На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

Хороший рулевой Коща я был молодым штур­ маном и не т е л достаточного опыта, мне пришлось вести тральщик по створам одной /ре­ вя. За штурвалам с т а л опытные рулевой Герагамов. Каждый раз, когда корабль приближался штурмана Капитан-лейтенант S1 ПЧИАКОВСКИЙ. ♦ мости*: «Кешае м а е т застой, держать по компасу не могу». В тагах случаях рекемевдуот- е бровке канала, рулевой пре* . дторшаал т т . ч™ вм&ода. виш ви г г ь и в д я чтобы он мог праветь кораблем мо отоврвуть вдрадо _ в _ вк»о . Такое л и т о е ш п > *“ т т т к ^ l “ 1 П0 " J * зонту н морю. Это можно пору- тольво исключительно своего корабля могло вы» работаться у Герасимов» только I тать опытному рулевому I статьи Скребцовым удалось избежать столкновения. Рулевой должев быть физиче­ ски' сильным к выносливым: во время войны было много случаев, когда механическое управление рулем выходило из строя и матросу или старшине приходи* лось перекладывать руль вруч­ ную. В войну могут быть случаи, когда возникнет необходимость вести корабль по боевой локсог , т. е. по курсовому ука­ зателю. В этом случае от руле­ вого, от его искусства вести ко- благодаря внимательному иэучг л и т (поведения кораблям тех а п Очень важно, когда рулевой иных'условиях. Вот почему я * * * я о изучил особенности по ____^ ___ ________ _____ бывал всегда спокоен, когда на ведения корабля на волне и и^ьи во бу^от зависеть руле стой рулевой Герасиме®- ®втре. успешность стрельбы по кораб* Я знал, что корабль пойиет точ- В настявлении штурманской ш противника. но по заданному ивою курсу. службы сказано: «Рулевой, смг Безаварийность плаваний во Исключительно велим рель няясь с вахты, должен передать юогом зависит от подготовки рулевого при маневре корабля оо вахте: скорость корабля, вол- рулевым своего хозяйства, щаг ■при ошвартовке. С хорошим ру* пение, ветер». Значит ли это, боров, механизмов. Рулевой Бур- левым можно но опасаться, что что рулевой обязав передать ыистров перед походом не про­ корабль стукнется о борт другого только гидрометеорологическую верил надежность крепящих корабля, наскочит на причал. обстановку? Конечно, нет. Он винтов мягкого железа, не убе- Однажды на руле стоял матрос обязан доложить, к примеру, та- дадея, насколько хорошо за- Завойко. Во время опгварговки кую обстановку: «Ветер ЗВ, креплены ползунки реостата, он часто спрашивал: «Разрешите дует в скулу правого борта, вол Штурман корабля, доверившись положить руль лево на борт», на 4 балла, корабль руля слу- устному докладу рулевого, также хотя приказание убыло держать шает хорошо, но есть стремление до яроверил готовность Tipибо* лево руля. Как правило, коман- отклониться влево». pffB. Во время качки корабля ДИр С ПОЛНЫМ ОСНОВаНИСМ Д'ОВв- В ОВОб ВрОМЯ MHO Пришлось винты Щ№ЙОО)ра ОТД)аЛ1И!СЬ, И ТПЯ* рял этому рулевому, зная его плавать на одяйм корабле со мягкого железа «ходили». « п т о е г ь , бмьжу» « Р « ™ г , ^ М а г ш т ш » *>шас давал . « . р . поэтому разрешал довернуть ко- ра6ль исключительно точно по вяльные показания рабль «лево на борт». заданному курсу, чем уменьшал. В конечном результате халат* Приведу пример, когда опыт- длину пути я якономял топливо. ность рулевого привела к тому, ность рулевого Значительно об- Это удавалось ему потому, что ^ кора^Ль охошел от заданного легчала плавание в высоких пги* *н курса больше чем на 30 миль п на кораадь тех им иных факто ^ х ротах. Воем известно, та> вши* р(Ю t e n ( R I караб?ь с т Из этого следует вымя, что штурманам необходимо усилить требовательность к сзоим подчи­ ненным, учить их на опыте 0т&- г=подводники готовятся К ПРОВЕРКЕ ПОЛИТЗАНЯТИЙ На Н-сиой подводной лодке началась подготовка и инспектор, смой проверка политических занятий. Состоялось собрание офи­ церского состава, на котором была зачитана и обсуждена дирек­ тива Политуправления Военно-Морских сия • предстоящей инспекторской проверке политических занятий. Офицеры обсудили в связи с этим свои задачи и наметили иоикрегиыв меры по Оказанию помощи отстающим матросам. Командиры боевых частей корабля организовали е яичным составом дополнительные занятия по пройденным материалам. Было проведено совещание коммунистов. Капитан-лейтенант т. Серов в своем выступлении напомнил указания ЦК ВКП(б) об идейнололитичесном воспитании трудящихся и директиву Главного Политического Управления Вооруженных Сия СССР о политико-воспитательной работе с солдатами, матросами, сержантами и'старшинами. Коммунисты детально обсудили за. дачи по подготовке к инспекторской проверке политических за­ нятий. Наиболее подготовленным членам ВКП(б) поручено по вечерам заниматься е матросами, нуждающимися в помощи. На другой лодке также организованы а группах повторные занятия по наиболее слабо усвоенным темам и налажена инди­ видуальная консультация. Офицер/Макаров провел занятие по политической нарте мира. Дополнительно изучают матросы и ранее пройденные темы по вопросам партийного строительства. (Наш корр.). Коллективный договор заключен ротах породы 75 — 78~ на- ^ прамяющая сила напра/вляюще- Точность действий рулевого го матнетиэма очень мала и особенно необходима, коща ко- компас зачастую начинает «ка* рабль идет в составе маневрен- пргоничать». застаиваться. Не- *>г0 " » 1™ - Р у « м » 7 Щ » .• л л _ ходится править свой корабль в мштный W I M * Куда ш т Я - ю р я е т „ „ но следовать за картушкой, не руемых транспортов на апреле- Замечая, что он производит пир* ленных курсовых углах, к^дяцшо и не идет оо заданному Однажды мы щли в конвое курсу. Опытный рулевой сразу в т®ияую ночь. У одного из транспортов заело рулевое уп­ равление. Транспорт резко по­ вернул в сторону нашего ко­ рабля. Только благодаря быстрой поймет, что^ перекладка руля только в одну сторону есть сиг нал неблагонадежности работы компаса и сразу доложит на чественной войны. Говоря о подготовке руле-вых, нельзя обойти и тот вопрос, что сами штурманы нуждаются в обобщении накопленного ими опыта. Полезно для этого про­ водить сбор штурманов, а мате' риалы, полученные в результа­ те обобщения опыта на сборе, сделать достоянием всех опециа- перекладке руля старшиной I листов флота. С ЧУВСТВОМ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ ОПЫТА ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СУДОРЕМОНТЕ Партийные организации Н-ско­ го соединения накопили некого, рый опыт партийно-политическо­ го обеспечения судоремонта. Коща на заводе создались трудности в связи с . отсутствием квалифицированных рабочих, по почину коммунистов личный со­ став тральщика «Н» взял на себя большой и сложный по характеру об’ем работ. Была создана бригада под руководством старшего матро­ са комсомольца Белова. Благодаря настойчивости и добросовестно­ му отношению к порученному де­ лу, бригада быстро освоила мон­ таж главной машины и, как пра­ вило, выполняла норму на 300— 400 процентов. Партийная орга­ низация корабля старается окру­ жить почетом передовиков судо­ ремонта. В частности, использует­ ся такая форма, как посылка пи­ сем на родину старшин и матро­ сов, в которых рассказывается об их успехах. Стенгазета «Трал» из номера в номер знакомит читателя с успехами передовиков, критикует отстающих, призывает экипаж образцово цровести судоремонт. В стенной газете помещены статьи коммунистов Кушнир, Дожечни- кова, Пушкарева об опыте их ра­ боты. Из этих статей матросы и старшины позаимствовали много пенных советов. Обратимся к опыту партийной организации другого корабля. На нем в деюайре прошлого года прошло партийное собрание с повесткой дня: «Задачи парт­ организации по обеспечению су­ доремонта». В январе текущего года на комсомольском собрании обсуждался вопрос об авангард­ ной роли комсомольцев на судо­ ремонте. Все это мобилизовало внимание коммунистов я кш сомольцав к ремонту. Когда из- за отсутствия некоторых мате риалов нависла угроза срыва ра­ боты, кандидаты В£П(б) Сергеев и Брусничкин предложили органи­ зовать обор цветных металлов. По их инициативе некоторые детали быта изготовлены ив другого металла, что дало 720 кг. эконо. мни красной меди. Большую заботу проявляют коммунисты о повышении знаний молодых матросов,' недавно при­ шедших на корабль. Ремонт яв­ ляется замечательной школой обу­ чения новичков. Партийная орга­ низация прикрепила к молодым матросам бывалых моряков-ком- мунистов, имеющих опыт эш ш г атации механизмов. Так, напри­ мер, старшина 2 статьи Тюков еще в начале ремонта стая обу­ чать матросов Платова и Тренина. Вго помощь дала хорошие резуль­ таты. Партийные организации инте­ ресуются работой каждого комму­ ниста в отдельности. Это Дает возможность своевременно вскрыть я устранить недостатки. Вот пример. Фрезеровщик судоремонт- Болыпая разделительная ра­ бота перед заключением коллек­ тивного договора проведена на заводе, где председателем зав­ кома т. Москвин. Во всех цехах прошли собрания. Агитаторы тт. Федоренко, Сабеиникав, Про- нозов, Кловотов и другие прове­ ли беседы. Рабочие, служащие и инжв' нерно-технический состав приня­ ли активное участие в обсуж­ дении колдоговора: около ста предложений поступило от рабо­ чих. Все они были направлены па быстрейшее выполнение и перевыполнение производствен­ ной программы второго года сталинской пятилетки, снижение себестоимости продукции, новы* шение производительности труда, а также на улучшение мате­ риально-бытового и культурного обслуживания рабочих. Нагднях состоялось общее со* брание, оде был единодушно при­ нят коллективный договор. Кол­ лектив завода взял на себя обя­ зательства: выполнить производ­ ственную программу в 1947 го* ду но выпуску валовой продук­ ции на 106,5 процента, повы­ сить производительность труда пых мастерских коммунист Мол­ чанов вдауюкал продукцию низ­ кого качества. На это обратили внимание. На заседании партий­ ного «бюро было заслушало сооб­ щение т. Молчанова о его работе. Ему указали на ошибки и пот­ ребовали в кратчайший срок ис. править их. Коммунист Молчанов правильно воспринял товари­ щескую критику. Сейчас он вы­ полняет нормы на 150 процентов при высоком качестве .работы. Мастер механического цеха коммунист Максимов одно время ослабил работу. Партийное бюро указало ему, что он плохо орга­ низует труд рабочих и мало ока зывает им помощи. Вмешательст­ во партийной организации и гут принесло пользу. На судоремонтных предприяти­ ях и на кораблях вспомогательно­ го флота по призыву ленинград­ цев сейчас развернулось социа­ листическое соревнование за дос­ рочное выполнение ремонта. Как правило, инициаторами являются коммунисты, показывающие при­ мер добросовестного отношения в выполнению взятых па себя обя­ зательств. Это подтверждает до­ на 17 процентов, добиться ОНИ' ження себестоимости продукции па 3,5 процента. Для обеспечения выполнения и перевыполнения производствен­ ной программы администрация завода обязалась обеспечить вы­ полнение взятого рабочими обя" зательства. Большое внимание уделено в колдоговоре повышению квалифи­ кации рабочих. Администрация обязалась обучить специально­ сти двадцать человек рабочих без отрыва от производства, а также оказать помощь в новы* шении 'квалификации сорока че­ ловекам. В разделе по культурно-быто­ вому обслуживанию администра­ ция обязуется оказать помощь рабочим и служащим в построй­ ке домов, обеспечить индивиду­ альными огородами, организовать посылку детей рабочих и служа­ щих в пионерские лагеря и т. д. После собрания заместитель председатели (райсовета вручил работникам завода медали «За доблестный труд в Великой Оте- чествениой войне 1941 — 1945 Гг». Лейтенант К. РУДЕНКО. срочное завершение ремонта бук­ сира, где механиком член ВКП(б) авторитетный производственник т. Перфильев. Высокие показате­ ли пруппы мотористов, которую возглавляет коммунист Ошурков, говорит о том, что коммунисты идут в первых радах соревную­ щихся. В целях популяризация пере­ довиков ремонта па многих ко­ раблях я в цехах мастерских оборудованы досад показателей. На них отражается выполнение обязательств каждым рабочим. Полиготдет Н-ского соединения недавно провел Слет отличников судоремонта. Деловые критические выступления на слете способст­ вовали повышению темпов и улуч­ шению качества .ремонтных ра­ бот. Зимний судоремонт близится к концу. На его завершающем эта­ пе партийно-политическая работа должна прппять еще более широ­ кий размах. К этому направлены сейчас усилия партийных органи­ заций. Г. МОИСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz