Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

Комплекс хранения и подачи сухой смеси (Bulk plant} Причальная линия оборудованная для приёма и постановки судов, выдерживающая высокую нагрузку Складские площади крытого и открытого хранения Железнодорожная ветка на территории базы снабжения для погрузки и Админ истра тивно-жилой комплекс Глубина у причальном стенки до 10 м Перегрузочные комплексы с крановой механизацией различной грузоподъёмности ЁМКОСТИ для приёмки, хранения и утилизации бурового шлама Сегодня в средствах массовой информации активно лоббируется информация о том, что эффективность работы отечественного нефтега ­ зового комплекса через 15 лет будет во многом определяться добычей углеводородов на шель ­ фе российской Арктики. Однако, у ряда экспер ­ тов данный постулат вызывает значительный скепсис, обусловлен тем, что затраты на развед ­ ку и освоение сырья на береговых месторожде ­ ниях составляют порядка 5 долларов за баррель, в то время как аналогичные затраты на морских месторождениях превышают береговые как ми ­ нимум в три раза. Районы предполагаемой добы ­ чи расположены далеко за Полярным кругом, в весьма сложных климатических условиях. До 6 месяцев году в перспективных районах наблю ­ дается полярная ночь, экстремально низкие тем ­ пературы, штормовая погода, шквалистый ветер, значительное волнение моря, паковые льды и вероятность появления айсбергов. Отсутствие обслуживающей инфраструктуры создает значи ­ тельные сложности при организации материаль ­ но-технического обеспечения морских объек ­ тов, организации доставки и ротации персонала в районы проведения работ, а также логистики вывоза углеводородной продукции. Эффективное освоение шельфовых место ­ рождений возможно только при создании ком ­ плексной система обеспечения шельфовых проектов. Такая система предполагает разра ­ ботку стратегий обеспечения проектов, с учетом альтернативных вариантов, а также оптималь ­ ных технико-экономических решений по всему спектру вопросов, связанных с организацией обеспечения проектов в Арктике: организация баз снабжения, выбор морского, авиационного, берегового транспорта, открытие пунктов про ­ пуска, логистика персонала и углеводородов. Помимо климатических условий, обусловлен ­ ных природными факторами, существует ряд вызовов, связанных с так называемыми сорсин- говыми стратегиями (выбором соответствующих морских и авиационных транспортных средств, способных эффективно работать в арктических Рисунок 4 - Комплексная база обеспечения шельфовых проектов Источник: Shtokman Development AG Figure 4 - Complex supply base for shelf projects Sourse: Shtokman Development AG development on the shelf of Northern seas which are situated on significant distance from the coast line, on unique complexity of conditions, will require enormous means and new technological solutions: construction of extracting complex, pipeline installation on the seafloor, establishment of coast infrastructure which includes facilities for processing and liquation of gas. Consideration of strict ecological requirements is quite important factor within development of shelf deposits. In this regard, infrastructure potential of the Murmansk and Arkhangelsk regions as well as of Nenets Autonomous District has key importance. Currently the Russian Federation faced outstanding challenges in Arctic shelf development issues. These issues were determined by foreign policy and by series of restrictions connected with lack of technologies for underwater production of hydrocarbons and deposits development. Nowadays in Mass Media information that efficiency of work of Russian oil and gas complex 15 years later will be defined by hydrocarbon development on the Russian Arctic shelf, is actively lobbying. However, several experts are not so sure because costs for prospection and exploration of raw materials on the coast deposits is around 5 dollars per barrel, and at the same time similar costs on the marine deposits is at least 3 times higher. Regions of expected development are situated far more than Polar circle in quite harsh climate conditions. The Polar night, extremely low temperatures, stormy weather, squally wind, significant sea disturbance, drift ice and possibility of iceberg appearance is normal for Arctic for period of up to 6 months per year. Lack of service infrastructure create significant 18 Апрель, 2016 • №1 (27) • Мурманшельфинфо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz