На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

2 НА C l Р А Ж Е . З А П О Л Я Р Ь Я 9 апреля 1947 г , Jfc «3 (2 7 7 4 ) жяш ло ус/яа&гм Не уговаривать, а требовать! Я хочу рассказать об ошиб­ ках в дисциплинарной практике, которые нередко допускают мо­ лодые старшины, еще не имею­ щие достаточного навыка воспи­ тательной работы. На нашем корабле служит мо­ лодой командир отделения етар- шина 2 статьи т. Беаруков. От пего часто можно слышать жа7 лобы на «тяжелый характер» цобчиненных и «неисправи­ мость» некоторых из них. Осо­ бенно недисциплинирован матрос Коровин. — Его ничем не проймешь,— жалуется Безруков. — Всегда норовит по-своему сделать. Уж я с ним и по-хорошему и по- строгому поступал — не помо­ гает... Нельзя согласиться с этим. Дисциплинарный устав Воору­ женных Сил Союза СОР дает нам, старшинам, большие дисци­ плинарные права для воспитания подчиненных. Нужно только умело их применять. <Еак правило, нарушения дис­ циплины начинаются с мелочей, на которые отдельные старшины сначала смотрят снисходитель­ но. Так же поступал Безруков. Опоздает матрос на утреннюю гимнастику, выскочит на верх­ нюю падубу бее головного убора или не встанет при входе в кубрик начальника — Безруков не обращал на подобные факты внимания. «Еще подумают, что я «мелочный человек», — рас­ суждал ои. В этом и заключалась его ошибка. А за мелкими наруше­ ниями дисциплины последовали более серьезные. -Тогда Безруков всполошился. Начал срочно «подтягивать» подчиненных, на­ кладывая взыскания. Но на­ вести порядок в отделении теперь было труднее. Тоща- то старшина 2 статьи Без­ руков и начал сетовать яа «не­ исправимость» своих подчинен­ ных, на трудность их воспита­ ния. Однажды матрос Коровин опоз­ дал на утрешнюю гимнастику. Безруков оставил этот проступок незамеченным. В другой раз Ко­ ровин опоздал на утреннюю при- борку, не явился во-®ремя на проворачивание механизмов. Старшина и .н а этот раз сделал вид, что не заметил нарушения. Несколько дней спустя Коровин допустил грубое нарушение уста­ ва: закурил в неположенном ме­ сте. Как видим, попустительство со стороны командира отделения способствовало нарушениям дис­ циплины. Был у нас на корабле коман­ дир отделения машинистов стар­ шина 2 статьи Рыбаков. Его подчиненный матрос Носков вме­ сто того, чтобы ухаживать за заведыванием, ^ рабочее время занялся посторонним делом, а эаведывание оставалось грязным. Рыбаков долго беседовал: по этс- му поводу с Носковым. Но бесе­ да не повлияла на нераликого бойца. На другой день Носков нарушил инструкцию по аксплоа- тации, что едва не привело к аварии механизма. Старшина 2 статьи Рыбаков ограничился на этот раз тем, что взял «слово» с Носкова, чтобы он научил инструкцию и в дальней* шем этого не допускал. Но Носков в следующий рае совсем не явился яа приборку. Старшина, подобный Рыбамг ву, который, вместо решительной требовательности и правильной воспитательной работы, зани­ мается пустыми разговорами, никогда не будет иметь автори­ тета среди подчиненных, не за' воюет их доверия. Он не только не укрепит дисциплину в отде­ лении, а еще больше ее разбол­ тает. Дисциплинарный устав учит нас решительно и строго требовать порядка от подчинен­ ных. Старшина 2 статьи И. НЕФЕДОВ. ТАК ОБУЧАЕТ СТАРШИНА ПРЕЛОВСКИЙ Обучая подчиненных специаль­ ности, старшина 1 статьи Прело»* ский уделяет большое внимание тренировкам, которые он про­ водит ежедневно на стан­ ке заряжания. Преловский знает, что успех артиллерийской стрель­ бы зависит от слаженности рас­ чета и что этого можно добиться только систематической, упорной тренировкой. Каждый раз, приступая к делу, старшина проверяет знание под* чиненными боевых инструкций. Осмотрев форму одежды каждого матроса, подгонку обмундирова­ ния, — что очень важно в рабо­ те, — он расставляет людей, не­ сколько раз каждому показы­ вает, как следует действовать, какие производить движения. — Начать тренировку! — командует Преловский. В руках матросов — снаряды, заряды. Лонко и размеренно ра­ ботает прибойником матрос Пав­ лушков. Преловский внимательно сле­ дит за работой прибойничного, замочного и зарядного. Особенно трудна работа прибойничного. Правильно дослать снаряд в кас нал ствола—большое и сложное дело, требующее высокого уме­ ния. В бою орудие приходится заряжать при разных углах воз­ вышения, поэтому нужно учи* тывать. ,как посылать снаряд: когда сильнее, когда слабее. Снаряд следует толкать так, что­ бы прибойник досылал его не под углом к оси канала, а по центру. Нельзя подавать снаряд вытя­ нутыми руками, так как толчок получится слабый, снаряд не дойдет до нарезов и ё стрельбе получится пропуск. Уловив вешршиьяое движение подносчика боезапаса, Прел ти­ ски й остановки тренировку * стал об’ясяять: — Так обегать орудие нельг зя — вас может ударить Ер* откате орудия. — Ведь сейчас тренировка, товарищ старшина, и станок не орудие. Вы забудьте, что на тре* нировке. Делайте так, как над* в бою, приучайте себя к этому с самого начала. Тщательный и серьезный nocf ход Преловского к тренировка* дал положительные результаты весь его расчет действует четко и слаженно. Уже сейчас все номера выполняют нормативы. Матрос И. ВЕЛЬДЯКСОВ. Привет с Черного моря! Дорогие друзья! Я проходил службу на Ск­ верном флоте. Четыре года Ве­ ликой Отечественной войны я провел на корабле. С блатодац* ностью вспоминаю моего коман­ дира т. Павлова, друзей и това­ рищей по боям и походам Н. Со­ рокина, Бурова, Бусенкова, Сумм* и других. В прошлом году я остался на сверксрочную службу и был направлен па Черное море. Здесь я всеми силами стараюсь высоко держать честь и досто­ инство североморца. Работаю сейчас с молодыми матросами. Вкладываю в учебу весь свой боевой опыт, учу матросов те­ му, что требуется на войне, чтобы Подготовить из них гра­ мотных и любящих свое дело специалистов. Меня очень интересует, как идут дела на «оем родном коре - бле, как вдет боевая учеба, живнь. s Пишите, дорогие друзья. С приветом старшина 1 статьи В. ЧЕРТОВ. Главное в службе— крепкая дисциплина Собрание отличников боевой и политической подготовки крейсера „ Мурманск“ На крейсере «Мурмадак» состо­ ялось собрание отличников боевой и политической подготовки. С докладом о задачах отлични­ ков в выполнении приказа Ми­ нистра Вооруженных Сил Союза ССР выступил капитан 3 ранга Ч йгин . После доклада старшины и макросы поделились своим опы­ том обучения специальности, рас­ сказал®, как они 'Добиваются от­ личных результатов в боевой и политической подготовке. — Личный пример старшины — необходимое условие воспита­ ния высокой дисциплинирован­ ности у подчиненных, — говорит главный старшина тов. Алексеев. — В нашем подразделении есть старшина 2 статьи Лазарев. Являясь дпсциплинЕфованным, он этого добился и от своих подчи­ ненных. В 1947 году в отделении пет взысканий, зато все матросы получили много поощрений. Этого старшина 2 статьи Лазарев до­ бился благодаря своей высокой и постоянной требовательности к матросам. От побщки и до отбоя он контролирует выполнение рас­ порядка дня, четко организует и проводит занятия с матросами. Маленький фельетон „Факир" из детсного сада (Когда на цирковой арене появ­ ляется факир и на глазах публи­ ки превращает клочки бумаги в змею, все восхищаются. Еопечно, восхищаются не фокусом, а лег­ костью рук факира. Но когда на виду у всех заведующая детским садом тов. Белозерцева «превра­ щает» семидесятилетнюю етаг рушку s пятилетнего мальчика, то эта, з позволения оказать, ;«лшкость рук» вызывает вполне справедливое возмущение. Известно, что в детский сад принимаются дети в возрасте от трех до семи лет. И вот в спи­ сках детского сада, которым за­ ведует т. Белозерцева, появляет­ ся фамилия и имя вновь приня­ того мальчика Коли Еавдрашк;* на, рождения 1942 года. Маль­ чик становится постоянным чле­ ном детского коллектива, зачис­ ляется на все виды довольствил Г/, сится в дневник осмотра ребят. Температура колеблется: в о,тин день 36,1, на следующий— 36,5, на третий — 36,7 и т. д. В об­ щем, соблюдено все по форме. Но вскоре выясняется, что никакого Коли Кандрашкина нет, не было и не могло быть, т. к. он был — от сотрудников детсада. Но и тут изобретательный ум Белозер­ цевой не дремлет. Предприимчи­ вая заведующая вызывает к сет бе сотрудников и предлагает нм включить в описки детсада по одному из своих иждивенцев. Техническую сторону процедуры придуман, чтобы получать про- j заведующая берет на себя?. Приь- довольствие для... мамаши заве” | цип этой сделки таков: Белозер- дующеи детсадом. После этого Белозерцева устрои­ ла в детский сад свою дочь 14 лет. Как видим, возраст для дет­ ского сада мало подходящий. Но это не смущает заведующую. Ей надо только «оправдать» зачис­ ление документально. И в спи­ сках детсада появляется новый «ребенок»: Кудрявцева Галя, рождения 1943 года. Конечно, «умелыми руками» все можно сделать. Гораздо сложнее избавиться от постоят- г.жедневно его температура з а ь >иых свидетелей этих «фокусов» цева, как великии комбинатор, пользуется привигегией. Ей предоставляется два места в дет­ ском саде, а остальным по одно­ му'. Так появились в списках детсада: Ружников Валя, .рожде­ ния 1944 года (в действительно­ сти мальчик 14 лет ), Сопеев Коля, рождения 1943 года (в дей­ ствительности ему 15 лет). В списки заносится Радчук Валя, рождения 1942 года. Он же фи­ гурирует и под фамилией Маки- епво Валя. Казалось бы, все хорошо. По вот среди сотрудников детского сада все чаще и чаще можно слышать возмущение по адресу Белозерцевой. Быть неприятно­ сти! Воспитательница детского сада Маханькова, проработавшая здесь около двух лет, махинации Белозерцевой начинает предавать гласности. Белозерцева, чувствуя надвигающуюся грозу, решает- «недовольных изгпать!». И Ма­ ханькова под предлогами «сокра­ щения штатов» и «не соответст­ вия занимаемой должности» • с работы увольняется. Снова в садике тишь и благо­ дать. Белозерцева благополучно устраивает свои дела за счет государства. И кто анает, сколько бы творила свои прод&г ки Белозерцева, если бы «фоку­ сы» ее с зачислением несущест­ вующих детей в детсад не были, наконец, разоблачены. Старший лейтенант В. КУППА. Он сам живет строго по уставу ■ к этому приучил своих подчи­ ненных. Отделение добилось вы­ соких показателей в боевой и юг литической подготовке. — Иначе обстоит дело, — го­ ворит тов. Алексеев, — у стар­ шины 2 статьи Бирюкова. Неавс- торые бойцы его отделения си­ стематически нарушают дисцип­ лину. Маггрос Попов, например, в 1947 году имеет уже 5 взыска­ ний. И все это потому, что стар­ шина отделения Бирюков не тре­ бует от своих подчиненных точ­ ного и систематического выпол­ нения распорядка дня, дает по­ блажку нарушителям, не взыски­ вает за мелкие проступки. Да * сам он не выполняет распоря­ док дня. грубо нарушает воин­ скую дисциплину. Отделение Би­ рюкова отстает в боевой подгог товке, и причина этому — слабая дисциплина. Старшина 2 статьи Трофимов, имеющий больше двадцати поощ­ рений за отличную службу, поде­ лился опытом, как он добивался, чтобы стать отличником боевой я политической подготовки. — Пришел я яа корабль рядо­ вым матросом, — сказал он, — техника для меня была не зна­ кома. Мне было трудно, но я не унывал. Технику изучал целыми днями. Распорядок дня выполнял точно. Если получал приказание от старшипы, исполнял его бегом, как требует устав: Выступили также ттг. Гигаш- вили. Бычков, Токмаков, Гринце- вич, Гильмутдинов. В заключение выступил командир корабля, который при­ вел ряд ярких примеров, когда люди, овладевшие воинским ма­ стерством, решали успех боевых операций. Следует отметить, что на соб­ рании отличников боевой и поли­ тической подготовки почему-то не присутствовал ни один коман дир боевой части, не было и дру ­ гих офицеров подразделений. А ведь это было первое собрана отличников боовой и полнтиче ской подготовки. Младший лейтенант Г. МОЗЕРА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz