Мурманшельфинфо. 2019, № 1.
национальной безопасности на период до 2020 года» в целях формирования научно-о боснованных предложений о ходе реализа ции Стратегии и подготовки обоснования соответствующих управленческих решений. Также ученые СОПС в 2016 году принима ли участие в разработке новой редакции Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Фе дерации». Только за период 2016-2018 годы были разработаны: предложения по форми рованию опорных зон в АЗРФ, по развитию минерально-сырьевых центров, подготов лены научно-обоснованные предложения о возможностях применения особых режи мов хозяйственной деятельности на терри тории Арктической зоны Российской Феде рации и т.д. Так, например, в исследовании по соз данию минерально-сырьевых центров, мы предлагали развитие арктических терри торий осуществлять с применением следу ющих принципов: использование каркас но-кластерного подхода, где кластерная политика ориентирована на повышение конкурентоспособности страны, террито рий, промышленных комплексов, форми руется на основе государственно-частных инициатив по развитию институциональ ных основ экономики и локальной систе мы производства, в том числе формировать новые механизмы по стимулированию биз неса; комплексность, когда проекты по ос воению минерально-сырьевого потенциала, обеспечивают согласованность и сбаланси рованность их реализации на всех этапах стратегического управления и рамках стра тегии развития опорных зон Арктики; а так же селективная политика государства, когда политика связана с применением особых подходов к ведению бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики, а также особых механизмов прямого участия госу дарства в развитии экономики арктического региона включая размещение государствен ных заказов, создание и действие государ ственных корпораций, создание особых экономических зон, распределение средств институтов развития Российской Федерации и ряда других. В то же время проведенный нами анализ законодательных актов, регулирующих раз витие Арктической зоны и правоотношения между ее субъектами, показал, что на сегод няшний день в действии находятся более 500 нормативных правовых актов. Кроме того, отдельные нормативно-правовые акты создавались в совсем другой исторической эпохе и на сегодняшний день полностью или частично потеряли свою актуальность. Многие документы были созданы преиму щественно по ведомственному принципу, на основании чего их отдельные части про тиворечат друг другу. Поэтому арктическое законодательство сегодняшнего времени нельзя охарактеризовать как систему, дей ствующую на основании целостного един ства целей и инструментов. В одном из таких основополагающих до кументах, как Основы государственной по литики в Арктике, определено что Арктиче ская зона РФ включает помимо сухопутных территорий, еще и морские акватории, к ним прилегающие. Однако на сегодняшний день, даже на этапе планирования отсутствуют си стемообразующие документы, которые при званы были бы регламентировать освоение таких территорий, а также морское плани рование. Таким образом можно выделить основные проблемы согласованности зако нодательных документов в сфере развития Арктики, в том числе посредством механиз ма создания «опорных зон»: 1 . Отсутствие комплексного подхода к си стемности и преемственности государ ственных стратегических документов, от сутствие согласованности роли и места отдельных документов (социально-эконо мические прогнозы Минэкономики и стра тегии на уровне муниципальных образова ний). 2 . Отсутствие единой методологии реали зации стратегий субъектов и муници палитетов с последующей разработкой стратегических документов, имеющиеся нескоординированные методические ре комендации. Результат — дополнительные бюджетные административные расходы на корректировку (по факту — переписыва ние) несогласованных и несбалансирован ных между собой стратегических докумен тов. 3 . Отсутствие в ряде современных действую щих документов положений по регулиро ванию «опорных зон». Отмечаем в связи с этим, что в неблаго приятных и стрессовых арктических усло виях система поселения формировалась по естественному принципу как точки April, 2019 • №1(33) • MurmanshelfInfo 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz