Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

инфраструктура ветшали, а устаревшее законо ­ дательство не позволяло работать в рыночных условиях. А между тем страны, считающие ар ­ ктические проводки сферой своей возможной деятельности, стали проявлять неподдельный интерес к трассе СМП. Более того, прошлый год был рекордным, перевезено более 5 млн. тонн грузов. То есть активность перевозок возрастает. В 2012 г. по Севморпути прошел первый китай ­ ский ледокол «Сюэлун». Китайцы хотят пустить по нему до 15 процентов своего экспорта. И вот только сейчас Россия начинает восста ­ навливать Севморпуть, который открывает ши ­ рокий доступ в Мировой океан. Ни Балтийское, ни Черное море в полной мере такой возмож ­ ности не дают. Арктика может и должна стать морскими «воротами» России в Мировой океан. В этих условиях перед страной встанут прин ­ ципиально новые задачи, к решению которых надо готовиться уже сейчас. Транспортная роль Севморпути еще больше возрастает в связи с открытием углеводородов в Арктике. 4. Важнейший аспект интереса к Арктике про ­ является в социальной сфере. В настоящее вре ­ мя в 28 субъектах Российской Федерации ком ­ пактно проживают 40 малочисленных народов Севера, юга Сибири и Дальнего Востока. Если говорить о народах только Севера, то это более 20 народов. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, общая числен ­ ность малочисленных народов Севера и Дальне ­ го Востока составила 244 тысяч человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы). В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочис ­ ленных народов. Однако численность ряда на ­ родов заметно сократилась. Почти 50% населе ­ ния из числа коренных народов Севера имеют начальное и неполное среднее образование, 17% из них полностью неграмотны. Средняя продолжительность жизни - 49 лет. Коренные народы Севера выделяются в осо ­ бую группу, так как их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требо ­ ваниям современной цивилизации. Именно коренные народы испытывают наиболее силь ­ ный шок от ее воздействия. Живя в сверхэкс ­ тремальных природных условиях, малочислен ­ ные народы создали специфические культуры и системы адаптации к этим условиям, которые не могут быть приспособлены к требованиям эффективного современного хозяйствования. Поэтому политика в отношении малочисленных народов Севера сталкивается с непростой дилем ­ мой: или сохранять образ жизни малых народов в традиционном для них виде, или стимули ­ ровать включение малых этносов в систему до ­ минирующей культуры. Это очень серьезная the record was reached last year; over 5 million tons of cargoes were transported. That means that intensity of transportations grows. First Chinese ice breaker "Xue Long" went along Northern Sea Route in 2012. China wants to transport up to 15 % of its export via Northern Sea Route. And only now Russia starts reconstruct Northern Sea Route, which opens broad access to the World Ocean. Neither Baltic nor Black Sea gives the same possibility. The Arctic has the potential and should become sea "gates" of Russia to the World Ocean. Russia will face principally new tasks under these conditions, and already now it is time to get ready for solving them. Transport role of Northern Sea Route increases in connection with discovery of hydrocarbons in the Arctic. 4. The most important aspect of the interest towards the Arctic manifests itself in the social sphere. Nowadays 40 small-numbered peoples of the North, southern part of Siberia and Far East live in 28 regions of the Russian Federation. Speaking only about peoples of the North, then there are 20 small-numbered peoples. According to the all- Russian population census of 2002, total number of small-numbered peoples of the North and Far East was 244 thousand people, at the same time, number of some peoples ranges from 41 thousand people (Nenets) up to 240 thousand people (the Enets). Generally we can see positive dynamics of demographic processes among small-numbered peoples. At the same time the size of some peoples has significantly reduced. Almost 50% of the indigenous peoples of the North have elementary or incomplete secondary education, 17% are fully illiterate. Average duration of life is 49 years. Indigenous peoples of the North are considered as a separate group due to the fact that their culture has fewer possibilities to adapt to the demands of modern civilization. And these are indigenous peoples, who experience biggest stress. Living in extreme nature conditions they have elaborated specific cultures and systems of adaptation to such climate conditions, which cannot be adapted to the demands of high-efficient modern economy. And at this point policy towards small-numbered peoples faces real challenge: either to preserve the way of living, typical for these people or stimulate inclusion of these people to the dominating culture. This is quite uneasy and serious task. 5. And itiscertainlyimportanttomention military and strategic role of the Arctic, which can hardly be overestimated. During the Cold War the Arctic played an important role in the system of common strategic interaction of East and West, the USSR and NATO countries. And now this role has not lost its importance. According to V.A.Tsvetkov, big part of Russian nuclear missile potential, military and space objects and facilities and other strategic objects, April, 2016 • №1 (27) • Murmanshelfinfo 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz