На страже Заполярья. 1947 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 августа 1947 г., № 179 (2870). Н а у ч е н и я х ТРЕНИРОВКА ДАЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ Одам яз боевьи постов нашего. 'корабля командует старшина 2 статья Гришаев. Это опытный артиллерист, который любит свое дело и хорошо понимает' существо службы на кораблг. Гришаев постояшо стирается внушать матросам, что не надо жалеть сил на т о нировки. Кто хорошо попотеет у пушки в мирное время, тот легче выполнит боевую задачу. Матросы боевого поста Гришаева провс- дят у орудия много времени. Командир внимательно следит за ходом тренировок, отмечает успехи матросов и помогает им, если это надо. В то же время он старается не стеснять инициативу подчиненных. Постепенно матросы привыкли действо вать точно m -инструкции, вое внимание направляя на то, чтобы были достигнуты лучшие нокдзаФ&ли, Гришаев Д о та е т с каждым матросом отдельно, те упускал «з виду «сего поста в целом. Каждому он тут же у оруд/ия покажет, ка к работать «а придете и не*' лике, как яшодшггь подаваемые команды Вот ка к тренировался расчет Гришаева. Наводчшя Попов я Кадашевский, еж» дя за оптическими прицелами, проверяли кх согласованность. Стараггельио работал над точшм7гью ялводли к удеряиинем т . Д-хя этого пользовались каждом случа* ем появления (&акого-нибудь корабля на горизонте, а если пе было корабле^-наво- дили но бореговым предание. Старший матрос Королев тренировался быстро (и точно у с т т в и т м т ь щшпеа «с нелик по подаваемое команде, приучал себя быстро находить нужные данные в таблице п т . д. Во время непосредственной подготовки к стрельбе он усилэд трени ровку. Заряжающий Данилов, рослый, крепкий к плотный матрос, отрабатывал быстроту заряжания, добиваясь «фегаьпгсшшия нормативов. 4 В тренировках постеягенню стаяавдагись все более четкими движения. И то, что в самом начале тренировок Гришаев забо тился о правильности, точности важного движения, выбирая те, на которые затра чивалось наименьшее время, теперь даза- ю все лучшие я лучшие результаты. Матросы работали с приподнятым ■ на строением, росла уверенность в успехе. Комендоры теперь все чаще поговаривали между собой: — Попотеть, понятней, пришлось. Зато работа даром не пропадает. — Комендоры у нас опытные, —- гово рили остальные матросы. —- На них мож но положиться, как на каменную гору. • Когда наступил день стрельбы ц про звучал сигнал тревоги, расчет Гришаева был на местах быстрее всех. Четко испол няли матросы вямаэды. Залпы следовали охин за другим. Материалмииг часть рабо тала безотказно. Снаряды пенили воду вокруг щита. Стрельба была выполнена с высокой оценкой, что сыграло немалую роль в об щей оценке боевой подготовки всего ко рабля, сдававшего во время этого выхода курсовую задачу. Командир корабля за отличные действия время стрельбы об’ялил благодарность матросам расчета Гришаева — Попову и Кардашевскому. Старшина 2 статьи С. ЗУБАРЕВ. „Малые охотники" в походе В ясный погожий день катера «малые охотники»!вышли в море, в длительный большой поход, которого давно ждал и к которому давно готовился личный состав гвардейского подразделения. В море нас встретили ветер и волпа. По лосой надвинулся было туман, по оп скоро рассеялся, и над катерами снова засияло солнце. Командир подразделения решил воспользоваться благоприятными условия ми и дал приказ начать учение по отработ ке правпл совместпого плаваппя. Катера шли то одним, то другим строем, быстро и четко исполпяя команды Флагмапа. Гвардии старший матрос рулевой Зай цев точно исполнял приказания с мостика. У Зайцева — солидный опыт, и за его ра- ботой внимательно следил молодой матрис Гараппн. Он наблюдал, как комапдпр от деления держит катер при волнении, ив сбиваясь с курса. Зайцев тут же рассказы вал Гаранину, как надо поступить в том или другом случае, когда волпа сбивает корабль. Связист лейтенант Обухов приступил к сигналопроизводству. Он так нагружал сигнальщиков работой, что они пе замеча ли ни качки, пи холодного ветра. Им было жарко. Молодой матрос Цветков поддался было влиянию «морской болезни», по рабо ту продолжал я вскоре, занятый делом, пе рестал укачиваться, быстро и аккуратпо исполняя все приказания командира. Неко торые матросы начали было смеяться над минутной слабостью Цветкова, но их оста новили старослужащие. — Цветков молодец, — говорили они. — Почувствовал себя плохо, но поста не оставил. А разве пе так поступали матросы в войну? И смех прекратился. Поход был особенпо болыппм испытанием для мотористов. Они тщательно к нему го товились. Теперь затраченный ими труд окупился сторицей. Моторы работали ров но и бесперебойно. Молодой трудолюбивы" матров Вологин в период подготовки ч г собственной инициативе отремонтировал г ввел в строй помну. Он возился с нею це лые сутки и добился, что давпо не работав шая помпа стала действовать нормально, па полную мощность. За добросовестно выпол ненную трудную работу командир отделе ния мотористов об’явил тогда Вологину бла годарность. А сейчас, в походе, эта помпа очень нас выручила. На волне взбило сальник гребного вала, и в трюм начала по ступать вода. Надо было откачивать воду, пока устраняли неисправность. • Гвардии матрос Заварзип и молодой ученик матрос Васильев, прибывший на катер всего не сколько дней назад, пустили помпу, отре монтированную Во.тогиным, п обеспечили откачку воды, а гвардии старшина 2 статьи Пошатагв и гвардии старший матрос Гостю хин набили тем временем сальник, устрани ли течь и ввели в строй валолийшо. ...За кормою — уже не один десяток миль. Катера продолжают свой путь к на меченной командованием цели. Начали попадаться «топляки» — полу- затонувшие бревпа. Для наших кораблей столкновение с пими представляет-большую опасность: может пробить корпус, поломать винты. Командир отдал приказание выста вить впередсмотрящего. На эту ответствен ную вахту стал гвардии матрос Слюсарь. Он бдительно наблюдал за морем и своевро- менпо докладывал на мостик о всех замм- чеппых на воде предметах. Катер по его сигналам уклонился от многих опасных встреч. Внимание сигнальщиков привлекло чер ное пятно па волнах. — Справа 30 — мина! — доложили сигнальщики, опознав плавающий предмет. Командир в бинокль проверил, действи тельно ли это мина, и поднял сигнал. С флагмапа прпказалп: — Подойти к мине н расстрелять. ; — Право руля! Катер ринулся навстречу мине. Сыграпа тревога. Личный состав занял боевые места. — Первому автомату по готовности от крыть по мине огоньГ Гвардии матрос Сторожей павел автомат и дал очередь. Мина пошла ко дпу. Поход катеров, прошедший организован но и безаварийно, был для всех нас хоро- чшм испытанием. Он показал всему лично- \у составу, что не зря было вложепо •только труда в учебу п тренировки па 5оевых постах. Молодые матросы проявили себя в этом походе с самой лучшей сторо ны. Гвардии старшина 2 статьи 4Ф. СЕМАШКИН. МОЛОДЫЕ ВХОДЯТ В СТРОЙ К наш на корабль не TaiK давно приби ло пополнение — матросы, окончивший Учебный отряд и получившие звание не- мендоров-зеиитчиков 3 масса, Боль шинство молодежи впервые ступило и* борт боевого корабля и имело слабое дректавлевте о применении оружия в бою. Научить молодых специалистов всему этому выпало на долю личного со става корабля. . Матросы, старшины и офицеры с лю бовью приняли молодое наполнение **тю> мзтельио .отнеслись к дальнейшему обуче нию вновь прибывших. Лейтенанты Мустафяев и Корсаков еж г гневно занимались с матросами, учили их тому, что необходимо в боевых условиях, па войне,— твердому знанию материальной части, работе на ней, устранению задер жек и неисправностей, правилам артилле рийской стрельбы. Они отмечали недостат ки молодо спецналютав и современно поощрю* лучших. Камашдары орудий, СТМЖЛЛЫ батарей учили матросов личным примером. Много заботы и груда в обучение л • воспитание молодых моряков вложили старипгаы н о г разделений коммунисты старшина 1 ста тьи Слнмаковекнй, главные старши ны Алексеев .и Егоров. Особенно любят и уважают матросы старшин 2 статьи Гиль мутдинова и Пояснив, которые все свое время отдают воспитанию матросов и младших комачииров. Старшины батарей и ьомэдинры поараг- доений еразу же обращают внимание ва оввдолл» в «работе молодых зенитчиков и кежтлгшю устраняют их. Однажды MWOJOfl матрос Волошин, ® отсутствие старшины батареи, командира отделения и замкового, решил самостоятельно разо брать клик. Л результате неглубокого ана ши* устройства механизм и неумных действий во время заюрывагия клина он вогнул ось сцвой из деталей. Клвн и ору дие «вышли из строя. М*трое Волошин в 1 ют*чвч случае нарушил «инструкцию по использованию материальной части. Боман- дязпм батарея был производи строгий разбор случившегося. Было обращено вне Отличник боевой и политической под готовки, старшин радиотехник Н-ской авиачасти старший сержант Б. Орлов п ром ояет рацию перед вылетом самоле те. Фото М. Бугакова. На одном моторе Отрабатывая методы торпедных атас с разных высот, легчшп-т^рпедоносны уде ляют большое ^ииманнс технике пилотиро вания, в том числе — пил&тсгризапию на одном моторе. К таким *илетам допускают я только те летчики, которые мастерски влаоеют пилотажем. Гвардии! капитан т. Вггробьев — опыт ный воздушный воин. Как-то в боевом вы лете на его самолете зенитным спар ом повредило один мотор. Хорошо владея техни кой пилотирования, Воробьев привел само лет на свой аэродром на одном моторе и бла гополучно произвел посадку. Сейчас он свой опыт передает подчиненным. Перед учебным полетом на одном моторе эти бывалые летчики собрали пилотов и рассказали нм об особенности предстоя щего вылета. Летный день открыл гвардеец Баби- ченко. Контролирующим с ш м летел Гре бенников. Самолет быстро взлетел с аэро мание на недопустимость подобных фаютов. |дрома. Пройдя по «большой коробочке», Матрос Волошин осознал свою ошибку и !летчик вывел машину прямо па аэродром, впредь ее не повтор®». Броне тего, он ткг действиями летчика наблюдал командир старался лучше изучить технику. В ^тразделения. Вот машппа над летным стоящее время матрос Волошин является одним из лучших бойцов батареи. Работа офицеров, старшин и всего кол» лвктрва гае пропала даром. Многие из но* eiwvoB их*,тот Уже в число перадввиклв учебы и дисциплины. Молодые матросы с ншяшгием и настойчивостью ~ иедегш» ют знания, поученные в Утебре* отряде, и набираются опыта у старпгот и офице ров, участников Отечественной войны. М»грос' Бурьян выполняет смюстоительио обязанности штатного номера установщика цо!Ьрм. Все устремили на нее взоры. С земли было вщно, как винт правого мото ра останови.тся. Дальше летчик пилотиро вал машину на одном моторе. Поверяющий технику иплстироваиия дал высокую оценку полету Бабиченко. •#е*едующий полет уходил лей тенант Черданцев. Для него командир решил несколько усложнять задачу. При ! 1 ажшравлнии под колпаком контролиру ющий неожидалво дал комащу: «Подбит левый мотор, идите на одном». После та- трубки, мвтро^ Воробьев дублера-наво - ^ .■рводиой пилит попросил разрешения чика, м^трсс Волошин — наводчика, элег- ‘ Комендор корабля Н. комсомолец старший матрос Ю. Пустошкин являете* от личником боевой и политической подготовки, примерным в службе и дисциплине. Фото М. Бугакова. трнк Лебедев—обязанности влектрнка 2 класса. Молт-дыс мотросы хотят лучше звать теилгтгу и достойно отстрелять те практи ческие стрельбы, которые предстоят. Пожелаем нм осуществить это стремле ние с честью. Пожелаем им успеха в труд ном я благородном деле корабельных з> ниггчяков. Лейтенант А. АЛЕКСЕЕВ. открыть колпак, но командир не разрешил и приказал ставить винт во флюгер под юолгааком. Четшьпцев не растерялся— бы стро выпатимл треб^заше и дальнейший полет продолжал на одам моторе. Пидоти руя машину под колпаком, Черданцев хо рошо выполнил развороты, пабор высоты. Так летчпкк-гвардейпы учатся мастер ству полета на одном моторе. Напитай В. ЛАГОШНЫЙ. Маленький фельетон В О МРАКЕ... Па флоте часто можно слышать, как старший товарищ говорит молодому: — Ты должен знать свою технику так, чтобы работать с закрытыми глазами. Удается это пе каждому. По лпчный состав пашего корабля, воль но или невольно, оставил далеко пойди слишком скромное требование — уметь работать с закрытыми глазами. В нижних кубриках, где пет иллюмина торов, матросы приобрели привычку не только работать, по и пнть чай, обедать, ужинать и вообще выполнять весь распоря док дпя паощупь. Работать с закрытыми глазамп куда проще и безопаснее, чем у пас: приоткрыл чуть-чуть глаз, к никому пальцем не ткнешь, или еще от чего-нибудь убережешься. А тут нет-нет да и заедут тебе непароком куда-нибудь и чем-нибудь. П все потому, что па корабле, который снабжается электроэнергией с берега, очень часто не бывает света. Однако все у пас в темноте довольна гладко получается. Не выходит только оя- по: без электроэнергии никак но прнспо- собимся смотреть кино. Два дня подряд ллчпыи состав, в минуты обчанчивого и мимолетною свечепия ламп, начинал смет* реть кинофильм «Во имя жизни», но свет, коварно подмигнув, исчезал, и снова мы начинали «отработку^ всевозможных дей ствий в темноте. В первый день нам все же удалось k i - ким-то образом просмотреть чуть ли не ловппу фильма. На другой депь м . г г р ^ ^ предложили начать его с коппа: больше шансов посмотреть картину целиком. . Но киномеханик не послушался доброго совета и начал, как обычно, с первой части. На экране мелькнуло название. Потом, свет ехидно мигнул, буквы подпрыгнули и по гасли. Дежурный по кораблю звонил, звонил па электростанцию, взмок весь у телефона, и — отступился.... И снова все погрузилось во мрак... Старший матрос В. ПАПИЕВ. Призвать к порядку Солдат Парамонов дневалил по кубрнку. Когда дежурный пришел проверить, как он несет вахту, Парамонова на месте не оказалось. Явился он только после в ы м ^ Одет был Парамонов неряшливо. вопросы дежурного по инструкция отве тить не мог. Солдат Парамонов пе впервые нарушает дисциплину в наряде. Его несколько рат заставали на дневальстве то с балалайкой, то за чтением книги. Между тем, его командир ефрейтор Горкавенко не прини мает уставных мер. Необходимо, чтобы вмешались Я' Приня ли меры старшие командиры. М. ДЕШИН. По следам наших выступлений „Киномеханик оправдывается" Под таким заголовком в XU57 наше! газеты было опубликовано письмо старше го матроса II. Никишина. Командир части сообщил, что военкор правильно критиковал в своей заметке ра боту киномеханика Розанова. Факты под твердились, и иа матроса Розанова наложе но дисциплинарное взыскание. Приняты меры по улучшению кинообслуживания личного состава. Из истории русской авиации Беспредельная храбрость, несокрушимая стойкость, мужество, -героизм и отвага издавна были присуши летчикам нашей русской авиации. В стремлении укрепить силу и могуще ство своей великой Родины творчеекп ода ренный русский народ искал пути завоева ния воздуха задолго до того, как появился первый самолет. Обычно днем рождепия авиации считают 17 декабря 1003 года день, когда самолет братьев Райт взлетел н пробыл в воздухе 59 секунд. Мало, кто знал тогда, что лучшие умы человечества за много лет до этого знаменательного дня вели большую подготовительную работу для осуществления вековечпой мечты чело вечества. Самолет братьев Райт — лишь внешний эпизод, который- мог я не иметь особенного зпаченпя для победоносного за воевания воздушного океана, ибо творче ская авиационная научная мысль к нача лу XX века шагнула значительно дальше осуществленного братьями Райт экспери мента. П;ж этом в мировой авиационной науке русская авиационная мысль шла своим самостоятельным путем, выдвигая из своих рядов творцов мировой и пау чпой авиации. Ломоносов, Менделеев, Жуков ский, Циолковский — вот бессмертные имена зачинателей и выдающихся деятелей русской авиапия. Еще в середине X V III столетия великий русский ученый Михаил Васильевич Ломо носов построил и испытал небольшой гели коптер — летательный аппарат тяжелее воздуха, подымающийся с места верти кально вверх с помошью пропеллера па acpTFKAJbHn^ ^Тля уничтожения иеак- тивного момента Ломоносов предусмотрел в своем геликоптере два воздушных винга Майор Я. Бялый • (пропеллера), вращавшихся в противопо ложные сторопы. Создание геликоптера бы ло величайшим открытием русского учено го, правильно понявшего законы сопротив ления воздуха. Следует отметить, что значительно рапыне, еще в 1475 году, Леонардо-да-Винчи писал о возможности построить геликоптер, но записки этого учепого былп опубликованы лишь в поппс XVIII века, после смерти Ломоносова и ему не были известны. Что же касается таких ученых Западной Европы, как Паукктон, Лопуа Бьеппенью, то они работали позднее Ломоносова над проблемой геликоптера и во многом повторяли истины, давпо открытые русским учепым. Автор знаменитой «Периодической систе мы элементов» велпкпй русский химик Дмитрий Иванович Менделеев много внима ния уделял проблемам авиации. Геннальпо предвидя будущее авиации и определяя ее направление, Менделеев писал, что своздухоплаванье бывает и будет двух 1 ь- дов: одно в аэростатах, другое — в аэродп- намах» п утверждал, говоря об аэродипа- мах, что «этот род воздухоплаванья ...ука зывается самой природой, потому что пти ца тяжелее воздуха и есть аэродипам». Уже в 1875 году Менделеев сделал эскиз дирижабля. Одновременно Менделеев горя ча помогал русским изобретателям. В част ности, большое внимание было уделено Менделеевым работе доктора Аренда но созданию устойчивого планера. Эти работы, кстати, проводились задолго до нзвестпьтх работ немецкого инженера Отто Лилиента ля. Такие ученые авиации, как Можайский, Сппцын, Джевецкий группировались вокруг Менделеева, двигая русскую пауку вперед. Написанное Менделеевым исследование *0 сопротивлении жидкостей в воздухоплатп- пин» явилось замечательным вкладом в теорию воздухоплавания, кораблестроения и баллистики. Много труда посвятпл Менделеев paiHrt- тию воепиого воздухоплавания. В доклади Русскому физико-математическому общест ву при Петербургском университете Менде леев в 1875 году обосновал принцип стра тостата, т. е. воздушного шара с гермети чески закрытой и специально оборудован ной гондолой для полетов в стратосферу. Как известно, лишь спустя 50 лет ученые мира сумели реализовать эту гениальную идею Менделеева. Менделеев, по заданию Военпого ведомства, много работал пад проблемами аэростатики. Он лично совер шил 7 августа 1887 года полет на военном аэростате. Вот что он пишет в статье, по священной этому воздушному полету: «Вопросами аэростатики я занимался в моей предшествующей деятельности, участ вовал в работе аэростатического отдела... И вот я задумал ряд аэростатических восхож дений внутри России. Составил и проект аэростата, допускающего возможность без опасно оставаться на больших высотах в атмосфере и, быть может, подняться выше той громадной высоты, до которой достиг Глетер в своем знаменитом поднятии 5 сен тября 1862 года. Меня так заняла гордая мысль подняться выше знаменитого ан гличанина и постичь закон наслоения воз духа при нормальном состоянии стратосфе ры, что временно я оставил все другие м - нятпя н стал изучать аэростатику». По подпятпе иа военном аэростате необ ходимо было Менделееву, как оп сам пи шет. чтобы «обеспечить испытание суще ствующих аэростатических приборов в мир ное время для тех целей, для которых спи будут служить во время войны». Настоящим творцом научной и практи ческой авиации был Николай Егорович Жуковский, которого Ленин назвал «отцом русской авиации». Многими научными проблемами занимался Николай Егорович, но проблема авиации была для него глав ным делом. И в раннюю пору своей науч ной деятельности Жуковский не сомневался в том. что человек может летать и должен летать. За И лет до появления в воздухе самолета братьев Райт, в 1892 г., Жуков ский выпустил одну из своих замечатель ных работ — «О нарепин птиц». В ^той работе Жуковский теоретически доказал возможность построения аппарата для ис кусственного парения, обосновал, что аппа раты будут устойчивы н сумеют совершать Фигуру высшего пилотажа и даже «мерт вую петлю». Таким образом, Жуковский за 21 год до события предсказал возмож ность выполнения «мертвой петли», бле стяще осуществленной легендарным рус ским летчиком Нестеровым в 1913 году. В 1897 году появилась статья Жуков ского «О наивыгоднейшем угле наклепа аэропланов», а несколько позже, новле многократных опытов и наблюдений, был сформулирован закон, названный именем ав тора, определяющий под’емную силу крат кой формулой. Эта формула сыграла реша ющую роль в создании тсорнн крыла п гребного винта. На с’езде естествоиспыта телей и врачей в Бневе в 1898 году Жу ковский взволнованно говорил: «Глядя на летающие вокруг нас живые существа: на стрижей и ласточек, которые со своим ничтожным запасом энергии но сятся в продолжение нескольких часов в воздухе с быстротой, достигающей 50 мет ров, и могут преодолевать целые моря, па орлов и ястребов, которые описывают в синем небе свои красивые круги с непод вижно распростертыми крыльями, на неук, люжую летучую мышь, которая, не стесня ясь ветром, бесшумно переносится во все возможных направлениях. мы невольно задаемся вопросом: неужели для пас нет возможности подражать этим существам? Правда, человек не имеет крыльев, н по отношению веса своего тела к весу муску лов он р 72 раза слабее птицы, правда, он почти в 800 раз тяжелее воздуха, тогда как птица тяжелее воздуха только в 200 раз. Но я думаю, что он полетит, опираясь пе иа силу своих мускулов, а на силу своего ря- зума... Машина, более тяжелая, чем воздух, даст паи, по моему мнению, средство для быстрого полета одпого или двух челоосв в любом направлении п заставит пас пере стать завидовать птице». Теоретические труды Жуковского имели колоссальное значение для развития рус ской научной мысли во многих отраслях знаний. Обладая поистине исполинским размахом мысли. Жуковский интересовался самыми разнообразными вопросами. Оп изучает снежные заносы, бомбометание с аэропланов, влияние скорости поезда па напряжение в рельсах, прочность велоси педного колеса, движение воды на поворо тах реки, астрономию, морское дело, гидро динамику и аэродинамику. Две эти послед ние отрасли, благодаря трудам великого русского учепого, получили блестящее раз витие. За 50 лет непрерывной научной деятельности Жуковский написал 180 ра бот, большинство которых относится к аэродииамике и гидродинамике. Замеча тельные технические исследования Жуков ского далеко опередили зарубежную пауч- ную мысль и выдвинули его па одно из первых мест среди ученых своего времени. Наряду с написанием паучпых трудов Жуковский вел большую эксперименталь ную работу. Оп построил в Московском уппверситете одну из первых в Европе аэродинамическую трубу, пользуясь кото рой проводил многочисленные исследования по изучению поддерживающей силы крыль -1 ев, по геликоптерным п гребным винтам, по распределению давлеппй п исследованию потока вблизи и вдали от винта. Жуков ский создал школу русских аэродинами ков — теоретиков и практиков. В органи зованном при техническом учплпщв возду хоплавательном кружке, которым руково дил сам Жуковский, воспитывались кадпы теоретиков и практиков авиационного *ела. Накануне первой мировой войны при том же техническом училище былп создапы курсы авиации, выпустившие первых русских летчиков. Иа этих Kypcai Жуког- ский первым в мире начал читать свэй курс лекций о теоретических оснолах воздухоплавания. Советское правительство по указапию Ленина преобразовало в 191S году эти курсы в Московский институт ип- женеров воздушного флота, ставший запм Академией воздушного флота пменн Жуков ского. • • Одним пз выдающихся деятелей русской авизцпопной паукп является Константин Эдуардович Циолковский. Ему принадлежит подробпое обосповаппе пдеп аэроплана, от» носящееся к 1895 году, т. е. за 8 лет до полета братьев Райт. В труде «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) • лета- тельпая машина» Циолковский выдвинул мысль постройки моноплана • с толстым профилем крыла и хорошо обтекаемыми Формами. По идее автора моноплан должен < 1 ыть снабжеи го^чзонтальпым и верти кальным рулямп. Па самолете предусмат ривались шасси. Обращение Циолковского : правительству с просьбой построить чопоплап закончилось неудачей. Царекоо правительство не захотело поддержать тзочретателя. А па своп средства по дпоить мопоплчч Циолковский не пмел возможности. Пдея Циолковского была претворена в жпзпь лишь прп Советской властп, обеспечившей Циолковскому необ ходимые условия для работы. Первым в ' мире Циолковский разработал теорию реак тивного движения, лежащую в основе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz