На страже Заполярья. 1947 год. Август.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 7 августа 1947 г., H i 183 (2874) МОЛОДЫЕ РАЗВЕДЧИКИ В ВОЗДУХЕ В течение многих месяцев шла подго товка ашодьпх развегчишв в подразделе нии. Они шучаии район полетов, метеоро- логические особенности театра. Наконец, программа наземного обучения и провозных полетов окончена. Сегодня у молодыз (разведчиков — лейтенашттв Глазырина, Куршшсо, Болуэна, • Полякова и Кузьменко — большая радость: им разрешен самостоятельный маршрутный полет! « . Рано утром летчики вышли на аэродром. Экппажи приступили & цредпои°тшой под готовке. Штурманы и стреоки-раддсты тщательно «проверяли оборудование и во оружение самолетов. Приближался чаю вылета. На аэродром прибьыг командир части. Он сам проверял готовность экипажей, дат им укдзаш-з о то*:, ка к лучше выполнить задание, а за тек разрешил вылет. Самолеты ушли в воздух. Лервая Задача — бомбометание. С аэродрома хорошо видно, ка к ходят над полигоном самолеты. Летчик лейтенант Куришюо слишком близко держится веду щей). Молодые стрелки-радасты Пупш и Булатов неуверенно держат связь: не прошяяи квитанций. Самолеты сделали по три— четыре хшосггых захода, ив ре шаясь сбросить бомбовый груз: не была ценностью отработана на земле боковая наводка. Наконец, молодые отбомбились и потаи ио маршруту. И здесь тоже были ошибки. Лейте нант Еваоырин возвратился и произвел преждевременную посадку на аэродром, оглстаясь на неисправность внутренней св 1 зн. На линии предварительного старта спрнпгй механик ав?на т. Ломаюо прове рит юиютег и установил, что связь была вполне исправна, летчик Глазырин просто ее переключил фильтр. Экипаж был сло ва направлен в маршрутный полет. Па разборе, когда из полета вернулись все экипажи, были отмечены недостатки | в работе лепшю-техяичеашх) состава. Задание по бомбометанию было выпол нено, но отдельные товарищи допустили ошибки, и ото д о н я т ' общую оценку маршрутного полета. При совершении повета у летчика Ку- ришьо и штурмана Кузьменко не была рассчитана приборная воздушная скорость для высоты полета. Летчик Куришко держал скорость, заданную штурма- Н а у ч е н и я х Два поучительных случая на одной зенитной стрельбе В борьбе корабельных зенитчиков с авиацией противника время играет исклю чительную роль. Дорога, буквально, каждая секунда. Малейшее замешательство, мгно венье растерянности — и враг уйдет из поля действия зенитной артиллерии. Яс но, что зенитчикам надо тренироваться и тренироваться, готовя себя к тем немногим секундам боя, когда авиация противника попытается атаковать корабль, нанести ему бомбовый или торпедный удар. Все ли зенитчики нашего корабля до копца это понимают? Все ли они с пол ной отдачей сил добиваются молниеносной быстроты действий и постоянной готовно сти к бою? Не все. На одной из последних стрельб на нашем корабле произошли два таких случая, ко торые свидетельствуют, что отдельные матросы-зенитчики не понимают всех тре бований, пред’являемых к ним, не пред ставляют себе всей'сложности и ответст венности их обязанностей, не знают неко торых важных особенностей борьбы с авиа цией. А отдельные матросы просто недо статочно серьезно относятся к своему де лу. Об этих двух случаях я и расскажу. Вышел наш корабль в море сдавать за дачи по курсу боевой подготовки. Все шло так, как проходило обычно: сы грали боевую тревогу, личный состав за нял своп места по расписанию, быстро подготовил технику к бою. Доложили о полной готовности и зенитчи ки. Все зенитные орудия с получением со ответствующего сигнала должны были от крыть огонь по самолету «противника)». Прозвучал сигнал. Все орудия выстрелили, и только одно молчало. Командир орудия старшина 2 статьи Маляров доложил: — Осечка! Почему произошла осечка? Кто повинен в том, что орудие сделало пропуск, снизив сразу оценку всей стрельбы? Стали разбираться и оказалось, что ви новны заряжающий матрос Барков и его непосредственный начальник Маляров. Заведывапие свое Барков перед стрель бой по существу по подготовил. Он осмот- нсм, который вместо пробной дал ему ! рел технику поверхностно. А Маляров не истинную воздушную скорость. В р е -j проконтролировал состояние заведывания зультате происходил большой расход i Баркова, приняв па веру доклад матроса, горючего, из-за чего экипаж не смог • Не учел Маляров одно важное обстоятель- пройти полностью весь маршрут, а вынужден был срезать его. Экипаж само лета Куришко имел задание на фоФогра- ство: Барков— матрос молодой, мог многое пе сделать просто по неопытности. За ним нужен был особеппо внимательный глаз бо- фврованн?. Штурман Кузьменко пропзво-; лее опытного человека. О многом Барко- щл плановую аэрофотос емку на высоте ! пад 0 было пап^мпить, о многом из ед?ое меньше дотустимю'й и об яснтгт это j опыта боев и учебных стрельб рассказать. Маляров этого пе сделал. В самый ответственный момент, когда была дана команда открыть огонь, и мгно- помяхой облачности. Однако облачности в этот день не было, кроме того, всем из вестно, что ниже минимальной высоты сЧмка не получится. Задание по связи экипажами было вы полнено плохо. Молодых стрелков-ради- стов обучают в классах гукнему и пере даче, но пе прививают пм йавьякш в ра боте яа радиостанции, установленной па саойьлете. А она имеет свои особенности. Важным элементом в бою является ос мотрительность -jrpn совершении полетов. Но члены экипажей не всегда докладыва ли летчику о замеченных в воздухе само летах. Слаженно работали только летчик Бо дуэн и штурман Поляков. Они точно прошли по маршруту, все расчеты, их были верны. Экипаж выполнил и затанпе по аэрофотографпрелванию и получил хо рошую оценку. Первый самостоятельныи маршрутаы л полет молодых разведчиков показал, что пм предстоит еще непочатый край рабо ты. Стать ио.тношмшьгми морскими раз ведчиками они смогут лишь в р зультате >чень большого и шетоиччгвого труда по лвоению сложного н ответственного дела. Будем наняться, что тт. Глазырин. Куришко, Бодуэн, Поляков и Кузьмеихо ге пожалеют времени п сил для того, чт-г )ы быстрее войти полностью в дружную [ славную семью морских разведчиков вения решали все, на заведывании Барко ва заело возвратную пружину силуминово- го сердечника. Спуска не произошло. Опытный заряжающий не растерялся бы. Он произвел бы спуск сразу же вручную, и пропуска не было бы. Но Барков ему-» тился и растерялся. И лишь через несколь ко минут, когда уже был нарушен темп стрельбы и, по ходу учения, стрелять было не в кого, Маляров сам произвел спуск. Так во время учения поплатились: Барков— за недостаточно настойчивую уче бу, за неглубокое освоение дела, а Маля ров — за слабый контроль и недостаточ ную работу с подчиненными. Второй случай. Раздался залп. И сразу же после него с двух орудий поступили доклады наводчи-* ков: — Цели нет! Паводчик Кондратьев, не отрываясь от окуляра, продолжал лихорадочно шарить в небе, однако все его усилия были тщет ными. Кондратьев оправдывался, ссылаясь на дымку и плохую видимость. Дело же было не в дымке. Минуты замешательства наводчика ока залось достаточно, чтобы самолет с кону сом переместился совершенно в другой сектор. Почему же наводчики потеряли цель? В силу целого ряда причин — вибра ция орудия. пороховые газы и т. д. — это случается довольно часто и знающие об этом наводчики не растеряются. Не смущаясь секундным отсутствием цели в поле зрения, они будут продолжать навод ку орудия, соблюдая взятый ранее темп вращения маховичков. Если же цели все- таки нет, то опытный наводчик быстро оторвется от окуляра и поймает цель в грубый визир. Не надо пытаться ловить потерянную пель при помощи оптики. Это | совершенно бесполезно из-за недостаточ- • ного поля зрения об’ектива. i Этого случая также могло бы и не быть, если бы командиры орудий и более опытные зенитчики раньше рассказали мо лодым наводчикам, как надо действовать в случае потери цели после залпа, а па тренировках, пользуясь близкими к боевым, условиями, практически продемонстрирова ли бы, что именно и в какой последова тельности надо делать в подобных случа ях. В дальнейшей учебе зенитчиков па та кие вопросы их подготовки, с учетом и от работкой ряда моментов, играющих осо бенно большую роль в бою, надо, по-моему, обратить внимание. Только высокое мастерство, тщательная подготовка материальной части к каждой стрельбе, идеальный порядок и организо ванность на боевых постах приведут к желаемому результату — точному пора жению цели. Старшина 2 статьи А. ГРИГОРЬЕВ. Отличники боевой и политической подготовки корабля Н. комсомольцы (слева направо): боцман старший матрос А. Зо тов, трюмный машинист матрос М. Лобнн, артэлектрик матрос В. Леготян и комендор старший матрос Д. Чучкалов. Фото М. Бугакова. От в ажные и умелые Только что кончился ужин. I этот раз напрасны. Чтобы не оставить Трюмный Синицын, задумавшись, смо- j незамеченным что-либо, ощупал винт ру- трел на зеркальную поверхность бухты. | ками. Провел под водой десять минут. Под- Возле пего стояли матросы Дегтярев и I нялся и доложил, что все в порядке. Клоицов. Синицын обернулся, и три пары j Синицын — опытный водолаз, можно глаз встретились. j дазке сказать — потомственный. Три его — Самая подходящая погода, сказал j дядьки всю жизнь проработали водолаза- Синпцын. — Пачпем. • М1Ь От пих оп слышал много всевозмож- Дегтярев и Клоицов ждали этих слов. ! пых рассказов, не свободных "порой от Они бегом бросились с юта. Возвратившись домысла, по, во всяком случае, очень ув- через несколько минут, принесли с собою ; лекательпых. Он тоже при первой же воз- легководолазный костюм. • можностл стал водолазом. Для человека Синицын одел теплое белье, свитер. • этой профессии, связанной со многими не- Клопцов натяпул на него костюм, завязал ; ожиданностямн и опасностями, нужно, па груди узел прорезиненной рубашки. ! прежде всего, железное здоровье — креп- Синицып проверил дыхательпык аппарат, j кое сердца, могучие легкие, острое зрение, Клопцов укрепил па поясе костюма това- : достаточная сила, ловкость и способность рища груз. * быстро и безошибочно реагировать на все Синицын по железному трапику сиу- j неожиданное, принимая верные решения, стился в воду. Держась за трос одной ру- ; Ошибка или физическая слабость под во- кой, медленно опустился па дпо. * j Д П1 могУт привести к катастрофе. На грунте — светло. Колышутся стеб- j У Синицына есть все, что надо хоро- лп водорослей. Па стволе капусты приле- ; шему. водолазу. пился краб. Мелькнула мимо камбала... j Однажды в доке Синицын опустился Синицын, таша за собой сигнальный и ! на шестиметровую глубину. Внезапно его подъемный концы, подошел к корпусу ! понесло течением в сторону. Синицын тральщика. Здесь — шарообразная шахта j мгновенно лег на грунт и схватил лежав- лага, который не опускается, как сказал ш ий здесь большой кусок железа, веся- командир, в шахту. Синицын поискал, н о ; ший не один пуд. С ним он встал на ноги шахты пе нашел: под корпусом корабля — : и двинулся на осмотр дока. Но течение Первый успех молодого специалиста Па паш корабль из Учебного отряда » прибыли молодые спеппалисты. Среди них был матрос Дмитриев. Он сразу же настой^ чпво взялся за изучение техники и обя занностей Заместителя командира боевого поста. Прошло немпого времени, и он дей ствовал так же ловко и быстро, как старо служащие. Командиру отделения предоставили от пуск. Когда его спросили, кто может его заменить, он пазвал Дмитриева. И не ошибся: молодой специалист успешно спра вился со сложными обязанностями коман дира отделения и боевого поста. Старшина 1 статьи И. СОЛОМИН. темно. Сюда не проникают с поверхности воды солнечные лучи: корабль бросает густую тень. Синицын поднялся с грунта яа трап и потребовал электролампу. Ему подали. Матрос снова ушел под воду. Осветив под водную часть корпуса, отыскал прпчипу неисправности. Повреждение исправил и поднялся на корабль. В другой раз тому же Синицыну коман дир приказал осмотреть винт: было пред- было сильным, и водолаза закрутило. По надобилась вся сила, чтобы преодолеть напор воды. А тут еще зацепился за желе зо сигнальный конец. Синицын остано вился, осмотрелся, обдумал, как посту пить, чтобы зря не растрачивать силы, осторожно высвободил сигнальный конец и, преодолевая течение, двинулся осмат ривать док. Только выполнив задание, он подал сигнал к под’ему. Большой практический стаж работы под положение, что винт погпут. Сиппнын j водой имеет и товарищ Синицына — мо- опустился под воду, подплыл к установил, что опасения командира I *I* W 7 11 J I O T W l XX i u u u j / г и ц ъ х ш н ц ш и и л и горист Клопцов. В 1941 году он окончил курсы водолазов и полтора года работал на на реке Кубани, известной своим крутым нравом и сильным течением. Поднимал со дна реки затянутые илом затонувшие кор невища деревьев, мешавшие нормальному судоходству, поднимал из-подо льда за тонувшие трактора, осматривал корпуса пароходов. Второй товарищ Синицына по легково долазному делу — матрос Дегтярев— самый молодой из трех. Но и он уже изведал подводную опасность. Случилось это при первом же спуске, который Дегтярев делал после самой тщательной подготовки. На глубине восьми метров Дегтяре вдруг начал задыхаться. — Авария! — мелькнуло в мыслях. Дегтярев трижды дернул сигнальный конец. Водолаза спешно подняли. Осмот рели на нем все. Оказалось, что резиновая прокладка байпаса (кнопка для быстрой подачи воздуха) была уложена неправиль но. Из-за этого вырвало шток «стойки байпаса, воздух из баллона стал поступйь* не в маску, а к водолазу. Всем троим — Синицыну, Клопцову п Дегтяреву — приходится нередко бывать юд водой. Как и все легкие водолазы, они пематривают подводную часть корпуса, заделывают пробоины, систематически проверяют на стоянкаг руль, винты и при боры, расположенные под водой, и произ водят много других работ, в том числе и аварийных. Легким водолазам поэтому необходимо постоянно тренироваться, поль зуясь каждым удобным случаем для этой цели, учиться пользоваться материальной частью под водой, изучать все особенности поведспия организма на глубине. Синицын, Клопцов и Дегтярев, например, узнали для себя очень много за те десять спусков, ко торые каждый из них сделал, и оказали кораблю ценную помощь. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. ’ С Т Р А Н И Ч К И И С Т О Р И И Письма бывших североморцев на свои корабли II. Каждый день на флот приходит почта. Матросам, старшинам и офицерам пишут со всех концов нашей великой страны. Пишут родители, братья, сестры, жены, невесты, друзья. Среди многочисленной корреспонденции встречаются довольна часто и такие письма, которые на кораблях читают коллективно или, собравшись в одном кубрике, слушают, как читает письмо командир корабля. И все видят, как вздрагивает тогда его рука, держащая драгоценные листки, все слышат, как порою прерывается от волнения его голос. Эта - - письма бывших матросов, старшин и офицеров, которые служили на корабле и либо уже демобилизованы, либо переведены «а другой фЛтг, но которые п *чнят о своем корабле, гордятся его заслугами, с любовью говорят о своей службе на нем. Письма эти волнуют и зовут поддерживать честь корабля, учат люонть служ бу и ценить верную матросскую дружбу — дружбу советских людей, спаянных вое- пякилппавнышг ее членами. Л старому- Дино общей идеей, «бшей борьбой под руководства партии за счастливое светлое равноправными - «ч** . . будущес __ за коммунистическое общество в нашей стране. жащие опытные специалисты, oeaj слога- : - Недавно личный состав эсминца «Грозный» получил письмо от своего бывшего но ПОМОГУТ МОЛОДЫМ, передавая ИМ СВОИ , комиссара| ныне капитана 2 ранга, а личному составу эсминца «Дерзкий* написал, летный ОПЫТ. i служивший еще недавно на нем, лучший сигнальщик Северного флота А. Малышенко. ★ + ★ дующий флотом наградил матроса Филипа медалью «За боевые заслуги >. Это была первая правительственная награда на ко рабле. 30 мая 19-12 года совместпо с другими кораблями «Грозный» эскортировал караван транспортов. Немецкие подводные лодки систематически атаковывали караваи, но огонь боевых кораблей был падежной за- ; ата вражеские подводные лодки оказались в секторе «Грозного». Наблюдатели доложи ли на мостик: «Слева по посу след торпе ды!», «Слева 90, торпеда!». Корабль развернулся навстречу торпе- лпчный состав корабля отмечен орденами и медалями. По окончании войны корабль также не был в числе последних. В 1946 году ко рабль выполнил все курсовые задачи. Это был период, когда весь экипаж корабля состоял из старослужащих, прошедших ве- Дорогие друзья — матросы, старшины и офицеры эскадренного миноносца «Дерз кий»! Поздравляю вас с юбилейным праздни ком родного корабля— с годовщиной под’ ема военно-морского флага и вступления в строй боевых кораблей Северного флота и ликую школу войны. В настоящее время желаю вам наилучших успехов в боевой и их на корабле пет, они демобилизовались, политической подготовке. j ifa смену нм пришли молодые, которые Когда поднимали флаг, я еще служил и должны также в совершенстве овладеть находился на корабле. С того времени сложной корабельной техникой и стать от- <Дерзкий» начал свою боевую деятель- ! личинками. R ftiuv in гшшх ятак II 0 CT!l* ^ жс в ПРРвь1е дпи боевых походов ; g мирный период, как указал товарищ шитой транспортам В од у из> « « * » » корабль показал образцы в выполнении ! с необходимо учиться тому, т а ........................ злданий команДовапия в борьбе с врагом j на войде Это значит _ па морских коммуникациях Советского За полярья. В одном из боевых походов 1944 года сигнальщик Сорокип обнаружил перископ Лейтенант В. ЛСССОВСКИЙ. ---------------- О - ----------------- Заслуженное уважение Комсомолец гвардии младшии сержант Новиков хорошо овладел специальностью авиационного моториста. Вверенный ему самолет содержится в образцовой чистоте, материальная часть всегда исправна и го това к безотказному действию. За пример ное несение службы т. Новиков имеет не сколько благодарностей от командиров. Занятый по службе подготовкой самоле та к полетам, т. Новиков находит ^ время, чтобы сходить в библиотеку, подобрать и принести для читки личному составу ху дожественную и техническую литературу. Примерпой службой, образцовой дисцип линой, добросовестным выполнением своих комсомольских обязанностей по воспита нию личного состава гвардии младшпи сержант Новиков завоевал себе уважение товаришс' Гвардии сержант 3. СТАРЦЕВ. I. Здравствуйте, дорогие товарищи! Не так давпо я прочел в газете статью о нашем корабле. В статье рассказывалось, что на эсминце «Грозный» забыли тех, кто прославил корабль и завоевал ему почет ное звание Краснознаменного. Как бывше му члену экипажа «Грозного», обидно за такие упущения, и я решил напомнить вам о недалеком боевом прошлом корабля, на котором вы служите ныне. Дорогие друзья! Тогда было суровое время. Немецкие оккупанты прилагали все старания к за хвату Мурманска. На долю Северного флота выпала задача— вместе с частями Совет ской Армии не допустить немца в Мур манск н обеспечить нормальное плавание советских кораблей на коммуникациях. Эсминец «Грозный» одиим из первых вступил в борьбу с немецкими захватчика ми. Его артиллерия под командованием ка питан-лейтенанта Путя метко поражала немцев, засевших*в гранитных сопках За полярья. И когда снаряды с «Грозного» рвались на немецких позициях, бойцы су хопутной армии, улыбаясь, говорили: «Мо рячки в самое логово сажают!» дам и ринулся к месту, откуда враг их вы- пражеской подводной лодки. пустил. Торпеды эти не достигли цели и затонули, ио тут налетели «Юикерсы». Посыпались бомбы. Командир корабля ка питан 3 ранга Королев, умело маневрируя, уклонялся от вражеских бомб. Маневр ко рабля был подкреплен огнем корабельных зенитчиков по самолетам. В этом бою авто матом старшины 2 статьи Ишосва был сбит Однажды «Грозному» дали приказ вый*- I «Юнкере». 31 мая корабль пришел в базу. ти и атаковать немецкие корабли в одном из районов нашего моря. «Грозный» снял ся с якоря и вышел в поход. Когда скры лись берега, командир БЧ-V инженер-ка питан 3 ранга доложил: «Лопнула водо грейная трубка». Котел вышел из строя. Сбавлять ход было нельзя: мы шли не од ни. Чтобы не отстать, требовалось немед ленно ввести в строй котел. Котельные ма шинисты, не теряя времени, взялись за работу. Матрос Филин сам вызвался влезть в горячий котел и заглушить лоп нувшую трубку. Получив разрешение, он выполнил свой долг. Корабль через не сколько минут был снова в строю. Коман- Штурман лейтенант Никифоров, закрывая вахтенный журнал, сказал: — Итак, 14 торпед и 212 бомб угрожа ли нам в течение трех суток! Можно многое рассказать о моряках «Грозного». И вам, видимо, еще расска жут. Я хотел только напомнить о немногих фактах из славной истории корабля, что бы сказать вам: никогда не забывайте о своих героях и будьте достойны боевых традиций «Грозного». С приветом и наилучшпмн пожеланиями бывший комиссар эсминца «Грозный» капитан 2 ранга МОРОЗОВ. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Корабль вышел в атаку и за борт поле тели глубинные бомбы. Снова заход, и оче редная серия глубинок взорвалась за кор мой. На поверхности воды появилось прост- раппое пятно соляра. Отчетливо виднелись теперь места, где находилась поврежден ная немецкая подводная лодка. Снова за борт посыпались глубинные бомбы. Пятно соляра стало увеличиваться, и скоро на поверхность всплыли обломки фашистско го пирата. В этом же походе своей артиллерией ко рабль подбил два немецких разведчика «Фокке-Вульф», которые шли на конвой. Это— лишь немногие из эпизодов боевой деятельности «Дерзкого», занимавшего в те дни одно из первых мест в соединении. На его счету — одна потопленная враже ская подводная лодка, восемь выходов на поисковые операции и десятки выходов на копвоировапйе транспортов. Почти весь минуту использовать па боевую подготов ку. Главное — плановые тренировки на боевых постах. И нельзя ни в коем случае отступать нп на полшага от запланированного. Холод, дождь, снег, ту ман, темнота не должны стать препятстви ем советскому моряку в овладении своим делом. Трудно?.. Зато будет легко на войне! Поздравляю вас, товарищи мои с «Дерз кого», с юбилеем. Уверен, что вы достойно встретили праздник и в дальнейшей своей службе не снизите уровень боевой подго товки, будете достойно хранить в памяти заслуги корабля в Великой Отечествен ной войне и держать честь «Дерзкого» в чистоте. Я демобилиювался, но не у ерпело сердце и возвратился в родюй фюг. В школе Учебного отряда служу теперь стар шим инструктором сигнальщиков. Могу вас заверить, товарищи, что я приложу все усилия, чтобы вы получили на кораб ли полноценных специалистов. С товарищеским приветом — ваш быв ший сослуживец А. МАЛЫШЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz