На страже Заполярья. 1947 год. Август.

* гtb f ' ' jf jl i f -7 itr y e r a 1947 г . ; № 183 (2874). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я A T P O C C K U B Ч Т Б Н Ы 9 Командир отделения минеров старшина 2 статьи Н. Богатырев проверяет знание материальной части минером матросом В. Плисовым. Фото М. Бугакова. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ Нак мы организовали занятия кружка по изучению „Краткого курса истории ВКП(б)“ После постановления ЦКВКП(б) от 26 июля 1946 года в нашей партийной орга­ низации был создан кружок по изучению « рии партии. В ближайшее время запи­ ш е м в нем коммунисты полсостью закончат изучение «Краткого курса исто­ рии ВКП(б)». В ходе организации кружка, контроле и помощи коммунистам в учебе нам прихо­ дилось преодолевать известные трудности. У нас накопился и опыт работы. О нем мне и хотелось бы рассказать. Вопрос о создании кружка по изучению истории ВКП(б) стоял на повестке дня об­ щего партийного собрания. Члены и кан­ дидаты партии живо откликнулись па предложение бюро. В своих выступлениях они подчеркивали значение изучения марксивма-ленинизма для общего и поли­ тического роста и указывали на необходи­ мость немедленной организации занятий. На второй день после собрания я приг­ ласил к себе членов партийного бюро посо­ ветоваться и определить состав слушате- ( ■ . Желающих заниматься было очень много. Но среди них были и такие, кото­ рые вполне могли изучать основы марксизма-ленинизма самостоятельно. Пре­ бывание же их в кружке только мешало эы плодотворной работе над Кратким курсом другим коммунистам. Надо было подобрать наиболее однородный состав. Вместе с чле- яаМД бюро мы еще раз просмотрели списки членов и кандидатов ВКП(б), примерно ус­ тановили,. кто из коммунистов и каким пу­ тем на наш взгляд должен изучать историю партии. Но одного знакомства с коммуни­ стами по списку и личных наблюдений за ними недостаточно. Иногда бывает так, что член партии имеет и подходящее образова­ ние, и выступить умеет, и поговорить, а когда побеседуешь с ним, оказывается, что кроме поверхностных знаний, он ничего пе имеет. Бывает и наоборот: человек, имею­ щий меньшее развитие, но работающий над собой, достаточно хорошо ориентируется в вопросах политики и истории нашей пар­ тии. Поэтому мы пришли к единодушному мнению — поговорить с каждым комму­ нистом в отдельности и выявить его зна­ ния. Так было и сделано. В результате кру­ жок был укомплектован пз 20 человек, имеющих, примерно, одинаковый уровень общего и политического развития. Качество занятии, их идейное содержа­ ние зависят от руководителя кружка. До­ верять руководство занятиями можно только хорошо грамотному, политически развитому товарищу. Мы обратились к за­ местителю кома!£ира но политчасти. Он охотно согласился проводить занятия. Когда был укомплектован состав круж­ ка и выделен руководитель, я доложил командиру о намерениях коммунистов и зысказал мысль, что, поскольку занятия планируются один раз в неделю по два часа, желательно, чтобы в эти дни и часы слушателей по возможности не ставить г наряд п не посылать иа хозяйственные работы. Командир меня охотно выслушал п обещал оказать содействие. Кружок был создан, назиачеп первый день учебы. На первый взгляд нам каза­ лось, что главное, было сделано. Ио ап только на первый взгляд. На самом же де- ле впереди было очень много работы т.- контролю и оказанию помощи коммуни­ стам в изучении истории ВКП(б). Напри­ мер, коммунисты, занимающиеся изучени­ ем Краткого курса, в ходе работы встречаются с непонятными теоретически­ ми положениями и словами. Надо было нм помочь, рассказать, об’яснить. С этоР целью мы организовали консультации. Г определенный день в каюте политпко-нро- светитсльной работы находился один и членов бюро или я. Коммунисты знали о' этом и приходили получить раз’ясиенш тех или иных вопросов. Чтобы облегчить работу коммунистов г подборе дополнительной литературы, член партии Сысоев, по поручению партийного »юро, специально занимался этим вопро- :ом. Ои связывался с руководителем круж­ ка, узнавал, что рекомендует тот читать к мучаемой главе, затем шел в библиотеку и *сведомлялся о наличии на книжных пол­ ях указанной литературы. Если не оказы- алось той или иной книги или статьи, он старался достать у соседей или у офице­ ров, имеющих собственную библиотеку. После этого т. Сысоев писал список реко- •ендуемой литературы в нескольких экземплярах и вывешивал на видном ме­ сте. Прочитав его, слушатели кружка шли ч библиотеку и находили там все нужное. Первые часы занятий показали, что пе все слушатели умеют работать над книгой, коммунист Рыбин, например, не умел со- ‘тавлять конспект. Он почти переписывал всю главу от начала до конца. Было пору­ чено члену партбюро т. Орловскому помочь Рыбину. Коммунист Орловский с любовью и охотой выполнил партийное задание и научил слушателя записывать прочитан­ ное в тетрадь. Бюро очень внимательно следило за успеваемостью слушателей, их отношением к учебе, живо и быстро реагировало на все замечанные недостатки. Коммунист Ворожцов однажды не явил­ ся на занятия. Я поинтересовался у его командира, не направлял ли он-на >работу- или в наряд Ворожцова. Тот ответил отри­ цательно. Стал выяснять в чем дело у самого коммуниста. Ворожцов пытался чайти об’ектпвные причины, но их не бы- •). Мне стало ясно, что коммунист поче­ му-то не хочет заниматься. Я раз’яснил /жасе и смятении стоял некогда человек перед тем, что • казалось кромешным даосом, — перед грозной СИЛОЙ СТИХИИ. Каждый ц-ень на земле приносятся бу­ рю, разражаются ливни, «опустошающие целые области, про/походят горные обва­ лы, изменяющие очертания гор, скатыва­ ются снежные язвины и низвергаются опустошительные грязевые потоки, случа­ ются такие страшные явления, как землетрясения и вулканические изверже­ ния, уничтожающие иногда целые города. Ураганы, ливня и смерчи, землетрясе­ ния и говержеиия вулканов — все эги явления природы приводами человека в трепет. История человечества знает огром- ньгз разрушения, причиненные ими, — цветущие города превышались в развалины и оказывались погребенными под вулканической лавой, сотни я тысячи людей ввергались в безысходную нищету. Развитие (культуры избавляло человек* от чувства 1 первобытного «страха я ужаса.' Внимательное изучение всех этих грозных явлении показало, что -они представляют собой обычную повседневную жизнь при­ роды, а не проявление какой-то оевеол- мой «злой» воли, направленной против человека. Чем точнее работает человечес­ кая мььелъ, чем дальше продвигается человек в научном понижали ивлеянй природы, тем смелее он встречает опас­ ность. Особенно большую роль в познании мира сыграло материалистическое пони­ мание вакоиюв природы, (развитее Марксам и Энгельсом. * * * Движение воздуха, называемое ветром, является столь обыкновенным, что никто яе усмотрит в нем ничего удивительного. Но каждый из нас знает или слышал о ветрах, проототящих опустошительные разрушения, о тайфунах, самумах, гм - чах, ураганах... Все эти слова означают одно я тоже — сильные, страшные ветры. Разными на/рооами они называются по-своему. Мы называем самый сильный ветер бурей, американцы— индийским сло­ вом ураган, китайцы — тайфуном и т. п. В наших краях, в Заполярье, а также и в умеренных широтах особенно сильные ветры — большая редкость. О какой-ни- будь большой буре, повалившей два— три забора, сорвавшей 1 крыши с нескольких домов и вывернувшей с корнем несколько деревьев, говорят, как об исключительном событии, и помнят много лет. А в жарких, тропических странах свирепству­ ют таки» бури, перец которыми стран - Грозные силы природы А. ГРУСТНЕВ тропических бурь. Бывало, что ураганы разрушали до основания города и поселки. Так во время одного урагана были у н т г - тожеаы все дома и поетройки английских островов Барбадоса, Сент-Люсия и город Сен-Пьер на французском острове Марти­ ника. В течение нескольких часов погибли многие тысячи людей. На одпом только Пе так давно близ города Калинина, У деревни Лысково, налетевший смерч под­ нял в воздух множество снопов хлеба, стогов сена и перенес все это за несколько километров. Другой смерч, наГ- людавпшгя на юге Туркмении, налетел па саранчу, усевшуюся на отдых, втяну'л в себя мириады про­ острове Мартиника погибло около десяти жорливых насекомых я перевес их по тысяч человек. В африканской пустыне воздуху на несколько сот километров. Сг- Сахара часто случаются самумы. Самум рапчевый дождь разыгрался над хлопч^ - можно сравнить с нашей метелью, снежной выми плантациями близ Аму-Дарьи. Из- бурей, но там в воздухе носятся не мягкие ! вестно также, что смерч, пролетевший хлопья снега, а тяжелая (песчаная пыль, несколько лет «назад над Ярославской об- Соляце приобретает мрачный мздшнкраг- ластыо, вычерпал до дна всю воду из ный отпечаток, ветер вздымает тучи ne t- небольшой речки Семендяевки. к * , овет м к и слайеет, м . зеогаю сгауг- | Бывали и ю гдв емер, выесте с кается д о . И я «роюшаог тьме. с „ w ^ утсъл с м _ Р Г " ’ мечется ,и М лшгушек, рыб. ракш, c r ip a n u ft уро- ады г Л ф я * песок засыпая «ал , м й w №жтов> переноея и па яоровд под c ow * случайно шнашш х п у ,- имоиетров. Отсюда я н ош и чудес- ников и караваны. Песчаиые бури часто сопровождаются смерчами. Смерч — явление грозное. П*- ные рассказы о странных и страшных дождях, когда вместе с ведой, низвергав­ шейся с неба, на землю летели селедки, рец появлением смерча небо темнеет, ом - , ра1КЛч лягушки, а однажды в Италии над рымется низовыми тяжелыми тучамп, т waDabrx города выпал дождь из апельсинов. Так, должно быть, родшиась и библей­ ская легенда о «манне небесной», кото­ рую будто бы бот послал евреям, совер­ шавшим переход через вустыню. Ведь выпал же в Калининской области, как мы уже знаем, дождь из хлебных ко­ лосьев. К числу страшных я 'даже ужасных явлений природы человечестве относило ему требования Устава партии о необходи- и,'и‘пие яаши в-етры кажется легкие мости овладения революционной теорией. Ворожцов обещал исправиться. Но позднее 13 разговора с руководителем кружка вы­ яснилось, что он халатно относится к за­ нятиям и не всегда готовится к ним. При­ шлось вызвать Ворожцова на бюро и стро­ го предупредить. С того времени он из­ менил свое отношение к учебе и замеча­ ний не имеет. После нескольких занятий нам пришлось изменить и методику. Первое время у нас учеба строилась таким порядком. Руково­ дитель читал лекцию по главе, потом ком­ мунисты самостоятельно готовились. В следующие два часа руководитель спраши­ вал, как усвоена тема. Мы пришли к вы­ воду, что нет необходимости в чтении лекций, т. к. руководитель пересказывает материал учебника и нового, по сути дела, ничего не говорит. Использовать в лекции труды Ленина, Сталина он не может по­ тому, что слушатели занимаются только по Краткому курсу. Было решено также итоговое занятие по теме проводить пе в виде опроса, а путем живой беседы. Позже мы убедились, что наше решение было правильным. Слушатели стали более ак­ тивно выступать по теме, и это помогало нм закрепить в памяти приобретенные шанпя: Политический рост членов и кандидатов ВКП(б), занимающихся в кружке по изу­ чению истории ВКП(б), положительно ска­ зался на их активности в партийной ра­ боте и боевой учебе. Они сами говорят, что их взору открываются все большие и боль­ шие горизонты. Люди лучше стали разби­ раться в событиях внутренней и между­ народной жизни СССР. Ранее коммунисты Хрнначев и Сапегин почти не вели воспи­ тательной работы среди личного состава, а сейчас они оба являются агитаторами, не­ сут правдивое большевистское слово в массы и пользуются заслуженным автори­ тетом у воинов. Слушатели Парфенов, Рейдер, Нпкишип избраны членами ком­ сомольского бюро. Все они являются от­ личниками боевой и политической подго­ товки, примерными в воинской дисцин- шне. Секретарь первичной парторганизации А. БЛОХА. -о - Лекция для матросов и старшин Для старшин п матросов БЧ-5 линкора | международных событиях за последний пе- «Амангельск» была прочитана лекция ■1'1,01д' j Лекция была прослушана с оолыпим ип- о международном положении. Лектор j Т(.р(,сом Моряки задали много вопросов, на П оли туправлени я Северного флота майор ; которые т. Силаев дал ответы. Силаев доходчиво и просто рассказал о i (Наш корр.). дуновением. Чаще всего 'пиитические бури рождаюг- ся «над океанами. За многие столетия люди изучили повадки тропических бурь, места их зафождекия и пути, по которым движутся Решено вращающиеся ги га н т - кие массы воздуха. Их обычно называют тропическими циклонами. Эти странствую­ щие вихри происходят оттого, что в одном месте солнце нагревает воздух сильнее, чем в других. Нагретый воздух устремляется кверху, а на. его место притекают со всех сторон холодные воз­ душные потоки. В результате вращения земли, все эти потоки отклоняются в сторону, противоположную направлению движения данной точки земной поверхно­ сти, и образуется циклон— вращающаяся спираль ветров. Потоки воздуха вращаются в Н 'М с огромной скоростью, веорапяюшей по мере приближения к центру циклона. В самом же центре царит штиль— полная тишина, ясное небо, превосходная погода. Ь поперечнике только что родившийся циклон может иметь 150 — 200 километ­ ров. Путешественники, исследователи1, жите­ ли тропических стран написали множест­ во рассказов о страшных иоелед с т еп я х низко шусиамтся над пустыней. Порывы ветра вздымают песок, и он поднимается густым облаком. Из грозовых туч вылетают молнии, гремит гром, усиливается ветер. Но . смерти или вихфи возяикаяот не ■пойъко в пустыне. Довольно часто она наблюдаются и в США, в Японии, в Китае и вообще на побережье Тихого океана. Американцы называют смерчи испански/м словом «ториадо», что означает «враща­ ющийся» или «вихфь в море». Страшную и величественную картину представляют смерчи или ториацц» в от­ крытом море, на зыбких волнах которого даже небольшой ветер вызывает волнение. С еще большей силой бушуют ураганы над океаном. Темные тучи низко опу­ скаются над водой, как бы цепляясь своми рваными краши за седые гребни выежих волн. Воет и свищет ветер. Рвется и бес­ нуется океан. Люди на небольших кораб­ лях чувствуют себя игрушкой бушующей стихии. Стремительные волевороты швы­ ряют корабль, трещат и ломаются мачты, во мраке бури грохочет гром, блещут мол­ нии. И в свете молний люди видят страш­ ные водяные смерчи, словно гигантские столбы-, подцерживающие тяжелое небо. Бури в открытом океане случаются довольно часто, но, несмотря на своя грозный вит, они представляют гораздо меньшую опасность, чем песчаный смерч или песчаная буря. Правда, они могут поломать и повредить небольшое парусное судно, но большому океанскому пароходу они яе причинят никакого вреда. Смерчи посещают и нашу страну. В 1 П ,~ году летом торнадо, зародившись где-то в районе Балтийского моря, прошел через всю Карелто, Кольский полуо п ­ рав и исчез в просторах Ледовитого океа­ на. На своем пути он валил деревья, сметал посевы, уничтожая все, оставляя за собой сплошную полосу бурелома в полтора — два с огловиной километра шириной. Так протянулась сплошная до­ рожка со следами страшных разрушений от берегов Финского залива до фиорт>в Кольского полуострова на протяжении смерч, прообраз песчаного смерча пусты- пи или разрушительного торнадо. И лег­ кий ветерок, поднимающий пыль и сухие, листья, также представляет собой про­ образ бури или урагана. Таким образом, мы видим, что все выше описанные явления природы порождаются ветром, движением воздуха. Но что же придает им такую силу? Только скорость. Быстро движущийся по­ ток казалось бы невесомых частиц воз­ духа приобретает такую сплу, что порыв ветра воспринимается, как удар страшной силы, который способен не только свалить человека с ног, но и легко поднять его на воздух. Движение воздуха происходит от нерав­ номерного нагрева различных участков суши и моря, порождающего области с более или менее различным воздухом, т. е. области с различным давлением. Массы воздуха истекают от области с более вы­ соким давлением к областям с более низ­ ким давлением. Это и есть ветер. Враще- иие земли вызывает изменение направ­ ления ветра. Движение воздуха выражается не толь­ ко в ветрах и бурях. Оно обуславливает и то, что мы называем погодой. Нагретые массы воздуха, перемещаясь в более хо- /одные страны, отдают свою влагу в виде дождя или снега в силу охлаждения. Сухие массы воздуха двигаются с меньшими скоростями, создавая области высоких давлений — холод зимой и жаркие сухо­ веи летом. Происхождение же смерчей зависит ис только от сильных порывов ветра. Ученые установили, что смерчи могут возникать только во время грозы, и они обычно со­ провождаются сильными молниями. Было замечено, что вода над низким облаком также «кровавые дожди». Их не раз начинает вспучиваться и бурлить. Учс- наблюдали во Франции, Испании, Турции и , ные предположили, что причиной возник- Италии. «Кровавые дожди» струились из мрачных тяжелых туч, похожих на огром­ ные раскаленные глыбы железа. Дожди эти совершенно безобидны, они не приносят ни­ какого вреда н об’ясняются тем, что смерч или вихрь захватывает на своем пути тездножелтую или красную пыль. Растворившись в каплях дождя, она окрашивает воду в красный кровавый цвет. Иногда же кровавые дожди об’ясняются тем, что вихрь на своем пути увлекает полчища бабочек особой породы, выделяющих в виде помета особое красящее вещество. Оно-то и превращает капли дождя в кри­ ва/вые. Еще более удивителен «кровавый снег». Случается так, что белоснежный покрив вдруг за одну ночь внезапно становится красным, как кровь. Не зная, чем об’яс­ нить это странное явление, люди считали его чудом, которое, якобы, совершается невидимым и могущественным существом, и видели в этом явлении какое-то осо­ бенное «знамение гпьчие». Со временем ученые выяснили, что причиной кроваво­ го снега действительно являются невиди­ мые невооруженным глазом безобидные существа. Это зародыши простейшего микроскопического растения— одноклеточ­ ной водоросли, которую называют «снеж­ ный первопузырник». Занесенные ветром издалека, зародыши быстро прорастают на снегу и в течение нескольких часов размножаются в несметном количестве. Эти водоросли имеют яркокрасную ок­ раску. Они-то и придают снегу кровавый вдгт. По узнать об этом люедем упалогь 1500 километров. Вихрь продвигался ео .^тпь после того, ка к был изобретен скоростью 100 километров в час, сопре- уикроскоп, без которого рассмотреть это вождаясь страшным гулом. За ним шла растение невозможно — так оно мало. свинцсго -'ерная туча, изливавшая потоки воды. Смерч налетал внезапно среди ясной солнечной погоды. Его опустошг- тельные действия длились в каждом дан­ ном месте всего несколько минут, после чего вновь становилось солнечно и тепло. С такими явлениями природы, как вих­ ри, самумы, песчаные смерчи и ториадо, мы сталкиваемся очень часто. Только они наблюдаются нами в своих яачаточных формах. Крохотные вихри кружатся на пыльной дороге, а ведь это маленький новения смерчей является не только ветер, ио и электричество. Это предположение оказалось правильным. Его удалось дока­ зать опытами. Когда к чашке с водой под­ носили сильно наэлектризованную палоч­ ку, то вода поднималась бугорком точно так же, как вода в море поднимается к спускающейся туче, насыщенной электри­ чеством. Так ветер и вода могут стать причиной неисчислимых бедствий. Некогда человек смирно склонялся перед грозными силами природы, не умея и не. зная, как и чем с ними бороться. Но долгий опыт поколений, длительное изучение природных явлений, наука помогли человечеству безбоязненно вступать в борьбу с грозными силами при­ роды и покорять их или хотя бы умень­ шать размеры бедствий. Все сильнее и могущественнее стано­ вится человек. Если морские бури в преж­ ние времена были страшными бедствиями для маленьких нестойких парусных судов, те современным пловучим гигантам, могу­ чим крейсерам п линкорам не могут быть страшны ни смерчи, ни океанские волне­ ния. Если совсем недавно грозным явлени­ ем природы считалась молния, то сегодня никто не опасается ее. Человек пленил молнию и заставил ее послушно скользить по металлическому пруту громоотвода глу­ боко в землю. И только два явления природы, действи­ тельно самых грозных, пока еще не смог человек нокориЛ и не. может точно пред­ сказать, когда опи ралразятся, — эАо извержения вулканов и землетрясения. Так человек в содружестве с наукой борется с грозными силами природы и во многих случаях не только не боится их, но всячески использует их для своих нужд. Уже давно ветер стал слугой человека, вода покорно вращает мельничные колеса и турбины гидростанций. С каждым десяти­ летием ширится и укрепляется власть че­ ловека над природой. Торпедирование „Тиртща НОВАЯ КАРТИНА ХУДОЖНИКА-СЕВЕРоМТ5РЦА ГЛАВНОГО СТАРШИНЫ В. БАРАНОВА 5 июля 1942 года немецко-фашистская эскадра ко­ раблей, обнаружив движение союзного каравана, шед­ шего от Британсиих островов в Мурманский порт, вышла в море на перехват его. Однако замысел врага был сорван. Пробравшись внутрь строя эскадры, состоявшей из линкора «Тирлиц», крейсера и миноносцев, командир советской подводной лодки Герой Советсного Союза Николай Лунин торпедировал новейший немецкий корабль, вывел его из строя. Фашистская эскадра, не выпол­ нив своего новарного намерения, вернулась в один из норвежских портов, где она базировалась. Теме разгрома вражеской эскадры посвящена новая иартина североморского художника главного старшины Василия Баранова. Картина называется «Торпедирование «Тирпица». На ней запечатлен момент взрыва торпед, выпущен­ ных североморской лодкой. Картина размером 130 на 100 написана маслом. Сейчас иартина «Торпедирование «Тирпица» при« обретена офицерским илубом Главной базы и вывеше­ на в комнате отдыха. (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz