На страже Заполярья. 1947 год. Август.

Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f e ' I I . ' ' •- ' ^ *■S > t 1 "<— vwvft',* X ® 3 < v ' ^ '•■•*: ’*:м..•■’:’>■*:**' с*;*. : •*'■; ■:•:>: *<*>:*!•iv"*^?-*’• ^ > f e •' ' :•v..•v лчу.у\у.; ,. . v4<*' ■tl...Л ч ж в Ш Р Ж I ’Летчики-истребители лейтенанты Г. Зу бов я А. Редкинский с оценкой не ниже «хорош о и «отлично» выполняют все учебно-боевые полеты. НА СНИМКЕ: Г. Зубов и А. Редкинский перед очередным вылетом. Фото М. Бугакова. Н а ч е н и я х Разведчик над морем Командир хает последние указания эки­ пажам. Он предупреждает об особенностях взлета с боковым ветром, раз’ясняет, как действовать в зонах воздушных стрельб, на бомбардировочном полигоне, — По самолетам! 1 етающие лодки быстро спускаются на воду. Один из самолетов пилотирует умелый летчик старший лейтенант Алек­ сандр Быстров. Машина его плавно скользит по эаливу. Командир экииажачдо­ бавляет обороты. В последний раз прове­ ряется работа моторов. Старшей лейтенант Быстров вниматель­ но всматривается в даль, выбирает ориен­ тир для взлета. Пе поворачивая головы, он по переговорному аппарату подает команду: —■Экипаж, внимание! Взлетаем! Командир экипажа делает круг над лвродромом, вникает в темп полета. Сегод­ ня надо быть особенно осмотрительным: в иоздухе находятся машины. Когда обстанов­ ка уточнена, Быстров вриказывает штурма­ ну лейтенанту Рожкову приготовиться к кшбаметанию. » • - - После третьего разворота самолет ло- жихея на боевой курс. Это — пробный за- хо^Хджемящие лучи солнца скрывают от штурювна цель. Но у него ваметан глаз, on цель все же ваходит и готовит расчет­ ные #яные.^^Самолет снова на боевом кур­ се. ЗИтуркаи замер у прицела. Быстров точно выдерживает • заданную скорость и курс. Рожков снимает бомбосбра­ сыватель с предохранителя, протяги­ вает пальцы‘ К кнопке и в нужный момент нажимает ее. У цели видны всплески воды от бомб. Воздушный стрелок Петр Кули­ ков, уже давно стоявший наготове с фото­ аппаратом, фиксирует на пленку резуль­ тат бомбового удара. Он успевает сделать несколько кадров, так ка к комавдир эки­ пажа маневром способствует фотографиро­ ванию. Бомбы легли у цели. Они, бесспорно, по­ разили ее. Но современные корабли живу­ чи. Решено нанести повторный удар. Штурман суммирует недочеты, сверяет расчеты. На этот раз бомбы накрывают цель. Упражнение выполнено отлично. Подтверждением этому являются снимки. После бомбометания старший лейтенант Быстров ведет самолет в зону воздушных елрельб. Сержант Петр Куликов готовит конус для выпуска. В зоне стрельб сегодня «тесно». То там, то здесь сльпппы дробные постукивания пулеметов. Командир тут разведку морских коммуникаций. За действует с расчетом, осторожно. Только после уточнения обстановки в воздухе он приказывает выпустить конус. Его прика­ зание выполняется тотчас же. Но экипаж постигает первая пеудача: при роспуске Он не дал вытравиться фалиню далеко за борт и теперь держит его обеими руками за амортизатор, стараясь втянуть в люк. Но ему одному не справиться. Лейтенант Рожков покидает свой штурманский стол и приходкт на помощь Куликову. Борттехник следует за ним. Общими усилиями конус был втянут через люк в самолет. Быстро распутывают разведчики стропы конуса, аккуратно укладывают их в полотнище конуса. Командир получает доклад: «Конус распутан, готов к выпуску». Быстров ведет машину на малой ско­ рости, чтобы ослабить силу встречного сопротивления воздуха при выпуске кону­ са. По команде «бросай!» сержант Кули­ ков, не торопясь, вторично вываливает из люка конус. Улыбающиеся лица экипажа говорят о полной удаче на этот раз. Тотчас же по конусу начали стрелять воздушные стрелки идущего на попутно- пересекающихся курсах самолета. Их ре­ зультаты хорошие. На этом полеты в районе аэродрома за кончились. Теперь оастал самый ответст­ венный момент — дальний маршрутный полет в открытое море. Секретарь партий­ ной организации лейггенант Рожков, как штурман корабля, чувствует большую от­ ветственность за исход этого перелета. Ма­ лейшая его оплошность, — и экипаж не выполнит задания. Поэтому понятна та со­ средоточенность, с какой он работает над картой, уточняя курс следования, окиды­ вая быстрым приборы. Самолет идет строго но маршруту, и чем дальше на север он продвигается, тем хо­ лоднее становится в машине. Под крылом самолета необычайная картина: далекая, на мгновевье застывшая в крутом вовороте земля с бесчисленными озерами, заливами, островами, перешейками и отмелями. Очертания берега скоро становятся едва заметными. Командир спрашивает штур­ мана о месте и курсе самолета, инте­ ресуется, что видно на горизонте. Рожков делает расчеты, докладывает командиру о замеченном корабле. Быстров всматри­ вается в силуэт корабля и определяет: «катер». Сразу чувствуется его хорошая морская подготовка. Недаром он на сессии сдал зачеты на «хорошо» и «отлично». Ему в этом полете помогает и опыт, на­ копленный во время войны: Быстров со­ вершил в боевые годы сотни вылетов на му­ жество и героизм он награждев тремя ор­ денами Краевого Знамени и орденом Крас­ ной Звезды. Боевые полеты сделали из Быстрова незаурядного воздушного сле­ допыта. Он знает цену данных о замочен- взглядом . многочисленные конус запутался. Куликов пе растерялся, пом в море противнике. Поэтому, чтобы безошибочно определить курс катера, скорость и сфотографировать его, Быстров заходит на ватер со стороны солнца и дер­ жится на дистанции недосягаемости его огневых средств. Штурман быстро нано­ сит замеченный корабль на карту. Воз­ душный стрелок фотографирует цель. Экипаж при этом строго руководствуется напутственными словами командира: «Все, что в море заметил, — на пленку и по радио — в базу». Вот почему радист матрос Гренадеров с такой быстротой * пе­ редает эти данные. Вот и назначенная течка. В этом месте первый излом маршрута. Самолет ложится на другой курс. Командир экипажа переда­ ет управление второму пилоту— лейтенан­ ту Гармилову и после трехчасового непре­ рывного пилотирования несколько минут отдыхает. Но это отнюдь не аначлт, что он не следит зр техникой пилотирования своего подчиненного. Напротив, даже едва заметные погрешности в пилотировании он замечает и об’ясняет их причину. Вот са­ молет немного потянуло вправо. Старший лейтенант Быстров тут же пояснил пило­ ту, отчего это происходит и как надо в таких случаях действовать. Спустя несколько *минут экипаж вновь обнаружил корабли. Штурман приготовил­ ся к фотографированию. Командир делает вираж близ рыбных траулеров, которые фиксируются на пленку. Затем их место и скорость наносятся на карту, записывают­ ся в бортовой журнал. Через несколько минут самолет должен выйти на береговую черту. Это самый от­ ветственный момент в работе штурмана. Лейтенант Рожков то и дело проверяет свои расчеты. Ему теперь чаще при­ ходится проверять ветер, снимать высоту солнца. Он прокладывает на карте сомне- ровы лпнин и определяет фактический путь следования самолета, его место. Еогда из-за синей дымки, скрывающей землю, появляется неясное очертание бе­ рега, весь экипаж охватывает невольная радость за успешно выполненный дальний маршрутный полет: штурман точно вывел самолет в заданную точку. Экипаж ведет разведку, фотографирует важные цели и ложится курсом на аэрод­ ром. Вскоре перед взглядом командира экипа­ жа расстилался знакомый аэродром. Быстров сделал над нпм круг, запросил «добро» на посадку у руководителя поле­ тов. Учебяо-боевой полет в • открытом море прошел успешно. Экипаж не только приоб­ рел новые знания, но и сэкопомнл 300 ки ­ лограммов горючего. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Обеспечить безопаснее плавание нашим кораблям ГВАРДЕЙЦЫ „ГРЕМЯЩЕГО” ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ На совещании старшин, посвященном обмену опытом воспитательной работы с матросами, с большим докладом выступил гвардии старшина 1 статьи т. Акпаев — командир отделения из пятой боевой части «Гремящего». Тема его доклада -— «Как я воспитываю своих подчиненных». Командир части, назначая совещание и подбирая докладчика, не случайно остано­ вил свой выбор па т. Акпаеве. Это быва­ лый моряк, активный участник Великой Отечественной войны. Его грудь украша­ ют несколько правительственных наград. Но дело не только в его боевых заслугах. Он п в мирное время высоко держит честь гвардейца. Матросы руководимого пм отде­ ления уже год не имеют дисциплинарных проступков, а группа политзанятий, ко­ торую ведет т. Акпаев, на инспекторской была признана лучшей па корабле. Старшинам части все это хорошо изве­ стно, поэтому они с нетерпением ждали дня совешапия, чтобы послушать своего заслуженного товарища и поучиться у не­ го. И они пе ошиблись: доклад был насы­ щен поучительными примерами из пов­ седневной практики как самого т. А к а е ­ ва, так и его ближайших товарищей. Докладчик вместе с тем подверг критике тех старшин, которые забывают о своем значении и своей роли в воспитании ма­ тросов. Основные положения доклада т. Акпаева сводились к следующему: учить матроса надо так, как требуют уставы, в частности, — раздел Корабельного устава, излагаю­ щий обязанности старшины. Тов. Акпаев рассказал поучительный) случай с гвардии старшиной 2 статьи Ба­ рышевым и его матросом Мигаем. Был Мигай самый разболтанный в отделении. Не было с пим сладу. С какой стороны Ба- рышев пи зайдет — ничего не выходит. Другой бы отступился, а Барышеву авто­ ритет дорог: без авторитета много лп на- командуешь?... Пригляделся командир к бойцу поближе и как-то раз один-на-один разговорился с ним. Говорили о разном. Главпого не задевали. Мигай вначале было насторожился, думал— опять «драйка» бу­ дет, по видит, что разговор идет пе туд*. успокоился, стал откровенпее. Стали они разговаривать так каждый день. Много го­ ворили про войну, про немца, про морские бои, про матросов в бою. Заметил старши­ на, что матрос стал податливее и службу начал нести исправнее, и чаще давал Ми­ гаю трудные дела, строже требовал, чем с других. Понемногу Мигай, и сам того не замечая, стал работать и учиться, как все, а потом— лучше п лучше и вышел в отлич­ ники. Но Барышеву мало было первого успеха — он мог быть делом случая, по­ рыва. Старшина усилил требовательность к Мигаю, прибавил ему нагрузку. Но Ми­ гай уже не сдавал. И тогда Барышев все­ народно поставил его в пример матросам. У старшины Барьппева и матроса Мигая это был большой, счастливый день. Докладчика т. Акпаева дополнили дру­ гие старшины. Выступил с «Гремящего» гвардии старшипа 2 статьи т. Сисикин, выступили старшина 1 статьи Бешкирев, сержант Евсеев, офицеры Пивень и Миро­ нов. Старшины написали письмо ко всем! младшим командирам, в котором призвали ^ служить, как служат гвардейцы с «Гре­ мящего» Акпаев и Сисикии, а также Беш­ кирев и Евсеев. Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ. 1 По мере того, ка к размах социалистиче­ ского строительства растет, ка к все больше развивается советское мореплавание — все острее встает вопрос обеспеченной безопа­ сности . плавания. П если сейчас еще не пред’явлен нам счет в этом отношении, то было бы большой ошибкой не видеть, что такой счет будет пред’явлен в самом неда­ леком будущем, если в области обеспече­ ния *- безопасности плавания не будут до­ стигнуты в ближайшее время необходимые сдвиги. Поддержание' «арт и лоций 'на^урОбне современности В последние годы, особенно за время Отечественной войны, вопрос о подержа­ нии имеющихся карт и лоций на уровне современноств был весколько отодвинут с первого плана. Центры береговых опорных точек, на­ ружные знаки, постоянные марки и про­ чие следы произведенных . описных ра­ бот, находившиеся в ряде» случаев без присмотра, кое-где затерялись, разруши­ лись или оказались уничтоженными. Од­ нако они, не существуя уже в действи­ тельности, продолжают оставаться на кар­ тах, в то время, как новые приметные - с меря пункты на карты не заносятся. В нашей стране, где повсюду идет строительство, местность изменяется бук­ вально изо дня в день. Летчикам, водящим самолеты, это особенно бросается в глаза. Им с высоты открывается широкий кру­ гозор, земля развертывается под ними как большая выпуклая карта. И все чаще за­ мечают летчики, как исчезают болота, как трактора поднимают целину новых колхозных нолей, как извилистая линия проселков выпрямляется в широкие ленты шоссе. Города раздвигаются во все сторо­ ны. В самых глухих местах вырастают новые города, новые поселки, ^ новые за­ воды. Изменяется природа и без участия чело­ веческих рук: бывают землетрясения, об­ валы, оползни, реки несут в своих водах большое количество ила и песка, которые оседают в дельте, постепенно образуя там новые острова, и суша все дальше и даль­ ше выдвигается в море. Таким образом, каждый план или карта оказываются через некоторое время в чем- нибудь неверными, и их нужно исправлять. Эти исправления особенно важны в военном деле. . « Вопрос об упорядочении наших лоций и поднятии этих пособий на более высокий уровень вполне назрел. Надо вачать серь­ езную проверку лоций. В ряде наших лоций мы сейчас встре­ чаемся с неконкретными выражениями, в*юде: «Суда со средней осадкой»..., «мел­ кие суда»... Что это за осадка и что это за суда? Покажите точно. Покажите, с ка­ кой осадкой можно разворачиваться в дан­ ном водном районе, с какой — нельзя. Или: «веха поставлена на глубине 3— 5 м...», «в расстоянии 8— 10 кабель­ товое». Мореплаватели же нас извещают: «Веха снесена приблизительно на 300 м.» (направление неопределенное), а через некоторое время — «Веха снесена не на 300, а приблизительно на 100 м.». Чего бы, кажется, проще определить ее место секстаном или другим способом, [ело небольшое, зато будет расстояние, направление и глубина. Каждому гидрографу и штурману, наря­ ду с его основными заданиями, должно предписываться ведение заметок по лоции и корректура карт по местности. Исследовательская работа штурмана Элементарная исследовательская работа штурманов на кораблях столь же необхо­ дима, как и вся штурманская деятель­ ность. Но этот вопрос не поставлен у нас в полной мере. Пи со стороны гидрографи­ ческой службы, ни со стороны плавающего состава пет еще должнэго внимания к это­ му важному фактору, обеспечивающему безопасность кораблевождения. Наши театры, особенно северные, не­ смотря на свое развитие, все еще требуют многого в навигационном освещении. Нави­ гационное оборудование наших морей еще недостаточно богато, но природа щедро наградила побережья богатым естествен­ ным «навигационным оборудованием», ко­ торое только остается нанести па карту. Все характерные возвышенности, при­ метные склоны, отдельно висящие скалы, границы резко оканчивающихся плато, несомненно, представляют собой прекрас­ ные ориентиры. Для того, чтобы они со­ служили достойную службу, необходимо их перенести с местности на карту. Это несложное дело. Способом последовательно­ го пеленгования можно совершенно точно определить эти места на путевых картах, а аккуратной зарисовкой илй фотографи­ рованием — устранить трудность их опо­ знавания и отыскания. Важность этой работы будет очевидна, если иметь в виду, что в военное время искусственные ориентиры будут ликвиди­ рованы или изменены, и штурманы, не го­ товившие себя к этому в мирпое время, могут оказаться в довольно затруднитель­ ном положении. Знание театра необходимо каждому командиру. Это подтверждает следующий исторический факт. Подводная лодка «Тю­ • . признаков приближения шквала, Ъзпра- Напитан 3 раню Л\ ЩИТОВ вятся к берегу и будут вытащены на пляж ,с тем, чтобы переждать шквал. Но,1* ‘его лень» вьппла в 1915 г. в поход в залив Варна, когда весь залив был минирован и мертвым пространством являлась толь­ ко узкая прибрежная полоса. Подлодка располагала только генеральной картой. На пути следования в глубокую разведку штурман поставил себе задачей создать полноценный план берега с характерными точками и их общим видом. Задачу он вы­ полнил. И если движение лодки в один ко­ нец было сопряжено с определенным ри­ ском, то обратный путь был прост, так как у штурмана был теперь план с нанесенны­ ми на него (способом последовательного пеленгования) всеми приметными пункта­ ми. Местные -признаки погоды Не менее валеную помощь гидрографиче­ ской службе в обеспечении безопасности плавания может и должна оказывать каж­ додневная работа штурманов по ведению и фиксированию наблюдений над погодой в районе плавания. Суждения о предстоящей погоде,** имею­ щие большое значение для планирования навигационных и боевых операций н даже повседневной жизни корабля в условиях плавания, могут быть получены: в готовом виде по радио от соответствующего бюро погоды; путем анализа синоптических карт; путем анализа местных признаков погоды. Под «местными признаками погоды» понимают наблюдаемые в данном пункте Физические явления (темаературу и влаж­ ность воздуха, характер и количество об­ лаков, направление и скорость ветра, *- со­ стояние поверхности моря и многие дру­ гие) и изменения этих явлений во време­ ни, которые позволяют судить о характере, скорости и направлении развития процес­ сов в данном, сравнительно небольшом рай­ оне атмосферы и на основана этого де­ лать заключения о характере предстоящей в этом районе погоды на более u s * менее продолжительный срок. - Старые моряки т о г д а во пренебрегают методом определения погоды по местным признакам. Они внимательно * следят за всеми изменениями погоды в пределах ви­ димого горизонта, за поведением барометра и ветра, за облаками и состоянием мори е том, чтобы из этих наблюдении сделать для себя вывод о предстоящей погоде. Для теге, чтобы уметь видеть местные признаки, необходимо .разнить в себе на­ блюдательность по отношению и ним. Надо не только хорошо изучить местные признаки погоды, но и умело использовать их на практике. Неумение может дорого обойтись. Это подтверждает следующий случай. Капитан парусно-моторного бота, застигнутый в открытом море штормовым циклоном, желая уберечься от ветра н большой волны, решил выйти на подвет­ ренную сторону находившегося неподалеку острова. Между тем местные признаки, в частности, падение давления воздуха при неизменяющемся направлении ветра, чет­ ко указывали на то, что этот район нахо­ дится как раз па пути перемещенвя цевт- ра циклона и что, следовательно, через некоторое время после кратковременного ослабления, ветер штормовой силы перей- 1 ст к румбу, противоположному тому, от которого он дул ранее, и прн этом усилит­ ся. Так и случилось. В результате паруе- по-моторный бот был выброшен на остров, ц только вследствие благоприятных усло­ вий берега удалось спасти команду и сох* ранить бот. Однако одного знания местных призна­ ков мало. Надо уметь видеть «предупреди­ тельные сигналы», понимать их значение. Уместно привести такой случай: в море вдоль высокого берега с пляжем шла группа шлюпок под парусами. Вид неба и моря указывал на приближение силь­ ного шквала. Наблюдавший за шлюпками с высокого берега был в полной уверенно­ сти. что шлюики, с которых не могли не видеть вполне четких и * элементарных удивлению и ужасу, шлюпки, вместо этого, «собрались в кружок», и команды их на­ чали... купаться. Налетевшим вскоре шквален все шлюпки были опрокинуты, что, к счастью, заметили на находившихся неподалеку военных кораблях. Были спа­ сены вее люди и шлюпки. Случаи, приведенные выше, пе должны ■меть места в нашем военном флоте. Для нх предупреждения необходимо тщательное и систематическое наблюдение всех явле­ ний, могущих служить местными призна­ ками погоды. Это обязательно для моряка. Гидрографическая служба Выражение «гидрографическая служба», очень часто употребляемое в переписке и разговорах, понимается весьма разнообраз­ но. Некоторые считают,* что 4 гидрографи­ ческая служба — это служба, ведающая только пловучими средствами ограждения (буи, вехи и т. д.). *' k * Другие считают, что* это служба, ведаю­ щая всеми возможными средствами ограж,- дения. ' Третьи не отделяют эту службу от лоц­ манской и т. п. Однако все перечисленные ”4 толковаТРг сходятся в одном: гидрографы, как тако­ вые, должны уметь производить какие-то гидрографические работы. ^ I ’ Гидрографическая служба — ширеГОна охватывает весь участок театра сплошь— •и береговую полосу, и всю водную часть. Уместно отметить, что береговая полоса — стык морских и сухопутных карт, — как показал опыт двух войн {гражданской н Великой Отечественной), представляет со­ бой часть морского театра. Броме поддержания в заданном "виде всех возможных средств ограждения, гид­ рографическая служба должна заниматься детальным научением наиболее интересных участков для разыскивания на них новых фарватеров, рейдов, якорных стоянок, баз или для выяснения изменений на супдет- вуювях уже фарватерах и рейдах и в tax, ■ после оборудования первых и л Л г - реоберудовання последних и испытания тех и других, передавать нх в готовом ви- до для вкенлоатащии. Другими словами, основной задачей гидрографической служ­ бы является обеспечение безопасности ко­ раблевождения. Для разрешения этой зада­ чи прежде всего необходимо производство гидрографических исследований на мест­ ности, составление и издание на основе этих исследований морских карт н созда­ ние других пособий и руководств для мо­ реплавания. Знание условий погоды, штормов, тума­ нов, морских течений, состояния льдов н т. д. может в значительной степеви спо­ собствовать успешному плаванию. Одним из решающих моментов обеспе­ чения безопасного плавания является раз­ витие новых средств ограждения морских опасностей и поддержание нормальной эксплоатацни существующих средств. Из­ вестно, какую роль играют навигационные приборы и пособия на корабле, но не в меньшей степени важны и средства ограж­ дения морских опасностей. В совокупности действий тех н других заключается удов­ летворительное решение задачи обеспече­ ния безопасности кораблевождения. Только понимая обеспечение безопасно­ сти плавания, как кропотливую, повсед­ невную работу по изучению и оборудова­ нию театра при помощи гидрографической и штурманской служб и непосредственного участия в ней мореплавателей, можно ос­ ветить еще неясные места в вопросах обе­ спечения безопасного плавания. Поднимая эти вопросы на страницах пе­ чати, будем надеяться, что общими уси­ лиями в летнюю кампанию 1947 года бу­ дет собран и предоставлен в распоряжение гидрографии ценный материал, необходи­ мый для корректуры карт и лоций по ме­ стности и для обеспечения безопасного плавания. с р д о т т т ^ т ш •lilt’.:# Материальная часть, которой заведует гвардия старший матрос И. Сережченко, всегда в образцовом с о с т о я н и и . Отличники боевой и политической подготовки матросы его расчета успешно повышают свое боевое мастерство. НА СНИМКЕ: И. Се- режченко (слева) и матрос Н. Цветков за чисткой автомата после стрельб. Фото М. Бугакова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz