На страже Заполярья. 1947 год. Август.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f e ' I I . ' ' •- ' ^ *■S > t 1 "<— vwvft',* X ® 3 < v ' ^ '•■•*: ’*:м..•■’:’>■*:**' с*;*. : •*'■; ■:•:>: *<*>:*!•iv"*^?-*’• ^ > f e •' ' :•v..•v лчу.у\у.; ,. . v4<*' ■tl...Л ч ж в Ш Р Ж I ’Летчики-истребители лейтенанты Г. Зу бов я А. Редкинский с оценкой не ниже «хорош о и «отлично» выполняют все учебно-боевые полеты. НА СНИМКЕ: Г. Зубов и А. Редкинский перед очередным вылетом. Фото М. Бугакова. Н а ч е н и я х Разведчик над морем Командир хает последние указания эки пажам. Он предупреждает об особенностях взлета с боковым ветром, раз’ясняет, как действовать в зонах воздушных стрельб, на бомбардировочном полигоне, — По самолетам! 1 етающие лодки быстро спускаются на воду. Один из самолетов пилотирует умелый летчик старший лейтенант Алек сандр Быстров. Машина его плавно скользит по эаливу. Командир экииажачдо бавляет обороты. В последний раз прове ряется работа моторов. Старшей лейтенант Быстров вниматель но всматривается в даль, выбирает ориен тир для взлета. Пе поворачивая головы, он по переговорному аппарату подает команду: —■Экипаж, внимание! Взлетаем! Командир экипажа делает круг над лвродромом, вникает в темп полета. Сегод ня надо быть особенно осмотрительным: в иоздухе находятся машины. Когда обстанов ка уточнена, Быстров вриказывает штурма ну лейтенанту Рожкову приготовиться к кшбаметанию. » • - - После третьего разворота самолет ло- жихея на боевой курс. Это — пробный за- хо^Хджемящие лучи солнца скрывают от штурювна цель. Но у него ваметан глаз, on цель все же ваходит и готовит расчет ные #яные.^^Самолет снова на боевом кур се. ЗИтуркаи замер у прицела. Быстров точно выдерживает • заданную скорость и курс. Рожков снимает бомбосбра сыватель с предохранителя, протяги вает пальцы‘ К кнопке и в нужный момент нажимает ее. У цели видны всплески воды от бомб. Воздушный стрелок Петр Кули ков, уже давно стоявший наготове с фото аппаратом, фиксирует на пленку резуль тат бомбового удара. Он успевает сделать несколько кадров, так ка к комавдир эки пажа маневром способствует фотографиро ванию. Бомбы легли у цели. Они, бесспорно, по разили ее. Но современные корабли живу чи. Решено нанести повторный удар. Штурман суммирует недочеты, сверяет расчеты. На этот раз бомбы накрывают цель. Упражнение выполнено отлично. Подтверждением этому являются снимки. После бомбометания старший лейтенант Быстров ведет самолет в зону воздушных елрельб. Сержант Петр Куликов готовит конус для выпуска. В зоне стрельб сегодня «тесно». То там, то здесь сльпппы дробные постукивания пулеметов. Командир тут разведку морских коммуникаций. За действует с расчетом, осторожно. Только после уточнения обстановки в воздухе он приказывает выпустить конус. Его прика зание выполняется тотчас же. Но экипаж постигает первая пеудача: при роспуске Он не дал вытравиться фалиню далеко за борт и теперь держит его обеими руками за амортизатор, стараясь втянуть в люк. Но ему одному не справиться. Лейтенант Рожков покидает свой штурманский стол и приходкт на помощь Куликову. Борттехник следует за ним. Общими усилиями конус был втянут через люк в самолет. Быстро распутывают разведчики стропы конуса, аккуратно укладывают их в полотнище конуса. Командир получает доклад: «Конус распутан, готов к выпуску». Быстров ведет машину на малой ско рости, чтобы ослабить силу встречного сопротивления воздуха при выпуске кону са. По команде «бросай!» сержант Кули ков, не торопясь, вторично вываливает из люка конус. Улыбающиеся лица экипажа говорят о полной удаче на этот раз. Тотчас же по конусу начали стрелять воздушные стрелки идущего на попутно- пересекающихся курсах самолета. Их ре зультаты хорошие. На этом полеты в районе аэродрома за кончились. Теперь оастал самый ответст венный момент — дальний маршрутный полет в открытое море. Секретарь партий ной организации лейггенант Рожков, как штурман корабля, чувствует большую от ветственность за исход этого перелета. Ма лейшая его оплошность, — и экипаж не выполнит задания. Поэтому понятна та со средоточенность, с какой он работает над картой, уточняя курс следования, окиды вая быстрым приборы. Самолет идет строго но маршруту, и чем дальше на север он продвигается, тем хо лоднее становится в машине. Под крылом самолета необычайная картина: далекая, на мгновевье застывшая в крутом вовороте земля с бесчисленными озерами, заливами, островами, перешейками и отмелями. Очертания берега скоро становятся едва заметными. Командир спрашивает штур мана о месте и курсе самолета, инте ресуется, что видно на горизонте. Рожков делает расчеты, докладывает командиру о замеченном корабле. Быстров всматри вается в силуэт корабля и определяет: «катер». Сразу чувствуется его хорошая морская подготовка. Недаром он на сессии сдал зачеты на «хорошо» и «отлично». Ему в этом полете помогает и опыт, на копленный во время войны: Быстров со вершил в боевые годы сотни вылетов на му жество и героизм он награждев тремя ор денами Краевого Знамени и орденом Крас ной Звезды. Боевые полеты сделали из Быстрова незаурядного воздушного сле допыта. Он знает цену данных о замочен- взглядом . многочисленные конус запутался. Куликов пе растерялся, пом в море противнике. Поэтому, чтобы безошибочно определить курс катера, скорость и сфотографировать его, Быстров заходит на ватер со стороны солнца и дер жится на дистанции недосягаемости его огневых средств. Штурман быстро нано сит замеченный корабль на карту. Воз душный стрелок фотографирует цель. Экипаж при этом строго руководствуется напутственными словами командира: «Все, что в море заметил, — на пленку и по радио — в базу». Вот почему радист матрос Гренадеров с такой быстротой * пе редает эти данные. Вот и назначенная течка. В этом месте первый излом маршрута. Самолет ложится на другой курс. Командир экипажа переда ет управление второму пилоту— лейтенан ту Гармилову и после трехчасового непре рывного пилотирования несколько минут отдыхает. Но это отнюдь не аначлт, что он не следит зр техникой пилотирования своего подчиненного. Напротив, даже едва заметные погрешности в пилотировании он замечает и об’ясняет их причину. Вот са молет немного потянуло вправо. Старший лейтенант Быстров тут же пояснил пило ту, отчего это происходит и как надо в таких случаях действовать. Спустя несколько *минут экипаж вновь обнаружил корабли. Штурман приготовил ся к фотографированию. Командир делает вираж близ рыбных траулеров, которые фиксируются на пленку. Затем их место и скорость наносятся на карту, записывают ся в бортовой журнал. Через несколько минут самолет должен выйти на береговую черту. Это самый от ветственный момент в работе штурмана. Лейтенант Рожков то и дело проверяет свои расчеты. Ему теперь чаще при ходится проверять ветер, снимать высоту солнца. Он прокладывает на карте сомне- ровы лпнин и определяет фактический путь следования самолета, его место. Еогда из-за синей дымки, скрывающей землю, появляется неясное очертание бе рега, весь экипаж охватывает невольная радость за успешно выполненный дальний маршрутный полет: штурман точно вывел самолет в заданную точку. Экипаж ведет разведку, фотографирует важные цели и ложится курсом на аэрод ром. Вскоре перед взглядом командира экипа жа расстилался знакомый аэродром. Быстров сделал над нпм круг, запросил «добро» на посадку у руководителя поле тов. Учебяо-боевой полет в • открытом море прошел успешно. Экипаж не только приоб рел новые знания, но и сэкопомнл 300 ки лограммов горючего. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Обеспечить безопаснее плавание нашим кораблям ГВАРДЕЙЦЫ „ГРЕМЯЩЕГО” ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ На совещании старшин, посвященном обмену опытом воспитательной работы с матросами, с большим докладом выступил гвардии старшина 1 статьи т. Акпаев — командир отделения из пятой боевой части «Гремящего». Тема его доклада -— «Как я воспитываю своих подчиненных». Командир части, назначая совещание и подбирая докладчика, не случайно остано вил свой выбор па т. Акпаеве. Это быва лый моряк, активный участник Великой Отечественной войны. Его грудь украша ют несколько правительственных наград. Но дело не только в его боевых заслугах. Он п в мирное время высоко держит честь гвардейца. Матросы руководимого пм отде ления уже год не имеют дисциплинарных проступков, а группа политзанятий, ко торую ведет т. Акпаев, на инспекторской была признана лучшей па корабле. Старшинам части все это хорошо изве стно, поэтому они с нетерпением ждали дня совешапия, чтобы послушать своего заслуженного товарища и поучиться у не го. И они пе ошиблись: доклад был насы щен поучительными примерами из пов седневной практики как самого т. А к а е ва, так и его ближайших товарищей. Докладчик вместе с тем подверг критике тех старшин, которые забывают о своем значении и своей роли в воспитании ма тросов. Основные положения доклада т. Акпаева сводились к следующему: учить матроса надо так, как требуют уставы, в частности, — раздел Корабельного устава, излагаю щий обязанности старшины. Тов. Акпаев рассказал поучительный) случай с гвардии старшиной 2 статьи Ба рышевым и его матросом Мигаем. Был Мигай самый разболтанный в отделении. Не было с пим сладу. С какой стороны Ба- рышев пи зайдет — ничего не выходит. Другой бы отступился, а Барышеву авто ритет дорог: без авторитета много лп на- командуешь?... Пригляделся командир к бойцу поближе и как-то раз один-на-один разговорился с ним. Говорили о разном. Главпого не задевали. Мигай вначале было насторожился, думал— опять «драйка» бу дет, по видит, что разговор идет пе туд*. успокоился, стал откровенпее. Стали они разговаривать так каждый день. Много го ворили про войну, про немца, про морские бои, про матросов в бою. Заметил старши на, что матрос стал податливее и службу начал нести исправнее, и чаще давал Ми гаю трудные дела, строже требовал, чем с других. Понемногу Мигай, и сам того не замечая, стал работать и учиться, как все, а потом— лучше п лучше и вышел в отлич ники. Но Барышеву мало было первого успеха — он мог быть делом случая, по рыва. Старшина усилил требовательность к Мигаю, прибавил ему нагрузку. Но Ми гай уже не сдавал. И тогда Барышев все народно поставил его в пример матросам. У старшины Барьппева и матроса Мигая это был большой, счастливый день. Докладчика т. Акпаева дополнили дру гие старшины. Выступил с «Гремящего» гвардии старшипа 2 статьи т. Сисикин, выступили старшина 1 статьи Бешкирев, сержант Евсеев, офицеры Пивень и Миро нов. Старшины написали письмо ко всем! младшим командирам, в котором призвали ^ служить, как служат гвардейцы с «Гре мящего» Акпаев и Сисикии, а также Беш кирев и Евсеев. Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ. 1 По мере того, ка к размах социалистиче ского строительства растет, ка к все больше развивается советское мореплавание — все острее встает вопрос обеспеченной безопа сности . плавания. П если сейчас еще не пред’явлен нам счет в этом отношении, то было бы большой ошибкой не видеть, что такой счет будет пред’явлен в самом неда леком будущем, если в области обеспече ния *- безопасности плавания не будут до стигнуты в ближайшее время необходимые сдвиги. Поддержание' «арт и лоций 'на^урОбне современности В последние годы, особенно за время Отечественной войны, вопрос о подержа нии имеющихся карт и лоций на уровне современноств был весколько отодвинут с первого плана. Центры береговых опорных точек, на ружные знаки, постоянные марки и про чие следы произведенных . описных ра бот, находившиеся в ряде» случаев без присмотра, кое-где затерялись, разруши лись или оказались уничтоженными. Од нако они, не существуя уже в действи тельности, продолжают оставаться на кар тах, в то время, как новые приметные - с меря пункты на карты не заносятся. В нашей стране, где повсюду идет строительство, местность изменяется бук вально изо дня в день. Летчикам, водящим самолеты, это особенно бросается в глаза. Им с высоты открывается широкий кру гозор, земля развертывается под ними как большая выпуклая карта. И все чаще за мечают летчики, как исчезают болота, как трактора поднимают целину новых колхозных нолей, как извилистая линия проселков выпрямляется в широкие ленты шоссе. Города раздвигаются во все сторо ны. В самых глухих местах вырастают новые города, новые поселки, ^ новые за воды. Изменяется природа и без участия чело веческих рук: бывают землетрясения, об валы, оползни, реки несут в своих водах большое количество ила и песка, которые оседают в дельте, постепенно образуя там новые острова, и суша все дальше и даль ше выдвигается в море. Таким образом, каждый план или карта оказываются через некоторое время в чем- нибудь неверными, и их нужно исправлять. Эти исправления особенно важны в военном деле. . « Вопрос об упорядочении наших лоций и поднятии этих пособий на более высокий уровень вполне назрел. Надо вачать серь езную проверку лоций. В ряде наших лоций мы сейчас встре чаемся с неконкретными выражениями, в*юде: «Суда со средней осадкой»..., «мел кие суда»... Что это за осадка и что это за суда? Покажите точно. Покажите, с ка кой осадкой можно разворачиваться в дан ном водном районе, с какой — нельзя. Или: «веха поставлена на глубине 3— 5 м...», «в расстоянии 8— 10 кабель товое». Мореплаватели же нас извещают: «Веха снесена приблизительно на 300 м.» (направление неопределенное), а через некоторое время — «Веха снесена не на 300, а приблизительно на 100 м.». Чего бы, кажется, проще определить ее место секстаном или другим способом, [ело небольшое, зато будет расстояние, направление и глубина. Каждому гидрографу и штурману, наря ду с его основными заданиями, должно предписываться ведение заметок по лоции и корректура карт по местности. Исследовательская работа штурмана Элементарная исследовательская работа штурманов на кораблях столь же необхо дима, как и вся штурманская деятель ность. Но этот вопрос не поставлен у нас в полной мере. Пи со стороны гидрографи ческой службы, ни со стороны плавающего состава пет еще должнэго внимания к это му важному фактору, обеспечивающему безопасность кораблевождения. Наши театры, особенно северные, не смотря на свое развитие, все еще требуют многого в навигационном освещении. Нави гационное оборудование наших морей еще недостаточно богато, но природа щедро наградила побережья богатым естествен ным «навигационным оборудованием», ко торое только остается нанести па карту. Все характерные возвышенности, при метные склоны, отдельно висящие скалы, границы резко оканчивающихся плато, несомненно, представляют собой прекрас ные ориентиры. Для того, чтобы они со служили достойную службу, необходимо их перенести с местности на карту. Это несложное дело. Способом последовательно го пеленгования можно совершенно точно определить эти места на путевых картах, а аккуратной зарисовкой илй фотографи рованием — устранить трудность их опо знавания и отыскания. Важность этой работы будет очевидна, если иметь в виду, что в военное время искусственные ориентиры будут ликвиди рованы или изменены, и штурманы, не го товившие себя к этому в мирпое время, могут оказаться в довольно затруднитель ном положении. Знание театра необходимо каждому командиру. Это подтверждает следующий исторический факт. Подводная лодка «Тю • . признаков приближения шквала, Ъзпра- Напитан 3 раню Л\ ЩИТОВ вятся к берегу и будут вытащены на пляж ,с тем, чтобы переждать шквал. Но,1* ‘его лень» вьппла в 1915 г. в поход в залив Варна, когда весь залив был минирован и мертвым пространством являлась толь ко узкая прибрежная полоса. Подлодка располагала только генеральной картой. На пути следования в глубокую разведку штурман поставил себе задачей создать полноценный план берега с характерными точками и их общим видом. Задачу он вы полнил. И если движение лодки в один ко нец было сопряжено с определенным ри ском, то обратный путь был прост, так как у штурмана был теперь план с нанесенны ми на него (способом последовательного пеленгования) всеми приметными пункта ми. Местные -признаки погоды Не менее валеную помощь гидрографиче ской службе в обеспечении безопасности плавания может и должна оказывать каж додневная работа штурманов по ведению и фиксированию наблюдений над погодой в районе плавания. Суждения о предстоящей погоде,** имею щие большое значение для планирования навигационных и боевых операций н даже повседневной жизни корабля в условиях плавания, могут быть получены: в готовом виде по радио от соответствующего бюро погоды; путем анализа синоптических карт; путем анализа местных признаков погоды. Под «местными признаками погоды» понимают наблюдаемые в данном пункте Физические явления (темаературу и влаж ность воздуха, характер и количество об лаков, направление и скорость ветра, *- со стояние поверхности моря и многие дру гие) и изменения этих явлений во време ни, которые позволяют судить о характере, скорости и направлении развития процес сов в данном, сравнительно небольшом рай оне атмосферы и на основана этого де лать заключения о характере предстоящей в этом районе погоды на более u s * менее продолжительный срок. - Старые моряки т о г д а во пренебрегают методом определения погоды по местным признакам. Они внимательно * следят за всеми изменениями погоды в пределах ви димого горизонта, за поведением барометра и ветра, за облаками и состоянием мори е том, чтобы из этих наблюдении сделать для себя вывод о предстоящей погоде. Для теге, чтобы уметь видеть местные признаки, необходимо .разнить в себе на блюдательность по отношению и ним. Надо не только хорошо изучить местные признаки погоды, но и умело использовать их на практике. Неумение может дорого обойтись. Это подтверждает следующий случай. Капитан парусно-моторного бота, застигнутый в открытом море штормовым циклоном, желая уберечься от ветра н большой волны, решил выйти на подвет ренную сторону находившегося неподалеку острова. Между тем местные признаки, в частности, падение давления воздуха при неизменяющемся направлении ветра, чет ко указывали на то, что этот район нахо дится как раз па пути перемещенвя цевт- ра циклона и что, следовательно, через некоторое время после кратковременного ослабления, ветер штормовой силы перей- 1 ст к румбу, противоположному тому, от которого он дул ранее, и прн этом усилит ся. Так и случилось. В результате паруе- по-моторный бот был выброшен на остров, ц только вследствие благоприятных усло вий берега удалось спасти команду и сох* ранить бот. Однако одного знания местных призна ков мало. Надо уметь видеть «предупреди тельные сигналы», понимать их значение. Уместно привести такой случай: в море вдоль высокого берега с пляжем шла группа шлюпок под парусами. Вид неба и моря указывал на приближение силь ного шквала. Наблюдавший за шлюпками с высокого берега был в полной уверенно сти. что шлюики, с которых не могли не видеть вполне четких и * элементарных удивлению и ужасу, шлюпки, вместо этого, «собрались в кружок», и команды их на чали... купаться. Налетевшим вскоре шквален все шлюпки были опрокинуты, что, к счастью, заметили на находившихся неподалеку военных кораблях. Были спа сены вее люди и шлюпки. Случаи, приведенные выше, пе должны ■меть места в нашем военном флоте. Для нх предупреждения необходимо тщательное и систематическое наблюдение всех явле ний, могущих служить местными призна ками погоды. Это обязательно для моряка. Гидрографическая служба Выражение «гидрографическая служба», очень часто употребляемое в переписке и разговорах, понимается весьма разнообраз но. Некоторые считают,* что 4 гидрографи ческая служба — это служба, ведающая только пловучими средствами ограждения (буи, вехи и т. д.). *' k * Другие считают, что* это служба, ведаю щая всеми возможными средствами ограж,- дения. ' Третьи не отделяют эту службу от лоц манской и т. п. Однако все перечисленные ”4 толковаТРг сходятся в одном: гидрографы, как тако вые, должны уметь производить какие-то гидрографические работы. ^ I ’ Гидрографическая служба — ширеГОна охватывает весь участок театра сплошь— •и береговую полосу, и всю водную часть. Уместно отметить, что береговая полоса — стык морских и сухопутных карт, — как показал опыт двух войн {гражданской н Великой Отечественной), представляет со бой часть морского театра. Броме поддержания в заданном "виде всех возможных средств ограждения, гид рографическая служба должна заниматься детальным научением наиболее интересных участков для разыскивания на них новых фарватеров, рейдов, якорных стоянок, баз или для выяснения изменений на супдет- вуювях уже фарватерах и рейдах и в tax, ■ после оборудования первых и л Л г - реоберудовання последних и испытания тех и других, передавать нх в готовом ви- до для вкенлоатащии. Другими словами, основной задачей гидрографической служ бы является обеспечение безопасности ко раблевождения. Для разрешения этой зада чи прежде всего необходимо производство гидрографических исследований на мест ности, составление и издание на основе этих исследований морских карт н созда ние других пособий и руководств для мо реплавания. Знание условий погоды, штормов, тума нов, морских течений, состояния льдов н т. д. может в значительной степеви спо собствовать успешному плаванию. Одним из решающих моментов обеспе чения безопасного плавания является раз витие новых средств ограждения морских опасностей и поддержание нормальной эксплоатацни существующих средств. Из вестно, какую роль играют навигационные приборы и пособия на корабле, но не в меньшей степени важны и средства ограж дения морских опасностей. В совокупности действий тех н других заключается удов летворительное решение задачи обеспече ния безопасности кораблевождения. Только понимая обеспечение безопасно сти плавания, как кропотливую, повсед невную работу по изучению и оборудова нию театра при помощи гидрографической и штурманской служб и непосредственного участия в ней мореплавателей, можно ос ветить еще неясные места в вопросах обе спечения безопасного плавания. Поднимая эти вопросы на страницах пе чати, будем надеяться, что общими уси лиями в летнюю кампанию 1947 года бу дет собран и предоставлен в распоряжение гидрографии ценный материал, необходи мый для корректуры карт и лоций по ме стности и для обеспечения безопасного плавания. с р д о т т т ^ т ш •lilt’.:# Материальная часть, которой заведует гвардия старший матрос И. Сережченко, всегда в образцовом с о с т о я н и и . Отличники боевой и политической подготовки матросы его расчета успешно повышают свое боевое мастерство. НА СНИМКЕ: И. Се- режченко (слева) и матрос Н. Цветков за чисткой автомата после стрельб. Фото М. Бугакова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz