На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
ft НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 апреля 1947 г , № G4 ( 1 , . На утренней гимнастике Большой значение для т г ровья личного состава имеет утренняя гимнастика. Четверть часа, отведенные на гимнастику рашорядком дня, .должны быть использованы с полней нагруз кой. На линкоре «Архангельск.» утренняя гимнастика проводится под общую команду. На гимна стике присутствуют командиры и физруки подразделений. . Однако не везде это организо вано хорошо. В БЧ-IY гимнастику проводит старший матрос Пече- нив. Он старается, чтобы матро* сы делали зарядку как следует, но его не слушают. Еще в са” мом начале при упражнении «шаг на месте» матрос Афа- насьев заявил, что он «устал». Матрос Пономарев проделывает упражнения вяло, с неохотой. Такие случаи не редкость в БЧ-IV; Зачастую матросы ‘вы* юдят не по форме одетыми. П,тарт>ину сигнальной группы старшину 1 статьи Головченво редко можно увидеть яа утрен ней гимнастике. Он считает свои функции (выполненными, когда убеждается, что весь личный состав грунты вышел из кубри ков. а как проводится гимнасти ка, ои не контролирует. Образцово проводит утреннюю гимнастику подразделение глав ного старшины Устинова. Стар ший матрос Бастраков умело р у ководит упражнениями. Сам Устинов всегда делает гимнасти ку вместе с матросами. Нельзя считать утреннюю гимнастику «мелочью», Нельзя смотреть На укрепление здоровья матросов сквозь пальцы^ За про ведением гимнастики должны строго следить все командиры отделений и в первую очередь— старшины подразделений. Старший натрое Ю. ЛИСИЦЫН. О Отдал приказание — проверь исполнение Дисциплинарный устав Во оруженных Сил Союза ССР тре бует, чтобы каждый начальник добивался безоговорочного выпол нения отданных приказаний. От дельные старшины считают, что следует проверять исполнение только важных приказаний, а обыденные можно оставить я без проверки. Это ошибочное мнение! Устав, как известно, не разграничивает приказания на важные и второ степенные. Проверяя выполнение каждою приказания, командир от деления, вочпервых, дисциплини рует своих подчиненных, а во- вторых, может устранить и ис править возможные ошибки. Это правило хорошо уяснил командир отделения комендоров старшина 1 статьи Лежнев. Его этому на учила сама жизнь. Старший матрос Галкин слу жит на корабле давно, порядки п уставы анает, но выполняет их с холодком. Во время осмотра обмундирования старшина 1 ста- гьц Лежнев приказал Галкину напштг, на. шипели, форменные погоны и об исполнения доло жить. Время шло, а Гаижин не докладывал. Однако Лежнев пом- пил о своем приказании и, выз вав Галкина, спросил: — 'Погоны вы нашили? — Времени не было... Времени у Галкина было впол не достаточно, но он поленился выполнить приказание. Лежнев иравишьно поступил, проверив выполнение отданного им прика зания, по не довел дело до конца. Следовало наложить взыскание неднецшшширо- этого ве на Гавкав» ванэость, а сделал. Несколько рдей спустя, яри подготовке корабля к поводу Лвжаев приказал Галину тща тельно проверить и подготовить орудие. Черев некоторое время матрос доложи об исполнении приказания. 'Когда же Лежнев проверил, то оказалось, что с орудия даже снег ие был сметен. С той норы Лежнев взял се бе за правило: «доверять дсверяй, ио исполнение — про веряй». Именно так и должен поступать нажитый старшина. Тод>ыко тщательная проверка исполнения любого отданного приказания, пусть самого незна- чительиого, щхкучает подчинен ных уважать распорядок и уста вы. И глубоко ошибаются те старшины груш и командиры оттелений, которые не контро лируют, как выполняются отдан ные приказания, или совершенно но интересуются результатами. Всей команде нашего корабля памятен случай, ирадоитедапий в прошлую летнюю кампанию, ког да в момент открытия, зенитного огня отказало орудие старшины 2 статьи Канина. Причиной задержки было то, что матрос Лепйпякш не смазал снаряды, о чего о*у было приказано, а командир отделении ие проверил своего приказания. В результате этого едва не была сорвана сдача задачи. Старшина 2 статьи И. НЕФЕДОВ. : По следам наших выступлений „После отбоя ива собрании офйцфов я отдельно ва собрании стараии'н корабля. •Пришпы срочные меры) по уст ранению указ-амнььх в статье пе- «достаток». И з боевого опыта В о з д у ш н а я р а з в е д к а прибрежнмх районов Заметим под таким заголовком была помещена в газете «На отрг„ же Зайолярьдо за 26 марта. Командир корабля сообщает: «Факты, отмеченные в статье, зерен* Статья разбиралась на Летчикам нашей части во вре мя войны приходилось вести ак тивную дневную и ночную раз' ведку побережья противника. Совершены сотни боевых выле тов. - Район боевых действий беден характерными ориентирами. Пе- ред глазами летчика простирают ся десятки друг на друга похо жих озер и речек. Частые тума* ны, снежные заряды затрудняют полет и ориентировку, но с гог мощью пеленгаторов, маяков и других технических средств мы с успехом вели разведку. Для успешного ведения разведки, в этих условиях летчик обязан на" память помнить район полетов. Например, пилопу-гевероморцу нужно обстоятельно знать даже такие мелочи, как отдельно стоя" щие домики, характерные уступы скал, выброшенный на берег ко рабль и т. д. Вспоминаю, как однажды, возвращаясь с полета, я попал в снегопад и вынужден был снизиться до бреющего по лета, оторваться от береговой черты и уйти мористее. Види мость не превышала и 500 мет- рое. Пройдя по расчету времени, я развернулся, рассчитывая вой ти в Кольский залив, но черев двадцать минут полета заметил берег. Где же Кольский залив? Справа или слева? Горючее было на исходе. Выйдя на береговую черту, я §аметил рыбачий домик, который надел еще в предыду щие полеты и знал, что он на ходится западнее залива, уве* ренно взял курс на свой аэро- дром. Но безукоризненно знать необ* ходимо не только свой район, а я характерные особенности вра жеского побережья. Детальное знание театра помогает развед чику успешно искать корабли противника, точно определять их координаты. Важно напомнить молодому летному составу, что враг, прово- дя свои конвои вдоль побережья Северной Норвегии, для скрытнс- сии использовал фиорды и шхеры. Располагая данными метеосводок, противник старался продвигать свои конвои, как правило, толь* ко в плохую погоду. Е этому его принуждали удары наших летчи ков. Нередки были случаи, ког да враг из-за боязни быть на стигнутым нашими самолетами подолгу отстаивался в отдален ных фиордах и базах, ожидая неблагоприятной для полетов по годы. Но ничто не спасло его от метких ударов торпедоносцев и штурмовиков. Как только погода ухудшалась, на разведку побе режья непрерывно уходили само лет за самолетом, пилотируемые опытными летчвгками-развед- чиками. Воздушная разведка побережья противника значительно усложня лась еще и тем, что причудливо изрезанная береговая черта явля лась хорошей маскировкой для конвоев, так как корабль, подоИ- дя к берету, становился почти пезаметпым даже с малых высот, сливаясь с фолом берега. П озфо " му в плохую погоду’ нужно осо бенно тщательно осматривать все фиорды и пгхеры. Это особен но важно в тех случаях, когда наша авиация разбивала поход ный ордер вражеских кораблей, и проггавпик старался проводит! их по одному вдоль побережья, прикрываясь береговыми батат реями. В таких случаях развед чику необходимо тщательно про верять каждый фиорд, пролив я остров, за которыми могут укры ваться корабли. Разведчик обязан все ви деть, Bfee замечать, н* все мелочи обращать внимание. Од нажды нага летчик, пролетая над фиордом на низкой высоте, заме тил множество масляных пятен. У него возникло подозрение: от куда эти масляные пятна? Усилив наблюдение, ему вскоре удалось обнаружить вражеские корабли. Об этом немедленно былр сообщено на базу. Зоркость разведчика помогает зачастую распознавать замысел врага. В один из обычных лет ных дней мне пришлось итти на разведку после своего товари ща. По его данным я знал, что на посадочной площадке «С» не было самолетов противника. Но я решил еще раз- просмотреть эту площадку. Здесь оказались недавно приземлившиеся истре бители противника. Это позволи ло мне сделать вывод, что вско ре в этом районе ожидается пр<г водка 'Юонвоя. Эти предположе ния в ближайшее время подтвер" дились. О том, как важно для развед чика асе видеть и обо всем До кладывать командованию, говорит и второй пример. Идя однажды вдоль береговой черты, я заметил на одном из мысов кучи бревен и штабеля кирпичей. Прилетев домой, я доложил об этом коман дованию. На второй день я вновь заглянул на это место. Здесь уже копались ямы и траншей. Я за* снял эту картину. После дешиф ровали снимков нам стало ясно, что в этом месте устанавливается батарея' противника. Хочется напомнить еще об од“ ном важном моменте в работе разведчика. Ни при каких об стоятельствах не следует торо питься передавать на базу место конвоя, его курс и скорость, если оя заведомо не уверен в точности своих наблюдений. К каким неже лательным результатам иногда приводит ненужная поспешность летчика, говорит следующий факт. Молодой пилот тов. К., вы летев па разведку прибрежном района, обнаружил конвой. Не уточнив его курс и скорость, он поспешил передать эти сведения на базу. Через некоторое время яа доразведку вылетел второй самолет, но ио этим данным не мог найти конвоя. И только спу стя некоторое время, второму пи" лоту асе же удалось обнаружить вражеские корабли. Время было потеряно, и это отразилось на эффективности удара. Хитрости и коварству врага разведчик обязан противопоста вить свою смет*?, находчивость. Во время войны были нередки случаи, когда противник старал ся своими действиями ввести наг. в заблуждение. Бывало, наши самолеггы обнаруживали конвой противппка у береговой черты се скоростью в 7 — 8 узлов. Вы* летевший на доразведку второй самолет через определенное вре мя полета по расчету в указан ном квадрате конвоя не находил. Впоследствии оказалось, что противник для того, чтобы не быть наспитутым нашей авиа цией, маневрировал ходами: те замедлял его, то ускорял до 11— 12 узлов. В таких случаях поиск конвоя следует производить из расчета на максимальный ход ко раблей. Нет спору, что в хорошую по году разведчику лепко обнару жить конвой с высоты 3 — 4 тысячи метров, как бы он ни ма неврировал ходом или маскиро вался в фиордах. Но в плохую погоду это .сделать гораздо труд нее и здесь необходимо учиты вать тактические приемы врага. •В ясную, безоблачную погоду при разведке побережья у раз ведчика есть возможность осмот реть значительную поверхность воды и береговой черты, и от его т а з не уокогьзнет не толь ко конвой, ио и отдельно идущий корабль. При об лачности 8 — 10 баллов не вы ше 3500— 4000 метра развод" чику рекомендуется итти под облачностью, маскируясь ею и укрываясь от истребителей и 31 противника. Облачность, как ближайшего союзника разведчика, необходимо научиться грамотно использовать в своих интересах. В облаках нельзя долго итти по прямой, ибо разведчика засекают радиолокационные установки нро- тивдика. Поэтому при длитель ных полетах в облаках необхо димо через 1— 2 минуты менять курс и высоту. При выходе из облаков летчик обязан, прежде всего, осмотреться, а затем искать цель. В противном случае, плохая осмотрительность может привести его к нежелательным послед ствиям. Приведу пример. Летчик С., пролетая вдоль береговой черты, долго шея в облаках, не меняя курса. Затем он вышел из облачности и увидел щущие сзади трассы пуль. Ол поспешил тем же курсом уйти в облака. Но понимая в чем дело, С. вновь вышел из облачности прежним курсом, п-о сильный удар по хво сту машипы заставил его опять уйти за облака. Ему пришлось взять курс па аэродром, не вы полнив задания. Успех воздушной разведки за висит от натренированности лет чика. Поэтому сейчас необходи мо, чтобы каждый экипаж в учебном полете в районе аэродро ма замечал, где и какие стоят корабли, в каком порядке, сколь ко из них под парами, учиться определять с воздуха с различ ных высот курс корабля, класс его, скорость и тоннаж, учиться распознавать количество самоле тов на аэродроме и их типы, а после посадки проверять свои наблюдения у опытных развод-, чиков, 1 , , Лейтенант С. ПАИКРАШИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz