На страже Заполярья. 1947 год. Август.

2 т » с т м ж я я у б » г10 августа 1947 г., К : 186 (2877). Всесоюзный День железнодорожника Традиционный праздник советских людей Сегодня вся наша страна отмечает Все­ союзный День железнодорожного траистр- та. Этот день стал традиционным праздни­ ком всей страты. Советский народ называ­ ет его именем любимого вождя, творца на­ итии побед I— Сталинщин Днем жеашаодо' рОЖНИКа. 12 дегтназа*, 30 июля 1935 года, члены правительства во главе с товарищем Сталиным устроили прием работникам же­ лезнодорожного транспорта. Здесь товарищ Сталин произнес историческую речь о зна­ чении железнодорожного транспорта для нашего государства. Из увт вождя совет­ ские железнодорожники услышали о том, что нужно делать, чтобы наш железнодо­ рожный транспорт с~честыо выполнил свою роль в социалистическом строительстве. «СССР, как государство, — говорил товарищ Сталин, — был бы немыслим без первоклассного железнодорожного трасг спофга*, (связывающего в единое целое его мтточисигаиые области и (районы. В этом вешшаое госэдарспвенше эотачшие желез­ нодорожного транспорта в СССР». Указания вожди, партии и народа легли в основу деятельности всего коллектива советских железнодорожников. Заботами партии и правительства железнодорожный транспорт оснащался новейшей тезЖпкой. Он из года в год повышал свою техниче­ скую мощность. Реализация указаний товарища Сталина ознаменовала новый этан в развитии наше­ го транспорта, (превращения его в ещу т передовых отраслей социалистического на­ родного хозяйства. , * Годы сташшшах пятилеток коренным образом изменили лицо железнодорожного гранепертас Были реконстртгопювагаы многие тысячи километров железнодорожных путей и построено около 30 тысяч километров новых магистралей. Социалистическая ин­ дустрия дала нашем* транспорту такие мощные паровозы, ка^«Феликс Дзержин­ ский», «Иосиф Сталин», «Серго Орлжонп- кида», в числе и ощювоэьг с конден­ сацией пара. Десятки большегрузных ва- гопов былп построены в короткий срок по личному заданию товарища Сталина. В борьбе за под’ем транспорта выдвину­ лись многие и многие тысячи стахановцев -кривоносовцев. Страна хорошо знает пере­ довых людей транспорта, людей смелой инициативы, творческого дерзания четко организованной) (работы. Это vинициаторы стахановского движения на транспорте: Кривонос, Кожухарь, Краснов н многие другие. Особо ценны заслуги Лунина, ко­ торый в предвоенные годы обогатил сокро­ вищницу передового опыта на транспорте. Советский жеашвдоражный транспорт, созданный нашей индустрией, а его люди, воспитанные неустанной заботой больше­ вистской партии и лично товарища Сталина, в дни Великой Отечественной войны выгаошшш оое, что требовал» от ияк Рощна. Работая в исключительно сложных к ^удагьпх услшпях, ш ш транспорт вьшес двойную нагрузку: перевозки, связанные с мобилизацией и передислокацией войск, к фронту, а т а ш перевозки нромышл'Я- ното оборудования, запасе®сырья, матвриа- лов, людей, вызванные эвакуацией из уг­ рожаемых районов в тыл, на восток. Никакие попытки яеагеиыи аакваччнков разорвать наши коммуникации воздушны­ ми бомбардировками, парализовать движе­ ние поездов не достигали цели. Пути тьгла и прифронтовой полосы действовали безот­ казно в любых условиях, связь Красной Армии с тылом на всем протяженп войны была надежной. Сегодня, в День железнодорожника, вся страна славит таких людей, как машинисты Иван Папин и Елена Чухнюк — героев вождения составов с боеприпасами на ли­ нию фронта; таких, как Цевмтерйшговищ- на, которая, чтобы предотвратить катаст­ рофу, бросилась к составу, лишилась ног, но спасла поезд; таких, ка к мужественная и отважная ленинградская стрелочница Ан­ тонина Александрова, и многих других. Подвиги этих людей вдохновляют железно­ дорожников и в мирное, послевоенное вре­ мя. Советские железнодорожники заслужили достойную похвалу от великого Сталина: «... Если, несмотря на трудности воен­ ного времени и недостаток топлива, — го­ ворил товарищ Сталин, — нам все же удалось снабжать фронт всем необходимым, то в этом надо признать прежде всего за­ слуги наших транспортных рабочих и слу­ жащих» В дни войны 127 жедеэвдоражвядаг, в том чпеле тов. Л. М. Кагановичу, присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Правительство наградило 16.950 железнодорожников орденами и медалями СССР. Орденами и медалями СССР также награждены 31.777 бойцов и офицеров я генералов железнодорожных войск. Советские железнодорожники горды соз­ нанием того, что им выпала честь достав­ лять на транспорте наши доблестные войска и оружие на самые решающие уча­ стки фронта, они доставляли и героев-по- бедптелей в разные уголки советской стра­ ны. ' Сегодня, в День железнодорожника, ра­ ботники транспорта сплочены единым по­ рывом помочь нашему народу, промышлен­ ности и сельскому хозяйству с честью выполнять п перевыполнять великие зада- сталинского послевоенного пятилетнего илана. | * | Пятилетним планом предусмотрена ог­ ромная помощь транспорту в его дальней­ шем развптпп. 40,1 миллиарда рублей от­ пускается на фундаментальное восстанов­ ление дорог, разрушенных врагом, на строи- T.\t*cT” o втооьтх птгей, новых линий, мо­ стов, новых депо, вЬкзалов, на электрифи­ кацию важнейших (участков маписгцралЕЙ. К копцу пятилетки железнодорожники должны будут грузить 115 тысяч вагонов в сутки. Грузооборот на 28 процентов превысит довоенный уровень. Советские железнодорожники, как истин­ ные патриоты, свято выполняют свой долг перед Родиной. Вместе со всеми трудящи­ мися опп отмечают свой праздник новой мобилизацией всех сил и средств для даль­ нейшего улучшения работы транспорта. *• • . Щ -•:•> >:■ ■ ■ У .... .......... m w i' Перед вылетом. Осмотр самолета. Фото М. Бугакова. Воспитанники сержанта Шаптала Личному составу нашего подразделе­ ния была поставлена задача — в корот­ кий срок отремонтировать механизмы. Задача успешно выполняется. Подразделение, которым командует сер­ жант Шаптала, ремонт уже закончило, раньше намеченного срока. В бригаде, состоявшей из младшего сержанта Пав­ лова и старших матросов Попова, Ми­ хайлова, Керносенко, Колбасова, Кома­ рова и. других, работа шла особенно ор- | ганизованно. Наиболее отличился стар­ ший матрос Попов, которого командир поощрил десятью сутками внеочередного отпуска. Сейчас эта ремонтная бригада, зарекомендовавшая себя на работе, пе­ решла в другое подразделение на вы­ полнение нового задания. Важно и то, что в ходе ремонта лич­ ный состав бригады детально и твердо изучил материальную часть. Например, матрос Комаров с гордостью и полным основанием говорит: — Я теперь изучил материальную часть до последнего винтика и при лю­ бом опросе отвечу* без заминки. Самое трудное задание я теперь смогу выпол­ нить. В успехах личного состава заложен большой труд его командира и воспита­ теля — сержанта Шаптала. Его под­ разделение, сдавая задачи, всегда ока­ зывается на одном из первых мест. Не­ давно, например, с хорошей оценкой) сдана задача ЭД 4, я мнопие матросы н сержанты получили благодарность. Сержант Шаптала служит на флоте десять дет. ОеЙчас он продолжает служ­ бу сверхсрочно. Многие его подчинен­ ные стали старшинами подразделений н командирами отделений. Сержант горячо любит флот, заботится о повышении его готовности, и эти качества стремится привить личному составу. Нередко он беседует с матросами и сержантами о величии и могуществе пашей Родины, о партии большевиков, которая ведет со­ ветский народ по пути к коммунизму. Член ВКП(б) сержант Шаптала являет­ ся для всех первым примером выполне­ ния требований устава и приказов командиров. Понятно, почему так ус­ пешно выполняют гадания подчиненные сержанта, почему опп имеют такие вы­ сокие показатели в боевой подготовке: всю их деятельность возглавляет и на­ правляет командир-коммунист, привива­ ющий матросам и сержантам большеви­ стские качества. Старший матрос К. САВВАТЕЁВ. Н у ж е н п о с т о я н н ы й и строгий. контроль Устав Всесоюзной Бооосукиотичеавой падав (башпеяи&ов) обязывает т я т го яавддат» ш члена» ВКП(<5) неустанно ра­ ботать над ровызпенвеи своей сознатель­ ности, над усвоением оовов марвеизма- леяияизма. Однако, в партийной органи­ зации, где секретарем т. Ианкюв, отдель­ ные коммунисты не выполняют это важ­ нейшее требование Устава ВШП(б). Член картин Исаев ш ’язнил желание изучать «Краткий курс истории ШП (5 )» самостоятельно, поскольку он считал се­ бя достаточно подготовленным для этого. В решении партийного собрания, кото­ рое состоялось вскоре после ^ьгхгсиа в свет пюстаиоатеиия ЦК *ВКП(б) от 26 июля 1946 года, было указано, кто из коммунистов изучает историю партии са­ мостоятельно. В числе их был и т. Исаев. После этого прошло достаточно времени для того, чтобы 'выяснять, поинтересо­ ваться, каких успехов добились товари­ щи в повышении своего теоретического уровня. Из беседы с коммунистом Исаевым выясняется!, что в течение всего этото времени он по существу «Краткий курс истории ВКП(б)» не изучал. А ведь Исаев — не рядовой член партии, а активист, -заместитель секретаря пер­ вичной партийной организации. Как же об’ясняет т. Исаев то, что он не повышает свой павйно-полигичгский уровень? Об’ясяение ело не блещет новизной. Мы еллипим старую, сто раз опроверг­ нутую жизнью ссылку на... отсутствие времени. Таю jfh ©тона самом деле? Дей­ ствительно a s Исаев (настолько занят, что ему «некоща» ваяться за книгу? Нет, но слувюбе Исаев занят не белее дру­ гих. Что -касается партийных поручений, то, оказывается, он их выполняет весьма неаккуратно. Например, партийное бюро поручило Исаеву выпустить специаль­ ный номер стенной газеты к партийному собранию. Поручение не было (выполнено. Являясь членом бюро, Исаев без Ьсяких причин отсутствовал на нескольких засе­ даниях бюро. Может быть, у т. Исаева нет нужных |условий для самостоятельной работы над | собой? И здесь мьг долины ответить от­ рицательно. Условия для учебы у него лучшие, Ч'М у многих других коммуни­ стов. Таким образам, при внимательном изучении вопроса обнаруживается, что налицо— обман партийной оргаяшвадни С*> Перевыполняют нормативы Верность благородной традиции У советских военных моряков есть среди других о;цпа замечательная тради­ ция, основы которой коренятся глуооко в самом существе паапего строя — это традиция помощи друг другу в борьбе за паше общее дело, традиция поддержки ДРУГ ДРУга в ответственные мо­ менты жизпи и службы. Она нередко наощят свое выражение ъ етара-, пип более опытных, знающих, умелых воинов передать все, что приооре.ш они сами, молодым, только вступающим в семью военных моряков, товарищам. Стремление видеть флог -могучим « па­ дежным стражем интересов родного Со­ ветского государства, желание кипеть свш корабль передовым в борьбе за по­ вышение боевой готовности флота об’е- диняет советских моряков на каждом кэ- раоле в тесную, дружлую, монолитную семью, д.тя которой интересы Родпш, ее счастье и независимость дороже всего в жпзни. Каждый повый человек, ступающий на палубу боевого корабля, чтобы здесь в течение нискольких лет выполнять свой долг, с оружием в руках охраняя паипи морские ‘рубежи, сразу чувствует от*/ обстановку дружеской взаимопомощи и взаимоподдержки, а когда вызывается не­ обходимостью — и общей требовательности со стороны всего 'экипажа. II оп старает­ ся быть достойным членом героической семьи военных моряков. Это с первого же шага по палубе ко­ рабля почувствовали молодые комендоры, влившиеся в наш сравнительно неболь­ шой экипаж. Молодых матросов встретили тепло if радушно. Каждый т старослужащих экипажа вгпомшпт день, когда он сам шрвый раз ступил иа палубу боевого корабля, вспомнил соое эолншие, первые впечатления встр-чи и, иная перед собой еще неловких, совсем молодых, неофор* швшихея моряпсов, «старался сказать теп­ лое, юбощшопгез слово. Говорили с гор­ достью о своем корайле и его людях, о ■боевых делах и походах, о трудной, но увлекательной и благородной морской службе. Молоды? комендоры видели, что вступили в среду хороших, надежных товарищей, которые помогут крепко стать па ноги и поддержат в трудную минуту, п они смелее вступали в разгово­ ры, откровеннее расспрашивали обо всем, что их интересовало и беспокоило в те минуты знакомства с боевым кораблем и его экипажем. Трудно было с первого взгляда опреде­ лить, кто из молодых хорош или шьох и в чем именно. Но один из них сразу об­ ратил па себя вниманию. Эго *бы.т немно- ; го неуклюжий, мешковатый матрос, как : мы узнали потом — из поволжской де­ ревни. Держался он в сторонке, не лез i на глаза. Его расписали вторым номером па пушку, н он, приняв это, к а к долек ное, начал свою морскую чмутюбу на ко­ рабле, па (>оевсм посту матроса Расще- перпна. Та к пачалась повая жизнь матроса Чилихина. Действовал Чилихнн у пупгш вначале неторопливо и даже вроде бы вяловато. По глянешь на него, и кажется, что он сдерживает себя, стесняется чего-то, % если аэозьмется делать в полную силу — пикому за ним пе угиаться. И была еще в его работе какал-то особая домовитость, | хозяйственность. Выходило так, будто он век тут «и служил, только на время отор­ вался, а теперь \в:рнулся к родному делу. Боевой пост старшины 2 статьи Ларина в текущем году участвовал в трех стрель­ бах. Все три раза матросы действовали отлично, а материальная часть работала без единой задержки. Старшина 2 статьи Ларин тренировками добился того, что его подчиненные старший матрос Никитин и матрос Мерочкин на две секунды перекры- Рассказал нам Чилихин, как его прово* жал служил, отец. Поезд вот-вот до»вн был отойти, * Чилихшы — старьй ■ молодой — все не расячвааись. Наконец, отец ргншея. — Ну, «ш о к , — сказал- он, — нора теое. Я уже не могу воевать, доктора ‘го­ ворят — негоден. Да и сам чувствую, что 'слаб стал для такого д^ла. Иди, зна­ чит, ты за нас обоих службу править. Не позорь семью нашу и меня старика. Честно долг народу ота-ашь, посраму за тебя мне не будет— значит русская в тебе душа. А коли таж — защищай крепче все наше цхдаое, русское, — все, чго дала нам советская власть... Дай-ка я тебя поцелую, сынок! И Чплихины обнялись. — Вот п думаю я, что послужу как мо­ жно лучше, — закончил рассказ молодой матрос Чилихин. Никто не заметил, как и когда научил­ ся Чилихнн действовать на «боевом посту не хуже первого номера — матроса Рас- щеперша. Обратили яа ото шниьгаиие, когда Расщеперину пора было итти в долгосрочный. — Кто же тебя сменит? — 'спраши­ вали товарищи командира расчета. — Чилшшан-то молод еще. — Он и сменит. Молод, да удал. За меня управляется не аузое, чем я сам. Расщеперин уехал, а Чилихин, смот­ рим, хмурый сразу стал. — Чего хмуришься? — спросил его старший матрос Лебедев. — Да вот ущравшось лп..‘Г Расщеперин- то сколько служил, пока науку превзошел. А я?.. — Полюбишь море всей душой — справишься,— ответил Лебедев. Чилихин промолчал, задумавшись. Через некоторое время ’пост Чилихина стал лучшим на кораблэ — ка к и на­ казывал молодому 'матросу Расщеперин. В марте 1947 года Чилшхину предло­ жили сдавать экзамены на специалиста вают норматив заряжания. Они также пе­ ревыполняют все нормативные показатели по устранению возможных в бою неисправ­ ностей автомата. Наводчики старшие ма­ тросы Фомченко, Цыганов и Новожилов точной работой обеспечивают отличное выполнение задач. Главный старшина А. АЛЕКСЕЕВ. второго класса. Программа внешкольной подготовки была довольно обширна. Рань­ ше Чишихшну в не управиться бы, но сейчас это б ш ссвсем датой матрос. За» полтора года его мжотоыу научили ста­ рослужащие. Он накопил опыт управле­ ния материальной чаегью и ухода за ней. Тренировался на боевом посту, по советам «старичков», в таких условиях, которые ‘ближе ©сего напоминает бой. В свободные от занятий и работ часы изу­ чал уставы, особенно много занимаясь Кора 1 белышм уставом. 'Впитал в каждую мелочь корабельной службы. И, несмотря па то, что имел всего пятиклассное обра­ зование^ сдал экзамены с хорошими оцен­ ками п стал специалистом- второго клас­ са. Сейчас Чилшшн — командир отделе­ ния комендоров. Командир молотой, но толковый — у него всегда вое на Лесте, все подготовлено: и план занятий на Ссвадующий день составлен, и материаль­ ная часть в образцовом порядке, и сам он всегда оцет т форм». К подчиненным Чилихин требователен бзз поблажек. Но в то же время Внима­ телен и заботлив. Вот один пример. Не­ давно ЧилЕхину пришлось встречать мо­ лодых матросов — к а к когда-то ветреча- сгорееы коммуниста Исаева. Для него са- мостолдоод&а учеба, яшяегся ничлм иным, таав ширмой, за которой он пытается • скрыть свое абсолютное без- дельеi свое (нежелание учиться. Что ссылки Исаева на всякие «об’ек- тивные» причины являются несостоятель­ ными, нвдно на примере другого конмуниста этой же организации— т. Абра­ мова. Он находится в таких же условиях, как. и т. Исаев, но уже заканчивает IV главу «Краткого курса история ВКП(б)». У Абрамова имеется ин­ дивидуальный план самостоятельной | учебы. Согласно этого плана он ежедневно отводит определенное количес!» во -времени для работы над «шитой. Обширный конспект т. Абрамюва свиде­ тельствует о его серьезном отношении к марксистско-ленинской учебе. Абрадсс® го­ ворит: — Составлению конспекта я придаю большое значение. Я не составляю его прежде, чем не усвою как следует тему. Если мне что-либо неясно, если я • что-нибудь не допонпмаю — я об- I ращаюсь к более грамотным ком­ мунистам. Если после этого остаются ка­ кие-либо неясности — иду на к о н с у л ! ^ ^ тадию в п&ртшпый кабинет гаршизон^^В После того, как все выяснено, я вновь бецусь за «Краткий курс» н уже при повторном чтении составляю конспект, стараясь при этом записывать своими словами основные положения. В результа­ те могу сказать, что глубоко усваиваю тему. Абрамов не ссылается на отсутствие времени, хотя, в отличие от Исаева, он вынужден тратить ежедневно три часа иа переезды к месту службы и обрапно. Кроме того, Аб(рамш много времени ооадает выполнению партийных поручений. То, что в нартнйяой организации, воз- ‘ главляемой т. Нанковым, имеются товари­ щи, которые фактически не учатся, кото­ рые используют форму самостоятельной учебы, как ширму, как прикрытие своей бездеятельности, нужно об’яаиить тем, что здесь партийгаоз бюро не есущ ествм ^ ет свою основную функцию — проверк\^В контроль того, как фактически учатся коммунисты. Бесспорным является, что только при отсутствии контроля могут иметь место факты, подобные оггнелению Исаева в марксистско-лпипгтекой уч*бе. П. ВЛАДИМИРОВ. ли его самого. |К ним он вышел в самом безукоризненном вице, одетый по всей форме и с особым старанием. Обоих но­ вичков он рад/утно приветствовал. Раз­ местив их после мытья в бане и устроив ‘’как следует, провел- сразу на боевой пост. Рассказал, чем они будут занимать­ ся и что от Ешч требуется. Пользуясь тем, что корабль в то время ремонтиро­ вался, разобрал с молодыми пушку, об’яснни назначение деталей, рассказал об основных возможных неисправностях ai при этом сослался как на боевые при­ меры, так и на случай вз своей личной Практики. Молодые слушали внимательно и с большим интересом, задали множест­ во вопросов и заявили в результате бесе­ ды со своим командиром: ° Сшнар секретарей комсомольских организаций В Н-ском соединении недавно состоялся семинар секретарей комсомольских органи­ заций кораблей. Он был посвящен вопросам воинской дисциплины, боевой подготовки, воспитания и обучения личного состава. Доклад на тему: «Состояние воинской дисциплины и политико-воспитательная работа» сделал офицер т. Кагарлицкий. «Бюро первичной комсомольской орга­ низации — орган коллективного руковод­ ства» — таково было содержание доклада офццера т. Вертппрахова. В прениях по этому докладу выступили старшина 1 ста­ тьи Егоров, старшие матросы Герасимов, Вахлип и другие. Опи поделились опытом работы комсомольских организаций. (Наш корр.). — К выходу корабля из ремонта мы постараемся сцдть экзамены на штатных специалистов. А между собой в этот вечер говорили: — Такой командир научит нас всему быстро! Вряд ли можно сказать, что кто-либо другой на нашем корабле так же уважа­ ем, как Чилихин. Это самый образцовый, самый дисциплинированный командир от- *слення, который от побудки до отбоя живет по уставу и всегда верен славной флотской традиции — помогать товари­ щам в укреплении боеспособпостп корабля. Сейчас все чаще мы застаем Чилихина за книгой, — то за политической, то за художественной. — Что это вы так увлеклись чтением, товарищ Чилихин? — опросил его кто-то в такую минуту. Чилихин оторвался от книги и посмот­ рел на спросившего ясным, спокойным взглядом. На мгновение по его лицу про­ мелькнула тень недоумения — почему возник такой странный вопрос? Разве не естественно, что советский матрос спобит книгу — верного дата и постоянного спутника и наставника в его яакши?... И ответил: — Какой же я буду командир отделе­ ния, если не буду читать?.. Мои пншн- нешлые имеют образовани? выше мо<то. В некоторых вопросах они разбираются лучше меня. А надо так подковать себя, чтобы во всех вопросам морской службы я был- образцом для подчиненных. Этого от меня требуют уставы. Этого требует парод, пославший меня па флот. Меня научили любить корабл-ь, •спениальность, морскую службу. Меня научили служить. Теперь я должен научить своих подчи­ ненных -всему, что дано мне. II даже много большему. Я хочу, чтобы мои ма­ тросы глубже и горячее полюбили нашу великую Родину. Матрос Г. ГУЛЯЕВ. В партийных и комсомольских организациях В Н-ском подразделении рабо­ тает кружок по изучению истории партии. Руководит кружком офицер Лив­ шиц. Он обстоятельно готовится к заняти­ ям, интересно и содержательно проводит их. Слушатели прилежно относятся к учебе, особенно старшие матросы Лосев, Тимош­ кин п матрос Генералов. ф На-днях в Н-ском подразделении по инициативе комсомольской организации офицер Ситкин прочитал лекцию: «Свято хранить военную п государственную тай­ ну». Солдаты и старшины прослушали лек­ цию с большим интересом. По заданию комсомольской организации беседы о сохранении военной тайны прове­ дены комсомольцами-агитаторами Соболе­ вым, Поповым, Исайко и Проливиным. ♦ В пятой боевой части корабля Н. прошло комсомольское собрание с вопро­ сом: «Авангардная роль комсомольцев па ремонте». С докладом выступил офицер Лпфоненко, который рассказал, как комсо­ мольцы борются за выполнение плана ре­ монта, отметил комсомольцев-передовиков тт. Шерстпева, Романова, Былева, выпол­ няющих нормы па 130— 140 процентов. По предложению комсомольца Кондакова собраппе прппяло решение организовать кружок по изучеппю инструмента и кон­ трольно-измерительных приборов. Было ре­ шено написать и послать письма родным примерных матросов Шерстпева, Романова, Былева. ♦ К проведению культурно-просвети­ тельной работы среди личного состава ком­ сомольская организация, где секретарем т. Кузубов, привлекает своих активистов Карлеева, Березуцкого, Добрынина, Черно­ ва. Все они принимают активное участие в оформлении кубриков наглядной агитацией, проводят коллективные читки газет п ху­ дожественной литературы, организуют культпоходы. Сейчас активисты приступи­ ли к читке с матросами повести П. Панова «Боцман с «Тумана». После окончания чтения этой повести будет проводиться ее разбор. Коллективное чтение и разбор художест­ венных произведений проводится также в комсомольской организации, где секретарем старший матрос Жуков. Здесь за короткий срок комсомолец Крюков провел с матроса­ ми коллективную читку книг М. Шолохова «Тихий Доп» и (I. Островского «Рожденные бурей». Матросы горячо обсуждали эти произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz