На страже Заполярья. 1947 год. Август.

г В * С Т М Ж Е З Г П С Я Я Р в * *'13 августа 1947 г., № 188 (2879) Главный старшина И. Штепа Заметки о воспитании и обучении матросов /. И каждому— свой подход За сбою службу мне пряно делюсь мно ­ го работать -с матросами и я убедился, что каждый матрос требует индивиду­ ального подхода. Некоторые матросы с первого дня службы на корабле мало разговаривают, а больше Делают то, 'что им приказал старший, стараются точно выполнять распорядок дня, быггь по форме одетыми и всегда заниматься работой, делая все с прилежностью, с любовью. На таких мож­ но смело положиться, они никогда не подведут. Есть махросы, которые материальную часть знают отлично, во при выполнении приказаний стараются внести свои «по­ правки», • ка к бы изменить решение старшины. Таки» матросы после этого восхваляют свой поступок в матросской среде, а особенно в отделении, и стараются взять под сомнение авторитет старшины. Встречаются и такие люди, которые к службе относятся нерадиво, свое заве- дывааие изучать не желают, стараются побольше отдохнуть, поменьше поработать. Эти могут п обмануть старшину. Если стартанна *в • практике своей работы не завел такой обычай, как контроль за под­ чиненными, он жестоко за это поплатится в боевой обстановке. Старшине необходимо знать каждого специалиста, «го характерные черты и поведение. Ни ениягого нарушения, неза­ висимо от ею важности, нельзя оставлять •неразобранным. В крайнем случае, можно ограничиться беседой и предупреждением. Маггрооюс я адо прививать чеспаость и правдивость, чтобы «ни старшине говори­ ла только правду. Только при этом условии старшина будет иметь заслу­ женный авторитет среди подчиненных и матросы будут такого старшину ценить, как (зоокитагеля. Одним из решающих условий для ус­ пешной воспитательной работы является забот о (матросах и личная примерность старишны. fLa все зацросы ооцршнешнык старшина должен реагировать быстро. В коей практике был такой случай. У моих подчиненных матросов Додонова н Куликова порвались ботинки, а в интен­ дантское кладовой ие было никакой обу­ ви. Мне пришлось беседовать несколько раз с матросами to том, что ист Шотвнок. Они меня поняли, но все-таки на складе л сгодучил резиновые боты и выдал па время шатросам, продолжая ио яескольку раз на день ходить и требовать для бойцов обута. Как только Ьривезли ботинки, я первый получил их я выдал/ матросам. В практике моей аюспкпателъной рабо­ ты был такой случай. Матрос Епишев матехиагьную «часть знал дюросю си содер­ жал ее (в отянчвоы состоянии, но касвдое его (увольнение tea «берег сопровождалось проступками. Я его наказывал, применил к нему едва ли не все Меры дисциплинар­ ной практики, но успеха -не добился. Однажды я побеседовал с матросом Епишевым л предупредил его, что если он будет нарушать дисциплину, напишу письмо его родителям. Беседа возымела действие. На другой день матрос Епишев, обдумав все, пришел ко мне и просил, чтобы я не писал его родным, что служит! он будет исправно. В субботу я его уво- лш на берег. Матрос пришел 1 из увольне­ ния в срок, без замечаний. С тех пор ои стал служить образцово, я его ставил в пример.' другим. Быт у меня в подчинении матрос Нико­ лай Березин. Сейчас он шлавает команди­ рам отпеления. Надо сказать, что с этим матросом много пришлось поработать. Был он грамотным специалистом, но система­ тически нарушал дисдишииу. Он много раз обманывал старшину отделения, toe выполнял распорядок дня, нарушал форму одежды. При выполнении Моих приказа­ ния» вносил свои «поправки». Мне, как старший®, не только пришлось беседовать, но и наказывать его. В одной из таких бесед выяснилось, что я сам потакал матросу, отдавая приказания п не уста­ навливая сроков. Я решил проверить ато на яме. ' Выполняя конкретные задания, матрос Березин почувствовал ответственность и изменил свое отношение к службе. Вскоре нарушений дисциплины за Березиным не стато замечаться и ему предоставили от­ пуск. Березин успешно сдал экзамен ва старшину 2 статьи и, ка к воспитатель, он был одним из лучших в группе. Так перестройка «моей собственной работы по­ могла найти правильный подход к матросу и помочь ему осознать и исправить ошиб­ ки. •В деле Воспитания матросов первыми помощниками старшины должны быть командиры отделений. Но для этого и с ни­ ми следует непрерывно и правильно рабо­ тать. Однажды подчиненный командира от­ деления Шепелева нарушил дисциплину. Шепелев не принял никагсик мер 1 к нару­ шителю. Я вызвал командира отделении, поговорил с (ним и, уоеддшпгись, что Шепе­ лев умышленно оставил проступок безна­ казанным, я наказал командира отделения и предупредил его, что впредь за наруше­ ния воинской дисциплины матросами буду наказывать не матросов, а командира отделения, если юн пе юудет принимать мер. Старшина Шепелев стал более требовательным и добился, что матросы его отделения не имеют взысканий, ведут себя примерно, строго следуют уставам. В конце рабочего дня я подвожу итоги проделанной работы за день п даю кон­ кретные указания на завтра и срок устра­ нения недоделок. Одновременно сам прово­ жу занятия по специальности, передаю матросам свой опыт, помня, что в корабель­ ной службе отличное знание каждым ма­ тросом своей специальности и хорошая ор­ ганизованность обеспечивают успех кораб­ лю в боевой подготовке, а на воине— яв­ ляется залогом победы. 2. Обучать непосредственно у механизмов Прпдя молодым матросом на флот, мне пришлось многому ш учиться У старослу­ жащих матросов ni старшин. Я делал это с желанием, с уважением к старшим То­ варищам. 'До сих пор помню своего первого командира старшину группы Слутскогс. Он занимался со мной по котлам ,и вспомогательным механизмам, требовал, чтобы я назубок знал систему трубопро­ вода котельно-машннпых отделений п в любых условиях мог отыскать тот пли иной (клапан. Оп давал мне инюшадуаль- ные задания, составлял план. Когда зада­ ние iMtKioio было выполнено, он вел меня котельное отделение н у механизмов производил опрос. Слутскнй добивался, чтобы я знал воз папамять, как школь­ ник стихотворение. Как сейчас помню, на занятиях стар­ шина заставил меня напамять начертить весь трубопровод и расположение механиз­ мов. Когда я это сделал, Слутский сказал, мпе: «Я теперь уверен, что ты до конца своей службы этого не забудешь». Он был прав. Когда меня назначили командиром ко­ тельного отделения, при обучении матросов я использовал опыт старшины Слутского. Этод метод полностью оправдал себя. К занятиям я тщательно готовлюсь, подбираю материал, составляю план-кон­ спект. . В конце занятия я всегда спрашиваю матросов, узнаю, ка к они меня поняли. Следующее занятие по этой теме провожу непосредственно у механизмов, задаю мат­ росам конкретные вопросы, заставляю пх разбирать и собирать агрегаты. После этого я провожу тренировки на боевом посту по приготовлению а пуску механизмов, пе­ реключению систем. Молодые матросы Савенко и Журба пло­ хо знали схему расположения трубопрово­ дов и механизмов. На тренировках они гк- там необходимые знания и навыки. При опросе у механизмов выяснилось, что матросы недостаточно знают заведывания, в затемненных условиях ие могут пайти нужных клапанов, рукояток и т. д. При­ шлось долго тренировать матросов в темноте. Недоработка была исправлена, матросы Куликов и Коротков стали полно­ ценными специалистами. Матрос Коляго плохо понимал принцип действия парораспределения. Я разобрал насос, об’яснил его устройство матросам. Они меня поняли и Отвечали правильно. Но понимать — это еще недостаточно. Надо уметь самостоятельно, практически установить парораспределение, чтобы за­ крепить теоретические знания. Вскоре я в этом убедился. Матрос. Шепелев, отлично знавший устройство насоса, однажды -мне доложил, что насос не работает по «пепонятным причинам». При осмотре выяснилось, что регулировочная гайка золотннкшой тяги отошла, и золотник производил непра­ вильную отсечку пара. Я пеказа.т причи­ ну матросу Шепелеву, заставил его не­ сколько раз самого установить парораспре­ деление, собрал матросов и заставил каж­ дого проделать то же. Матросы с большим желантм выполняли работу и овладели насосом пастолько, что сейчас на слух могут онрегелпть его работу, быстро (наГ> тп причину того пли иного дефекта и устранить его. При обучении матросов специальности нельзя забывать о требовательности п взыскательности. Нецавно. проверяя свое заведывание, матрос Куликов обнаружил, что водоперекачивающий насос работает с большим напряжением. Выяснилось, что виновником оказался сам Куликов: он сильно перетянул сальники золотникового штока. Этот факт был разобран с матрс- самп всей группы, а матрос Куликов за невнимательность при подготовке заведы­ вания к действию был предупрежден За примерную службу Старший матрос А. Зотов сфотографирован у развернутого флага корабля. Это поощрение он получил от командира корабля, как отличник боевой и политической подготовки. Фото М * Бугакова. Торпеды возвращаются в строй правильно переключали систему и нускг- ли вспомогательные механизмы. Па саме- ^Г^Д всеми специалистами, стоятельную вахту их нельзя выло доиус- В практике -своей ’работы я часто тать. Только упорная работа матросов непос­ редственно у механизмов помогла им освоить свои специальности и успешно нести самостоятельную вахту. Па одном из занятий матросы Киричен­ ко, Семенов и Бондаренко плохо поняли работу приемно-отливных клапанов пита­ тельного насоса. Я привел их в котельное отделение, вскрыл коробку насоса и разо­ брал работу клапанов, после чего заставил каждого матроса проделать то же. В результате материал был усвоен ими так, что мне ^больше не приходилось возвра­ щаться к данной теме. Матросы Куликов и Коротков были новичками на корабле. С ннмп надо было начинать, ка к говорят, «с азов». Давая конкретные задания матросам и командиру отделения по контролю за выполнением этих задании, мне удалось в сравнительно небольшой срок дать молодым сшециалис- пс- пельзую форму собеседований по техни­ ческим вопросам. Был у меня такой слу­ чай. Механизм, долгое время работавший нормально, неожиданно отказал. После ос­ мотра его мы с командиром отделения со­ брали весь личный состав и выслушали мнения матросов. Одни уверяли, что лоп­ нули уплотнительные кольца парсвого поршня, другие предполагали, что неиспра­ вен эологник. Когда все высказались, я приказал вскрыть клапан. Оказалось, что клапан слетел со штока и давлением пара его прижимало к шеоду, поэтому пасос и перестал работать. Вопрос был решен убедительно. Все неисправности механизмов я разби­ раю с трупной, независимо от Характера дефекта, f r o много дает матросам для овладения практикой, прививает любовь к своему заведываиию, к своей специаль­ ности и накашивает практический опыт в работе. 3. Приохотить матросов к морю, н мореной службе Велжка заслуга того рый умело восятываег присягает им любовь к старшины, кото- мояодыз моряков, специальности, к кораблю, к <морю. Не все умело решают эту сложную задачу. У нас {иногда много говорят иа «эту тему, произносят, ка к заклинание, слова: «Любите море!» Но ведь дело-то вовсе не в словах. Необходимо заботливо и упорно {учить, последователь­ но добиваться поставленной цели. \ Прежде чем начать (воспитывать моло- хыи моряков, к иим надо умело подойти. Необходимо узнать, чем матрос интересует­ ся, найти такие темы бесед с ним, кото­ рые были бы понятны и интересны моло­ дому чватросу. Молодежь, пришедшая на корабли и не участвовавшая в боях с немецкими окку­ пантами, особый интерес проявляет к тем •обытиям, которые происходили на кораб­ лях в море в годы Отечественной войны. .) беседе с молодыми котельными маши* цистами я рассказывал как-то о боевом (оходе крейсеров «Красный Крым» п <Красный Кавказ» при взятии города •Феодосии ев 1941 (Году. Рассказывал, как ныеажнвалга десант «с кораблей в город, занятый немцами, говорил о тех матросах, которые отдалп свою жизнь за свободу п независимость нашей Родины. Не забыл я рассказать и о грубом нарушении инструк­ ции по обслуживанию механизмов котель­ ным машинистом Семеновым. Матрос Семе­ нов, готовя материальную часть к походу, не обращал внимания на «мелочи» в подго­ товке, потому что недостаточно знал \тстройсшво своего заведывания. При вы полпенни боевой операции кораблю надо 1 ыло давать ход, а заведыванпе матроса Семенова в самую ответственную минуту лкаэало в работе. Отказало потому, что движение насоса не было зашплинтовано, валик, соединяющий движущие части зо­ лотникового движения, выскочил, парорас­ пределение насоса сбилось. Пасос пере­ стал создавать требуемое давление мазута, и появился дым. Корабль демаскировался. Самолеты противника нанесли бомбовые удары ио декаскированЕому кораблю, в результате которых было ранено несколь- ;:э человек. Приведя этот факт, я обратил внимание молотах на необходимость глубокого изу­ чения своей материальной части и по­ стоянного поддержания ее в полной исправ­ ности и готовности. — Матросы, любящие свою материальную часть, — говорил я, — не допустят таких ошибок в своей ра­ боте. ^Привел я в ‘беседе и случай из боевой практики, когда матросы, хорошо знающие свое оаведываип?, по зазнавшиеся, дово- гига дело до тяжелых аварий и поломок Тар; случилось со 'старшим матросом Бройко. Стоя из вахте, он решил обогреть дублирующий (мехашшзм. Отнесся к делу пе5режно. капг к пустяку: это, мо.т, мне ерунда! Отливной клапан и пе открыл: забыл такую «мелочь». В насосе создался гидравлический «молот», и пасоспая часть прнсмо-от.тнвной коробки лопнула. На:ос вышел из строя. Это сказалось па дейст­ виях корабля. Слушали беседу мою внимательно. Я старался не особенно много распростра­ няться вокруг фактов, не морализировал, предоставляя молодым морякам делать вы ­ воды самостоятельно. И убедился потом, что в данном случае был совершенно прав: выводы были сделаны матросами верные. Необходимо каждому старптипе расска­ зывать мол(^ым матросам поучительные примеры как ошибок в работе, так п образцовой 'службы на кораблях. Этим самым молодые моряки обогащают свой опыт и расширяют кругозор. У них рождается чувство любви к своей матери­ альной части. Такие матросы не допус­ кают грубых ошибок в практической работе и учебе. Мноше старшины говорят молодым мо­ рякам: любите море, морскую службу, корабль, свою специальность, думая, что этих слов достаточно, чтобы привить любовь к кораблю, к морю, к своей спе­ циальности. 'Они ошибаются. Матросов надо воспитывать на ярких примерах Отечественной войны, рассказывать о те роических подвигах моряков, о погибших с дни Отечественной войны товарищах. В беседах надо зажечь сердце матроса, чтобы в его душе остался неизгладимый отпечаток, возникла любовь и уважение к его предшественникам, любовь и ува­ жение к тому делу, которое делали матро­ сы старших поколений. Молодым матросам 'ближе, роднее стано­ вится служба, если им ярко рассказать о боевых традициях корабля, флота. Эта рассказы вдохновляют молодых моряков, прививают тгм любовь к морю, к корашю, к морской службе. В своем письме стар шина- 2 статьп Мельников писал па корабль товарищам, что оп сражался на сухопутном фронте, водил свой ^бронепоезд на Украине, защищал Одессу, дался под Ростовом, по где бы он пн был — каждую минуту вспомшнал пас и чувствовал, что скоро вернется на родной корабль, кото* «Задачей боевой подготовки является доведение боевой выучки, знаний, навыков и тренировки личного состава корабля в области использования оружия, боевой техники и тактических приемов до та­ кой степени совершенства, которое обеспечивало бы успешное решение поставленных задач в самых разнообразных условиях обста­ новки. Основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на практическое освоение своей специальности, на умение использо­ вать оружие и механизмы и немедленное устранение повреждений в бою. Твердое знание личным составом своего оружия и механизмов, а также натренированность в работе на своих боевых постах, доведен­ ная до автоматизма, являются первейшей задачей в подготовке лич­ ного состава-». Корабельный устав, часть 1-я, статьи 460, К61. рый «го воспитал, чтобы на корабле драться с немецкими оккупантами за свою Родину. И Мельников вернулся на ко­ рабль. Яе надо забывать, что лтобовь к морю прививается и вашей корабельной шлюп кой. Молодые моряки пенят и любят тех, которые wTuxo ходят под парусом и «г векйах. Им хочется стать такими же Часто шлюпка заменяет матросу берег: он ходит на ней либо в море, лпбо пг заллву, воспринимая от старых морякоi их угменье и лихость, пх смелость. И еще об одном хочется мне сказать i заключение. Это— об отношении к молодым морякам со стороны старых в первые апт службы. У нас иногда над ними посмеп ваются, устраивают «розыгрыши», in повимя того; какой вред наносится этим делу воспитания настоящих матросов. II это нам нужно. Надо тепло, сердечпг встречать молодежь, окружать ее цружс ской заботой и вниманием. Мо.тодоГ матрос должен чувствовать в трудную ми­ нуту твердую, опытную, отеческую руку всего коллектива корабля. Ведь ему жить тут с нами целых пять лет! П ои сразу же должен войти в колею строгих корабельных порядков. Воспитывать у матросов чувство любви i своему советскому Отечеству, ответствен­ ности за порученное дело партией, совет­ ским правительством, гордости за почетно< звание советского военного моряка— дело первостепенное. Без высоких моральны* качеств у моряка дело как следует пе пой­ дет. Он, конечно, свои обязанности выпол­ нять будет, по наедине с собой нет-нет, да v будет тяготиться, потому что служба наша скажу прямо, не так-то проста и легка. Без любви к кораблю моряк не будет житг весь его интересами, пе будет оберегать егг чссть, когда сойдст па берег. Вот п думается мпе, что пам, старшинам тадо куда больше работать с молодыми, чтобы приохотить пх к морю п морскоГ службе. Куда больше, чем мы работа ссйчас! В этом деле пам всслда помогут офицс ры, которые много служили п плавали. Г Через пятнадцать минут дадут сигнал начать работу. Но уже сейчас все моряки- мастера П-ской мастерской — у своих рабочих мест. Идут последние приготовле­ ния: подбирается инструмент,- подготавли­ вается необходимый материал, осматрива­ ются перед пуском станки. Звучит сигнал, и работа начинается сразу по всей мастерской. Надо спешить: с кораблей, выполняющих в море учебные задачи, поступили для ремонта торпеды. Ими моряки кораблей метко поражали цель, учились точно поражать противника. Можете быть уверены, наши корабель­ ные друзья: торпеды будут отремонтирова­ ны быстро! Посмотрите, как внимательно наблюдает за ходом работы бригадир тор­ педистов старшина 1 статьп Скалозуб. Вот ои вместе с матросами производит осмотр всех агрегатов торпеды, готовых к сборке, и дает распоряжение приступить к мон­ тажу частей: агрегаты подготовлены с любовью н со знанием дела. Скалозуб подходит к токарю Литвиненко и смотрит, как подвигается выполнение срочного за­ каза. Но и здесь у пего нет замечании: Литвиненко попял, что от него требуется, и работает, рассчитывая каждое движение, экономя каждую минуту. Невдалеке группа матросов работает над сильно поврежденной торпедой. Ее доста­ вили от летчиков-торпедоносцев. Сломана ------------------- О 1 рулевая машипка, поврежден золотник. Последний и вытачивает Литвиненко. На пего с нетерпением поглядывают, по он делает и так уже больше, чем казалось, было возможностей. Золотник готов рань­ ше срока, и мастер Смаглай, не теряя вре­ мени, тут же приступает к его подгонке. Смаглай быстро возвращает в строй и ру­ левую машинку. Его бригада выполняет сменное задапне па 200 процентов. После обеденного перерыва в этот день отличается медппк Щепков. Он взялся быстро отремонтировать торпеду с разбитой кормовой втулкой. Осмотрев торпеду, Щеп­ ков начал опаивать поврежденную деталь. Работа эта — трудоемкая, требует большо­ го умения. И первый успех скоро был до­ стигнут: воздух пе проходил больше нпгде. Теперь несколько мелких операций, — и работа завершена. Еще одпа торпеда воз^4 вращена в строй. Сменную норму ЩспкоЯР выполпил па 170 процентов, а качество его работы признано отличным. Когда заканчивался рабочий день, от­ ремонтированные торпеды проходили ис­ пытание. Все они были падежно отремон­ тированы умелыми руками моряков-масте- ров и сданы снова па корабли. — Мы будем счастливы узнать, — го­ ворят торпедисты мастерской, — что эти­ ми торпедами паши боевые друзья с кораб­ лей отлично выполнят стрельбы. М. ДЕШИН. t Высокие показатели судоремонтников Рабочие, инженерно-технические работ- высокого качества работ> план выполняет пики судоремонтных мастерских с каждым днем повышают производительность труда. Бригада слесарей, возглавляемая т. Нау­ мовым, работает по ремонту дизелей и ис­ правлению линии валов. Свои производст­ венные задания за последние дни она ‘вы­ полнила свыше чем на 200 процентов. Сам бригадир т. Наумов показывает пример стахановской работы, выполняя ежеднев­ но задания на 240 процентов. Ксммунпст-столир т. Мажаев является одним из лучших стахановцев мастерских, е’о имя— па ’«Доске почета». Произвел ре­ монт корабельной мебелн, Мажаев добился ежедневно па 240— 250 процентов. Комсомолец Иван Перцев из ученика вырос в квалифицированного рабочего. Он работает на ремонте рулевых машинок и других механизмов. В последние дни свои производственные задания, он, как прави­ ло, систематически перевыполняет. Бригадир электриков т. Архипов п рабо­ чий Семенов план выполняют не ниже 250 процентов. В коллективе судоремонт­ ников много рабочих, выполняющих планы не ниже 200 процентов. (Наш корр.). Зазнались— и не выполнили задание Командиру подразделения морских раз­ ведчиков была поставлена задача: произ­ вести разведку боевых кораблей «против­ ника», вышедших в море для действия на наших коммуникациях. Учитывая серьезность поставленной за­ дачи, командир подразделения решил на разведку выслать два самолета: один с экипажем, имеющим большой боевой опыт, л составе летчика Сенаторова и штурмапа Кучер, и второй — с молодым, пе имею­ щим боевого опыта, в составе лейтенантов Махрова и Лобазова. Учебной целью пла­ нируемого вылета предусматривалось дать тренировку экипажам в поиске кораблей d море, в определении их места, состава, элементов движения и характера деятель­ ности. Погода пад морем благоприятствовала выполнению задания. Поиск кораблей эки­ пажи производили грамотно и скоро уви­ дели далеко па горизонте еле заметные дымки, а потом и силуэты кораблей. «Про­ тивник» обнаружен. Оставалось опреде­ лить точное место, состав, курс и скорость де.ижеппя. Пужно было произвести аэро- шотос’емку цели. Дальнейшее выполнение лданпя экипажи производили, используя 7— 8 -балльную облачность. После посадкп экипажи доложили, что задание выполнено полностью, корабли «противника» обнаружены в точке II. Были доложены курс, ход, состав группы кераблей. Была произведена аэро^огос’ем- ка. Судя по докладу, задапне было выпол- ггно. Однако при уточнении данных раз­ ведки выявилось, что в определении места i противника» в море была допущена :ш а -. ‘.нтельная ошибка. Состав кораблей онре- ; /елен неточно, аэрофотос'^мка выполнена мы на их помощь, конечно, рассчитываем. \ r.t удовлетворительно. Из двух групп ко- I раблей была обнаружена только одна. Вторая же, которая шла па таком удале­ нии от первой, что при более серьезном выполнении задания обнаружить ее пе составляло большой трудности, ни веду­ щим, ни ведомым экипажами обнаружена не бела. Может быть, здесь произошла ошибка. По такую ошибку мог допустить молодой экипаж. Ведущим же шел экипаж, имею­ щий большой боевой опыт разведки на море. И. Сенаторов, и Кучер в Отечественную вой- пу были известными разведчиками на севе­ ре. Многие из пас помнят пх донесения в период боев за освобождение Печепгской области, используя которые, североморская авиация успешно топила вражеские ко­ рабли. Однако сегодня, в условиях мирной учебы, довольно несложное, хотя и серьез­ ное задание, ими было пе выполнепб. Такое певыполпенне задания простой случайностью быть не могло. Пам кажет­ ся, что здесь сказался результат прене­ брежения к заданию, результат зазнай­ ства: Сенаторов н Кучер знали, что вы­ полняют учебную разведку, н поечк/али возможным поэтому успокоиться сразу после того, как были обнаружены дымы кораблей. Считая, что главное выполнено, они и «пе заметили», что делалось вокруг .них. Да что говорить: они не потрудились даже поточнее определить состав обнару­ женных кораблей н вычислить их коорди­ наты! Зачем, мол, это, раз перед нами только условный противник?.. Зазнайство — не к лицу офицеру советского флота. И очень жаль, что лет­ чику Сенаторову и штурману Кучер при­ ходится напоминать простую истину: кто зазнается, тот отстанет, а отсталый волн Не может быть полноценным бойцом. Напитан Д. ГРИШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz