На страже Заполярья. 1947 год. Август.
г В * С Т М Ж Е З Г П С Я Я Р в * *'13 августа 1947 г., № 188 (2879) Главный старшина И. Штепа Заметки о воспитании и обучении матросов /. И каждому— свой подход За сбою службу мне пряно делюсь мно го работать -с матросами и я убедился, что каждый матрос требует индивиду ального подхода. Некоторые матросы с первого дня службы на корабле мало разговаривают, а больше Делают то, 'что им приказал старший, стараются точно выполнять распорядок дня, быггь по форме одетыми и всегда заниматься работой, делая все с прилежностью, с любовью. На таких мож но смело положиться, они никогда не подведут. Есть махросы, которые материальную часть знают отлично, во при выполнении приказаний стараются внести свои «по правки», • ка к бы изменить решение старшины. Таки» матросы после этого восхваляют свой поступок в матросской среде, а особенно в отделении, и стараются взять под сомнение авторитет старшины. Встречаются и такие люди, которые к службе относятся нерадиво, свое заве- дывааие изучать не желают, стараются побольше отдохнуть, поменьше поработать. Эти могут п обмануть старшину. Если стартанна *в • практике своей работы не завел такой обычай, как контроль за под чиненными, он жестоко за это поплатится в боевой обстановке. Старшине необходимо знать каждого специалиста, «го характерные черты и поведение. Ни ениягого нарушения, неза висимо от ею важности, нельзя оставлять •неразобранным. В крайнем случае, можно ограничиться беседой и предупреждением. Маггрооюс я адо прививать чеспаость и правдивость, чтобы «ни старшине говори ла только правду. Только при этом условии старшина будет иметь заслу женный авторитет среди подчиненных и матросы будут такого старшину ценить, как (зоокитагеля. Одним из решающих условий для ус пешной воспитательной работы является забот о (матросах и личная примерность старишны. fLa все зацросы ооцршнешнык старшина должен реагировать быстро. В коей практике был такой случай. У моих подчиненных матросов Додонова н Куликова порвались ботинки, а в интен дантское кладовой ие было никакой обу ви. Мне пришлось беседовать несколько раз с матросами to том, что ист Шотвнок. Они меня поняли, но все-таки на складе л сгодучил резиновые боты и выдал па время шатросам, продолжая ио яескольку раз на день ходить и требовать для бойцов обута. Как только Ьривезли ботинки, я первый получил их я выдал/ матросам. В практике моей аюспкпателъной рабо ты был такой случай. Матрос Епишев матехиагьную «часть знал дюросю си содер жал ее (в отянчвоы состоянии, но касвдое его (увольнение tea «берег сопровождалось проступками. Я его наказывал, применил к нему едва ли не все Меры дисциплинар ной практики, но успеха -не добился. Однажды я побеседовал с матросом Епишевым л предупредил его, что если он будет нарушать дисциплину, напишу письмо его родителям. Беседа возымела действие. На другой день матрос Епишев, обдумав все, пришел ко мне и просил, чтобы я не писал его родным, что служит! он будет исправно. В субботу я его уво- лш на берег. Матрос пришел 1 из увольне ния в срок, без замечаний. С тех пор ои стал служить образцово, я его ставил в пример.' другим. Быт у меня в подчинении матрос Нико лай Березин. Сейчас он шлавает команди рам отпеления. Надо сказать, что с этим матросом много пришлось поработать. Был он грамотным специалистом, но система тически нарушал дисдишииу. Он много раз обманывал старшину отделения, toe выполнял распорядок дня, нарушал форму одежды. При выполнении Моих приказа ния» вносил свои «поправки». Мне, как старший®, не только пришлось беседовать, но и наказывать его. В одной из таких бесед выяснилось, что я сам потакал матросу, отдавая приказания п не уста навливая сроков. Я решил проверить ато на яме. ' Выполняя конкретные задания, матрос Березин почувствовал ответственность и изменил свое отношение к службе. Вскоре нарушений дисциплины за Березиным не стато замечаться и ему предоставили от пуск. Березин успешно сдал экзамен ва старшину 2 статьи и, ка к воспитатель, он был одним из лучших в группе. Так перестройка «моей собственной работы по могла найти правильный подход к матросу и помочь ему осознать и исправить ошиб ки. •В деле Воспитания матросов первыми помощниками старшины должны быть командиры отделений. Но для этого и с ни ми следует непрерывно и правильно рабо тать. Однажды подчиненный командира от деления Шепелева нарушил дисциплину. Шепелев не принял никагсик мер 1 к нару шителю. Я вызвал командира отделении, поговорил с (ним и, уоеддшпгись, что Шепе лев умышленно оставил проступок безна казанным, я наказал командира отделения и предупредил его, что впредь за наруше ния воинской дисциплины матросами буду наказывать не матросов, а командира отделения, если юн пе юудет принимать мер. Старшина Шепелев стал более требовательным и добился, что матросы его отделения не имеют взысканий, ведут себя примерно, строго следуют уставам. В конце рабочего дня я подвожу итоги проделанной работы за день п даю кон кретные указания на завтра и срок устра нения недоделок. Одновременно сам прово жу занятия по специальности, передаю матросам свой опыт, помня, что в корабель ной службе отличное знание каждым ма тросом своей специальности и хорошая ор ганизованность обеспечивают успех кораб лю в боевой подготовке, а на воине— яв ляется залогом победы. 2. Обучать непосредственно у механизмов Прпдя молодым матросом на флот, мне пришлось многому ш учиться У старослу жащих матросов ni старшин. Я делал это с желанием, с уважением к старшим То варищам. 'До сих пор помню своего первого командира старшину группы Слутскогс. Он занимался со мной по котлам ,и вспомогательным механизмам, требовал, чтобы я назубок знал систему трубопро вода котельно-машннпых отделений п в любых условиях мог отыскать тот пли иной (клапан. Оп давал мне инюшадуаль- ные задания, составлял план. Когда зада ние iMtKioio было выполнено, он вел меня котельное отделение н у механизмов производил опрос. Слутскнй добивался, чтобы я знал воз папамять, как школь ник стихотворение. Как сейчас помню, на занятиях стар шина заставил меня напамять начертить весь трубопровод и расположение механиз мов. Когда я это сделал, Слутский сказал, мпе: «Я теперь уверен, что ты до конца своей службы этого не забудешь». Он был прав. Когда меня назначили командиром ко тельного отделения, при обучении матросов я использовал опыт старшины Слутского. Этод метод полностью оправдал себя. К занятиям я тщательно готовлюсь, подбираю материал, составляю план-кон спект. . В конце занятия я всегда спрашиваю матросов, узнаю, ка к они меня поняли. Следующее занятие по этой теме провожу непосредственно у механизмов, задаю мат росам конкретные вопросы, заставляю пх разбирать и собирать агрегаты. После этого я провожу тренировки на боевом посту по приготовлению а пуску механизмов, пе реключению систем. Молодые матросы Савенко и Журба пло хо знали схему расположения трубопрово дов и механизмов. На тренировках они гк- там необходимые знания и навыки. При опросе у механизмов выяснилось, что матросы недостаточно знают заведывания, в затемненных условиях ие могут пайти нужных клапанов, рукояток и т. д. При шлось долго тренировать матросов в темноте. Недоработка была исправлена, матросы Куликов и Коротков стали полно ценными специалистами. Матрос Коляго плохо понимал принцип действия парораспределения. Я разобрал насос, об’яснил его устройство матросам. Они меня поняли и Отвечали правильно. Но понимать — это еще недостаточно. Надо уметь самостоятельно, практически установить парораспределение, чтобы за крепить теоретические знания. Вскоре я в этом убедился. Матрос. Шепелев, отлично знавший устройство насоса, однажды -мне доложил, что насос не работает по «пепонятным причинам». При осмотре выяснилось, что регулировочная гайка золотннкшой тяги отошла, и золотник производил непра вильную отсечку пара. Я пеказа.т причи ну матросу Шепелеву, заставил его не сколько раз самого установить парораспре деление, собрал матросов и заставил каж дого проделать то же. Матросы с большим желантм выполняли работу и овладели насосом пастолько, что сейчас на слух могут онрегелпть его работу, быстро (наГ> тп причину того пли иного дефекта и устранить его. При обучении матросов специальности нельзя забывать о требовательности п взыскательности. Нецавно. проверяя свое заведывание, матрос Куликов обнаружил, что водоперекачивающий насос работает с большим напряжением. Выяснилось, что виновником оказался сам Куликов: он сильно перетянул сальники золотникового штока. Этот факт был разобран с матрс- самп всей группы, а матрос Куликов за невнимательность при подготовке заведы вания к действию был предупрежден За примерную службу Старший матрос А. Зотов сфотографирован у развернутого флага корабля. Это поощрение он получил от командира корабля, как отличник боевой и политической подготовки. Фото М * Бугакова. Торпеды возвращаются в строй правильно переключали систему и нускг- ли вспомогательные механизмы. Па саме- ^Г^Д всеми специалистами, стоятельную вахту их нельзя выло доиус- В практике -своей ’работы я часто тать. Только упорная работа матросов непос редственно у механизмов помогла им освоить свои специальности и успешно нести самостоятельную вахту. Па одном из занятий матросы Киричен ко, Семенов и Бондаренко плохо поняли работу приемно-отливных клапанов пита тельного насоса. Я привел их в котельное отделение, вскрыл коробку насоса и разо брал работу клапанов, после чего заставил каждого матроса проделать то же. В результате материал был усвоен ими так, что мне ^больше не приходилось возвра щаться к данной теме. Матросы Куликов и Коротков были новичками на корабле. С ннмп надо было начинать, ка к говорят, «с азов». Давая конкретные задания матросам и командиру отделения по контролю за выполнением этих задании, мне удалось в сравнительно небольшой срок дать молодым сшециалис- пс- пельзую форму собеседований по техни ческим вопросам. Был у меня такой слу чай. Механизм, долгое время работавший нормально, неожиданно отказал. После ос мотра его мы с командиром отделения со брали весь личный состав и выслушали мнения матросов. Одни уверяли, что лоп нули уплотнительные кольца парсвого поршня, другие предполагали, что неиспра вен эологник. Когда все высказались, я приказал вскрыть клапан. Оказалось, что клапан слетел со штока и давлением пара его прижимало к шеоду, поэтому пасос и перестал работать. Вопрос был решен убедительно. Все неисправности механизмов я разби раю с трупной, независимо от Характера дефекта, f r o много дает матросам для овладения практикой, прививает любовь к своему заведываиию, к своей специаль ности и накашивает практический опыт в работе. 3. Приохотить матросов к морю, н мореной службе Велжка заслуга того рый умело восятываег присягает им любовь к старшины, кото- мояодыз моряков, специальности, к кораблю, к <морю. Не все умело решают эту сложную задачу. У нас {иногда много говорят иа «эту тему, произносят, ка к заклинание, слова: «Любите море!» Но ведь дело-то вовсе не в словах. Необходимо заботливо и упорно {учить, последователь но добиваться поставленной цели. \ Прежде чем начать (воспитывать моло- хыи моряков, к иим надо умело подойти. Необходимо узнать, чем матрос интересует ся, найти такие темы бесед с ним, кото рые были бы понятны и интересны моло дому чватросу. Молодежь, пришедшая на корабли и не участвовавшая в боях с немецкими окку пантами, особый интерес проявляет к тем •обытиям, которые происходили на кораб лях в море в годы Отечественной войны. .) беседе с молодыми котельными маши* цистами я рассказывал как-то о боевом (оходе крейсеров «Красный Крым» п <Красный Кавказ» при взятии города •Феодосии ев 1941 (Году. Рассказывал, как ныеажнвалга десант «с кораблей в город, занятый немцами, говорил о тех матросах, которые отдалп свою жизнь за свободу п независимость нашей Родины. Не забыл я рассказать и о грубом нарушении инструк ции по обслуживанию механизмов котель ным машинистом Семеновым. Матрос Семе нов, готовя материальную часть к походу, не обращал внимания на «мелочи» в подго товке, потому что недостаточно знал \тстройсшво своего заведывания. При вы полпенни боевой операции кораблю надо 1 ыло давать ход, а заведыванпе матроса Семенова в самую ответственную минуту лкаэало в работе. Отказало потому, что движение насоса не было зашплинтовано, валик, соединяющий движущие части зо лотникового движения, выскочил, парорас пределение насоса сбилось. Пасос пере стал создавать требуемое давление мазута, и появился дым. Корабль демаскировался. Самолеты противника нанесли бомбовые удары ио декаскированЕому кораблю, в результате которых было ранено несколь- ;:э человек. Приведя этот факт, я обратил внимание молотах на необходимость глубокого изу чения своей материальной части и по стоянного поддержания ее в полной исправ ности и готовности. — Матросы, любящие свою материальную часть, — говорил я, — не допустят таких ошибок в своей ра боте. ^Привел я в ‘беседе и случай из боевой практики, когда матросы, хорошо знающие свое оаведываип?, по зазнавшиеся, дово- гига дело до тяжелых аварий и поломок Тар; случилось со 'старшим матросом Бройко. Стоя из вахте, он решил обогреть дублирующий (мехашшзм. Отнесся к делу пе5режно. капг к пустяку: это, мо.т, мне ерунда! Отливной клапан и пе открыл: забыл такую «мелочь». В насосе создался гидравлический «молот», и пасоспая часть прнсмо-от.тнвной коробки лопнула. На:ос вышел из строя. Это сказалось па дейст виях корабля. Слушали беседу мою внимательно. Я старался не особенно много распростра няться вокруг фактов, не морализировал, предоставляя молодым морякам делать вы воды самостоятельно. И убедился потом, что в данном случае был совершенно прав: выводы были сделаны матросами верные. Необходимо каждому старптипе расска зывать мол(^ым матросам поучительные примеры как ошибок в работе, так п образцовой 'службы на кораблях. Этим самым молодые моряки обогащают свой опыт и расширяют кругозор. У них рождается чувство любви к своей матери альной части. Такие матросы не допус кают грубых ошибок в практической работе и учебе. Мноше старшины говорят молодым мо рякам: любите море, морскую службу, корабль, свою специальность, думая, что этих слов достаточно, чтобы привить любовь к кораблю, к морю, к своей спе циальности. 'Они ошибаются. Матросов надо воспитывать на ярких примерах Отечественной войны, рассказывать о те роических подвигах моряков, о погибших с дни Отечественной войны товарищах. В беседах надо зажечь сердце матроса, чтобы в его душе остался неизгладимый отпечаток, возникла любовь и уважение к его предшественникам, любовь и ува жение к тому делу, которое делали матро сы старших поколений. Молодым матросам 'ближе, роднее стано вится служба, если им ярко рассказать о боевых традициях корабля, флота. Эта рассказы вдохновляют молодых моряков, прививают тгм любовь к морю, к корашю, к морской службе. В своем письме стар шина- 2 статьп Мельников писал па корабль товарищам, что оп сражался на сухопутном фронте, водил свой ^бронепоезд на Украине, защищал Одессу, дался под Ростовом, по где бы он пн был — каждую минуту вспомшнал пас и чувствовал, что скоро вернется на родной корабль, кото* «Задачей боевой подготовки является доведение боевой выучки, знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в области использования оружия, боевой техники и тактических приемов до та кой степени совершенства, которое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообразных условиях обста новки. Основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на практическое освоение своей специальности, на умение использо вать оружие и механизмы и немедленное устранение повреждений в бою. Твердое знание личным составом своего оружия и механизмов, а также натренированность в работе на своих боевых постах, доведен ная до автоматизма, являются первейшей задачей в подготовке лич ного состава-». Корабельный устав, часть 1-я, статьи 460, К61. рый «го воспитал, чтобы на корабле драться с немецкими оккупантами за свою Родину. И Мельников вернулся на ко рабль. Яе надо забывать, что лтобовь к морю прививается и вашей корабельной шлюп кой. Молодые моряки пенят и любят тех, которые wTuxo ходят под парусом и «г векйах. Им хочется стать такими же Часто шлюпка заменяет матросу берег: он ходит на ней либо в море, лпбо пг заллву, воспринимая от старых морякоi их угменье и лихость, пх смелость. И еще об одном хочется мне сказать i заключение. Это— об отношении к молодым морякам со стороны старых в первые апт службы. У нас иногда над ними посмеп ваются, устраивают «розыгрыши», in повимя того; какой вред наносится этим делу воспитания настоящих матросов. II это нам нужно. Надо тепло, сердечпг встречать молодежь, окружать ее цружс ской заботой и вниманием. Мо.тодоГ матрос должен чувствовать в трудную ми нуту твердую, опытную, отеческую руку всего коллектива корабля. Ведь ему жить тут с нами целых пять лет! П ои сразу же должен войти в колею строгих корабельных порядков. Воспитывать у матросов чувство любви i своему советскому Отечеству, ответствен ности за порученное дело партией, совет ским правительством, гордости за почетно< звание советского военного моряка— дело первостепенное. Без высоких моральны* качеств у моряка дело как следует пе пой дет. Он, конечно, свои обязанности выпол нять будет, по наедине с собой нет-нет, да v будет тяготиться, потому что служба наша скажу прямо, не так-то проста и легка. Без любви к кораблю моряк не будет житг весь его интересами, пе будет оберегать егг чссть, когда сойдст па берег. Вот п думается мпе, что пам, старшинам тадо куда больше работать с молодыми, чтобы приохотить пх к морю п морскоГ службе. Куда больше, чем мы работа ссйчас! В этом деле пам всслда помогут офицс ры, которые много служили п плавали. Г Через пятнадцать минут дадут сигнал начать работу. Но уже сейчас все моряки- мастера П-ской мастерской — у своих рабочих мест. Идут последние приготовле ния: подбирается инструмент,- подготавли вается необходимый материал, осматрива ются перед пуском станки. Звучит сигнал, и работа начинается сразу по всей мастерской. Надо спешить: с кораблей, выполняющих в море учебные задачи, поступили для ремонта торпеды. Ими моряки кораблей метко поражали цель, учились точно поражать противника. Можете быть уверены, наши корабель ные друзья: торпеды будут отремонтирова ны быстро! Посмотрите, как внимательно наблюдает за ходом работы бригадир тор педистов старшина 1 статьп Скалозуб. Вот ои вместе с матросами производит осмотр всех агрегатов торпеды, готовых к сборке, и дает распоряжение приступить к мон тажу частей: агрегаты подготовлены с любовью н со знанием дела. Скалозуб подходит к токарю Литвиненко и смотрит, как подвигается выполнение срочного за каза. Но и здесь у пего нет замечании: Литвиненко попял, что от него требуется, и работает, рассчитывая каждое движение, экономя каждую минуту. Невдалеке группа матросов работает над сильно поврежденной торпедой. Ее доста вили от летчиков-торпедоносцев. Сломана ------------------- О 1 рулевая машипка, поврежден золотник. Последний и вытачивает Литвиненко. На пего с нетерпением поглядывают, по он делает и так уже больше, чем казалось, было возможностей. Золотник готов рань ше срока, и мастер Смаглай, не теряя вре мени, тут же приступает к его подгонке. Смаглай быстро возвращает в строй и ру левую машинку. Его бригада выполняет сменное задапне па 200 процентов. После обеденного перерыва в этот день отличается медппк Щепков. Он взялся быстро отремонтировать торпеду с разбитой кормовой втулкой. Осмотрев торпеду, Щеп ков начал опаивать поврежденную деталь. Работа эта — трудоемкая, требует большо го умения. И первый успех скоро был до стигнут: воздух пе проходил больше нпгде. Теперь несколько мелких операций, — и работа завершена. Еще одпа торпеда воз^4 вращена в строй. Сменную норму ЩспкоЯР выполпил па 170 процентов, а качество его работы признано отличным. Когда заканчивался рабочий день, от ремонтированные торпеды проходили ис пытание. Все они были падежно отремон тированы умелыми руками моряков-масте- ров и сданы снова па корабли. — Мы будем счастливы узнать, — го ворят торпедисты мастерской, — что эти ми торпедами паши боевые друзья с кораб лей отлично выполнят стрельбы. М. ДЕШИН. t Высокие показатели судоремонтников Рабочие, инженерно-технические работ- высокого качества работ> план выполняет пики судоремонтных мастерских с каждым днем повышают производительность труда. Бригада слесарей, возглавляемая т. Нау мовым, работает по ремонту дизелей и ис правлению линии валов. Свои производст венные задания за последние дни она ‘вы полнила свыше чем на 200 процентов. Сам бригадир т. Наумов показывает пример стахановской работы, выполняя ежеднев но задания на 240 процентов. Ксммунпст-столир т. Мажаев является одним из лучших стахановцев мастерских, е’о имя— па ’«Доске почета». Произвел ре монт корабельной мебелн, Мажаев добился ежедневно па 240— 250 процентов. Комсомолец Иван Перцев из ученика вырос в квалифицированного рабочего. Он работает на ремонте рулевых машинок и других механизмов. В последние дни свои производственные задания, он, как прави ло, систематически перевыполняет. Бригадир электриков т. Архипов п рабо чий Семенов план выполняют не ниже 250 процентов. В коллективе судоремонт ников много рабочих, выполняющих планы не ниже 200 процентов. (Наш корр.). Зазнались— и не выполнили задание Командиру подразделения морских раз ведчиков была поставлена задача: произ вести разведку боевых кораблей «против ника», вышедших в море для действия на наших коммуникациях. Учитывая серьезность поставленной за дачи, командир подразделения решил на разведку выслать два самолета: один с экипажем, имеющим большой боевой опыт, л составе летчика Сенаторова и штурмапа Кучер, и второй — с молодым, пе имею щим боевого опыта, в составе лейтенантов Махрова и Лобазова. Учебной целью пла нируемого вылета предусматривалось дать тренировку экипажам в поиске кораблей d море, в определении их места, состава, элементов движения и характера деятель ности. Погода пад морем благоприятствовала выполнению задания. Поиск кораблей эки пажи производили грамотно и скоро уви дели далеко па горизонте еле заметные дымки, а потом и силуэты кораблей. «Про тивник» обнаружен. Оставалось опреде лить точное место, состав, курс и скорость де.ижеппя. Пужно было произвести аэро- шотос’емку цели. Дальнейшее выполнение лданпя экипажи производили, используя 7— 8 -балльную облачность. После посадкп экипажи доложили, что задание выполнено полностью, корабли «противника» обнаружены в точке II. Были доложены курс, ход, состав группы кераблей. Была произведена аэро^огос’ем- ка. Судя по докладу, задапне было выпол- ггно. Однако при уточнении данных раз ведки выявилось, что в определении места i противника» в море была допущена :ш а -. ‘.нтельная ошибка. Состав кораблей онре- ; /елен неточно, аэрофотос'^мка выполнена мы на их помощь, конечно, рассчитываем. \ r.t удовлетворительно. Из двух групп ко- I раблей была обнаружена только одна. Вторая же, которая шла па таком удале нии от первой, что при более серьезном выполнении задания обнаружить ее пе составляло большой трудности, ни веду щим, ни ведомым экипажами обнаружена не бела. Может быть, здесь произошла ошибка. По такую ошибку мог допустить молодой экипаж. Ведущим же шел экипаж, имею щий большой боевой опыт разведки на море. И. Сенаторов, и Кучер в Отечественную вой- пу были известными разведчиками на севе ре. Многие из пас помнят пх донесения в период боев за освобождение Печепгской области, используя которые, североморская авиация успешно топила вражеские ко рабли. Однако сегодня, в условиях мирной учебы, довольно несложное, хотя и серьез ное задание, ими было пе выполнепб. Такое певыполпенне задания простой случайностью быть не могло. Пам кажет ся, что здесь сказался результат прене брежения к заданию, результат зазнай ства: Сенаторов н Кучер знали, что вы полняют учебную разведку, н поечк/али возможным поэтому успокоиться сразу после того, как были обнаружены дымы кораблей. Считая, что главное выполнено, они и «пе заметили», что делалось вокруг .них. Да что говорить: они не потрудились даже поточнее определить состав обнару женных кораблей н вычислить их коорди наты! Зачем, мол, это, раз перед нами только условный противник?.. Зазнайство — не к лицу офицеру советского флота. И очень жаль, что лет чику Сенаторову и штурману Кучер при ходится напоминать простую истину: кто зазнается, тот отстанет, а отсталый волн Не может быть полноценным бойцом. Напитан Д. ГРИШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz