На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
О некоторых недостатках в проведении политических занятий 2. Самостоятельно© чтение. Беседа. Директива о политикс-зоспига- (тельной работе с солдатами, мат росами и сержантами Вооружен ных С м Союза СОР по поводу за дач самостоятельной работы на политических занятиях творит: «Задача—помочь солдатам, матро сам, сержантам и старшинам луч ше усвоить рассказ руководителя, научить умению самостоятельно пользоваться книгой и правильно вести заимев прочитанного». От правильной методики про" ведения самостоятельной «работы зависит точное выполнение этих задач. В подразделениях имеются ошибки в организации само стоятельной работы, а руко водители семинаров не учагг груп поводов, как организовать этот вид учебного процесса. Групповод офицер Лесовой ре шил самостоятельное чтение по теме: «Государственное устройст во СССР» организовать в двух помещениях, расположенных одно от другого в нескольких десятках метров. Групповод только и сумел делать, что бегал от одного поме щения к другому. Помощник труп- повода на занятиях не был ис пользован. В одной из этих групп по указанию руководителя читал солдат Азаев. Малограмотный товарищ, Азаев читал по скла дам, с неправильными- ударения ми в словах и с бесчисленным количеством оговорок. Солдаты лишь успевали поправлять т. Азаева, совершенно не вникая в существо прочитанного. Сам групповод не считал нужным подробно отвечать слушателям на непонятные вопросы, ограни чиваясь поверхностными сужде ниями. Один из солдат обратился к групповоду с вопросом: «Что такое социализм в быту?» Групповод ответил: «Вот, в призеру, семья Коробовых. Был он простым рабочим, а сейчас— большой нагаальиик. Это и значит социализм в быту». Такой ответ ничего, кроме недоумения, вы звать не может. В другой группе этой же вошгекой части групповод посту пил так. На занятиях присутство вало 39 человек. Руководитель, пмея в своем распоряжении 11 брошюр, роздал их, образовав группы из 3— 4 человек с тем, чтобы каждый самостоятельно чи тал вслух. Получилось громкое чтение 39 человек в одной ма ленькой комнате, причем каждый старался читать погромче, чтобы хоть самому слышать, что он чи тает. Ни о какой записи и кон сультации групповода не могло быть и речи. Офицер т. Ирхов на самостоя тельном чтении по теме: «Обще ственное устройство СССР» сам читал соответствующие разделы брошюры т. Карпинского. После окончания чтения групповод роз дал тетради и оказал: «Теперь, товарищи, давайте конспектиро вать». И начал диктовать. Таким образом, конспектирование превра тилось в диктант. Но текст дик танта заранее не был подготовлен. Поэтому некоторые важные поло жении групповод формулировал неточно. На самостоятельное чте ние по этой теме отводилось 4 ча са. Групповод за это время ве ус пел закончить диктант и перенес его на вечер. Таких примеров неправильной методики самостоятельного чтения можно привести немало. Но имеет ся много групп, в которых само стоятельное чтение проводится правильно. Групповод офицер Серебряков хорошо организует Ьамоотоятелг- ное чтение. В этой группе на каждые два человека была брошю ра т. Карпинского, и все слушате ли читали самостоятельно, не мешая друг другу. Каждый вел конспект. Следуёт отметить, как недостаток групповода, что он на занятии мало учил слушате лей вести конспект. При недостатке литературы рекомендуется организовать громкое чтение книги грамотным слушателем, причем групповод должен заранее указать, где необходимо остановиться чтецу для того, чтобы слушатели мог ли кратко записать себе прочи танное и выяснить непонятные для них вопросы. В конце заня тия необходимо оставить 10— 15 минут для того, чтобы на опыте конспектирования слушателей показать правильность или оши бочность в ведении конспекта. ☆ -Ат ☆ Беседа проводится для того, чтобы расширить и закрепить знания обучаемых. Руководитель должен вести беседу в форме жи вого обсуждения основных во просов темы. Не всегда получается живое , собеседование потому, что труп* j поводы часто ставят такие во просы, на которые слушатели могут дать только односложные ответы. Офицер Гусев, проводя беседу в группе, не поставил перед слушателями основных вопросов темы, зато поставил свыше 25 второстепенных вопросов. Вот отрывок из беседы тов. Гусева с обучаемыми: Групповод: — Чем является конституция и что она отра" жает? — скажите, т. Третьяков. Третьяков: — Конституция от ражает наши завоевания. Групповод:------А вы скажите, будет - ги действовать данная конституция при коммунизме? Третьяков: — Нет. Групповод: — Правильно. Пе рейдем дальше. Что является высшим органом государственной власти? — Кипров, ответьте. Кипров: — Верховный Совет COOP, состоящий из двух палат. Групповод: — А что вы ска жете о правах Верховного Совета? Кипров: — Верховный Совет издает законы. Групповод: — Хорошо, Сади тесь. Перейдем дальше... В таком же духе продолжает ся и дальше. Получилась не бе седа, а опрос, полный неточно стей в постановке вопросов и односложных путаных ответов. Следует обратить внимание на одну методическую «мелочь». Многие групповоды ставят во прос примерно так: «Товарищ Иванов, какова роль партии Ленина — Сталина в Вели кой Отечественно! войне?». Здесь сначала вызывается слу шатель, затем ему задается вопрос. Такой метод неправи лен, потому что, во-первых, застает «врасплох» слушателя и не дает ему возможности сосредоточиться, а, во-вторых, выключает всю аудиторию из активного мышления. Нужно сперва поставить вопрос перед аудиторией. Желательно даже повторить его, чтобы слушатели поняли вопрос. Затем выждать минуту-две, чтобы дать воз можность каждому продумать ответ, а потом у ж спросить желающих ответить. Если желаю щих нет, вызвать по списку. Такой метод значительно повы сит активность. , В конце обсуждения узлового вопроса групповод должен дать краткое заключение по этому вопросу, а в конце темы — за ключение по всей теме с харак теристикой подготовки группы и отдельных слушателей к заня тиям в течение всей этой темы, по формам учебного процесса — рассказу, самостоятельному чте нию и бесете. Майор Я. БЯЛЫЙ. Матросы обсуждают роман „Молодая гвардия” Самый большой п просторный кубрик корабля наполнен доот- каза. Сегодня, в воскресный день, сюда собрались все, кто был свободен от вахты, чтобы прослушать доклад лектора Мур манского лекционного бюро тов. Старченко о романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Уже одно это — яркое свидв- тегьцтво огромного интереса, который проявляют матросы и старшины к этому выдающемуся произведению советской литера туры. Книга Фадеева переходила из рук в руки, се читали все. Узнав о лекпин, сюда пришли матросы даже с других, рядом стоящих кораблей. С неослабе вающим интересом присутствую щие прослушахи лекцию, прочь” тайную простым и понятным для всех языком. Многие ив присутствующих приняли ожив- генное участие в обсуждении. Матрос Максимов сжато и точ но дал характеристику душевных и волевых качеств одного из ге роев романа.— Сергея Тюленина. Старшина 2 статьи Рулев сказал: — «Молодая гвардия» — боль шая удача советского писателя А. Фадеева. Эта книга пользует ся заслуженным успехом у нашей молодежи, которая на примере подвигод героев-консомольцсв Краснодона учится мужеству и преданности, беззаветной любви и служению Родине. Присутствующие от души по благодарили т. Старчеиво за сот держательную лекцию и вырази ли жегшие, чтобы такие полез* ные мероприятия, как литера турные вечера и обсуждение луших произведений советских писателей, устраивались чаще. Старшин матрос А . РЫЖОВ. Неустанно повышать — лыжное мастерство Что показали спортивные соревнования 13 -го „Праздника С ев ер а " Пять дней шла упорная борьба между участниками 13-го традиционного «Праздни ка Севера». Свыше трехсот хучпгих лыжников страны и Мурманской области оспари вали лыжное первенство. Яс ная и морозная погода во мно гом способствовала спортивным соревнованиям. В этом году «Праздник Се вера» был самым большим как по количеству частников, так и по. обширной программе. Участие в нем сильнейших лыжников Советского Союза дало возможность лыжникам Мурманской области проверить свои силы и поучиться у ма стеров. Команда североморцев, вы ступавшая в этих соревнова ниях по первой группе среди сборных команд городов север ной эоны, показала себя с хо рошей стороны н заняла общее второе место, опередив коман ды Ленинградской области, Архангельска, сборную команду Мурманска. Результаты отдель ных участников команды севе роморцев очень высоки. Особо следует отметить успех млад шего лейтенанта Алаева. Его победа в соревнованиях и по лучение высокого звания абсо лютного чемпиона 13-го «Праздника Севера»— 'резуль тат упорного труда. Алаев — лыжник, владеющий как ско ростной, так и горной техни кой. Немного от него отстал и молодой лыжник Северного флота матрос Самодуров. Вне всякого сомнения, их мож но считать сильнейшими лыж никами флота. Как и сгедовало ожидать, в ( горных видах соревнования — * в слаломе и скоростном спу ске — сильнейшим был стар шина 1 статьи Шаганав. Это вполпе сложившийся горно лыжник, могущий стоять на равне с признанными мастера ми спорта. Выступавшие в команде североморцев старший сержант Карпов, старшина 1 статьи Шутин, старший ьат- рос Семенов и матрос Зайдев значительно улучшил свои показатели и способствовали успеху команды. Весь мужской состав гомл|Г ды Северного флота представ лял из себя крепкий коллек тив, который достойно защи щал честь Северного фгога. Несколько хуже показатели, достигнутые женщинами, за исключением вольнонаемных Дьячковой и Серковой. Женщи ны Северного флота выступа ли недостаточно подготовлен ными, в силу чего их резуль таты были невысоки и в зна чительной мере снизили об щий результат команды. Команда Северного флота и г за отсутствия женщин не вы- . шла на старт женской эстафе- | ты 4 x 5 , что также ухудшило успех североморцев. Этот слу чай гишний рае подчерки вает, что среди женщин на Северном флоте не ведется учебно-гренировочной работы. Участвуя в соревнованиях, лыжники Северного флота по лучили очень много пользы, Они увидели свои слабые сто- ; |- роны, над устранением кото рых им в следующем зимнем сезюне надо будет поработать. Главный судья «Праздника Севера» старший лейтенант А. ГУЛЯЕВ. Массовые лыжные соревнования В лыжных соревнованиях на личное первенство в десятикило метровой дистанции по пересе ченной местности приняло уча стие 70 процентов личного соста ва подразделения лейтенанта Пе стель. Соревнования показали, что основная масса матросов не плохо владеет лыжным спортом. Младший сержант Модин, заняв ший первое место, прошел 10 км. за 39 мин. 30 сек. Старший мат рос Захаров уступил Модину на 33 сек., матрос Щукин оказался на 3 месте, пройдя эту дистан цию аа 41 мин. 20 сек. Все лыжники, за исключени ем одного, сдали норму на значок ГТО 1 ступени в ходьбе на лы жах на 10 км. Лейтенант Г. НЕСТЕРОВ. О Работой столовой матросы довольны В подразделении офицера т. Кочегарова хорошо организовано питание личного состава. Много труда и заботы вложил в работу продпищеблока офицер т. Куни цын, который ежедневно заботит ся о том, чтобы все положенное по норме каждый матрос получил полностью. Продукты всегда доб рокачественные, пища готовится во-время и вкусно, а сам т. Ку ницын присутствует при приеме пищи личным составом, инте ресуется его запросами. Заведующий столовой главный старшина Петрищев проявляет заботу о том, чтобы пища была приготовлена согласно меню- раскладки и во-время, чтобы в столовой и на камбузе была чи стота и порядок. А кок матрос Пипьевскпй готовит пищу разно* образной и вкусной. Г. ГОЛОВЧЕНКО. ЗАСЛУЖЕННЫЕ ПООЩРЕНИЯ Минер Федор Зеленцов в июпе прошлого года пришел на корабль неопытным матросом. С первых же дней он стал внимательно относиться ко всем об’яснениям и указаниям своего командира, вникать во вое детали вверенного заводывани», прислушиваться к советам старослужащих, знающих свое дело матросов. За первые три месяца матрос Зеленцов осво ил вверенную ему технику. В этом году Федор Зеленцов получил 6 благодарностей. Четы ре из них за от.тичное знание s сбережение вверенной техники, две — за образцовое несение вах тенной службы. Старшина 1 статьи С. БЫНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz