Мурманшельфинфо. 2019, № 1.
В приоритетном порядке освоению должны подлежать проекты первой груп пы с параллельной активизацией работ, на правленных на полное импортозамещение зарубежного оборудования. К проектам первой группы преимуществен но относятся участки Каспийского, Азовского, Охотского и частично Баренцева морей. При ранжировании проектов по степени изученности предлагается их разделять на три группы: 1 . Высокая степень изученности (открыты месторождения, структуры подготовлены к бурению); 2 . Средняя степень изученности (необходима детализация выявленных структур, прове дение сейсморазведочных работ 3Д); 3 . Низкая степень изученности (необходимо проведение работ, направленных на обна ружение структур). Высокая неопределенность при освоении шельфовых месторождений обусловливает приоритезацию проектов с высокой степе нью изученности. Социально-экологические критерии При оценке экологических рисков очень важно иметь достаточный уровень знаний в отношении потенциальных событий, что позволяет при принятии решений взвеши вать социально-экономическую отдачу и ри ски от планируемой деятельности. Если ри ски в рамках какой-то деятельности высокие, следует четко понимать стоимость мер по предотвращению потенциальных неблаго приятных событий, позволяющих снизить уровень риска. В случае если экономическая польза для общества является относительно малой, нецелесообразно начинать деятель ность, даже в случае когда технический риск находится в приемлемых пределах. Если экономическая польза является большой, недропользователь вправе пойти на более высокий риск. Проблемы управления эколо гическими рисками при работах на шельфе наиболее полно рассматриваются в отчетах норвежской компании DNV. В отношении российского шельфа следует отметить ряд факторов, который усложня ет работы по ликвидации разливов нефти: сложная ледовая обстановка, неразвитость инфраструктуры, нехватка собственных со временных средств реагирования и про фильных эффективных организаций, законо дательные сложности. По уровню экологических рисков проек ты предлагается разделить на три группы: 1 . Проекты, экологические риски по которым в высокой степени управляемы, что подра зумевает наличие средств по снижению соответствующих рисков и практического российского или зарубежного опыта. В ка честве начальной точки отсчета могут рас сматриваться структуры, бурение которых возможно осуществить с берега. 2 . Проекты без сложной ледовой обстановки в регионах с наличием необходимой пор товой инфраструктуры. 3 . Прочие проекты. К первой группе можно отнести проекты Охотского, Каспийского и Азовского морей. Ко второй группе — Охотского, Баренцева, Печорского и Черного морей. К третьей — арктические проекты. Реализация проектов шельфа в различ ных регионах России обеспечит неравно мерный экономический эффект. Например, регион Баренцева моря характеризуется наличием необходимой инфраструктуры и условий: береговые базы обеспечения, су достроительные и судоремонтные мощно сти, ассоциации профильных поставщиков, образовательные центры, средства ликвида ции разливов нефти, людские ресурсы. Реа лизация проектов в этом регионе приведет к строительству новых и модернизации дей ствующих объектов инфраструктуры, росту занятости населения, развитию сети местных поставщиков. Это подтверждают недавние работы «Роснефти» и «Газпрома» в регионе. Работы на проектах Восточной Аркти ки в условиях высокой неопределенности и практически полного отсутствия инфра структуры не обеспечат сравнимого эффек та для экономики. В этой связи на первоначальном этапе российский шельф целесообразно разде лить на две зоны с позиции общего эффек та, который может быть достигнут за счет освоения проектов, расположенных в этих регионах: April, 2019 • №1(33) • MurmanshelfInfo 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz