На страже Заполярья. 1947 год. Август.

2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 15 августа 1947 г., N: 190 (2881) Н а у ч е н и я х Борьба с огнем и водой «..Самолеты «противника» прорвались сквозь огневую завесу п атаковали ко­ рабль. В отсеке отделения старшины 1 статьи Хнюпа «взорвалась» бомба. — Помещение осмотреть! — приказы­ вает т. Хнюпа. т . В отсеке пожар, — докладывает ма­ трос Гуляев. И в самом деле: из отсека клубами вы­ рывается дым. Пожар угрожает распрост­ раниться. Старшина 1 статьи Хнюпа мгно­ венно оценивает обстановку и принимает решение: главная опасность — пожар, его j надо немедленно ликвидировать. — Тушить пожар! Матрос Гуляев уже наготове. С помошью матроса Романова он быстро одевает асбе­ стовый костюм и маску. Наготове проти­ вогаз. В это время остальные матросы во­ оружают шланги, пускают воду, подготав­ ливают минимаксы. Гуляев исчезает в клубах дыма, обдаваемый струями воды. Бнезапно поступает доклад: ; —- Т опит второй отсек! Это докладывает матрос Долматов, обна­ руживший еще одно повреждение, нанесен­ ной «бомбой». Отделение старшины 2 ста­ тьи.. Коновалова бросается к месту повреж­ дения и. принимает меры к осушке поме­ щения от воды. Тем временем матросы от­ деления старшины 2 статьи Шулакова пряготовляют аварийный крепильный ма­ териал. ...Сбито пламя в первом отсеке. Послед­ ние язычки его пытаются еще вцепиться в попадающиеся на их пути предметы, но под папором воды они гаснут. Пахпет гарью. Клубится еще дым, перемешанный с паром. Но опасность миновала, п слы­ шится чей-то радостный голос: — Пожар ликвидирован^ Ослабло н поступление воды во второй отсек, который быстро осушплп матросы отделения Коновалова. Под руководством тт. Хтопы и Коновалова подводятся щитки, ставятся подпоры, заделываются швы. Во­ да- бежит тоненькими струйкамп, потом стекает частыми большими каплями. Кап­ ли падают все реже и уменьшаются. Пако- нсц, все: течи пет, вода в отсек больше не поступает. II когда отдается приказание выслать помощь аварийному отделению соседнего поста, где бьются пад ликвида­ цией более крупной «аварии», старшина 1 статьи Хпюпа перебрасывает к соседям всех матросов, за исключением двух, за­ канчивающих работу в своем отсеке. Па командный пункт поступает доклад: ;— Все последствия взрыва «бомбы» лик­ видированы. Так сдавали задачу отделения Хнюпы, Коновалова и Шулакова. Они действовали расторопно и сноровисто. Вся работа про­ ходила в условиях имитированного пожа­ ра и фактического поступления воды. П хотя нелегко в такой обстановке работать, личный состав сумел с высокой оценкой решить аварийную задачу. Особенно выде­ лились матросы Гуляев, Колебин, Балма- сов п Галнмжапов, старшие матросы Шме­ лев и Пеанов п старшина 1 статьи Хнюпа. Старшина 2 статьи Ю. ЛИСИЦЫН. С первого золпа Командир довел до всего личного соста­ ва задание: корабль выходит в море на стрельбу. Задача — достичь отличных по­ казателей. На призыв командира матросы и стар­ шины ответили делом. Полностью прове­ рили и подготовили к действию материаль­ ную часть. Особенно постарались матросы Скороход 'И Лукичев и командир орудия старшина 2 статьи Копасов. Скороход осо­ бенно внимательно проверил жидкость в компрессоре и муфтах движения, а также крепления всех механизмов. Лукичев про­ извел тщательную проверку согласовки орудия. Когда в море была обнаружена цель, адграли боейую тревогу. Личный состав занял места по боевому расппсапию. Вы­ полняя команды, матросы действовали чет­ ко и,быстро. Слаженпые действия лично­ го состава дали возможность накрыть цель с первого залпа. Последующие снаряды ложились точно по щиту. Когда закопчплп стрельбу, командир ко­ рабля, оценивший ее отлично, об’явнл благодарность всему личному составу под­ разделения. Матрос Н. ПЕТРОВ. Отличник боевой и политической подготовки командир отделения машинистов-гурбинистов старшин матрос В. Донимов про­ водит занятия по специальности с матросами Н. Ереминым и В. Конюховым. / Фото М. Бугакова Б О М Б И Т Ь , К А К З В Е Н О Б А Т Р А Н О В А ТЩАТЕЛЬНАЯ НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА ОБЕСПЕЧИЛА УСПЕХ • Поппмая важпость поставлеппой задачи, па полпгоп, комапдпр коротко папомнпл потихопьку выносят пз той сам Мощые гвардейцы В прошлом году в гвардейское подразде­ ление пришли из Учебного отряда матросы Репин и Алутин. Стать в ряды гвардейцев — большая честь, и они постарались де­ лом оправдать свое высокое звание. Всю зиму они изучали торпед, добиваясь от­ личных оценок не тольно по специально­ сти, но и по политической подготовке. В j дисциплине Репин и Алутин являлись при­ мером. Труд их пе пропал даром:; на весенних зачетах по специальности и на инспектор­ ской провгрке политзанятий они получили отличные оценки и были зачислены па штатные должности торпедистов. Наступила пора летних учений. Репин и j Алутип с первых же дпей летней учебы j способствуют выполпеппю поставленных j перед личным составом задач, умело подго- ! Тавливая торпеды к безотказному деист- | вию. Пе так давпо командир гвардейской ! части об’явил нм благодарность за отлич- пую работу во время летних учений. Гвардии сержант В. АКУЛОВ. Само по себе бомбометапие пелегкое дело. Опо требует от летчика, ведущего самолет, и штурмана, осуществляющего прицельное бомбосбрасывапие, слаженного взаимодействия, максимального напряжеинл j и умепия воспользоваться ранее прпобре- мпого сделали для успешного осуществлс- теппым опытом. > j иия ее коммунисты подразделения. Секре- f Па этот раз задача была осложпепа тем. j таРь партийпой организации т. Литвинов, что предстояло бомбить по движущимся ! штурман звена, провел беседу среди целям одповрсменпо составом полного зве- ! щтурмапов, коммунист Батраков сре- | дп летчиков, член бюро низовой парт- прильнул к окуляру бомоардировочного ири- ■организации тов. Чижиков— среди техни- пела, а как только цель совместилась с Яспо, что для выполпеппя столь сложпо- i j^Qg jj механиков, а тов. Взсилько—^средн перекрестием сетки, пажал на боевую кпоп- го задания требовалась тщательная и в^е- • (>руд^(»д iihkod . Весь личный состав был лод к у — бомбы стремительно полетели па- стороппяя подготовка летчиков и штурма-. организующим и руководящим влиянием встречу цели. То же сделали в тот же миг чпв, а также и всего технического персо- i ^ оммупистов . Они сделали все зависящее от ^ штурманы ведомых самолетов. Высокие чала, тем Полсе, что удар должен быть осу - j для того, чтобы все члены боевого фонтапы выброшенной разрывами воды Ма:еньний фельвточ ЗАВЕТНАЯ ДВЕРЬ В Мурманске на вокзале есть представи­ тель Северного флота но воинским перевоз­ кам. Это — старшпй сержант Ильин. По- ' ставлен он на эту должность для того, чтобы следить за порядком при выдаче билетов военнослужащим. Как же делает это дело т. Ильин? Вот готовится отправление поезда па Москву. У окошка Ильина собралось десят­ ка четыре отпускников. Они устано­ вили очередь, выделили одного из своей среды следить по списку и карандашом вычеркивать тех, кому тов. Ильин поса­ дочный выдаст. Порядок и организован­ ность пс покинули моряков и на вокзале. Онп выстроились у окошка и ждут начала работы. Десять часов. В нише вокзальной переборки показалась фигура флотского представителя. П вдруг т. Ильин об’явил: — Посадочных рядовому составу нет! И захлопнул окошко. Пассажиры осто­ рожно постучали. — Пе стучите, сказано и точка. Вас мпого, а я один. Ну и пассажир пошел! Посадочных не выдавали, а между тем, к кассе один за другим подходят рядовые и сержанты — получают билеты. Постучали еще т. Ильину. — lie стучите, а то я к коменданту от­ правлю! — пригрозил он. Очередь очередью, а пока что посадоч^ двери, за которой скрывается Р своим ведомым: — Идите за мной, строго выдерживая | ][ЛЬцп. т} 0 т, к примеру, пришел старшин высоту и боевой курс при выходе па цель.1маТрос Куликов — кладовщик продоволь- Не отрывайтесь от меня. | ственного склада той воинской части, от- — Ясно, поняли, — передали по радио . куда ущел в помощники коменданта т. ведомые экипажи. Ильин. Пришлось дать, свой ведь че- Через несколько минут гвардии лейте-' ловек. Старшина одной роты, близкий зна- пант Литвинов сообщил своему командиру,1КОмый — просит. Еще человека четыре, что выходим на боевой курс, и сам Сердце пе камень, разве откажешь! До отхода поезда оставался час. В окош­ ко постучал один военнослужащий. — Я сверхсрочник, еду с женой и ре­ бенком, то-есть пе еду, а третий день живу па вокзале, неужели мпе билета не найде- цествлеи боевыми бомбами, то-есть уело- коллектива вполне уяснили и осознали нс- вчя бомбометания максимально прпближа- обходимость со всей ответственностью н яксь к боевым. Поэтому пеобходимо было, ССрьсзпостыо отнестись к выполнению каж- чтобы полетчики, и штурманы, и техники, дЫМ 11а своем служебном посту коикрет- п оружейники все хорошо лясппли важ- стоящего перед ними дела. Все это благоприятствовало успешному бомбометанию. Вот почему в день полетов молодой летчик командир звеиа гвардии лейтенант Батраков и его штурман офицер Литвинов были вполне спокойны н увере­ ны в успешном выполпеппи задачи. А когда нагруженные бомбами воздушные корабли поднялись в воздух п взяли направлена Первый успех молодых матросов Среди личного состава нашего подразде­ ления выделились в последпее время свои­ ми успехами в боевой и политической под­ готовке матросы Ульянов п Яшин. За ко­ роткий срок молодые моряки освоили спе­ циальность и стали штатными специали­ стами. Пе отстал от них и матрос Суворов, который за небольшой срок службы добил­ ся отличного знания техники своего завс- дываиия н содержапйя его в образцовом состояпии. За успехи в боевой н полити­ ческой подготовке ему обявлепо уже не­ сколько благодарностей. Своей честной, примерпой службой моло­ дые матросы Яшин, Суворов н Ульянов завоевали право стать в ряды отличников боевой и политической подготовки. Старший матрос В. МАРКОВ. ность и серьезность поставленных задач и приложили бы все свое старание и умение для выполнения пх. В день предполетпой подготовки каждый был занят своим делом. Летный состав, пользуясь плановой таблицей, произвел ро­ зыгрыш полетов на земле, проработал ин­ струкцию по действиям на полигоне*, изу­ чил район местонахождения цели и подхо* ды к нему, уяснил порядок выполнения упражнения— время вылета, высоту бомбо- сбрасывания, курсовой угол, количество за-j! ходов над целью, метод сбрасывания бомб, уход от цели и т. д. В это же время техники и оружейники готовили материальную часть. Безотказ­ ность ее в полете обеспечивает успех. •БЕЗ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ Отделение мотористов и вооруженцев II гвардии младшего сержанта Филкинштей- I на — одно из лучших п подразделении. Об'ясняется это в значительной степени |j тем, что командир отделения, строя всю ij свою работу на основе устава, требует от подчиненных постоянного изучения Гвардии старший сержапт Степанов, гвар-!>| техники и закрепления приобретенных дни сержанты Артемьев п Чижиков прове-И эианий^ на^ ряли моторы, рули, шасси, а оружейники' в вой отделении выросли отличники бое- ---- и политической подготовки гвардии ВО главе СО своим техником гвардии капп-! , младший сержант Кабанов, гвардии ма- таном Василько повторяли правила спаря- жепия бомб взрывателями и подвеску их па самолеты, проверяли действие бомбо­ сбрасывателей, прицелов и бомбодержате­ лей, готовили пиропатроны, лебедки с тро­ сами и ролпкамп. j тросы Барков и Якушев—лучшие специа­ листы подразделения. За семь месяцев 1947 года ни один матрос отделения не совершил дисципли­ нарного проступка. Гвардии младший сержант Д. НОВИКОВ. покрыли цель. Звепо возвращалось па аэродром, а с по­ лигона сообщили: • — Цель накрыта, результаты бомбоме­ тания звеиа тов. Батракова отличные. ш те? — Вас мпого, а я один! Возмутившись, т. Ильин покинул окошко и направил свон стопы в вагон Л? 4. Здесь он нашел одного из своих д зей, кому дал посадочный талон по-п Друзья— летчики, штурмань^ техники | тельскн, тот неплохо устроился и успел 1развязать узел с дорожпым харчом. Здесь- то н был устроен магарыч за «услугу». А до отхода поезда оставалось уже 25 минут. Мелькают пассажиры, носильщики, подошел к составу электровоз. Ио вот голос диктора передает: «Граж­ дане пассажиры! Жеяающи*--«ведать .па: поезде Мурманск — Москва могут’приобре.- сти билеты в кассе номер одни. Повто­ ряю... — «Желающие!» — передразнил кто-то из отпускииков. — Я вот уже педелю не^ зпаю, куда деться с моим желанием... Но диктор пе обманул. Действительно, свободно выдавались кассой те билеты, ко­ торые, очевидно, пе успели уйти в зпако- ноздравляли отличившиеся экипажи, а командир уже. распорядился, чтобы люди его звеиа помогли подвеелть бомбы к дру­ гим самолетам, что значительно ускорило выполнение поставленной задачи. Другие звенья так же успешно справи­ лись с бомбометанием по движущимся це­ лям. Этот успех был обеспечен тщательной подготовкой па земле, четкой и слаженной работой всего коллектива эскадрильи, хо­ рошей слетанностью в звеньях и, наконец, точностью прицеливания ведущих по це­ лям. Летпый день папомпил прошедшие су­ ровые дпи войны— каждый на своем посту действовал решительно*и быстро, четко и организованно, выполняя свой воинский долг перед Родиной. В конце полетов МУЮ пам ДВГРЬ- командир эскадрильи поблагодарил личпый j После иапряжепной боевой службы сдут состав за отличную службу, а летчикам л 1отдыхать военные моряки. Кому, как ив штурманам сказал: : нашему представителю па транспорте, сле- — Бомбить нужно так, как бомбило се* довало бы во-время провожать отнуекпн- годпя звено гвардии лейтенанта Батракова. . ков, устраивать их так, чтобы не портить Коммуппсты Батраков и Литвинов своп- j им хорошего настроения. Не хочет Ильин •ми практическими делами оправдывают высокое звание болыпевпков-вопнов. Старший сержант В. ПЕТРОВ. этим заниматься. Наверное, нм самим зай­ мутся. Старший лейтенант А. СТЕПАНОВ. По скалам и топям Заполярья Что такое топография я узнал . гораздо позже, нежели познакомился с нею. Од­ нажды, еще в детстве, мое внимание прив­ лек большой белый зонтик, воткнутый в землю на длинной тонкой палке, под ним— маленький столик на трех косых ногах н па столике блестящая «машина», в кото­ рую изредка посматривал человек и что-то писал, временами оглядывая окружающие шля. Спустя несколько лет я вторично встре­ тил топографа и мне очень захотелось бли­ же познакомиться с ним. Пользуясь сво­ бодным временем, целыми днями следовал за топографом и стал ближе знакомиться с его жизнью и деятельностью, знакомить­ ся с инструментами. Это знакомство определило мою дальней­ шую судьбу. Окончив школу, я поступил в топографический техникум в Ленинграде. * ☆ -ЙГ Первая моя производственная практика относится к периоду 1930— 1933 гг. Про­ ходила она в иарелии, в период строитель­ ства Беломорско-Балтийского канала нмепн товарища Сталина. Вдоль бесчисленных гор, по сопкам, по топким болотам, по лесу н кустарникам, по дорогам и бездорожью— от Повенца и до Сороки (ныне Беломорск) мы ходили с топографическими инструмен­ тами, заносили всю ситуацию и рельеф ме­ стности на план. По этим планам намеча­ лась трасса великого водного пути. В осеннее время, замерзшие и промок­ шие, мы продолжали нести благородное п i ответственное бремя, радующее и закаля­ ющее пас. И когда в 1933 году была от­ крыта первая навигация по новому, на­ строенному в короткий срок Беломорскому каналу, мы, топографы, были счастливы вместе со всей страной. Мы гордились тем, что и наша доля скромного труда вложена в эту великую стройку. ЗАПИСКИ ТОПОГРАФА • ...1933 год. Север. Вождь советского на­ рода товарищ Сталин вместе со своими со­ ратниками товарищами С. М. Кировым и Ii. Е. Ворошиловым посетили райопы ба­ зирования будущего Северного флота. Этот день, по-существу, и стал днем рождения Северного Военно-Морского флота. После посещения Севера товарищем Сталиным но его указанию начались грандиозные работы. Началось исследование н изучение флоры и фауны, климата, недр земли, рельефа местности. Потребовались для этого и мы, топографы. Рапной всспой 1934 года мы прибыли па берега Кольского залива. Перед нами была поставлена задача — как можпо быстрее и лучше создать карту. Мы с воодушевле­ нием припялнсь за дело. Однажды, прогуливаясь по узкому, осы- хающему в малые воды проливу, инжеиер Педрнгайлов сказал нам: — Вот смотрите, что толку от этого про­ лива, когда в'отлив мы ходим по его дну, не замочив своих подметок. А ведь можно сделать из него замечательный вход и вы­ ход для кораблей. — Для кораблей? Да ведь здесь будет очеиь тесно. — Не будет тесно. Во-иервых, корабли бывают разные, во-вторых, все можпо сде­ лать! Ha-днях буду бурить здесь дно, со­ ставлю профили. Где надо — взорвем — и так но кусочку вычерпаем. Такой будет пролив, что миноносцам в пору. - И теперь, глядя на причалы п „ пнрсы, вспоминаются мне слова ииженера-гсо- лога Недригайлова: «Все можно сделать». Работая в осеннее время и даже зимой, нам приходилось жить в палатках, полотняных домиках, часто срываемых шквальными ветрами. Пищу готовили на улице, среди скал и снега. Так мы жили и трудились в первые годы рождепия базы Северного флота. Часто, цепляясь за острые клыки скал, обдуваемые свистящим ветром, мы ползали со своими инструментами по серым грашггпым сопкам, но отвес­ ным берегам, рискуя сорваться вниз, и все же создавали карту. Согласно нашим пла­ нам и картам делались проекты улиц и площадей, причалов и пирсов, жилых до­ мов и учреждений, дорог и линий связи. День ц ночь слышались взрывы амопала— ровнялся рельеф местности. Город рос, рос­ ли н люди. Вновь и вновь чувствовали мы радость в душе за отдаппую долю трудов своих в дело создания молодого Северного флота. •ъ ☆ * Стране пужеп апатит, пиксль, железо п другие ископаемые. Советские геологи па- ходили их в цедрах земли пеоб’ятпых про­ сторов нашей Родины. Много ценпого па- шли советские люди в глубинах Хибинской тупдры. Для дальнейших разработок, под­ счета н планирования, для повых строек потребовалась детальная карта этого суро­ вого, но богатого края. Топографы, воору­ жившись своими инструментами, подняв на плечи свернутые полотняные домнки, ушли па долгие месяцы в тундру. Бродя но серым сопкам в несколько сот метров высотой, натыкаясь на головокружнтель- по-отвесиые обрывы, ущелья и трещины, топографы искусно все запоеили на свон планы. При помощи инструментов и вычи­ слений из-под их карандашей появлялись па планах конфигурации местности, умень­ шенной в тысячи н сотни тысяч раз. Так мы создавали карту Хнбииской тупдры. к * -а Как в развитии промышленности, сель­ ского хозяйства н транспорта, так и в Во­ оруженных Силах нашей страны топогра­ фия заппмает одно пз важных мест. Воен­ ные действия без хорошел карты, без зна­ ния местности не могут быть успешными. С плохими знаниями топографии, не умея читать карту, трудпо командовать подраз­ делением. Северпая Гидрографическая экспедиция — одно из старейших подразделений Се­ верного флота. Многие заслуженные ннже- перы и профессора, офицеры и адмиралы служили и работали в экспедиции. В на­ стоящее время как офицерский состав, так н инженорно-техппческий состав пред­ ставляют собой коллектив, выросший и за­ каленный в упорном труде за долгие годы работы в условиях Заполярья. Сотпн людей Гидрографической экспеди­ ции трудятся па просторах Белого п Ба­ ренцева морен. Десятки катеров и кораблей бороздят воды, изучая подробно гидрогра­ фию морей. Геодезисты и топографы но островам н всему северному побережью с точными оптическими инструментами изу­ чают топографию местности. Все свои зна­ ния и энергию отдают работники Гидрогра­ фической экспедиции укреплению могуще­ ства родного Северного флота, рождеппого гением великого Сталина. В период Великой Отечественной войны Северная Гидрографическая экспедипия сыграла большую роль в обеспечении фло­ та материалами как летнего, так и зимнего производства. Не считаясь с трудностями, рабочие и матросы, инжеперы и техники, офицеры п начальники подразделений вы­ полняли четко н быстро задания командо­ вания. В зимнее время, в спежиые колючие ме­ тели люди часами долбили лунки во льду для промера. На этих работах передовика­ ми были офицеры экспедиции тт. Потрусь, Жилппскнй, Аксенов, Малышев, рабочие тт. Блинов, Толубснский, Боев, Ожогов и другие. Люди экспедиции сидели на тригономет­ рических пунктах н замершими*-до синевы руками крутили маленькие винтики уни­ версальных теодолитов и производили точ­ ные наблюдения. Передовиками были ин­ женеры и техники тт. Кирштейп, Зайцев, Чирков, Опарин, пеутомимые топографы тт. Афанасьев, Торнягин, Корконосова, Мамонтов. В солпечпые дпи от блеска миллиардов снежинок болели и слезились глаза, но лю­ ди преодолевали многие трудности и лише­ ния для родного флота, для дела победы. Партия и правительство за отличное вы­ полнение заданий командовапия многих ра­ ботников Гидрографической экспедиции на­ градили орденами и медалями СССР. За время Великой Отечественной войны вырос теоретически и практически каждый специалист, окреп п закалился в своей иапряжепной боевой работе. Выросло твор­ чество людей в области рационализации и изобретений. Началышк мастерской Леонид Меньшиков предложил реконструировать моторный двигатель. В результате этой ре­ конструкция значительно облегчен корпус мотора. Не требуется преспой воды для охлаждения.* Слесарь Александр Амосов произвел реконструкцию гребпого вала для катеров, что даст большую эконо­ мию средств и времепп на его изго­ товление. Токарь Ивап Стерхов пред­ ложил орнгипальпый способ расточки ша­ тунных подшипников. Теперь на расточку одпого подшипника затрачиваются не ча­ сы, как это было раньше, а всего лишь не­ сколько минут. Техник-гидрограф Василий Холопов сконструировал новый секстан. Это ценное предложение было рассмотрено командованием экспедиции и послано в отдел изобретений Военно-Морских Сил. Недавно оттуда получен ответ, что пред­ ложение тов. Холопова принято. Так жили и трудились люди Гидрогра­ фической экспедиции в годы войны. Луч­ шие люди, передовики экспедиции вступи­ ли в партию большевиков. За годы войны партийная организация экспедиции значи­ тельно выросла и окрепла. Коммунисты во всех работах, во всех начинаниях шли и идут в авангарде. * -ь * В 1945 г о я па долю Северной Гидрогра­ фической экспедиции выпала ответствен­ ная роль по обеспечению безопасного пла­ вания кораблей Северного флота. С окон­ чанием войны для траления минных заг­ раждений больших морских районов потре­ бовалось геодезическое обеспечение. По­ требовались также пункты для с’емки по­ бережья. Эта задача была возложена на ге­ одезистов экспедиции, с которой опи спра­ вились в рекордный срок. В две послевоенных навигации гидро­ графы экспедиции неустанно бороздили море, добывали глубипы для обновления ходовых карт северпого театра. Во вст ширь развернулись гидрологические стан­ ции открытого моря. ☆ ☆ ☆ Оглядываясь пазад, па пройденный путь хочется привести некоторые статистиче­ ские данные о своей работе за 17 лет. Спято планшетов в разных масштабах в количестве 97, что составляет в общей сумме 1.5G5 квадратных километров мест­ ности, покрытой с’смкой. Пройдепо па гребных катерах и шлюп­ ках свыше 1.100 миль. Прайдепо пешком за 17 лет работы по лесу и болоту, степи и тундре, по дорогам и бездорожью, по местности разпых видов \выше 30.000 километров. Такие данные имеются почти у каждого работника экспедиции, проработавшего нолтора и больше десятка лет. Вся наша страна охвачена сейчас пафо­ сом созидательного труда, борьбой за вы­ полнение и перевыполнение грандиозной программы новой сталинской пятилетки. Хочется, не жалея сил своих, работать, творить, дерзать во славу нашей любимой социалистической Родины. А. ПРОКОФЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz