На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

Устав- без закон для всех исключения Без слоепонимать своего соседа В тишина'. Команда спит. До побуди осталось 15 ищут. Рассыльный по кораблю начинает будить старшин. Они быстро встают и одеваются, что­ бы уодеть к побудке. Вот рас' сыльный подошел к старшине машинной грушшы старшине 2 статьи Микитас. — Знаю без тебя, когда вставать, — недовольно ответил Микитас и отвернулся. — Товарищ старшина, вас же положено будить, настаивает дневальный. — Рассказывай это молодым, а я знаю что меня каеаепбя я что нет, — Микитас плотнее завернулся (в одеяло. Такие «случаи» со старшиной 2 статьи Микитас происходят почти ежедневно. Микитас — сверхсрочник, старшина машин” ной группы. На него смотрят молодые старшины, берут с пе­ то пример. А он систематически нарушает устав. На утреннюю гимнастику он выходит редко, часто нарушает форму одежды. *»• ;. >■ прибранным. Делая проверку, помощник командира корабля обнаружил в рувдучке Микита- са, вместе с книгами и тетрадя­ ми, скомканное рабочее платье. В рундучке «был хаос и бешо* рядок. Этот случай — не пер* вый. Командир боевой части уже несколько раз указывал т. Мики* тас на небрежно пришитый боевой номер, на грязное обмун­ дирование, на длинные волосы. Командир отделения обязан повседневно заботиться о поли­ тической подготовке своих под­ чиненных, помогать им разби­ раться в неясных вопросах, рас- сказывать о политике нашей партии и правительства. У т. Ми­ китас для этого есть все воз­ можности: и время, и наличие литературы. Только работай. Но т. Микитас этого не делает. Старшина. 2 статьи Микитас глубоко ошибается,, думая, что ему, как старослужащему и сверхсрочнику, все дозволейо. Ничего подобного! Служба не Старшина Микитас не при* делает окадок Н™ У - Уставы держивается общекорабельных правил и порядков. В субботний день перед началом большой приборки с вахты было отдано распоряжение сделать приборку в больших ж мальвх рундучках. Рундучок т. Микитас остался .не­ вооруженных Сид Союза ССР являются незыблемым законом для каждого военнослужащего, в том число и для старштры- сверхсрочника. Б. НАУМОВ. Напрасная трата времени Точно по звонку летчики1 й штурманы заняли места в клас­ се. Занятия должен был право" дигь офицер т. Нрилюк. Прохо- дит десйть , пятнадцать минут, а преподавателя нет. И только черев 20 (минут после начала занятий он явился, но не для того, чтобы заниматься, а... передать свои обязанности дру­ гому преподавателю, который не мог качественно провести за­ нятие, так как к данной теме не готовился. Два часа драго* ценного времени прошли на прасно. Сейчас идет напряженная боевая учеба. Каждая минута учебного времени дорога и за планирована в расписании, но офицер Нрилюк почему-то счи тает, что выполнять расписание ему необязательно. Старший лейтенант И. ЧЕМЕРИС. Машинная ■ котельная груп­ пы являются основными на бое­ вом корабле. Поэтому к их дич- ному составу одед’отяштся осо­ бенно высокие требования. На мняточиевеняп примерах та Отечественной войны мы убе­ дились, насколько важна тща­ тельная подготовка в каждому выходу в море. Строжайшим об­ разом должны соблюдаться инст­ рукции по подготовке и запуску механизмов. Нарушения инструк­ ций почти всегда ведут в ава­ риям или невыполнению заданий. Готовя машину в запуску, старшина 2 статьи Андреев не проверял открытие клапанов про­ дувания ва главной паровой ма­ гистрали, чем нарушил требова­ ние инструкции. Стали сообщать пар с котла. Котельный машинист Фролов, несший вахту у котла, также допустил нарушение иаст- рувции я «тесто того, чтобы дать вначале давление в одну атмосферу, дал сраау шесть ат­ мосфер. Образовавшаяся в паро­ проводе вода с огромной силой ударила в ставдрный клапан я заклинила его. Клапан пришлось разбирать, в выход корабли в море был задержан. На атом примере видео, как тесно связана работа машинной и котельной групп и как зависят они друг от друга. Ошибка или «арушодгие инструкция в одной из них сразу сказывается № работе другой. Большую помощь взаимодей­ ствию машинной и котельной групп оказывает эяектротелеграф, с помощью которого можно регу­ лировать работу котельной лррь пы по мере надобности. Получив сигнал от машинистомурбин^- стов об увеличении или умень­ шении количества пара, кочега­ ры соответственно настраивают работу своих механизмов. Неис­ правность телеграфа приводит к О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МАШИННОЙ И КОТЕЛЬНОЙ ГРУПП % » весьма неприятным случаям. Од­ нажды перед походом йе был проверен телеграф. Он оказался рассогласованным. Когда корабль увеличил ход, те потребовалось прибавить количество форсунок. Из машины об этом дали а н т в кочегарку. Телшраф вместо увеличении показал уменьшение. Это привело к посадке давления пара и уменьшению хода корабля вместо увеличения. При подготовке корабля к по­ ходу большую роль в увязывании и согласовав действий машиаи* стов-турбинистов я кочегаров играет вахтенный механик. Через него осуществляется связь между этими группами, не могущими существовать одна без другой. Поэтому вахтенный должен быть грамотным, способным специали­ стом. У нас эту должность ус недгно исполняли главный стар­ шина Судорев и старшина 2 статьи Родионов. Личный состав обеих групп не видит в походе друг друга, но постоянно чувствует работу това­ рищей. Успех развития хода ко­ рабля зависит в равной степени как от тех, так и от другах- Во­ ли плохо будут работать кочега­ ры. они не обеспечат паром ма­ шины. Ход корабля упадет. Если плохо будут работать' машинисты — они сорвут -режим работы кот­ лов. и поступление пара нару­ шится, ход корабля — умень­ шится. Ход корабля зависит от слаженности работы кочегаров и машинистов, от того, как они понимаадт друг друга в пбходе. Например, с мостика дано при­ казание об увеличении хода. Ма­ шинист, несущий вахту у манев­ рового клапана, прежде чем на­ чать открывать е го .1 должен по телеграфу уведомить кочегара об (Увеличении количества форсунок. Не сделай он этого — режим работы котлов будет .«руш ен , давление пара «сядет». Кроме этого, щш быстром о т р ывании маневрового слшана может про­ изойти выхватывание воды из котла и повреждение турбинной установки. И, наоборот, когда строго соблюдается инструкция, я машинист, несущий вахту у ма­ неврового клала» , четко выпол­ няет свои обязанности—плавание проходит безаварийно. Примером этому могут служить вахты старшего матроса Алехина. Правильная работа котлов во «потом зависит от бесперебойного обеспечения ях водой. У нас од­ нажды был случай, когда стар­ ший матрос Новиков пес вахту невнимательно, и вонденсагный насос сбросил напружу. Из-за этого пришлось адрекратить рабо­ ту котла. На работу котла влияет пра­ вильное выдерживание режима подогрева котельной воды. Как нэвастно. давление пара, кдуще* ч - - го на подогрев воды, регулируют турбннисты. Поэтому здесь опять, таки работа кочегаров находится в нрямой зависимости от маши­ нистов. Примером «сполпепия своих обязанностей служит стар­ ший матрос Коаоссв. Он строго и точно выдерживает необходи­ мое давление отработанного пара, а поэтому и работа котлов при его вахтах бесперебойна. Из приведданых примеров вид­ но, в каком тесном взаимодейст­ вии находится работа мапганпой и котельной прупп. Их действия должны быть согласованны и слаженны. В любое время они должны понимать друг друга без слов. От этого б(уиет зависеть успешное обеспечение корабля* Мичман А. ОДОЕВ. Обещания вместо весел Аождение на шлюпке па ве- алах или под парусами дает мо рякам хорошую физическую, за" кашку. Этот вид спорта является у вас самым популярным. H r этому шлюпочному делу должно уделяться большое внимание. Но учить молодых матросов гре СТ5И И управлять ШЛИМПтой игуиг но при условии, если оудст хорошее шлюпочное вооружение в з первую очередь — весла. На нашем корабле имеется не­ сколько шлюпок, но Бйсел к ним только пять, причем одно из них надломано, паруса нештатные — сшиты для «четверки», а рчданы на вооружение «шестер­ ки». Еще в ноябре прошлого года мы запрашивали техническтш отдел, во вам ответили, что ве сел пока нет. В январе мы сно­ ва запросили и получили тот же ответ. 10 марта с этим же во" мы вновь обратились в технический отдел и вновь по­ лучили ответ с резолюцией па требовании офицера т. Волдыре ва: «На складе в данный мо­ мент свободных весел нет». Наконец, мы пришли в тех* ническнй отдел 17 апреля и снова получаем ответ: «Весел нет, последние весла раздали 15 апреля, вы опоздали. Теперь весла будут только в мае». Опрашивается, когда же кон­ чится эта волокита? Лейтенант 41. КОРСАКОВ. У вскрытой турбины Бюро комсомольской организа­ ции поручило старшему матросу Куликову провести с молодыми матросами машинной црушы тех­ ническую конференцию по кон­ структивному устройству меха­ низмов. Комсомолец Куликов вы­ полнил поручение бюро. Особенно ценна была эта кон­ ференция тем, что проводилась она непосредственно у вскрытой турбины, и матросы могли изу­ чать механизмы не как раньше, по чертежам, а па практике. Матросы Еремин, Филиппов, Романенко и другие на корабле значительное время, немало про­ стояли вахт у этих механизмов. Но внутреннее устройство увиде­ ли только сейчас. Отвечая на ■возникшие у слушателей еоноо - сы, т. Куликов охарактеризовал устройство, принцип действия и основные данные турбины. Матрос Н- ЗВЕРЕВ. Коряки получают выигрыши оо государственным займам Личный 1 состав линкора «Ар­ хангельск» проверяет свои обли­ гации. В каюте политико-просве­ тительной работы всегда много- людно. Здесь вьгвешены таблицы выигрышей. Первым ' пред’яяпл в финчасть корабля облигацию, на которую выпал выигрыш в 500 рублей, старший матрос Максимов. Матрос Александров выиграл 200 рублей, старший матрос Шелюхин выиграл сразу на две облигации четыреста рублей. Морякам— об авиации Много было в этот вечер мат­ росов и старшин в каюте поли­ тика (просветительной работы лвд- кооа «Архангельск». Инженер, кяггнтан т. Ле&ин прочитал для личного состава лекцию «Новое в а-аиации». Лектору было зада­ но много вопросов. —— ■ Смотритель — — Мудмогского малка Сергей Иванович Жилин в Гидроотделе флота работает бс_ лее двадцати пяти лет. Ои был мастером маячной мастерской, машинистом ялавмаяка и вот уже долгие годы — смотритель Мудьюгского маяка В любую -погоду, строго по расписшик Сергей Павлович зажягаетг О г« своего маяка. Во время Отечественной войны произошел такой случай: к м обычно, т. Жилин направился, чггобы зажечь огни на маяке. Стояла дождливая, туманная погода. При подьеме по крутой лестнице в одном месте сломалась подгнившая ступенька. С высоты нескольких метров маячник упал на землю. На мгнове­ ние он потерял сознание. Порывистый ветер привел его в себя. Болела голова и ушибленные ноги, оильно сочилась кровь. Пре­ возмогая боль, Жилив поднялф и направился к лестнице, но взобраться по ней он не мог. Тогда Сергей Павлович взял боль. шой кусок телефонного провода и, привязав камень, перекинул провод через стропила носовой лестничной площадки и, напря. гая все свои силы, подтягиваясь на руках, полез наверх. Провод резал руки, кажие.то 8 или 10 метров казались сотнями. Взобравшись наверх, Жилин все же и на этот раз зажег огни. Оптика и другое оборудование маяка должны всегда быть в образцовом состоянии, я поэтому Сергей Павлович все свое свободное время посвящает уходу за оборудованием маяка. Много благодарностей и премий за добросовестную службу имеет бЗ.летний маячник, отдавший свыше четверти века благо­ родному труду. На его груди медали: «За оборону Советского Заполярья» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Старший лейтенант Р. ЛЁВ ИТ. Соревнования по пэретягиванию каната Одним из любимых развлече­ ний моряков в свободное время является перетягивание каната. Кроме силы, здесь нужна лов­ кость и сноровка, чтобы выйти победителем. Каждое воскресенье на линкоре «Архангельск» коман ды различных- подразделений корабля соревнуются между со­ бой по перетягиванию каната. В этом году лучшие результаты во всех проведенных встречах пока зала команда подразделения ка­ питан-лейтенанта т. Чечкс. Старший матрос Ю. ЛИСИЦЫН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz