Мурманшельфинфо. 2019, № 1.

В приоритетном порядке освоению должны подлежать проекты первой груп ­ пы с параллельной активизацией работ, на ­ правленных на полное импортозамещение зарубежного оборудования. К проектам первой группы преимуществен ­ но относятся участки Каспийского, Азовского, Охотского и частично Баренцева морей. При ранжировании проектов по степени изученности предлагается их разделять на три группы: 1 . Высокая степень изученности (открыты месторождения, структуры подготовлены к бурению); 2 . Средняя степень изученности (необходима детализация выявленных структур, прове ­ дение сейсморазведочных работ 3Д); 3 . Низкая степень изученности (необходимо проведение работ, направленных на обна ­ ружение структур). Высокая неопределенность при освоении шельфовых месторождений обусловливает приоритезацию проектов с высокой степе ­ нью изученности. Социально-экологические критерии При оценке экологических рисков очень важно иметь достаточный уровень знаний в отношении потенциальных событий, что позволяет при принятии решений взвеши ­ вать социально-экономическую отдачу и ри ­ ски от планируемой деятельности. Если ри ­ ски в рамках какой-то деятельности высокие, следует четко понимать стоимость мер по предотвращению потенциальных неблаго ­ приятных событий, позволяющих снизить уровень риска. В случае если экономическая польза для общества является относительно малой, нецелесообразно начинать деятель ­ ность, даже в случае когда технический риск находится в приемлемых пределах. Если экономическая польза является большой, недропользователь вправе пойти на более высокий риск. Проблемы управления эколо ­ гическими рисками при работах на шельфе наиболее полно рассматриваются в отчетах норвежской компании DNV. В отношении российского шельфа следует отметить ряд факторов, который усложня ­ ет работы по ликвидации разливов нефти: сложная ледовая обстановка, неразвитость инфраструктуры, нехватка собственных со ­ временных средств реагирования и про ­ фильных эффективных организаций, законо ­ дательные сложности. По уровню экологических рисков проек ­ ты предлагается разделить на три группы: 1 . Проекты, экологические риски по которым в высокой степени управляемы, что подра ­ зумевает наличие средств по снижению соответствующих рисков и практического российского или зарубежного опыта. В ка ­ честве начальной точки отсчета могут рас ­ сматриваться структуры, бурение которых возможно осуществить с берега. 2 . Проекты без сложной ледовой обстановки в регионах с наличием необходимой пор ­ товой инфраструктуры. 3 . Прочие проекты. К первой группе можно отнести проекты Охотского, Каспийского и Азовского морей. Ко второй группе — Охотского, Баренцева, Печорского и Черного морей. К третьей — арктические проекты. Реализация проектов шельфа в различ ­ ных регионах России обеспечит неравно ­ мерный экономический эффект. Например, регион Баренцева моря характеризуется наличием необходимой инфраструктуры и условий: береговые базы обеспечения, су ­ достроительные и судоремонтные мощно ­ сти, ассоциации профильных поставщиков, образовательные центры, средства ликвида ­ ции разливов нефти, людские ресурсы. Реа ­ лизация проектов в этом регионе приведет к строительству новых и модернизации дей ­ ствующих объектов инфраструктуры, росту занятости населения, развитию сети местных поставщиков. Это подтверждают недавние работы «Роснефти» и «Газпрома» в регионе. Работы на проектах Восточной Аркти ­ ки в условиях высокой неопределенности и практически полного отсутствия инфра ­ структуры не обеспечат сравнимого эффек ­ та для экономики. В этой связи на первоначальном этапе российский шельф целесообразно разде ­ лить на две зоны с позиции общего эффек ­ та, который может быть достигнут за счет освоения проектов, расположенных в этих регионах: April, 2019 • №1(33) • MurmanshelfInfo 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz