Мурманшельфинфо. 2016, № 1.

Вместе с тем, реализуемые проекты по добыче нефти на шельфе и побережье арктических мо ­ рей ориентированы исключительно на экспорт добываемой продукции. Очевидным путем повышения энергетической безопасности арктических регионов является строительство нефтеперерабатывающих произ ­ водств для удовлетворения местных потребно ­ стей. Строительство одного из таких нефтеперера ­ батывающих заводов (НПЗ) в районе Мурманска отнесено к приоритетным проектам в утверж ­ денной правительством Российской Федерации «Стратегии социально-экономического разви ­ тия Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года». ОСОБЕННОСТИ ТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Особенностью топливообеспечения Мурман ­ ской области является широкое использование топочного мазута. Перевод ЖКХ области на га ­ зоснабжение в обозримой перспективе про ­ блематичен в связи с отсутствием устойчивых источников газа; дополнительные ограничения связаны со стоимостью строительства регио ­ нальной газотранспортной инфраструктуры и стоимостью перевода котлового хозяйства на новый вид топлива. По данным ЦДУ ТЭК, объемы поставок нефте ­ продуктов в Мурманскую область в 2014 году со ­ ставили: мазут топочный - 1,65 млн. т, дизельное топливо - 0,4 млн.т, автобензин - 0,15 млн.т. По данным Росстата происходит рост объемов заво ­ зимого мазута. Средневзвешенное расстояние транспорти ­ ровки мазута по железной дороге составляет около 3000 км (более половины топлива заво ­ зится с НПЗ Республики Башкортостан), что опре ­ деляет значительную тарифную составляющую в цене топлива для конечного потребителя. По данным РЖД, около 60% мазута завозится в район города Мурманска - через железнодорож ­ ные станции Мурманск, Комсомольск-Мурман- ский, Кола и Ваенга. Помимо этого, возрастает роль Мурманска как транспортного узла, обеспечивающего освоение арктического региона, при этом встает вопрос топливообеспечения процесса освоения - бун ­ керовка судов флотским мазутом, поставка ди ­ зельного топлива для буровых и т.п. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОПОТОКА НЕФТИ В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БАРЕНЦЕВА МОРЯ Освоение месторождений нефти шельфа и по ­ бережья Арктической зоны России проводится с использованием морской схемы транспорти ­ ровки. focused only on the export of obtained product. An obvious way to improve energy security of the Arctic region is the construction of oil refinery plants to meet local needs. Construction of one of these oil refinery plants (ORP) in the Murmansk region is included into the priority projects approved by the Government of the Russian Federation in "Strategy of Social and Economic Development of Northwestern Federal District for the period up to 2020". PECULIARITIES OF FUEL SUPPLY IN THE MURMANSK REGION The peculiarity of fuel supply of the Murmansk region is wide use of heating oil. Remittance of regional Housing and Public Utilities to use the natural gas in the nearest future is seems to be difficult because of absence of sustainable gas supply; additional restrictions are linked with costs of construction of regional gas transportation infrastructure and costs of reconstruction of gopher utilities to use new type of fuel. According to the data of CDO FPC, volumes of oil products supply to the Murmansk region in 2014 were the following: heating oil - 1.65 million ton, diesel - 0.4 million ton, petrol - 0.15 million ton. According to the Federal State Statistic Office the volume of delivered fuel was increased. The average distance for rail way transportation of fuel oil is about 3,000 ’ kilometers ( more than half of the fuel delivered from refinery plants of the Bashkortostan Republic), which defines a significant component in the price of fuel for the end user. According to data of Russian Railways, about 60% of fuel is imported to the area of Murmansk city- through railway stations: Murmansk, Komsomolsk, Kola and Vaenga. Besides mentioned above, the role of Murmansk transport hub is increasing as a provider of Arctic region development, but the issue of fuel supply for development process was raised - bunkering of ships with bunker fuel, supplying with diesel fuel for drilling , etc. PROSPECTSOFDEVELOPINGOILCARGOFLOWIN THE WESTERN PART OF THE BARENTS REGION Development of offshore oil deposits and the coast of the Arctic zone of Russia is implemented with the use of sea transport scheme. For the period up to 2030 key oil cargo flow in the Western part of the Russian sector of the Barents Sea will be connected with implementation of 5 projects: in the Pechora (Barents) Sea - Prirazlomnoe oil field, oil export terminal in Varandey, April, 2016 • №1 (27) • Murmanshelfinfo 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz