МурманшельфИнфо. 2017, N 1 (29)

и ОАО «Газпром», оставшаяся часть шельфа не относиться к перспективной в силу слабой ее изученности. Необходимо совершенство­ вать правовой режим с целью привлечения негосударственных компаний для освоения этих участков недр. Направления совершенствования сформу­ лированы в результате анализа соответству­ ющего правового режима других арктиче­ ских государств — Канады, США и Норвегии. Выделены 3 основных направления: 1. Виды пользования недрами. В Норвегии и Канаде предусмотрена выдача лицензии отдельно на геологическое изучение, в Рос­ сии такое возможно только в рамках совме­ щенной лицензии (геологическое изучение, разведка и добыча). В целях привлечения не­ государственных средств на геологическое изучение недр шельфа и тем самым увеличе­ ния объема геологоразведочных работ, це­ лесообразно введение этапа геологического изучения как отдельного вида пользования недрами континентального шельфа. Основа­ нием в таком случае будет решение Прави­ тельства, принятое без проведения конкур­ са/аукциона. 2. Субъектный состав недропользовате­ лей. В настоящее время иностранные и част­ ные компании могут привлекаться для работ на российском шельфе только как партне­ ры в рамках совместного предприятия, при этом они не могут быть пользователями недр и иметь лицензии на право пользования не­ драми. Предлагается допустить к работам на шельфе негосударственные российские компании, которые контролируется россий­ скими юридическими или физическими ли­ цами. Также видится возможным допустить все компании, которые желают участвовать в разработке шельфа и удовлетворяют уста­ новленным государственным требованиям, используя такой механизм государствен­ но-частного партнерства, как консорциум, который будет состоять из нескольких инве­ сторов. Это снижает затраты и риски этапа геологоразведочных работ для каждого от­ дельного инвестора. 3. Совершенствование системы налогоо­ бложения с целью стимулирования введе­ ния в разработку месторождений с трудно- извлекаемыми запасами, либо небольших месторождений в регионах с отсутствующей инфраструктурой. ■ In total on the Arctic shelf is concentrated to 80% of potential hydrocarbon reserves of Russia. Despite the fact that the most promising and studied areas o f the continental shelf sub­ m itted to the use of state-owned companies o f "Rosneft" and "Gazprom", the remainder of the shelf does not relate to forward-looking because of it's weak study. It is necessary to improve the legal regime in order to attract non-public companies for the development o f the subsoil. Areas o f improvemen t are fo rm u la ted as a result o f the analysis o f the re levant legal regime o f the o the r A rc tic states — Canada, the USA and Norway. D ivided in to 3 main areas: 1. Types o f subsoil use. In Norway and Can­ ada provided separately issuing licenses for geological exp lora tion in Russia is possible on ly w ith in the framework o f a combined license (geological survey, exp lora tion and extraction). In order to a ttract private funds for geological study o f subsoil o f the shelf, and thereby increase the vo lume o f exp lo­ ration work, it is advisable the in troduc tion stage o f geological exp lora tion as a sepa­ rate type o f subsoil o f the con tinen ta l shelf. The reason in this case is the decision o f the Government adopted w ith o u t a tende r/ auction. 2. The subject structure o f subsoil users. Currently, foreign and private companies can be attracted to work on the Russian shelf only as partners in a jo in t venture, and they can not be subsoil users and have a li­ cense for subsoil use. It is proposed to allow to work on the shelf non-state Russian com­ panies tha t are controlled by Russian legal entities or individuals. Also it seems possible to avoid all companies tha t wish to partic­ ipate in the development o f the shelf and comply w ith the state requirements, using the mechanism o f public-private partner­ ship, as a consortium, which w ill consist of several investors. This reduces the costs and risks during the exploration phase for each individual investor. 3. Improvement o f the tax system to en­ courage the introduction in the development o f fields w ith hard to recover reserves or small deposits in areas w ith no infrastructure. ■ 34 Март, 2017 • №1(29) • МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz