На страже Заполярья. 1947 год. Август.
5 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 8 августа Ч§47 г., f t J&4 (2875). Н а у ч е н и я х Подводники в море Как и все корабли Северного флота, наша подводная лодка выполняет сейчас задачи летнего периода боевой подготовки. Вступая в этот ответственный период, когда на корабле должна быть безуко ризненно и четко отработана организация службы в соответствии с Корабельным уставом, личный состав полностью и во всех деталях подготовился к выполнению самых разнообразных задач. Я хочу рассказать здесь о том, как выполняет задачи корабль, как работают в походах молодыа матросы. * ★ ★ Рыгалин — отличник боевой подготов ки корабля. По специальности — трюмный машинист. Он выполняет самые серьезные обязанности при погружении, диферен- товке и еще не было ни одного случая, чтобы из-за неисправной работы боевого поста, который обслуживает т. Рыгалин, подводная лодка своевременно не была удиферентована на заданную глубину. Для подводников самое важное при встрече с противником в надводном поло жении — срочно и безаварийно уйти под воду с тем, чтобы своевременно выйти в торпедную атаку. При уходе под воду не обходима четкая работа электриков. Зада ча эта на корабле отработана 9 а короткий срок успешно. Обслуживают механизмы для подводного хода молодые матросы Яковлев и Игнатов. Под наблюдением мичмана Ишкина они безошибочно и с молниеносной быстротой работают на стан ции главных моторов. Командир всегда уверен, что любой маневр будет выполнен. И в самом деле! На горизонте обнаружен дым. Показался силуэт корабля. — Боевая тревога! Торпедная атака! — об’являет командир лодка. Началось маневрирование. Все подаваемые команды выполняются точно и быстро. В ходе атаки матросы Аг натов и Яковлев обеспечивают своевремен но нужные подводные хода. Торпедные аппараты приготовлены мо лодым матросом отличником боевой подго товки т. Глебовым безукоризненно. — Залп! — раздается голос командира. Толчок. Лодка вздрогнула: это торпеда вышла. Она проходит дистанцию и пора жает цель. Командир решил второго «противника» потопить артиллерийским огнем. Раздается команда о всплытии, затем — артиллерий ская тревога. Корабль всплыл. Артрасчет — около пушки и через рекордно короткий срок открывает огонь. Па горизонте появляется самолет «про тивника». Корабль немедленно уходит под воду... Это — один из эпизодов боевых будней экипажа вашего корабля. Рулевой’ матрос Цирулик доложил вах тенному офицеру о том, что по магнитному компасу править нельзя: ничего не видно, картушка чем-то залита, а чем — неизве стно. • «* Командир приказал устранить неисправ ность. Штурманский электрик, в заведывании которого находится компас, матрос Кузне цов прибыл на корабль за два месяца до начала летней кампании п опыта в рабо те со штурманскими приборами не имел. Но несмотря на это, он исключительно добросовестно и честно отнесся к выполне нию приказания командира. Путем тщательного осмотра Кузнецов установил, что нижнее стек# котелка лопнуло пополам, жидкость вылилась, произошло испарение, и картушка стала не видна. Стекла запасного не было. Как же исправить компас? Кузнецов нашел выход. Между треснув шими стеклами он проложил изоляцион ную ленту, зажал ее, поставил стекло на место, протер его, залил котелок новой чистой жидкостью, поставил на место, и компас снова начал работать нормально. После Очередного погружения было установлено, что опять в котелок что-то попало. Осмотрели. Оказалось, что теперь то же стекло лопнуло уже на четыре части. Казалось, что выхода уже нет. Но смекал ка Кузнецова еще раз помогла кораблю. Кузнецов предложил штурману стар шему лейтенанту Черкасову сделать до нышко из целлулоида. Ночь они сидели вдвоем, вырезали целлулоидное стекло, подгоняли его по месту, снова заливали, проверяли и, наконец, поставили на ме сто. Компас сейчас работает хорошо. Прав да, девиация его изменилась, по не на столько, чтобы им нельзя было пользо ваться. В этом же походе гирокомпас вышел из меридиана, мотор-генератор работал поче му-то ненадежно и с каждой минутой гро зила опасность, что он станет. Надо было опять тому же матросу Кузнецову искать причину неисправности. Долго и упорно добивались Кузнецов и два офицера, почему гирокомпас вышел из меридиана. И, наконец, проверив всю си стему его, установили, что в цепь был включен неисправный прпбор. А известно, что, если в такую сложную систему вклю чить неисправный прибор, система начи нает работать неисправно. Прибор был выключен из цепи, и гирокомпас пришел в меридиан. В мотор-генераторе, как было установле но, грелись подшипники, отчего и повы силась температура. Целую ночь стояла вахта у мотора, понижая температуру пу тем охлаждения мокрой ветошью и уста новленными переносными вентиляторами, и на утро мотор работал нормально. Оказалось, что температура его ранее по- ьышалась потому, что подшипник был поставлен новый и еще не приработался. ☆ ■£ Ъ Среди матросов, прибывших несколько месяцев назад на корабль, особенно выде ляются своей дисциплинированностью, знанием свош специальности матросы Глебов, Рыгалнп, Яковлев, Игнатов. Им приходится обслуживать самую разно образную и сложную технику. * ☆ ■* Корабль сдает задачу после нескольких напряженных дней подготовки. Проверяющий дает вводную: — Человек за бортом! Маневр этот на подводной! лодке вы полнять нелегко, если учесть, что в на личии — ограниченное количество спаса тельных средств. По действия вахтенного офицера старшего лейтенанта Зайцева — четкие, правильные, экипаж в целом ра ботает слаженпо. П человек спасен. — Самолет справа идет на корабль! — поступает вторая вводная. Не проходит ‘ и минуты, как корабль исчезает под водой, но в это время он по лучает целый ряд «повреждений» от сбро шенных «бомб» и погрузиться не может. — Артиллерийская тревога! — раздает ся голос командира лодки. Атака самолета отражена, но внутри корабля идет борьба за его жизнь. В аккумуляторный отсек попала вор , «залило» батарею. В первом отсеке — * пробоина». Вода фактически поступает в отсек через аварийную клапанную ко робку. В шестом отсеке бушует «пожар». Гаснет освещение. От пробоины и неис правности системы погружения в резуль тате взрыва получился диферент... Одно дело — обо всем этом рассказать матросам, в большинстве своем молодым, а другое дело,— когда все то, о чем рассказы ваешь, создано фактически. С пожаром, пробоиной, водой, попавшей в аккумуля торный отсек, и с диферентом личному составу в темноте, при выходе из строя механизмов пришлось вести очень тяже лую и упорную борьбу. Некоторые, не ви давшие ранее этого, сначала действовали неуверенно, но на помощь им пришли бо лее опытные матросы. На помощь пришел и уверенный голос командиров отсеков, распоряжавшихся, что и как надо делать. Аварийную задачу приняли с оценкой «хорошо». ★ ★ * Таких результатов личный состав кораб ля добился благодаря тому, что основной упор в подготовке был взят на практиче ское освоение специальности, на умение использовать оружие и механизмы и не медленно устранять повреждения, как это го требует Корабельный устав. Таких результатов личный состав до бился еще и петому, что весь период под готовки был правильно организован. Еже дневно командиры боевых частей, старши ны, командиры отделений разъясняли мат росам вадачи, какие необходимо было от рабатывать на следующий день. В день отработки личный состав, помимо того, что ему был известен план, был в курсе всех происходящих событий путем регу лярной информации из центрального поста по всем отсекам. Молодых матросов учили старшины и командиры отделений непосредственно па боевых постах. Например, боцман старши на 1 статьи Лебедев терпеливо, разумно несколько дней учил матроса Цирулика управлению горизонтальными рулями в подводном положении. И приятно сейчас смотреть на работу матроса Цирулика. Те перь он управляет горизонтальными руля ми даже при срочном погружении при пол ном ходе. Самым важным для нас является вы полнение плана качественно, с высокими показателями. Качественно же план может выполняться лишь тогда, когда он состав лен продуманно и с учетом недостатков за прошедшие сутки. У нас на корабле вопро су разбора любого проведенного учения или подведению итогов по боевой подготов ке за прошедшие сутки уделяется исклю чительное внимание. Эта форма боевой подготовки помогает вскрыть не только недостатки или отметить положительные стороны, но и дать правильные решения и пути для достижения поставленной це ли. Матрос же все сделает, если ему пра вильно, с чувством, толком и расстановкой расскажешь о его ошибках, о недостатках и если отметишь достойно его хорошие качества. Такая организация проведения боевой подготовки, я не говорю уже о том, что обязательно должны быть планы, оправ дывает себя полностью. Сейчас личный состав нашего корабля готовится сдать последующие задачи с еще лучшими показателями. «Трудно первую задачу сдать, а остальные — пойдут!», «Первое дело трудное, а потом будет итти хорошо», — говорят матросы корабля. Можно быть уверенным, что работая с таким горячим желанием и стремлением быть впереди, личный состав сдаст все задачи успешно. Капитан-лейтенант А. КРИКУН. & * * fife И Й * j т т & - ш ш т н - ш •О* 'v . V *• t Щ ш Щш .-Ш&■■V/ З Я В Старшина 2 статьи В. Зверев умело обучает своих подчиненных. Являясь сам отличником боевой и политической подго товки, он стремится, чтобы успешно овладевали знаниями и матросы его орудийного расчета. НА СНИМКЕ : старшина 2 статьи В. Зверев проводит занятие по специальности с матросами М. Назаровым и В. Ураковым. Фото М. Бугакова. / ОТЛИЧНИК БОЕВОЙ УЧЕБЫ ПРИНЯТ В ПАРТИЮ Па собрании партийной организации, где секретарем тов. Егоров, разбиралось заявление о приеме в члены ВКП(б), по данное офицером т. Левиным. Офицер т. Левин — молодой летчик, хорошо знающий и любящий свое дело. Будучи кандидатом в члены ВКП(б), он много уделял внимания повышению своего пдейно-теоретического уровня. Изучал и изучает историю ВКП(б), регулярно чита ет политическую и художественную лите ратуру, организуя досуг молодежи, активно участвует в спортивно-физкультурных ме роприятиях. Недавно т. Левин был назначен на дол жность командира звена. Его звено являет ся ведущим пе только в подразделении, но и в части. Во время учебно-боевых по летов звено действует слаженно и не име ет аварий. Приборы и механизмы самолета т. Левина и у летчиков-коммунистов его звена тт. Птица и Парамонова всегда ис правны и работают безотказно. Выступающие коммунисты тт. Суровов, Твардовский и другие, отмечали, что тов. Левин пе кичится достигнутыми успехами, а упорно и настойчиво продолжает повы шать свои военные и политические зна ния, повседневно оказывает помощь от стающим товарищам. П рим ерн ая служба = Мотористу Марсову присвоено очередное воинское звание Мотористу-дизелисту Марсову недавно присвоено звание — старший матрос. Он исполняет обязанности старшины группы. Продвижение по службе старшего ма троса Марсова — результат его упорно го труда над своим специальным и поли тическим совершенствованием и его при мерной дисциплинированности. Придя в подразделение специалистом третьего класса, Марсов столкнулся с незнакомой ему техникой. Пришлось, одновременно с практическим выполне нием обязанностей, снова садиться за учебник, браться за чертежи и схемы. Марсов взялся за них с редкой настойчи востью и в самый короткий срок прош тудировал их, получив прочные теоре тические знания. В освоении техники на практике матросу помог старшина группы Федяев. Когда Марсов принимал группу, он был уже хорошо подготов лен и как специалист, и как командир. Марсов требователен к подчиненным, но еще требовательнее к себе са мому. Он всегда подтянут внешне, бы стро выполняет каждое приказание на чальника, предупредителен и вежлив как со старшими по званию, так и с подчиненными. Постоянный контроль за исполнением приказаний — одно из основных положительных качеств моло дого старшины группы. Командир часто ставит Марсова в пр мер другим. Матрос А. ЗУДОВ. Попустительство всегда подведет Накануне летного дня личный состав подразделения проработал плановую табли цу. Провели проигрыш полетов. Летчики вместе с техниками и механиками провери ли материальную часть. Командиры прове рили, как летный состав знает упражне ния. намеченные к выполнению. Проверка, Партийное собрание единогласно прпня- казалось, убедила в том, что к полетам го ло т. Левина в члены ВКП(б). Тов. Левин заверил парторганизацию, что не снизит темпов в боевой и политиче ской подготовке, будет примерным в ди сциплине и на деле оправдает высокое звание коммуниста. Лейтенант Н. ШИРЯЕВ. П р и м е р г в а р д е й ц а В День Военно-Морского Флота СССР "дин из лучших людей нашего корабля вардссц Гостюхин удостоен звания гвар- Uiu старшины 2 статьи. Это — заслужен ная награда трудолюбивому, любящему флот моряку, примерному па службе, в дисциплине и быту. Пе так давно Гостюхин был юнгой, потом стал матросом и успешно сдал экзамены на специалиста 3 класса. Свой успех он воспринял так, как подобает советскому воину, — cia.i учиться еще более упорно, стал еще лучше ухаживать за вверенной ему техникой. Пи в одном походе не было случая отказа материальной части, за ко торую отвечает Гостюхин. Вскоре Гостюхи на назначили сначала старшим специали стом, а затем и командиром отделения. Он успешно справился с новой большой рабо той, и отделение его сдало все курсовые за дачи отлично и хорошо, за что все отде ление во главе с командиром было поощре- по. Когда Гостюхину было предложено прой ти курс внешкольной подготовки к сдаче экзаменов на звание старшины 2 статьи, ои с рвением взялся за учебу, продолжая и то же время руководить отделением. Трудно было, но настойчивость помогла. В среду старшин Северного флота влил ся новый достойный товарищ. Гвардии старшина 2 статьи Н. ДУБАСОВ. Лучший минер корабля — так отзыва ются о матросе А. Головненко. И это нм вполне заслуженно. Он является отлич ником боевой и политической подготовки, примерный в дисциплине и на службе. Фото М. Бугакова. С первого залпа День боевой учебы начался с одиночной подготовки. Дальномерщики тренируются в измерении дистанции до транспорта. — П одходит ... Ноль! — командует старший матрос Козырев. Считывающий матрос Бобров докладыва ет данные. Стереоскоппст старший матрос Глазов, оторвавшись от окуляра, считы вает азимут по цели. Так изо дня в день повышают свои зна- пия дальномерщики нашей батареи. Не случайно они на стрельбе получили высо кую оценку. Цель была пакрыта в тот день с первого залпа. Не приходится и го ворить, что дальномерщики сыграли в этом главную роль своими точными данными. Приближается очередная курсовая стрельба. К ней дальномерщики уже гото вы: ни одна движущаяся цель ие прошла мимо без того, чтобы матросы несколько раз не определили до нес дистанцию по мере ее прохождения. Командир батареп отметил умелую ра боту с подчиненными командира дально- мерного поста старшего матроса Козырева. Матросу Глазову за безупречную службу и успешное освоение материальной части присвоено звание старший матрос. Старший матрос С. ХОДЫРЕВСКИЙ. Мы приобретаем прочные знания Группа учеников Учебного отряда при была па корабль П. Здесь мы встретили теплое, сердечное отношение со стороны всего личного состава, и это с первых же дней помогло нам с большой пользой прой ти практику. Старший лейтенант т. Чекмарев и глав ный боцман старшина 2 статьи Жвачкин ознакомили учеников с устройством кораб ля, его вооружением и механизмами. Старшина 2 статьи Бекетов, рассказав ученикам о их обязанностях, пред’явил к ним большую требовательность, загрузил пх занятиями н учениями и скоро добился того, что молодые стали па самостоятель ную вахту. Особенно много поработал он с учеником Голубевым, который проявил большое старание н своим примерным от ношением к занятиям и требованиям службы на корабле вскоре завоевал общее уважение старослужащих. Руководители политических занятий и секретарь партийной организации т. Але шин рассказали учепикам о боевых делах североморцев, о роли и значении в войне флотов и флотилий, что, безусловно, помог ло нам лучше понять свои задачи и хоро шо пройти практику. Большая помощь была оказана па ко рабле н руководителям практики. За все это хочется сказать большое спасибо офицерам, старшинам и матросам корабля, на котором так хорошо организо вали нашу практику. Старшина 1 статьи А. МАКЕЕВ. тово все. Ничто не вызывало опасений. Летный день начался, как обычно: у технического состава — с подготовки ма териальной части, у летчиков — с полу чения последних предполетных указаний и приемки самолетов. Все шло хорошо, и была дана команда начинать полеты. И вдруг — на тебе! Самолет механика Шестакова не вырулил на старт из-за не исправности мотора. Начинаем разбираться. Было вчера из вестно тов. Шестакову и тов. Глини- чеву, инженеру подразделения, о не исправности мотора? Было известно. У его подчиненных— мотористов, механиков, техников, радистов, электриков, оружей ников— слабо развито чувство ответствен ности за порученное дело, ибо недостаточ на требовательность со стороны инженера. Необходимо ему усилить контроль за под чиненными. Большую пользу даст проведение ежед невных разборов подготовки самолетов к полетам самим т. Глнничевым и техниками звеньев. На разборах надо отмечать луч ших механиков и мотористов, передавать нх опыт другим. Разбирая ошибки в рабо те, резко указывать нерадивым и взыски вать с них за каждое упущение. Больше внимания необходимо уделять молодым ме ханикам и мотористам, прививая им прак тические навыки. Нужны в подразделе нии конференции по обмену опытом по ос новным вопросам, касающимся эксплоата- цпи материальной части. Следует больше внимания уделять куль турному и грамотному обращению с мате- Почему же сразу не отставили самолет i рнальпой частью, всегда помня, что само- от полетов? ! лет любит чистоту. У механпка, который Выясняется, наконец, что вчера старше му сержанту' Шестакову для выяснения причины неисправности мотора, се обна ружения и устранения дали время, предо ставили все возможности. Он же ограни чился беглым просмотром мотора и агре гатов. Ничего, конечно, не найдя, доло жил: — Мотор давал перебои по причине не доброкачественности горючего. И успокоившись на этом, бойко отра портовал: — Самолет к полетам готов! Его доклад легко приняли на веру и то же успокоились. А сегодня мотор дал перебои и обрезал по той же «неизвестной» причине. Как видно, стиль работы т. Глпничева и его подчиненных нуждается в пересмотре. следит за собой и своим внешним видом,— чист и самолет. А у такого механика, как т. Шестаков, который вечно грязный и не опрятный, и самолет имеет такой же вид. Тов. Глнничеву падо больше пред’являть требований к техникам тт. Плотникову и Климову, у которых паблюдается ослабле ние контроля за подчипенпымн механика ми. Они стараются быть «добрыми дядя ми», позволяют в своем присутствии об суждать действия старших комапдиров и начальников, называть себя на «ты», раз вивают панибратство. На помощь т. Глнничеву должны прптти партийная и комсомольская организации. Тогда не будет провалов в плановой таб лице, и подразделение сможет стать пере довым в части. Лейтенант Л. СОЛОВЬЕВ. Успешно сдали экзамен Группа матросов готовилась к сда че экзамена на специалистов 2 класса. За время учебы они познакомились с мно гими новыми для них вопросами. На экза менах матросы Хортов, Демидов, Иванов, Шахов, Сторожук, Куников, Мизякивец и | другие по всем предметам получили от личные оценки и получили свидетельства первого разряда. Старшина 2 статьи А. СМИРЮ . Нарушитель дисциплины на посту старшины Старшиной одного из наших подразделе- «сыпков» и «пасынков». «Пасынки» могут но несколько суток нести бессменные вахты, а «сынки», вроде писаря, старше го матроса Трусова и некоторых других, но неизвестным причинам вовсе освобожде ны от несения дежурной службы. Подчиненных Плашихин зачастую ос корбляет и унижает их достоинство, хотя устав указывает па нетерпимость такого отношения начальников к подчиненным. Не раз командир наказывал за это Плашн- хина, но, отбыв паказание, старшина ста новился еще хуже — больше грубил и де лался совершенно глухим к нуждам и за просам личного состава. С командирами отделепий старшина Плашихин никакой работы, конечио, пе ведет, хотя это его прямое дело. Не пора ли положить конец всему этому? Давно пора, ибо Плашнхнн позорит своим поведением высокое звание советско го воина и наносит вред делу укрепления дисциплины в подразделении. П. АФАНАСЬЕВ. Ш!й служит старший сержант Плашихин. Плашихин не только не воспитывает свопх подчиненных, но и не заботится о пх самых пасущных нуждах. Больше того, он груб с подчиненными и не желает строить взаимоотношения с ними на основе устава. Всякое указание начальников или старших Плашихин выполняет так, будто делает великое одолжение. IIa-днях личный состав собрался па разгрузку транспорта с дровами. Нужны были рукавицы, которые полагаются для таких работ. Командир приказал выдать рукавицы. — Нет у мепя рукавиц, — грубо отве тил подчиненным Плашихин, — рабо тайте так. Между тем, па складе было несколько десятков пар рукавиц, по они были выда ны с великим неудовольствием лишь пос ле второго, категорического приказания командира. У Плашихина все бойцы разделены на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz