На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

т Отличники боевой лодготовзш — комеадорьг катера «сжхшьшой охофиик » старшие матросы А. Тальских и К. Кулиш. Фото В. Палий. День старшины Савина Утро. В кубрике светится яочпая лампочка. Дневальный останавливается у кубрика стар­ шины 1 статья Савина. — Товарищ старшина, без четверти шесть, пора вставать! Старшина 1 статьи Сатпп, как правило, встает раяыие остальных ыащююов, чтобы ус­ петь умыться, привести себя в порядок и присутствовать при побудке подчиненных. Сегодня ■дела особенно много — авраль­ ный день. Утрешнюю гимнастику прово­ дит сам старшина. Показывая личный пример, он требует от матросов правильного и точного выполнения упражнений. В подчинении Санина находит­ ся несколько отделений. Шесть лет служит он на флоте, про­ шел суровую школу Великой Отечественной войны, продолжи­ тельное время был командиром отделения. Служба приучила его к порядку во всем. Сегодня проходит большая приборка. Старшина лично рас­ пределяет людей по об’ектам, старается правильно расставить силы. Потом он проверяет резуль­ таты. \ Как .побивается дисциплины и онгаиизованности старшин» Са­ вин? Прежде всего, он выполняет строго воинские уставы, не оставляя бея вниманий ии одно­ го тяже малейшего нарушения порядка. Как*го матрос Лозенко сменится с вакты и ушат, не приведя в должный порядок свое заведывание. У старшины Сави­ на заведено так, что он лично и неослабно следит за поведением своих подчинеганых. Так было и на этот раз. Санин вызвал Ло­ зенко и приказал привести в по­ рядок заведывание, предупредив матроса;, что за подобные про­ ступки он будет строго взыски­ вать. Наступает вечер. После ужи­ на старшина 1 статьи Сашин организует культурный отдых личного состава. Часть матрооов он отправляет на увольнение, часть остается _в команде для просмотра кинофильма. Сам стар­ шина собирает командиров отде­ лений, перебирает в памяти все, что произошло за день, ука­ зывает на недостатки, потом совместно с ними составляет план работы на следующий день. ...Отбой. Старшина 1 статьи Савин проходит по помещению, где отдыхают его подчиненные, смотрит, кто и как устроился, хо­ рошо ли заправлено обмундиро­ вание на ночь. Так проходит день, расписанный строго по уставам, в подразделении стар­ шины 1 статья Савина. Старшина 2 статьи А. ЛОГИНОВ. Результат недисциплинированости Неуклонно соблюдать все требования уставов и наставлений во время полетов Шля обычные учебные пометы. Истребители отрабатывалж* взлет, посадку, пилотаж. В воздухе и на земле находились десятки ма­ шин. То тут, то там рулили быстрокрылые ястребки, тот­ час терявшиеся в облакжх снеж­ ноГг пыли. В этих условиях каждый лет­ чик должен быть особенно внима­ тельным и осмотрительным. Толь­ ко строгое выполнение летных на­ ставлений и инструкций дает воз­ можность летному составу с наи­ большей эффективностью исполь­ зовать учебные полеты для п<г вышекия своего мастерства, не допустить летных происшествий. Некоторые из летчиков пренеб­ регли уставными положениями, и это привело к летпоыу происшест­ вию. • Офицеру Рогожину было поруче­ но облегать истребитель. Техниче­ ский состав подготовил .машину в полету и теперь надо было прове­ рить ее поведение .в воздухе. Рого- жпп вырудил_на старт, опробовал мотор п пошел па взлет. Во вре­ мя взлета випт дал раскрутку. Но спустя некоторое время обороты приблизились к портальным. Об этом Рогожин никому не доложил, хотя и имея на самолете радио­ передатчик. Рулевое упргвпенке в надежных руках Коммунисты старшина 1 ста­ тьи Полещук, старшие матросы Паршин и Лшанцев, готовясь к демобилизации, хорошо обу­ чали молодых матросов флот­ ской специальности. Это было до походов корабля в море. Когда корабль вышел в мо­ ре, ученики старослужащих матросы тт. Оглезиев, Марков и Порфирьев встали на само­ стоятельную вахту и успешно оправились с возложенными на них обязанностями. Гварлии лейтенант В. ЧЕРНЕНКО. После полета Рогожину было приказано зарулить машину на стоянку запраски и пересадки. Командир имел при этом в виду, что летчик здесь доложит меха­ нику и технику о всех своих заме­ чаниях и дефектах в работе мате­ риальной части. По тов. Рогожин приказание командира выполнил поювоему. Он решил зарулить машину нз стоянку самолетов. В это время с места самолетной стоянки выруливал на старт офицер т. Богданов. Оба руля­ щие летчика не просматривали местность по носу самолета. В итоге машины столкнулись и получили повреждения. Только прямым нарушением наставления по производству по­ летов можпо об’яснить подобный фак?. Известно, что летчик во время рулежки обязан просматри­ вать местность впереди, но пи Ро­ гожин, пи Богданов! не выполнили этого требования наставления. В столкновении двух машип вппова- / ты они оба. Но рз..№ справедливости падо •казать, что Рогожин повинен >ольше. Во-первых, начал за- ^уливать машину не чуда, куда следовало, и этим внес сумятицу в рулежке остальных самолетов. Во- вторых, нарушил ст. 591 Пктл?- ления по производству полетов, а которой сказапо, что «при истрег чах во время руления преимуще- стг>о имеет самолет, ру.?ящии на старт». | Происшествие говорит и о том, что в части еше не все гетапки, а в данном случае и руководящие офицеры, не прониклись духом же­ лезной летной дисциплины. Они не поняли, что успехи в боевой подготовке в первую очередь вави- сят от строгого порядка на зем­ ле, на старте и в воздухе, от неук­ лонного выполнения летных на­ ставлений и инструкций. Видимо, сти? не все здесь сознают, что лег­ комысленное отношение к устав­ ным положениям ведет к тяже­ лым последствиям. Прямой долг офицерского со­ става части, партийной и комсо­ мольской организаций—пс-пастоя- пгему заняться укреплением д п е ^ ^ ппплпны; об’явнть беспощадпуг^^ борьбу плруштттелям аеттапиоп- пых инструкций и наставлений. ; Требования уставов и настав­ лений — это нерушимый вакоп каждого летчика. Кто нарушает их — наносит большой вред делу боевой подготовки. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Заносчивость к хорошему не приведет Почти одновременно в отделе­ ние старшины 2 статьи Зайцева пришли молодые радисты Жуков и Митенев. Радиоаппаратура, с которой они встретились на кора­ бле, была им совершенно незна­ кома. С большим усердием ваялся за изучение спещиалыноюгга матрос Жуков. Помимо плановых заиг- тий, он много занимался самостоя­ тельно: составлял конспекты по пройденному материалу, чертил схемы. При сдаче испытаний на штат­ ного специалиста Жуков дал ясные, исчерпывающие ответы на вопросы и был допущен к само­ стоятельному несению вахт. Совершенно по-иному начал службу матрос Митенев. На з.чня тиях он был невнимателен, риал усваивал плохо, а д оп о л !^ ^ тельно заниматься не хотм. Ког­ да товарищи предложили ему гвою помощь, Митенев заносчиво отве тил: —Я все это знаю, только Ti- ким пустякам значения не при­ даю... В результате Митенев до сих пор еще не сдал экзамена п является учеником. Матрос Б. БАБУШКИН. Бороться за экономию топлива Сбережению и экономному рас­ ходованию горючего и смазочных материалов в нашей стране при­ дается большое значение. Это — дело государственной важности. В соответствии с постановлением Совета Министров ОООР за эко­ номию топлива и масла уста* яоглены премии для личного со­ става кораблей и частей. Опыт передовых экеплоата- ционлшковчеевероморцев показы- вает, что экономное расходование топлива п масел возможно при условии, (кш личный состав глубоко изучил материальную «чсть и строго следует в/сем инструкциям и наставлениям но эксплоатапии моторов. Напри­ мер, в подразделении, где коман­ диром электро-механического сек­ тора офицер Нагорный, экономия горючего и масел за 1946 год составила более 100 тонн. Такое значительное сбережение горюче­ го говорит о том, что офицеры, старшины и матросы всех об’ек- тов правильно поняли свои за­ дачи и неустанно боролись за правильный раюход топлива, соб­ людали все правила эксплоатации механизмов, не допускали утечки топлива, масла, пара и электро­ энергии. Одним из важных способов экономии горючего и масел яв­ ляется правильный выбор эконо­ мических режимов плавания, исключение стоянок с прогреты ми машинами и плавания на по­ вышенных скоростях. Это, одна­ ко, не означает, что движение корабля под одной машпгюй, с меныпей скоростью всегда эко­ номичнее, чем движение корабля под двумя машинами и с большей окоростью. Вьгбор экоиомичного режима плавания требует точ­ ных расчетов расхода топлива и подбора скоростей. Плохо отрегулированные дви­ гатели вс только не развивают полной мощности, но и повы­ шают расход топлива до 20 про­ центов. Отсюда вторе условие экономии топлива — периодиче­ ская проверка основных паро- метров машин и их тщательная регулировка. Постоянную заботу должен проявлять личный состав ко­ раблей и частей о том, чтобы ма­ териальна» часть всегда была в исправном состоянии, чтобы со­ блюдались сроки осмотра и ре­ монта. Неисправная топливная аппаратура дает плохое смеше­ ние горючего с воздухюм и вы зьюает повышенный расход то­ плива. Неисправное состояние систорн и трубопроводов вривс дит к утечкам горючего. Насколько важна борьба с утечками, можно судить по сле­ дующему примеру: уточка соляра или дизельного топлива, находя­ щегося в трубопроводе под дав­ лением в 1 атмосферу, через неплотность в десять квадратных миллиметров | а месяц потребует лишнего расхода горючего около 20 тонн. Е сли принять во вни­ мание, что на корабле горюче­ смазочное хозяйство включает в себя ряд систерн и сотни мет­ ров трубопроводов, то станет яс­ но, к каким внушительным циф­ рам приведет утечка горючего через неплотности, если их не устранять. Матросы и старшины электро­ механической части офицера т. Самохвалова сэкономили, на­ пример, шесть тонн соляра и около тонны масла, благодаря правильной регулировке плавных двигателей. На расход горючего большое внимание оказывает состояние всего корабля в целом. Обраста. ние корпуса, намокание подвод­ ной части кораблей, имеющих деревянный корпус и погнутые лопасти гребных винтов, также вызывают повышенный расход топлива. Следует отметить первостепен­ ное значение правильного веде­ ния учета и отчетности на ко­ раблях и в частях. Запущенный или запутанный учет приводит не только к искажению всей картины движения топлива и его запасов, но. в конечном сче­ те, сводит к нулю все усилия личного состава в борьбе за эконо­ мию. При приеме топлива и ма­ сел на корабли необходимо точпо знать, сколько его принято, и точно учитывать, как оно расхо­ дуется. Хороню поставленный учет в пятой боевой части, где коман­ диром офицер т. Тихомиров, позволил лепко проследить з* движением топлива и масел на корабле. В результате выполне­ ния всех мероприятий по сбере­ жению топлива личный состав этой боевой части добился эконо­ мии десяти тонн горючего. Успех экономии топлива и масла целиком Зависит от того, насколько весь личный состав корабля или части правильно нацелен на вопросы рациональ­ ного расходования топлиса и масла, насколько глубоко знают эксплуатационники вверенную им технику и правила, ее эк­ сплуатации. Инженер-капитан 22 pafira e l c ш а т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz