Мурманшельфинфо. 2019, № 1.

сосредоточения жизнедеятельности ко ­ ренного и прибывшего населения (поселки и сельские поселения), как пункты сосре ­ доточения общегосударственных и коммер ­ ческих интересов, а также как соединения хозяйственных, военных (оборонных) и на ­ учных интересов. В настоящее время широко рассматрива ­ ется вопрос применения в АЗРФ того или иного режима хозяйственной деятельности. Однако, наше исследование показало, что все действующие меры региональной под ­ держки, установленные в АЗРФ, являются достаточно стандартными, как и в других регионах страны. Но самое главное, что действующие льготные меры сопостави ­ мы с предоставляемыми в рамках особых режимов хозяйствования преференциями. И возникает вопрос о целесообразности установления какого-либо особого режима хозяйствования для опорных зон. Ведь все они будут располагаться на территориях субъектов, в пределах которых уже установ ­ лены определенные льготы для субъектов экономической деятельности. В то же время для реализации положе ­ ний Указа Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратеги ­ ческих задачах развития Российской Феде ­ рации на период до 2024 года», для выра ­ ботки управленческих решений в системе социально-экономического развития ре ­ гионов, в том числе субъектов АЗРФ, для формирования оптимального сценария про ­ тиводействия угрозам и вызовам, а также возникающим дисбалансам социально-эко ­ номического развития потребуется созда ­ ние систем управления рисками, таких, как, например, автоматизированный комплекс поддержки принятия управленческих ре ­ шений с использованием интеллектуальных технологий стратегического планирования. Безусловно, возникает необходимость ак ­ туализации всех стратегий регионов АЗРФ с учетом положений Указа для формирова ­ ния набора основных факторов, необходи ­ мых для моделирования динамики развития социально-экономического развития субъ ­ ектов на основе анализа основных докумен ­ тов стратегического планирования, опреде ­ ляющих стратегические цели и приоритеты регионального развития. В 21 веке любые процессы управ ­ ления протекают в условиях высокой неопределенности, что продиктовано высо ­ ким темпом изменения внешних и внутрен ­ них социально-экономических условий, это в свою очередь неизбежно порождает риски реализации запланированных про ­ грамм и стратегий развития. Для минимиза ­ ции негативного воздействия возникающих рисков и угроз необходимо формирование набора объективных показателей, характе ­ ризующих как текущий, так и прогнозный рисковый фон деятельности, что, напри ­ мер, могло бы позволить лицу, принимаю ­ щему решения, сформировать приоритеты деятельности по нивелированию неблаго ­ приятных условий и воздействий. С учетом необходимости ускорения внедрения циф ­ ровых технологий, в том числе и в практику государственного управления, построение и апробация имитационной модели, позво ­ ляющей оценить динамику решения страте ­ гических задач социально-экономического развития, а также полноту и достаточность предпринимаемых органами государствен ­ ной власти усилий приобретает особую те ­ оретическую и практическую значимость. В настоящее время нашим коллективом ученых Совета по изучению производи ­ тельных сил ВАВТ совместно с Институтом прикладной математики имени М. В. Кел ­ дыша РАН ведутся разработки и модельные исследования, позволяющие формировать набор задач государственного управле ­ ния, на решении которых необходимо со ­ средоточиться для достижения заданного уровня целей обеспечения целей развития государства, региона, проекта и т.д., что по ­ зволяет обеспечивать не только выполне ­ ние задач, поставленных Президентом РФ, по цифровому развитию, автоматизацию и поддержку принятия управленческих ре ­ шений на цифровой основе, но и дать оцен ­ ку эффективности и последствий принятия решений, оценить влияние новых докумен ­ тов, например в сфере стратегического пла ­ нирования, на достижение национальных целей, а также выявить наиболее значимые мероприятия государственной политики, выбрать сценарии обеспечения достиже ­ ния целей, провести мониторинг состояния. Именно завтрашним запросам государства по решению задач развития, мониторинга изменений и управления рисками в усло ­ виях неопределенности и посвящены наши настоящие исследования, направленные на создание комплекса взаимосвязанных моделей для информационной поддержки процесса государственного управления. ■ 32 Апрель, 2019 • №1(33) • МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz