На страже Заполярья. 1947 год. Август.
2' НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 августа 1947 г., № 185 (2876). Н а - У ч е н и я х Каждый старшина и матрос отвечает за боевую готовность корабля Итоговый разбор похода в пятой боевой части Еженедельное подведение итогов боевой учебы, а также разборы походов, учении и стрельб, проводимых на кораблях с личным составом, — это серьезные рычаги в об щей системе воспитания молодых матросов. На краснознаменном эскадренном минонос це И. офицеры командиры боевых частей хорошо понимают это и подведению ито гов придают большое значение. В большом кубрике собрались котельные машинисты, машинисты-турбиписты, трюм ные, электрики — матросы всех специаль ностей боевой части. Начиная разбор, инженер капитан-лей тенант Просвиршш сообщил личному соста ву боевой части о количестве пройденных миль, о том, сколько было израсходовано топлива, какая основная задача ставилась перед пятой боевой частью и как она была решена. Этим своим коротким вступлением командир боевой части сразу придал раз бору серьезный, деловой характер, как бы подчеркнул, что матросы ответственны пе ред государством и за механизмы, и за го рючее, и за выполнение тех задач, которые ставятся перед кораблем. Затем командир боевой части предоста вил слово старшине 1 статьи Пабатову, руководившему подготовкой! машинной группы к походу и исполнявшему в по ходе обязанности старшины группы. Старшина Набатов обстоятельно и тол ково рассказал о том, как машинпсты- турбинисты готовили материальную часть к походу. Выяснилось, что накануне похо да личный состав машинной группы не спал всю ночь, исправляя поврежденный двигатель, чтобы дать возможность кораб лю в точпо назначенный командованием срок сняться с якоря. Несмотря на большой об’ем работы, машинисты сумели во-время закончить работу с высоким качеством. Доклад старшины Набатова о работе во г.ремя похода изобиловал фактами и фами лиями людей. Чувствовалось, что старши на внимательно присматривался к каждо му из матросов на походе и сейчас мог дать исчерпывающую характеристику работы своих подчиненных. Он отмстил матросов Беспалова, Давыдова, Лузанова, Першина, Горбунова, как отлично справившихся с обязанностями старшин вахт, поставил в пример всем молодых матросов Булатова и Гонтаренко за то, что они серьезно и от ветственно пеелн свои вахты на линпн вала. Вместе с тем, Набатов подверг критике матросов Андрианова и Ивачкова. Андриа нов, как выяснилось, плохо усвоил мате риальную часть, из-за чего вахту нести боялся. А Пвачков по рассеянности забыл своих подчиненных, сказал, что люди рабо тали с полным напряжением сил на похо де, показали хорошее знание материальной части и умение ее эксплоатпровать. Мич ман пазвал фамилии лучших. Это матросы Столении, Никулин, Шулекин, Баскаков, Куркин, Ярцев, которые отдали службе все, что могли. Мичман поставил в пример для всех ра боту старшины вахты сверхсрочника Пет рова, который проявил на своем посту вы сокую бдительность. Во-время заметив уменьшение поступления воды в котел, он сразу же выключил котел из действия, чем предотвратил его порчу. Особо остановился Коваленко на поведе нии матроса Лозова, показавшего себя в походе с плохой стороны. Одним из стар шин вахты па поход был назначен стар ший матрос Титов — способный н трудо любивый человек. В его подчинение был передан матрос Лозов, имеющий срок служ бы больший, чем Титов. Считая себя боль ше знающим н больше умеющим, Лозов счел свое самолюбие ущемленным и вме сто того, чтобы выполнять свои обязанно сти честно, стал искать слабые места у Титова и создавать положения, при кото рых Титов мог бы осрамиться. Титов сразу заметил недружелюбность Лозова. Сначала он поговорил с ним, но потом вынужден был просить, чтобы Лозо ва от него перевели. Этот случай принесения матросом Лозо вым общественных интересов в жертву личному мелкому самолюбию мичман Ко валенко подверг детальному анализу н рез кому осуждению. — На фоне общей дружной и ладной ра боты, — сказал Коваленко, — этот факт выглядит уродливо и неприглядно. Обще ственность нашей боевой части,* несомнен- по, со всей строгостью отнесется к чело веку, у которого столько ненужного н вредного самолюбия. Далее на разборе выступили старшины всех основных подразделений пятой боевой части. Они по-деловому н обстоятельно разобрали работу н аварийных партий, и электриков, и трюмных. Молодые матросы, впервые участвовав- nine в большом походе, с огромным инте ресом слушали разбор и многому па нем научились. Командир боевой части, выступив с за ключением, отметил, что личный состав по сравнению с походом, проведенным не сколько ранее, сделал шаг вперед. Если в первом походе работа личного состава была оценена удовлетворительно, то во втором походе ее следует считать по-насто- На боевом посту матроса Сорокина Сигнал зовет лпчпый состав готовить корабль к походу. На своем боевом по сту появляется матрос Сорокин с дуб лером — молодым матросом Барабаш. Они готовят заведывание. Барабаш с восхищением смотрит на ловкие, расто ропные действия Сорокина, которому, кажется, все известно так, что он может выполнить любую работу с закрытыми Глазами. Барабаш идет в поход впервые в своей жизни п поэтому старается за помнить весь порядок приготовления боевого поста к походу и бою. Сорокин крепит по-штормовому все движущиеся предметы и тут же об’ясняет любозна тельному дублеру, как и для чего это делается. Показывает он и подго товку механизмов к бою. Матрос Барабаш до выхода в морс успел усвоить многое из того, что охот но и терпеливо рассказывал и показы вал ему Сорокин. Многое Барабаш на учился уже делать самостоятельно, и командир отделения все чаше ставит его в пример другим. А матросу Сорокину недавно старшина 2 статьи об’явил бла годарность за отличное содержание за- ведывания. Когда корабль был в море, впезаппо завязался «бой» с «противником». Вы полнив поставлснпую командованием задачу, корабль должен был оторваться от «врага» на дистанцию недосягаемо сти. Сделать это можно было лишь с по- Мощью хорошо поставленной дымовой завесы. Приказание поставить ее полу чили старший матрос Уваров и матрос Сорокин. Они немедленно приготовили дымовую аппаратуру и по сигналу «дым!» привели се в действие. Густое белое облако стеной стало над морем за кормой. Корабль сделал резкий маневр и скрылся за дымовой завесой, отры ваясь от «противника». Действиям личного состава боевого поста матроса Сорокина командир дал высокую оценку. Старший матрос Л. НЕЧАЕВ. B p - ш т ' ш ш ш Командир отделения зенитчиков старший матрос А. Сладков является отличником боевой и политической подготовки. Все задачи по стрельбам он сдает с высокими оценками. Фото М. Бугакова. Хозяин заведывания завернуть один из штуцеров на линии ва- \ ящему хорошей. ла, из-за чего могла произойти большая утечка масла. К счастью, бдительно несший службу матрос Гонтаренко заметил недо делку и немедленно завернул штуцер, чем предотвратил серьезные последствия. — Нам государство доверило сложные и дорогостоящие механизмы, и мы должны Командир боевой части дал затем полный и обстоятельный технический анализ рабо ты боевой части, подробно разобрал все положнтелыше и отрицательные явления и поставил задачи па ближайший период. Итоговый разбор похода многому научил матросов и старшип. Организованный относиться к ним по-хозяйски, по-делово- вдумчиво и серьезно, он явился подлинной му, — закончил свое выступление стар- шипа Набатов. Старшина группы котельпых машини стов мичман Коваленко, оцеппвая работу школой воспитания молодых матросов и обучения их отличному исполнению своих обязанностей по специальности. Г. ПЕТРОВ. Вклад связистов Батарея стреляла по щиту и добилась хорошей оценки. В успехе заложен и труд связистов — старшего матроса Караулова и матроса Гагарина. Во время стрельбы они отлично держали связь по радио с буксиром. Это — результат длительной учебы и отличной подготовки К самой стрельбе, за два дня до которой радисты провели уче ние по радиосвязи. Оно проходило в усло виях, близких к боевым, былэ насыщено многими вводными. Хорошо работали п телефонисты, от ко торых зависело многое. Еще до стрельбы старший матрос Федоренко и матрос Се менов проверили свое заведывапие, смени ли ненадежные участки лилий. Связисты нашей батареи сделали все от них зависящее, чтобы отличной связью обеспечить успех стрельбы. Старший матрос С. ХОДЫРЕВСКИЙ. Большое н важпое заведывапие пред ставляет собой вспомогательный котел, которым заведует матрос Коновалов— мо лодой котельный машинист. Достаточно сказать, что если во время бездействия главной установки выйдет из строя вспо могательный котел, пе будет пара па важ нейшие хозяйственные об'екты: систему парового отопления, камбуз и так далее. Старшина команды котельных машини стов мичман Одоев поручил это заведыва ние Коновалову потому, что знает его как отличного специалиста и дисциплини рованного матроса. На первых норах Коновалову было труд но, но доверие мичмаиа он оправдал. С помошыо командира отделения старшины 2 статьи Андрейчука Коновалов освоил свое заведывапие, узпал свойствеппые ему неполадки и способы их устраиепия. Запомнилась Коновалову морозная ян варская ночь. Для поддержания на кораблях нормаль ной температуры нужно было дать котлу полную нагрузку. А тут внезапно остано вилась питательная донка. Все усилия вахтенного матроса пустить ее оказались напрасными. Пришлось прекращать котел и вызывать Коновалова. Тот прибежал и, осмотрев заведывание, доложил командиру отделения: — Погпуты штока. Поломка значительная, и нужна помошь мастерской. По если в такой мороз не бу дет на корабле пара, то, не говоря уже о низкой температуре в жилых помеще ниях, системам и трубопроводам грозит опасность размораживания. Матрос Коновалов отлично это понимал. — Донку отремонтируем своими сила ми, — сказал он после длительного раз думья. Вместе со старшим матросом Дружини ным Коновалов тут же взялся за дело. А через два часа сложная работа была уже выполпсна. Котел ввели в действие. Авария была предотвращена. Полностью и планово используя время па уход за материальной частью, молодой матрос Коповалов постепенно привел свое заведывание в образцовое состояние. Пла новое банепие и щелочение котла он про изводит самостоятельно и в меньшее вре мя, чем отведено для этой цели. Вспомо гательный котел теперь всегда работает безотказно. Так выполняет свои обязанности матрос Коновалов — молодой кОтеЛЬный маши нист, хорошо сознающий, в чем состоит его воинский долг. Матрос Н. ЗВЕРЕВ. Доклад о Военно-Морском Флоте Наша страна строит могучий флот За несколько лет до Великой Отечествен ной войны большевистская партия и Со ветское правительство по инициативе товарища Сталина поставили задачу соз дашь могучего Военно-Морского Флота СССР, превращения нашей страны в могу щественную морскую державу. К тому времепи на основе иобеды сталин ских пятилеток, в результате создапия мощ ной социалистической индустрии, отечест венное судостроение развивалось быстрыми темпами. Уже в 1938 году советская су достроительная промышленность дала фло ту в пять раз больше надводных кораблей, чем давала в каждый из предыдущих лет второй пятилетки. В одном только 1939 году наш флот получил 112 кораблей. В 1940 году число вступивших в строй бое вых кораблей достигло уже 168. В отличие от прошлого, когда судострое ние царской России почти целиком зависе ло от ввоза основного оборудования нз-за границы, советские корабли, их механиз мы п вооружение создавались целиком и полностью на отечественных заводах. От отдельных типов кораблей, преиму щественно малых н средних, мы перешли к строительству всех типов и классов ко раблей, в том числе мощных боевых кораб лей морского и океапского флота. Строи тельство таких кораблей — огромное до стижение нашей социалистической про мышленности. Таков, например, современ ный лниейный корабль. Длина его состав ляет больше четверти километра. Корабль вооружен мощными орудиями, поражающи ми противника на расстоянии свыше 40 километров. Если учесть, что при каждом залпе всех орудий главного калибра лин кор выбрасывает примерно 10 тонн стали н взрывчатых веществ, а в течение мину ты может быть произведено в среднем два Инменер вице-адмирал Н. ИСАЧЕНКОВ залпа, не трудно сеое представить, насколь ко велика разрушительная сила артилле рии Линейного корабля. Кроме орудий глав ного калибра, на линкоре имеются зенит ные установки разного калибра, по 20 ору дий вспомогательной артиллерии 5-дюй мового калибра. Наиболее жизненные части линкора прикрываются мощной броней, общий вес которой превышает 12 тысяч тонн. Линкор имеет двигатели, в несколько раз превышающие мощность Волховской электростанции и даюшие возможность развивать скорость до 35 узлов (более 60 ;*м. в час). Управление всеми многочислен ными агрегатами и механизмами корабля автоматизировано и электрифицировано. Для обслуживания механизмов на линкоре имеется до 900 электромоторов, по кораб лю проложено 3 тысячи километров только одних силовых проводов. Наша страна с мощной экономикой и высокоразвитой индустрией успешно справ лялась с задачей создания мощных кораб лей морского и океанского флота. Если к началу третьей пятилетки Советский Союз занимал шестое место в мире но об’ему судостроительного производства, то в 1942 — 43 гг. мы должны были выйти но коли честву и.тоннажу годового выпуска кораб лей на одно из первых мест среди круп нейших морских держав. Вероломное нападение фашистской Гер мании помешало осуществлению большой программы советского судостроения. Од нако к началу Отечественной войны уси лиями партии, волей великого Сталина, во лей всего советского народа был создан значительный Военно-Морской Флот, пред ставлявший для врагов пашей Родипы гроз ную силу. В боях с врагом паше морское оружие, наши миноносцы, крейсера, подводные лодки, торпедные катера и другие корабли отлично выдержали все испытания. Совет ские корабли но своим тактико-техпичс- скнм данным не только не уступали не мецким, но и превзошли их. Хорошее во оружение, большая скорость хода и отлич ная маневренность, исключительная проч ность корпуса н живучесть кораблей дава ли возможность экипажам одерживать по беды в самых сложных условиях, осущест влять дерзкие решения. Военные моряки испытывали чувство глубокой благодарно сти своему народу за прекрасное оружие, позволившее бить врага наверняка. Успешные действия кораблей в войне свидетельствуют не только о воинском мастерстве советских морских сил, но н о зрелости наших конструкторов кораблей, о большой творческой инициативе судост роителей. Достаточно сослаться па дейст вия подводных лодок на Севере, на Бал тийском и Черном морях. Они решали сложные задачи, успешно преодолевали сильно развитую противолодочную оборону противника. Глубинные бомбы, мины, ар тиллерийский огонь, акустические прибо ры н многое другое — все было использо вано врагом против наших подводных ло док, но даже в самых сложных и тяжелых условиях эти лодки действовали безотказ но. Воина подтвердила исключительно высо кое качество советских эскадренных мино носцев. В боевых действиях этому классу кораблей почти не пришлось использо вать сво» торпедное оружие, но успешное выполнение таких задач, как конвоирова ние, участие в десантных и иаоеговых Ha-днях офицер т. Гусев для личиого состава своего подразделения сделал док лад о Военно-Морском Флоте. Он рассказал матросам, как строился и креп советский флот в годы сталинских пятилеток, под робно охарактеризовал действия военный моряков в Великой Отечественной войне против немецких захватчиков и японских империалистов, уделив особое внимание боевым действиям моряков-североморцев. Отмечая успехи отличников боевой и по литической подготовки тт. Диденко, Андре ева, Романовского, Попова и других, т. Гусев поставил задачу всему лнчпому со- операциях, полностью подтвердили, что со ветские конструкторы при проектировании вооружения корабля, стояли на правиль ном пути. Мощная артиллерия наших ко раблей успешно использовалась при ре шении различных задач. Пз Отечественной войны паш Флот вы- гчел еще более сильными и окрепшим. Он не только сохранил свои основные корабли, но и пополнялся вновь построенными кораб лями. оснащенными современной боевой техникой. В результате победы над фаши стской Германией и империалистической Японией наши морские рубежи значитель но расширились и окрепли. Флот получил новые базы, вышел на широкие просторы Балтики и Тихого океапа. В мирных усло виях товарищ Сталин поставил перед фло том и страной задачу дальнейшего укреп ления военно-морского могущества Совет ского Союза, сказав, что советский парод хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Наш народ создает для флота новые боевые корабли и новые базы, и военные моряки уже ощущают реальное значение этих слов товарища Сталина. Судостроительные предприятия, разру шенные немецкими оккупантами, быстро восстанавливаются. Идет сооружение но вых судостроительных заводов и верфей. За пятилетие с 194G года по 1950 год Военно-Морским силам будет сдано много крупных боевых кораблей. В 1950 году, например, будет в 2,5 раза больше кораб лей. чем в 1940 году. Грандиозная программа строительства могучего флота нашей страны горячо вос принята советскими судостроителями. Мно гие судостроительные заводы, выполнив план первого года пятилетки, теперь ус- иепшо борются за досрочное окончание плана второго года пятилетки. Больших производственных успехов до бился Балтийский судостроительный орде на Ленина завод имени С. Орджоникидзе— старейшее предприятие Советского Союза, ставу еще больше укреплять воинскую дисциплину и со всей серьезностью отно ситься к несению караульной службы. После доклада выступил коллектив ху дожественной самодеятельности, руково димый ефрейтором Бажановым. Струнный оркестр исполнил песколько песен и сре ди них старинную морскую песню «Рас кинулось море широко». Ефрешггор Яков лев задушевно спел «Солдатский вальс», «Под звездами балкапскимн». Был показан также ряд других номеров. А. ЛЕОНИДОВ. которому в прошлом ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 лет. Успешно выполняет производственную программу Николаевский судостроительный завод, сильно пострадавший в результате пемецкой оккупации. Коллектив этого за вода в 1947 году значительно увеличил выпуск продукции. К концу 1950 года два Николаевских судостроительных завода бу дут выпускать кораблей в 3,5 раза больше, чем выпускали в 1940 году. Хорошо рабо тают завод им. Жданова, Ленинградский завод им. Марти и многие другие судостро ительные предприятия Советского Союза. В судостроительной промышленности на ходит все большее применение новая тех ника, которая обеспечивает • повышение тактико-технических элементов боевых кораблей. Так, конструкторы подводных кораблей добиваются повышения экономич ности силовых установок, а, следовательно. — дальности плавания, а также улучше ния маневренности. Подводные лодки пос ле усовершенствования силовых установок смогут увеличить скорость в подводном по ложении и значительно расширить район своего плавания. Улучшение конструкции корпуса подводных лодок даст возможность увеличить глубину их погружения п вре мя пребывания под водой). В судостроение внедряются новые марки сталей и других материалов, имеющих минимальный удельный вес и одновременно обладающих высокой прочностью. Широко применяется электросварка, особеино автоматическая. Механизируются многие другие трудоемкие ручные работы. Творческая мысль судостроителей рабо тает сейчас иад созданием более современ ных конструкций кораблей с учетом опыта Отечественной войны. За последние годы советские кораблестроители внесли много нового и ценного в технику кораблестрое ния. Член-корреснондент Академии наук ( ССР профессор инженер-адмирал П. Ф. Попович получил Сталинскую премию за Ti-уд «Строительная механика корабля». Потворствуют нарушителям дисциплины Что показал один летный день у бомбардировщиков • К этому летному дню бомбардировщики готовились заблаговременно. Накануне про вели проигрыши полетов, предполетную подготовку. Технический состав подготовил материальную часть. В плановых таблицах н полетных листах было предусмотрено все: кто какое упражнение выполняет, на каком полигоне, когда и где стреляет по конусу, в какое время ложится на марш рут, на каком самолете н в какой группе летает, кто ведущий. Однако еще до выруливания па старт плановая таблица начала «трещать по ссем швам». При подвеске бомб офицеру по вооруже нию т. Поляк неожиданно приказали под весить большее число бомб на каждый са молет, чем было указано ранее. Бомб на стоянках не оказалось. Дали срочную заявку в обслуживающее подразделение, но старший техник-лейтенант т. Шкир разворачивался крайне медленно. А когда бомбы были доставлены, механикам приш лось потратить мною времени, чтобы под готовить их к подвеске. Первым взлетело звено, ведомое л е т ч ^ А ком Коваленко. Его экипажам предстоя ;^^ выполнить бомбометание по движущейся цели группой. Успех должна была обеспе чить строгая дисциплина в воздухе. По сам ведущий звена Коваленко еще при взлете нарушил Паставление: убрал шасси, когда машина еще не набрала скорости, а только чуть оторвалась от взлетной поло сы. Его взлет летчики назвали аварийным, однакв замечание Коваленко командир сделал лишь вечером. Характерен случай с ведущим штурма ном звена Коваленко Петрушиным. На него была возложена ответственная зада ча: обеспечпть отличное выполнение уп ражнения всем звеном. На земле на штур манском проигрыше говорилось много хо роших слов, давалось немало дельных со ветов. Но к выполнению задачи в воздухе штурман Петрушин все же отнесся безо! ветственпо. Когда звено шло боевым ку) сом и летчики должны были по ведущему самолету сбросить бомбы, оказалось, что Петрушин со сбрасыванием бомб запоздал на одну секунду. Его бомбы упали с боль шим перелетом. Бомбы ведомых упали еще дальше. Упражнение звено не выпол нило. На земле командир спросил Петрушина: — Почему опоздали с бомбометанием?.,.,. — Не успел перенести на кнопку. Раз ница-то в одной секунде, чего тут толко вать? Да, разница всего в секунде. Но секун да и привела к невыполнению упражнения всем звеном. Пренебрежительное отношение к летной дисциплине командир подразделения не пресекает. Оп зачастую проходит мимо на рушений, не реагирует на них. Летчик Землянский при посадке пизко выравни вает машину, подтягивает на моторе. Не достаток этот у него становится хрониче ским. По командир подразделения не одер нул его. Подобные ошибки допускает и лет чик Алтуховский. За укрепление летпой дисциплины в подразделении пе борются, ее нарушителям потворствуют. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Такой фундаментальной работы, которая полностью охватывала бы проблемы одной и* самых сложных кораблестроительных наук — строительной механики корабля, — нет еще ни на одном языке. Профессор Военно-Морской Академии им. Ворошилова вице-адмирал А. Г. Гончаров написал труд, открывший новые возможности в использо вании корабельной артиллерии. Наряду с этими крупнейшими учеными за последние годы выросло много талантливых корабле строителей. Созданием новых боевых кораб лей флот обязан коллективам конструкто ров, возглавляемых лауреатами Сталинской премии В. Чиликиным, В. Мануховым, А. Масловым. Новый тип боевого корабля, значительно превосходящий по своим так- тнко-техническим данным другие корабли такого же класса, дали флоту инженеры Ф. Полушкин, А. Базилевич, инженер- подполковник И. Чуфрин. Десятки работ, направленных на улучшение военно-мор ской техники, на повышение мощи пашего морского оружия отмечены за последние го ды Сталинскими премиями. В минувшей войне широкое применение получило круп ное изобретение нашего времени — радиоло кация, коренным образом изменив тактику Военно-Морского Флота. Мы можем с гордо стью сказать, что советские ученые и ин женеры усиешно работают над развитием этого нового оружия. Группа ипженеров научно-исследовательского института за создание радиолокационных станций удо стоена Сталинской премии. Присуждение Сталинских премий за достижения в стро ительстве и усилении Воеппо-Морского Флота — свидетельство исключительной заботы советского народа, партии, прави тельства о защите интересов нашего госу дарства на море. Советский народ любит свой флот п гор дится им. В этой всенародной поддержке — верный залог того, что задача дальнейшего укрепления военно-морского могущества СССР будет усиешно выполнена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz