Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

портно-логистической инфраструктуры рос ­ сийских портов и развитии условий, которые позволили бы российским и иностранным инве ­ сторам эффективно присутствовать в приаркти ­ ческих регионах. Кроме того, в настоящее время в Арктической зоне отсутствует так называемая сервисная инфраструктура, которая необходи ­ ма для эффективного освоения арктических ме ­ сторождений, наблюдается дефицит технологий и производственных мощностей, необходимых для освоения шельфа, отсутствует развитая кон ­ куренция между поставщиками и подрядчика ­ ми, которые обслуживают нефтегазовый сектор. Так, в настоящий момент отсутствует постоянная поддержка сервисных компаний на местах реа ­ лизации проектов, что приводит к необходимо ­ сти мобилизации персонала и оборудования из других регионов, что ведет к удорожанию про ­ ектов. Кроме того, существует монополия ряда подрядчиков на некоторые виды продукции и услуг, что ставит компании-операторы в невы ­ годное положение [8]. Основные вызовы, стоящие сегодня перед операторами шельфовых проектов в Арктике, можно условно разделить на 3 группы (Табл. 1). Современная комплексная система обеспече ­ ния шельфового проекта имеет первостепенное значение в вопросах эффективного освоения месторождений. Говоря о комплексной системе обеспечения, подразумевается не просто транс ­ портно-логистическая схема по доставке грузов из пункта А в пункт Б. Это интегрированная мо ­ дель снабжения, доставки и ротации персонала в местах проведения работ на всех этапах от ге ­ ологоразведки до эксплуатации и последующей транспортировки углеводородов в значитель ­ ных объемах к местам сбыта (рис. 3). В связи с этим, одним из вызовов, стоящих сегодня перед операторами морских нефтега ­ зовых проектов, является необходимость фор ­ мирования так называемых эффективных «со- рсинговых» стратегий, а именно стратегий по привлечению транспортных средств, способных эффективно работать в арктических условиях. Речь идет о специальных танкерах ледового класса, о необходимых судах снабжения, верто- conditions. The Polar night, extremely low temperatures, stormy weather, squally wind, significant sea disturbance, drift ice and possibility of iceberg appearance is normal for Arctic for period of up to 6 months per year. All of these create significant challenges for material and technical supply of marine objects and transport of personnel to areas of work performance. Conducted analysis of hydrocarbon development on the shelf illustrated the following: Infrastructure supply of marine oil and gas projects is the main issue of successful implementation of Arctic projects due to significant length of Russian shelf and absence of necessary development of subarctic regions. Necessary implementation condition any shelf project is establishment of technology facilities on the seashore area which forms interrelated technique and technology and transport system and provides supply for offshore operations as well as transportation of extracted products. Currently, it is necessary to specify the existing legislation in order to form favorable investment climate for development of shelf deposits. This entails opening of checkpoints on state and custom borders, removal of several restrictions concerning the access of foreign specialists to the objects of transport and logistics infrastructure of Russian ports and development of conditions, which would allow Russian and foreign investors being present in subarctic regions. Besides that, currently, so called service infrastructure, which is necessary for effective development of Arctic deposits, is absent, also it is lack of technologies and production capacities necessary for shelf development, there is no developed competition among supplies and contractors who operate in oil and gas sector. Thus, currently the consistent support of service companies in the areas of project implementation, which results in need of mobilization of personnel and equipment from other regions, which in its order, results in higher project costs. Besides that, there is a monopoly of several contractors on some types of products and services that puts companies- operators in disadvantage position [8]. Технические Экономические Организацией ные • Арктическая среза * Чувствительная экосистема • Вероятность появления айсбергов * Удаленность от береговой ЛИНИЙ • Жесткий график выполнения операций (организация работ во время «погодного окна») • Выбор оптимальной схемы доставки персонала и грузов * Строгое соблюдение международных требований в области ОТ и ТЕ * Вопросы безопасного движения транспорта * Мультинациональный коллектив Таблица 7 Основные транспортно-логистические вызовы при освоении месторождений Table! Main transport and logistics challenges of deposits development

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz