На страже Заполярья. 1947 год. Август.
15 августа 1947 г., № 190 (2881). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 8 Конкретно к повседневно.руководить организациями Ленинско-сталинский комсомол— боль- птгвпстская школа воспитания молодого поколения в духе коммунизма. Комсомол — детище партии, проводник ее революцион ных идеи в массы молодежи. Комсомол — резерв, откуда партия черпает свое нопол- неппе. Вот почему партия большевиков про являет постоянную заботу об укреплении работы в комсомоле. Вдумчивое, повседневное партийное ру ководство комсомолом — кровная обязан ность каждого политоргана п парторганиза ции. Главное в партийном руководство флотским комсомолом состоит в том, чтобы повысить идеологическую работу среди мо лодежи, повседневно передавать ей опыт, традиции и идейное наследство большеви ков, добиться того, чтобы вся комсомоль ская работа была целеустремленной, на правленной на оказание помощи комапдова- пню в выполнении учебно-боевых задач. Пример заботливого пЬвседпевного пар тийного руководства комсомольскими орга низациями показывает начальник политот дела Тыла. В комсомольских организациях Тыла регулярно проходят собрания актива с-вопросами об изучении и пропаганде во инских уставов среди молодежи, об идеоло- ;ком воспитании молодых воинов, про- ;я вечера встреч молодежи с комсо мольцами старого поколения, вечера отлич ников боевой подготовки с обменом опытом боевой учебы. Передовиков боевой подго товки широко пропагандируют на собрани ях, в печати. Многие отличники получили «Почетные грамоты» Мурманского обкома ВЛКСМ. Регулярно проводится и учеба секретл- молодые и неопытные комсомольцы. Они нуждаются в повседневной учебе и помощи со стороны политотделов и парторганиза ций. В связи с этим большое внимание следует обратить на подготовку и проведе ние семинаров секретарей комсомольских организаций. Опыт показал, что на одно дневных семинарах более двух практиче ских вопросов разбирать нецелесообразно. Нагромождение различных вопросов на се минарах ведет к формализму и к нэглубо- кому разбору опыта работы. На это не раз указывалось тов. Кагарлицкому. Однако оп в течение длительного времени на каждом однодневном семинаре ставит по четыре, пять вопросов. На семинаре, вместо учебы просто ругают комсомольских руководите лей. Такой семинар проходит на низком уровне и ие оказывает должной помощи в работе комсомольскому активу. Партийное руководство комсомолом -оз начает, что коммунисты должны повседнев но направлять комсомольскую работу, но- могать членам бюро ВЛКСМ, . бывать на комсомольских собраниях, заседаниях бюро, активно участвовать в обсуждаемых вопро сах. Комсомольцы ждут от партийных ру ководителей толковых советов, а не окриков и приказов. Командовать комсомольскими организациями нельзя, им надо терпеливо раз’яснять. К сожалению, есть отдельныо секретари парторганизаций, как, например, тов. Крючек, который на заседшпи комсо мольского бюро приказал секретарю fiioi-o т. Иванову замолчать. На возражение чле- ' нов бюро ВЛКСМ, чтобы т. Иванов продол- j жал выступление, Крючек административно заявил: «Маркин, молчите, на гауптвахту рей комсомольских организаций. Для моло- j отправлю!» и т. д. Это грубейшее наруше ние комсомольской демократии достойно резкого осуждения. Рас тит ь матросские т аланты! НАГРАЖДЕНИЕ АКТИВИСТОВ г ц п Отмечая идейный п художественный рост матросской самодеятельности, командующий флотом наградил грамота ми 80 лучших исполнителей и организа торов — участников олимпиады. Среди 'них : офицеры Орлов Н. П., Лозинский, Шубин А., Ряховский, Дружеруков, Исо- ченко, Соловьев; старшины и сержапты: Сивковский, Акнаев (художественное чтение стихов В. Маяковского), Земсков (руководитель хора), Семенов Н. (руково дитель струнного оркестра), Рязанов А. (руководитель тапцовального коллекти ва), Шабалин М. (исполнитель русской пляски), матросы: Маслов (певец хора, исполнившего украинскую песню «Реве та стогне Днинр широкий»), Волков М. (таицор), Леонов В. (автор, выступив ший со своими стихами), Степанов И. (исполнитель партии Павлика, из опе ретты «Золотая долина»), Юдниов К. (танцор), Проулочнов В. (исполнитель украинской иляски), Батищев Н. (певец и организатор самодеятельности на ми ноносце «Гремящий»), Шабунин (ис полнитель русского танца «Барыня»), Олейпик, Калинников, Пошков, Крохма- лев. Награждены также члены семей воен нослужащих: Максимчук А. И. (руково дитель хора), Гетман В. И. (исполни тельница русских песен «На луга, поля- пы» п «Песня ямщика»), Кудинова В. (исполнительница партии Ольги из опе ретты «Золотая долина» и русских на родных песен), Никулыпина Т. С. (ис полнительница отрывка из романа Фа деева «Молодая гвардия»), Р. Мальцева н Л. Сывороткниа (запевалы хора п ис полнительницы несен советских компо зиторов), Яковлева Р. Д. (руководитель матросского хора), Грызлова 0. А., Ба- бак Н. А., Боброва и многие другие. МАСТЕРА ВЕСЕЛЬЯ дежи читаются лекции, доклады о жизни н деятельности вождей нашей партии — В. И. Ленина и И. В. Сталина, С. М. Кирова. Благодаря повседневной заботе о комсо кольеких организациях со стороны полиг- органа, члены ВЛКСМ используют различ ные формы работы по повышению успе- ваембсти комсомольцев на политзанятиях. Па общих собраниях комсомольцев и засе даниях бюро слушают руководителей по- u Штп ятий об успеваемости ные члены ВЛКСМ комсомольцев, информируют #юро, как они готовятся к политза нятиям. Комсомольские активисты — отличники учебы оказывают индивиду альную помощь отстающим, подбирают необходимую литературу и т. д. Сейчас в соединении заканчивают рабо ту кружки по изучеппю Устава ВЛКСМ. 1 еомсоуолт»ск 1 те организации чпого уделяют внимапия развитию сиортивио-фнзкуль- турной работы. Все это зпачитсльпо подняло авторитет комсомольских организаций среди всей мо лодежи. Об этом свидетельствует увеличе ние роста рядов ВЛКСМ. Начальник полит отдела постоянно учит партийные органи зации, как надо руководить комсомолом. Пе в пример плохо руководит комсомолом начальник политоргапа т. Осипов. Он очепь мало интересуется работой комсомольских организаций, не требует руководства ком сомолом и от парторганизаций кораблей. В комсомольских организациях созданы кружки по изучеппю биографии товарища Сталина. Комсомольцы с большим желаниум посещают пх, по работу этих кружков ни кто не направляет п не контролирует. Партийные организации кораблей, где секретарями партбюро тт. Григорьев и Ашг- щгнко, стоят в стороне от этого дела и же лание'комсомольцев не поддержали. На этих кораблях политическим воспитанием ком сомольцев неудовлетворительно занимается и тов. Потемкин. Лекции для молодежи не читаются, беседы пе проводятся. А уежду тем, именно сейчас есть необходимость дать для пропагандистской работы в комсомоле лучших лекторов, пропагандистов, послать руководителями в комсомольские кружки наиболее грамотных коммунистов. Надо по мочь комсомольцам всесторонне ознакомить ся с жпзпью н деятельностью наших ве ликих вождей п тем самым подготовить мо лодежь к глубокому изучению истории и теории большевистской партии. Улучшение воспитательной и организа ционной работы в комсомоле зависит от учебы комсомольского актива. У руковод с т в комсомольскими организациями стоят / Возьмем другой пример, когда секретарь партбюро т. Глотов вместо того, чтобы раз вивать в комсомольских организациях внутрисоюзную демократию, добиваться регулярного проведения комсомольских собраний, не допускать нарушения Устава ВЛКСМ и оберегать права ком сомольцев, сам стал на путь грубого на рушения комсомольской демократии. Па- нрпмер, он санкционировал проведение отчетно-выборного. комсомольского собра ния, на котором присутствовало всегв 40 процентов членов организации. Присут ствуя при подсчете, голосов, т. Глотов, ви дя, что выдвинутая им кандидатура в со став комсомольского бюро получила 15 го лосов против и не получила большинства, предложил записать в протоколе пе пят надцать голосов против, а только пять, что было и сделано. Понятно, что такое собра ние было отменено и проведено вновь. Комсомольские организации в ближай шее время начнут проводить отчетные соб рания с докладами секретарей о выполне нии решений, принятых на отчетно-выбор ных собраниях. На этих собраниях надо развернуть критику и самокритику, по до стоинству оцанпть работу каждого члена и бюро в целом, как они справляются с на меченными задачами комсомольской орга низации. Подготовку к этим собраниям надо пачать теперь же. Прежде всего, надо про верить выполнение принятых решений, до* биться полного выполнения каждого их ! пункта, обратить особое внимание на рабо-1 ту ио вовлечению передовых матросов и солдат в ряды комсомола. Главное Полит-, управление Вооруженных Сил требует от всех политоргаиов и парторганизаций ко- ренного улучшения руководства комсомо- j лом. Надо признать, что в этом деле еще: много недостатков. Повседневно руководить комсомольскими , организациями — это не значит подменять комсомольцев и работать за них, занимать ся прикреплением партийных «папаш», а | повседневно направлять, учить, подсказы вать, контролировать, критиковать недо статки и поддерживать хорошую инициа тиву. В этом заключается смысл больше вистского руководства комсомолом. Чем конкретнее это руководство, тем энергич нее будет жизнь и деятельность комсомоль ских организаций, тем быстрее и лучше комсомольцы справятся со своими задача ми по воспитанию флотской молодежи. Майор И. РУДНЕВ. Мпе до сих пор припоминается случай, имевший место в Великую Отечественную войну на одной из многочисленных фрон товых дорог под Ленинградом. После дли- 1тельного и утомительного марша бойцы на шего подразделения расположились па от дых. Все были заняты своим делом. Одни штопали пзпоспвшееся в боях обмундиро вание, другие писали письма в родные края, а третьи, расположившись группа ми, мирно и задушевпо беседовали и мечтали о встречах со своими подругами, женами, братьями, сестрами, с, отцами п матерями. ^ •Каждый из нас сознавал, что далека эта встреча, что путь к ней лежит через Бер леи, через трупы поверженных врагов. Ц кто ее знает, — война есть война — быть может, не все доживут до этой счастливой и радостной минуты. Тень грусти и уны ния проскальзывала по лицам уставших воинов-пехотинцев. v Вдруг, откуда ни .возьмись, среди солдат появился пеутомимый балагур и весель чак рядовой Ильин. В руках оп держал по луразбитую трехструнку-балалайку, ви димо, подобранную им в придорожной ка наве. Я вызвался сыграть на пей. Поли лись залихватские звуки «Камаринского». Сразу ожили бойцы, а один из них по просил сыграть «Русскую». Перепляс с шуточными припевками окончательно раз веселил собравшихся в кружок солдат. Усталость и унынпе как рукой сняло. Дол го потом балалайка сопутствовала нам в походной боевой жизни. И теперь здесь, на севере, я не расста юсь с этим простым народным инструмен том. Являясь постоянным участником ма тросской художественной самодеятельности пе только как индивидуальный исполни тель, ио и как руководитель струнного ор кестра своей части, стараюсь всеми силами, как можно лучше организовать досуг ма тросов п сержантов. Много приходится ра ботать с отдельными товарищами, ибо, как правило, музыкальные номера исполняют ся у нас наслух, а ведь далеко пе все ис полнители обладают тонким музыкальным слухом. Успеха добиваемся благодаря на- стоПчивой работе. Выступления участников художествен ной самодеятельности принимаются лич ным составом с благодарностью. Педавно наше выступление дважды транслировалось но радио и, судя по отзывам, было тепло встречено слушателями. Сейчас матросы, сержанты и я лично приступили к отработке музыкальных но меров новой программы. Готовятся к испол нению русские народные песни и песни советских композиторов. Приятно сознавать, что наши усилия пе пропадают даром, что матросская самодея тельность помогает культурно и весело проводить свободное от занятий время, знакомить матросов с музыкальной куль турой нашего народа. Старший сержант Н. СЕМЕНОВ. Нан создавался | коллектив Я пришел на корабль в днн напряжен ной борьбы с врагом, в дни бесконечных походов п сразу же влился в состав су ществовавшей тогда корабельной самодея тельности. Своими задорными песнями, хо рошей шуткой наш небольшой коллектив часто веселил матросов в дни, свободные от походов. После окончания войны н демобилиза ции старших товарищей мне пришлось са мому руководить самодеятельностью. Сна чала казалось, что среди молодых матро сов, пришедших на корабль, не найти под ходящих людей, способных создать такой л:е коллектив, какой был у пас раньше. Но вскоре сомнения рассеялись. Нашлись и солисты, и музыканты, и плясуны, и рас сказчики, и пам вновь на корабле удалось возобновить самодеятельность. Многие матросы с большим желанием участвуют в самодеятельности. В нашем коллективе 22 матроса и старшины. Репетиции мы проводин в кают-компании корабля. Условия, конечно, не сов сем подходящие для ванятий, особенно для плясунов, но приходная мириться. Гово рят, в тесноте, да не в обиде. Занимаемся мы обычно по вечерам. Всего получится три— четыре заняты ■ педелю по 2 чага. Основным недостппв является нерав номерность работа. В т дошел период об щефлотского емггря, я все опять замолкло до следующего толчка. Для того, чтобы коллектив самодеятельности был полноцеп ным, пужпа постоянная непрерывная рабо та, совершенствование всего старого и об новление всем хорошим. Большую помощь нам nepei последним смотром оказала руководитель само деятельности А. И. Максимчук. Очепь цен но было ее руководство хором, ее советы п помощь п художественном оформлении. Как-то по-новому зазвучали песни, кото рые опа отрабатывала с ялмя. Отсутствие на корабле музыкальных инструментов, за исключением баяна и аккордеона, не поз волило нам создать струнный оркестр. А способпые музыканты нашлпсь бы. Мож но было бы порадовать матросов хорошей музыкой. Наш опыт показывает, что п на малых кораблях при хорошей организации и не которой помоши со стороны клуба можно создавать полноценные коллективы само деятельности. Старшина 2 статьи А. СМИРНИЦКИЙ. Участница самодеятельности Тамара Нн- яульшина читает отрывок из романа А. Фа деева «Молодая гвардия». Фото А. Попова. ■ г — Т ------------------1--------------------------------------- ~ Волнующие образы героев Квартет аккордеонистов центральных учреждении флота. Фото А. Попова. МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ Год тому назад, 14 августа 1946 года, f постоянно заниматься командиры, полит- в докладе о журналах «Звезда» и «Ленин- работники, нартиПныс и комсомольские НЕТ У С Л О В И Й Д Л Я У Ч Е Б Ы Полнтзаиятня в группе матросов подраз деления тов. Тропцкого проходят в кубри ке, где живет личный состав. Оборудования н пособий для политзанятий пет, за исклю чением полптико-адмииистративпой карты СССР. Конспектов для политзанятий матросы не имеют, да если бы опп н пмелп их, то записи производить все равно не могли бы, потому что стол в кубрике только одпп — для руководит0ля. Во время занятий матро сы рассаживаются по койкам, так как ска меек для сидения в кубрике тоже пет. Тут же после вахты или почпой работы отдыхают па койках матросы. Руководитель занятий тов. Тягин пе об ращает вппмапия па такую «организацию •> политзапятнй. Пе беспокоит это пп коман дира, пп партийную организацию подразде ления. И. ЕГОРОВ. Оценка—„отлично (I Секретарь комсомольской организации лика я Отечественная война» все слушатели нашей части младший лейтенант Бойко получили хорошие и отличиые оценки, большое внимание уделяет проведению но- Особснпо выделяются глубоким зиаипем ма- литзанятнй с группой механиков. Являясь j тернала тт. Карасик, Поляков, Дудник, Бы- руководителем группы, он ясно и доходчи во раз’ясняет каждую тему учебного планл. На-днях в группе механиков на ито говой беседе по третьему разделу темы «В::- ков, Попович, С околов , Теткин, Киреев. В целом оценка группы — «отлично». С. ВАСИЛЬЕВ. - град» товарищ Жданов говорил: «На ши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими куль турными, моральными требованиями и вкусами». И дальше: «Центральный Коми тет партии хочет, чтобы у нас было изо билие духовной культуры, нбо в этом бо гатстве культуры оп виднт одну нз глав ных задач социализма». Заботясь о росте нашей духовпой культуры, большевист ская партия придает важное значение рас пространению се в массах. Одной нз форм пропаганды советской литературы, музыки, искусства, одним из способов приобщения матросов и старшнп к богатствам духовной культуры нашего советского общества является матросская художественная самодеятельность. Она призвана способствовать политическому, воинскому н культурному воспитанию личпого состава, воспитывать матросов п старшин в духе высокой социалистической сознательности и беспрсдельпой предан ности Родине, Советскому правительству, партии Ленина — Сталина, мобилизовать их па повышепис боевой мощи флота, на бдительную н надежную охрану мирного труда советского народа. Это налагает боль шую ответственность на работников, при званных руководить художественной са модеятельностью. Матросская художественная самодеятель ность концентрируется вокруг клубов, ком нат н кают политико-просветительной ра боты. Ио руководство самодеятельностью не является только нх делом. Ею обязаны организации каждого корабля, части, нод- ! разделения, они должны заботиться о том, | чтобы матросская самодеятельность была ; i идейно направленной, злободневной, высо кохудожественной и непрерывной. Недавно закончившийся общефлотский смотр художественной самодеятельности ; показал, что матросская самодеятельность у нас па флоте стала более содержатель ной, идейно окрепла. Смотр выявил на флоте много талантливых участников и | способных организаторов матросской само- ■деятельности. Там, где этим делом зани маются повседневно, где любовно выращи- ! на Ют активистов-исполпителей, там доби- I лись хороших результатов. В иодразделе- : ниях тыла н в частях Главной базы, па ко- уаблях и при Домах флота созданы посто- | янные хоровые и драматические коллекти- j вы, ансамбли, группы, струнны* оркестры. Только от подразделения, где политработ ником офицер Грызлов, иа смотровом вечере выступали десятки участников. Многие из них награждены грамотами командующего флотом. С помощью Дома флота созданы все Условия к тому, чтобы это подразделение на следующем смотре смогло дать самостоятельно полпоцепную программу самодеятельности. Жюри присудило первое место самодея тельности центральных учреждении, вто рое место поделили тыл и Учебный отрях. бованиямн нашей партии в области идео логической работы, как они заботятся о повышении идейности репертуара. Оп по мог выявить наиболее характерные недос татки в развитии самодеятельности па флоте. Одним из основных недостатков являет ся то, что имеется еще часть политработ ников и руководителей клубов, которые занимаются самодеятельностью лишь от случая к случаю, главным образом в пери од смотров и подготовки к большим празд никам. Это об’ясияется в первую очередь тем, что некоторые политработники еще недооценивают роли самодеятельности в культурном и политическом воспитании матросов, смотрят на нес только как па развлекательное средство. В части, где начальником клуба тов. Коваль, не сумели создать полноцен ную самодеятельность и на смотровой ве чер представили сьгрые, иеотработапные но мера. Наспех составленная программа ни как не могла удовлетворить жюри. .Вместо жизнерадостных патриотических несен, бодрой, задорной пляски, радостной му зыки, веселых частушек на местную тематику и здорового юмора в про грамму были включены пустые, безпдеииые мещанские иесепкп и скетч, бессодержа тельные разговорные номера и карикатур ные танцы. Я*но, что такая программа не имеет ничего общего с задачами, постав ленными перед матросской самодеятель ностью. После смотра перед художественными коллективами встали новые большие зада чи. Идейно-художественный уровень ренер- Общефлотский смотр подвел итоги то- туара должен непрерывно повышаться, му. как политработники, клубные руког.о- ' Многое нз того, что раньше казалось хо- дитоли нерпстранвают па боту художест- р-шим. теперь уже не удовлетворяет флот- венных коллективов в соответствии с тре- i ского зрителя: растут его вкусы, новы- Героические подвиги, проявленные мо лодежью нашей страны в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, заслу жили признание передовых людей всего мира. Подвигами обессмертили свое имя герои Великой Отечественной войны Зря Космо демьянская, Лиза Чайкина, Александр Матросов, Юрий Смирнов и многие другие юноши и девушки Советской страны. Осо бенно незабываем коллективный бесстраш ный и самоотверженный подвиг героев не большого украинского городка Краснодона. Десятки и сотни тысяч молодых совет ских людей воспитываются па примерах мужества п бесстрашия, проявленных ге роями Краснодона и так хорошо запечат ленных на страницах романа лауреата Сталинской премии Александра Фадеева— «Молодая гвардия». Роман стал настоль ной н любимой книгой молодого советского поколения. Для меня лично особенно дорог образ Любы Шевцовой, этой жпзнерадост- ' ной, самоотверженной девушки. Любовь к этому замечательному, дорого- ! му образу Любы Шевцовой п определила | мой выбор отрывка для художественного чтения па смотре матросской самодеятель ности. \ При'подготовке к смотру- мне мнопг пришлось поработать, ибо не сразу удава лось най*гп необходимую интонацию, выра- зитсльный жест. Я стремилась сжиться с образом героя, глубже попять его. Мое пристрастие к художественному чтению велико и поэтому сейчас я уже на чала готовиться к новому концерту худо жественной самодеятельности. В день праздноваппя 30-й годовщины Г ликой Октябрьской социалистической ;>. волюцин мне хочется рассказать со сце ны рабочим п морякам о героических буд нях советских людей, о их трудовых под вигах в борьбе за счастливое будущее. Тамара НИКУЛЬШИНА. шаются его культурные запросы. Это обя зывает коллективы самодеятельности на стойчиво работать, быть взыскательными к себе. Они должны действовать постоянно, непрерывно, добиваясь высокой культуры исполнения. Художественная самодеятельность яв ляется проявлением творческой инициати вы матросской массы. Эту инициативу должны поддерживать политработники и руководители клубов. Они должны заниматься вопросами ее щнрокого развития среди лпчиого состава и скола- чиванием крепкого ядра активистов само деятельности па каждом корабле и в части. Хорошей самодеятельностью на корабле, в части должны гордиться политработники и комаидиры. В каютах п комнатах полптнросветрабо- ты следует практиковать такие формы са модеятельности, как разучивание строевых солдатских и матросских песен, организа ция небольших струнных оркестров, соль ные пляски иод балалайку или гармонь, художественное чтение стихов или отрыв ков из произведений советских и русских классических писателей. Политработники должны помочь участникам самодеятельно сти паходнть новые интересные темы, обогащать репертуар произведениями, по казывающими успехи нашего послевоенно го строительства, жизнь Советской Армии п Флота. Поднять идейный п художественный уровень, покончить с сезонностью, с штур* мовщнпой в работе коллективов матрос ской художественной самодеятельности — такова задача. Самодеятельность должна стать ноетояппо действующей, активной фермой политического и культурного вос питания матросов. Напитан Г. КАРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz