На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
О некоторых недостатках в проведении политических занятий 1. Рассказ руководителя группы > Политические занятая в этом году значительно отличаются от ванятий, которые проводились в перый послевоенный год. Опи стали целеустремленней, со- держателотей, организованнее, более обеспеченными. Большая работа, проведенная политотдела ми соединений я заместителями командиров частей по подбору, обучению и инструктированию групповодов политических, заня тий, принесла свои результаты в повышении качества учебы. Однако н сейчас имеются весь ма существенные недостатки в. идейном содержании занятий и методике их проведения. Как известно, политические за нятия в текущем учебном году проводятся иремя формами: рас сказ групповода, самостоятельное чтение, беседа. На опыте подраз* делений нашей части, рассмотрим качество политических занятий по каждой из этих форм. Часто на занятиях во время рассказа групповод говорит: «Па прошлой лекции я вам рассказы вал...». Упоминание о лекции не случайно. Многие групповоды не знают, как правильно методи* чески провести рассказ и у них действительно получается лекция или доклад, но не рассказ. Групповод офицер Купшаренко на протяжении двух часов, не Отрываясь от своего конспекта и пи рану не взглянув на слушате лей, вел рассказ па тему: «Уставы Вооруженных Сил Союза ССР — нерушимый закон воинской жлг- ни». Содержание рассказа совер шенно не отражало поставленной перед групповодом задачи и явля лось лишь на/бором цитат из уста ва, ввязанных между собой слу чайными фразами. Применение иностранных слов, которых груп повод не раз’яснял, дегало рас сказ непонятным, недоходчивым. В указаниях Главного Полити ческого Управления Вооруженных Сил Союза ССР о методике расска за говорится так: «Рассказ руко водителя политических занятий до.тжеп быть содержательным ш излагаться доступным для солдат, матросов* сержантов ж старшин языком. Рассказ должен быть на“ сыщен убедительными примера ми, фактами, сопровождаться наглядными пособиями (гомрафп,- ческая карта, диаграммы, схе мы)». Ясно, что т. Буигпаренко поступает совсем не так. Умело провел рассказ по теме: «Преимущества социалистпческо* го строя перед каттиталистиче» ским» групповод офицер Линь ков. Оп в доходчивой и убедитель ной форме рассказал существо темы, на конкретных примерах показал преимущества социали стического строя над капита листическим, значение плано вости в развитии народного хозяйкина СССР, значение после военного пятилетнего плана, ' ра боту трудящихся! по его выполне нию. Результат у этого группо вода получился другой, чем у т. Купшаренко. Слушатели груп пы уходвли с занятий с чувст вом глубокого удовлетворения. Некоторые групповоды^ не же лая утруждать себя тщательной подготовкой, приходят на занятия с конспектом, представляющим собой план занятий, и двумя- тремя газетными, статьями с под черкнутыми местами. Ковычкп, скобки, фигуры, отметки, начер танные на полях этой статьи, служат «путеводной звездой» для 'групповода. Обычно в таком слу чае групповод перебегает от одпой статьи (к другой, заглядывает в конспект и снова в статью. Где уж тут отрупшводу следить, как ротируют слушатели на его par- сказ! Групповод тов. Монахов, (прове дя занятие по теме: «Уставы Во оруженных Сил Союза ССР — не рушимый закон воинской жизни», очень много прочел выдержек из газетных статей, но обобщить этот материал не сумел. В итоге рассказ получился бессистемным. Говоря о тщательной подготов ке & проведению политзанятия, мы имеем в виду, что групповод должен серьезно продумывать те- му, узловые вопросы дг основные положения, каете он хочет щкпод- песта слушателям. Иногда быва ет. что груплодад, полагаясь па свой «старый багаж», не считает нужным серьезно норабвтжгь над материагвг, и в таком случае рассказ получается несерьезным. Так было у групповода т. Тимо феева. Этот офнцертполитработник был уверен, что тема: «Задачи и формы паргшолитработы» ничего пр°детав' занятию низком сложного для него не ляст, подготовился к плохо и провел его на идейном уровне. Зачастую руководители полит* занятий-, получал на инструкта же большой фактический матери ал, стремятся изложить груше все, что они слышали, читали и знают, проводят рассказ в си; ка лении «об’ять исоб’ятпос», часто переходят от одного вопроса к другому «без остановок», не зг.- остряя внимание группы на важ ных моментах, не делая выводов, не выяснив, насколько слушате ли усвоили рассказанное. Групповод офицер Мяюушко, видя, что времени у пего мало, после изложения первого вопроса заявляет слушателям: «На этом первый вопрос заканчиваем. Ес ли у вас имеются вопросы ко мне, .то вы пх запомните и потом мне зададите, а то нам нужно за пер вый час закончить второй воп рос». Такте заявлепия групповода неверны. Лучгпе хорошо раз’яс- нить группе в течение занятия 3— 4 вопроса, чем новерхпоетпо «пробежать» десяток вопросов. Обязательно нужно после изложе ния узлового вопроса спросить, что неясно слушателям пз расска занпого, затем проверить, как слушателп поняли эту часть рас- сказа, н лишь после этого парей- тн к следующему вопросу. В наших подразделениях уста новилась практика. После того, как групповод закончит изложе ние вопроса, он задает слушате лям 1 — 2 контрольных вопроса по изложенному материалу. По ответам матросов пли старшин групповод может судить, насколь ко доходчиво изложен материаг, насколько слушатели поняли рассказ. Убедившись, что раз’яс- непий не требуется, групповод переходит к другому вопросу. Живо, интересно, доходчиво проведенный рассказ групповода обеспечивает хорошее усвоение темы. Для того, чтобы рассказ был проведен на высоком идейном уровне, необходима тщательная и серьезная- работа групповода над материалом. Рассказ — сложный вид учебного процесса политиче ских занятий, и отношение rpyir повода к подготовке этой формы учебы должно быть очень ответ ственным. Майор Я. ВЯЛЫЙ. .__ Р Е А А К Ц И Ю ^а*>" Магазин всегда на'замйё Такие необходимые ©гщи, как МЫЛЬНИЦУ, зуб!гой порошок или бритву Hip;*! приходиться приобре тать далеко за -пределами части, хотя у нас есть свой магазин Военфлотторга. Но этот магаз-^ш. кр-едндзнаученный ддя обслужива ния дтшетого состава, всей да» з7?- коыт. Продажи старшина 2 статьи Натаров ншотдд не открывает да ерей магазина и неизеестао, где находится в служебное время. Старшина I статьи А. ВОТИИОВ. Без изменений Электроэнергия для жяльцоэ нашего гаршвона отпускается не равномерно. Если в фе&рале сеет давался до 8—10 часов н сутиш, то а мгрте — только 4 — 5 часов в сутки, А плата за освещение остается одинаковой. На наши нретешяи работы и - ки конторы только плата «Колэнерго» г. ПоляриыЙ ответа* Ют: «Плагга за ане*ргигю пою остается без изменедай, возможно сделаем перерасчет». Когда же они удосуисатса это сделать? Старшина 1 статьи С. БОБРЕЦОВ. ЛЕКЦИЯ О ГОГОЛЕ Интересную лекцию о великом русском писателе Н. В. Гогоае прочел на-двях для матросов и старшин Н-ской части старший лейтенант Пантелеев. Па лекции присутствовали все млтросы и старшины, свободные от вахт и парядов. Пантелеев рассказал им о жизни и деятель- пости писателя, подробно остано вился на его произведениях «Со- рочипская ярмарка», «Тарас Бульба», «Ревизор» и др. В за* клгонение он прочел отрывок из «Тараса Бульбы», повествующий о дружбе и войсковом това риществе. Лекция вызвала большой ин терес у слушателе®. Пантелееву было задано много вопросов, па которые он дал исчерпывающие ответы. С У Х У м г э с Сухумская гидроэлектростанция — «одна из крупнейших новостроек первой послевоенной сталинской пятилетки в Гру зии. С пуском Сухумтэс в эксилоатапиго и с присоединением ее к энергетической системе Грузии будет полностью удовлетворе на потребность в электроэнергии как Сухуми, так и районов Абхазии. Кроме того, ■будет электрифицирована Черноморская железная дорога. Сейчас строительстоо Сухумской гидроэлектростанции вступило в решающую фазу. В четвертом квартале текущего года должны быть закончены все строительные и монтажные работы, чтобы в намеченный правительством срок обеспечить пуск первого агрегата. Форсированными темпами ведется оооружеппе Головного узла. Здесь уже в основном закончены все строительные работы п в настоящее время начались установка и монтаж закладных частей металлоконструкций. Успешно ведутся работы на участ ке напорного узла. Коллектив участка в сжатые сроки завер шил бетонные и железобетонные работы. 1На участке сооруже ния силового узла уже заложены основания под турбины и в на чал» мая начнется монтаж турбин. В очень сложных водоотливных условиях закончено соору жение набережной. Заложено основание под здание главного щита управления и здание распредолителыюто устройства. В городе Сухуми Возводится здание понизительной под станции. Полным ходом идет строительство поселка для обслу живающего персонала Сухумгэс. У ВОСТОЧНЫХ БЕРЕГОВ АЗИИ Указов Президиума Верховного Совета СССР в январе этого года образована Сахалинская область. *В состав ее ватага терри тория Южного и Северного Сахалина. Важнейшим промышленным центром области является гор. Александрова:, расположенный на роке Большая Александрев- ка. Западное побережье и- окрестности города были местом, где зародилась и развивалась угольная промышленность, щс начи налось освоение природных богатств острова русскими. Город является портом и уздам путей, связывающих его с севером, „ югом и востоком острова. В области имеется и ряд других про- | мышлекнык центров — Ока, Южгао-Оахалгоск, Углегорск, Леоогорок, Холппеж, Корсаков. Сахалинская! область бо гата нефтью, углем, лесов!, рыбой. Все эти богатства открыты и исследованы русскими людьми. Они же положили начало разра ботке этих ресурсов. За годы советской власти на севере Саха лина создана нефтяная, угольная, лосная н рыбная промышлен ность, которая дает теперь около половины всей добычи рыбы па Дальнем Востоке. Природпыми богатствами славится и южная часть острова. Каменноугольные месторождения здесь размещены по всей тер ритории и являлотся продолжением месторождений Северного Сахалина. Велики запасы сахалинских углей. Только в районе Наибучп-Клваимми геологические -запасы их составляют Сотни миллионов топи. Ситиое место в экономике Южного Сахалина запимает лссная, целлюлозно-бумажная и рыбная промышлен ность. Советские люди,* переселившиеся па Южный Сахалин, с энтузиазмом нзялпсь за восстановление хозяйства, разрушенно го войной. Быстрыми темпами началось возрождение промышлен ности, коммунального хозяйства. Раявернулось новое строитель ство предприятий, жилых домов, очагов быта, культуры в просвещения. Многое сделано для развития сельского хозяйства. Перрселеичсские колхозы успешно осваивают сахалинские земли. Большие перспективы открываются перед Сахалинской об ластью в повой пятилетке. Планом предусмотрено значительное усиление трапснортно-зкономических связей севера и юга остро ва. Будут построены железнодерожшлё и шоссейные магистрали, связывающие внутренние районы Сахалина, сооружены порты и реконструированы города. -Возрастет численность кителей Саха лина'. Дальнейшее развитие получат важнейшие отрасли народ ного ховяйства области: нефтяная, угольная, рцбпая, лесная. В годы пятилетки будут созданы новые промышленные предприя тия, шахты, рыбные комбинаты, консервные я крабовые заво ды. Начнется освоение новых нефтяных и рыбных районов. Возрастут посевпые площади. В ближайшие годы в -области будут построены сотни но вых жнгых домов, школ, электростанций, клубов, изб-читален и других культурно-просветительных учреждений. В. «ОСТЕННИКОВ, Уполномоченный Госплана СССР по Хабаровскому краю. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz