МурманшельфИнфо. 2015, N 1 (26).

а в ряде случаев и при участии мировых кам­ паний, будет затруднено. Ведь их «болевой» точкой выступают повышенные риски и из­ держки , в том числе обусловленные объ­ ективными условиями добычи и транс­ портировки сырья. Поэтому государству необходимо в этих регионах стать генераль­ ным координатором повышения минераль­ но-сырьевой безопасности и выработки механизмов регулирования процессов ос­ воения прибрежных природных ресурсов. Наряду с этим, освоение природоресурс­ ной базы прибрежных территорий будет являться подготовленной базой для не­ фтедобычи, где транспортная обеспечен­ ность — единственный и экономически реалистичный путь к природным кладо­ вым российского Северо-Востока Сибири и Дальнего Востока. Рассматривая Северный морской путь (СМП) как совокупность судо­ ходных трасс и всех элементов морской ар ­ ктической транспортной системы, включая береговую инфраструктуру и объединяя в единую транспортную сеть все крупнейшие речные артерии Сибири подчеркиваем, что Севморпуть сегодня играет роль бо­ лее геополитическую, чем экономическую. Недаром Северный морской путь называ­ ют «БАМ по воде». Это транспортно-про- мышленная магистраль является и произ­ водственной, и социальной, и оборонной инфраструктурой прибрежных террито­ рий всей Российской Арктики . Она есть и защита приоритета российского флота, и укрепление безопасности России в Арктике, укрепление военно-политического и финан­ сово-экономических позиций страны. М иро ­ вые события дают основания полагать, что ключевым вызовом инновационного разви­ тия СМП должна быть разработка комплекс­ ной арктической геоинформационной си­ стемы, где главной составляющей становится модернизация навигационной, в том числе и военно-пограничной инфраструктуры. Одновременно, являясь связующим зве­ ном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, Северный морской путь представляет единственное действенное средство для оживления эко ­ номики арктической зоны и увеличения объемов каботажных и региональных пе­ ревозок при северном завозе грузов для жизнеобеспечения населения. Именно по­ этому, осуществление масштабных судовых грузовых операций и во внутренних водах, является направленным «северным» век­ тором государственной политики иннова­ ционного развития, где производственный innovation technologies in exploration o f shelf deposits by large-scale Russian companies and, in most cases, w ith participation o f international companies will be difficult w ithou t active state and system support. It is because their concerns are enlarged risks and expenses as well as challenging conditions o f exploration and transport issues. Therefore, State needs to become a general coordinator in these regions to increase mineral and extractive safety and to elaborate the mechanisms to adjust the deve lopmen t o f near-shore mineral resources. At the same time, the deve lopmen t o f resources on the coastal territories will become a ready base for oil and gas exploration where the availability o f transport is the only and econom ically sufficient way to natural resources o f North-East Siberia and Russian Far East. Regarding the Northern Sea Route (NSR) as a synergy o f navigable routes and all elements o f marine arctic transport system including the shore infrastructure and putting all large-scale rivers o f Siberia to one transport network, we shall mention tha t NSR has a significant more geopolitical tha t economical role. No wonder the Northern Sea Route is called "Baikal-Amur Mainline on the water." This transport and industrial route is a production, social and defense infrastructure o f coastal areas o f the Russian Arctic. It is a defense o f Russian Navy priorities, and Russian security promotion in Arctic, and strengthening o f m ilitary and political and econom ic positions o f the country. Situation in the world gives ground to say tha t key challenge o f innovation developmen t o f NSR shall be the complex establishment o f Arctic geo-information system where the main componen t is modern ization o f navigation and m ilitary and border infrastructure. Simultaneously, Northern Sea Route is a connection po int between Russian Far East and western regions o f the country and it is the only effective way to revive the economy o f the Arctic zone and to increase the vo lume o f coastwise and regional carriage at the northern delivery o f goods for the sustenance o f the population. This is precisely why the imp lemen ta tion o f large-scale marine and cargo operations in the domestic waters, is targeted "northern" vector o f the state policy for innovative development, where production potential in the most promising centers forms cases o f social and econom ic efficiency. I w an t to underline tha t sea transport in the northern latitude o f Arctic and Subarctic zones is currently the only one and the most efficient delivery way o f techniques and techno logy equ ipm en t, energy products, industrial goods, food supply, which November, 2015 • №1 (26) • Murmanshelfinfo 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz