На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

О некоторых недостатках в проведении политических занятий 2. Самостоятельно© чтение. Беседа. Директива о политикс-зоспига- (тельной работе с солдатами, мат­ росами и сержантами Вооружен­ ных С м Союза СОР по поводу за­ дач самостоятельной работы на политических занятиях творит: «Задача—помочь солдатам, матро­ сам, сержантам и старшинам луч­ ше усвоить рассказ руководителя, научить умению самостоятельно пользоваться книгой и правильно вести заимев прочитанного». От правильной методики про" ведения самостоятельной «работы зависит точное выполнение этих задач. В подразделениях имеются ошибки в организации само­ стоятельной работы, а руко­ водители семинаров не учагг груп­ поводов, как организовать этот вид учебного процесса. Групповод офицер Лесовой ре­ шил самостоятельное чтение по теме: «Государственное устройст­ во СССР» организовать в двух помещениях, расположенных одно от другого в нескольких десятках метров. Групповод только и сумел делать, что бегал от одного поме­ щения к другому. Помощник труп- повода на занятиях не был ис­ пользован. В одной из этих групп по указанию руководителя читал солдат Азаев. Малограмотный товарищ, Азаев читал по скла­ дам, с неправильными- ударения­ ми в словах и с бесчисленным количеством оговорок. Солдаты лишь успевали поправлять т. Азаева, совершенно не вникая в существо прочитанного. Сам групповод не считал нужным подробно отвечать слушателям на непонятные вопросы, ограни­ чиваясь поверхностными сужде­ ниями. Один из солдат обратился к групповоду с вопросом: «Что такое социализм в быту?» Групповод ответил: «Вот, в призеру, семья Коробовых. Был он простым рабочим, а сейчас— большой нагаальиик. Это и значит социализм в быту». Такой ответ ничего, кроме недоумения, вы­ звать не может. В другой группе этой же вошгекой части групповод посту­ пил так. На занятиях присутство­ вало 39 человек. Руководитель, пмея в своем распоряжении 11 брошюр, роздал их, образовав группы из 3— 4 человек с тем, чтобы каждый самостоятельно чи­ тал вслух. Получилось громкое чтение 39 человек в одной ма­ ленькой комнате, причем каждый старался читать погромче, чтобы хоть самому слышать, что он чи­ тает. Ни о какой записи и кон­ сультации групповода не могло быть и речи. Офицер т. Ирхов на самостоя­ тельном чтении по теме: «Обще­ ственное устройство СССР» сам читал соответствующие разделы брошюры т. Карпинского. После окончания чтения групповод роз­ дал тетради и оказал: «Теперь, товарищи, давайте конспектиро­ вать». И начал диктовать. Таким образом, конспектирование превра­ тилось в диктант. Но текст дик­ танта заранее не был подготовлен. Поэтому некоторые важные поло­ жении групповод формулировал неточно. На самостоятельное чте­ ние по этой теме отводилось 4 ча­ са. Групповод за это время ве ус­ пел закончить диктант и перенес его на вечер. Таких примеров неправильной методики самостоятельного чтения можно привести немало. Но имеет­ ся много групп, в которых само­ стоятельное чтение проводится правильно. Групповод офицер Серебряков хорошо организует Ьамоотоятелг- ное чтение. В этой группе на каждые два человека была брошю­ ра т. Карпинского, и все слушате­ ли читали самостоятельно, не мешая друг другу. Каждый вел конспект. Следуёт отметить, как недостаток групповода, что он на занятии мало учил слушате­ лей вести конспект. При недостатке литературы рекомендуется организовать громкое чтение книги грамотным слушателем, причем групповод должен заранее указать, где необходимо остановиться чтецу для того, чтобы слушатели мог­ ли кратко записать себе прочи­ танное и выяснить непонятные для них вопросы. В конце заня­ тия необходимо оставить 10— 15 минут для того, чтобы на опыте конспектирования слушателей показать правильность или оши­ бочность в ведении конспекта. ☆ -Ат ☆ Беседа проводится для того, чтобы расширить и закрепить знания обучаемых. Руководитель должен вести беседу в форме жи­ вого обсуждения основных во­ просов темы. Не всегда получается живое , собеседование потому, что труп* j поводы часто ставят такие во­ просы, на которые слушатели могут дать только односложные ответы. Офицер Гусев, проводя беседу в группе, не поставил перед слушателями основных вопросов темы, зато поставил свыше 25 второстепенных вопросов. Вот отрывок из беседы тов. Гусева с обучаемыми: Групповод: — Чем является конституция и что она отра" жает? — скажите, т. Третьяков. Третьяков: — Конституция от­ ражает наши завоевания. Групповод:------А вы скажите, будет - ги действовать данная конституция при коммунизме? Третьяков: — Нет. Групповод: — Правильно. Пе­ рейдем дальше. Что является высшим органом государственной власти? — Кипров, ответьте. Кипров: — Верховный Совет COOP, состоящий из двух палат. Групповод: — А что вы ска­ жете о правах Верховного Совета? Кипров: — Верховный Совет издает законы. Групповод: — Хорошо, Сади­ тесь. Перейдем дальше... В таком же духе продолжает­ ся и дальше. Получилась не бе­ седа, а опрос, полный неточно­ стей в постановке вопросов и односложных путаных ответов. Следует обратить внимание на одну методическую «мелочь». Многие групповоды ставят во­ прос примерно так: «Товарищ Иванов, какова роль партии Ленина — Сталина в Вели­ кой Отечественно! войне?». Здесь сначала вызывается слу­ шатель, затем ему задается вопрос. Такой метод неправи­ лен, потому что, во-первых, застает «врасплох» слушателя и не дает ему возможности сосредоточиться, а, во-вторых, выключает всю аудиторию из активного мышления. Нужно сперва поставить вопрос перед аудиторией. Желательно даже повторить его, чтобы слушатели поняли вопрос. Затем выждать минуту-две, чтобы дать воз­ можность каждому продумать ответ, а потом у ж спросить желающих ответить. Если желаю­ щих нет, вызвать по списку. Такой метод значительно повы­ сит активность. , В конце обсуждения узлового вопроса групповод должен дать краткое заключение по этому вопросу, а в конце темы — за­ ключение по всей теме с харак­ теристикой подготовки группы и отдельных слушателей к заня­ тиям в течение всей этой темы, по формам учебного процесса — рассказу, самостоятельному чте­ нию и бесете. Майор Я. БЯЛЫЙ. Матросы обсуждают роман „Молодая гвардия” Самый большой п просторный кубрик корабля наполнен доот- каза. Сегодня, в воскресный день, сюда собрались все, кто был свободен от вахты, чтобы прослушать доклад лектора Мур­ манского лекционного бюро тов. Старченко о романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Уже одно это — яркое свидв- тегьцтво огромного интереса, который проявляют матросы и старшины к этому выдающемуся произведению советской литера­ туры. Книга Фадеева переходила из рук в руки, се читали все. Узнав о лекпин, сюда пришли матросы даже с других, рядом стоящих кораблей. С неослабе­ вающим интересом присутствую­ щие прослушахи лекцию, прочь” тайную простым и понятным для всех языком. Многие ив присутствующих приняли ожив- генное участие в обсуждении. Матрос Максимов сжато и точ­ но дал характеристику душевных и волевых качеств одного из ге­ роев романа.— Сергея Тюленина. Старшина 2 статьи Рулев сказал: — «Молодая гвардия» — боль­ шая удача советского писателя А. Фадеева. Эта книга пользует­ ся заслуженным успехом у нашей молодежи, которая на примере подвигод героев-консомольцсв Краснодона учится мужеству и преданности, беззаветной любви и служению Родине. Присутствующие от души по­ благодарили т. Старчеиво за сот держательную лекцию и вырази­ ли жегшие, чтобы такие полез* ные мероприятия, как литера­ турные вечера и обсуждение луших произведений советских писателей, устраивались чаще. Старшин матрос А . РЫЖОВ. Неустанно повышать — лыжное мастерство Что показали спортивные соревнования 13 -го „Праздника С ев ер а " Пять дней шла упорная борьба между участниками 13-го традиционного «Праздни­ ка Севера». Свыше трехсот хучпгих лыжников страны и Мурманской области оспари­ вали лыжное первенство. Яс­ ная и морозная погода во мно­ гом способствовала спортивным соревнованиям. В этом году «Праздник Се­ вера» был самым большим как по количеству частников, так и по. обширной программе. Участие в нем сильнейших лыжников Советского Союза дало возможность лыжникам Мурманской области проверить свои силы и поучиться у ма­ стеров. Команда североморцев, вы­ ступавшая в этих соревнова­ ниях по первой группе среди сборных команд городов север­ ной эоны, показала себя с хо­ рошей стороны н заняла общее второе место, опередив коман­ ды Ленинградской области, Архангельска, сборную команду Мурманска. Результаты отдель­ ных участников команды севе­ роморцев очень высоки. Особо следует отметить успех млад­ шего лейтенанта Алаева. Его победа в соревнованиях и по­ лучение высокого звания абсо­ лютного чемпиона 13-го «Праздника Севера»— 'резуль­ тат упорного труда. Алаев — лыжник, владеющий как ско­ ростной, так и горной техни­ кой. Немного от него отстал и молодой лыжник Северного флота матрос Самодуров. Вне всякого сомнения, их мож­ но считать сильнейшими лыж­ никами флота. Как и сгедовало ожидать, в ( горных видах соревнования — * в слаломе и скоростном спу­ ске — сильнейшим был стар­ шина 1 статьи Шаганав. Это вполпе сложившийся горно­ лыжник, могущий стоять на­ равне с признанными мастера­ ми спорта. Выступавшие в команде североморцев старший сержант Карпов, старшина 1 статьи Шутин, старший ьат- рос Семенов и матрос Зайдев значительно улучшил свои показатели и способствовали успеху команды. Весь мужской состав гомл|Г ды Северного флота представ­ лял из себя крепкий коллек­ тив, который достойно защи­ щал честь Северного фгога. Несколько хуже показатели, достигнутые женщинами, за исключением вольнонаемных Дьячковой и Серковой. Женщи­ ны Северного флота выступа­ ли недостаточно подготовлен­ ными, в силу чего их резуль­ таты были невысоки и в зна­ чительной мере снизили об­ щий результат команды. Команда Северного флота и г за отсутствия женщин не вы- . шла на старт женской эстафе- | ты 4 x 5 , что также ухудшило успех североморцев. Этот слу­ чай гишний рае подчерки­ вает, что среди женщин на Северном флоте не ведется учебно-гренировочной работы. Участвуя в соревнованиях, лыжники Северного флота по­ лучили очень много пользы, Они увидели свои слабые сто- ; |- роны, над устранением кото­ рых им в следующем зимнем сезюне надо будет поработать. Главный судья «Праздника Севера» старший лейтенант А. ГУЛЯЕВ. Массовые лыжные соревнования В лыжных соревнованиях на личное первенство в десятикило­ метровой дистанции по пересе­ ченной местности приняло уча­ стие 70 процентов личного соста­ ва подразделения лейтенанта Пе­ стель. Соревнования показали, что основная масса матросов не­ плохо владеет лыжным спортом. Младший сержант Модин, заняв­ ший первое место, прошел 10 км. за 39 мин. 30 сек. Старший мат­ рос Захаров уступил Модину на 33 сек., матрос Щукин оказался на 3 месте, пройдя эту дистан­ цию аа 41 мин. 20 сек. Все лыжники, за исключени­ ем одного, сдали норму на значок ГТО 1 ступени в ходьбе на лы­ жах на 10 км. Лейтенант Г. НЕСТЕРОВ. О Работой столовой матросы довольны В подразделении офицера т. Кочегарова хорошо организовано питание личного состава. Много труда и заботы вложил в работу продпищеблока офицер т. Куни­ цын, который ежедневно заботит­ ся о том, чтобы все положенное по норме каждый матрос получил полностью. Продукты всегда доб­ рокачественные, пища готовится во-время и вкусно, а сам т. Ку­ ницын присутствует при приеме пищи личным составом, инте­ ресуется его запросами. Заведующий столовой главный старшина Петрищев проявляет заботу о том, чтобы пища была приготовлена согласно меню- раскладки и во-время, чтобы в столовой и на камбузе была чи­ стота и порядок. А кок матрос Пипьевскпй готовит пищу разно* образной и вкусной. Г. ГОЛОВЧЕНКО. ЗАСЛУЖЕННЫЕ ПООЩРЕНИЯ Минер Федор Зеленцов в июпе прошлого года пришел на корабль неопытным матросом. С первых же дней он стал внимательно относиться ко всем об’яснениям и указаниям своего командира, вникать во вое детали вверенного заводывани», прислушиваться к советам старослужащих, знающих свое дело матросов. За первые три месяца матрос Зеленцов осво­ ил вверенную ему технику. В этом году Федор Зеленцов получил 6 благодарностей. Четы­ ре из них за от.тичное знание s сбережение вверенной техники, две — за образцовое несение вах­ тенной службы. Старшина 1 статьи С. БЫНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz