На страже Заполярья. 1947 год. Август.

2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 7 августа 1947 г., H i 183 (2874) МОЛОДЫЕ РАЗВЕДЧИКИ В ВОЗДУХЕ В течение многих месяцев шла подго­ товка ашодьпх развегчишв в подразделе­ нии. Они шучаии район полетов, метеоро- логические особенности театра. Наконец, программа наземного обучения и провозных полетов окончена. Сегодня у молодыз (разведчиков — лейтенашттв Глазырина, Куршшсо, Болуэна, • Полякова и Кузьменко — большая радость: им разрешен самостоятельный маршрутный полет! « . Рано утром летчики вышли на аэродром. Экппажи приступили & цредпои°тшой под­ готовке. Штурманы и стреоки-раддсты тщательно «проверяли оборудование и во­ оружение самолетов. Приближался чаю вылета. На аэродром прибьыг командир части. Он сам проверял готовность экипажей, дат им укдзаш-з о то*:, ка к лучше выполнить задание, а за­ тек разрешил вылет. Самолеты ушли в воздух. Лервая Задача — бомбометание. С аэродрома хорошо видно, ка к ходят над полигоном самолеты. Летчик лейтенант Куришюо слишком близко держится веду­ щей). Молодые стрелки-радасты Пупш и Булатов неуверенно держат связь: не прошяяи квитанций. Самолеты сделали по три— четыре хшосггых захода, ив ре­ шаясь сбросить бомбовый груз: не была ценностью отработана на земле боковая наводка. Наконец, молодые отбомбились и потаи ио маршруту. И здесь тоже были ошибки. Лейте­ нант Еваоырин возвратился и произвел преждевременную посадку на аэродром, оглстаясь на неисправность внутренней св 1 зн. На линии предварительного старта спрнпгй механик ав?на т. Ломаюо прове­ рит юиютег и установил, что связь была вполне исправна, летчик Глазырин просто ее переключил фильтр. Экипаж был сло­ ва направлен в маршрутный полет. Па разборе, когда из полета вернулись все экипажи, были отмечены недостатки | в работе лепшю-техяичеашх) состава. Задание по бомбометанию было выпол­ нено, но отдельные товарищи допустили ошибки, и ото д о н я т ' общую оценку маршрутного полета. При совершении повета у летчика Ку- ришьо и штурмана Кузьменко не была рассчитана приборная воздушная скорость для высоты полета. Летчик Куришко держал скорость, заданную штурма- Н а у ч е н и я х Два поучительных случая на одной зенитной стрельбе В борьбе корабельных зенитчиков с авиацией противника время играет исклю­ чительную роль. Дорога, буквально, каждая секунда. Малейшее замешательство, мгно­ венье растерянности — и враг уйдет из поля действия зенитной артиллерии. Яс­ но, что зенитчикам надо тренироваться и тренироваться, готовя себя к тем немногим секундам боя, когда авиация противника попытается атаковать корабль, нанести ему бомбовый или торпедный удар. Все ли зенитчики нашего корабля до копца это понимают? Все ли они с пол­ ной отдачей сил добиваются молниеносной быстроты действий и постоянной готовно­ сти к бою? Не все. На одной из последних стрельб на нашем корабле произошли два таких случая, ко­ торые свидетельствуют, что отдельные матросы-зенитчики не понимают всех тре­ бований, пред’являемых к ним, не пред­ ставляют себе всей'сложности и ответст­ венности их обязанностей, не знают неко­ торых важных особенностей борьбы с авиа­ цией. А отдельные матросы просто недо­ статочно серьезно относятся к своему де­ лу. Об этих двух случаях я и расскажу. Вышел наш корабль в море сдавать за­ дачи по курсу боевой подготовки. Все шло так, как проходило обычно: сы­ грали боевую тревогу, личный состав за­ нял своп места по расписанию, быстро подготовил технику к бою. Доложили о полной готовности и зенитчи­ ки. Все зенитные орудия с получением со­ ответствующего сигнала должны были от­ крыть огонь по самолету «противника)». Прозвучал сигнал. Все орудия выстрелили, и только одно молчало. Командир орудия старшина 2 статьи Маляров доложил: — Осечка! Почему произошла осечка? Кто повинен в том, что орудие сделало пропуск, снизив сразу оценку всей стрельбы? Стали разбираться и оказалось, что ви­ новны заряжающий матрос Барков и его непосредственный начальник Маляров. Заведывапие свое Барков перед стрель­ бой по существу по подготовил. Он осмот- нсм, который вместо пробной дал ему ! рел технику поверхностно. А Маляров не истинную воздушную скорость. В р е -j проконтролировал состояние заведывания зультате происходил большой расход i Баркова, приняв па веру доклад матроса, горючего, из-за чего экипаж не смог • Не учел Маляров одно важное обстоятель- пройти полностью весь маршрут, а вынужден был срезать его. Экипаж само­ лета Куришко имел задание на фоФогра- ство: Барков— матрос молодой, мог многое пе сделать просто по неопытности. За ним нужен был особеппо внимательный глаз бо- фврованн?. Штурман Кузьменко пропзво-; лее опытного человека. О многом Барко- щл плановую аэрофотос емку на высоте ! пад 0 было пап^мпить, о многом из ед?ое меньше дотустимю'й и об яснтгт это j опыта боев и учебных стрельб рассказать. Маляров этого пе сделал. В самый ответственный момент, когда была дана команда открыть огонь, и мгно- помяхой облачности. Однако облачности в этот день не было, кроме того, всем из­ вестно, что ниже минимальной высоты сЧмка не получится. Задание по связи экипажами было вы­ полнено плохо. Молодых стрелков-ради- стов обучают в классах гукнему и пере­ даче, но пе прививают пм йавьякш в ра­ боте яа радиостанции, установленной па саойьлете. А она имеет свои особенности. Важным элементом в бою является ос­ мотрительность -jrpn совершении полетов. Но члены экипажей не всегда докладыва­ ли летчику о замеченных в воздухе само­ летах. Слаженно работали только летчик Бо­ дуэн и штурман Поляков. Они точно прошли по маршруту, все расчеты, их были верны. Экипаж выполнил и затанпе по аэрофотографпрелванию и получил хо­ рошую оценку. Первый самостоятельныи маршрутаы л полет молодых разведчиков показал, что пм предстоит еще непочатый край рабо­ ты. Стать ио.тношмшьгми морскими раз­ ведчиками они смогут лишь в р зультате >чень большого и шетоиччгвого труда по лвоению сложного н ответственного дела. Будем наняться, что тт. Глазырин. Куришко, Бодуэн, Поляков и Кузьмеихо ге пожалеют времени п сил для того, чт-г )ы быстрее войти полностью в дружную [ славную семью морских разведчиков вения решали все, на заведывании Барко­ ва заело возвратную пружину силуминово- го сердечника. Спуска не произошло. Опытный заряжающий не растерялся бы. Он произвел бы спуск сразу же вручную, и пропуска не было бы. Но Барков ему-» тился и растерялся. И лишь через несколь­ ко минут, когда уже был нарушен темп стрельбы и, по ходу учения, стрелять было не в кого, Маляров сам произвел спуск. Так во время учения поплатились: Барков— за недостаточно настойчивую уче­ бу, за неглубокое освоение дела, а Маля­ ров — за слабый контроль и недостаточ­ ную работу с подчиненными. Второй случай. Раздался залп. И сразу же после него с двух орудий поступили доклады наводчи-* ков: — Цели нет! Паводчик Кондратьев, не отрываясь от окуляра, продолжал лихорадочно шарить в небе, однако все его усилия были тщет­ ными. Кондратьев оправдывался, ссылаясь на дымку и плохую видимость. Дело же было не в дымке. Минуты замешательства наводчика ока­ залось достаточно, чтобы самолет с кону­ сом переместился совершенно в другой сектор. Почему же наводчики потеряли цель? В силу целого ряда причин — вибра­ ция орудия. пороховые газы и т. д. — это случается довольно часто и знающие об этом наводчики не растеряются. Не смущаясь секундным отсутствием цели в поле зрения, они будут продолжать навод­ ку орудия, соблюдая взятый ранее темп вращения маховичков. Если же цели все- таки нет, то опытный наводчик быстро оторвется от окуляра и поймает цель в грубый визир. Не надо пытаться ловить потерянную пель при помощи оптики. Это | совершенно бесполезно из-за недостаточ- • ного поля зрения об’ектива. i Этого случая также могло бы и не быть, если бы командиры орудий и более опытные зенитчики раньше рассказали мо­ лодым наводчикам, как надо действовать в случае потери цели после залпа, а па тренировках, пользуясь близкими к боевым, условиями, практически продемонстрирова­ ли бы, что именно и в какой последова­ тельности надо делать в подобных случа­ ях. В дальнейшей учебе зенитчиков па та­ кие вопросы их подготовки, с учетом и от­ работкой ряда моментов, играющих осо­ бенно большую роль в бою, надо, по-моему, обратить внимание. Только высокое мастерство, тщательная подготовка материальной части к каждой стрельбе, идеальный порядок и организо­ ванность на боевых постах приведут к желаемому результату — точному пора­ жению цели. Старшина 2 статьи А. ГРИГОРЬЕВ. Отличники боевой и политической подготовки корабля Н. комсомольцы (слева направо): боцман старший матрос А. Зо­ тов, трюмный машинист матрос М. Лобнн, артэлектрик матрос В. Леготян и комендор старший матрос Д. Чучкалов. Фото М. Бугакова. От в ажные и умелые Только что кончился ужин. I этот раз напрасны. Чтобы не оставить Трюмный Синицын, задумавшись, смо- j незамеченным что-либо, ощупал винт ру- трел на зеркальную поверхность бухты. | ками. Провел под водой десять минут. Под- Возле пего стояли матросы Дегтярев и I нялся и доложил, что все в порядке. Клоицов. Синицын обернулся, и три пары j Синицын — опытный водолаз, можно глаз встретились. j дазке сказать — потомственный. Три его — Самая подходящая погода, сказал j дядьки всю жизнь проработали водолаза- Синпцын. — Пачпем. • М1Ь От пих оп слышал много всевозмож- Дегтярев и Клоицов ждали этих слов. ! пых рассказов, не свободных "порой от Они бегом бросились с юта. Возвратившись домысла, по, во всяком случае, очень ув- через несколько минут, принесли с собою ; лекательпых. Он тоже при первой же воз- легководолазный костюм. • можностл стал водолазом. Для человека Синицын одел теплое белье, свитер. • этой профессии, связанной со многими не- Клопцов натяпул на него костюм, завязал ; ожиданностямн и опасностями, нужно, па груди узел прорезиненной рубашки. ! прежде всего, железное здоровье — креп- Синицып проверил дыхательпык аппарат, j кое сердца, могучие легкие, острое зрение, Клопцов укрепил па поясе костюма това- : достаточная сила, ловкость и способность рища груз. * быстро и безошибочно реагировать на все Синицын по железному трапику сиу- j неожиданное, принимая верные решения, стился в воду. Держась за трос одной ру- ; Ошибка или физическая слабость под во- кой, медленно опустился па дпо. * j Д П1 могУт привести к катастрофе. На грунте — светло. Колышутся стеб- j У Синицына есть все, что надо хоро- лп водорослей. Па стволе капусты приле- ; шему. водолазу. пился краб. Мелькнула мимо камбала... j Однажды в доке Синицын опустился Синицын, таша за собой сигнальный и ! на шестиметровую глубину. Внезапно его подъемный концы, подошел к корпусу ! понесло течением в сторону. Синицын тральщика. Здесь — шарообразная шахта j мгновенно лег на грунт и схватил лежав- лага, который не опускается, как сказал ш ий здесь большой кусок железа, веся- командир, в шахту. Синицын поискал, н о ; ший не один пуд. С ним он встал на ноги шахты пе нашел: под корпусом корабля — : и двинулся на осмотр дока. Но течение Первый успех молодого специалиста Па паш корабль из Учебного отряда » прибыли молодые спеппалисты. Среди них был матрос Дмитриев. Он сразу же настой^ чпво взялся за изучение техники и обя­ занностей Заместителя командира боевого поста. Прошло немпого времени, и он дей­ ствовал так же ловко и быстро, как старо­ служащие. Командиру отделения предоставили от­ пуск. Когда его спросили, кто может его заменить, он пазвал Дмитриева. И не ошибся: молодой специалист успешно спра­ вился со сложными обязанностями коман­ дира отделения и боевого поста. Старшина 1 статьи И. СОЛОМИН. темно. Сюда не проникают с поверхности воды солнечные лучи: корабль бросает густую тень. Синицын поднялся с грунта яа трап и потребовал электролампу. Ему подали. Матрос снова ушел под воду. Осветив под­ водную часть корпуса, отыскал прпчипу неисправности. Повреждение исправил и поднялся на корабль. В другой раз тому же Синицыну коман­ дир приказал осмотреть винт: было пред- было сильным, и водолаза закрутило. По­ надобилась вся сила, чтобы преодолеть напор воды. А тут еще зацепился за желе­ зо сигнальный конец. Синицын остано­ вился, осмотрелся, обдумал, как посту­ пить, чтобы зря не растрачивать силы, осторожно высвободил сигнальный конец и, преодолевая течение, двинулся осмат­ ривать док. Только выполнив задание, он подал сигнал к под’ему. Большой практический стаж работы под положение, что винт погпут. Сиппнын j водой имеет и товарищ Синицына — мо- опустился под воду, подплыл к установил, что опасения командира I *I* W 7 11 J I O T W l XX i u u u j / г и ц ъ х ш н ц ш и и л и горист Клопцов. В 1941 году он окончил курсы водолазов и полтора года работал на на реке Кубани, известной своим крутым нравом и сильным течением. Поднимал со дна реки затянутые илом затонувшие кор­ невища деревьев, мешавшие нормальному судоходству, поднимал из-подо льда за­ тонувшие трактора, осматривал корпуса пароходов. Второй товарищ Синицына по легково­ долазному делу — матрос Дегтярев— самый молодой из трех. Но и он уже изведал подводную опасность. Случилось это при первом же спуске, который Дегтярев делал после самой тщательной подготовки. На глубине восьми метров Дегтяре вдруг начал задыхаться. — Авария! — мелькнуло в мыслях. Дегтярев трижды дернул сигнальный конец. Водолаза спешно подняли. Осмот­ рели на нем все. Оказалось, что резиновая прокладка байпаса (кнопка для быстрой подачи воздуха) была уложена неправиль­ но. Из-за этого вырвало шток «стойки байпаса, воздух из баллона стал поступйь* не в маску, а к водолазу. Всем троим — Синицыну, Клопцову п Дегтяреву — приходится нередко бывать юд водой. Как и все легкие водолазы, они пематривают подводную часть корпуса, заделывают пробоины, систематически проверяют на стоянкаг руль, винты и при­ боры, расположенные под водой, и произ­ водят много других работ, в том числе и аварийных. Легким водолазам поэтому необходимо постоянно тренироваться, поль­ зуясь каждым удобным случаем для этой цели, учиться пользоваться материальной частью под водой, изучать все особенности поведспия организма на глубине. Синицын, Клопцов и Дегтярев, например, узнали для себя очень много за те десять спусков, ко­ торые каждый из них сделал, и оказали кораблю ценную помощь. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. ’ С Т Р А Н И Ч К И И С Т О Р И И Письма бывших североморцев на свои корабли II. Каждый день на флот приходит почта. Матросам, старшинам и офицерам пишут со всех концов нашей великой страны. Пишут родители, братья, сестры, жены, невесты, друзья. Среди многочисленной корреспонденции встречаются довольна часто и такие письма, которые на кораблях читают коллективно или, собравшись в одном кубрике, слушают, как читает письмо командир корабля. И все видят, как вздрагивает тогда его рука, держащая драгоценные листки, все слышат, как порою прерывается от волнения его голос. Эта - - письма бывших матросов, старшин и офицеров, которые служили на корабле и либо уже демобилизованы, либо переведены «а другой фЛтг, но которые п *чнят о своем корабле, гордятся его заслугами, с любовью говорят о своей службе на нем. Письма эти волнуют и зовут поддерживать честь корабля, учат люонть служ­ бу и ценить верную матросскую дружбу — дружбу советских людей, спаянных вое- пякилппавнышг ее членами. Л старому- Дино общей идеей, «бшей борьбой под руководства партии за счастливое светлое равноправными - «ч** . . будущес __ за коммунистическое общество в нашей стране. жащие опытные специалисты, oeaj слога- : - Недавно личный состав эсминца «Грозный» получил письмо от своего бывшего но ПОМОГУТ МОЛОДЫМ, передавая ИМ СВОИ , комиссара| ныне капитана 2 ранга, а личному составу эсминца «Дерзкий* написал, летный ОПЫТ. i служивший еще недавно на нем, лучший сигнальщик Северного флота А. Малышенко. ★ + ★ дующий флотом наградил матроса Филипа медалью «За боевые заслуги >. Это была первая правительственная награда на ко­ рабле. 30 мая 19-12 года совместпо с другими кораблями «Грозный» эскортировал караван транспортов. Немецкие подводные лодки систематически атаковывали караваи, но огонь боевых кораблей был падежной за- ; ата вражеские подводные лодки оказались в секторе «Грозного». Наблюдатели доложи­ ли на мостик: «Слева по посу след торпе­ ды!», «Слева 90, торпеда!». Корабль развернулся навстречу торпе- лпчный состав корабля отмечен орденами и медалями. По окончании войны корабль также не был в числе последних. В 1946 году ко­ рабль выполнил все курсовые задачи. Это был период, когда весь экипаж корабля состоял из старослужащих, прошедших ве- Дорогие друзья — матросы, старшины и офицеры эскадренного миноносца «Дерз­ кий»! Поздравляю вас с юбилейным праздни­ ком родного корабля— с годовщиной под’­ ема военно-морского флага и вступления в строй боевых кораблей Северного флота и ликую школу войны. В настоящее время желаю вам наилучших успехов в боевой и их на корабле пет, они демобилизовались, политической подготовке. j ifa смену нм пришли молодые, которые Когда поднимали флаг, я еще служил и должны также в совершенстве овладеть находился на корабле. С того времени сложной корабельной техникой и стать от- <Дерзкий» начал свою боевую деятель- ! личинками. R ftiuv in гшшх ятак II 0 CT!l* ^ жс в ПРРвь1е дпи боевых походов ; g мирный период, как указал товарищ шитой транспортам В од у из> « « * » » корабль показал образцы в выполнении ! с необходимо учиться тому, т а ........................ злданий команДовапия в борьбе с врагом j на войде Это значит _ па морских коммуникациях Советского За­ полярья. В одном из боевых походов 1944 года сигнальщик Сорокип обнаружил перископ Лейтенант В. ЛСССОВСКИЙ. ---------------- О - ----------------- Заслуженное уважение Комсомолец гвардии младшии сержант Новиков хорошо овладел специальностью авиационного моториста. Вверенный ему самолет содержится в образцовой чистоте, материальная часть всегда исправна и го­ това к безотказному действию. За пример­ ное несение службы т. Новиков имеет не­ сколько благодарностей от командиров. Занятый по службе подготовкой самоле­ та к полетам, т. Новиков находит ^ время, чтобы сходить в библиотеку, подобрать и принести для читки личному составу ху­ дожественную и техническую литературу. Примерпой службой, образцовой дисцип­ линой, добросовестным выполнением своих комсомольских обязанностей по воспита­ нию личного состава гвардии младшпи сержант Новиков завоевал себе уважение товаришс' Гвардии сержант 3. СТАРЦЕВ. I. Здравствуйте, дорогие товарищи! Не так давпо я прочел в газете статью о нашем корабле. В статье рассказывалось, что на эсминце «Грозный» забыли тех, кто прославил корабль и завоевал ему почет­ ное звание Краснознаменного. Как бывше­ му члену экипажа «Грозного», обидно за такие упущения, и я решил напомнить вам о недалеком боевом прошлом корабля, на котором вы служите ныне. Дорогие друзья! Тогда было суровое время. Немецкие оккупанты прилагали все старания к за­ хвату Мурманска. На долю Северного флота выпала задача— вместе с частями Совет­ ской Армии не допустить немца в Мур­ манск н обеспечить нормальное плавание советских кораблей на коммуникациях. Эсминец «Грозный» одиим из первых вступил в борьбу с немецкими захватчика­ ми. Его артиллерия под командованием ка­ питан-лейтенанта Путя метко поражала немцев, засевших*в гранитных сопках За­ полярья. И когда снаряды с «Грозного» рвались на немецких позициях, бойцы су­ хопутной армии, улыбаясь, говорили: «Мо­ рячки в самое логово сажают!» дам и ринулся к месту, откуда враг их вы- пражеской подводной лодки. пустил. Торпеды эти не достигли цели и затонули, ио тут налетели «Юикерсы». Посыпались бомбы. Командир корабля ка­ питан 3 ранга Королев, умело маневрируя, уклонялся от вражеских бомб. Маневр ко­ рабля был подкреплен огнем корабельных зенитчиков по самолетам. В этом бою авто­ матом старшины 2 статьи Ишосва был сбит Однажды «Грозному» дали приказ вый*- I «Юнкере». 31 мая корабль пришел в базу. ти и атаковать немецкие корабли в одном из районов нашего моря. «Грозный» снял­ ся с якоря и вышел в поход. Когда скры­ лись берега, командир БЧ-V инженер-ка­ питан 3 ранга доложил: «Лопнула водо­ грейная трубка». Котел вышел из строя. Сбавлять ход было нельзя: мы шли не од­ ни. Чтобы не отстать, требовалось немед­ ленно ввести в строй котел. Котельные ма­ шинисты, не теряя времени, взялись за работу. Матрос Филин сам вызвался влезть в горячий котел и заглушить лоп­ нувшую трубку. Получив разрешение, он выполнил свой долг. Корабль через не­ сколько минут был снова в строю. Коман- Штурман лейтенант Никифоров, закрывая вахтенный журнал, сказал: — Итак, 14 торпед и 212 бомб угрожа­ ли нам в течение трех суток! Можно многое рассказать о моряках «Грозного». И вам, видимо, еще расска­ жут. Я хотел только напомнить о немногих фактах из славной истории корабля, что­ бы сказать вам: никогда не забывайте о своих героях и будьте достойны боевых традиций «Грозного». С приветом и наилучшпмн пожеланиями бывший комиссар эсминца «Грозный» капитан 2 ранга МОРОЗОВ. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Корабль вышел в атаку и за борт поле­ тели глубинные бомбы. Снова заход, и оче­ редная серия глубинок взорвалась за кор­ мой. На поверхности воды появилось прост- раппое пятно соляра. Отчетливо виднелись теперь места, где находилась поврежден­ ная немецкая подводная лодка. Снова за борт посыпались глубинные бомбы. Пятно соляра стало увеличиваться, и скоро на поверхность всплыли обломки фашистско­ го пирата. В этом же походе своей артиллерией ко­ рабль подбил два немецких разведчика «Фокке-Вульф», которые шли на конвой. Это— лишь немногие из эпизодов боевой деятельности «Дерзкого», занимавшего в те дни одно из первых мест в соединении. На его счету — одна потопленная враже­ ская подводная лодка, восемь выходов на поисковые операции и десятки выходов на копвоировапйе транспортов. Почти весь минуту использовать па боевую подготов­ ку. Главное — плановые тренировки на боевых постах. И нельзя ни в коем случае отступать нп на полшага от запланированного. Холод, дождь, снег, ту­ ман, темнота не должны стать препятстви­ ем советскому моряку в овладении своим делом. Трудно?.. Зато будет легко на войне! Поздравляю вас, товарищи мои с «Дерз­ кого», с юбилеем. Уверен, что вы достойно встретили праздник и в дальнейшей своей службе не снизите уровень боевой подго­ товки, будете достойно хранить в памяти заслуги корабля в Великой Отечествен­ ной войне и держать честь «Дерзкого» в чистоте. Я демобилиювался, но не у ерпело сердце и возвратился в родюй фюг. В школе Учебного отряда служу теперь стар­ шим инструктором сигнальщиков. Могу вас заверить, товарищи, что я приложу все усилия, чтобы вы получили на кораб­ ли полноценных специалистов. С товарищеским приветом — ваш быв­ ший сослуживец А. МАЛЫШЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz