На страже Заполярья. 1947 год. Август.

15 августа 1947 г., № 190 (2881). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 8 Конкретно к повседневно.руководить организациями Ленинско-сталинский комсомол— боль- птгвпстская школа воспитания молодого поколения в духе коммунизма. Комсомол — детище партии, проводник ее революцион­ ных идеи в массы молодежи. Комсомол — резерв, откуда партия черпает свое нопол- неппе. Вот почему партия большевиков про­ являет постоянную заботу об укреплении работы в комсомоле. Вдумчивое, повседневное партийное ру­ ководство комсомолом — кровная обязан­ ность каждого политоргана п парторганиза­ ции. Главное в партийном руководство флотским комсомолом состоит в том, чтобы повысить идеологическую работу среди мо­ лодежи, повседневно передавать ей опыт, традиции и идейное наследство большеви­ ков, добиться того, чтобы вся комсомоль­ ская работа была целеустремленной, на­ правленной на оказание помощи комапдова- пню в выполнении учебно-боевых задач. Пример заботливого пЬвседпевного пар­ тийного руководства комсомольскими орга­ низациями показывает начальник политот­ дела Тыла. В комсомольских организациях Тыла регулярно проходят собрания актива с-вопросами об изучении и пропаганде во­ инских уставов среди молодежи, об идеоло- ;ком воспитании молодых воинов, про- ;я вечера встреч молодежи с комсо­ мольцами старого поколения, вечера отлич­ ников боевой подготовки с обменом опытом боевой учебы. Передовиков боевой подго­ товки широко пропагандируют на собрани­ ях, в печати. Многие отличники получили «Почетные грамоты» Мурманского обкома ВЛКСМ. Регулярно проводится и учеба секретл- молодые и неопытные комсомольцы. Они нуждаются в повседневной учебе и помощи со стороны политотделов и парторганиза­ ций. В связи с этим большое внимание следует обратить на подготовку и проведе­ ние семинаров секретарей комсомольских организаций. Опыт показал, что на одно­ дневных семинарах более двух практиче­ ских вопросов разбирать нецелесообразно. Нагромождение различных вопросов на се­ минарах ведет к формализму и к нэглубо- кому разбору опыта работы. На это не раз указывалось тов. Кагарлицкому. Однако оп в течение длительного времени на каждом однодневном семинаре ставит по четыре, пять вопросов. На семинаре, вместо учебы просто ругают комсомольских руководите­ лей. Такой семинар проходит на низком уровне и ие оказывает должной помощи в работе комсомольскому активу. Партийное руководство комсомолом -оз­ начает, что коммунисты должны повседнев­ но направлять комсомольскую работу, но- могать членам бюро ВЛКСМ, . бывать на комсомольских собраниях, заседаниях бюро, активно участвовать в обсуждаемых вопро­ сах. Комсомольцы ждут от партийных ру­ ководителей толковых советов, а не окриков и приказов. Командовать комсомольскими организациями нельзя, им надо терпеливо раз’яснять. К сожалению, есть отдельныо секретари парторганизаций, как, например, тов. Крючек, который на заседшпи комсо­ мольского бюро приказал секретарю fiioi-o т. Иванову замолчать. На возражение чле- ' нов бюро ВЛКСМ, чтобы т. Иванов продол- j жал выступление, Крючек административно заявил: «Маркин, молчите, на гауптвахту рей комсомольских организаций. Для моло- j отправлю!» и т. д. Это грубейшее наруше­ ние комсомольской демократии достойно резкого осуждения. Рас тит ь матросские т аланты! НАГРАЖДЕНИЕ АКТИВИСТОВ г ц п Отмечая идейный п художественный рост матросской самодеятельности, командующий флотом наградил грамота­ ми 80 лучших исполнителей и организа­ торов — участников олимпиады. Среди 'них : офицеры Орлов Н. П., Лозинский, Шубин А., Ряховский, Дружеруков, Исо- ченко, Соловьев; старшины и сержапты: Сивковский, Акнаев (художественное чтение стихов В. Маяковского), Земсков (руководитель хора), Семенов Н. (руково­ дитель струнного оркестра), Рязанов А. (руководитель тапцовального коллекти­ ва), Шабалин М. (исполнитель русской пляски), матросы: Маслов (певец хора, исполнившего украинскую песню «Реве та стогне Днинр широкий»), Волков М. (таицор), Леонов В. (автор, выступив­ ший со своими стихами), Степанов И. (исполнитель партии Павлика, из опе­ ретты «Золотая долина»), Юдниов К. (танцор), Проулочнов В. (исполнитель украинской иляски), Батищев Н. (певец и организатор самодеятельности на ми­ ноносце «Гремящий»), Шабунин (ис­ полнитель русского танца «Барыня»), Олейпик, Калинников, Пошков, Крохма- лев. Награждены также члены семей воен­ нослужащих: Максимчук А. И. (руково­ дитель хора), Гетман В. И. (исполни­ тельница русских песен «На луга, поля- пы» п «Песня ямщика»), Кудинова В. (исполнительница партии Ольги из опе­ ретты «Золотая долина» и русских на­ родных песен), Никулыпина Т. С. (ис­ полнительница отрывка из романа Фа­ деева «Молодая гвардия»), Р. Мальцева н Л. Сывороткниа (запевалы хора п ис­ полнительницы несен советских компо­ зиторов), Яковлева Р. Д. (руководитель матросского хора), Грызлова 0. А., Ба- бак Н. А., Боброва и многие другие. МАСТЕРА ВЕСЕЛЬЯ дежи читаются лекции, доклады о жизни н деятельности вождей нашей партии — В. И. Ленина и И. В. Сталина, С. М. Кирова. Благодаря повседневной заботе о комсо­ кольеких организациях со стороны полиг- органа, члены ВЛКСМ используют различ­ ные формы работы по повышению успе- ваембсти комсомольцев на политзанятиях. Па общих собраниях комсомольцев и засе­ даниях бюро слушают руководителей по- u Штп ятий об успеваемости ные члены ВЛКСМ комсомольцев, информируют #юро, как они готовятся к политза­ нятиям. Комсомольские активисты — отличники учебы оказывают индивиду­ альную помощь отстающим, подбирают необходимую литературу и т. д. Сейчас в соединении заканчивают рабо­ ту кружки по изучеппю Устава ВЛКСМ. 1 еомсоуолт»ск 1 те организации чпого уделяют внимапия развитию сиортивио-фнзкуль- турной работы. Все это зпачитсльпо подняло авторитет комсомольских организаций среди всей мо­ лодежи. Об этом свидетельствует увеличе­ ние роста рядов ВЛКСМ. Начальник полит­ отдела постоянно учит партийные органи­ зации, как надо руководить комсомолом. Пе в пример плохо руководит комсомолом начальник политоргапа т. Осипов. Он очепь мало интересуется работой комсомольских организаций, не требует руководства ком­ сомолом и от парторганизаций кораблей. В комсомольских организациях созданы кружки по изучеппю биографии товарища Сталина. Комсомольцы с большим желаниум посещают пх, по работу этих кружков ни­ кто не направляет п не контролирует. Партийные организации кораблей, где секретарями партбюро тт. Григорьев и Ашг- щгнко, стоят в стороне от этого дела и же­ лание'комсомольцев не поддержали. На этих кораблях политическим воспитанием ком­ сомольцев неудовлетворительно занимается и тов. Потемкин. Лекции для молодежи не читаются, беседы пе проводятся. А уежду тем, именно сейчас есть необходимость дать для пропагандистской работы в комсомоле лучших лекторов, пропагандистов, послать руководителями в комсомольские кружки наиболее грамотных коммунистов. Надо по­ мочь комсомольцам всесторонне ознакомить­ ся с жпзпью н деятельностью наших ве­ ликих вождей п тем самым подготовить мо­ лодежь к глубокому изучению истории и теории большевистской партии. Улучшение воспитательной и организа­ ционной работы в комсомоле зависит от учебы комсомольского актива. У руковод­ с т в комсомольскими организациями стоят / Возьмем другой пример, когда секретарь партбюро т. Глотов вместо того, чтобы раз­ вивать в комсомольских организациях внутрисоюзную демократию, добиваться регулярного проведения комсомольских собраний, не допускать нарушения Устава ВЛКСМ и оберегать права ком­ сомольцев, сам стал на путь грубого на­ рушения комсомольской демократии. Па- нрпмер, он санкционировал проведение отчетно-выборного. комсомольского собра­ ния, на котором присутствовало всегв 40 процентов членов организации. Присут­ ствуя при подсчете, голосов, т. Глотов, ви­ дя, что выдвинутая им кандидатура в со­ став комсомольского бюро получила 15 го­ лосов против и не получила большинства, предложил записать в протоколе пе пят­ надцать голосов против, а только пять, что было и сделано. Понятно, что такое собра­ ние было отменено и проведено вновь. Комсомольские организации в ближай­ шее время начнут проводить отчетные соб­ рания с докладами секретарей о выполне­ нии решений, принятых на отчетно-выбор­ ных собраниях. На этих собраниях надо развернуть критику и самокритику, по до­ стоинству оцанпть работу каждого члена и бюро в целом, как они справляются с на­ меченными задачами комсомольской орга­ низации. Подготовку к этим собраниям надо пачать теперь же. Прежде всего, надо про­ верить выполнение принятых решений, до* биться полного выполнения каждого их ! пункта, обратить особое внимание на рабо-1 ту ио вовлечению передовых матросов и солдат в ряды комсомола. Главное Полит-, управление Вооруженных Сил требует от всех политоргаиов и парторганизаций ко- ренного улучшения руководства комсомо- j лом. Надо признать, что в этом деле еще: много недостатков. Повседневно руководить комсомольскими , организациями — это не значит подменять комсомольцев и работать за них, занимать­ ся прикреплением партийных «папаш», а | повседневно направлять, учить, подсказы­ вать, контролировать, критиковать недо­ статки и поддерживать хорошую инициа­ тиву. В этом заключается смысл больше­ вистского руководства комсомолом. Чем конкретнее это руководство, тем энергич­ нее будет жизнь и деятельность комсомоль­ ских организаций, тем быстрее и лучше комсомольцы справятся со своими задача­ ми по воспитанию флотской молодежи. Майор И. РУДНЕВ. Мпе до сих пор припоминается случай, имевший место в Великую Отечественную войну на одной из многочисленных фрон­ товых дорог под Ленинградом. После дли- 1тельного и утомительного марша бойцы на­ шего подразделения расположились па от­ дых. Все были заняты своим делом. Одни штопали пзпоспвшееся в боях обмундиро­ вание, другие писали письма в родные края, а третьи, расположившись группа­ ми, мирно и задушевпо беседовали и мечтали о встречах со своими подругами, женами, братьями, сестрами, с, отцами п матерями. ^ •Каждый из нас сознавал, что далека эта встреча, что путь к ней лежит через Бер­ леи, через трупы поверженных врагов. Ц кто ее знает, — война есть война — быть может, не все доживут до этой счастливой и радостной минуты. Тень грусти и уны­ ния проскальзывала по лицам уставших воинов-пехотинцев. v Вдруг, откуда ни .возьмись, среди солдат появился пеутомимый балагур и весель­ чак рядовой Ильин. В руках оп держал по­ луразбитую трехструнку-балалайку, ви­ димо, подобранную им в придорожной ка­ наве. Я вызвался сыграть на пей. Поли­ лись залихватские звуки «Камаринского». Сразу ожили бойцы, а один из них по­ просил сыграть «Русскую». Перепляс с шуточными припевками окончательно раз­ веселил собравшихся в кружок солдат. Усталость и унынпе как рукой сняло. Дол­ го потом балалайка сопутствовала нам в походной боевой жизни. И теперь здесь, на севере, я не расста­ юсь с этим простым народным инструмен­ том. Являясь постоянным участником ма­ тросской художественной самодеятельности пе только как индивидуальный исполни­ тель, ио и как руководитель струнного ор­ кестра своей части, стараюсь всеми силами, как можно лучше организовать досуг ма­ тросов п сержантов. Много приходится ра­ ботать с отдельными товарищами, ибо, как правило, музыкальные номера исполняют­ ся у нас наслух, а ведь далеко пе все ис­ полнители обладают тонким музыкальным слухом. Успеха добиваемся благодаря на- стоПчивой работе. Выступления участников художествен­ ной самодеятельности принимаются лич­ ным составом с благодарностью. Педавно наше выступление дважды транслировалось но радио и, судя по отзывам, было тепло встречено слушателями. Сейчас матросы, сержанты и я лично приступили к отработке музыкальных но­ меров новой программы. Готовятся к испол­ нению русские народные песни и песни советских композиторов. Приятно сознавать, что наши усилия пе пропадают даром, что матросская самодея­ тельность помогает культурно и весело проводить свободное от занятий время, знакомить матросов с музыкальной куль­ турой нашего народа. Старший сержант Н. СЕМЕНОВ. Нан создавался | коллектив Я пришел на корабль в днн напряжен­ ной борьбы с врагом, в дни бесконечных походов п сразу же влился в состав су­ ществовавшей тогда корабельной самодея­ тельности. Своими задорными песнями, хо­ рошей шуткой наш небольшой коллектив часто веселил матросов в дни, свободные от походов. После окончания войны н демобилиза­ ции старших товарищей мне пришлось са­ мому руководить самодеятельностью. Сна­ чала казалось, что среди молодых матро­ сов, пришедших на корабль, не найти под­ ходящих людей, способных создать такой л:е коллектив, какой был у пас раньше. Но вскоре сомнения рассеялись. Нашлись и солисты, и музыканты, и плясуны, и рас­ сказчики, и пам вновь на корабле удалось возобновить самодеятельность. Многие матросы с большим желанием участвуют в самодеятельности. В нашем коллективе 22 матроса и старшины. Репетиции мы проводин в кают-компании корабля. Условия, конечно, не сов­ сем подходящие для ванятий, особенно для плясунов, но приходная мириться. Гово­ рят, в тесноте, да не в обиде. Занимаемся мы обычно по вечерам. Всего получится три— четыре заняты ■ педелю по 2 чага. Основным недостппв является нерав­ номерность работа. В т дошел период об­ щефлотского емггря, я все опять замолкло до следующего толчка. Для того, чтобы коллектив самодеятельности был полноцеп­ ным, пужпа постоянная непрерывная рабо­ та, совершенствование всего старого и об­ новление всем хорошим. Большую помощь нам nepei последним смотром оказала руководитель само­ деятельности А. И. Максимчук. Очепь цен­ но было ее руководство хором, ее советы п помощь п художественном оформлении. Как-то по-новому зазвучали песни, кото­ рые опа отрабатывала с ялмя. Отсутствие на корабле музыкальных инструментов, за исключением баяна и аккордеона, не поз­ волило нам создать струнный оркестр. А способпые музыканты нашлпсь бы. Мож­ но было бы порадовать матросов хорошей музыкой. Наш опыт показывает, что п на малых кораблях при хорошей организации и не­ которой помоши со стороны клуба можно создавать полноценные коллективы само­ деятельности. Старшина 2 статьи А. СМИРНИЦКИЙ. Участница самодеятельности Тамара Нн- яульшина читает отрывок из романа А. Фа­ деева «Молодая гвардия». Фото А. Попова. ■ г — Т ------------------1--------------------------------------- ~ Волнующие образы героев Квартет аккордеонистов центральных учреждении флота. Фото А. Попова. МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ Год тому назад, 14 августа 1946 года, f постоянно заниматься командиры, полит- в докладе о журналах «Звезда» и «Ленин- работники, нартиПныс и комсомольские НЕТ У С Л О В И Й Д Л Я У Ч Е Б Ы Полнтзаиятня в группе матросов подраз­ деления тов. Тропцкого проходят в кубри­ ке, где живет личный состав. Оборудования н пособий для политзанятий пет, за исклю­ чением полптико-адмииистративпой карты СССР. Конспектов для политзанятий матросы не имеют, да если бы опп н пмелп их, то записи производить все равно не могли бы, потому что стол в кубрике только одпп — для руководит0ля. Во время занятий матро­ сы рассаживаются по койкам, так как ска­ меек для сидения в кубрике тоже пет. Тут же после вахты или почпой работы отдыхают па койках матросы. Руководитель занятий тов. Тягин пе об­ ращает вппмапия па такую «организацию •> политзапятнй. Пе беспокоит это пп коман­ дира, пп партийную организацию подразде­ ления. И. ЕГОРОВ. Оценка—„отлично (I Секретарь комсомольской организации лика я Отечественная война» все слушатели нашей части младший лейтенант Бойко получили хорошие и отличиые оценки, большое внимание уделяет проведению но- Особснпо выделяются глубоким зиаипем ма- литзанятнй с группой механиков. Являясь j тернала тт. Карасик, Поляков, Дудник, Бы- руководителем группы, он ясно и доходчи­ во раз’ясняет каждую тему учебного планл. На-днях в группе механиков на ито­ говой беседе по третьему разделу темы «В::- ков, Попович, С околов , Теткин, Киреев. В целом оценка группы — «отлично». С. ВАСИЛЬЕВ. - град» товарищ Жданов говорил: «На­ ши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими куль­ турными, моральными требованиями и вкусами». И дальше: «Центральный Коми­ тет партии хочет, чтобы у нас было изо­ билие духовной культуры, нбо в этом бо­ гатстве культуры оп виднт одну нз глав­ ных задач социализма». Заботясь о росте нашей духовпой культуры, большевист­ ская партия придает важное значение рас­ пространению се в массах. Одной нз форм пропаганды советской литературы, музыки, искусства, одним из способов приобщения матросов и старшнп к богатствам духовной культуры нашего советского общества является матросская художественная самодеятельность. Она призвана способствовать политическому, воинскому н культурному воспитанию личпого состава, воспитывать матросов п старшин в духе высокой социалистической сознательности и беспрсдельпой предан­ ности Родине, Советскому правительству, партии Ленина — Сталина, мобилизовать их па повышепис боевой мощи флота, на бдительную н надежную охрану мирного труда советского народа. Это налагает боль­ шую ответственность на работников, при­ званных руководить художественной са­ модеятельностью. Матросская художественная самодеятель­ ность концентрируется вокруг клубов, ком­ нат н кают политико-просветительной ра­ боты. Ио руководство самодеятельностью не является только нх делом. Ею обязаны организации каждого корабля, части, нод- ! разделения, они должны заботиться о том, | чтобы матросская самодеятельность была ; i идейно направленной, злободневной, высо­ кохудожественной и непрерывной. Недавно закончившийся общефлотский смотр художественной самодеятельности ; показал, что матросская самодеятельность у нас па флоте стала более содержатель­ ной, идейно окрепла. Смотр выявил на флоте много талантливых участников и | способных организаторов матросской само- ■деятельности. Там, где этим делом зани­ маются повседневно, где любовно выращи- ! на Ют активистов-исполпителей, там доби- I лись хороших результатов. В иодразделе- : ниях тыла н в частях Главной базы, па ко- уаблях и при Домах флота созданы посто- | янные хоровые и драматические коллекти- j вы, ансамбли, группы, струнны* оркестры. Только от подразделения, где политработ­ ником офицер Грызлов, иа смотровом вечере выступали десятки участников. Многие из них награждены грамотами командующего флотом. С помощью Дома флота созданы все Условия к тому, чтобы это подразделение на следующем смотре смогло дать самостоятельно полпоцепную программу самодеятельности. Жюри присудило первое место самодея­ тельности центральных учреждении, вто­ рое место поделили тыл и Учебный отрях. бованиямн нашей партии в области идео­ логической работы, как они заботятся о повышении идейности репертуара. Оп по­ мог выявить наиболее характерные недос­ татки в развитии самодеятельности па флоте. Одним из основных недостатков являет­ ся то, что имеется еще часть политработ­ ников и руководителей клубов, которые занимаются самодеятельностью лишь от случая к случаю, главным образом в пери­ од смотров и подготовки к большим празд­ никам. Это об’ясияется в первую очередь тем, что некоторые политработники еще недооценивают роли самодеятельности в культурном и политическом воспитании матросов, смотрят на нес только как па развлекательное средство. В части, где начальником клуба тов. Коваль, не сумели создать полноцен­ ную самодеятельность и на смотровой ве­ чер представили сьгрые, иеотработапные но­ мера. Наспех составленная программа ни­ как не могла удовлетворить жюри. .Вместо жизнерадостных патриотических несен, бодрой, задорной пляски, радостной му­ зыки, веселых частушек на местную тематику и здорового юмора в про­ грамму были включены пустые, безпдеииые мещанские иесепкп и скетч, бессодержа­ тельные разговорные номера и карикатур­ ные танцы. Я*но, что такая программа не имеет ничего общего с задачами, постав­ ленными перед матросской самодеятель­ ностью. После смотра перед художественными коллективами встали новые большие зада­ чи. Идейно-художественный уровень ренер- Общефлотский смотр подвел итоги то- туара должен непрерывно повышаться, му. как политработники, клубные руког.о- ' Многое нз того, что раньше казалось хо- дитоли нерпстранвают па боту художест- р-шим. теперь уже не удовлетворяет флот- венных коллективов в соответствии с тре- i ского зрителя: растут его вкусы, новы- Героические подвиги, проявленные мо­ лодежью нашей страны в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, заслу­ жили признание передовых людей всего мира. Подвигами обессмертили свое имя герои Великой Отечественной войны Зря Космо­ демьянская, Лиза Чайкина, Александр Матросов, Юрий Смирнов и многие другие юноши и девушки Советской страны. Осо­ бенно незабываем коллективный бесстраш­ ный и самоотверженный подвиг героев не­ большого украинского городка Краснодона. Десятки и сотни тысяч молодых совет­ ских людей воспитываются па примерах мужества п бесстрашия, проявленных ге­ роями Краснодона и так хорошо запечат­ ленных на страницах романа лауреата Сталинской премии Александра Фадеева— «Молодая гвардия». Роман стал настоль­ ной н любимой книгой молодого советского поколения. Для меня лично особенно дорог образ Любы Шевцовой, этой жпзнерадост- ' ной, самоотверженной девушки. Любовь к этому замечательному, дорого- ! му образу Любы Шевцовой п определила | мой выбор отрывка для художественного чтения па смотре матросской самодеятель­ ности. \ При'подготовке к смотру- мне мнопг пришлось поработать, ибо не сразу удава­ лось най*гп необходимую интонацию, выра- зитсльный жест. Я стремилась сжиться с образом героя, глубже попять его. Мое пристрастие к художественному чтению велико и поэтому сейчас я уже на­ чала готовиться к новому концерту худо­ жественной самодеятельности. В день праздноваппя 30-й годовщины Г ликой Октябрьской социалистической ;>. волюцин мне хочется рассказать со сце­ ны рабочим п морякам о героических буд­ нях советских людей, о их трудовых под­ вигах в борьбе за счастливое будущее. Тамара НИКУЛЬШИНА. шаются его культурные запросы. Это обя­ зывает коллективы самодеятельности на­ стойчиво работать, быть взыскательными к себе. Они должны действовать постоянно, непрерывно, добиваясь высокой культуры исполнения. Художественная самодеятельность яв­ ляется проявлением творческой инициати­ вы матросской массы. Эту инициативу должны поддерживать политработники и руководители клубов. Они должны заниматься вопросами ее щнрокого развития среди лпчиого состава и скола- чиванием крепкого ядра активистов само­ деятельности па каждом корабле и в части. Хорошей самодеятельностью на корабле, в части должны гордиться политработники и комаидиры. В каютах п комнатах полптнросветрабо- ты следует практиковать такие формы са­ модеятельности, как разучивание строевых солдатских и матросских песен, организа­ ция небольших струнных оркестров, соль­ ные пляски иод балалайку или гармонь, художественное чтение стихов или отрыв­ ков из произведений советских и русских классических писателей. Политработники должны помочь участникам самодеятельно­ сти паходнть новые интересные темы, обогащать репертуар произведениями, по­ казывающими успехи нашего послевоенно­ го строительства, жизнь Советской Армии п Флота. Поднять идейный п художественный уровень, покончить с сезонностью, с штур* мовщнпой в работе коллективов матрос­ ской художественной самодеятельности — такова задача. Самодеятельность должна стать ноетояппо действующей, активной фермой политического и культурного вос­ питания матросов. Напитан Г. КАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz