На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
т Отличники боевой лодготовзш — комеадорьг катера «сжхшьшой охофиик » старшие матросы А. Тальских и К. Кулиш. Фото В. Палий. День старшины Савина Утро. В кубрике светится яочпая лампочка. Дневальный останавливается у кубрика стар шины 1 статья Савина. — Товарищ старшина, без четверти шесть, пора вставать! Старшина 1 статьи Сатпп, как правило, встает раяыие остальных ыащююов, чтобы ус петь умыться, привести себя в порядок и присутствовать при побудке подчиненных. Сегодня ■дела особенно много — авраль ный день. Утрешнюю гимнастику прово дит сам старшина. Показывая личный пример, он требует от матросов правильного и точного выполнения упражнений. В подчинении Санина находит ся несколько отделений. Шесть лет служит он на флоте, про шел суровую школу Великой Отечественной войны, продолжи тельное время был командиром отделения. Служба приучила его к порядку во всем. Сегодня проходит большая приборка. Старшина лично рас пределяет людей по об’ектам, старается правильно расставить силы. Потом он проверяет резуль таты. \ Как .побивается дисциплины и онгаиизованности старшин» Са вин? Прежде всего, он выполняет строго воинские уставы, не оставляя бея вниманий ии одно го тяже малейшего нарушения порядка. Как*го матрос Лозенко сменится с вакты и ушат, не приведя в должный порядок свое заведывание. У старшины Сави на заведено так, что он лично и неослабно следит за поведением своих подчинеганых. Так было и на этот раз. Санин вызвал Ло зенко и приказал привести в по рядок заведывание, предупредив матроса;, что за подобные про ступки он будет строго взыски вать. Наступает вечер. После ужи на старшина 1 статьи Сашин организует культурный отдых личного состава. Часть матрооов он отправляет на увольнение, часть остается _в команде для просмотра кинофильма. Сам стар шина собирает командиров отде лений, перебирает в памяти все, что произошло за день, ука зывает на недостатки, потом совместно с ними составляет план работы на следующий день. ...Отбой. Старшина 1 статьи Савин проходит по помещению, где отдыхают его подчиненные, смотрит, кто и как устроился, хо рошо ли заправлено обмундиро вание на ночь. Так проходит день, расписанный строго по уставам, в подразделении стар шины 1 статья Савина. Старшина 2 статьи А. ЛОГИНОВ. Результат недисциплинированости Неуклонно соблюдать все требования уставов и наставлений во время полетов Шля обычные учебные пометы. Истребители отрабатывалж* взлет, посадку, пилотаж. В воздухе и на земле находились десятки ма шин. То тут, то там рулили быстрокрылые ястребки, тот час терявшиеся в облакжх снеж ноГг пыли. В этих условиях каждый лет чик должен быть особенно внима тельным и осмотрительным. Толь ко строгое выполнение летных на ставлений и инструкций дает воз можность летному составу с наи большей эффективностью исполь зовать учебные полеты для п<г вышекия своего мастерства, не допустить летных происшествий. Некоторые из летчиков пренеб регли уставными положениями, и это привело к летпоыу происшест вию. • Офицеру Рогожину было поруче но облегать истребитель. Техниче ский состав подготовил .машину в полету и теперь надо было прове рить ее поведение .в воздухе. Рого- жпп вырудил_на старт, опробовал мотор п пошел па взлет. Во вре мя взлета випт дал раскрутку. Но спустя некоторое время обороты приблизились к портальным. Об этом Рогожин никому не доложил, хотя и имея на самолете радио передатчик. Рулевое упргвпенке в надежных руках Коммунисты старшина 1 ста тьи Полещук, старшие матросы Паршин и Лшанцев, готовясь к демобилизации, хорошо обу чали молодых матросов флот ской специальности. Это было до походов корабля в море. Когда корабль вышел в мо ре, ученики старослужащих матросы тт. Оглезиев, Марков и Порфирьев встали на само стоятельную вахту и успешно оправились с возложенными на них обязанностями. Гварлии лейтенант В. ЧЕРНЕНКО. После полета Рогожину было приказано зарулить машину на стоянку запраски и пересадки. Командир имел при этом в виду, что летчик здесь доложит меха нику и технику о всех своих заме чаниях и дефектах в работе мате риальной части. По тов. Рогожин приказание командира выполнил поювоему. Он решил зарулить машину нз стоянку самолетов. В это время с места самолетной стоянки выруливал на старт офицер т. Богданов. Оба руля щие летчика не просматривали местность по носу самолета. В итоге машины столкнулись и получили повреждения. Только прямым нарушением наставления по производству по летов можпо об’яснить подобный фак?. Известно, что летчик во время рулежки обязан просматри вать местность впереди, но пи Ро гожин, пи Богданов! не выполнили этого требования наставления. В столкновении двух машип вппова- / ты они оба. Но рз..№ справедливости падо •казать, что Рогожин повинен >ольше. Во-первых, начал за- ^уливать машину не чуда, куда следовало, и этим внес сумятицу в рулежке остальных самолетов. Во- вторых, нарушил ст. 591 Пктл?- ления по производству полетов, а которой сказапо, что «при истрег чах во время руления преимуще- стг>о имеет самолет, ру.?ящии на старт». | Происшествие говорит и о том, что в части еше не все гетапки, а в данном случае и руководящие офицеры, не прониклись духом же лезной летной дисциплины. Они не поняли, что успехи в боевой подготовке в первую очередь вави- сят от строгого порядка на зем ле, на старте и в воздухе, от неук лонного выполнения летных на ставлений и инструкций. Видимо, сти? не все здесь сознают, что лег комысленное отношение к устав ным положениям ведет к тяже лым последствиям. Прямой долг офицерского со става части, партийной и комсо мольской организаций—пс-пастоя- пгему заняться укреплением д п е ^ ^ ппплпны; об’явнть беспощадпуг^^ борьбу плруштттелям аеттапиоп- пых инструкций и наставлений. ; Требования уставов и настав лений — это нерушимый вакоп каждого летчика. Кто нарушает их — наносит большой вред делу боевой подготовки. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Заносчивость к хорошему не приведет Почти одновременно в отделе ние старшины 2 статьи Зайцева пришли молодые радисты Жуков и Митенев. Радиоаппаратура, с которой они встретились на кора бле, была им совершенно незна кома. С большим усердием ваялся за изучение спещиалыноюгга матрос Жуков. Помимо плановых заиг- тий, он много занимался самостоя тельно: составлял конспекты по пройденному материалу, чертил схемы. При сдаче испытаний на штат ного специалиста Жуков дал ясные, исчерпывающие ответы на вопросы и был допущен к само стоятельному несению вахт. Совершенно по-иному начал службу матрос Митенев. На з.чня тиях он был невнимателен, риал усваивал плохо, а д оп о л !^ ^ тельно заниматься не хотм. Ког да товарищи предложили ему гвою помощь, Митенев заносчиво отве тил: —Я все это знаю, только Ti- ким пустякам значения не при даю... В результате Митенев до сих пор еще не сдал экзамена п является учеником. Матрос Б. БАБУШКИН. Бороться за экономию топлива Сбережению и экономному рас ходованию горючего и смазочных материалов в нашей стране при дается большое значение. Это — дело государственной важности. В соответствии с постановлением Совета Министров ОООР за эко номию топлива и масла уста* яоглены премии для личного со става кораблей и частей. Опыт передовых экеплоата- ционлшковчеевероморцев показы- вает, что экономное расходование топлива п масел возможно при условии, (кш личный состав глубоко изучил материальную «чсть и строго следует в/сем инструкциям и наставлениям но эксплоатапии моторов. Напри мер, в подразделении, где коман диром электро-механического сек тора офицер Нагорный, экономия горючего и масел за 1946 год составила более 100 тонн. Такое значительное сбережение горюче го говорит о том, что офицеры, старшины и матросы всех об’ек- тов правильно поняли свои за дачи и неустанно боролись за правильный раюход топлива, соб людали все правила эксплоатации механизмов, не допускали утечки топлива, масла, пара и электро энергии. Одним из важных способов экономии горючего и масел яв ляется правильный выбор эконо мических режимов плавания, исключение стоянок с прогреты ми машинами и плавания на по вышенных скоростях. Это, одна ко, не означает, что движение корабля под одной машпгюй, с меныпей скоростью всегда эко номичнее, чем движение корабля под двумя машинами и с большей окоростью. Вьгбор экоиомичного режима плавания требует точ ных расчетов расхода топлива и подбора скоростей. Плохо отрегулированные дви гатели вс только не развивают полной мощности, но и повы шают расход топлива до 20 про центов. Отсюда вторе условие экономии топлива — периодиче ская проверка основных паро- метров машин и их тщательная регулировка. Постоянную заботу должен проявлять личный состав ко раблей и частей о том, чтобы ма териальна» часть всегда была в исправном состоянии, чтобы со блюдались сроки осмотра и ре монта. Неисправная топливная аппаратура дает плохое смеше ние горючего с воздухюм и вы зьюает повышенный расход то плива. Неисправное состояние систорн и трубопроводов вривс дит к утечкам горючего. Насколько важна борьба с утечками, можно судить по сле дующему примеру: уточка соляра или дизельного топлива, находя щегося в трубопроводе под дав лением в 1 атмосферу, через неплотность в десять квадратных миллиметров | а месяц потребует лишнего расхода горючего около 20 тонн. Е сли принять во вни мание, что на корабле горюче смазочное хозяйство включает в себя ряд систерн и сотни мет ров трубопроводов, то станет яс но, к каким внушительным циф рам приведет утечка горючего через неплотности, если их не устранять. Матросы и старшины электро механической части офицера т. Самохвалова сэкономили, на пример, шесть тонн соляра и около тонны масла, благодаря правильной регулировке плавных двигателей. На расход горючего большое внимание оказывает состояние всего корабля в целом. Обраста. ние корпуса, намокание подвод ной части кораблей, имеющих деревянный корпус и погнутые лопасти гребных винтов, также вызывают повышенный расход топлива. Следует отметить первостепен ное значение правильного веде ния учета и отчетности на ко раблях и в частях. Запущенный или запутанный учет приводит не только к искажению всей картины движения топлива и его запасов, но. в конечном сче те, сводит к нулю все усилия личного состава в борьбе за эконо мию. При приеме топлива и ма сел на корабли необходимо точпо знать, сколько его принято, и точно учитывать, как оно расхо дуется. Хороню поставленный учет в пятой боевой части, где коман диром офицер т. Тихомиров, позволил лепко проследить з* движением топлива и масел на корабле. В результате выполне ния всех мероприятий по сбере жению топлива личный состав этой боевой части добился эконо мии десяти тонн горючего. Успех экономии топлива и масла целиком Зависит от того, насколько весь личный состав корабля или части правильно нацелен на вопросы рациональ ного расходования топлиса и масла, насколько глубоко знают эксплуатационники вверенную им технику и правила, ее эк сплуатации. Инженер-капитан 22 pafira e l c ш а т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz