Мурманшельфинфо. 2019, № 1.

национальной безопасности на период до 2020 года» в целях формирования научно-о ­ боснованных предложений о ходе реализа ­ ции Стратегии и подготовки обоснования соответствующих управленческих решений. Также ученые СОПС в 2016 году принима ­ ли участие в разработке новой редакции Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Фе ­ дерации». Только за период 2016-2018 годы были разработаны: предложения по форми ­ рованию опорных зон в АЗРФ, по развитию минерально-сырьевых центров, подготов ­ лены научно-обоснованные предложения о возможностях применения особых режи ­ мов хозяйственной деятельности на терри ­ тории Арктической зоны Российской Феде ­ рации и т.д. Так, например, в исследовании по соз ­ данию минерально-сырьевых центров, мы предлагали развитие арктических терри ­ торий осуществлять с применением следу ­ ющих принципов: использование каркас ­ но-кластерного подхода, где кластерная политика ориентирована на повышение конкурентоспособности страны, террито ­ рий, промышленных комплексов, форми ­ руется на основе государственно-частных инициатив по развитию институциональ ­ ных основ экономики и локальной систе ­ мы производства, в том числе формировать новые механизмы по стимулированию биз ­ неса; комплексность, когда проекты по ос ­ воению минерально-сырьевого потенциала, обеспечивают согласованность и сбаланси ­ рованность их реализации на всех этапах стратегического управления и рамках стра ­ тегии развития опорных зон Арктики; а так ­ же селективная политика государства, когда политика связана с применением особых подходов к ведению бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики, а также особых механизмов прямого участия госу ­ дарства в развитии экономики арктического региона включая размещение государствен ­ ных заказов, создание и действие государ ­ ственных корпораций, создание особых экономических зон, распределение средств институтов развития Российской Федерации и ряда других. В то же время проведенный нами анализ законодательных актов, регулирующих раз ­ витие Арктической зоны и правоотношения между ее субъектами, показал, что на сегод ­ няшний день в действии находятся более 500 нормативных правовых актов. Кроме того, отдельные нормативно-правовые акты создавались в совсем другой исторической эпохе и на сегодняшний день полностью или частично потеряли свою актуальность. Многие документы были созданы преиму ­ щественно по ведомственному принципу, на основании чего их отдельные части про ­ тиворечат друг другу. Поэтому арктическое законодательство сегодняшнего времени нельзя охарактеризовать как систему, дей ­ ствующую на основании целостного един ­ ства целей и инструментов. В одном из таких основополагающих до ­ кументах, как Основы государственной по ­ литики в Арктике, определено что Арктиче ­ ская зона РФ включает помимо сухопутных территорий, еще и морские акватории, к ним прилегающие. Однако на сегодняшний день, даже на этапе планирования отсутствуют си ­ стемообразующие документы, которые при ­ званы были бы регламентировать освоение таких территорий, а также морское плани ­ рование. Таким образом можно выделить основные проблемы согласованности зако ­ нодательных документов в сфере развития Арктики, в том числе посредством механиз ­ ма создания «опорных зон»: 1 . Отсутствие комплексного подхода к си ­ стемности и преемственности государ ­ ственных стратегических документов, от ­ сутствие согласованности роли и места отдельных документов (социально-эконо ­ мические прогнозы Минэкономики и стра ­ тегии на уровне муниципальных образова ­ ний). 2 . Отсутствие единой методологии реали ­ зации стратегий субъектов и муници ­ палитетов с последующей разработкой стратегических документов, имеющиеся нескоординированные методические ре ­ комендации. Результат — дополнительные бюджетные административные расходы на корректировку (по факту — переписыва ­ ние) несогласованных и несбалансирован ­ ных между собой стратегических докумен ­ тов. 3 . Отсутствие в ряде современных действую ­ щих документов положений по регулиро ­ ванию «опорных зон». Отмечаем в связи с этим, что в неблаго ­ приятных и стрессовых арктических усло ­ виях система поселения формировалась по естественному принципу как точки April, 2019 • №1(33) • MurmanshelfInfo 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz