На страже Заполярья. 1947 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я В августа 1947 г., И‘. 182 (2873) Н а у ч е н и я х За мгновенный и точный первый залп По залитому солнцем водному простору быстро движется шлюпка. Дружно, в такт поднимаются и опускаются весла. Зз шлюпкой, покачиваясь и перевалива ясь на зыби, ползет звенящий щит — небольшая деревянная конструкция, под верхней перекладиной которой подвешен малых размеров металлический цилиндр коричневого цвета с белым крестом по средине. На корабле то и дело возникают выстре лы — сухие, короткие. И вслед за каж дым из них на корабль доносится харак терный звон от удара пули о металлический цилиндр-цель. Цилиндр стал дырявым: артиллеристы краснознаменного эсминца Н., тренируясь в наводке, почти ежеднев-' но пробивают его десятками пуль. Звенящий щит хотя и предназначен для нескольких кораблей, но больше всего оп находится в пользовании орудийных знающий свое дело, старшина много рабо тал с молодыми матросами, работал с каж дым из них упорно и настойчиво. И до бился своего. Его команда заряжания нор мативы начала перекрывать По передовому расчету старшины ком муниста Копосова равнялись остальные, и когда командир соединения приказал про вести смотр комендорской выучки, то ар тиллеристы краснознаменного эсминца Н. заняли все первые места и по заряжанию и по наводке, и по управлению огнем. В результате перед началом летней кам пании артиллеристы корабля уже чувство вали себя достаточно подготовленными к производству стрельб — с точки зрения выполнения нормативов. Но предстояло еще добиться точности и согласованности в работе всей боевой части. И сразу же, как только корабль отдал якорь на большом учебном рейде, артиллеристы начали тре- расчетов краснознаменного корабля и но- нировки в производстве стрельб. Звеня- чует обычно на бакштове у его борта. На корабле любят артиллерийское дело. Бомандир второй боевой части капитан- лейтенант Платонов постоянно говорит старшинам Копосову, Горшкову, Рагнозе^ рову и Кудину: — Побольше тренируйтесь, товарищи. Артиллеристам надо всегда быть в форме. В стрельбе — как в спорте: не потрениро вался день — сделал шаг назад. Капитан-лейтенант Платонов во время во2ны плавал на этом корабле. Артилле- ристы-краснознаменцы в боях с немецки ми захватчиками высоко держали честь ко рабля. В истории корабля имеются записи более ^ем о двадцати артиллерийских па- летах на врага. Каждый из них высоко оценен командованием. После войны капитан-лейтенант Плато нов закрепил приобретенный практический опыт учебой на курсах усовершенствова ния и, вернувшись несколько месяцев на зад на корабль, поставил перед матросами и старшинами задачу борьбы за достиже ние образцовых результатов в летних ар тиллерийских стрельбах, в подготовке точ ного и мгновенного первого залпа. Весной началась серьезная работа по сколачиванию орудийных расчетов и всей части в целом. Молодые матросы, впервые вставшие у пушек крупного калибра, вначале меш ковато и медлительно выполняли свои при емы. В командах заряжания не было еще 4 f ткой, автоматичной работы — такой работы, когда каждый из номеров делает свое дело* быстро, чисто, не торопясь, но н не опаздывая со своей операцией, а попа дая точно в общий ритм. Наводчики тоже пе были на высоте. Возникали погрешно сти и в работе группы управления-. В часы учебного времени и нередко в свободные минуты артиллеристы собира лись у станка заряжания. Старшины, ревниво следя за показателя ми каждого из расчетов, однако, дружески и деловито обсуждали совместно ход трени ровок, искали путей к тому, чтобы доби ваться все лучшего и лучшего выполне ния нормативов. Особенно отличились в темпе работы подчиненные старшины 1 статьи Копосова. Когда-то Колосов, мо лодой старшина, назначенный командиром орудия, принимая пушку от ветерана вой- пы, уходившего в долгосрочный отпуск, заверил своего предшественника, что стре лять милодежь будет не хуже, чем стреля ли «старики». И Копосову хотелось выпол нить свое обещание. Скромный, отлично щий щит стал тдкой же неот’емлемой при надлежностью корабля, как шлюпка. На артиллерийских учениях комендоры работали с полной отдачей сил и энергии, и когда кораблю было приказано провести первую стрельбу по курсу боевой подготов ки, коммунисты артиллерийской боевой части собрались и решили еще раз душев но поговорить с матросами, растолковать им серьезность стрельбы, зажечь в них желание отдать все силы на отличное вы полнение задачи. За стрельбой наблюдал командир соеди нения. Капитан-лейтенант Платонов, хорошо подготовясь к стрельбе сам, был уверен и в личном составе. Однако тревожила воз можность какой-либо непредвиденной слу чайности. Но с первого же залпа снаряды легли вокруг щита и затем, на протяже нии всей стрельбы, накрытия были точ ными. Когда стрельба окончилась, с бук сира, тянувшего щит, поступила радио грамма, в которой содержалась просьба о присылке людей для починки разбитого щита. Командир соединения приказал предста вить документы для разбора этой стрельбы, как показательной. Доволен был стрельбой и сам капитан- лейтенант Платонов. Но когда он стал разбирать ее по элементам, то делал это даже придирчивее, чем представители ин спекции.'И несмотря на то, что все данные — и точность накрытия, и скорострель ность, и другие — были отличными, он все-таки в одном из элементов стрельбы заметил погрешность и оценил стрельбу только на «хорошо». — Впереди еще много серьезных задач и нам не к чему упиваться успехами, — заметил он по поводу своей оценки в раз говоре со старшинами. — Нам надо еще много работать, чтобы итоговые инспек ционные стрельбы провести на высоком уровне артиллерийского искусства. ... Шлюпка тянет звенящий щит. Раз даются сухие выстрелы, и пули звякают, пробивая цилиндр-цель. Артиллеристы уже отлично натренированы и в среднем *. по падают девятью пулями из десяти. Но тре бовательный командир боевой части неудовлетворен этим. — Ни одного промаха — вот задача. — говорит он комендорам. — Это трудновато, — отвечают комен доры. Но в душе они сами желают того же. Майор А. ГРИГОРЬЕВ. Обзор печати ИСКАЖЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ На страже северных рубежей нашей Родины. Фото М. Бугакова. ИСТРЕБИТЕЛИ МИН В 1943 году прибыл па боевой корабль молодой матрос Александр Блохин. И толь ко он начал осваиваться с делом, как на его долю выпало испытание. Было это так. Тральщик, рассекая воду, перемешан ную со льдом, ходил в дозоре, охранял под ступы к базе. Наблюдатели зорко следили за водной поверхностью. — Справа... бочка! — доложил один из них. Командир отделения минеров старшина статьи Логинов, тоже присматривав шийся в этом направлении, поправил наб людателя: — Мина! Через некоторое время, получив прика зание командира уничтожить мину, Логи нов сказал Блохину: — Собирайтесь. Спустили на воду шлюпку с подрывни ками. За несколько метров от мины гребцы развернули шлюпку кормой. Логинов выта щил руль и приказал Блохину: — Действуйте. Матрос лег животом на транцевую доску н вытянул руку вперед. Шлюпка медленно приближалась к черному, тускло блестев шему от воды шару. Впервые видел Блохин опасность так близко. Вот пальцы его кос- пулись холодного металла. Сердце м 0 ло|о- гс матроса забилосзгбыстрее, но мгновен ный страх тут же прошел, и вдруг Бло хин почувствовал Себя наредкость спокой ным. Ловко и быстро подвязал он под рывной патоон к обледенелому корпусу мины. Бледно-синий огонек, трескуче пскря, побежал по шнуру. Шлюпка рванулась вперед. Оглушительный взрыв потряс воздух. Это была первая мина, уничтоженная Блохиным. А сейчас оп имеет йх на своем счету уже восемь. Командуя ныне отделением минеров, Блохин приобретенный опыт передает под чиненным. Недавно к берегу прибило волной мину. Старший матрос Блохин направился к ней со своими подчиненными на шлюпке. Прибыв к месту назначения, они не обна ружили «рогатой смерти». Но сметливый, бывалый воин сообразил, в чем дело. •— Видите, начался прилив? — указал он матросам. — Накатом волны мину сня ло с камней, и она затонула где-нубидь по близости. Начались опасные поиски. Вот Блохин резко махнул рукой. Шлюпка мгновенно застопорила ход. Неда леко от ее руля, па глубине двух метров чернел шар. Минеры вначале затруднялись, как под вязать подрывные патроны, но выход из трудного положения был найден: смасте рили шесток с перекладиной, подвязали к нему два подрывных патрона, которые лег ли на дно рядом с миной. Шестом Блохин подвел их под мину. На перекладину поло жили конец запального шнура и подожгли его. Через несколько минут «рогатая смерть» взорвалась. Ha-днях минеры снова получили зада ние: уничтожить в квадрате Н. плаваю щую мипу. — Делайте так, как я вас учил, — приказал Блохин своим подчиненным старшим матросам Юркову и Азарову. Минеры действовали самостоятельно, но Плсхин внимательно наблюдал за их раб^ той, помогал советом и замечаниями. — Не так, не так, — останавливал он Азаоова. — Отведите в сторону’ колпак. . Когда все было готово, они удалились в безопасное место. Мина была взорвана. Ответственному делу минера-подрывника учатся также матросы Костюченко и Ана- стасенко. Однажды Блохин взял их с со бой на уничтожение плавающей мины. Когда опа .была недалеко от шлюпки, командир отделения сказал молодым ма тросам: — Помните, что в опасной профессии минера все делается только один раз, проч но и наверпяка. Ошибешься — переделать не удастся. Действовать надо смело, но • в то же время осторожно. Безрассудное ухар ство, рисовка тут ни к чему. После этого Блохин показал свою подго товительную работу к взрыву мины. За тем заставил каждого в отдельности повто рить все, что делал сам, а когда матросы хорошо его поняли и освоили эту работу, мииа была уничтожена молодыми минера ми. Так воспитывает своих подчиненных опытный минер, командир отделения т. Блохин. Его отделение — на лучшем счету в боевой части. Младший лейтенант П. ПЕТРУХИН. Борьба за дальнейшее укрепление воин ской дисциплины является одной из основ ных задач каждой печатной газеты. Газета «Красное Знамя» плохо выпол няет эту ответственную задачу. Больше того, она дает совершенно неправильную картину состояния дисциплины в части. Если внимательно, номер за номером, сле дить за газетой, то можно подумать, что среди матросов и старшин вообще нет дисциплинированных, передовых вовнов, живущих по уставу и борющихся за у к репление дисциплины — основы боеспо собности флота. Газета на своих страни цах допускает ошибочное толкование от- дгльных положений. Наконец, газета, ко торая является матросской, берет на себя несвойственные ей функции, давая со сво их страпиц директивы командирам, их за местителям по политической части, пар тийным и комсомольским организациям вместо того, чтобы разговаривать с матро сами и старшинами. В 10 из 26 номеров газеты вообще нет пн одной строки о воинекой дисциплине. Даже в такой статье, как «Опыт Отечест венной войны — в основу обучения», в которой вопросы дисциплины, организован ности, точного выполнения приказа долж ны были занять основное место, газета о них даже не упоминает. Она пишет: «Спыт, полученный нами в Вели- коГ: Отечественной войне, показал, что от всего личного состава всех ро дов оружия требуются высекие бое вые и моральные качества, отличная военная и политическая подготовка и большая физическая выносли вость». И все. А ведь воспитание как раз этих качеств и немыслимо без крепкой воин ской дисциплины. В передовой статье «Воспитывать мо ряков на боевых традициях» не сказано пи слова об одной из главнейших тради ций флота — высокой дисциплиниро ванности моряков, помогавшей побеждать врага. Газета бесстрастно сообщает, что «ма трос Кручпнин плохо несет службу», «большинство матросов ложатся отдыхать иа койки, не снимая рабочего обмундиро вания», «не выполняются в подразделе нии элементарные правила санитарии», и т. п. Редакция при этом заявляет, что: «Нарушители дисциплины чувст вуют себя свободно и они не наказы ваются». Даже в передовой статье «Выше поднять воинскую дисциплину» редакция не при вела ни одного яркого положительного при мера, образца выполнения матросами свое го воинского долга. Такая характеристика личного состава, конечно, ничего общего не имеет с дейст вительностью. Нарушителей дисциплины — единицы, а подавляющее большинство личного состава с подлинной самоотвер женностью, достойной советских моряков, выполняет свой воинский долг. В редак ции это, как видно, не понимают и не ви дят. О нарушителях дисциплины газета со общает очень уж бесстрастно. Когда же редакция пытается делать выводы в критических заметках, то вместо правиль- ------------------- О 9 ной партийной оценки позорного поведения людей, совершающих проступки, начинает журить и уговаривать их. Кок матрос Кру- чинин, сообщает газета, готовит пишу хо рошо лишь тогда, когда ему вздумается. В его дежурство— камбуз в антпеапптарном состоянии. На камбузе Кручинин стирает и сушит белье. А заметка об этом кончает ся так: «Матросу Кручинкну необходимо исправить свое поведение и реши тельно изменить свое отношение к выполнению служебных обязанно стей». Разве так должна разговаривать боль шевистская газета с темя, кто попирает законы воинской службы? В одной из статей, посвященной внеш нему виду и строевой выправке личного состава, газета словами А. Баумана ут верждает: «Если на корабле, в части имеются нарушители фермы одежды, люди не опрятны, не умеют отдавать по-устав- ному честь, ето в первую очередь оз начает, что командир атого корабля, части сам лично не знает устава и поэтому но только не выполняет его, но не может требовать этого от подчи ненных». Ошибочное, вредное утверждение! Нел зя огульно охаивать командиров. Есл один — два распущенных матроса нару шили дисциплину даже в самой грубой форме, это вовсе не значит, что и командир части, в которой они служат, таков же, как они. Редакция не может этого не знать. Однако она не поправила автора, а соли даризировалась с ним. Единственной попыткой) показать, как должны нести службу советские матросы, была страница с заголовком: «Служить, как служит старший матрос Заякин». В этой странице приведены запоминающиеся факты. Но и эту страницу редакция сдела ла без любви, равнодушно: четыре столб ца из пяти занимают выступления одного и того же работника редакции. Газета «Красное Знамя» ведет непра вильную линию. Она искаженно по ка зу * вает личный состав, огульно охаивая 4 9 Политотдел же не видит этой серьезной ошибки и не поправляет свою газету. А ему надо направить редакцию. На страницах газеты должны появиться пропагандистские статьи по вопросам борь бы за дисциплину и выполнение уставов, выступления передовых людей части — таких, как начальник станции Овчинни-. глв, как старший матрос Сайфулин. У них есть о чем рассказать, ибо это — уважае мые всем личным составом люди, добив шиеся четкой организованности в своей личной работе и в воспитании подчинен ных в духе твердой воинской дисциплины, точного выполнения всех требований уста вов. Надо, чтобы выступили в газете коман диры примерных, дисциплинированных воинов и рассказали о их опыте и службе. Надо, наконец, чтобы газета перестала да вать со своих страниц директивы офице рам, а разговаривала бы ясным, доходчи вым языком с матросами и старшинами, помогла бы им в борьбе за укрепление дисциплины и повышение боевой готовно сти части. Старшины обучают молодых КАНАЛ МОСКВА — ВОЛГА Прооплю -десять лет с тел пор, как вступил в строй канал Москва— Волга — велулшйшее сооружение сталинских (пяти леток. Несмотря ага грандиозность работ, несмотря на. большое 1 кюличептво сложных гидротехнических сооружений, капал был построен в чрезвычайно короткий грок— за четыре года- й (восемь месяцев. О раз махе работ можно судить хотя бы по тому количеству •строительного матерталз, • ко торое было использовано на трассе. Строители канала переработали 900 тысяч тонн цемента, 170 тысяч тони яялеза, 4 миллиона кубометров леса, 102 миллиона штук кирпича. Было вынуто ошло 150 миллионов -кубометров земля, уложено 3.100 тысяч кубометров бетона и железобетона. Пз зон затошедшя пере несли на новые места 6.700 хозяйств. Воз ведено свыше двухсот сложных сооруже ний— шлюзов, плотин, насосных станции, гидроэлектростанций и т. д. Только два капала в мире в какой-то ;pipe могут конкурировать с шналюм Лосква— Волга— это Суэцкий п Панамский каналы. Но Суэцкий канал строился десять лет, хотя на пем иет пи шлюзов, ни пасос- мых станций. Средиземное и Красное моря, *;ак известно, лежат на одном уровне, вода в канал поступает самотеком. В силу этого здесь июкакнх крупных цскуссшвшных с^у /жений не требовалось. ДйкБЖОКии канал, длиной в 81 кило метр и лишь иемнюто превышающий по об ему работ Московско— Волжский, строил ся целых чриидать лег. Лшхрадка косила строителей канала. Па стройке погибло 50 тысяч человек. Панамский перешеек - услугам окрестили «живым гробсм». 128 километров, из них 108,5 километра канал проходит в (вышках и .насыпях, а остальные 19,5 километра — по искус ственным оэерам, ебраэояашнъгм «разлив шимися реками. Тлубива -в 5,5 метра- и ширина но зеркалу в 85,5 метра даюг возможность использовать для плавания по каналу *гре»хпалубные волжские тепло ходы и «стальные волжские баржи прузо* под’емностью в 18 тыс. тонн. Канал разрешил большие народно-хо- | 3 яйственные задачи. Стол 1 Ила нашей Роди- ,иы получила хорошую волжскую воду. Москвз-река стала многоводной. Вступил в строй сквозной глубоководный транспорт ный путь Москва— Астрахань. Перервин ская плотина подняла уровень Москва-ре- ки на три метра, в силу чего волжские теплоходы поплыли по Москва-реке в черте города под арками вновь построен- щ х высоких мостов. Каждого, кто побывал впервые на кана ле, поражает полная автоматизация уп равлении сложными гидротехническими сооружениями. Кабинет главного диспетче ра является центром телеуправления волжской электростанцией и пятью насос ными станциями. Паи столом диспетчера ей сит .светящийся транспарант. На тран- спараше — шесть стеклянных панелей с прозрачными полосами, квадратиками и кружками. Светящиеся полосы — под станции и линии передачи, квадраты — массовые переключатели, кружочки — насосы. Красный стает сигнализирует, что агрегат выключен, зеленые — ооючен. Нажимом кнопки иа пульте управления диспетчер пускает и останавливает насо Яротяжрнпость канала Москва— Волга— сы. Здесь же, ще выходя пз кабинета диспетчера, .можно узнать глубины канала в районе любой насосной станции. На канале имеется 20 насосо©. Они пускаются не сразу, а постепенно, один за ‘другим, так к а к одновременный пуск нас-гсов вызвал бы большие волны. J прат- ление насосами автоматизировано до предела. Диспетчер один раз нажимает кнопку, . после чего гключается первый насос первой станции. Включение дальней ших насосов происходит уже автоматиче ски, без вмешательства диспетчера. Также совершенно автоматизированы и шлюзы, нред'^гавллюнше десятш разно образных сложных механизмов. Управляет ими дежурный путем тж им а кнопки на распределительном щите. Автоматически пускаются га ход моторы лебеда, которые затворяют и открывают створки шлюза. Ва/хтенный начальник нажимает кноп ку с надписью «наполнение». Огромный металлический сегмепт поднимается вверх. Вита, гаяодит в щель, образогашгую ниж ним краем сегмента, и затем устремляется враз но /оггонному колодцу и круглым галереям в шлюзовую камеру. Когда уровень виды в камере и гаоцо- хранилище сравнялся, сегмент спускается вниз. В кабине дежурного вспыхивает зеленая лампочка. Теплоход медленно веппьвгает в коробку и закрепляется. Сегмент енгаа поднимается. Открываются затворы водопроводпых галерей, и милли оны ведер воды сбрасываются из шлюза вниз. Стоящий в шлюзе теплоход плавно опускается все ниже и ишже. Затем снова раскрываются створки нижних шорот, п теплоход пшвдзет камеру. На шлюзова ние уходит всего 15 — 20 минут. Механизмам канала не страшны ава рия. Если ошибочно будет нажата не та кнопка, цепь сложных автоматов тсс равно 'включит механизм в порядке уста новленной оч>лредностп. Ни одрта вщная магистраль мира не знает такой совер шенной системы автоматического управ ления. На всей трассе канала установлена поведшая сигнализационная аппаратура. Буи, показывающие судам фарватер, снабжены фотоэлементами, чувствительны ми к лучам созта. С наступлением сумс- рок, фонари на буях автоматически зажигаются, а утром автоматически гас нут. Створные огни маяков (питаются от электрических аккумуляторов, ка к и лам пы плов у тх буев. До 1941 года канал Москва — Волга был замкнутым бассейном. Движение судов происходило на участке Москва — Калинин. Незадолго цо воины вступили в строй Угличский и Рыбинский узлы гидро технических сооружений. Москва получи ла новый судоходный путь до Горького. Значение канала Москва— Волга зозра- стает с каждой навигацией. По кана лу ныне идут не т.шько легкие •речные суда и баржи. Прошл-ьм летом у прича лов М^пкозского речиэпо порта впервые ошвартовалось крупное морское судно «капитан Горзсгенко», прошедшее чс^сз трп моря и океан, прежде чем попасть в Москву. Это судпо шло по речным системам — по Северной Двине, Малой Двше, Шехсне и Волле. Пройдя Москву, оно просадсоаио га Каспии. Благодаря искусству экипажа и лоцмапов морское судно о м ш ) успешно совершить этот переход. А. АНДРЕЕВ. Учебные отряды готовят корабельных специалистов. В стенах школы матросы изучают механизмы и оружие, учатся мор скому делу, усваивают морскую культуру. После окончания учебы молодые матросы Ьрпходят на боевые корабли, где их распи сывают по боевым постам для обслужива ния механизмов и орудий. Для того, чтобы успешно справляться с обязанностями, им необходимо пройти еще курс практической подготовки, перенять опыт старослужащих, прочно освопть свои специальности. Толь ко тогда каждый из них сможет стать па самостоятельную вахту и занять место по боевому расписанию. Практическая подготовка матросов, при бывших на корабли пз Учебного отряда, во многом зависит от корабельного старшин ского состава. На младших командирах* лежит обязанность воспитывать молодые кадры, передавать им богатый опыт мор ской службы. Это хорошо поняли мичман Барыгин, старшина 1 статьи Пояснпк, старшина 2 статьи Лысенко и другие. На занятиях по специальности они отдают все свои знания молодым специалистам, обуча ют их рассказом, показом п личным приме ром, требуя повторения пройденного мате риала. На каждом занятии старшины ис пользуют схемы и чертежи. Молодые ма тросы учатся производить разборку и сбор ку замков орудий, вникают в каждую мельчайшую деталь, а при затруднениях обращаются за помощью к своим воспита телям. Артэлектрик старшина 2 статьи Сухарев и командир отделения матрос Модин раз’яс- нили молодым матросам устройство агрега та и схемы управления стрельбой. Правильно организовал занятия подчи ненных старшина 2 статьи Малышев. Оя готовит специалистов-дальномерщиков. Малышев ежедневно проводит по три тре нировки на боевом посту. Матросы этой специальности быстро осваивают устрой ство дальномеров п тренируются в опреде лении дистанции до предметов. В подразделении часто организуются встречи старослужащих матросов с молоды ми по обмену опытом. Проводятся и техни ческие конференции по изучению орудий и схем управления огнем. Деловое отношение старшинского состава к воспитанию молодых специалистов уже дало результаты: артиллерийские стрельбы с участием новичков получили высокую оценку. За отличные действия и твердое знание материальной части многим молодым матросам командир об’явил благодарность. Старшина 2 статьи П. КОРОЛЕВИЧ. Пример для каждого матроса Комсомолгц старший матрос Ю. Жуков гсльзуется среди личного состава большим уважением. И в дисциплине и в учебе он всегда показывает личный пример. Вот уже два года, как Жуков служит в подраз делении и не допустил ни одного про ступка. Командование по заслугам поощряет его. Он уже получил более 10 благодар ностей и 5 денежных премий. Только за июль отличник боевой и политической подготовки старший матрос Ю. Жуков по лучил три благодарности. Старший матрос М, СТРУКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz