На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

ft НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 апреля 1947 г , № G4 ( 1 , . На утренней гимнастике Большой значение для т г ровья личного состава имеет утренняя гимнастика. Четверть часа, отведенные на гимнастику рашорядком дня, .должны быть использованы с полней нагруз­ кой. На линкоре «Архангельск.» утренняя гимнастика проводится под общую команду. На гимна­ стике присутствуют командиры и физруки подразделений. . Однако не везде это организо­ вано хорошо. В БЧ-IY гимнастику проводит старший матрос Пече- нив. Он старается, чтобы матро* сы делали зарядку как следует, но его не слушают. Еще в са” мом начале при упражнении «шаг на месте» матрос Афа- насьев заявил, что он «устал». Матрос Пономарев проделывает упражнения вяло, с неохотой. Такие случаи не редкость в БЧ-IV; Зачастую матросы ‘вы* юдят не по форме одетыми. П,тарт>ину сигнальной группы старшину 1 статьи Головченво редко можно увидеть яа утрен­ ней гимнастике. Он считает свои функции (выполненными, когда убеждается, что весь личный состав грунты вышел из кубри­ ков. а как проводится гимнасти­ ка, ои не контролирует. Образцово проводит утреннюю гимнастику подразделение глав­ ного старшины Устинова. Стар­ ший матрос Бастраков умело р у ководит упражнениями. Сам Устинов всегда делает гимнасти­ ку вместе с матросами. Нельзя считать утреннюю гимнастику «мелочью», Нельзя смотреть На укрепление здоровья матросов сквозь пальцы^ За про­ ведением гимнастики должны строго следить все командиры отделений и в первую очередь— старшины подразделений. Старший натрое Ю. ЛИСИЦЫН. О Отдал приказание — проверь исполнение Дисциплинарный устав Во­ оруженных Сил Союза ССР тре­ бует, чтобы каждый начальник добивался безоговорочного выпол­ нения отданных приказаний. От­ дельные старшины считают, что следует проверять исполнение только важных приказаний, а обыденные можно оставить я без проверки. Это ошибочное мнение! Устав, как известно, не разграничивает приказания на важные и второ­ степенные. Проверяя выполнение каждою приказания, командир от­ деления, вочпервых, дисциплини­ рует своих подчиненных, а во- вторых, может устранить и ис­ править возможные ошибки. Это правило хорошо уяснил командир отделения комендоров старшина 1 статьи Лежнев. Его этому на­ учила сама жизнь. Старший матрос Галкин слу­ жит на корабле давно, порядки п уставы анает, но выполняет их с холодком. Во время осмотра обмундирования старшина 1 ста- гьц Лежнев приказал Галкину напштг, на. шипели, форменные погоны и об исполнения доло­ жить. Время шло, а Гаижин не докладывал. Однако Лежнев пом- пил о своем приказании и, выз­ вав Галкина, спросил: — 'Погоны вы нашили? — Времени не было... Времени у Галкина было впол­ не достаточно, но он поленился выполнить приказание. Лежнев иравишьно поступил, проверив выполнение отданного им прика­ зания, по не довел дело до конца. Следовало наложить взыскание неднецшшширо- этого ве на Гавкав» ванэость, а сделал. Несколько рдей спустя, яри подготовке корабля к поводу Лвжаев приказал Галину тща­ тельно проверить и подготовить орудие. Черев некоторое время матрос доложи об исполнении приказания. 'Когда же Лежнев проверил, то оказалось, что с орудия даже снег ие был сметен. С той норы Лежнев взял се­ бе за правило: «доверять дсверяй, ио исполнение — про­ веряй». Именно так и должен поступать нажитый старшина. Тод>ыко тщательная проверка исполнения любого отданного приказания, пусть самого незна- чительиого, щхкучает подчинен­ ных уважать распорядок и уста­ вы. И глубоко ошибаются те старшины груш и командиры оттелений, которые не контро­ лируют, как выполняются отдан­ ные приказания, или совершенно но интересуются результатами. Всей команде нашего корабля памятен случай, ирадоитедапий в прошлую летнюю кампанию, ког­ да в момент открытия, зенитного огня отказало орудие старшины 2 статьи Канина. Причиной задержки было то, что матрос Лепйпякш не смазал снаряды, о чего о*у было приказано, а командир отделении ие проверил своего приказания. В результате этого едва не была сорвана сдача задачи. Старшина 2 статьи И. НЕФЕДОВ. : По следам наших выступлений „После отбоя ива собрании офйцфов я отдельно ва собрании стараии'н корабля. •Пришпы срочные меры) по уст­ ранению указ-амнььх в статье пе- «достаток». И з боевого опыта В о з д у ш н а я р а з в е д к а прибрежнмх районов Заметим под таким заголовком была помещена в газете «На отрг„ же Зайолярьдо за 26 марта. Командир корабля сообщает: «Факты, отмеченные в статье, зерен* Статья разбиралась на Летчикам нашей части во вре­ мя войны приходилось вести ак­ тивную дневную и ночную раз' ведку побережья противника. Совершены сотни боевых выле­ тов. - Район боевых действий беден характерными ориентирами. Пе- ред глазами летчика простирают­ ся десятки друг на друга похо­ жих озер и речек. Частые тума* ны, снежные заряды затрудняют полет и ориентировку, но с гог мощью пеленгаторов, маяков и других технических средств мы с успехом вели разведку. Для успешного ведения разведки, в этих условиях летчик обязан на" память помнить район полетов. Например, пилопу-гевероморцу нужно обстоятельно знать даже такие мелочи, как отдельно стоя" щие домики, характерные уступы скал, выброшенный на берег ко­ рабль и т. д. Вспоминаю, как однажды, возвращаясь с полета, я попал в снегопад и вынужден был снизиться до бреющего по­ лета, оторваться от береговой черты и уйти мористее. Види­ мость не превышала и 500 мет- рое. Пройдя по расчету времени, я развернулся, рассчитывая вой­ ти в Кольский залив, но черев двадцать минут полета заметил берег. Где же Кольский залив? Справа или слева? Горючее было на исходе. Выйдя на береговую черту, я §аметил рыбачий домик, который надел еще в предыду­ щие полеты и знал, что он на­ ходится западнее залива, уве* ренно взял курс на свой аэро- дром. Но безукоризненно знать необ* ходимо не только свой район, а я характерные особенности вра­ жеского побережья. Детальное знание театра помогает развед­ чику успешно искать корабли противника, точно определять их координаты. Важно напомнить молодому летному составу, что враг, прово- дя свои конвои вдоль побережья Северной Норвегии, для скрытнс- сии использовал фиорды и шхеры. Располагая данными метеосводок, противник старался продвигать свои конвои, как правило, толь* ко в плохую погоду. Е этому его принуждали удары наших летчи­ ков. Нередки были случаи, ког­ да враг из-за боязни быть на­ стигнутым нашими самолетами подолгу отстаивался в отдален­ ных фиордах и базах, ожидая неблагоприятной для полетов по­ годы. Но ничто не спасло его от метких ударов торпедоносцев и штурмовиков. Как только погода ухудшалась, на разведку побе­ режья непрерывно уходили само­ лет за самолетом, пилотируемые опытными летчвгками-развед- чиками. Воздушная разведка побережья противника значительно усложня­ лась еще и тем, что причудливо изрезанная береговая черта явля­ лась хорошей маскировкой для конвоев, так как корабль, подоИ- дя к берету, становился почти пезаметпым даже с малых высот, сливаясь с фолом берега. П озфо " му в плохую погоду’ нужно осо­ бенно тщательно осматривать все фиорды и пгхеры. Это особен­ но важно в тех случаях, когда наша авиация разбивала поход­ ный ордер вражеских кораблей, и проггавпик старался проводит! их по одному вдоль побережья, прикрываясь береговыми батат реями. В таких случаях развед­ чику необходимо тщательно про­ верять каждый фиорд, пролив я остров, за которыми могут укры­ ваться корабли. Разведчик обязан все ви­ деть, Bfee замечать, н* все мелочи обращать внимание. Од­ нажды нага летчик, пролетая над фиордом на низкой высоте, заме­ тил множество масляных пятен. У него возникло подозрение: от­ куда эти масляные пятна? Усилив наблюдение, ему вскоре удалось обнаружить вражеские корабли. Об этом немедленно былр сообщено на базу. Зоркость разведчика помогает зачастую распознавать замысел врага. В один из обычных лет­ ных дней мне пришлось итти на разведку после своего товари­ ща. По его данным я знал, что на посадочной площадке «С» не было самолетов противника. Но я решил еще раз- просмотреть эту площадку. Здесь оказались недавно приземлившиеся истре­ бители противника. Это позволи­ ло мне сделать вывод, что вско­ ре в этом районе ожидается пр<г водка 'Юонвоя. Эти предположе­ ния в ближайшее время подтвер" дились. О том, как важно для развед­ чика асе видеть и обо всем До­ кладывать командованию, говорит и второй пример. Идя однажды вдоль береговой черты, я заметил на одном из мысов кучи бревен и штабеля кирпичей. Прилетев домой, я доложил об этом коман­ дованию. На второй день я вновь заглянул на это место. Здесь уже копались ямы и траншей. Я за* снял эту картину. После дешиф­ ровали снимков нам стало ясно, что в этом месте устанавливается батарея' противника. Хочется напомнить еще об од“ ном важном моменте в работе разведчика. Ни при каких об­ стоятельствах не следует торо­ питься передавать на базу место конвоя, его курс и скорость, если оя заведомо не уверен в точности своих наблюдений. К каким неже­ лательным результатам иногда приводит ненужная поспешность летчика, говорит следующий факт. Молодой пилот тов. К., вы­ летев па разведку прибрежном района, обнаружил конвой. Не уточнив его курс и скорость, он поспешил передать эти сведения на базу. Через некоторое время яа доразведку вылетел второй самолет, но ио этим данным не мог найти конвоя. И только спу­ стя некоторое время, второму пи" лоту асе же удалось обнаружить вражеские корабли. Время было потеряно, и это отразилось на эффективности удара. Хитрости и коварству врага разведчик обязан противопоста­ вить свою смет*?, находчивость. Во время войны были нередки случаи, когда противник старал­ ся своими действиями ввести наг. в заблуждение. Бывало, наши самолеггы обнаруживали конвой противппка у береговой черты се скоростью в 7 — 8 узлов. Вы* летевший на доразведку второй самолет через определенное вре­ мя полета по расчету в указан­ ном квадрате конвоя не находил. Впоследствии оказалось, что противник для того, чтобы не быть наспитутым нашей авиа­ цией, маневрировал ходами: те замедлял его, то ускорял до 11— 12 узлов. В таких случаях поиск конвоя следует производить из расчета на максимальный ход ко­ раблей. Нет спору, что в хорошую по­ году разведчику лепко обнару­ жить конвой с высоты 3 — 4 тысячи метров, как бы он ни ма­ неврировал ходом или маскиро­ вался в фиордах. Но в плохую погоду это .сделать гораздо труд­ нее и здесь необходимо учиты­ вать тактические приемы врага. •В ясную, безоблачную погоду при разведке побережья у раз­ ведчика есть возможность осмот­ реть значительную поверхность воды и береговой черты, и от его т а з не уокогьзнет не толь­ ко конвой, ио и отдельно идущий корабль. При об­ лачности 8 — 10 баллов не вы­ ше 3500— 4000 метра развод" чику рекомендуется итти под облачностью, маскируясь ею и укрываясь от истребителей и 31 противника. Облачность, как ближайшего союзника разведчика, необходимо научиться грамотно использовать в своих интересах. В облаках нельзя долго итти по прямой, ибо разведчика засекают радиолокационные установки нро- тивдика. Поэтому при длитель­ ных полетах в облаках необхо­ димо через 1— 2 минуты менять курс и высоту. При выходе из облаков летчик обязан, прежде всего, осмотреться, а затем искать цель. В противном случае, плохая осмотрительность может привести его к нежелательным послед­ ствиям. Приведу пример. Летчик С., пролетая вдоль береговой черты, долго шея в облаках, не меняя курса. Затем он вышел из облачности и увидел щущие сзади трассы пуль. Ол поспешил тем же курсом уйти в облака. Но понимая в чем дело, С. вновь вышел из облачности прежним курсом, п-о сильный удар по хво­ сту машипы заставил его опять уйти за облака. Ему пришлось взять курс па аэродром, не вы­ полнив задания. Успех воздушной разведки за­ висит от натренированности лет­ чика. Поэтому сейчас необходи­ мо, чтобы каждый экипаж в учебном полете в районе аэродро­ ма замечал, где и какие стоят корабли, в каком порядке, сколь­ ко из них под парами, учиться определять с воздуха с различ­ ных высот курс корабля, класс его, скорость и тоннаж, учиться распознавать количество самоле­ тов на аэродроме и их типы, а после посадки проверять свои наблюдения у опытных развод-, чиков, 1 , , Лейтенант С. ПАИКРАШИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz