Мурманшельфинфо. 2016, № 2.

в своем роде уникальное предприятие. Не смотря на то, что Мурманск расположен за Полярным кругом, порт находится в неза ­ мерзающей акватории Кольского залива Ба ­ ренцева моря и имеет круглогодичный ре ­ жим плавания морских судов, которое здесь не зависит от политики сопредельных госу ­ дарств. Видимо поэтому, в разное время ММТП был военным и торговым, в течение двух мировых войн оставался надежной базой доставки грузов из стран-союзников в ев ­ ропейскую часть России, служил отправной точкой для многочисленных полярных экс ­ педиций. Достаточно вспомнить, что первая регу ­ лярная пароходно-арктическая линия Мур- манск-Шпицберген-Мурманск для перевоз ­ ки угля, который добывался на арктическом архипелаге, была открыта в далеком 1932 году. А в 1933 году из Мурманского порта в свой легендарный рейс отправился пароход «Че ­ люскин». В 1938 году ледокольные суда «Мурман» и «Таймыр» сняли с дрейфующей льдины и до ­ ставили в Мурманск героическую четверку «папанинцев». За период Великой Отечественной войны Мурманский порт принял 27 полярных кон ­ воев, обработал более 2 миллионов тонн военных и народнохозяйственных грузов, и отправил на фронт по железной дороге поч ­ ти 13 тысяч вагонов с военной техникой, сна ­ ряжением и продовольствием. В 1970 году открылось постоянное сооб ­ щение по Северному морскому пути меж ­ ду ММТП и портом Дудинка. По этой линии стали доставлять из Норильска в Мурманск медно-никелевую руду и файнштейн для комбинатов «Североникель» и «Печенгани- кель». 23 августа 1977 года из высокоширотного похода в порт Мурманск возвратился атомо ­ ход «Арктика», который за 13 суток прошел 3852 мили в сложных ледовых условиях и стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Имея такой богатый исторический опыт работы в суровых климатических условиях Заполярья, Мурманский морской торговый порт и сегодня ориентирован на развитие морских грузоперевозок в Арктическом бас ­ сейне, в том числе, и по Северному морско ­ му пути. - Связываете ли вы дальнейшее развитие Port is situated in non-freezing water area of the Kola bay of the Barents Sea and has year- round vessels' navigation period which do not depend on politics of neighboring states. Probably that is why, Murmansk Commercial Sea Port (MCSP) was military and trade port in different times, during two world wars it was a reliable base for cargo shipment from alliance countries to European part of Russia. It was a starting point for numerous polar expeditions. Suffice it to recall, the first regular steamship Arctic line "Murmansk-Spitsbergen-Murmansk" for shipping of coal, which was developed on the Arctic archipelago, was opened in 1932. Also in 1933, the steamship"Cheluskin"went to its legendary journey from Murmansk port. In 1938 icebreaker vessels "Murman" and "Taymir" picked up the heroic foursome of "Papanins" from the drifting ice floe and transported them to Murmansk. During the period of the Great Patriotic War, the port of Murmansk took 27 polar convoys, handled over 2 million tons of military and economic cargoes, and sent to the front by rail almost 13 thousand of cars with military equipment, ammunition and food. In 1970 the permanent navigation within the Northern Sea Route between MCSP and the port of Dudinka was opened. Along this route, copper-nickel ore and nickel matte for the plants "Severonikel" and "Pechenganikel" was shipped from Norilsk to Murmansk. On the 23rd of August of 1977, the nuclear vessel "Arctica" was back from the high- latitude journey to Murmansk port. This vessel passed 3852 miles in 13 days within ice-bound conditions and became the first surface craft which reached the Northern Pole. Murmansk Commercial Sea Port with such a rich history of experience in the harsh climatic conditions of the Arctic, and nowadays is focused on the development of marine transportation in the Arctic Basin, including, and the Northern Sea Route. - Do you connect the further development of the Murmansk Commercial Sea Port with implementation of new arctic projects? - Currently MCSP has a steady cargo turnover, which is based on the export coal products. Herewith the Polar harbor is still remains to be universal, the personnel of enterprise have necessary competence to handle all types of cargo, including bulky and heavy load cargo. Port considers it as one of its competitive advantages and the direction of the search for 16 Ноябрь, 2016 • №2 (28) • МурманшельфИнфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz