На страже Заполярья. 1947 год. Август.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 августа 1947 г., Кг 187 (2878) Н а у ч е н и я х Успех зависит от каждого матроса Два нерадивых бойца подвели вез отделение На корабле успех любого дела обеспечи вается действиями всего личного состава. Достаточно нерадиво исполнить обязанно сти хотя бы одному человеку, как напря жение сил и старания экипажа в целом могут быть сведены на-нет. Так как бой в море длится очень короткое время, к не му должны быть отлично подготовлены все матросы и старшины. Эту цель и пресле дуют все занятия и учения на корабле. Если в составе экипажа есть молодые матросы, которые думают, что можно в мирной учебе донусрать всякие отступле ния и послабления, — вот в бою, мол, мы себя покажем, бой, мол, дело другое — то это грозит большими опасностями. Все ли матросы нашего корабля хорошо это понимают? Скажем прямо: пе все. Есть средп неко торых матросов такие, которые спустя ру кава выполняют свои обязанности. П о них я хочу сказать сегодня свое слово, потому что гни срывают наши успехи, задержи вают наше продвижение вперед. Сдавая одну задачу во время выхода ко рабля в море, матросы отделения старшего матроса Уварова показали слабые знания по специальности и вверенной им матери альной части. Неуверенно отвечали па вопросы инспектирующего, медлили и раз думывали пад простыми вещами. Также неуверенно и медленно выполняли они вводные. Ясно, что отделению Уварова была дана низкая оценка, которая отра зилась и на оценке всего подразделения. Особенно плохо действовали матросы Григоричев и Дубовиков. Поверяющий дал вводную: от разрыва бомбы — пробоина. — Поставить подпоры! — приказал командир боевого поста. Все мгновенно разбежались по местам, начали выполнять свои функции. Судя по первым действиям матросов, можно было думать, что «пробоина» будет быстро заделана. Но не тут-то было! Вместо того, чтобы следовать примеру товарищей, ма трос Григоричев медленно поплелся куда-то за материалом, хотя все было тут же под рукой и могло быть мгновенно пущено в действие любым расторопным матросом. Когда дело коснулось постановки подпоры на место, снова произошла заминка из-за того же Григоричева: он не сумел подбйть под подпору клин, из-за чего заделка «про боины» длилась дольше норматива, хотя и тут под рукою было все готовое. Григоричев хорошо знал, что ему по боевой тревоге надлежит задраивать иллю минаторы, но не делал этого пока ему не приказали отдельно. Была дана вводная — пожар. Для его тушения необходимо было одеть кисло родно-изолирующий противогаз. Но эту вводную личный состав выполнить не смог: в баллончиках, следить за которыми рас- ппсап Григоричев, не оказалось кислорода. Не лучше показал себя и матрос Дубо виков. Ему поверяющий задал несложный вопрос, но даже и па него матрос не отве тил. Нечего ему было ответить и на другие вопросы, ибо Дубовиков лепится приобре тать знания. И вот Из-за двух нерадивых матросов всему отделению была дана плохая оцен ка. Два матроса — Григоричев и Дубови ков — недобросовестно выполняют свой воинский долг, и это сказывается на состо янии боеспособности корабля, ибо один из его боевых постов оказывается неготовым к действиям в боевой обстановке. Казалось бы, что урок серьезный и надо немедленно сделать выводы. Но вместо того, чтобы учесть и искоренить вскрытые не достатки, матрос Григоричев нарушает дисциплину и распорядок дня, установлен ный па корабле. Будучи дневальным по кубрику, Гри горичев пе стоит на своем месте, как это положено, а, сидя на клапане, дублирует поступающие по радиотрансляции коман ды. Григоричева снял с вахты дежурный офицер капитан-лейтенант Томилов. Гри- горичева наказали. Казалось бы, что после этого нового, еще более серьезного урока оп прекратит нарушать устав и возьмется за ум. По этого не случилось. Он понреж- не»у халатно относится к своим обязанно стям, плохо дублирует команды, на что ему указали старшие товарищи. Во время осмотра и проворачивания ме ханизмов Григоричев всячески отлынивает от работы вместе с Дубовиковым. Когда командир отделения Уваров сделал им за мечание и потребовал явиться на боевой пост, Григоричев заявил: — Мне нечего там делать, у меня все в порядке. Уваров проверил тут же состояние поста и обнаружил грязь. А ведь оба эти матросы, которые своим позорящим звание советского моряка пове дением вызывают общее возмущение, не новички па корабле! Видно, плохо предста вляют опп себе смысл морской службы. Недостойное, постыдное поведение двух потерявших облик вопнов-матросов может дорого обойтись в трудную минуту всему экипажу. Нужно положить конец наруше ниям Григоричева и Дубовикова. Сами командиры отделений не могут этого сде лать. Необходимо вмешательство старших начальников. Необходимо для того, чтобы пс было у пас слабых мест в боевой под готовке и чтобы еще больше укрепилась боеспособность корабля. Старший матрос Л. НЕЧАЕВ. В часы учебных полетов. Калитам П. Бог данов дает указания летчикам, находящим ся в воздухе. Фото М. Бугакова. Благодарность от командира за отличные действия на вахте Личный состав нашего корабля отлично действовал иа большом переходе. Особенно много поработали старшины, в том числе боцман Семашкин и командир отделения Гостюхин. Командир корабля провел раз бор действий экипажа на переходе, отме тив умелые действия гвардии старшего матроса Гостюхина, гвардии матросов Во- логина, Галкина, Заварзина, Инюшина. За отличные действия на походе коман дир предоставил два внеочередных уволь нения гвардии старшему матросу Гостюхи ну, одно внеочередное увольнение гвардии матросу Вологпну, об'явпл благодарность гвардии старшине 1 статьи Семашкину, гвардии матросам Галкину и Заварзину. Д. НИКОЛЕНКО. Присвоено очередное звание Молодые матросы нашего подразделе ния тт. Моисеев, Липунов и Неплюев имеют хорошие показатели в боевой и политической подготовке и дисциплине. За короткое время они отлично освоили свою специальность и продолжают со вершенствовать знания. За образцовую и безупречную службу всем троим недавно было присвоено во инское звание — старший матрос. Получив первую золотую нашивку на свои погоны, опн с еще большим стара нием продолжают изучать специально сти, повышать политический кругозор. Старшина 2 статьи В. КУДЯВНИН. ВЫСОТНАЯ ТРЕНИРОВКА В БАРОКАМЕРЕ Современные самолеты имеют большой «потолок». В войну воздушные бои до вольно часто происходили на больших вы сотах. Поэтому каждому летчику небезин- тересно знать, какие явления в организме связаны с подъемом па высоту. Остановлюсь на отдельных моментах влияния высоты па организм летчика и укажу здесь часть необходимых элемен тов подготовки к высотным полетам. Под’ем па высоту характеризуется уменьшением общей величны барометриче ского давления, уменьшением парциаль ного давления кислорода в атмосфере, па дением температуры. Наибольшие изменения величины атмос- ферпого давления приходятся на те высо ты, па которых практически и развивает ся боевая деятельность авиации. Резкие изменения барометрического давления могут вызвать травму барабан ной перепонки уха (баротравма), сопрово ждающуюся иногда трудно переносимой болью, заставляющей летчика замедлять темп спуска или совсем прекращать спуск. Появляются боли в кишечнике от увеличения об’ема в нем газов. При дальнейшем уменьшении давления прои сходит бурный выход газов. Пузырьки газов могут закупорить сосуды, разорвать мозговую ткань, нанося повреждения, со- провождющиеся судорогами и потерей сознания. На больших высотах происходят нару шения в работе сердца, легких и прочих систем оргаппзма. Все паталогические изменения, проис ходящие в организме летчика при пониже нии атмосферного давления, безусловно, сказываются па его боеспособности. Поэто му оргапнзм должен быть тщательно под готовлен еще на земле к условиям полета па высоту, пребывания в разряженной атмосфере путем систематической высот ной тренировки. Высотную тренировку можно прово дить как в полете, так и на земле — в барокамере. Тренировка в барокамере име ет ряд преимуществ ио сравнению с вы сотной тренировкой в полете. Она дает возможность врачебпого наблюдения и ис следования, обеспечивает безопасность и быструю помощь при наступающем обмо роке, позволяет производить быстрый под’см и спуск, более быстрые перепады давления. Она не зависит от погоды. При тренировках в барокамере экономятся мото ресурс и горючее. Можно проводить высотную подготовку в высокогорных условиях, а также путем ТОЧНО СОБЛЮДАТЬ НАСТАВЛЕНИЕ Учебные самолеты «ПО-2» быстро взле тали с аэродрома и пристраивались к веду щему общей группы. На земле еще остава лась пара офицера Каличева. Она должна была взлететь последней. Если первые самолеты взлетали строем Фронта, то ведущий остававшейся пары ре шил взлететь почти друг к другу в хвост. При этом ведомый летчик Федоров свою машину поставил на очень близком рас стоянии от ведущего и еще при пробе мо тора находился в воздушной струе своего напарника. Можно было ожидать, что офи цер Каличев, как опытный летчик, обра тит на это внимание и прикажет Федоро ву итти за ним либо в пеленге, либо нем ного повременить со взлетом. Но майор Ка личев этого не сделал. Больше того, он да же не сказал летчику ни слова о полете, и ведомый действовал самостоятельно. Не обратил никакого внимания на поря док взлета и выпускавший самолеты офи цер Хибин. А кому, как не ему, следовало бы вмешаться в это дело и устранить на рушение наставления? Летчики, предоставленные сами себе, начали взлетать. Первым пошел ведущий. За ним сразу же начал взлетать его ведомый. Уже по ходу взлета можно было сказать: не мино вать беды. Ведущий, едва успев оторваться от земли, на малой высоте резко переклады вает машину вправо. Так ка к Федоров шел на близком расстоянии, он, боясь столкнуть ся, тоже решил подвернуть вправо. Как только машина Федорова накренилась, воз душная струя от впереди идущего самолета хлестнула ее под левую плоскость, и она перестала слушаться летчика. Само-, лет не взлетел. Офицер Каличев грубо нарушил настав ление по производству полетов, в котором категорически запрещаются всякие эволвд цип на низках высотах. Каличев пе растол ковал своему ведомому, каким порядком будет проходить взлет. Все это и привело к тому, что летчик Федоров попал в воздуш ную струю и не взлетел. По в этом повинны пе только летчики. Повинен н руководитель полетов офицер Хибин. Если бы он поддерживал па старте строгий порядок, этого случая можно было побежать. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. вдыхания искусственного воздуха, пред ставляющего собой смесь азота и кислоро да. Тренировка в барокамере должна про водиться по определенному плану с под’е- мом в определенной последовательности па различные высоты и даст хорошие резуль таты лишь в том случае, если тренирую щийся проведет достаточное число подъе мов и если между ними не будет больших перерывов. Тренировку в барокамере сле дует проводить всегда под наблюдением авиационного врача, следящего за состоя нием летчика. Под влиянием повторных под’емов в барокамере все отрицательные явления, наступающие при высотной болезни (головные боли, рвота, судороги, обмо рок), постепенно уменьшаются, а иногда и вовсе исчезают. Наиболее же важный результат высотной тренировки в барока мере заключается в том, что тренирую щийся приучается работать в новых и на иболее трудных для него условиях. Он перестраивает свои павыки, приспосабли ваясь к этим условиям. Полноценным результат тренировки может быть только в том случае, если во время тренировки летчик не пассивно пре бывает в условиях разряжеппой атмосфе ры, а что-либо делает: считает, решает задачи, пишет, наблюдает за собой и то варищами. Боцманская команда действует Па долю вашей боцманской коман ды недашю выпало испытание. Случи лось это так. Командир корабля тиучил- приказ выйти на обеспечение стрельб 5е?рего®ой батареи. Нашей кома/нде надо было быстро сняться со швартовов, в заданпой точке взять на бугсештр щит, после стрельбы отдать "буксир, а ио (возвращении корабля па стоячку — ошвартоваться. По сигналу изготовить корабль к походу и бою личный состав бонмоя- ской команды закрепил все па верхней палубе по-походному, по-штормовому. Были подготовлены к быстрому спу ску па воду плавсредства. Затем ио сигналу снялись со швартовов. Рабо та «проходот орпшгизоваичо. Матросы быстро исполняли команды, и ко рабль скоро (вышел в море. Хорошо при этом действовали. старшина 2 статьи Лаптев, старший матрос Ильичев, матросы Пустопшш, Косая*, Паптело- I ев и Иванов. Снорошсто действовал л и чны й состав ютовой группы Головен ко, Плисов, Неганов, Катаев и Дуванов. Когда кара^ть пришел в заданную точку, падо было в трудных уатошюх моря взять па буксир щит. Старший матрос Ильичев быстро и точно подал бросательный конец, его закрепили за буксир и подали последний па корабль. Заводка буксира заняла всего десять минут. Труднее было отдать буксир после того, как батарея отстрелялась. Но тут руководство работой взял на се бя тюмощшк (командира корабля. От дача и выборка буч;мира на щигг заня ла немногим более получаса. Дружно и сл'аженно 'действовали вез матросы, но особенно отличились сноровистостью ма- . тросы Коваль, Мусатов, Пантелеев, Ду ванов и машинист Н а ш т Возвращение в базу неожиданно ока залось очень т^ууд-ньгм: иа море пел ту- маю, попил доскць. Нужна была особен ная бдительность. Дичгаьгй состав по- етимад это. и матросы зорко песли вах ты иа й*<егаых постах. А когда возвра тилась к месту стоянки, боцманская I; команда отлично произвела ошвартовку. II Старшина 2 статьи А. ЖВАЧКИН. Старшина-сверхсрочник и его подчиненные Сверхсрочник гвардии старшина 2 ста тьи коммунист т. Горбатов накопил боль шой 6oeBqfi опыт и обогатился за время службы навыками хорошего воспитателя. Службу т. Горбатов любит. Свою специ альность знает отлично. В дисциплине слу жит образцом для всех и ни в чем не от ступает от требований устава. Если кое- кто из молодых старшин, вроде Дубасова, например, позволяет себе утром не вста вать даже после сигнала побудки, то т. Гор батов всегда поднимается на 15 минут раньше, как требует устав, и наблюдает ia под’емом подчиненных. В подчинении Горбатова — гвардии старший* матрос Слюсарь. Старшина помог ему быстро изучить основы специальности, нривил ему уважение к флотским поряд кам, научил соблюдать дисциплину. Слю сарь не имеет ни единого проступка за всю службу, вежлив со старшими и млад шими по званию, уважителен к това рищам. За отличную стрельбу из винтовки командир корабля об’явил ему благодар ность. Недавно служил в подчинении т. Горба тев* и гвардии матрос Фомин. Первое, к >ему приучил его старшина, —^это соблю дать дисциплину, и Фомин всегда отли чался внимательностью при исполнении приказании, пе ослушался пи разу стар ших по званию и по сроку службы. Фомина перевели сейчас па другой корабль, по и там он старается во всем подражать стар шине Горбатову, который воспитал его. Гвардии старшина 1 статьи Ф. СЕМАШКИН. На тральщике шмени героя В кают-компании тральщика Н. висит кортик, а пад ним портрет того, кто его по- сил: героически погибшего старшего лей тенанта Геннадия Лекарева. Си-? 1 Юморцы свято чтут память о герое- офицере, имя которого известно на флоте каждому моряку. В ноябре 1942 года, ис полняя свой воинский долг, советский офи цер Генпадий Лекарев до последних мгпо- вений руководил спасением людей, пе щадя своей жизни. Он погиб геройски на своем боевом посту, и в память об этом подвиге имя его присвоили одному из северомор ских тральщиков. Узнав о героической гибели брата, Вя чеслав Лекарев, ныне старшина 1 статьи, написал тогда же в 1942 году в Народный Комиссариат Обороны докладную: «Прошу перевести меня на службу в действующий Северпый флот па корабль *:менп моего брата старшего лсйтснапта Лекарева. Хочу заменить погибшего бра та». Через месяц Вячеслава Лекарева в По лярном встретил офицер, который сейчас командует кораблем... Матросы и старшины тральщика боевы ми делами достойно поддержали честь име ни героя, присвоенного тральщику. На бое вой рубке корабля — две звезды: в одной цифра « 1 » — это потопленная немецкая подводная лодка, в другой— цифра «5» — это более пятидесяти затралепных и уничто женных вражеских мин. Корабль провел свыше семидесяти боевых тралений, прошел с тралом более трех тысяч миль, участвовал в ста тридцати четырех боевых операциях п в конвоировании почти трехсот транс портов. Со дня под’ема флага тральщик прошел свыше сорока тысяч миль. За этими цифрами стоят полные герои ки дела людей, завоевавших и умножаю щих славу своего корабля. Старшины Из- малков — секретарь партийной организа ции, Дегтярев— минер, Борисов— артилле рист, Довженко — акустик, Лекарев — командир кормового орудия — это живая история корабля, его лучшие, достойные люди. Боевую славу они поддерживают конкретными делами и ныне, в дни мирной учебы. Педавно на пути в район траления сиг- нзлыцики заметили плавающую мину. Мо ре — семь баллов. — Мину расстрелять, — приказал командир. Огонь открыл Борисов. Четвертый сна ряд, пущенный им, ударил в мину. Но она пе тонула. Тогда два молодых комейдора матросы Кайдаш и Кравченко одновремен но открыли огонь по мине из эрликонов. Когда прошли галс, и корабль стал раз ворачиваться, сигнальщик Удалов доло жил: — Мина затонула. А через десять дней после этой «встре чи» комендоры сдавали очередную учеб ною задачу — расстрел плавающей мины. Стреляли по буйку с левого борта по оче реди. И каждый расчет гордился тем, что сделал несколько попаданий. Особенно от личился командир отделения Бухтиаров: его подчиненные стреляли лучше всех. Расчет кормового орудия, возглавляемый Вячеславом Лекаревым, хорошо произвел текущий ремонт орудия — под’ем тумбы и люльки. В расчете Лекарева все— молодые матросы, но брат героя сумел за небольшой срок хорошо подготовить их, научить ^ ЬА метко стрелять в любое время и в люб\ ю погоду... Вот расчет Лекарева у пушки. Замочный Калиниченко открывает замок. — Орудие зарядить, — командует Ле карев. Заряжающий Коношев резким и точным движением посылает снаряд. , — Наводить по щиту! Наводчики — горизонталыпик Сенькин и вертикалыцик Тапасв — ловят цель и почти одновремеппо докладывают. Ревун. Гремит залп. В бипокль видно, как у лице вой кромки шита вскидывается белый столб воды... Попадание... Еще одпо. Командир подразделения, наблюдающий стрельбу, передает ио радио: — Хорошо стреляете, товарищи комен доры! Комендоры не могут ответить командиру на его похвалу, но их лица, по которым струится пот, озаряются улыбками. Лека рев ласково гладит еще горячий ствол ору дия рукой и молча смотрит на матросов... Достойно носить имя героя — значит всегда быть образцом служения Р о д п п е ,Я | беззаветно трудиться над повышением б о е - ^ ^ пой готовности корабля. Служба личного состава пятой боевой части тральщика — достойный пример того, ка к надо делами поддерживать на высоте и умпожать слав ные традиции корабля. Самый молодой старшина на корабле — Косинский. Но это и лучший специалист, первый помощник командира пятой боевой части. Он, например, разработал новую конструкцию муфты сцепленпя воздухо дувки дизельгеператора, предложил свою принципиальную схему, произвел все рас четы, сделал чертежи и осуществил свое предложение на практике. Он постоянно и терпеливо учится, много сидит над схе мами, описаниями, чертежами и учебника ми. Самоотверженно выполняет свои обязан ности старший матрос Тугарев. Когда n q £ j) падобилось срочно произвести ремонт в о з -^ ^ духодувки, оп трое суток провел в маши не и выполнил все работы отлично. Служа на родном корабле седьмой год, Тугарев стал опытным специалистом и с выполняет обязанности старшины мотористов. Матросы, старшины и офицеры щика чтут память Геннадия Лекарева. Ко рабль достойно носит его имя. А брат героя — Вячеслав Лекарев являет образец для всех: на его груди сверкает орден Отечест венной войны, а в карточку взысканий и поощрений его вписано уже свыше десяти поощрений. Расчет его орудия — лучший па корабле. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. успехом группы траль- Вм есто обзопа п еч а ти Поспешйшь—людей насмешишь Старый ступенчатый метод тренировки летного состава в барокамере обеспечивал лишь плавный под’ем с «площадками», си дением на заданной высоте и плавный спуск. Такой метод приучал организм к кислородному голоданию, но пс подготов лял к быстрым перепадам атмосферного давления. Новый метод тренировки летного состава в барокамере устраняет этот недо статок, так как тренирующийся все вре мя находится в постоянно изменяющихся атмосферных условиях. Пе применяется «площадок» ни при под’еме, пи при нахо ждении на высоте, ни при спуске, даже при болевых ощущениях в ушах. При новом методе тренировки организм летчика подвергается комплексной тренировке. Обеспечивается тренировка барофункции уха, подготовка ее к большим перепадам давления и контролируется без мапометра «Воячека». В росте мероприятий по обеспечению успешного проведения высотпых полетов весьма существенной и необходимой яв ляется подготовка организма летчика к условиям. Такой метод тренировки в барокамере при умелом его проведении наилучшим образом подготовляет летпый состав как к высотпым, так и к пикиру ющим полетам. Майор медицинской службы Г. ГОЛУБЕВ. В номере 157 газеты «Северная вахта» (ответственный редактор И. Ильин) появилась статья Евг. Лубенец, озаглав ленная «У зенитчиков». Исторпя этой статьи такова. Тов. Лубенец появился однажды у зе нитчиков. «Узнав, что это корреспондент «Северной вахты», — рассказывает стар ший матрос А. Рыжков, — бойцы почти тельно поглядывали на него и старались заниматься лучше обычного: раз коррес пондент, значит пх боевая учеба будет по казана в газете». П вот статья появилась. Газета пришла к зенитчикам. Опи обрадованно брали по мер газеты в руки и внимательно читали статью Евг. Лубенец. Но «... прочитав ста тью, — продолжает А. Рыжков, — бойцы разочарованно откладывали газету. Кое- где послышались пасмсшливые замеча ния». Почему же зенитчики испытали разоча рование? * Обратимся к статье Евг. Лубенец. Оп так описывает боевую учебу зенитчи ков: «...в небе послышался шум самоле та. — К бою! — скомандовал Есев. Бойцы кинулись к пушкам. Стволы зениток повернулись на самолет. В действие вступил приборный взвод младшего сержанта Вознесенского. С него(?) стали поступать данные на орудия. Артиллеристы старались не выпус кать самолет из поля обстрела, вели за ним стволы пушек, полностью подражая действиям при фактической стрельбе. Хорошо справлялся со свои ми обязанностями солдат Суворов. Но в этот момент тренировки, пожалуй, вся работа лежала на плечах прибор ных и наводчиков. Прошло время и самолет улетел...». Дальше Евг. Лубенец переходит к пока зу одиночной тренировки. Командир орудия Есев с секундомером подошел к орудию и снимает иорматнвные показатели: «О дин за другим наводчики и заря жающие подходили к приборам и вы полняли приказания Есева». Затем учепия. Стрельба по «самолетам». «— Квадрат... Самолет... Высота... — давал данные для стрельбы Есев. Тотчас же наводчики развернули срудия, трубочные установили задан ную высоту, «залп» следовал за «залпом»... П так далее. Видимо, Евг. Лубенец очень спешил, а изображая эти «картинки», не дал себе труда посоветоваться со знающими людьми. Теперь об этой статье зенитчики пишут: «Тов. Лубенец по-своему излагает подаваемые команды так: «Квадрат... Самолет... Скорость... Высота, — да вал данные для стрельбы Есев». Для каждого зенитчика ясно, что таких данных, да еще при тренировке . в стрельбе основным способом, не су ществует. А слова: «тотчас же навод чики развернули орудия, трубочные установили заданную высоту» вы звали откровенный смех: для каждо го человека, чуть-чуть знакомого с артиллерией, ясно, что тут бессмыс лица. Ведь трубочный никакого отно шения к высоте не имеет! Он устанав ливает взрыватель по данным от при бора управления. Несерьезное отношение к задаче по казать учебу зенитчиков выразилось у т. Лубенец еще и в том, что он пе репутал и исназил фамилии: Василев ский, например, превратился у него почему-то в Вознесенского. Вот эти крупные недостатки смазали статью. Она не явилась мобилизую щей. А при серьезном подходе могла бы вполне быть такой». К этому письму добавить почти нечего. Опо правильно ставит вопрос: если газета берется освещать какое-либо событие, на до делать это с полной ответственностью и ' серьезностью. Верхоглядство — не к лицу бадьшевистпюой газете. Матсчриааы о боевой учеб?, публикуемые на страницах «Северной вахты» — газеты военной, — должны отличаться точпостыо и грамотностью в специальном отношении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz