На страже Заполярья. 1947 год. Август.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 15 августа 1947 г., N: 190 (2881) Н а у ч е н и я х Борьба с огнем и водой «..Самолеты «противника» прорвались сквозь огневую завесу п атаковали ко рабль. В отсеке отделения старшины 1 статьи Хнюпа «взорвалась» бомба. — Помещение осмотреть! — приказы вает т. Хнюпа. т . В отсеке пожар, — докладывает ма трос Гуляев. И в самом деле: из отсека клубами вы рывается дым. Пожар угрожает распрост раниться. Старшина 1 статьи Хнюпа мгно венно оценивает обстановку и принимает решение: главная опасность — пожар, его j надо немедленно ликвидировать. — Тушить пожар! Матрос Гуляев уже наготове. С помошью матроса Романова он быстро одевает асбе стовый костюм и маску. Наготове проти вогаз. В это время остальные матросы во оружают шланги, пускают воду, подготав ливают минимаксы. Гуляев исчезает в клубах дыма, обдаваемый струями воды. Бнезапно поступает доклад: ; —- Т опит второй отсек! Это докладывает матрос Долматов, обна руживший еще одно повреждение, нанесен ной «бомбой». Отделение старшины 2 ста тьи.. Коновалова бросается к месту повреж дения и. принимает меры к осушке поме щения от воды. Тем временем матросы от деления старшины 2 статьи Шулакова пряготовляют аварийный крепильный ма териал. ...Сбито пламя в первом отсеке. Послед ние язычки его пытаются еще вцепиться в попадающиеся на их пути предметы, но под папором воды они гаснут. Пахпет гарью. Клубится еще дым, перемешанный с паром. Но опасность миновала, п слы шится чей-то радостный голос: — Пожар ликвидирован^ Ослабло н поступление воды во второй отсек, который быстро осушплп матросы отделения Коновалова. Под руководством тт. Хтопы и Коновалова подводятся щитки, ставятся подпоры, заделываются швы. Во да- бежит тоненькими струйкамп, потом стекает частыми большими каплями. Кап ли падают все реже и уменьшаются. Пако- нсц, все: течи пет, вода в отсек больше не поступает. II когда отдается приказание выслать помощь аварийному отделению соседнего поста, где бьются пад ликвида цией более крупной «аварии», старшина 1 статьи Хпюпа перебрасывает к соседям всех матросов, за исключением двух, за канчивающих работу в своем отсеке. Па командный пункт поступает доклад: ;— Все последствия взрыва «бомбы» лик видированы. Так сдавали задачу отделения Хнюпы, Коновалова и Шулакова. Они действовали расторопно и сноровисто. Вся работа про ходила в условиях имитированного пожа ра и фактического поступления воды. П хотя нелегко в такой обстановке работать, личный состав сумел с высокой оценкой решить аварийную задачу. Особенно выде лились матросы Гуляев, Колебин, Балма- сов п Галнмжапов, старшие матросы Шме лев и Пеанов п старшина 1 статьи Хнюпа. Старшина 2 статьи Ю. ЛИСИЦЫН. С первого золпа Командир довел до всего личного соста ва задание: корабль выходит в море на стрельбу. Задача — достичь отличных по казателей. На призыв командира матросы и стар шины ответили делом. Полностью прове рили и подготовили к действию материаль ную часть. Особенно постарались матросы Скороход 'И Лукичев и командир орудия старшина 2 статьи Копасов. Скороход осо бенно внимательно проверил жидкость в компрессоре и муфтах движения, а также крепления всех механизмов. Лукичев про извел тщательную проверку согласовки орудия. Когда в море была обнаружена цель, адграли боейую тревогу. Личный состав занял места по боевому расппсапию. Вы полняя команды, матросы действовали чет ко и,быстро. Слаженпые действия лично го состава дали возможность накрыть цель с первого залпа. Последующие снаряды ложились точно по щиту. Когда закопчплп стрельбу, командир ко рабля, оценивший ее отлично, об’явнл благодарность всему личному составу под разделения. Матрос Н. ПЕТРОВ. Отличник боевой и политической подготовки командир отделения машинистов-гурбинистов старшин матрос В. Донимов про водит занятия по специальности с матросами Н. Ереминым и В. Конюховым. / Фото М. Бугакова Б О М Б И Т Ь , К А К З В Е Н О Б А Т Р А Н О В А ТЩАТЕЛЬНАЯ НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА ОБЕСПЕЧИЛА УСПЕХ • Поппмая важпость поставлеппой задачи, па полпгоп, комапдпр коротко папомнпл потихопьку выносят пз той сам Мощые гвардейцы В прошлом году в гвардейское подразде ление пришли из Учебного отряда матросы Репин и Алутин. Стать в ряды гвардейцев — большая честь, и они постарались де лом оправдать свое высокое звание. Всю зиму они изучали торпед, добиваясь от личных оценок не тольно по специально сти, но и по политической подготовке. В j дисциплине Репин и Алутин являлись при мером. Труд их пе пропал даром:; на весенних зачетах по специальности и на инспектор ской провгрке политзанятий они получили отличные оценки и были зачислены па штатные должности торпедистов. Наступила пора летних учений. Репин и j Алутип с первых же дпей летней учебы j способствуют выполпеппю поставленных j перед личным составом задач, умело подго- ! Тавливая торпеды к безотказному деист- | вию. Пе так давпо командир гвардейской ! части об’явил нм благодарность за отлич- пую работу во время летних учений. Гвардии сержант В. АКУЛОВ. Само по себе бомбометапие пелегкое дело. Опо требует от летчика, ведущего самолет, и штурмана, осуществляющего прицельное бомбосбрасывапие, слаженного взаимодействия, максимального напряжеинл j и умепия воспользоваться ранее прпобре- мпого сделали для успешного осуществлс- теппым опытом. > j иия ее коммунисты подразделения. Секре- f Па этот раз задача была осложпепа тем. j таРь партийпой организации т. Литвинов, что предстояло бомбить по движущимся ! штурман звена, провел беседу среди целям одповрсменпо составом полного зве- ! щтурмапов, коммунист Батраков сре- | дп летчиков, член бюро низовой парт- прильнул к окуляру бомоардировочного ири- ■организации тов. Чижиков— среди техни- пела, а как только цель совместилась с Яспо, что для выполпеппя столь сложпо- i j^Qg jj механиков, а тов. Взсилько—^средн перекрестием сетки, пажал на боевую кпоп- го задания требовалась тщательная и в^е- • (>руд^(»д iihkod . Весь личный состав был лод к у — бомбы стремительно полетели па- стороппяя подготовка летчиков и штурма-. организующим и руководящим влиянием встречу цели. То же сделали в тот же миг чпв, а также и всего технического персо- i ^ оммупистов . Они сделали все зависящее от ^ штурманы ведомых самолетов. Высокие чала, тем Полсе, что удар должен быть осу - j для того, чтобы все члены боевого фонтапы выброшенной разрывами воды Ма:еньний фельвточ ЗАВЕТНАЯ ДВЕРЬ В Мурманске на вокзале есть представи тель Северного флота но воинским перевоз кам. Это — старшпй сержант Ильин. По- ' ставлен он на эту должность для того, чтобы следить за порядком при выдаче билетов военнослужащим. Как же делает это дело т. Ильин? Вот готовится отправление поезда па Москву. У окошка Ильина собралось десят ка четыре отпускников. Они устано вили очередь, выделили одного из своей среды следить по списку и карандашом вычеркивать тех, кому тов. Ильин поса дочный выдаст. Порядок и организован ность пс покинули моряков и на вокзале. Онп выстроились у окошка и ждут начала работы. Десять часов. В нише вокзальной переборки показалась фигура флотского представителя. П вдруг т. Ильин об’явил: — Посадочных рядовому составу нет! И захлопнул окошко. Пассажиры осто рожно постучали. — Пе стучите, сказано и точка. Вас мпого, а я один. Ну и пассажир пошел! Посадочных не выдавали, а между тем, к кассе один за другим подходят рядовые и сержанты — получают билеты. Постучали еще т. Ильину. — lie стучите, а то я к коменданту от правлю! — пригрозил он. Очередь очередью, а пока что посадоч^ двери, за которой скрывается Р своим ведомым: — Идите за мной, строго выдерживая | ][ЛЬцп. т} 0 т, к примеру, пришел старшин высоту и боевой курс при выходе па цель.1маТрос Куликов — кладовщик продоволь- Не отрывайтесь от меня. | ственного склада той воинской части, от- — Ясно, поняли, — передали по радио . куда ущел в помощники коменданта т. ведомые экипажи. Ильин. Пришлось дать, свой ведь че- Через несколько минут гвардии лейте-' ловек. Старшина одной роты, близкий зна- пант Литвинов сообщил своему командиру,1КОмый — просит. Еще человека четыре, что выходим на боевой курс, и сам Сердце пе камень, разве откажешь! До отхода поезда оставался час. В окош ко постучал один военнослужащий. — Я сверхсрочник, еду с женой и ре бенком, то-есть пе еду, а третий день живу па вокзале, неужели мпе билета не найде- цествлеи боевыми бомбами, то-есть уело- коллектива вполне уяснили и осознали нс- вчя бомбометания максимально прпближа- обходимость со всей ответственностью н яксь к боевым. Поэтому пеобходимо было, ССрьсзпостыо отнестись к выполнению каж- чтобы полетчики, и штурманы, и техники, дЫМ 11а своем служебном посту коикрет- п оружейники все хорошо лясппли важ- стоящего перед ними дела. Все это благоприятствовало успешному бомбометанию. Вот почему в день полетов молодой летчик командир звеиа гвардии лейтенант Батраков и его штурман офицер Литвинов были вполне спокойны н увере ны в успешном выполпеппи задачи. А когда нагруженные бомбами воздушные корабли поднялись в воздух п взяли направлена Первый успех молодых матросов Среди личного состава нашего подразде ления выделились в последпее время свои ми успехами в боевой и политической под готовке матросы Ульянов п Яшин. За ко роткий срок молодые моряки освоили спе циальность и стали штатными специали стами. Пе отстал от них и матрос Суворов, который за небольшой срок службы добил ся отличного знания техники своего завс- дываиия н содержапйя его в образцовом состояпии. За успехи в боевой н полити ческой подготовке ему обявлепо уже не сколько благодарностей. Своей честной, примерпой службой моло дые матросы Яшин, Суворов н Ульянов завоевали право стать в ряды отличников боевой и политической подготовки. Старший матрос В. МАРКОВ. ность и серьезность поставленных задач и приложили бы все свое старание и умение для выполнения пх. В день предполетпой подготовки каждый был занят своим делом. Летный состав, пользуясь плановой таблицей, произвел ро зыгрыш полетов на земле, проработал ин струкцию по действиям на полигоне*, изу чил район местонахождения цели и подхо* ды к нему, уяснил порядок выполнения упражнения— время вылета, высоту бомбо- сбрасывания, курсовой угол, количество за-j! ходов над целью, метод сбрасывания бомб, уход от цели и т. д. В это же время техники и оружейники готовили материальную часть. Безотказ ность ее в полете обеспечивает успех. •БЕЗ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ Отделение мотористов и вооруженцев II гвардии младшего сержанта Филкинштей- I на — одно из лучших п подразделении. Об'ясняется это в значительной степени |j тем, что командир отделения, строя всю ij свою работу на основе устава, требует от подчиненных постоянного изучения Гвардии старший сержапт Степанов, гвар-!>| техники и закрепления приобретенных дни сержанты Артемьев п Чижиков прове-И эианий^ на^ ряли моторы, рули, шасси, а оружейники' в вой отделении выросли отличники бое- ---- и политической подготовки гвардии ВО главе СО своим техником гвардии капп-! , младший сержант Кабанов, гвардии ма- таном Василько повторяли правила спаря- жепия бомб взрывателями и подвеску их па самолеты, проверяли действие бомбо сбрасывателей, прицелов и бомбодержате лей, готовили пиропатроны, лебедки с тро сами и ролпкамп. j тросы Барков и Якушев—лучшие специа листы подразделения. За семь месяцев 1947 года ни один матрос отделения не совершил дисципли нарного проступка. Гвардии младший сержант Д. НОВИКОВ. покрыли цель. Звепо возвращалось па аэродром, а с по лигона сообщили: • — Цель накрыта, результаты бомбоме тания звеиа тов. Батракова отличные. ш те? — Вас мпого, а я один! Возмутившись, т. Ильин покинул окошко и направил свон стопы в вагон Л? 4. Здесь он нашел одного из своих д зей, кому дал посадочный талон по-п Друзья— летчики, штурмань^ техники | тельскн, тот неплохо устроился и успел 1развязать узел с дорожпым харчом. Здесь- то н был устроен магарыч за «услугу». А до отхода поезда оставалось уже 25 минут. Мелькают пассажиры, носильщики, подошел к составу электровоз. Ио вот голос диктора передает: «Граж дане пассажиры! Жеяающи*--«ведать .па: поезде Мурманск — Москва могут’приобре.- сти билеты в кассе номер одни. Повто ряю... — «Желающие!» — передразнил кто-то из отпускииков. — Я вот уже педелю не^ зпаю, куда деться с моим желанием... Но диктор пе обманул. Действительно, свободно выдавались кассой те билеты, ко торые, очевидно, пе успели уйти в зпако- ноздравляли отличившиеся экипажи, а командир уже. распорядился, чтобы люди его звеиа помогли подвеелть бомбы к дру гим самолетам, что значительно ускорило выполнение поставленной задачи. Другие звенья так же успешно справи лись с бомбометанием по движущимся це лям. Этот успех был обеспечен тщательной подготовкой па земле, четкой и слаженной работой всего коллектива эскадрильи, хо рошей слетанностью в звеньях и, наконец, точностью прицеливания ведущих по це лям. Летпый день папомпил прошедшие су ровые дпи войны— каждый на своем посту действовал решительно*и быстро, четко и организованно, выполняя свой воинский долг перед Родиной. В конце полетов МУЮ пам ДВГРЬ- командир эскадрильи поблагодарил личпый j После иапряжепной боевой службы сдут состав за отличную службу, а летчикам л 1отдыхать военные моряки. Кому, как ив штурманам сказал: : нашему представителю па транспорте, сле- — Бомбить нужно так, как бомбило се* довало бы во-время провожать отнуекпн- годпя звено гвардии лейтенанта Батракова. . ков, устраивать их так, чтобы не портить Коммуппсты Батраков и Литвинов своп- j им хорошего настроения. Не хочет Ильин •ми практическими делами оправдывают высокое звание болыпевпков-вопнов. Старший сержант В. ПЕТРОВ. этим заниматься. Наверное, нм самим зай мутся. Старший лейтенант А. СТЕПАНОВ. По скалам и топям Заполярья Что такое топография я узнал . гораздо позже, нежели познакомился с нею. Од нажды, еще в детстве, мое внимание прив лек большой белый зонтик, воткнутый в землю на длинной тонкой палке, под ним— маленький столик на трех косых ногах н па столике блестящая «машина», в кото рую изредка посматривал человек и что-то писал, временами оглядывая окружающие шля. Спустя несколько лет я вторично встре тил топографа и мне очень захотелось бли же познакомиться с ним. Пользуясь сво бодным временем, целыми днями следовал за топографом и стал ближе знакомиться с его жизнью и деятельностью, знакомить ся с инструментами. Это знакомство определило мою дальней шую судьбу. Окончив школу, я поступил в топографический техникум в Ленинграде. * ☆ -ЙГ Первая моя производственная практика относится к периоду 1930— 1933 гг. Про ходила она в иарелии, в период строитель ства Беломорско-Балтийского канала нмепн товарища Сталина. Вдоль бесчисленных гор, по сопкам, по топким болотам, по лесу н кустарникам, по дорогам и бездорожью— от Повенца и до Сороки (ныне Беломорск) мы ходили с топографическими инструмен тами, заносили всю ситуацию и рельеф ме стности на план. По этим планам намеча лась трасса великого водного пути. В осеннее время, замерзшие и промок шие, мы продолжали нести благородное п i ответственное бремя, радующее и закаля ющее пас. И когда в 1933 году была от крыта первая навигация по новому, на строенному в короткий срок Беломорскому каналу, мы, топографы, были счастливы вместе со всей страной. Мы гордились тем, что и наша доля скромного труда вложена в эту великую стройку. ЗАПИСКИ ТОПОГРАФА • ...1933 год. Север. Вождь советского на рода товарищ Сталин вместе со своими со ратниками товарищами С. М. Кировым и Ii. Е. Ворошиловым посетили райопы ба зирования будущего Северного флота. Этот день, по-существу, и стал днем рождения Северного Военно-Морского флота. После посещения Севера товарищем Сталиным но его указанию начались грандиозные работы. Началось исследование н изучение флоры и фауны, климата, недр земли, рельефа местности. Потребовались для этого и мы, топографы. Рапной всспой 1934 года мы прибыли па берега Кольского залива. Перед нами была поставлена задача — как можпо быстрее и лучше создать карту. Мы с воодушевле нием припялнсь за дело. Однажды, прогуливаясь по узкому, осы- хающему в малые воды проливу, инжеиер Педрнгайлов сказал нам: — Вот смотрите, что толку от этого про лива, когда в'отлив мы ходим по его дну, не замочив своих подметок. А ведь можно сделать из него замечательный вход и вы ход для кораблей. — Для кораблей? Да ведь здесь будет очеиь тесно. — Не будет тесно. Во-иервых, корабли бывают разные, во-вторых, все можпо сде лать! Ha-днях буду бурить здесь дно, со ставлю профили. Где надо — взорвем — и так но кусочку вычерпаем. Такой будет пролив, что миноносцам в пору. - И теперь, глядя на причалы п „ пнрсы, вспоминаются мне слова ииженера-гсо- лога Недригайлова: «Все можно сделать». Работая в осеннее время и даже зимой, нам приходилось жить в палатках, полотняных домиках, часто срываемых шквальными ветрами. Пищу готовили на улице, среди скал и снега. Так мы жили и трудились в первые годы рождепия базы Северного флота. Часто, цепляясь за острые клыки скал, обдуваемые свистящим ветром, мы ползали со своими инструментами по серым грашггпым сопкам, но отвес ным берегам, рискуя сорваться вниз, и все же создавали карту. Согласно нашим пла нам и картам делались проекты улиц и площадей, причалов и пирсов, жилых до мов и учреждений, дорог и линий связи. День ц ночь слышались взрывы амопала— ровнялся рельеф местности. Город рос, рос ли н люди. Вновь и вновь чувствовали мы радость в душе за отдаппую долю трудов своих в дело создания молодого Северного флота. •ъ ☆ * Стране пужеп апатит, пиксль, железо п другие ископаемые. Советские геологи па- ходили их в цедрах земли пеоб’ятпых про сторов нашей Родины. Много ценпого па- шли советские люди в глубинах Хибинской тупдры. Для дальнейших разработок, под счета н планирования, для повых строек потребовалась детальная карта этого суро вого, но богатого края. Топографы, воору жившись своими инструментами, подняв на плечи свернутые полотняные домнки, ушли па долгие месяцы в тундру. Бродя но серым сопкам в несколько сот метров высотой, натыкаясь на головокружнтель- по-отвесиые обрывы, ущелья и трещины, топографы искусно все запоеили на свон планы. При помощи инструментов и вычи слений из-под их карандашей появлялись па планах конфигурации местности, умень шенной в тысячи н сотни тысяч раз. Так мы создавали карту Хнбииской тупдры. к * -а Как в развитии промышленности, сель ского хозяйства н транспорта, так и в Во оруженных Силах нашей страны топогра фия заппмает одно пз важных мест. Воен ные действия без хорошел карты, без зна ния местности не могут быть успешными. С плохими знаниями топографии, не умея читать карту, трудпо командовать подраз делением. Северпая Гидрографическая экспедиция — одно из старейших подразделений Се верного флота. Многие заслуженные ннже- перы и профессора, офицеры и адмиралы служили и работали в экспедиции. В на стоящее время как офицерский состав, так н инженорно-техппческий состав пред ставляют собой коллектив, выросший и за каленный в упорном труде за долгие годы работы в условиях Заполярья. Сотпн людей Гидрографической экспеди ции трудятся па просторах Белого п Ба ренцева морен. Десятки катеров и кораблей бороздят воды, изучая подробно гидрогра фию морей. Геодезисты и топографы но островам н всему северному побережью с точными оптическими инструментами изу чают топографию местности. Все свои зна ния и энергию отдают работники Гидрогра фической экспедиции укреплению могуще ства родного Северного флота, рождеппого гением великого Сталина. В период Великой Отечественной войны Северная Гидрографическая экспедипия сыграла большую роль в обеспечении фло та материалами как летнего, так и зимнего производства. Не считаясь с трудностями, рабочие и матросы, инжеперы и техники, офицеры п начальники подразделений вы полняли четко н быстро задания командо вания. В зимнее время, в спежиые колючие ме тели люди часами долбили лунки во льду для промера. На этих работах передовика ми были офицеры экспедиции тт. Потрусь, Жилппскнй, Аксенов, Малышев, рабочие тт. Блинов, Толубснский, Боев, Ожогов и другие. Люди экспедиции сидели на тригономет рических пунктах н замершими*-до синевы руками крутили маленькие винтики уни версальных теодолитов и производили точ ные наблюдения. Передовиками были ин женеры и техники тт. Кирштейп, Зайцев, Чирков, Опарин, пеутомимые топографы тт. Афанасьев, Торнягин, Корконосова, Мамонтов. В солпечпые дпи от блеска миллиардов снежинок болели и слезились глаза, но лю ди преодолевали многие трудности и лише ния для родного флота, для дела победы. Партия и правительство за отличное вы полнение заданий командовапия многих ра ботников Гидрографической экспедиции на градили орденами и медалями СССР. За время Великой Отечественной войны вырос теоретически и практически каждый специалист, окреп п закалился в своей иапряжепной боевой работе. Выросло твор чество людей в области рационализации и изобретений. Началышк мастерской Леонид Меньшиков предложил реконструировать моторный двигатель. В результате этой ре конструкция значительно облегчен корпус мотора. Не требуется преспой воды для охлаждения.* Слесарь Александр Амосов произвел реконструкцию гребпого вала для катеров, что даст большую эконо мию средств и времепп на его изго товление. Токарь Ивап Стерхов пред ложил орнгипальпый способ расточки ша тунных подшипников. Теперь на расточку одпого подшипника затрачиваются не ча сы, как это было раньше, а всего лишь не сколько минут. Техник-гидрограф Василий Холопов сконструировал новый секстан. Это ценное предложение было рассмотрено командованием экспедиции и послано в отдел изобретений Военно-Морских Сил. Недавно оттуда получен ответ, что пред ложение тов. Холопова принято. Так жили и трудились люди Гидрогра фической экспедиции в годы войны. Луч шие люди, передовики экспедиции вступи ли в партию большевиков. За годы войны партийная организация экспедиции значи тельно выросла и окрепла. Коммунисты во всех работах, во всех начинаниях шли и идут в авангарде. * -ь * В 1945 г о я па долю Северной Гидрогра фической экспедиции выпала ответствен ная роль по обеспечению безопасного пла вания кораблей Северного флота. С окон чанием войны для траления минных заг раждений больших морских районов потре бовалось геодезическое обеспечение. По требовались также пункты для с’емки по бережья. Эта задача была возложена на ге одезистов экспедиции, с которой опи спра вились в рекордный срок. В две послевоенных навигации гидро графы экспедиции неустанно бороздили море, добывали глубипы для обновления ходовых карт северпого театра. Во вст ширь развернулись гидрологические стан ции открытого моря. ☆ ☆ ☆ Оглядываясь пазад, па пройденный путь хочется привести некоторые статистиче ские данные о своей работе за 17 лет. Спято планшетов в разных масштабах в количестве 97, что составляет в общей сумме 1.5G5 квадратных километров мест ности, покрытой с’смкой. Пройдепо па гребных катерах и шлюп ках свыше 1.100 миль. Прайдепо пешком за 17 лет работы по лесу и болоту, степи и тундре, по дорогам и бездорожью, по местности разпых видов \выше 30.000 километров. Такие данные имеются почти у каждого работника экспедиции, проработавшего нолтора и больше десятка лет. Вся наша страна охвачена сейчас пафо сом созидательного труда, борьбой за вы полнение и перевыполнение грандиозной программы новой сталинской пятилетки. Хочется, не жалея сил своих, работать, творить, дерзать во славу нашей любимой социалистической Родины. А. ПРОКОФЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz