На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
2 НА C l Р А Ж Е . З А П О Л Я Р Ь Я 9 апреля 1947 г , Jfc «3 (2 7 7 4 ) жяш ло ус/яа&гм Не уговаривать, а требовать! Я хочу рассказать об ошиб ках в дисциплинарной практике, которые нередко допускают мо лодые старшины, еще не имею щие достаточного навыка воспи тательной работы. На нашем корабле служит мо лодой командир отделения етар- шина 2 статьи т. Беаруков. От пего часто можно слышать жа7 лобы на «тяжелый характер» цобчиненных и «неисправи мость» некоторых из них. Осо бенно недисциплинирован матрос Коровин. — Его ничем не проймешь,— жалуется Безруков. — Всегда норовит по-своему сделать. Уж я с ним и по-хорошему и по- строгому поступал — не помо гает... Нельзя согласиться с этим. Дисциплинарный устав Воору женных Сил Союза СОР дает нам, старшинам, большие дисци плинарные права для воспитания подчиненных. Нужно только умело их применять. <Еак правило, нарушения дис циплины начинаются с мелочей, на которые отдельные старшины сначала смотрят снисходитель но. Так же поступал Безруков. Опоздает матрос на утреннюю гимнастику, выскочит на верх нюю падубу бее головного убора или не встанет при входе в кубрик начальника — Безруков не обращал на подобные факты внимания. «Еще подумают, что я «мелочный человек», — рас суждал ои. В этом и заключалась его ошибка. А за мелкими наруше ниями дисциплины последовали более серьезные. -Тогда Безруков всполошился. Начал срочно «подтягивать» подчиненных, на кладывая взыскания. Но на вести порядок в отделении теперь было труднее. Тоща- то старшина 2 статьи Без руков и начал сетовать яа «не исправимость» своих подчинен ных, на трудность их воспита ния. Однажды матрос Коровин опоз дал на утрешнюю гимнастику. Безруков оставил этот проступок незамеченным. В другой раз Ко ровин опоздал на утреннюю при- борку, не явился во-®ремя на проворачивание механизмов. Старшина и .н а этот раз сделал вид, что не заметил нарушения. Несколько дней спустя Коровин допустил грубое нарушение уста ва: закурил в неположенном ме сте. Как видим, попустительство со стороны командира отделения способствовало нарушениям дис циплины. Был у нас на корабле коман дир отделения машинистов стар шина 2 статьи Рыбаков. Его подчиненный матрос Носков вме сто того, чтобы ухаживать за заведыванием, ^ рабочее время занялся посторонним делом, а эаведывание оставалось грязным. Рыбаков долго беседовал: по этс- му поводу с Носковым. Но бесе да не повлияла на нераликого бойца. На другой день Носков нарушил инструкцию по аксплоа- тации, что едва не привело к аварии механизма. Старшина 2 статьи Рыбаков ограничился на этот раз тем, что взял «слово» с Носкова, чтобы он научил инструкцию и в дальней* шем этого не допускал. Но Носков в следующий рае совсем не явился яа приборку. Старшина, подобный Рыбамг ву, который, вместо решительной требовательности и правильной воспитательной работы, зани мается пустыми разговорами, никогда не будет иметь автори тета среди подчиненных, не за' воюет их доверия. Он не только не укрепит дисциплину в отде лении, а еще больше ее разбол тает. Дисциплинарный устав учит нас решительно и строго требовать порядка от подчинен ных. Старшина 2 статьи И. НЕФЕДОВ. ТАК ОБУЧАЕТ СТАРШИНА ПРЕЛОВСКИЙ Обучая подчиненных специаль ности, старшина 1 статьи Прело»* ский уделяет большое внимание тренировкам, которые он про водит ежедневно на стан ке заряжания. Преловский знает, что успех артиллерийской стрель бы зависит от слаженности рас чета и что этого можно добиться только систематической, упорной тренировкой. Каждый раз, приступая к делу, старшина проверяет знание под* чиненными боевых инструкций. Осмотрев форму одежды каждого матроса, подгонку обмундирова ния, — что очень важно в рабо те, — он расставляет людей, не сколько раз каждому показы вает, как следует действовать, какие производить движения. — Начать тренировку! — командует Преловский. В руках матросов — снаряды, заряды. Лонко и размеренно ра ботает прибойником матрос Пав лушков. Преловский внимательно сле дит за работой прибойничного, замочного и зарядного. Особенно трудна работа прибойничного. Правильно дослать снаряд в кас нал ствола—большое и сложное дело, требующее высокого уме ния. В бою орудие приходится заряжать при разных углах воз вышения, поэтому нужно учи* тывать. ,как посылать снаряд: когда сильнее, когда слабее. Снаряд следует толкать так, что бы прибойник досылал его не под углом к оси канала, а по центру. Нельзя подавать снаряд вытя нутыми руками, так как толчок получится слабый, снаряд не дойдет до нарезов и ё стрельбе получится пропуск. Уловив вешршиьяое движение подносчика боезапаса, Прел ти ски й остановки тренировку * стал об’ясяять: — Так обегать орудие нельг зя — вас может ударить Ер* откате орудия. — Ведь сейчас тренировка, товарищ старшина, и станок не орудие. Вы забудьте, что на тре* нировке. Делайте так, как над* в бою, приучайте себя к этому с самого начала. Тщательный и серьезный nocf ход Преловского к тренировка* дал положительные результаты весь его расчет действует четко и слаженно. Уже сейчас все номера выполняют нормативы. Матрос И. ВЕЛЬДЯКСОВ. Привет с Черного моря! Дорогие друзья! Я проходил службу на Ск верном флоте. Четыре года Ве ликой Отечественной войны я провел на корабле. С блатодац* ностью вспоминаю моего коман дира т. Павлова, друзей и това рищей по боям и походам Н. Со рокина, Бурова, Бусенкова, Сумм* и других. В прошлом году я остался на сверксрочную службу и был направлен па Черное море. Здесь я всеми силами стараюсь высоко держать честь и досто инство североморца. Работаю сейчас с молодыми матросами. Вкладываю в учебу весь свой боевой опыт, учу матросов те му, что требуется на войне, чтобы Подготовить из них гра мотных и любящих свое дело специалистов. Меня очень интересует, как идут дела на «оем родном коре - бле, как вдет боевая учеба, живнь. s Пишите, дорогие друзья. С приветом старшина 1 статьи В. ЧЕРТОВ. Главное в службе— крепкая дисциплина Собрание отличников боевой и политической подготовки крейсера „ Мурманск“ На крейсере «Мурмадак» состо ялось собрание отличников боевой и политической подготовки. С докладом о задачах отлични ков в выполнении приказа Ми нистра Вооруженных Сил Союза ССР выступил капитан 3 ранга Ч йгин . После доклада старшины и макросы поделились своим опы том обучения специальности, рас сказал®, как они 'Добиваются от личных результатов в боевой и политической подготовке. — Личный пример старшины — необходимое условие воспита ния высокой дисциплинирован ности у подчиненных, — говорит главный старшина тов. Алексеев. — В нашем подразделении есть старшина 2 статьи Лазарев. Являясь дпсциплинЕфованным, он этого добился и от своих подчи ненных. В 1947 году в отделении пет взысканий, зато все матросы получили много поощрений. Этого старшина 2 статьи Лазарев до бился благодаря своей высокой и постоянной требовательности к матросам. От побщки и до отбоя он контролирует выполнение рас порядка дня, четко организует и проводит занятия с матросами. Маленький фельетон „Факир" из детсного сада (Когда на цирковой арене появ ляется факир и на глазах публи ки превращает клочки бумаги в змею, все восхищаются. Еопечно, восхищаются не фокусом, а лег костью рук факира. Но когда на виду у всех заведующая детским садом тов. Белозерцева «превра щает» семидесятилетнюю етаг рушку s пятилетнего мальчика, то эта, з позволения оказать, ;«лшкость рук» вызывает вполне справедливое возмущение. Известно, что в детский сад принимаются дети в возрасте от трех до семи лет. И вот в спи сках детского сада, которым за ведует т. Белозерцева, появляет ся фамилия и имя вновь приня того мальчика Коли Еавдрашк;* на, рождения 1942 года. Маль чик становится постоянным чле ном детского коллектива, зачис ляется на все виды довольствил Г/, сится в дневник осмотра ребят. Температура колеблется: в о,тин день 36,1, на следующий— 36,5, на третий — 36,7 и т. д. В об щем, соблюдено все по форме. Но вскоре выясняется, что никакого Коли Кандрашкина нет, не было и не могло быть, т. к. он был — от сотрудников детсада. Но и тут изобретательный ум Белозер цевой не дремлет. Предприимчи вая заведующая вызывает к сет бе сотрудников и предлагает нм включить в описки детсада по одному из своих иждивенцев. Техническую сторону процедуры придуман, чтобы получать про- j заведующая берет на себя?. Приь- довольствие для... мамаши заве” | цип этой сделки таков: Белозер- дующеи детсадом. После этого Белозерцева устрои ла в детский сад свою дочь 14 лет. Как видим, возраст для дет ского сада мало подходящий. Но это не смущает заведующую. Ей надо только «оправдать» зачис ление документально. И в спи сках детсада появляется новый «ребенок»: Кудрявцева Галя, рождения 1943 года. Конечно, «умелыми руками» все можно сделать. Гораздо сложнее избавиться от постоят- г.жедневно его температура з а ь >иых свидетелей этих «фокусов» цева, как великии комбинатор, пользуется привигегией. Ей предоставляется два места в дет ском саде, а остальным по одно му'. Так появились в списках детсада: Ружников Валя, .рожде ния 1944 года (в действительно сти мальчик 14 лет ), Сопеев Коля, рождения 1943 года (в дей ствительности ему 15 лет). В списки заносится Радчук Валя, рождения 1942 года. Он же фи гурирует и под фамилией Маки- епво Валя. Казалось бы, все хорошо. По вот среди сотрудников детского сада все чаще и чаще можно слышать возмущение по адресу Белозерцевой. Быть неприятно сти! Воспитательница детского сада Маханькова, проработавшая здесь около двух лет, махинации Белозерцевой начинает предавать гласности. Белозерцева, чувствуя надвигающуюся грозу, решает- «недовольных изгпать!». И Ма ханькова под предлогами «сокра щения штатов» и «не соответст вия занимаемой должности» • с работы увольняется. Снова в садике тишь и благо дать. Белозерцева благополучно устраивает свои дела за счет государства. И кто анает, сколько бы творила свои прод&г ки Белозерцева, если бы «фоку сы» ее с зачислением несущест вующих детей в детсад не были, наконец, разоблачены. Старший лейтенант В. КУППА. Он сам живет строго по уставу ■ к этому приучил своих подчи ненных. Отделение добилось вы соких показателей в боевой и юг литической подготовке. — Иначе обстоит дело, — го ворит тов. Алексеев, — у стар шины 2 статьи Бирюкова. Неавс- торые бойцы его отделения си стематически нарушают дисцип лину. Маггрос Попов, например, в 1947 году имеет уже 5 взыска ний. И все это потому, что стар шина отделения Бирюков не тре бует от своих подчиненных точ ного и систематического выпол нения распорядка дня, дает по блажку нарушителям, не взыски вает за мелкие проступки. Да * сам он не выполняет распоря док дня. грубо нарушает воин скую дисциплину. Отделение Би рюкова отстает в боевой подгог товке, и причина этому — слабая дисциплина. Старшина 2 статьи Трофимов, имеющий больше двадцати поощ рений за отличную службу, поде лился опытом, как он добивался, чтобы стать отличником боевой я политической подготовки. — Пришел я яа корабль рядо вым матросом, — сказал он, — техника для меня была не зна кома. Мне было трудно, но я не унывал. Технику изучал целыми днями. Распорядок дня выполнял точно. Если получал приказание от старшипы, исполнял его бегом, как требует устав: Выступили также ттг. Гигаш- вили. Бычков, Токмаков, Гринце- вич, Гильмутдинов. В заключение выступил командир корабля, который при вел ряд ярких примеров, когда люди, овладевшие воинским ма стерством, решали успех боевых операций. Следует отметить, что на соб рании отличников боевой и поли тической подготовки почему-то не присутствовал ни один коман дир боевой части, не было и дру гих офицеров подразделений. А ведь это было первое собрана отличников боовой и полнтиче ской подготовки. Младший лейтенант Г. МОЗЕРА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz