Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

изменений в постановления Правительства Рос ­ сийской Федерации от 21 августа 2000 г. №613 и от 15 апреля 2002 г. №240» и №1189 «Об органи ­ зации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в тер ­ риториальном море и прилежащей зоне РФ». Законодательные нововведения установили, что практически любые операции с нефтью и нефтепродуктами на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориаль ­ ном море и прилежащей зоне Российской Феде ­ рации допускаются только при наличии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН). При этом план ЛРН становится самостоятельным объек ­ том государственной экологической эксперти ­ зы (далее - ГЭЭ) в понимании Закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который в свою очередь определяет порядок проведения ГЭЭ и состав подлежащих ГЭЭ материалов. Это озна ­ чает, что подлежащая экспертизе документация должна в обязательном порядке содержать в своем составе кроме самого плана ЛРН матери ­ алы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (далее - ОВОС) и материалы общественных обсуждений. Согласно нормативам, принятым в Россий ­ ской Федерации, ОВОС проводится для намеча ­ емой хозяйственной и иной деятельности, обо ­ сновывающая документация которой подлежит ГЭЭ в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе». В данном случае речь идет о про ­ ектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о не ­ драх и о градостроительной деятельности и под ­ лежит экологической экспертизе. Частью этой документации и является ОВОС. Все понятно, когда речь идет о крупных шель ­ фовых объектах, таких как, стационарные и плавучие буровые установки и скважины. Фак ­ тически, рассматриваемые законодательные нововведения, изначально направленные на принятие мер по защите морей от нефтяных за ­ грязнений, и были нацелены на такого рода объ ­ екты. Однако формулировки, применяемые в За ­ конах «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Рос ­ сийской Федерации», не делают разницы между объектами, у которых по закону должна быть проектная документация, и объектами, для ко ­ торых законом проектная документация, в том числе ОВОС, не предусмотрена, и деятельность которых регулируется совершенно иными нор ­ мативами. В результате под новые требования автомати ­ чески подпали и судоходные компании, занима ­ ющихся снабжением судов топливом в морских портах, не смотря на то, что на суда, в том числе бункеровщики, проектная документация не раз- The challenges, connected with the development of Arctic port infrastructure and preservation ofthe Arctic nature require interrelated approach, proper prioritization and effective legislation. What is the effectiveness ofthe legislation? The effectiveness of legislation indicates how the practical application of laws leads to the implementation ofthe objectives, in this particular case preservation of the Arctic environment and the development ofthe Arctic port infrastructure. Over the past three years the legislation in the field of oil spill response (hereinafter OSR) in the marine environment has undergone significant changes, which mainly resulted in the adoption of the Federal Law No. 287-FZ "On amendments to the Federal Law "On the continental shelf of Russian Federation" and Federal Law "On the internal sea waters, territorial sea and contiguous zone of the Russian Federation", as well as the issue of the Governmental Decree No.1188 "On amendments to the Governmental Decrees of August 21, 2000 No. 613 and of April 15, 2002 No. 240" and the Governmental Decree No. 1189 "On the organization of prevention and liquidation of oil spills on the continental shelf of the Russian Federation, in internal sea waters, territorial sea and contiguous zone ofthe Russian Federation". Legislative amendments have established that practically any activities with oil and oil products on the continental shelf, internal sea waters, territorial sea and contiguous zone of the Russian Federation are allowed only if the Contingency plan of prevention and liquidation of spills of oil and oil products (hereinafter"OSR plan") is developed. Since then OSR plan became a subject to the state ecological expert review according to the Federal Law No. 174-FZ "On ecological expert review", which in turn determines the rules of the ecological expert review conducting. This means that OSR plan now must include the evaluation of the negative impact of economic activity of a company, exploiting an industrial offshore facility, on environment. This evaluation also must include the results of the public discussions of a facility's exploitation with municipalities, which territories can be impacted. According to the regulations accepted in the Russian Federation, the evaluation of a facility's negative impact is carried out for intended economic activity of industrial facilities, which substantiating documentation is a subject to the ecological expert review in accordance with the Law "On ecological expert review". The substantiating documentation in this case is a project documentation which is stipulated by the legislation of the Russian Federation on subsoil and on town-planning activity. Evaluation of the negative impact on environment is a part of this substantiating documentation. Everything is clear when it comes to the April, 2016 • №1 (27) • Murmanshelflnfo 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz