Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

родного газа. Если же оценивать только шельф, то на российском шельфе сосредоточено 41% российской нефти и 70% газа. Огромные запасы углеводородов шельфа Арктики, открытые по ­ сле 1960 г., во много раз усилили интерес России к Арктике. Но не только углеводороды привлекают вни ­ мание в Арктике. Здесь проживает всего 1,7% населения РФ, но регион производит почти 12% валового внутреннего продукта страны. Вклад арктической зоны в национальный экспорт со ­ ставляет порядка 25%. В настоящее время здесь производится более 90% российских никеля и кобальта, 60% меди, 96% металлов платиновой группы. 2. Другим фактором, стимулирующим внима ­ ние к арктическому шельфу, является тот факт, что происходит явное изменение климата. При этом Арктика оказывает огромное влияние на климат России. Арктические воздушные массы могут проникать до самых южных границ стра ­ ны. Изменение климата в Арктике повлечет за собой изменение всей климатической ситуации в России, что оказывает влияние на всю эконо ­ мику страны. Если говорить о сегодняшнем дне, то речь идет о глобальном потеплении, таянии ледников и соответственно изменении природных условий для хозяйственного освоения Арктики. Покров арктических льдов с 1970 по 2002 год сократился примерно на 25%. Но этот процесс очень нерав ­ номерен. Так, за период с 2005 по 2008 г. площадь многолетних льдов сократилась на 42 %, а объём на 40 %. Другие ученые, наоборот, считают, что на рубеже веков началось похолодание Арктики со всеми вытекающими последствиями. В 2013 г. площадь ледяного покрова возросла в полто ­ ра раза по сравнению с 2012 г., когда площадь льда в Баренцевом море достигла абсолютного минимума: 400 тыс. км 2 против 860 тыс. по сред ­ неклиматическим данным. Короче говоря, не ­ обходимы тщательные географические, метео ­ рологические, океанологические исследования в Арктическом регионе, прежде чем принимать радикальные решения. 3. Давнишний интерес России к Арктике про ­ являлся в ее транспортном значении. Это крат ­ чайший путь из Западной Европы к странам восточной Азии. Путь от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет чуть более 14 300 км, а если добираться через Суэцкий канал - 23 200 км. Экономическая выгода понятна. Пиковым для Севморпути стал 1987 год, когда объем пе ­ ревозок составил порядка 7 млн. тонн. Однако после развала СССР вся инфраструктура Севмор ­ пути была разрушена. Объемы перевозок снизи ­ лись до 1 млн. тонн и ниже, госфинансирование работ уменьшилось в разы, суда и береговая 70% of gas are located on the Russian shelf. Huge hydrocarbon reserves ofthe Arctic shelf, discovered after 1960, increased considerably interest of Russia to the Arctic. But these are not only hydrocarbons, raising the interest and special attention to the Arctic. Only 1,7% of the population live on this territory of the RF, nevertheless the region produces almost 12% of gross domestic product. Contribution ofthe Arctic zone to the national export comprises over 25%. Nowadays over 90% of Russian nickel and cobalt, 60% of copper, 96% of metals ofthe platinum group are produced here. 2. Climate change is another factor, stimulating attention to the Arctic shelf. At the same time the Arctic has a huge impact on the Russian climate. Arctic air masses can penetrate up to the southern borders of the country. Changes in the Arctic will cause changes of the climate situation in Russia in general and this factor has an impact on the economic situation in the country. Speaking about present situation we mean global warming, deglaciation and correspondingly, changes of natural conditions for economic development ofthe Arctic. Arctic ice sheet has been reduced by 25% from 1970 to 2002. Nevertheless this process is very uneven.Thus for the period from 2005 to 2008 the square of ice has reduced by 42 %, and its volume - by 40 %. While other scientists believe that atthe turn of two centuries real cold snap began in the Arctic, with all related consequences. In 2013 the area of ice sheet increased by 1,5 times, comparing with 2012, when the square of ice in the Barents region reached an absolute minimum: 400 thousand square km, comparing with 860 thousand, according to average climate data. Make long story short, before taking radical decisions, we need to implement thorough geographic, meteorological and oceanology researches in the Arctic region. 3. Long-time interest of Russia towards the Arctic has always manifested itself in its transport significance. This is the shortest way from the Western Europe to the countries of the eastern Asia. The way from Saint-Petersburg to Vladivostok comprises a bit more than 14 300 km, but if we travel via the Suez Channel, then the distance is - 23 200 km. Economic benefit is clearly seen. 1987 has become the most hectic year for Northern Sea Route, when the volume of transportations achieved 7 million tons. Nevertheless, after the USSR collapse infrastructure of the Northern Sea Route was ruined. The level of transportations strongly decreased, vessels and port infrastructure became older and old-fashioned legislation did not allow working under market conditions. At the same time countries, considering Arctic voyages being the part of their possible activities started showing significant interestto Northern Sea Route.Moreover, 36 Апрель, 2016 • №1 (27) • Мурманшельфинфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz