На страже Заполярья. 1947 год. Август.
НА С Т Р А Ж Ё З А П О Л Я Р Ь Я 1 августа 1947 г., № 178 (2869). Н а у ч е н и я х КОРАБЛЬ ВЫСАЖИВАЕТ ДЕСАНТ Десантная партия получает задачу На одном из участков побережья, вблизи которого проходит наша коммуникация, «противник» создал пост наблюдения и связи. Он мешал нашим кораблям безопас но плавать в этом районе. Имея совершен ное оборудование, приборы наведения, хо рошо продуманную сигнализацию и много стороннюю связь, пост мгновенно сообщал о появлении наших кораблей на коммуни кации. И тогда с ближайших аэродромов вылетали торпедоносцы и бомбардировщи ки, выходили на «охоту» отлеживавшиеся на грунте подводные лодки. Коммуникация становилась опасной и почти непроходи мой. Пост нужно было во что бы то ни стало уничтожить. Эту задачу поставили эсминцу П. Командир корабля всесторонее обдумал ряд вариантов уничтожения поста и вы брал из них наиболее трудный, но, пожа луй, самый верный. Он заключался в вы садке десантной партии на берег «против ника». Детали операции командир тщательно разработал, предусмотрев все до мелочей. Отобрал в десант самых смелых, сильных и ловких моряков. Командиром десанта на значил молодого офицера — минера лей тенанта Богданова, знание которым под рывного дела могло пригодиться на бе регу. Накануне операции командир вызвал к себе лейтенанта Богданова и на карте об’яснил ему план операции. Богданов приступил к подготовке де сантников. Каждый получил винтовку или автомат и гранаты. Отделениям были вы даны ручные пулеметы, а подрывники, по мимо оружия, запаслись подрывными пат -1 ронами. Группу подрывников возглавил младший лейтенант Шанин — опытный фронтовик, секретарь партийной организа ции корабля. На другой день по боевой тревоге де сантники построились на палубе. Коман дир корабля лично проверил их снаряже ние, призвал отдать все силы на выполне ние важной задачи. После этого офицер Богданов вызвал командиров отделений и коротко, но во всех деталях об’яснил им задачу. У борта миноносца уже покачивались на волнах пшопки. Богданов подал команду: — Корабельной десантной партии — в шлюпки! Бесшумно расселись матросы по местам. Оружие у каждого наготове. Дружные взма- 1 хи весел, и шлюпки отошли от бортз эсминца. Командиры отделений старшины 2 статьи Кошкин п Заикин довели до каждого ма троса его задачу. Радисты матрос Акимов и старший матрос Бабиков сразу же уста новили связь с корабельной рацией, кото рую обслуживал старший матрос Григо- ренко. На берегу „противника1 Плавно скользят по воде шлюпки. Ма тросы гребут редкими бесшумными гребка ми. Все ближе сумрачный, поросший гу стым лесом, обрывистый берег. Вот шлюпки почти вплотную подошли к берегу. «Противник» обнаружил десантников и открыл огонь. Но и десантники не заста вили себя ждать. Матросы Соколов и Са харов с ходу обстреляли и подавили огне вую точку «противника». Шлюпки уткну лись тем временем в берег. Десантники мгновенно выскочили из них и рассыпа лись цепью. Старшина 2 статьи Кошкин занял со своим отделением рубеж обороны. В его задачу входило обеспечить высадку подрывной партии и отделения связи. С первых же шагов по берегу «против ника» десантники все делали так, как будто бы в самом деле выполняли боевую задачу. Передвигались они перебежками и переползанием. Автоматчики и пулеметчп- ки обеспечивали продвижение. За пост разгорелся упорный «бой». «Противник» любой ценой пытался удер жать этот важный об’ект до подхода под креплений. Однако его надежды на помощь были напрасны: разведчики десанта, про никшие к линиям связи, перерезали в не скольких местах телефонные и телеграф ные провода и лишили «противника» воз можности сообщить куда-либо средствами проводной связи о своем тяжелом поло жении. Сопротивление «врага» было сломлено, и десантники ворвались на территорию поста. Подрывники вступают в дело Подрывники младшего лейтенанта Ша нина высадились несколько поодаль от группы прикрытия. Им пришлось преодо леть довольно крутой берег. Действовали они с величайшей предосторожностью. Но как ни старались подрывники про никнуть к посту незамеченными, потрево женный «противник» все же обнаружил их и открыл огонь. Шанин направил к командиру десанта Богданову связного матооса СуЛогпна с донесением, в котором сообщались обстановка и решение. Группа прикрытия усилила нажим на «противни ка» и отвлекла его силы от подрывников. Когда основная группа десанта выбила «противника» с территории поста, под рывники уже находились рядом с одним ил помещений. — Подорвать маяк, аппаратуру, здание поста! — приказал Шанин. Старшина 2 статьи Заикин, старшие матросы Кириченко и Глебов подложили под об’екты подрывные патроны, сноровисто вставили запалы, подожгли короткие шну ры с расчетом, чтобы «противник» не успел обезвредить патроны. Когда десантники отошли на безопасное расстояние, воздух раскололи три мощные взрыва. Пост и маяк были уничтожены. От х о д Однако «противник» успел собрать си лы и стал преследовать отходящий к шлюпкам десант. Значительно усилился автоматный и пулеметный огонь. Но уве личилась ударная сила и корабельного де санта, так как подрывная группа и груп па прикрытия на отходе об’единились. Лейтенант Богданов для прикрытия общего отхода выделил пулемет и группу автомат чиков, которые открыли по «противнику» сосредоточенный огонь. Другой пулемет был установлен почти у шлюпок, под обрывом. Один за другим спускались десантники к шлюпкам, которые были оставлены под охраной вооруженных часовых, усажива лись в них. держа наготове винтовки и автоматы. Гпебпы приготовились налечь па весла. С обрыва спрыгнули последние ав томатчики. Почти в ту же минуту показа лись преследователи. Но предусмотритель но установленный под обрывом пулемет отбил у них всякую охоту к преследова нию десанта. Видя полную неудачу преследования, «противник» открыл по отходящим шлюп кам минометный огонь. Однако десантники быстро нашли средство избежать попада ний. Матрос Карепов по приказанию офи цера Богданова поставил густую дымза- весу, а тем временем шлюпки изменили курс, и мины «противника» стали рвзться далеко в стороне. Дерзкая вылазка десантников корабля на берег «противника» показала, что ма тросы, старшины и офицеры корабля мо гут воевать не только на корабле, но, в случае надобности, с таким же умением будут драться t i на суше. Старший лейтенант А. НИКУЛИН. Старший матрос В. Бабычев — отличник боевой и политической подготовки. За хорошую службу он имеет 11 благодарностей командира. Недавно партийная ор-^ ганизация корабля приняла Бабычева в кандидаты ВКП(б). НА СНИМКЕ: старший матрос В. Бабычев за проверкой противооткатного устройства пушки. Фото М. Бугакова. Ученикам Учебного отряда— нормальное прохождение практики 1. Так специалистов не г о т о в я т В борьбе за жизнь корабля На корабле Н. — аварийное учение. Оно максимально приближено к боевым усло виям. В машинное отделение поступила Ввод ная — «пробит» корпус холодильника. Старший матрос Медведев, один из лучших специалистов корабля, мгновенно напра вился к холодильнику с лентой и начал обматывать место «пробоины». В это время поступило донесение о «по жаре» на верхней палубе, возникшем как раз над работающей дизель-динамо. При нимаются срочные меры: выключено электропитание, остановлена дизель-дина- > ++'++!++♦ мо. Мотористы Бурлаков и Аманин пуска ют вторую дизель-динамо. Вступает в ра боту пасос. На палубу подается вода. Бы стро, ловко, уверенно действуют моряки, хотя вокруг — темно. Обнаружено еще одно повреждение: «про бит» цилиндр главного двигателя. Матрос Бурлаков выключает «поврежденный» ци линдр. В это время с мостика приказывают сменить ход. К реверсу подходит электрик Кулаков. Он заменяет Бурлакова, делаю щего другое дело: взаимная выручка в трудную минуту стала на корабле привыч кой всех матросов, и это обеспечивает по стоянную боеспособность корабля. Положение, между тем, все более ослож няется. Ниже ватерлинии, за винтом, ко рабль получил «пробоину». Аварийная партия, запятая в другом месте, не может принять меры. Па помощь приходят мото ристы. Они ловко орудуют клиньями и ку валдами. После напряженных трудов им удается, наконец, остановить воду... Учение было насыщено сложными ввод ными и личный состав успешно справился со всеми «повреждениями». Г. МОИСЕЕВ. Получив теоретическую подготовку в стенах Учебного отряда, матросы должны пройти практику на кораблях и в частях по своей будущей специальности. Но, придя на корабли в этом году, мно гие молодые матросы Учебного отряда ис пытали горькое разочарование. Почему? Потому, что в некоторых подразделениях совершенно не подготовились к приему матросов-практикантов. Все, казалось, было сделано для того, чтобы практика проходила нормально: Учебный отряд ‘ заблаговременно выслал своего представителя и все необходимые программы.. В каждой части, подразделении знали, когда и сколько прибудет молодых матросов. Времени было достаточно, чтобы продумать, каким образом расписать прак тикантов по кораблям и частям. По кое- где все же забыли о том, что скоро прибу дут матросы-практиканты. В подразделении офицера т. Шеломопа для одной группы места не оказалось. «Устроили» в полуразрушенном домике: «Живите пока, найдем для вас место». Вся группа 5 дней жила в этом «домике», где ни лечь, ни сесть, ни встать, не говоря Основным содержанием практики являет ся несение учениками службы на корабле в качестве дублеров па осповпчх боевых постах по своей спеппальности. В этом подразделении почему-то целую груп пу расписали на те корабли, где нет нужного оборудования и учиться не на чем. Мотористы, изучающие двигатели с легким топливом, попали туда, где не имеют и понятия о таких моторах. А, меж ду прочим, корабли с такими двигателями стоят рядом. Мне, как руководителю практики, при ходится сталкиваться с заявлениями неко торых командиров о том, что они не мсгут обеспечить полностью практику. Несмотря на то, что известно всем об этих недостатках, мер по их устранению никто не принимает. А ведь за прохожде ние практики учениками отвечают коман диры частей и подразделений. Выпустить неполноценных матросов для флота никто нам не позволит. Время еше есть. Необходимо немедленно устранить недостатки в этом большом деле. Старший лейтенант КУЗЬМИН. !Л ' * 9 уже о занятиях. 2. Вм есто п р ак ти ки—уборкп мусора Наша небольшая группа была направле на на- корабль Н. Мы были рады, что бу дем проходить стажировку на корабле, имеющем прямое родство с нашей специ альностью. Но радость наша оказалась преждевременной. На корабле нас с первых же дней нача ли использовать не по назначению — по сылали на работы, не имеющие никакого отношения к нашей специальности. Целую неделю поручали уборку мусора вокруг хранилища на берегу. Эта работа смени лась новой — переносом боезаиаса из склада в мастерскую и обратно. По воскре сеньям, как правило, мы несли вахту у трапа. Так бесплодно прошел месяц, п мы аб солютно ничему не научились. К нам на корабль прибыл руководитель практики лейтенант т. Тангаев. Он обешал урегулировать этот вопрос и добиться луч ших условий учебы на корабле. Лейтенант Тангаев передал командиру корабля прог рамму прохождения летней практики кур сантами Учебного отряда п при нем дело было наладилось. Но после его от'езда, на следующий же день, мы опять были назна чены на работы. При обращении к командиру третьей боевой части т. Ладину мы узнали, что та ково указание помощника командира. А помощник командира корабля, к которо му мы тоже обратились, успокоил нас тем, что па складе с нами будут проводить практические занятия. П мы оиять работаем, а не занимаемся. Курсанты продолжают получать «практи ку» в уборке мусора, чистке ржавых це пей п тому подобной работе. Прп такой постановке дела мы, пожа луй, забудем п то, что знали. Курсант В. РЕПИН. ПЕРВАЯ ЗОЛОТАЯ НАШИВКА НА ПОГОНАХ На верхней палубе — весь личный со став корабля. Зачитывается приказ коман дира о присвоении очередных званий ма тросам, добившимся отличных результатов в боевой и политической подготовке и по казавшим образцы дисциплинированности. Среди многих упомянутых в приказе — и матрос А. Ефремов. Ему присвоено звание — старший матрос. Строй распушен. Друзья жмут руку Еф ремову, от души поздравляют его. Па погонах Ефремова засверкала первая золотая нашивка. Еще в школе мечтал Анатолий Ефремов о службе па море. П едва узнал, что открыт набор в школу юнг, немедленно же подал заявление. Одним из первых предстал он перед приемпой комиссией. — Хотите стать военным моряком? — спросили его. — Хочу! 1 — Служба моряка трудная, потребует много сил и труда... — Я очень хочу быть военным моряком! Трудно будет, так мне помогут в учебе товарищи. Ефремова зачислили в школу. Окончив учебу с отличными оценками l . o всем дисциплинам, Ефремов пришел корабль, влился в дружную семью вое] моряков. Здесь его интересовало все. старательно и любовно делал все, чему учил его ветеран Отечественной войны старший матрос Пономаренко, артэлек- трик, дублером которого назначили Ефре мова. Любознательный и старательный юнга правился Пономаренко, и он учил своего дублера работать на боевом посту, пока зывал ему корабль, рассказывал о боях с врагами и героизме моряков. Ефремов ос ваивался паредкость быстро с новой обста новкой, с новыми обязанностями и скоро вышел в число отличников боевой п поли тической подготовки. Пришло время, и Пономаренко демобили зовался. Его заменил Ефремов — уже арт- электрик третьего класса и не юнга, .а матрос, равноправный член большой се] корабля. Сейчас т. Ефремов — отличник боевой и политической подготовки. Со своими обязанностями он справляется успешно. Во время стрельб обеспечил бесперебойное пи тание приборов управления огнем и все время внимательно следил за их работой. Командир дал высокую оценку умелым, расторопным действиям Ефремова. Недавно во время боевых учений пере стали внезапно двигаться стрелки одного из важных приборов. Могла сорваться трени ровка орудийных расчетов, готовившихся к стрельбе. Ефремову поручили, не медля пи секунды, ликвидировать неисправность. Он быстро осмотрел прибор, установил причи ну отказа и устранил ее. Тренировка, иг равшая немаловажную роль в подготовке стрельбы, была доведена до конца. В карточке взысканий и поощрений Еф ремова нет нп одного взыскания, зато записапо 6 поощрений. Молодой матрос — образец дисциплинированности. Такова короткая история первой золото? W пашивки на погонах недавнего юнгп, а ныне ^ уважаемого па корабле специалиста— арт- электрика А. Ефремова. Ф. САЛЬНИКОВ. Ценный опыт—всем старшинам В воинском и политическом воспитании матросов и солдат исключительно велика и ответственна роль старшин и сержантов. Старшины и сержанты — надежная опора офицера, его первые помощники в деле воспитания беззаветно преданных партии Ленина — Сталина и Советскому прави тельству, отлично владеющих военным де лом матросов п солдат. За годы Великой Отечественной войны многие старшины и сержанты Н-ского сое динения накопили богатый опыт воспита ния подчиненных. В послевоенный период они, опираясь на этот опыт, обучают ма тросов и солдат тому, что требуется на войне, воспитывают их в духе беспрекос ловного выполнения требований уставов Вооруженных Сил и Воинской присяги. Политотдел соединения с целью передачи работы передовых старшин и сержантов подготовил и издал брошюру: «В помощь командиру отделения». В этой брошюре лучшие социалисты, бывалые старшины и сержанты рассказывают о своей работе по обучению и воспитанию подчиненных. «Сержанты н старшины должны на стойчиво овладевать командирскими навы ками, чтобы на деле стать ближайшими помощниками офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и вос питании солдат и матросов». Этими словами Генералиссимуса Совет ского Союза И. В. Сталина начинается брошюра. В первой статье* «Требуй по уставу завоюешь славу» главный старшина сверх срочник П. Степанов рассказывает о своем опыте воспитания подчиненных. «За долгие годы службы, — пишет Сте панов, — мне пришлось воспитать людей разных возрастов, с разными характерами и различными наклонностями. Я не только учил, по и многому научился у них». Много интересных и поучительных при меров приводит т. Степанов из своей прак тики. В отделении старшины 1 статьи Прига ра служил матрос Рябиков. Он часто на рушал дисциплину, по старшина оставался к этому безучастен. Даже тогда, когда Гя- биков, неся вахту, присаживался па бан ку, старшина не делал ему замечания. Пользуясь «милосердием» своего коман дира, Рябиков стал допускать еще более грубые проступкп. «Вот к чему привело бездействие командира отделения, — за ключает Степанов. — Старшина, если он хочет быть настоящим начальником п воспитателем матросов, должен постоянно, систематически строго требовать от подчи ненных образцово нести службу». В другом примере Степанов показывает, к чему может привести отсутствие у стар шины постояпной требовательности не только к нарушителям дисциплины, но и к примерпым воинам. Старший матрос Пол- дарский был во всех отношениях пример ным воином, по стоило только старшине выпустить его из поля зрения, как он стал допускать мелкие, а затем грубые проступ кп. Полдарскпй возомнил себя специали стом, которому все можно, все пройдет. Вскоре комсомольская организация при влекла Иолдарского к союзной ответствен ности. Это было неожиданностью для командира отделения старшины Власюк: почему вдруг о бойце, в котором он был так уверен, говорят на комсомольском собра нии? «Старшина забыл, что надо требовать постоянно, а не урывками, не только с на рушителей дисциплины, по и с примерных воинов», — отвечает на вопрос Степанов. Младший командир всегда обязан пом нить, что строгая требовательность должна сочетаться с постоянной заботой о подчи ненных. Окрики, грубость принесут только вред и подорвут авторитет командира. Подтверждая эту мысль, Степанов приво дит такой пример из своей практики. Группе матросов было дано задание загото вить дрова. Задание не было выполнено, так как стояли сильные морозы, а матрос Кулаков был без рукавиц, не смог рабо тать. Старшина Пригара, вместо того, что бы проверить, созданы ли все условия для выполнения задания, стал кричать на ма тросов. «Пришлось вмешаться мне, — вспоминает Степанов. — Кулакову доста ли рукавицы, и дрова были заготовлены». Младший командир должен быть всегда примером для своих подчиненных. Плохой пример — заразителен. Степанов вспоми нает, как однажды, когда личный состав построился па строевые занятия, он увидел двух матросов, которые были одеты не по Форме — одели валенки вместо ботинок. Услышав замечание, сделанное по этому поводу, бойцы оглянулись на своего коман дира отделения Борисова, который такж£ стоял в строю в валенках. Подобных фактов никогда и ни в чем не допускают младшие командиры Блохин и Силуянов. Показывая, например, подчинен ным, как нужно заправлять койки, скла дывать обмундирование, они учат их на своем примере, а обучив следят, чтобы бойды поддерживали порядок. Не случайпо поэтому подчиненные Блохина и Силуя- пова выделяются в подразделении своей выправкой, подтянутостью и боевой вы учкой. Участник Великой Отечественной вой ны бывалый артиллерист сержант В. Чи- жов ныне является старшиной Н-ской ба- тареп. В брошюре оп делится опытом сворй работы командира орудийного расчета. На ярких и убедительных примерах Чижов показывает, как нужно добиваться согла сованности и четкости в действиях артил лерийского расчета. И, делая вывод, Чи хов в конпе говорит: «Каждый старшина должен неустанно учить матросов отлично владеть техникой, добиваться быстроты и точности, автома тизма в действиях подчиненных, учить мо лодых матросов на опыте Великой Отече ственной войны и учить тому, что потре буется на войне». Командир, отдавая приказание своему подчиненному, должен обязательно прове рить, как оно выполняется. Это приучает матросов и солдат к исполнительности, ак куратности, повышает их служебную от ветственность. Старшина Н. Кулешов в статье «Приказал — проверь исполнение» рассказывает: «Однажды я обнаружил, что матрос Аксенов в плохом состоянии содер жит боевую технику. Наложил взыскание и приказал немедленно вычистить меха низм. Проверил еще раз— и снова заставил произвести чистку и смазку механизмов. И так делал всегда, если обнаруживал хоть малейший непорядок. Матрос понял, что строгая требовательность проявляется всегда, постоянно, и стал содержать свою боевую технику в отменном состоянии, пп времени, нп сил не жалел он для того, чтобы все блестело на его посту. Так по вседневно обучая, требуя и контролируя, я веду борьбу за укрепление дисциплины, порядка и организованности». Более шести лет служит на флоте стар шина 2 статьи И. Батаков — старшина группы электросвязистов. У него большой опыт обучения матросов. Этим опытом бы валый связист делится в статье «Тща тельно готовиться к каждому занятию». «Скажу прямо, — пишет Батаков, — что за б лет службы специальность свою я изучил основательно и тем не менее к каждому занятию тщательно готовлюсь, составляю конспект, запасаюсь схемами, чертежами и другими наглядными посо биями. На занятии об устройстве теле фонного аппарата — v меня под руками аппарат. Излагая устройство аппарата, од новременно показываю отдельные детали, об’ясняю их назначение, припцип работы. Таким образом, каждый матрос воочию в и дит , зачем нужна та или другая часть. В конце занятия обязательно опрошу двух— трех человек, проверю, как опи усвоили материал». Но иногда бывает так, что отдрльным матросам тяжрло усвоить материал с од ного запятия. Таким матросам должен прит- ти па помощь младшие командир. Именно так поступает Батаков. Вот что он рас сказывает: «Па одном запятпп выяснилось, что ма трос Земляков в схеме разбирался хорошо, а вот разобрать аппарат не смог. Тогда я вечером занялся с Земляковым отдельно, еще раз об’яснпл ему правила разборки и сборки аппарата. Па моих глазах он не сколько раз самостоятельно разбирал и со бирал телефон, а 9 тут же указывал ему на ошибки, помогал их устранять. Такая учеба принесла пользу». Основываясь па своем многолетнем командирском опыте, Батаков заключает: «Старшина не должен превращаться в няньку, помогая осваивать сложную воен ную специальность. Надо постоянно требо вать от подчиненных, чтобы опп стара тельно повышали свои зпанпя, делали все аккуратно, быстро, строго соблюдали по рядок, установленный воинскими устава ми. Само собой разумеется, что требовать надо справедливо, строго по уставу. — тогда старшина заслужит авторитет и добьется порядка п организованности па вверенном ему участке». Статья командира отделения миперов старшего матроса А. Блохина «Прививать матросам любовь к специальности» заклю чает брошюру. Обучая молодых матросов специальности, опытный минер Блохин постоянно подчер кивает, чго спецпальность минера трудная, опасная, но очень важная, — она спасает боевые корабли, государственные ценности А и жпзпи многих людей. Участник обороны в Советского Заполярья Блохин в подтвержДе- ™ ппе этого приводит много примеров из бое вых подвигов мпперов-североморцев. Матросы Костюченко н Анастасии не участвовали в Великой Отечественной войне, пе проходили подготовки и в УчеС ном отряде. Когда они пришли в подраз.. ленпе, все для них было новым п незна комым. Рассказы опытного мпнрра заинте ресовали их. После каждой беседы они еше более пастойчиво овладевали новой для них специальностью. Блохин радовал ся каждому их успеху. Он видел, что моле- дые матросы полюбили специальность мч- нера. Все своп усилия прилагал Блохин, чтобы Костюченко и Анастасии специаль ность минера изучили на «отлично». И ве лика была радость молодых специалистов и пх комапдира, когда на инспекторской проверке по мпппому оружию они показали отличные зпаппя по боевой подготовке. Заключительные страницы брошюры «В помощь комапдпру отделения», посвя щены обязанностям п правам командира отделеппя. Здесь приводится ряд соответ ствующих статей из Корабельного устава и Дисциплинарного устава Вооруженных Сид СССР. Брошюра «В помощь командиру отделе ния»— отрадное явление. Опыт передовых младших командиров поможет молодым старшинам и сержантам в пх повседневной Г работр по обучению и воспитанию подчи ненных. Чтобы быть всегда па высоте своп задач, старшины и сержапты обязарц. неустанно совершенствовать свои военн? » п политичрские зпаппя, овладевать ucRf-^ё ством воспитания рядовых, во всем п ве ч де показывать пример добросовестного ношения к псролнрпию своих с.тужебн обязанностей. Этому учит опыт передовыг старшин. . Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz