые нарушает дисциплину в наряде. Его несколько рат заставали на дневальстве то с балалайкой, то за чтением книги. Между тем, его командир ефрейтор Горкавенко не прини­ мает уставных мер. Необходимо, чтобы вмешались Я' Приня­ ли меры старшие командиры. М. ДЕШИН. По следам наших выступлений „Киномеханик оправдывается" Под таким заголовком в XU57 наше! газеты было опубликовано письмо старше­ го матроса II. Никишина. Командир части сообщил, что военкор правильно критиковал в своей заметке ра­ боту киномеханика Розанова. Факты под­ твердились, и иа матроса Розанова наложе­ но дисциплинарное взыскание. Приняты меры по улучшению кинообслуживания личного состава. Из истории русской авиации Беспредельная храбрость, несокрушимая стойкость, мужество, -героизм и отвага издавна были присуши летчикам нашей русской авиации. В стремлении укрепить силу и могуще­ ство своей великой Родины творчеекп ода­ ренный русский народ искал пути завоева­ ния воздуха задолго до того, как появился первый самолет. Обычно днем рождепия авиации считают 17 декабря 1003 года день, когда самолет братьев Райт взлетел н пробыл в воздухе 59 секунд. Мало, кто знал тогда, что лучшие умы человечества за много лет до этого знаменательного дня вели большую подготовительную работу для осуществления вековечпой мечты чело­ вечества. Самолет братьев Райт — лишь внешний эпизод, который- мог я не иметь особенного зпаченпя для победоносного за­ воевания воздушного океана, ибо творче­ ская авиационная научная мысль к нача­ лу XX века шагнула значительно дальше осуществленного братьями Райт экспери­ мента. П;ж этом в мировой авиационной науке русская авиационная мысль шла своим самостоятельным путем, выдвигая из своих рядов творцов мировой и пау чпой авиации. Ломоносов, Менделеев, Жуков­ ский, Циолковский — вот бессмертные имена зачинателей и выдающихся деятелей русской авиапия. Еще в середине X V III столетия великий русский ученый Михаил Васильевич Ломо­ носов построил и испытал небольшой гели­ коптер — летательный аппарат тяжелее воздуха, подымающийся с места верти­ кально вверх с помошью пропеллера па acpTFKAJbHn^ ^Тля уничтожения иеак- тивного момента Ломоносов предусмотрел в своем геликоптере два воздушных винга Майор Я. Бялый • (пропеллера), вращавшихся в противопо­ ложные сторопы. Создание геликоптера бы­ ло величайшим открытием русского учено­ го, правильно понявшего законы сопротив­ ления воздуха. Следует отметить, что значительно рапыне, еще в 1475 году, Леонардо-да-Винчи писал о возможности построить геликоптер, но записки этого учепого былп опубликованы лишь в поппс XVIII века, после смерти Ломоносова и ему не были известны. Что же касается таких ученых Западной Европы, как Паукктон, Лопуа Бьеппенью, то они работали позднее Ломоносова над проблемой геликоптера и во многом повторяли истины, давпо открытые русским учепым. Автор знаменитой «Периодической систе­ мы элементов» велпкпй русский химик Дмитрий Иванович Менделеев много внима­ ния уделял проблемам авиации. Геннальпо предвидя будущее авиации и определяя ее направление, Менделеев писал, что своздухоплаванье бывает и будет двух 1 ь- дов: одно в аэростатах, другое — в аэродп- намах» п утверждал, говоря об аэродипа- мах, что «этот род воздухоплаванья ...ука­ зывается самой природой, потому что пти­ ца тяжелее воздуха и есть аэродипам». Уже в 1875 году Менделеев сделал эскиз дирижабля. Одновременно Менделеев горя­ ча помогал русским изобретателям. В част­ ности, большое внимание было уделено Менделеевым работе доктора Аренда но созданию устойчивого планера. Эти работы, кстати, проводились задолго до нзвестпьтх работ немецкого инженера Отто Лилиента­ ля. Такие ученые авиации, как Можайский, Сппцын, Джевецкий группировались вокруг Менделеева, двигая русскую пауку вперед. Написанное Менделеевым исследование *0 сопротивлении жидкостей в воздухоплатп- пин» явилось замечательным вкладом в теорию воздухоплавания, кораблестроения и баллистики. Много труда посвятпл Менделеев paiHrt- тию воепиого воздухоплавания. В доклади Русскому физико-математическому общест­ ву при Петербургском университете Менде­ леев в 1875 году обосновал принцип стра­ тостата, т. е. воздушного шара с гермети­ чески закрытой и специально оборудован­ ной гондолой для полетов в стратосферу. Как известно, лишь спустя 50 лет ученые мира сумели реализовать эту гениальную идею Менделеева. Менделеев, по заданию Военпого ведомства, много работал пад проблемами аэростатики. Он лично совер­ шил 7 августа 1887 года полет на военном аэростате. Вот что он пишет в статье, по­ священной этому воздушному полету: «Вопросами аэростатики я занимался в моей предшествующей деятельности, участ­ вовал в работе аэростатического отдела... И вот я задумал ряд аэростатических восхож­ дений внутри России. Составил и проект аэростата, допускающего возможность без­ опасно оставаться на больших высотах в атмосфере и, быть может, подняться выше той громадной высоты, до которой достиг Глетер в своем знаменитом поднятии 5 сен­ тября 1862 года. Меня так заняла гордая мысль подняться выше знаменитого ан­ гличанина и постичь закон наслоения воз­ духа при нормальном состоянии стратосфе­ ры, что временно я оставил все другие м - нятпя н стал изучать аэростатику». По подпятпе иа военном аэростате необ­ ходимо было Менделееву, как оп сам пи­ шет. чтобы «обеспечить испытание суще­ ствующих аэростатических приборов в мир­ ное время для тех целей, для которых спи будут служить во время войны». Настоящим творцом научной и практи­ ческой авиации был Николай Егорович Жуковский, которого Ленин назвал «отцом русской авиации». Многими научными проблемами занимался Николай Егорович, но проблема авиации была для него глав­ ным делом. И в раннюю пору своей науч­ ной деятельности Жуковский не сомневался в том. что человек может летать и должен летать. За И лет до появления в воздухе самолета братьев Райт, в 1892 г., Жуков­ ский выпустил одну из своих замечатель­ ных работ — «О нарепин птиц». В ^той работе Жуковский теоретически доказал возможность построения аппарата для ис­ кусственного парения, обосновал, что аппа­ раты будут устойчивы н сумеют совершать Фигуру высшего пилотажа и даже «мерт­ вую петлю». Таким образом, Жуковский за 21 год до события предсказал возмож­ ность выполнения «мертвой петли», бле­ стяще осуществленной легендарным рус­ ским летчиком Нестеровым в 1913 году. В 1897 году появилась статья Жуков­ ского «О наивыгоднейшем угле наклепа аэропланов», а несколько позже, новле многократных опытов и наблюдений, был сформулирован закон, названный именем ав­ тора, определяющий под’емную силу крат­ кой формулой. Эта формула сыграла реша­ ющую роль в создании тсорнн крыла п гребного винта. На с’езде естествоиспыта­ телей и врачей в Бневе в 1898 году Жу­ ковский взволнованно говорил: «Глядя на летающие вокруг нас живые существа: на стрижей и ласточек, которые со своим ничтожным запасом энергии но­ сятся в продолжение нескольких часов в воздухе с быстротой, достигающей 50 мет­ ров, и могут преодолевать целые моря, па орлов и ястребов, которые описывают в синем небе свои красивые круги с непод­ вижно распростертыми крыльями, на неук, люжую летучую мышь, которая, не стесня­ ясь ветром, бесшумно переносится во все­ возможных направлениях. мы невольно задаемся вопросом: неужели для пас нет возможности подражать этим существам? Правда, человек не имеет крыльев, н по отношению веса своего тела к весу муску­ лов он р 72 раза слабее птицы, правда, он почти в 800 раз тяжелее воздуха, тогда как птица тяжелее воздуха только в 200 раз. Но я думаю, что он полетит, опираясь пе иа силу своих мускулов, а на силу своего ря- зума... Машина, более тяжелая, чем воздух, даст паи, по моему мнению, средство для быстрого полета одпого или двух челоосв в любом направлении п заставит пас пере­ стать завидовать птице». Теоретические труды Жуковского имели колоссальное значение для развития рус­ ской научной мысли во многих отраслях знаний. Обладая поистине исполинским размахом мысли. Жуковский интересовался самыми разнообразными вопросами. Оп изучает снежные заносы, бомбометание с аэропланов, влияние скорости поезда па напряжение в рельсах, прочность велоси­ педного колеса, движение воды на поворо­ тах реки, астрономию, морское дело, гидро­ динамику и аэродинамику. Две эти послед­ ние отрасли, благодаря трудам великого русского учепого, получили блестящее раз­ витие. За 50 лет непрерывной научной деятельности Жуковский написал 180 ра­ бот, большинство которых относится к аэродииамике и гидродинамике. Замеча­ тельные технические исследования Жуков­ ского далеко опередили зарубежную пауч- ную мысль и выдвинули его па одно из первых мест среди ученых своего времени. Наряду с написанием паучпых трудов Жуковский вел большую эксперименталь­ ную работу. Оп построил в Московском уппверситете одну из первых в Европе аэродинамическую трубу, пользуясь кото­ рой проводил многочисленные исследования по изучению поддерживающей силы крыль -1 ев, по геликоптерным п гребным винтам, по распределению давлеппй п исследованию потока вблизи и вдали от винта. Жуков­ ский создал школу русских аэродинами­ ков — теоретиков и практиков. В органи­ зованном при техническом учплпщв возду­ хоплавательном кружке, которым руково­ дил сам Жуковский, воспитывались кадпы теоретиков и практиков авиационного *ела. Накануне первой мировой войны при том же техническом училище былп создапы курсы авиации, выпустившие первых русских летчиков. Иа этих Kypcai Жуког- ский первым в мире начал читать свэй курс лекций о теоретических оснолах воздухоплавания. Советское правительство по указапию Ленина преобразовало в 191S году эти курсы в Московский институт ип- женеров воздушного флота, ставший запм Академией воздушного флота пменн Жуков­ ского. • • Одним пз выдающихся деятелей русской авизцпопной паукп является Константин Эдуардович Циолковский. Ему принадлежит подробпое обосповаппе пдеп аэроплана, от» носящееся к 1895 году, т. е. за 8 лет до полета братьев Райт. В труде «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) • лета- тельпая машина» Циолковский выдвинул мысль постройки моноплана • с толстым профилем крыла и хорошо обтекаемыми Формами. По идее автора моноплан должен < 1 ыть снабжеи го^чзонтальпым и верти­ кальным рулямп. Па самолете предусмат­ ривались шасси. Обращение Циолковского : правительству с просьбой построить чопоплап закончилось неудачей. Царекоо правительство не захотело поддержать тзочретателя. А па своп средства по­ дпоить мопоплчч Циолковский не пмел возможности. Пдея Циолковского была претворена в жпзпь лишь прп Советской властп, обеспечившей Циолковскому необ­ ходимые условия для работы. Первым в ' мире Циолковский разработал теорию реак­ тивного движения, лежащую в основе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz