На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.
Старшина—ближайший помощник офицера „Сержанты и старшины должны настойчиво овладевать командирскими 4 навыками, чтобы на деле стать ближайшими помощниками офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и И . С т а л и н . матросов ★ ★ На линейном корабле «Ар хангельск» в подразделении капитан-лейтенанта Шакурова состоялось совещание старшин. Младшие , командиры собра лись, чтобы обменяться опы том воспитания подчиненных. После (вступительного слова капитан-лейтенанта Шабуре- ва выступили: старшина / статьи Заболотских, старши на 2 статьи Соболь, главные старшины Морозов, Устинов, старшины 2 статьи Маркин, Широкан, Рыжиков м капитан 3 ранга Пахомов. Здесь печатаются выступ ления старшин на этом сове* щании. Требовательность— основа успехов Из выступления старшины 2 статьи Рябова Старшины у нас молодые, не имеют достаточного опыта воспи тательной работы. Иногда мы не раем , как организовать обуче ние, как привить матросу при вычку к дисциплине. В этом нам должны помочь офицеры. На корабль приходят молодые матросы. {Я, как старшина, начинаю обучение с тот», что знакомлю их с кораблем, с пра вшами корабельной жизни. Что бы привить любовь к кораблю, к морю и своей специальности, я рассказываю новичкам ю герои ческих боевых делах наших (моряков. Чтобы успешно обучать матро са боевому мастерству, старшина должен сам в совершенстве знать свою специальность, показывать пример дисциплины и требова тельности. Матрос Немииущий плохо знал боевую инструкцию. Я приказал ему выучить боевую инструкцию и установит срок, после которого проверил, как он выполняет приказание. Когда, излагая боевую инструкцию, Не- минущий напутал, я прижавал повторить изучение. Матрос по чувствовал, что старшина требу ет строго, и в следующий рае из ложил инструкцию безупречно. Есть у «ас и такие матросы, которые кичатся своим образова нием. Пии нередко нарушают воинскую дисциплину и плохо знают свою специальность. Мат рос Улатов пришел на корабль Подготовленным. Уставы он \ знал, so выполнить их не лю бил, грубил со старшинами. Я наложил на пето взыскание. Он, почувствовал власть старшины и изменил свое поведение. Старши на должен поставить себя так, чтобы матрос всегда чувствовал в нем начальника. Старшине надо быть настой чивым и последовательным в евсих действиях. У нас, у стар шин, бывает иногда так: на за нятии мы пробуем подставному, а после занятий -на перекурке допускаем панибратство. Такая практика вредна, она подрывает авторитет старшины. ★ ★ ★ Проступки нужно предупреждать ГИз выступления старшины 2 статьи Соболь' Старшина 1 статьи Гуров специальность свою знает отлич но, повседневно .повышает военные знания, ходит по форме одетым и опрятным, т. е. служит так,' как требует Корабельный устав. Подчиненные видят в своем старшине образец честного служения Родетое. В отделении старшины Гурова два месяца нет взысканий, зато его подчиненные и он сам имеют ряд поощрений. Иначе обстоит дело в отделении старшины 2 статьи Журав лева. Дисциплина в его отделении слабая, матросы плохо изуча ют и содержат боевую т-ежику. И это потому, что старшина 2 статьи Журавгев нетребовател ей, не принимает мер дисцип линарного воздействия к подчиненным, нарушившим дисциплину, а ограничивается докладом командиру подразделения’или старши-- не прутшы: «Пусть, мол, они наказывают, а не я». Он стремится быть «добрьш дядей», а не начальником. И не случай но, что старшину Журавлева не уважают матросы. Серьезным недостатком в нашей работе является то, что мы не предупреждаем проступки под чиненных, иногда мелкие про ступки оставляем без наказания. Командир отделения Котов пе. контролировав, как его подчиненные ухаживают за техникой, пе требовал докладов о состоянии механизмов и сам не проверял их. В результате на механизмах обнаружились мелкие неисправ- пости. Если наши старшины требуют выполнения распорядка дня и соблюдения формы одежды от подчиненных, то от матросов дру гого отделения они этого не требуют. Статья 13 Устава внутрен ней службы прямо говорит, что «По своему воинскому званию начальниками я&тятотся... сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ния» части». Если бы мы, старшины, его тре бование точно выполнили, то была1бы большая польза. Знать своих подчиненных Из выступления старшины 2 статьи Маркина Мы, старшины, в своей воспитательной работе иногда упускаем важное средство — воздействие при помощи партий ной и комсомольской организации на нарушителей боннской дис циплины. В отделениях у нас имеются коммунисты п комсо мольцы. Как правило, они пере довые матросы, но встречаются иногда нарушители и среди ком сомольцев. Они должны привле каться к союзной ответственно сти. В лице партийной и комсо мольской организаций мы, стар шины, имеем активного помощни ка в воспитании подчиненных. Надо постоянно держать с ними тесную связь. В воспитании подчиненных важно выработать правильный подход к матросу. Нельзя подхо дить одинаково ко всем. А для этого необходимо всесторонне анать матроса — не только его служебную деятельность, но п его прошлое: в какой среде он рос н воспитывался до службы, кем и когда работал, его семей ное положение. Совершенно обязательно стар шине проверять исполнение сво их приказаний. Матросу Любуш- кииу как-то было приказано при в а т а в порядок материальную часть. Матрос четко отрапорто вал: «Есть!», повернулся и ушол. Я не проверил сразу, как выполнено мое приказание. Но позднее выяснилось, что матрос Любушкин не сделал так, как ему было приказано. Бее провер ки приказание не всегда будет иметь силу. ★ + . Авторитет завоевывается делом Из выступления капитана 3 ранга Пахомова Надо всевда помнить, что авторитет старинны зависит от его умения выполнять свои обязанности. Авторитет приобре тается знанием военного дела, чутким, заботливым и отзывчи вым отношением к запросам подчиненных, высокой требова тельностью. Однажды, проверяя, . как про* ходит утренняя гимнастика, я заметил, что у двух матросов из группы старшины 1 статьи Рас- суцова были порваны ботинки. Подзываю старшину и спраши ваю: почему не отремонтированы у бойцов ботинки? — Сапожник болен, — от ветил старшина Райсудов. Выясняю. Оказывается, матро сы ходят в худых ботинках не сколько дней, а сапожник всего второй день, как заболел. Выхо дит, не сапожник виноват, а старшина, не организовавший ре монт обуви. Ясно, что такой старшина не будет пользоваться авторитетом. Забота о подчиненных, о их быте и условияя жизни — важ нейшая обязанность старшины. Никогда не оставляйте законные требования матросов без внима- КИЯ. 'Старшина — образец для под чиненного. Каков старшина — таковы и подчиненные. Помните истину, что На вас смотрит боец. Если вы уважаете началь ника, поддерживаете его автори тет, то же будут делать и бойцы но отношению к вам. Нельзя также создавать лож- иый авторитет неурсциплиниро- ванному старшине. Такого стар шину матросы уважать и лю бить не будут. Авторитет завоевывается толь ко делом! Приучить каждого жить по уставу * Из выступления старшины 1 статьи Заболотских Чтобы воспитывать дисциплинированных матросов, прививать нм навыки флотского по рядка, приучить жить по уставу, етарапшпаоам должен твердо спать и соблюдать уставы. В ?том я убедился на своем опыте. Пока я был в отпуску, дисциплина в отделении упала, неко торые матросы получили дисциплинарные взы скания. /Вое это произошло потому, что требова тельность к ним была понижена, за их деятель ностью никто не следил. Пришлось много пора ботать, чтобы восстановить дисциплину в отде лении. После своего возвращения я сам несколько раз прочел, какие обязанности возлагают уставы на командира отделения. Кроме уставов, познакомил ся с распорядком дня, у командира подразделе ния спросил, яе введено ли каких изменений на корабле за время моего отпуска, и только после этого собрал всех матросов, разобрал отдельные проступки и предупредил, что отныне буду стро го требовать соблюдения уставов. На другой день после беседы нарушили дис циплину три матроса: Воталов, Агафонов и Ко- лядин. Вечерам я собрат отделение и наложил на нарушителей (воыскание. На третий день было одно нарушение. Его допустил матрос Кленов. Затем три дня нарушений дисциплины не было, а потом матрос Коляда снова нарушил распоря док дня. Ни одного нарушепия я не оставлял без дисциплинарного воздействия. Проступки под чиненных разбирал в присутствии всех матро сов отделения. Старшине важно во-арсмя заметить наруши телей я трудолюбивых, дисциплинированных матросов, одних наказать или (предупредить, дру гих поощрить. Старшины одного подразделения должны под держивать друг друга. Если один требует, а другой занимается попустительством, не тре бует, — это приводит к плохим результатам. Большинство старшин нашего подразделения > — требовательные начальники. Когда проводится вечерняя поверка, они выстраивают лкчпый состав так, как требует устав. Но не делает этого один старшина 2 статьи Гайдуков. У пего на поверке бь'вает беспорядок. Дурной (пример для остальных! Серьезным недостатком в воспитательной работе является и то, что матроса, нарушивше го дисциплину, наказывают, но иногда в испол нение яаказалпо не приветят. Старшина должен всегда знать, кто из wo подчиненных имеет взыскание, и следить, чтобы оно было др. ведено в 'исполнение. — СВЕРХСРОЧНИК = ОТЛИЧНЫЙ АРТИЛЛЕРИСТ Ч ЧЕЛЯПИН В числе первых артиллери стов прибыл Александр Челя* вин на этот островок, возвы шающийся над морем. Собсг венными руками втаскивал он на скалы тяжелые орудия, строил дворики, копал землян ки. . Он всегда подавал пример в освоении техники и изучении сгаепдальпости другим артил леристам. Во время войны Челяпин командовал орудием. Долгими ночами при свете «коптилки», просиживал он над описания ми и чертежами, изучая матег риальную часть орудия, а днем обучал своих подчинен ных. После окончания Отечест венной войны он подал рапорт об оставлении на сверхсроч ную службу. Чешпин стал старшиной группы комев.к- ров. На батарею прибыли м'олодые артиллеристы. Всех их надо' было обучить, сделать меткими артиллеристами. Это му дегу всецело отдался Че ляпин Затраченный труд не про пал даром. Молодые матросы Гуменюк, Фомин, Лукин и мно гие другие стали отличниками боевой подготовки, а позднее командирами орудий. Их вос питал и обучит Челяпин. За примерную службу Че ляпин имеет 30 поощрений от командования, он награжден значком «Отличный артилле рист». Младший сержант Б. ЖГАРЕВ. А Передовики боевой подготовки вступают в рады ВКП(б) Партийная организация гвар дейского подразделения малых охотников пополняет свои ряды аа счет лучших людей — пере довиков боевой и политической подготовки. Недавно в члены ВКЛ(б) был припят гвардии старшина 2 ста тьи т. Свиридов, участник Ве ликой Отечественной войны, орде ноносец, старшина отделения ми неров. Мастер своего дела, он во всем требователен как к , себе, так и к своим подчиненным. За образцовую службу Свиридов имеет от командования 10 благо дарностей. Будучи кандидатом ВКП{6), он много работал над повышением своего идейно-теоре тического уровня: хорошо зани мался в кружке но изучению истории ВКП(б), много читал. Во время нриема его на собрании он подробно и содержательно отвечал на все заданные вопросы. Кандидатом в члены ВКП(б) принят лучший комендор катера гвардии старший матрос Ромин. Материальную часть он всегда содержит в отличном состоянии, безупречно несет службу, свои знания и опыт активно передает молодым матросам. , Гвардии старшина 2 статьи Ф. АЛЕКСАНДРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz