На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

Старшина—ближайший помощник офицера „Сержанты и старшины должны настойчиво овладевать командирскими 4 навыками, чтобы на деле стать ближайшими помощниками офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и И . С т а л и н . матросов ★ ★ На линейном корабле «Ар­ хангельск» в подразделении капитан-лейтенанта Шакурова состоялось совещание старшин. Младшие , командиры собра­ лись, чтобы обменяться опы­ том воспитания подчиненных. После (вступительного слова капитан-лейтенанта Шабуре- ва выступили: старшина / статьи Заболотских, старши­ на 2 статьи Соболь, главные старшины Морозов, Устинов, старшины 2 статьи Маркин, Широкан, Рыжиков м капитан 3 ранга Пахомов. Здесь печатаются выступ­ ления старшин на этом сове* щании. Требовательность— основа успехов Из выступления старшины 2 статьи Рябова Старшины у нас молодые, не имеют достаточного опыта воспи­ тательной работы. Иногда мы не раем , как организовать обуче­ ние, как привить матросу при­ вычку к дисциплине. В этом нам должны помочь офицеры. На корабль приходят молодые матросы. {Я, как старшина, начинаю обучение с тот», что знакомлю их с кораблем, с пра­ вшами корабельной жизни. Что­ бы привить любовь к кораблю, к морю и своей специальности, я рассказываю новичкам ю герои­ ческих боевых делах наших (моряков. Чтобы успешно обучать матро­ са боевому мастерству, старшина должен сам в совершенстве знать свою специальность, показывать пример дисциплины и требова­ тельности. Матрос Немииущий плохо знал боевую инструкцию. Я приказал ему выучить боевую инструкцию и установит срок, после которого проверил, как он выполняет приказание. Когда, излагая боевую инструкцию, Не- минущий напутал, я прижавал повторить изучение. Матрос по­ чувствовал, что старшина требу­ ет строго, и в следующий рае из­ ложил инструкцию безупречно. Есть у «ас и такие матросы, которые кичатся своим образова­ нием. Пии нередко нарушают воинскую дисциплину и плохо знают свою специальность. Мат­ рос Улатов пришел на корабль Подготовленным. Уставы он \ знал, so выполнить их не лю­ бил, грубил со старшинами. Я наложил на пето взыскание. Он, почувствовал власть старшины и изменил свое поведение. Старши­ на должен поставить себя так, чтобы матрос всегда чувствовал в нем начальника. Старшине надо быть настой­ чивым и последовательным в евсих действиях. У нас, у стар­ шин, бывает иногда так: на за­ нятии мы пробуем подставному, а после занятий -на перекурке допускаем панибратство. Такая практика вредна, она подрывает авторитет старшины. ★ ★ ★ Проступки нужно предупреждать ГИз выступления старшины 2 статьи Соболь' Старшина 1 статьи Гуров специальность свою знает отлич­ но, повседневно .повышает военные знания, ходит по форме одетым и опрятным, т. е. служит так,' как требует Корабельный устав. Подчиненные видят в своем старшине образец честного служения Родетое. В отделении старшины Гурова два месяца нет взысканий, зато его подчиненные и он сам имеют ряд поощрений. Иначе обстоит дело в отделении старшины 2 статьи Журав­ лева. Дисциплина в его отделении слабая, матросы плохо изуча­ ют и содержат боевую т-ежику. И это потому, что старшина 2 статьи Журавгев нетребовател ей, не принимает мер дисцип­ линарного воздействия к подчиненным, нарушившим дисциплину, а ограничивается докладом командиру подразделения’или старши-- не прутшы: «Пусть, мол, они наказывают, а не я». Он стремится быть «добрьш дядей», а не начальником. И не случай­ но, что старшину Журавлева не уважают матросы. Серьезным недостатком в нашей работе является то, что мы не предупреждаем проступки под чиненных, иногда мелкие про­ ступки оставляем без наказания. Командир отделения Котов пе. контролировав, как его подчиненные ухаживают за техникой, пе требовал докладов о состоянии механизмов и сам не проверял их. В результате на механизмах обнаружились мелкие неисправ- пости. Если наши старшины требуют выполнения распорядка дня и соблюдения формы одежды от подчиненных, то от матросов дру­ гого отделения они этого не требуют. Статья 13 Устава внутрен­ ней службы прямо говорит, что «По своему воинскому званию начальниками я&тятотся... сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ния» части». Если бы мы, старшины, его тре­ бование точно выполнили, то была1бы большая польза. Знать своих подчиненных Из выступления старшины 2 статьи Маркина Мы, старшины, в своей воспитательной работе иногда упускаем важное средство — воздействие при помощи партий­ ной и комсомольской организации на нарушителей боннской дис­ циплины. В отделениях у нас имеются коммунисты п комсо­ мольцы. Как правило, они пере­ довые матросы, но встречаются иногда нарушители и среди ком­ сомольцев. Они должны привле­ каться к союзной ответственно­ сти. В лице партийной и комсо­ мольской организаций мы, стар­ шины, имеем активного помощни­ ка в воспитании подчиненных. Надо постоянно держать с ними тесную связь. В воспитании подчиненных важно выработать правильный подход к матросу. Нельзя подхо­ дить одинаково ко всем. А для этого необходимо всесторонне анать матроса — не только его служебную деятельность, но п его прошлое: в какой среде он рос н воспитывался до службы, кем и когда работал, его семей­ ное положение. Совершенно обязательно стар­ шине проверять исполнение сво­ их приказаний. Матросу Любуш- кииу как-то было приказано при­ в а т а в порядок материальную часть. Матрос четко отрапорто­ вал: «Есть!», повернулся и ушол. Я не проверил сразу, как выполнено мое приказание. Но позднее выяснилось, что матрос Любушкин не сделал так, как ему было приказано. Бее провер­ ки приказание не всегда будет иметь силу. ★ + . Авторитет завоевывается делом Из выступления капитана 3 ранга Пахомова Надо всевда помнить, что авторитет старинны зависит от его умения выполнять свои обязанности. Авторитет приобре­ тается знанием военного дела, чутким, заботливым и отзывчи­ вым отношением к запросам подчиненных, высокой требова­ тельностью. Однажды, проверяя, . как про* ходит утренняя гимнастика, я заметил, что у двух матросов из группы старшины 1 статьи Рас- суцова были порваны ботинки. Подзываю старшину и спраши­ ваю: почему не отремонтированы у бойцов ботинки? — Сапожник болен, — от­ ветил старшина Райсудов. Выясняю. Оказывается, матро­ сы ходят в худых ботинках не­ сколько дней, а сапожник всего второй день, как заболел. Выхо­ дит, не сапожник виноват, а старшина, не организовавший ре­ монт обуви. Ясно, что такой старшина не будет пользоваться авторитетом. Забота о подчиненных, о их быте и условияя жизни — важ­ нейшая обязанность старшины. Никогда не оставляйте законные требования матросов без внима- КИЯ. 'Старшина — образец для под­ чиненного. Каков старшина — таковы и подчиненные. Помните истину, что На вас смотрит боец. Если вы уважаете началь­ ника, поддерживаете его автори­ тет, то же будут делать и бойцы но отношению к вам. Нельзя также создавать лож- иый авторитет неурсциплиниро- ванному старшине. Такого стар­ шину матросы уважать и лю­ бить не будут. Авторитет завоевывается толь­ ко делом! Приучить каждого жить по уставу * Из выступления старшины 1 статьи Заболотских Чтобы воспитывать дисциплинированных матросов, прививать нм навыки флотского по­ рядка, приучить жить по уставу, етарапшпаоам должен твердо спать и соблюдать уставы. В ?том я убедился на своем опыте. Пока я был в отпуску, дисциплина в отделении упала, неко­ торые матросы получили дисциплинарные взы­ скания. /Вое это произошло потому, что требова­ тельность к ним была понижена, за их деятель­ ностью никто не следил. Пришлось много пора­ ботать, чтобы восстановить дисциплину в отде­ лении. После своего возвращения я сам несколько раз прочел, какие обязанности возлагают уставы на командира отделения. Кроме уставов, познакомил­ ся с распорядком дня, у командира подразделе­ ния спросил, яе введено ли каких изменений на корабле за время моего отпуска, и только после этого собрал всех матросов, разобрал отдельные проступки и предупредил, что отныне буду стро­ го требовать соблюдения уставов. На другой день после беседы нарушили дис­ циплину три матроса: Воталов, Агафонов и Ко- лядин. Вечерам я собрат отделение и наложил на нарушителей (воыскание. На третий день было одно нарушение. Его допустил матрос Кленов. Затем три дня нарушений дисциплины не было, а потом матрос Коляда снова нарушил распоря­ док дня. Ни одного нарушепия я не оставлял без дисциплинарного воздействия. Проступки под­ чиненных разбирал в присутствии всех матро­ сов отделения. Старшине важно во-арсмя заметить наруши­ телей я трудолюбивых, дисциплинированных матросов, одних наказать или (предупредить, дру­ гих поощрить. Старшины одного подразделения должны под­ держивать друг друга. Если один требует, а другой занимается попустительством, не тре­ бует, — это приводит к плохим результатам. Большинство старшин нашего подразделения > — требовательные начальники. Когда проводится вечерняя поверка, они выстраивают лкчпый состав так, как требует устав. Но не делает этого один старшина 2 статьи Гайдуков. У пего на поверке бь'вает беспорядок. Дурной (пример для остальных! Серьезным недостатком в воспитательной работе является и то, что матроса, нарушивше­ го дисциплину, наказывают, но иногда в испол­ нение яаказалпо не приветят. Старшина должен всегда знать, кто из wo подчиненных имеет взыскание, и следить, чтобы оно было др. ведено в 'исполнение. — СВЕРХСРОЧНИК = ОТЛИЧНЫЙ АРТИЛЛЕРИСТ Ч ЧЕЛЯПИН В числе первых артиллери­ стов прибыл Александр Челя* вин на этот островок, возвы­ шающийся над морем. Собсг венными руками втаскивал он на скалы тяжелые орудия, строил дворики, копал землян­ ки. . Он всегда подавал пример в освоении техники и изучении сгаепдальпости другим артил­ леристам. Во время войны Челяпин командовал орудием. Долгими ночами при свете «коптилки», просиживал он над описания­ ми и чертежами, изучая матег риальную часть орудия, а днем обучал своих подчинен­ ных. После окончания Отечест­ венной войны он подал рапорт об оставлении на сверхсроч­ ную службу. Чешпин стал старшиной группы комев.к- ров. На батарею прибыли м'олодые артиллеристы. Всех их надо' было обучить, сделать меткими артиллеристами. Это­ му дегу всецело отдался Че­ ляпин Затраченный труд не про­ пал даром. Молодые матросы Гуменюк, Фомин, Лукин и мно­ гие другие стали отличниками боевой подготовки, а позднее командирами орудий. Их вос­ питал и обучит Челяпин. За примерную службу Че­ ляпин имеет 30 поощрений от командования, он награжден значком «Отличный артилле­ рист». Младший сержант Б. ЖГАРЕВ. А Передовики боевой подготовки вступают в рады ВКП(б) Партийная организация гвар­ дейского подразделения малых охотников пополняет свои ряды аа счет лучших людей — пере­ довиков боевой и политической подготовки. Недавно в члены ВКЛ(б) был припят гвардии старшина 2 ста­ тьи т. Свиридов, участник Ве­ ликой Отечественной войны, орде­ ноносец, старшина отделения ми­ неров. Мастер своего дела, он во всем требователен как к , себе, так и к своим подчиненным. За образцовую службу Свиридов имеет от командования 10 благо­ дарностей. Будучи кандидатом ВКП{6), он много работал над повышением своего идейно-теоре­ тического уровня: хорошо зани­ мался в кружке но изучению истории ВКП(б), много читал. Во время нриема его на собрании он подробно и содержательно отвечал на все заданные вопросы. Кандидатом в члены ВКП(б) принят лучший комендор катера гвардии старший матрос Ромин. Материальную часть он всегда содержит в отличном состоянии, безупречно несет службу, свои знания и опыт активно передает молодым матросам. , Гвардии старшина 2 статьи Ф. АЛЕКСАНДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz